5 односоставных определенно личных предложений. Типы односоставных предложений

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, причём этого одного главного члена достаточно для полного словесного выражения мысли. Таким образом, «односоставный» не означает «неполный».

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую основу предложения. Однако по своему значению и способам выражения главный член большинства односоставных предложений (кроме назывных) сближается со сказуемым, а главный член назывных предложений - с подлежащим. Поэтому в школьной грамматике принято делить односоставные предложения на две группы: 1) с одним главным членом - сказуемым и 2) с одним главным членом - подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, а ко второй - назывные.

За каждым типом односоставных предложений (кроме обобщённо-личных) закреплены свои способы выражения главного члена.

Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Например: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу(Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы.

Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными.

Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает.

Неопределённо-личные предложения

- это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённоличные предложения , как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят . В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев); Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады ; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же рус ский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя, пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций: Береги честь смолоду (пословица); Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица); Цыплят по осени считают -(пословица); Снявши голову по волосам не плачут (пословица).

Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшьсяневольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов); ...В редкой девице встретишьтакую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров); На чужой роток не накинешьплаток (пословица).

В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

1) формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула/ (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

2) формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

3) словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет (Н. Гумилёв); Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);

5) сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

6) кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

7) инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений .

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).

Предложения делятся на односоставные и двусоставные. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого:

Странная просьба Чичикова прервала вдруг все его мечтания .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого:

Молодые березки и теперь сажают в парках и крупных городах ; Красный кафтан , башмаки золотые, русый парик , рукава в кружевах.

При этом односоставному предложению свойственна смысловая полнота.

ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Определенно-личные предложения

Определенно-личные односоставные предложения выражают действие, соотнесённое с определённым, но не названным лицом: Я аккуратно поднимаю руку. Стягиваю шаль с одного уха. Пьём кофе с молоком за большим столом, накрытым чистой скатертью. Давайте восклицать и плакать откровенно то вместе, то врозь, а то попеременно.

Для определенно-личных предложений характерны следующие признаки:

1) деятель есть, он определён, но не назван;

2) можно вставить подлежащее я, мы, ты вы ;

3) сказуемое выражено:

— глаголом 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения наст. или буд. времени;

— глаголом повелительного наклонения.

Неопределённо-личные предложения

Неопределенно-личные односоставные предложения обозначают действие, совершаемое неопределёнными или необозначенными лицами: Мост начали было ремонтировать (они, какие-то люди), да из-за кризиса, видно перестали. В конце войны в нашу деревню пригоняют пленных немцев. Меня никуда не отпускали , выходных мне не давали , держали строго, почти по-военному.

Для неопределенно-личных предложений :

1) деятель есть, но не назван и не определен, так как неважен; важен результат деятельности;

2) можно вставить подлежащее они, какие-то люди;

3) сказуемое выражено только формой глагола мн.ч.:

— 3-го лица изъявительного наклонения наст. или буд. вр.;

— прош. вр. изъявительного наклонения;

— условного наклонения;

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные односоставные предложения не сообщают о конкретных действиях, а выражают общие суждения, применимые к любому лицу. Часто это пословицы, общеизвестные истины, афоризмы: Любишь кататься — люби и саночки возить; Цыплят по осени считают . Век живи — век учись . Блины пекут на молоке.

Для обобщённо-личных предложений характерны следующие признаки :

1) деятель есть, он не назван, но мыслится как обобщённый;

2) можно вставить подлежащее каждый, любой, все люди ;

3) по структуре совпадают с определенно-личными или неопределенно-личными;

4) являются пословицами, поговорками, нравоучениями и истинами, афоризмами;

Безличные предложения

Безличные односоставные предложения — это предложения, в которых деятеля нет и быть не может: Мне нужно было прийти к обеду. Холодно и сыро ; Лицом к лицу, лица не увидать ; Саду цвесть ; Нет ни души; Пахнет черёмухой; Расцветает ; За окном метёт .

Они выражают:

1) процесс или состояние, независимые от активного деятеля, от воли человека: Мне не терпится ;

2) состояние природы: На улице пасмурно ;

3) действия неведомой силы, стихии: Машину занесло на перекрёстке;

4) действие косвенного субъекта: Ветром сорвало плакат;

5) отсутствие чего-либо: Нет времени; Ни людей , ни животных ;

6) модальные значения (долженствования, необходимости, возможности, невозможности): Нужно задуматься ; Следует согласиться .

Для безличных предложений характерно:

1) деятеля нет и быть не может;

2) сказуемое не сочетание с Им.п.;

3) сказуемое выражено:

— безличным глаголом;

— личным глаголом в безличном употреблении;

— кратким страдательным причастием;

— инфинитивом и различными вспомогательными компонентами;

— словами состояния со связочным компонентом и инфинитивом или без них;

— отрицательным словом в сочетании с родительным падежом;

— существительным в форме родительного падежа с отрицанием;

— инфинитивом (одни лингвисты выделяют тип инфинитивных предложений, а другие рассматривают их как вид безличных);

4) выражают:

— процесс или состояние, независимые от активного деятеля;

— состояние природы;

— действия неведомой силы, стихии;

— действие, производимое косвенным субъектом;

— отсутствие чего-либо;

— модальные значения.

Назывные (номинативные) предложения

Односоставные назывные (номинативные) предложения имеют один главный член — подлежащее, выраженное существительным в форме именительного падежа (реже — личным местоимением или числительным):

Прозрачный весенний воздух . Ползущие медленно и лениво облака . Утро . Мороз . Вот и поворот . Такие предложения служат для констатации факта существования чего-либо в реальной действительности, то есть называют существующие здесь и сейчас предметы или явления.

Для назывных предложений характерны следующие признаки :

1) наличие только подлежащего;

2) выражают факт существования предмета или явления здесь и сейчас

3) не имеют дополнений и обстоятельств

могут включать согласованные и несогласованные определения, частицы, указательные слова

4) не является назывным предложением именительный представления (именительный темы).

Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва

Продолжение. См. № 13, 15/2004

Система уроков по синтаксису в 8-м классе

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные определенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы. Два человека выходят к доске, первый записывает предложения, в которых присутствуют оба главных члена, второй – только с одним главным членом.

1. Я сердце по свету рассеять готов.
2. Слез ручей у Тани льется из очей. (А.Пушкин)
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
4. Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда. (А.Пушкин)
5. Стыдом и страхом замираю. (А.Пушкин)
6. Замечу кстати: все поэты любви мечтательной друзья. (А.Пушкин)

Вопросы

Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу?

Какой можно сделать вывод? Их грамматическая основа состоит только из одного члена. Можно дать определение односоставных предложений:

Продолжим запись и разбор материала для наблюдения (найдите сказуемые и определите, к какому лицу относится обозначаемое ими действие, обратите внимание на их грамматическую форму).

1. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...… (А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. (А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? (М.Исаковский)
5. Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь)
6. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием. (А.Пушкин)

После того как выясним, что действия, обозначенные сказуемыми, в этих предложениях относятся к единственно возможному лицу (1-му или 2-му), и установим, какими формами выражаются сказуемые, можно попросить учеников дать определение односоставного определенно-личного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить найти или придумать по 3 примера на каждый способ выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.

Односоставные неопределенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы: на доске один ученик записывает односоставные предложения, другой – двусоставные, оба подчеркивают грамматические основы и определяют грамматические значения сказуемых.

1. Очень уж шумят у нас в классах. (А.Чехов)
2. Самолеты громко шумят на взлете.
3. Родители водили его за ручку.
4. По улицам слона водили. (И.Крылов)
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях (1, 4, 5), почему в них необязательно присутствие подлежащего, а также определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы множественного числа. После чего даем определение неопределенно-личных предложений. В результате анализа приходим к выводам, что подлежащее здесь не нужно, предложения завершены по смыслу, так как действия, выраженные сказуемыми, относятся к неопределенным лицам, которые не интересуют говорящего: важен сам процесс. Эти выводы помогут составить формулировку неопределенно-личных предложений, которую ученики, как всегда, делают самостоятельно.

II. Закрепление нового материала также можно провести в форме грамматической работы: у доски один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Вас, наверное, тоже арестуют. (М.Горький)
2. Арестуйте любого подозрительного.
3. Зауважаешь тогда своего отца.
4. Не очень-то нынче старших уважают. (А.Островский)
5. Годы шли. Перевели его в другую губернию. (А.Чехов)
6. Переведу часы, хоть знаю, будет гонка. (А.Грибоедов)

Одному из учеников можно предложить индивидуальное задание (ниже приводится примерный образец)

Снова в сер_ц_ (н_)чем (н_)умер_ш_
До ланит во_х_дящую кровь.

(А.Фет)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, найдите грамматическую основу и определите значение предикативности и вид предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это же время разбирается другое предложение:

Жди ясного на завтра дня,
Чижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.

После выполнения фронтальной работы проверяем написанное на доске и переписываем в тетради.

В качестве домашнего задания можно предложить детям найти или придумать 12 примеров неопределенно-личных предложений.

Обобщенное значение односоставных предложений

В некоторых учебниках и учебных пособиях обобщенно-личные предложения рассматриваются как самостоятельная конструкция. Я же считаю, что это – особое значение определенно-личных и неопределенно-личных предложений, и предлагаю свой вариант изучения этих предложений.

Изучение новой темы начинаем с грамматической работы: на доске один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Не пером пишут, а умом.
2. На всех не угодишь.
3. Цыплят по осени считают.
4. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
5. После драки кулаками не машут.
6. Голыми руками ежа не ухватишь.

При записывании примеров обращаем внимание на то, к какому лицу относится действие, выраженное сказуемыми, в этих конструкциях (грамматически – к единственно возможному в определенно-личных предложениях или к неопределенному, не интересующему говорящего, в неопределенно-личных). А семантически, то есть по смыслу, действие во всех предложениях относится к любому возможному лицу, то есть на месте адресата речи может быть кто угодно. Это и есть обобщенное значение односоставных предложений. Дети сообща самостоятельно дают определение конструкций с обобщенным значением.

В качестве домашнего задания можно предложить детям подобрать 15 примеров односоставных предложений с обобщенным значением.

Односоставное безличное предложение

I. Закрепление изученного материла. Два человека работают у доски по индивидуальным заданиям (примерные задания приводятся ниже).

С классом разбираем в это время другое предложение.

1. Все(же) песню отмщенья за гибель / Пропоют мне на том берегу. (А.Блок)

2. Балагуру смотрят в рот, / Слово ловят жадно. (А.Твардовский)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с записи материала для наблюдения. Ученики обозначают грамматические основы и определяют морфологические способы их выражения.

1. Из дебрей туманы несмело / Родное закрыли село; / Но солнышком вешним согрело / И ветром их вдаль разнесло. (А.Фет)

2. С вечера все спится, / На дворе темно. / Лист сухой валится, / Ночью ветер злится / Да стучит в окно. (А.Фет)

Дети находят в этих примерах односоставные предложения и определяют, к чему относятся действия, выраженные сказуемыми, могут ли быть в предложениях подлежащие. Даем определение безличного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или найти 15 примеров безличных предложений.

Морфологические способы выражения сказуемого в безличном предложении

I. Закрепление пройденного материала можно провести путем индивидуального опроса по карточкам, например, таким.

Как здесь свежо под липою густою...… (А.Фет)

Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

Найдите грамматическую основу, определите вид простого предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это время можно разобрать следующие примеры.

1. Мело весь месяц в феврале. (Б.Пастернак)

2. Такой зимы давно не выдавалось, / Подобной стужи не было давно. (Д.Самойлов)

3. На свечку дуло из угла. (Б.Пастернак)

II. Объяснение нового материала. Безличные предложения при всей кажущейся легкости темы на самом деле представляют трудность для детей в первую очередь потому, что очень многообразны в них морфологические способы выражения сказуемых. А кроме того, среди этих способов есть такие, которые в курсе морфологии в среднем звене не привлекали достаточного внимания учителей. Это прежде всего безличные глаголы и предикативные наречия или, по терминологии Л.В. Щербы, слова категории состояния. К тому же сложным материалом является различение собственно безличных глаголов и личных глаголов в значении и форме безличных. Именно поэтому я считаю целесообразным посвятить этой теме отдельный урок. Главное здесь – показать особую семантику безличных глаголов и наличие у них только трех форм, а также научить различать безличные глаголы и личные в значении и форме безличных.

Объяснение новой темы начинаем, как всегда, с материала для наблюдения (нужно найти сказуемые и определить морфологические способы их выражения).

1. Светает!.. Ах, как скоро ночь минула! (А.Грибоедов)
2. Вот сыростью холодною с востока понесло. (М.Лермонтов)
3. Сладко дремлется в кроватке. (А.Блок)
4. Не нагнать тебе бешеной тройки. (Н.Некрасов)
5. Как мало пройдено дорог, / Как много сделано ошибок. (С.Есенин)
6. Под навесом темной риги жарко. (А.Ахматова)
7. Ей-ей, не жаль отдать души / За взгляд красотки чернобровой. (А.Пушкин)
8. Мечтам и годам нет возврата. (А.Пушкин)
9. Ни ветерка, ни крика птицы. (А.Блок)
10. Но суждено нам разлучиться. (А.Блок)

В первом примере сказуемое выражено безличным глаголом, то есть таким, который обозначает самосовершающееся действие и имеет только три формы: инфинитив, аналог формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (светает) и аналог формы прошедшего времени единственного числа среднего рода (светало).

Во втором предложении сказуемое уже выражено личным глаголом в безличном значении. Действие это представляется нам самосовершающимся, так как нет никакого субъекта, производящего его, но глагол этот может обозначать и обычное субъектное действие, так что он является личным глаголом, употребленным в данном случае в безличном значении и, соответственно, в одной из трех безличных форм.

Третий пример очень важен, так как в нем фигурирует безличный глагол, образованный по продуктивной в современном языке модели: путем прибавления к обычному глаголу постфикса -ся.

В четвертом предложении сказуемое выражено инфинитивом. В некоторых пособиях такие конструкции выделены в отдельный – инфинитивный – тип, но я считаю, что для школьного курса грамматики такое выделение нецелесообразно, тем более что эти конструкции удовлетворяют всем условиям безличного предложения.

В пятом примере сказуемые выражены краткими страдательными причастиями.

В шестом предложении сказуемое выражено предикативным наречием. Сложность этого случая заключается в том, что такие наречия могут иметь в качестве омонимов обычные наречия, которые будут обозначать признак какого-либо действия (ср. жарко дышал ), а также краткие прилагательные (ср. дыхание жарко ). Может быть, такие случаи стоит разобрать особо. Уверен, что в сильном классе это сделать необходимо. При предикативных наречиях могут быть вспомогательные глаголы, меняющие значение настоящего времени на прошедшее или будущее (ср. Под навесом темной риги было/будет жарко ). На это тоже следует обращать внимание учеников. Такие сказуемые относятся к разряду составных именных.

В седьмом примере сказуемое выражено предикативным наречием жаль (ср. жалко ) с примыкающим инфинитивом. Вообще примыкающий инфинитив – часто встречающаяся структурная часть сказуемого в безличных предложениях.

Восьмой и девятый примеры дают различные формы отрицания в качестве сказуемого в безличном предложении. Чаще всего здесь употребляются слово нет и формы родительного падежа существительных с частицей ни. Обычно в таких конструкциях функции частицы и союза соединяются в одном слове, как в приведенном примере.

Последний, десятый, пример дает сложный и редкий случай употребления в роли сказуемого в безличном предложении краткого прилагательного, употребляемого в роли краткого причастия. Но этот случай можно рассматривать только в очень сильном классе как факультативный.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или подобрать по 2 примера на каждый способ морфологического выражения сказуемого в безличном предложении.

Назывные (номинативные) предложения

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке материала можно провести в сочетании индивидуальных заданий с фронтальной работой, два человека работают у доски и записывают примеры.

С классом можно разобрать следующие примеры.

1. Старику не грех и отдохнуть.

2. Бывало грустно им, а скучно не бывало. (И.Крылов)

II. Дальнейшее закрепление материала проводим в форме грамматической работы.

На доске один ученик выписывает из диктуемых примеров предложения с безличными глаголами, другой – предложения с личными глаголами в значении безличных.

1. По сонной реке сверкнуло мелкой рябью. (Н.Лесков)
2. А на дворе уж побелело. (А.Грибоедов)
3. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (М.Кольцов)
4. Начинало смеркаться, когда пришел я к комендантскому дому. (А.Пушкин)
5. В это самое время его знобило и ломало. (Л.Толстой)

III. Объяснение нового материала: объяснение темы «Номинативные предложения» я рекомендую проводить при помощи раздаточного материала в виде карточек, на которых напечатано стихотворение А.Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Стихотворение переписывается в тетради, находятся все предложения. Кроме первых двух стихов, представляющих собой двусоставное предложение, осложненное обращением, все остальные стихи – номинативные предложения. Задавая соответствующие вопросы, подвожу учеников к формулировке определения этих конструкций.

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подобрать 10–15 примеров этих конструкций.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

После изучения общих вопросов структуры простого предложения и структуры его грамматической основы можно перейти к изучению второстепенных членов предложения.

Определение как второстепенный член предложения.
Виды определений

I. Закрепление материала по безличному предложению или по номинативному предложению. Два человека работают по индивидуальным заданиям, примерные образцы которых приводятся ниже.

Стройный мост из железа ажурного, / Застекленный осколками неба лазурного. (Д.Самойлов)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого.

Медлительная вспышка белой молнии. (Г.Калашников)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого

С классом можно разобрать другие предложения или проверить выполнение домашней работы.

1. И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Лермонтов)

2. Холодная подкладка воздуха. / Ледяная изнанка воды. (Г.Калашников)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с материала для наблюдения (выходящие к доске ученики должны в приведенных примерах определить синтаксические функции одного и того же слова).

1. Осень в этом году была поздняя. (Н.Некрасов)
2. Поздняя осень. Грачи улетели. (Н.Некрасов)

На этих предложениях демонстрируем, что прилагательное может быть как главным членом предложения, так и второстепенным. Продолжаем записывать материал для наблюдения, ученики в приводимых примерах находят словосочетания со значением «предмет и его признак», построенные на основе связи согласования , и определяют морфологическую принадлежность зависимых слов.

3. В тот вечер возле нашего огня / Увидели мы черного коня. (И.Бродский)
4. И с каждой осенью я расцветаю вновь. (А.Пушкин)
5. В последний раз, за третьим перевалом / Пропал ямщик, звеня и не пыля. (А.Фет)
6. Из ярко освещенной комнаты дверь налево вела в гостиную.
7. А на сосне, поросшей мхом, / Мелькает белки хвост пушистый . (А.Фет)

Вопросы

1. Что обозначают зависимые слова?
2. На какой вопрос отвечают?
3. Какими частями речи являются?

Проанализировав эти аспекты, дети дают формулировку определения.

Продолжение материала для наблюдения

В шестом примере найдите словосочетание с тем же значением («предмет и его признак»), но построенное на основе связи примыкания , и выпишите его отдельно.

В седьмом примере найдите словосочетание с тем же значением, но построенное на основе связи управление , выпишите его отдельно.

8. События крупнее и важнее не было в его жизни.

Вопросы

1. При помощи какой подчинительной связи соединены здесь определяемые слова и определения (события крупнее и важнее; его жизни) ?

Исходя из этого сформулируйте, какие определения называются согласованными и какие несогласованными.

В качестве домашнего задания можно попросить учеников придумать или подобрать по 10 примеров согласованных и несогласованных определений.

Продолжение следует

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет . В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется ли главный член дополнительными словами или нет. Односоставные предложения бывают двух видов: глагольные и субстантивные.

Глагольное односоставное предложение. Отличительная особенность глагольных односоставных предложений – бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

    определенно-личные;

    неопределенно-личные;

    обобщенно-личные;

    безличные;

Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин);

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы .

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например:

На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь);

По улицам слона водили… (И. Крылов);

И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий);

Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин).

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости ; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу ; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут ; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые. В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев) ; Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело - гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят. Обобщённо-личные предложения – предложения, в которых действие вне времен, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, то есть действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще.

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу ); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно ); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью ); состояние дел (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты ) и т. д. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

По школьной классификации, к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Главный член может быть выражен:

Формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает! Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

Формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

Словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода не было , а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - не будет ): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв).

Сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

Кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин).

Субстантивное односоставное предложение. Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

    номинативные;

    генитивные.

    назывные.

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А.А.).

Генитивные предложения , кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А.Н.)

Назывные – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: "Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную . Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее.

Типы назывных предложений

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно–эмоциональные частицы: Ну и ночка! Вот тебе, бабушка и Юрьев день.

Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ: Только бы не контрольная.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или обстановки.

Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

В этом отношении неполные предложения отличаются от предложений недосказанных, являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например: Хотя погоди, Калинина, а что, если... Нет, так это не получится... (Б. Пол.); - Я ж, мамаша. Разве я... Люди ж говорят, что она... (Б. Пол.).

Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях. Именно они указывают на «пустующие» позиции опущенных членов предложения. Неполные предложения особенно употребительны в разговорных стилях языка, они широко используются в художественной литературе как при передаче диалога, так и в описании.

Типы неполных предложений . Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные. Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).

Среди контекстуальных предложений выделяются:

    Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Отсутствие подлежащего:

- Постой, ты кто же? - удивился Куров.

- Ростислав Соколов , - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом (Б. Пол.).

Отсутствие сказуемого:

- Ты бросил жену, Микола?

- Нет, она меня (Шол.).

Отсутствие и подлежащего и сказуемого:

- Булочник Коновалов здесь работает?

- Здесь! - ответил я ей (М. Г.).

Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу (Т.).

Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая, неуютная комната (Б. Пол.).

Отсутствие второстепенного члена предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои (С. Бар.).

    Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью.

- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - А это тебе что? Скажешь, не мельницы? - Где? - Что значит, «где»? Тут. - Где же тут? - Где мы идем (Кат.). В последнем предложении не названа главная часть.

    Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.

В сложносочиненном предложении: В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (Сол.). Во второй части сложного предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

В сложноподчиненном предложении: Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову , увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.). В придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащее, общее с главной частью.

В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (Сол.). В пояснительной части сложного предложения не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части.

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой. Например: Как-то, за полночь, он постучался в дверь к Журавушке. Она откинула крючок... - Можно? - спросил он дрогнувшим голосом (М. Алексеев).

Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко.

- Утихомирились , - миролюбиво сказал мой сосед (С. Бар.). Пока я ждал своей очереди, за моей спиной начали прокручивать печатные машины. На них сегодня работали одни женщины.

- Я за вами! - предупредил я и побежал к своей машине (С. Бар.).

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи , представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим, причем реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу, чем последующие. Например:

- На перевязку иди.

- Убьют...

- Ползком.

- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Что у вас в узле, орлы?

- Раки, - ответил неохотно высокий.

- Ого! Где вы их достали?

- Возле плотины (Шол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий подтверждения или отрицания сказанного:

- У тебя баба есть?

- Никак нет.

- А матка?

- Есть (Нов.-Пр.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Чего не пробовали - удить или любить?

- Первое (М. Г.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.).

- Скажи, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша.

- Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Односоставными являются такие предложения, в которых от- сутствует один из главных членов предложения и без него смысл предложения понятен, его восстановление не требуется. В связи с этими все односоставные предложения делятся на:
а) сказуемные, бесподлежащные - глагольные;
б) подлежащные, бессказуемные - назывные.
Глагольные (в зависимости от того, чем выражен главный член предложения - сказуемое) делятся на:
а) определенно-личные;
б) неопределенно-личные;
в) обобщенно-личные;
г) безличные.
Односоставные предложения могут быть как распространенными, так и нераспространенными, осложненными и неосложненными.

1. Глагольные односоставные предложения
А. Определенно-личные предложения.
В данных предложениях глагол-сказуемое стоит в форме 1 или 2 лица единственного числа изъявительного или повелительного наклонения настоящего или будущего времени.
Например:
Сижу один дома. Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин)
В качестве подлежащего в предложение можно подставить местоимения я, мы, ты, вы.
Внимание! Никогда в определенно-личных предложениях глагол-сказуемое не стоит в форме прошедшего времени, так в данном времени нет лица, и, следовательно, такие предложения являются двусоставными неполными.

Б. Неопределенно-личные предложения.
В данных предложениях глагол-сказуемое стоит в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения настоящего или будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени.
Например:
В дверь стучали. Лето обычно любят больше других времен года.
В качестве подлежащего в такие предложения можно подста- вить местоимение они.

В. Обобщенно-личные предложения.
По форме эти предложения похожи и на неопределенноличные, и на определенно-личные, но они имеют значение обобщения, т. е. действие, о котором говорится в обобщенно-личных предложениях, может быть отнесено к любому лицу или группе лиц. Как правило, в форме таких предложений чаще всего бывают пословицы.
Например:
Цыплят по осени считают (по форме напоминает неопределенно-личное). Любишь кататься, люби и саночки возить (по форме напоминает определенно-личное).

Г. Безличные предложения.
Безличные предложения - это такие предложения, в которых действие совершается само по себе, без помощи какого-либо лица, а потому в данных предложениях нельзя подставить подлежащее. Сказуемое в безличных предложениях выражается поразному:

а) безличным глаголом: На улице темнеет;
б) личным глаголом в значении безличного (могут употребляться и в двусоставных предложениях): Снегом занесло палатку (ср. в двусоставном: Животное занесло себе вирус);
в) словами надо, нужно, можно: Нужно чаще думать о других;
г) инфинитивом глагола: Быть войне;
д) словами категории состояния: Девушке весь день было грустно;
е) словами нет, не было, не оказалось: На небе нет ни облачка;
ж) краткими страдательными причастиями в форме среднего рода: О герое было рассказано раньше.

2. Назывные предложения.
Односоставными назывными являются предложения, в которых есть только один главный член предложения - подлежащее.
В них сообщается о предмете, явлении, факте действительности.
Например :
Зима. Прекрасная погода.
Внимание! Следует отличать односоставные назывные от именительного темы (или именительного представления), который ничего не называет, а лишь содержит в себе тему дальнейшего рассуждения.
Например:
Фильмы о любви. Многие из нас хоть раз смотрели такие фильмы.



Случайные статьи

Вверх