Варнава апостол - послание варнавы. Значение варнава, апостол в православной энциклопедии древо Апостолов варнавой

[арам. ; греч. Βαρνάβας] († ок. 57), ап. от 70 (пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов). Считается основателем Кипрской Православной Церкви и ее 1-м архиепископом.

Кроме Деяний святых апостолов важнейшими источниками, повествующими об апостольской деятельности В., являются апокрифические «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы) (V в., до 488 г.), приписываемые ап. Марку, и Энкомий (похвальное слово) (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.) мон. Александра Кипрского . По словам агиографа, Энкомий написан на основе сочинений Климента Александрийского (III в.) и «др. древних авторов». Ряд сведений о В. содержится в житиях кипр. святых I в.- Ираклидия , еп. Тамасского, и Авксивия , еп. Солийского (BHG, N 204, 743 - оба не ранее VI в.).

Начало апостольской деятельности

В. происходил из состоятельной евр. семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия (Деян 4. 36), или Иосиф (Epiph . Adv. haer. I. 2. 30, 25). Апостолы нарекли его В., что означает «сын утешения» или «сын пророчества» (Деян 4. 36). Он принадлежал к колену Левитову, причем Александр Кипрский уточняет, что В. вел свой род от прор. Самуила (1. 9). Согласно Александру Кипрскому, В. в юности был послан родителями в Иерусалим, где вместе с Савлом (буд. ап. Павлом) обучался у известного законоучителя Гамалиила . Благодаря В., убедившему апостолов в искренности обращения Савла, прежний гонитель христиан вошел в общение с учениками Христа (Деян 9. 27). Семья В. имела богатые владения не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Сам он, продав земельный участок около города, передал деньги апостолам на нужды иерусалимской христ. общины (Деян 4. 37).

В Деяниях апостолов не говорится об обстоятельствах обращения В. По свидетельству мон. Александра, в Иерусалиме В. стал очевидцем исцеления расслабленного у купальни Вифезда , а также др. чудес, совершенных Христом в иерусалимском храме. В. пал к стопам Спасителя и испросил его благословения (1. 12). Он обратил в христианство свою сестру Марию, мать ап. Иоанна Марка.

Апостольская деятельность В. началась после побиения камнями первомученика Стефана (34/5 г.). Спасаясь от гонений, начавшихся после смерти Стефана, члены иерусалимской общины «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же нек-рые из них Кипряне и Киринейцы, к-рые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян 11. 19-20). Когда в Иерусалиме стало известно о распространении христианства в Антиохии, апостолы поручили В. отправиться туда (Деян 11. 22). Прибыв в Антиохию, он утвердил новообращенных и поддержал деятельность эллинистов (Деян 11. 23). Потом, отправившись в Тарс, он привел оттуда Савла (Деян 11. 25) и привлек его к проповеднической деятельности среди антиохийских язычников. Целый год они вместе проповедовали в Антиохии, многих обратив ко Христу. Их ученики впервые в истории стали называться христианами (Деян 11. 26). Среди обращенных иудеев-киприотов были исцеленный от проказы Аристоклиан (впосл. еп. Амафунтский) и, вероятно, Мнасон (впосл. еп. Тамасский) со своим другом Феоной (Хождения и мучение Апостола Варнавы, § 20).

Узнав о грядущем голоде (44 г.), антиохийские христиане собрали деньги и послали их через апостолов В. и Савла иерусалимской общине (Деян 11. 29-30). В. и Савл вскоре возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собой племянника В. Иоанна Марка (Деян 12. 25).

В Антиохии В. возглавил круг «пророков и учителей», куда входили Симеон Нигер, Луций Киринеянин, Манаил, воспитывавшийся вместе с Иродом Антипой, и Савл (Деян 13. 1). На протяжении 11-й и 12-й глав и 1-12 стихов 13-й главы (до рассказа об обращении проконсула Сергия Павла) при описании их апостольской деятельности имя В. всегда стоит впереди имени Савла. Жители Листры сравнивали В. с Зевсом, а Савла с Гермесом (Деян 14. 12).

1-е путешествие апостолов Варнавы и Павла

По Божественному внушению они отправились на проповедь, обратив ее как к эллинам, так и к иудеям. В этом путешествии их сопровождал племянник В. Иоанн Марк. Из Антиохии они прибыли на Кипр (весна 45 г.), проповедовали в Саламинских синагогах и прошли весь остров до Пафоса (Пафа) (Деян 13. 4-6). В Пафосе рим. проконсул Сергий Павел, «призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие» (Деян 13. 7). Их оппонентом выступил иудейский маг и псевдопророк Вариисус (Елима). Савл совершил чудо, временно ослепив Вариисуса, в результате чего многих обратил в христианство, в т. ч. и самого проконсула (Деян 13. 6-12). Т. о., Кипр стал первой страной, где у власти был христ. правитель. С этого момента Савл стал именоваться Павлом. В Пафосе, согласно местному преданию, ап. Павел претерпел мучение «сорока без одного» ударами.

Маршрут апостолов не указывается в Деяниях, а в кипр. источниках существуют различные версии. Среди городов и местностей, в к-рых побывали апостолы, упоминаются Китий, Тамас, Палехори, Агрос, Лампадист, Солы, гора Олимп (совр. Олимбос) и др. Наиболее вероятно, что апостолы передвигались по острову, пользуясь системой рим. дорог.

В Китии (совр. Ларнака) они встретили прав. Лазаря Четверодневного, к-рый из-за преследования иудеев вынужден был покинуть Палестину и переселиться на Кипр. В. и Павел рукоположили его во епископа Кития (Χατζηϊωάννου . Τ. 1. Σ. 352-356).

В «Хождении ап. Варнавы» рассказывается, что они посетили г. Лампадист (по мнению одних исследователей, он располагался к востоку от совр. сел. Какопетрия, по мнению др.- к юго-западу от сел. Мицеро, на вершине, где находятся развалины визант. ц. Панагии Ламподусы). Здесь они встретили Ираклия из Тамаса, с к-рым познакомились еще в Китии. В. крестил его с именем Ираклидий и рукоположил во епископа Тамаса (§ 16-17). Согласно житию св. Ираклидия, его крещение произошло в «реке Солейской» (т. е. в р. Сетрах, протекающей по горной долине Марафаса и впадающей в море у г. Солы). Около места крещения Ираклидия сейчас находится мон-рь св. Иоанна Лампадистиса (сел. Калопанайотис).

Из Пафоса оба апостола отплыли на корабле в М. Азию, о чем упоминает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl VII. 25, 15-16). Далее (без Иоанна Марка, к-рый отделился от них и вернулся в Иерусалим) они отправились в Памфилию (Пергию и Атталию), Писидию (Антиохию Писидийскую) и Ликаонию (Иконию, Листру и Дервию), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В этих городах они основывали христ. общины, сталкиваясь с сильным противодействием иудеев (Деян 13. 13-52; 14. 1-26).

Возвратившись в Антиохию, оба апостола вступили в полемику с иудео-христианами относительно необходимости обрезания для христиан. Для решения этого вопроса они отправились в Иерусалим, где рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян 15. 12). Иерусалимский Собор апостолов (48 г.) принял решение не обременять христиан из язычников исполнением закона Моисеева (Деян 15. 1-31 и Гал 2. 9). Павел и В. жили в Антиохии, «уча и благовествуя» (Деян 15. 35). Через нек-рое время они решили посетить основанные ими христ. общины в М. Азии. Однако между ними возникло разногласие из-за Иоанна Марка, к-рого Павел не хотел брать с собой, поскольку тот оставил их в Памфилии во время 1-го путешествия (Деян 15. 36-38). В конце концов В. отправился на Кипр с Марком, а Павел с ап. Силой - в М. Азию и далее во Фракию и Элладу (48 или 49 г.) (Деян 15. 39-41). На эпизоде расставания апостолов заканчивается повествование об апостоле В. в Новом Завете. Разногласие между апостолами не повлекло за собой вражды (Ioan . Chrysost . In Acta Apostolorum. 34.1): ап. Павел с уважением говорит о В. в своем послании (1 Кор 9.6) (ок. 56). О более позднем сотрудничестве апостолов существует одно косвенное упоминание в Послании Колоссянам (Кол 4. 10).

Путешествия В. в Александрию, Рим и Медиолан

Ряд источников содержит разноречивые сведения об апостольской проповеди В. в Александрии, Риме и Медиолане (совр. Милан). Климентовы «Встречи» (Recognitiones, IV в.), находящиеся в составе Климентин и дошедшие в лат. переводе Руфина Аквилейского (V в.), говорят о деятельности В. в Риме еще во время земной жизни Спасителя. Климент встретил В. в Риме, где апостол проповедовал Евангелие (Recognitiones. I 6). Акты ап. Петра (§ 4) также упоминают о пребывании В. в Риме (NTApo. Tüb., 19242. S. 233). В Псевдо-Климентовых гомилиях рассказывается о том, как Климент Римский встретил В., «одного из учеников Сына Божия», в Александрии (Hom. 1. 9-16; Hom. 2. 4) и спрятал его в своем доме, чтобы защитить от толпы философов, старавшихся опровергнуть проповедь В. с помощью силлогизмов. В. возвратился в Иудею, куда затем прибыл Климент. Они встретились у ап. Петра, и В. просил Климента сопровождать его в Рим (Hom. 1. 14-16. 5).

Александр Кипрский считает, что путешествие В. из Антиохии в Рим, а затем в Александрию и его возвращение в Антиохию состоялись позднее - вскоре после побиения камнями первомученика Стефана (2. 20-21).

Древнейшие источники не говорят о проповеди В. в Медиолане. Наиболее раннее упоминание об этом встречается в Апостольских списках Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.). Подробно его деятельность в Медиолане описана в соч. «De adventu Barnabae Apostoli» в составе «Datiana Historia Ecclesiae Mediolanensis» или «De situ civitatis Mediolanensis» (IX в.), где говорится, что В. отправился в Рим сразу после расставания с ап. Павлом, т. е. прибыл туда ранее др. апостолов и первым возвестил там евангельское учение. На Западе В. считается небесным защитником Милана и покровителем бондарей и ткачей.

2-е путешествие В. на Кипр

После расставания с ап. Павлом В. прибыл из Антиохии на остров в сопровождении Иоанна Марка (Деян 15. 35-39). Как рассказывается в «Хождении ап. Варнавы», они сели в Лаодикии на корабль, плывущий на Кипр, и ночью высадились на берег в Кроммиакити (совр. Кормакитис). Их приняли у себя Аристон и Тимон, слуги языческих жрецов (§ 14). На следующий день они отправились в Лапиф, однако не вошли в город, т. к. там совершался языческий праздник (§ 16). Оттуда они поднялись в горы в г. Лампадист (здесь в «Хождении ап. Варнавы» помещается эпизод крещения Ираклидия, к-рый большинство исследователей относят ко времени 1-го путешествия), взошли на гору Хионодес (совр. Хионистра) в Троодосе и спустились в Палеа-Пафос (совр. Куклия) (§ 18). Здесь они остановились у Родона, бывшего рабом в храме Афродиты и ставшего христианином. В Палеа-Пафосе В. был узнан Вариисусом, к-рый приложил все усилия, чтобы не допустить его прибытия в Пафос. Поэтому В., Марк и Родон пошли в Курион (§ 18). Приближаясь к этому городу, они встретили процессию идолопоклонников, двигавшуюся к святилищу, в которой участвовало множество обнаженных мужчин и женщин. В. проклял это позорное шествие, и тотчас обрушилась зап. часть городских стен, задавив и покалечив многих, остальные нашли прибежище в святилище Аполлона (§ 19). Вариисус, собрав иудеев у городских ворот, воспрепятствовал входу апостолов в город (§ 19). На следующий день апостолы пришли в селение около Амафунта, где их принял Аристоклиан, затем отправились в Амафунт, где совершались языческие торжества. Вариисус возмутил против них живших там иудеев и снова помешал войти в город (§ 20). Наконец, они достигли Кития, где их никто не принял (§ 21), и отплыли оттуда в Саламин (Констанцию) (§ 22).

Мученическая кончина В.

Год смерти В. (ок. 57) устанавливают, исходя из общей хронологии событий, изложенных в Деяниях святых апостолов. Ранее предпочтение отдавалось др. дате - 61-62 гг. В «Хождении» рассказывается, что по прибытии в Саламин В. стал проповедовать в синагоге (§ 22). Через 2 дня в город приехал Вариисус и поднял против В. иудеев. Они схватили апостола и хотели вести его на суд к правителю Саламина, но, узнав, что на Кипр приехал один благочестивый родственник имп. Нерона, иудеи решили казнить В. тайно. Ночью, надев аркан на шею, апостола повлекли из синагоги к ипподрому и далее за городские стены, где предали сожжению (§ 23). Прах В. собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море (§ 23). Однако Марку вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах и похоронить его в одной из пещер около города, где прежде поселились иевусеи . Вместе с прахом апостола они положили Евангелие, к-рое тот получил от ап. Матфея (§ 24). Марк, Тимон и Родон 3 дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит (§ 25). В Житии св. Авксивия говорится, что там Марк рукоположил Авксивия, только что прибывшего из Рима, во епископа г. Солы (§ 8). Оттуда Марк на егип. судне отплыл в Александрию.

Согласно Энкомию Александра Кипрского, В. был схвачен в Саламине во время проповеди в синагоге сир. иудеями и после долгих мучений был предан побиению камнями. Иудеи решили сжечь тело апостола, чтобы уничтожить его бесследно, но оно чудесным образом осталось невредимым в огне и было тайно погребено ап. Марком и др. христианами (2. 29).

Обретение мощей В.

Согласно Энкомию Александра Кипрского (4. 40), гробница апостола, его мощи и Евангелие были обретены после явления В. Анфемию, архиеп. Саламина (ок. 488). В. трижды являлся Анфемию во сне и велел искать его мощи в 5 стадиях от города, в месте, называемом Игиас (в переводе с греч. «Место здравия», т. к. там часто совершались чудеса), в пещере под рожковым деревом. На груди апостола было обнаружено Евангелие от Матфея, переписанное рукой В. (4. 40). Доски переплета были сделаны из туевого дерева (Suda . Θ. 541).

Это событие произошло в критический период для Кипрской Церкви, когда Антиохийская Церковь при патриархе-монофизите Петре Гнафевсе стремилась установить над островом свой контроль под предлогом, что Кипр получил христианство от Антиохии. Евангелие, найденное в гробу В., было отвезено архиеп. Анфемием в Константинополь и предъявлено визант. имп. Зинону (474-491). Обретение мощей апостола являлось важным аргументом в полемике с Антиохийским Патриархом, т. о. была доказана и окончательно признана автокефалия Кипрской Церкви как основанной апостолом. Архиепископ, избиравшийся Кипрскими епископами, получил 3 имп. привилегии: носить порфировую мантию, имп. скипетр (вместо посоха) и подписываться киноварью.

Корпус песнопений включает в себя: тропарь 3-го гласа (общий апп.): « »; кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь»: « » с икосом (в греч. Минее икос отсутствует); канон 2-го гласа, творение Феофана, ирмос «̀ρδβλθυοτεΕν βυθῷ κατέστρωσε ποτὲ» (), нач.: «῾Ως ἀνὴρ ὑπάρχων ἀγαθός, καὶ τῆς παρακλ̀ρδβλθυοτεσεως, υἱὸς φανεὶς» (); 2 самогласна, 1 группа из 3 подобнов и 2 группы стихир, посвященные обоим апостолам. В греч. Минее есть др. 2 самогласна, посвященные этим апостолам; седален и светилен иные.

Литургийное чтение из Апостола (Деян 11, 19-26, 29-30) выбрано, потому что в нем упоминается В. В греч. Минее указано общее чтение апостолам (1 Кор 4. 9-16); Евангелие также общее.

А. А. Лукашевич Ап. Варнава. Роспись ц. Ставрос ту Агиасмати. Кипр. 1494 г.


Ап. Варнава. Роспись ц. Ставрос ту Агиасмати. Кипр. 1494 г.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «С проседью в длинной бороде» (Ч. 3. § 7. № 66). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) указано изображать его вместе с ап. Варфоломеем «русым аки Иоаким Богоносец, риза бакан, испод лазорь, во амфоре (омофоре) и свиток».

Парные изображения В. с ап. Варфоломеем представлены: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 312v, 3-я четв. XI в.), в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.) - оба в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.- оба в мучении, В. в огне (по версии апокрифического сочинения «Хождения и мучение Апостола Варнавы»); в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.- оба в мучении, В. побиваем камнями (по версии Энкомия (Похвального слова) Александра Монаха).

Устойчивые черты иконография В. приобрела на Кипре, откуда апостол был родом и где принял мученическую кончину. В росписях храмов XII в. святой представлен в центре апсиды, как правило в рост, в одной зоне с отцами Церкви, в паре с др. почитаемым кипрским святым - еп. Епифанием; оба в омофорах, в руках свитки: ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, 1105/06 г.; ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг.- в медальоне (парно с еп. Епифанием); ц. Аракос Панагии близ дер. Лагудера, 1192 г. В росписях более позднего времени местоположение святого в кипрских храмах сохраняется в зоне вимы и прилегающих к ней участков, иконография остается неизменной, т. е. В. представлен как святитель в ц. св. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, XIII-XIV вв., в церкви мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, 1494 г.; ц. Христа Антифонита близ Калогреи, 90-е гг. XV в. (на сев.-вост. пилоне); в ц. св. Мавра в Килани, кон. XV в. (вост. часть софита в сев.-вост. нише); в ц. арх. Михаила в Холи, XV-XVI вв. (на сев. стене вимы, сохр. только голова).

Поясное изображение В. в омофоре со свитком в руках гравировано на лицевой стороне креста-мощевика (на нижнем конце) московской работы из Благовещенского собора Московского Кремля, нач. XVII в. (ГММК).

Наличие образа В. в минейных циклах (настенных минологиях и иконах) неустойчиво, нередко под 11 июня изображается только ап. Варфоломей.

В композиции «Собор святых апостолов» В. представлен на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 158; Миjовић . Менолог. 359, 373; Евсеева . Афонская книга. С. 309; Христианские реликвии. С. 134-136.

Э. В. Шевченко

Апостол Варнава (греческая икона) Варнава (греч. Βαρνάβας; ? 61 год, Кипр) христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви. Один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение … Википедия

Муж апостольский, один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: общение имений (Деян. IV, 32 37). Он был родом с острова Кипра и отчасти разделял с апостолом Павлом миссионерские труды, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ы, муж. Стар. редк.Отч.: Варнавич, Варнавична.Производные: Варнавка; Вара; Нава.Именины: 17 янв., 24 июня, 31 авг., 13 нояб. Словарь личных имён. Варнава Сын пророка (арам.). 17 (4) января – апостол Варнава. 24 (11) июня – апостол Варнава и… … Словарь личных имен

Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел … Википедия

- (греч. Βαρνάβας) греческое Род: муж. Этимологическое значение: сын утешения Иноязычные аналоги: греч … Википедия

Симон (ивр. שמעון‎ Шимон) … Википедия

Варнава христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви. Варнава епископ Русской православной церкви, аскетический писатель, юродивый. Варнава епископ Русской Православной Церкви; Митрополит Чебоксарский и Чувашский.… … Википедия

Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus … Википедия

- (Иосия) (ум. 62), апостол от 70 ти, друг и сподвижник апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)) (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; пострадал в г. Саламис (Кипр); ему приписывается «Послание Варнавы», не вошедшее в… … Энциклопедический словарь

Варнава - апостол от 70 ти, неизменный спутник апостола Павла. Первоначально этого человека звали Иосией, но так как он обладал блестящим даром убеждения и приносил своими речами утешение несчастным, то был переименован в Варнаву, что в переводе с… … Православная энциклопедия

Книги

  • Жития Кипрских святых. Сборник , Чуткова Л.А.. В XV веке известный летописец Леонтий Махерас в своих`Кипрских хрониках`назвал остров Кипр`островом святых`- так велико здесь число святых и мучеников, почитаемых Церковью. Остров освящен…
  • Жития Кипрских святых , . В XV веке известный летописец Леонтий Махерас в своих "Кипрских хрониках" назвал остров Кипр" островом святых"-так велико здесь число святых и мучеников, почитаемых Церковью. Остров освящен…

Кто такой апостол Варнава? Это имя мы встречаем в Новом Завете, в «Деяниях». Он - неизменный сподвижник апостола Павла, путешествует вместе с ним и проповедует веру Христову. Но в Евангелиях о нем нет ни слова. Откуда же взялся Варнава? Каким образом стал апостолом? Видел ли он когда-нибудь Сына Божия? Когда стал Ему следовать? Это предстоит нам выяснить в данной статье. Изучим же биографию (житие), деяния и страдание за веру (мученичество) этого святого.

Апостол из семидесяти

Все четыре канонических Евангелия упоминают, что Иисус избрал себе двенадцать учеников. Цифра 12 настолько магическая, что когда Иуда Искариот предал Христа, остальные одиннадцать апостолов возвели в свой ранг Матфея, чтобы дополнить число (Деян. 1:26). Но среди этих двенадцати не было Варнавы. Чтобы понять, каким образом он стал причислен к апостолам, нужно прочесть главу десятую Евангелия от Луки. В ней Господь говорит: «Много жатвы, а работников на ниве мало». После этого Он избрал из большого количества своих последователей семьдесят человек, которых послал по двое во «всякое место и всякий город, куда Сам намеревался пойти». Они должны были благовествовать жителям тех мест приход Мессии. Этих учеников и называют «апостолами из семидесяти». К их числу принадлежит апостол Варнава. Избрание семидесяти учеников произошло в последний год деятельности Христа на земле. Господь дал им те же заповеди, что и двенадцати апостолам во время Нагорной проповеди. Но поскольку они были избраны не сразу, многие из них не смогли полностью понять и принять учения Христа. Об этом повествует шестая глава Когда Христос сказал в Капернауме, что Он является хлебом живым, сошедшим с небес, и что тот, кто будет есть его, вовек не умрет, многие из семидесяти «ушли от Него и уже не следовали за ним».

Ученик, твердый в вере

Был ли среди этих отступников и апостол Варнава? Как видим из дальнейшего описания жизни Церкви, нет. Он имел острый ум и понимал, что Господь - это Слово Божие. Его заповеди нужно впитывать сердцем (есть) и исполнять их, для того чтобы иметь жизнь вечную. Когда Христос после того, как многие апостолы из семидесяти Его оставили, обратился к двенадцати: «Не желаете ли и вы последовать их примеру?». Но Петр ответил за всех: «Куда нам идти? Ведь Ты, Господь, имеешь глаголы жизни вечной». Таким образом, мы видим, что и Варнава, вместе с одиннадцатью апостолами, остался с Иисусом. Он был верным учеником, хотя ни в одном Евангелии не упоминается его имя. Деятельность Варнавы как «работника жатвы» на ниве Христовой более полно изложена в следующей за Евангелиями книге Нового Завета. А что мы можем знать о его жизни? В «Деяниях» об этом только крупицы информации. Обратимся к «Житиям святых», хотя этому источнику нельзя доверять полностью.

Апостол Варнава: биография и деяния

Настоящее имя подвижника веры и спутника Святого Павла было Иосиф. Он родился в богатой еврейской семье. Можно сказать, что он был знатного рода: из колена Левия происходили также ветхозаветные пророки - Аарон, Моисей, Самуил. Варнава считается дядей (или кузеном) евангелиста Марка. По другим данным, он мог быть также родственником Аристовула. Но родился Варнава на Кипре. Его родители уехали на остров по причине военных смут в Палестине. Но у них остался дом поблизости Иерусалима. Мужчинам-левитам закон Моисеев предписывал знать Писание. Пока мальчик Иосиф был мал, отец сам наставлял его в вере. А когда он стал юношей, родители отправили его для дальнейшего обучения в Иерусалим, к прославленному знатоку Торы Гамалиилу. Там будущий апостол Варнава, житие которого отныне полностью переменилось, познакомился с Павлом (в те времена Савлом).

Роль Гамалиила

Сей персонаж также упоминается в «Деяниях». О нем можно прочесть в главе 5 этой книги. Когда проповедовали в Иерусалиме, исцеляя немощных, фарисеи пылали на них злобой и даже помышляли убить их. Но на совещании взял слово уважаемый всеми законоучитель Гамалиил. Он привел когда самозванцы, уверяющие, что они - посланцы Бога, потерпели поражение, а их ученики рассеялись. Он посоветовал фарисеям не замышлять злого против апостолов. Ведь то, что задумано людьми, само собой разрушится. А если это дело Божие, то ничто и никто не сможет ему противостоять. Вы только навлечете на себя гнев Господа. Вот у такого учителя воспитывался апостол Варнава. О Гамалииле как о бесспорном авторитете среди иудеев высказывается и Святой Павел. Акцентируя на том, что сам он не чужд закону Моисея, Апостол говорит: «Я - еврей, воспитанный у ног Гамалиила, наставленный тщательно вере, ревнитель Бога». Таким образом, можно сделать вывод, что ученичество у этого знаменитого фарисея предуготовило Варнаву к незашоренному принятию нового учения.

Приход к Христу

«Жития Святых» уверяют, что будущий апостол часто ходил молиться в притвор Соломонова храма. Там он становился свидетелем многих чудес исцеления, которые являл Христос в Иерусалиме. Уверовав, он припал к ногам Сына Божия и попросил соизволения следовать за ним как ученик. И когда Христос оставил Иерусалим и удалился в Галилею, Варнава пошел за ним. Там он вошел в число семидесяти апостолов. Он разделял учение Господа и оставался ему верен до конца. По свидетельству Иоанна Златоуста, Иосиф имел дар убеждать людей, а также утешать скорбящих. Поэтому апостолы дали ему другое имя - Варнава. Оно означает «Сын Утешения». А свой дар убеждения святой апостол Варнава выказал тем, что уговорил учеников Господа в Иерусалиме не бояться бывшего злого гонителя христиан Савла.

Начало миссионерской работы

Ни Евангелия, ни «Деяния» не упоминают, когда и каким образом бывший Иосиф из Кипра присоединился к учению Христа. Но несомненно одно: он сделал это раньше, чем его «товарищ по школьной скамье» Савл. Варнава впервые упоминается в «Деяниях» в главе четвертой. Как и полагается ученику Христову, он продал свой дом и землю, а деньги положил «к ногам апостолов». Во второй раз он упоминается в Писании именно в связи с Павлом, будущим столпом Церкви. Когда тот направлялся в Дамаск, чтобы арестовывать христиан, ему явился Христос с вопросом «За что ты преследуешь Меня?». После этого злой человек обратился и понял, что ранее был слеп. В Дамаске Павел был наставлен в христианской вере неким Ананием. Когда же фарисеи города задумали убить новообращенного, тот вынужден был бежать в Иерусалим. Но там ученики Христовы побоялись принять его, поскольку о нем шла слава как о гонителе новой веры. И вот здесь в «Деяниях» вновь упоминается Варнава (9:27). Он уговорил своих братьев принять новообращенного без боязни. С тех пор апостол Варнава и апостол Павел стали почти неразлучными.

Дальнейшая деятельность

Оба миссионера много путешествовали. Они побывали в Антиохии, Малой Азии, Кипре, Греции. Там они основали огромное количество христианских общин. Когда в Иерусалиме вспыхнул голод, антиохийские верующие собрали деньги и послали их с Варнавой и Павлом своим бедствующим братьям. Что касается этого периода (около 45 года н. э.), то имя Варнавы упоминается перед Павлом. Жители Листры сравнивали первого апостола с Зевсом, а второго - с Гермесом (Деян. 14:12). Варнава вместе с Павлом принимали участие в соборах апостолов 48 и 51 годов. Но после этого апостолы разошлись. Павел стал путешествовать и проповедовать вместе со своим новым товарищем, Силой. Они сосредоточили свою миссионерскую деятельность на Малой Азии, Фракии и Элладе. А Варнава с Иоанном, названным Марком (своим кузеном или племянником), отправились на Кипр. Именно на этом событии и заканчивается рассказ в «Деяниях» о Варнаве.

Что известно о дальнейшей деятельности

Из «Жития святых» известно, что апостол стал первым епископом Кипра. Он проповедовал по всему острову и основал множество христианских общин. Церковная традиция утверждает, что он был побит камнями язычниками в 61 году. Его мощи чудесным образом «обрелись» в 478 году поблизости от города Саламин, на восточной оконечности острова. На этом месте в пятом столетии был основан монастырь апостола Варнавы. Ныне он не действующий и является историческим и архитектурным памятником. А мощи святого апостола Варнавы хранятся в церкви городка Конкадей-Марини в Италии.

Труды

Послания епископа Кипра не вошли в Канон. Скорее всего, они существовали, поскольку все апостолы обращались письменно к своим верующим. В найденном недавно «Синайском кодексе» содержится текст, приписываемый Варнаве. В этом пытается трактовать Ветхий Завет. Он говорит, что эта Книга для иудеев закрыта. Понять Ветхий Завет могут лишь те, кто ищет в нем предсказания о приходе Иисуса Христа. Апостолу Варнаве приписываются и два подложных текста, сочиненных значительно позже. Книга о странствиях и мученическом конце была написана в пятом веке, вероятно, для подтверждения «Житий святых». А в Средневековье было сочинено подложное Евангелие от Варнавы. В нем описываются евангельские события с точки зрения мусульманской религии (тогда еще не существовавшей).

Икона апостола Варнавы

Несмотря на то что этот Святой расстался с Павлом, раздора между ними не возникло. Апостол очень тепло и уважительно говорит о своем собрате в Первом послании к коринфянам (9:6). А в Письме к колосянам (4:10) содержится одно упоминание о позднейшей совместной деятельности Варнавы и Павла. Апостола из семидесяти чтят как в римско-католической, так и в православных церквях. Ортодоксы дважды в год отмечают день памяти Варнавы - 17 января и 24 июня. В католицизме этого апостола почитают 11 июня. В религиозной живописи существует немало икон апостола Варнавы. Фото одной из них демонстрирует нам мужчину немного преклонных лет, темные волосы которого едва тронула седина. Поскольку Варнава имеет апостольский чин, он одет в хитон и гиматий, а в руках держит свиток. Иногда иконописцы изображают его как первого архиепископа Кипра. В таком случае он изображается в святительских ризах.

Святой апостол от 70-ти Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).
Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26 - 28).
По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антнохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Таре, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим.

Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2 - 3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6 - 12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8 - 18). Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19 - 20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36 - 41).
Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.
Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.
Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Кондак, глас 3:

Господень был еси всеистинный служитель, / апостолов же явился еси седмидесятих первый, / озарил еси и с Павлом проповедь твою, / всем возвещаяй Христа Спаса, / сего ради песнопении // Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Имя св. апостола Варнавы было Иосия, или Иосиф, а Варнавою он был наименован св. апостолами за горячую его любовь ко Христу и щедрые пожертвования в пользу первого христианского общества. Св. Лука пишет, что не было между ними (уверовавшими во Христа) нуждающегося: ибо все, которые владели землями, или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов и каждому выдавалось, кто в чем имел нужду. Так Иосия, прозванный св. апостолами Варнавой, что значить сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам апостолов (Деян. IV, 34-37). Св. Варнава был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и считался в числе 70 апостолов; может быть по раннему своему последованию за Господом он считается первым среди семидесяти: «Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился седмидесяти первый» (Кондак, служба дня 11-го) и св. Димитрий Ростовский пишет: «в тех 70 вначале вчинен бысть сей Иосиф и от апостол святых переименовать Варнавою» (Четьи Минеи 11 июля). Варнава, по свидетельству Климента Александрийского , св. Епифания и др., родителями своими с Кипра в юности отправлен был в Иерусалим для обучения и он вместе с Савлом (ап. Павлом) обучался у знаменитого иудейского ученого Гамалиила (Деян XII, 3); в Иерусалиме была в замужестве сестра Варнавы — Мария, мать Иоанна-Марка (Деян. XII, 12), имевшая свой дом, в котором, вероятно, проживал и св. Варнава. В Acta Sanctorum 11 Iunii сообщается, что св. Варнава обратил в христианство сестру свою Марию (у Болландистов 26 р.). Чрез посредство Варнавы прежний гонитель христиан Савл, а затем избранный сосуд благодати Божьей — Павел, вошел в общество учеников Иисуса Христа. Варнава с Савлом целый год трудились в проповеди о Христе в Антиохии и наставили в истинах св. веры немалое число людей, которые в первый раз стали называться христианами (Деян. XI. 25—26). Антиохийские христиане собрали значительное пособие для учеников Господа и все, собранное ими, отослано было чрез Варнаву и Савла в Иерусалим (Деян. XI, 30). Исполнив поручение, они (Савл и Варнава), взявши с собой Иоанна-Марка (племянника Варнавина), возвратились из Иepyсалима в Антиохию (Деян. XII, 25). В Антиохии когда некоторые учители и пророки (последователи Иисуса Христа) служили Господу и постились, св. Дух сказал: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я потребовал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь (Деян. XIII, 1-3). Св. Варнава и Савл (Павел) трудились над распространением веры о Христе, о чем подробно описано в апостольских Деяниях гл. XIII-XIV. Они присутствовали в Иерусалиме на Апостольском Соборе (50 г) и все собрание с особым вниманием слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников (Деян. XV, 12). Апостольский собор постановил принимать обращающихся к церкви язычников, не подвергая их обрезанию и не обременяя их выполнением обрядов Моисеева закона и свое послание апостолы поручили доставить в Антиохию (где и начался спор о принятии язычников чрез обрезание), куда послали «мужей начальствующих между братьями» вместе с Павлом и Варнавою (Деян. XV, 22). Павел и Варнава в 51—52 проживали в Антиохии , уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: «пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут». Варнава хотел взять с собой Иоанна своего племянника, но Павел воспротивился ему и от этого между ними произошло огорчение и они в 52 г. разлучились друг с другом; Варнава, взяв с собой Марка, отплыл в Кипр (Деян. XV, 36-39). «Разделение их, по словам св. Иоанна Златоуста, послужило к большему благу, которое произошло по этому поводу (именно — больше просвещения язычников светом Христовой веры чрез таких великих апостолов). И врагами ли (продолжает Златоуст) они расстались? Нисколько. Ибо и после этого случая ап. Павел в своих посланиях упоминал о Варнаве с большими похвалами (I Кор. IX, 6)». (Толкование св. Златоуста на апостольские деяния, Спб. 1857. IV, 57, 94-97). Некоторые предполагают, что св. Варнава, после проповеди на о. Кипр и в других местах, снова присоединился к ап. Павлу и разделял проповеднические его труды, и что он (Варнава) был тот брат, который по словам ап. Павла прославляется по всем церквам за благовествование (2 Кор. VIII, 18). По сказанию Дорофея Тирского, св. Варнава с о. Кипра в 57—58 г. отправился в Ефес, где трудился несколько времени с ап. Павлом (1 Кор. IX, 6), а затем снова возвратился на свою родину (Кипр); отсюда в Александрию, где будто, бы встретил Климента (впоследствии Римского епископа) и в Климентинах есть некоторыя сведения о св. Варнаве, но это сочинение не заслуживает доверия. Из церк. песнопений видно, что Варнава был в Риме (11 июня): «прошел еси землю…. и в Рим славный пришед…» Из Рима он с проповедью о Христе проходил Ломбардию и Лигурию и основал христианскую церковь в Медиолане (Милане); затем возвратился на о. Кипр и в г. Саламине в 62 г. потерпев мученическую кончину (язычники побили его камнями). Тело св. Варнавы, согласно завещанию, погребено было ап. Марком вместе с евангелием Матфея. Марк о кончине св. Варнавы сообщил ап. Павлу, который о нем (Варнаве) много плакал…. Подробно описано житиe (сказание о периодах, или путешествиях, св. Варнавы) монахом Александром, но эти сказания большей частью апокрифического достоинства. Св. Варнава написал Послание , которое в особенном уважении было в Александрии . О принадлежности сего послания Варнаве свидетельствуют Евсевий (Церк. Ист. кн. III, 25), Иероним (Каталог писателей, г. VI). Ориген называл это послание «соборным». Некоторые (Тертуллиан) св. Варнаве приписывали послание к евреям, (несомненно принадлежащее ап. Павлу). Мощи св. ап. Варнавы были обретены в г. Саламине при императоре Зеноне (419). Празднование св. Варнаве и в Восточной и в Западной церкви совершается 11 июня, предполагаемый день мученической его кончины, а также 4 января (в Соборе 70 Апостолов). В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев, Правосл. Собеседник 1898. Apxиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163-258 стр., св. Димитрий Ростовский. Четьи Минеи 11 июня , а также в житиях святых под 11 июня — Д. Протопопов, С. Дестунис, Apxиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.)

Православный собеседник. — 1906. т.1. с. 80-83 .



Случайные статьи

Вверх