Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Цели:
1. Сформировать представление о клеточном строении живых организмов.
2. Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять словарный запас.
3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность, наблюдательность, аналитические способности.
Оборудование: учебник “Окружающий мир 3 класс” автор Л.М.Цветова, рабочая тетрадь по окружающему миру, презентация микроскоп с препаратом, пакет, горошина, словарь урока: микроорганизмы, клетка, одноклеточные, микроскоп (новые слова вывешиваются на доске).
Ход урока
1. Адаптационный этап.
На уроках окружающего мира мы говорим о живых организмах.
Что к ним относится? (Слайд 3. Презентация)
Какие признаки живых организмов вы знаете? (Слайд 4)
А какое ещё свойство объединяет все живые организмы? (Слайд 5)
Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Слайд 6)
2. Основной этап.
Рассмотрите рисунки. (Слайд 7)
Что на них изображено?
Можно ли сказать, что это живые организмы?
К какой группе они относятся?
Достаточно ли наших знаний для ответа на эти вопросы?
Где мы их можем получить?
Откройте учебник на странице 9 и найдите значок дополнительной информации.
Прочитайте до рамочки.
Так, что же изображено на рисунке?
Что это за организмы?
Почему они так называются?
С помощью какого прибора их можно рассмотреть?
Какие живые существа относятся к микроорганизмам?
Все ли животные, растения и грибы являются микроорганизмами?
Какие из них?
У вас на столах лежат рисунки. Рассмотрите их. (Слайд 8)
Сравните по размеру, форме, цвету. Сделайте вывод.
Такое строение учёные назвали клеткой.
Почему именно клеткой выясним позже.
Организмы, которые состоят из одной клетки, называются - одноклеточными.
Как вы думаете, почему они так называются?
Что относится к одноклеточным микроорганизмам?
Все ли растения, животные и грибы одноклеточные?
Какие из них?
Давайте посмотрим, из чего состоят другие организмы. Для этого нам понадобится микроскоп. Мы будем исследовать кусочки репчатого лука. Вспомните правила пользования микроскопом.
А теперь рассмотрите, из чего же состоит лук.
Зарисуйте. (На листочках)
Сравните со слайдом. (Слайд 9)
Похожи ли эти кирпичики на клетки, которые мы рассматривали в начале?
Вот такое строение и назвали клеткой.
Какой сделаем вывод?
Только этих клеток сколько?
Можно ли сказать, что они одноклеточные?
Как они называются? Почему?
Посмотрите на строение клетки. (Слайд 10) Учёные после долгих наблюдений выяснили, что она состоит из оболочки, внутри есть жидкость и ядро. (Слайд 11)
Здесь обозначены не все компоненты клетки. Мы только начинаем изучать ее, и говорим об основных частях, а более подробно вы узнаете о строении клетки в старших классах.
Дома вы зарисуете строение клетки и напишите её основные части. Задание №2 в тетради.
Физкультминутка. (Слайд 12)
Мы слайды смотрели?
Наши глазки устали?
Сначала их закроем крепко-крепко!
Затем откроем широко,
Потом за кончиком указки последим,
Куда бы он ни двигался
Глаза следят за ним.
Теперь немного подмигнём сначала правым глазом
Левым же потом.
Можно ли наблюдать клетку живого организма без микроскопа?
Оказывается можно. Для этого нам понадобятся пакеты и горох. Положите горох в пакет и надуйте его. Похоже по строению на клетку?
Оболочка есть? Ядро? Что заменяет воздух?
А как ещё можно наблюдать строение клетки без микроскопа вы узнаете, выполнив дома задание №3.
3. Творческий этап.
Пользуясь информацией учебника, заполните таблицу, которая лежит у вас на столах.
Перечислите в ней живые организмы, которые состоят из клеток.
Что вы увидели, заполняя таблицу?
Что написали в первом столбике?
А во втором?
Названия одноклеточных организмов мы пока не знаем. Как они называются, вы будете изучать на уроках биологии.
Есть ли ещё какие-нибудь группы организмов, которые не обозначены?
Сделайте вывод.
Мы уже много узнали. А на сколько, хорошо вы запомнили, покажет модель, которую вы должны сделать.
В схеме нужно указать все известные признаки живых организмов.
Проверим. Какие признаки знали? (Слайд 13)
Какое ещё свойство объединяет все живые организмы?
Изучив сегодняшний материал, что вы написали в пустом квадрате? (Слайд 14)
Что мы исследовали сегодня на уроке?
Вспомните задачу, которую поставили в начале урока?
Как вы ответите на этот вопрос теперь?
Действительно ли оно является общим свойством для всех живых организмов?
Справились с задачей?
Обратимся к словарю урока. Назовите основные термины. Раскройте их значение.
Дома вы выполните практическую работу в тетради № 2, 3.
На следующем уроке мы рассмотрим клетки различных организмов.
КОНСПЕКТ УРОКА
1 (ПРЕОБ РАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)
Перед вами - ростометр. Обозначьте звёздочкой свой рост, когда вы родились. Теперь обозначьте свой рост в текущий момент. Сделайте вывод.А теперь поработаем со схемой весов. На какую чащу вы разместили бы себя с тем весом, который был у вас при рождении? А в настоящий момент? Почему?
2. Определение темы урока. Актуализация знаний. Какие вопросы вы могли бы сформулировать по этим выводам? Что нам поможет ответить на эти вопросы? Узнать главного «виновника» изменений нашего роста и веса мы сможем, разгадав кроссворд:
1. Я - защитница-помеха
У яйца и у ореха. СК ОРЛУПА
ЦЫПЛ ЁНОК
3. Что за белое покрывало
Внутри яйца к скорлупе пристало? БЕ ЛОК
4.За белком - ты посмотри-
Что такое там внутри? ЖЕЛТ ОК
5. Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без … К ИСЛОРОДА
6.Чтобы быть здоровым, получая знания,
Очень важно, чтобы было правильным… ПИТА НИЕ
Прочтите ключевое слово. О какой клетке может идти речь на этом уроке? Итак, тема урока - «Клетка - основа строения и роста живого организма».
3. Открытие детьми нового знания. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ) Сейчас изучите новый материал, работая в группе - почтите текст учебника стр.20-21. Перед вами - микроскоп, долька апельсина. Всё это вам пригодится в работе.
4. Первичное закрепление, применение нового знания на практике. (ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ)
1. Затем выполните тест - обведите букву с правильным ответом.
ТЕСТ
1.Все живые организмы состоят из
К) долек Л) частей М)клеток
2. Главная часть клетки
А) центр О) ядро У) мозг
3. Густая жидкость, заполняющая клетку
К) белок Л) цитоплазма М) желток
4. Граница клетки, её защитный слой
О) оболочка С) скорлупа К) кожа
5. Прибор, благодаря которому увидели клетку
В) лупа Г) телескоп Д) микроскоп
6. Живые организмы состоят
Ф) из одной клетки Х) из многих клеток Ц) бывает по-разному
7. У клеток есть функция
И) умножения Ы) деления Е) прибавления
Проверка: Получилось ли у вас из обведённых букв слово? Какое? Значит, вы верно ответили на все вопросы! Давайте проверим ваши ответы!
2. Работа с рисунком - стр.22
Какие виды клеток бывают? Что общего в их строении? Как бы вы объяснили различия в их строении? Поразмышляйте в группе: 1 гр. - о костных клетках, 2 - о нервных.3 - о мышечных. 4 - о клетках эпителия. (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)
Выслушивание версий.
А где можно получить достоверные знания об этом? (ПЛАНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА) Дома подготовьте групповое сообщение по данной теме.
3 . Работа с текстом. Закончите чтение текста (стр.22-23) и восстановите части «разорванных» фраз. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ)
«у больных и малоподвижных людей»
«Чем больше работы выпадает на долю клеток…»
« тем больше питательных веществ и кислорода они получают»
«Чем меньше клетки работают …»
«тем меньше они получают питания и кислорода»
«Мышцы увеличиваются и крепнут…»
«у спортсменов и физически работающих людей»»
«Мышцы ослабевают …»
4. Рефлексия деятельности. (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)
Разгадывая кроссворд в начале урока, вы называли слова-ответы: скорлупа, цыплёнок, белок, желток, кислород, питание. Какое отношение эти слова имеют к теме нашего урока?
Давайте проверим, как каждый из вас усвоил тему урока - индивидуально ответьте на вопросы того же самого теста. Взаимопроверка (работа в паре).
Какое изречение о здоровье вы бы выбрали эпиграфом этого урока?
"Улыбка нам - сулит продление века, а злоба - только старит человека"
"Холодной осенью лишний раз рта не раскрывай"
"Двигайся больше — проживешь дольше"
"Умеренный в пище всегда здоров"
"Чем сильнее пожуешь, тем подольше проживешь"
"Сон лучше всякого лекарства"
"Кто за зря людей сердит, у того всё и болит"
5. Д.З. Задание по группам. Приготовить сообщение по теме «Виды клеток». Составить план по сообщению.
План конспект урока по окружающему миру для 4 класса
на тему: "Клетка - основа строения и роста живых организмов"
Цели:
Установить взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов;
Познакомить со строением клетки - основной строения и роста живых организмов - и видами клеток.
Оборудование: таблица "Организм человека", микроскоп,препарат " кожица лука " ,карточки с заданием для работы в группах.
Ход урока
1.Проверка усвоения предыдущей темы.
Дома вы заполняли таблицу на стр.2 Как отличались средства передвижения древнего человека от средств передвижения современного человека? Почему?
О каких изобретениях вы подготовили сообщения дополнительно? (Выслушивается сообщения учеников).
Итог.
Какое, на ваш взгляд, изобретение самое важное? (Рассуждения детей,подвести к выводу о том,что изобретения важны для жизни человека, но изобретение колеса считается самым значительным изобретением человечества.)
2.Изучение нового материала.
1.Введение в тему урока.
Человек живет в окружающем его мире. Он - часть этого мира. Можно ли человека считать частью природы? Докажите.
Являясь частью самой природы, человек создает для себя условия, в которых он себя чувствует комфортно, он изобретает для того, чтобы облегчить свой труд. Человек стремится совершенствовать мир вокруг себя и самого себя в мире.
Человек всегда стремился познать себя и свой организм.
Как вы думаете, для чего?(Выслушивание вариантов учащихся.)
Какие органы человека вы знаете? (Рассматривают плакат "Организм человека "и разгадывают кроссворд.
Учитель показывает на плакате органы, ученики заполняют кроссворд.
1.Желудок.2.Сердце.3.Лёгкие.4.Глаз.5.Печень.6.Почки.7.Зубы.8.Мозг.
Ключевое слово -ОРГАНИЗМ.
Как вы понимаете,что такое организм человека?
В ходе рассуждений детей приходим к выводу: Организм- это система органов,взаимосвязанных между собой и образующих единое целое - тело человека.
Запишите понятие в "Мой словарь и справочник"(Тетрадь стр.35.)
Люди с древнейших времён пытались изучать свой организм.В истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена трогать умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался,угрожала казнь: его сжигали на костре как колдуна. Гаврею тайно приходилось вырывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома.
Вот так, рискуя собственными жизнями, люди изучали свой организм.
Как вы думаете, изменился ли ваш рост и вес с момента рождения?
А почему вы выросли? (Потому что наш организм состоит из клеток.)
2.Объявление темы урока.
Тема сегодняшнего урока "Клетка - основа строения и роста живых организмов".
Как вы считаете, что будет главным на уроке? (Изучение клетки.)
Все наши органы составлены из бесчисленного множества мельчайших живых частиц - клеток.
3.Практика под руководством учителя.
Демонстрация под микроскопом препарата "кожица лука".
Что вы видите под микроскопом? (Клетки так малы, что не вооруженным глазом их не разглядишь.)
Впервые клетку живого организма увидел в 17 веке ученый Антони ван Левенгук, который стал изобретателем первого микроскопа.
Каково же строение клетки? Посмотрите схему в учебнике на стр.14
Из каких основных частей состоит клетка? (Ядро, цитоплазма, оболочка.)
Учитель раздает карточки по группам.
1-я группа:Все ли клетки имеют очень маленькие размеры?
Если нет, докажите свой ответ примерами.
2-я группа:Докажите что клетка -живой организм.
3-я группа: Как вы думаете, что такое куриное яйцо.
4-я группа: Все ли клетки одинаковые?
5-я группа: В среднем человек живет 70 лет, верно ли утверждение, что и возраст клетки такой же, как и у человека?
6-я группа: Почему необходимо вести подвижный образ жизни, занимаясь физическими упражнениями?
Проверка.
5.Итог урока.
Рефлексия деятельности.
Что было главным на уроке?
Выполнили мы поставленные учебные задачи?
Какие открытия вы сегодня для себя создали?
О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?
Домашнее задание
Тетрадь стр.3.№4,5,6
Так клетка, кажется мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.
Цель урока:
пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.
Задачи:
образовательные:
Создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;
Обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки
Проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;
Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
Развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
Формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
Пропагандировать здоровый образ жизни;
Воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Личностные УУД:
Внутренняя позиция школьника;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Самоанализ и самоконтроль результата;
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации;
Применение методов информационного поиска;
Способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
Формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
Умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Коррекция;
Оценка.
Методы:
словесный – беседа на основе знаний учащихся;
наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;
практический – работа с интерактивными тренажерами;
исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;
Методические приемы:
логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;
технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.
Оборудование
: компьютер, микроскопы, мультимедийный проектор, эк ранХод урока:
Этапы урока, цель
Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, школьные принадлежности, микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,… Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Возьмитесь за руки и повторяйте: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!3.Мотивация. Создание проблемной ситуации.
Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.II . Актуализация знаний. Цель: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме.
1.
Введение новых знаний с опорой на опыт детей.. Цель: выявить уровень знаний по изучаемой теме Изучение нового материала: Введение в тему. Погружение в тему.III
.Физминутка (3мин) IV .Первичное закрепление нового материала.V
.Работа по учебникуVI . Закрепление Цель: повторить и закрепить изученный материал.
VII.
Итог урока1.Рефлексия. (1 мин)
2.Домашнее задание
В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть ………………………………………………………Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков. Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоят эти шарики Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
(
На доске надпись:КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)А зачем нужно знать строение клетки. (Ответы учеников)
Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое - волнующее, таинственное, неизвестное.
Рассмотрим, как выглядят ткани разных органов человека
Увидели много много шариков, которые по форме похожи на клетку
Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.
Выступления учащихся
Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением клетки. Любая клетка покрыта снаружи оболочкой ./ мембраной/ Оболочка отделяет содержимое клетки и клетку от внешней среды. В ней есть отверстия – поры . Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.1 Ядро
5. Что является причиной роста любого организма?
А. Питание клетки
Б. Дыхание клетки
В. Деление клетки /способствует росту человека, его костей, заживлению ран, порезов, поврежденных мышц, срастанию поломанных костей./
6. Сколько видов клеток находится в организме человека?
А. 100
Б. 200
В. 300
К сожаление нам пора возвращаться путешествие подошло к концу
Вывод:
клетка - живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу. Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями.…Так клетка, кажется, мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.
Выставление оценок
1. Стр. 12-13,учебник Т.с.4-5
2. Подготовить сообщение об открытии клетки
3.Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.
Урок окончен, всем СПАСИБО!
Разработки уроков (конспекты уроков)
Презентации к урокам
Основное общее образование
Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".
Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах.
Планируемые результаты:
Вид урока: обобщающий урок.
Оснащенность урока: таблицы “Растительная клетка”, “Митоз”, конверты с заданиями, микроскопы, чашки Петри с кусочками репчатого лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стаканы с водой, салфетки. Задания в конвертах.
Используемые на уроке ЭФУ: электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения В.В.Пасечник Издательство “Дрофа”.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор, экран. ноутбук учителя, ноутбуки для учащихся (20 шт). Наушники (для работы со звуковыми источниками информации). Мультимедиа презентация.
Кабинет подготовлен для работы обучающихся в трех группах. Распределение по группам происходит независимо. Жетоны трех цветов по количеству обучающихся. Обучающиеся вытаскивают жетон определенного цвета и объединяются по цвету, формируя три группы.
У: Разгадав головоломку, вы узнаете тему урока.
КОП ПРО НЗВ ВЛТ БСО ИКР ЛАЕ ЮДН ГХИ ТНЕ
У : Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Слайд №2
?: Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы?..
О: Питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ и энергии и др.
У : Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве “пищи” и выводить наружу накопившиеся “отходы”. Клетки способны размножаться при помощи деления.
?: Поставьте цель урока
О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы: “Клеточное строение организмов”.
У: Какие вопросы мы должны повторить?
О: Строение клетки, процессы жизнедеятельности в клетке.
У : Вы поделены на три группы. Выберите капитана в своей группе. Приглашаются капитаны для получения конвертов с заданиями. Подготовка длится в течение 7 минут.
Деятельность обучающихся: внутри каждой группы распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта. Изучают материал, анализируют информацию, делают записи в тетрадях. Готовят отчет работы группы.
Каждая группа, выполняя задание, использует разные источники информации: электронное приложение к учебнику, текст и рисунки учебника, презентация к уроку. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц и слайдов); практические (поиск информации из разных источников, мини-проект); дедуктивные (анализ, обобщение). Учащиеся по окончании работы представляют результаты работы группы.
После ответов на вопросы, учащиеся получают другие задания. Самым активным учащимся учитель предлагает пересесть за другой стол. Они получают задание по сложнее – прочитать текст, озаглавить его и вставить пропущенные слова (в тексте сейчас они выделены курсивом).
Вставь пропущенные термины:
... – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной.... На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из.... .Живое содержимое клетки представлено.... – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные.... Важнейшим органоидом клетки является... . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько... . В растительной клетке имеется три вида... . ... имеют зеленую окраску, ... красную, а... – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются... .
Правильный ответ: Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки . Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды . Важнейшим органоидом клетки является ядро . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек . В растительной клетке имеется три вида пластид . Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются (вакуоли ).
Остальные обучающиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.
У: К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.
Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.
Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? Слайд №6
О: Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ. Слайд №7
Учащиеся подходят с жетонами и получают оценки.
Домашнее задание на выбор учащегося:
Используемая литература: