А вы настроили такой параметр как ISO, на своем фотоаппарате? Самое важное про ISO в фотоаппарате, и на что оно влияет

ISO часто называют также чувствительностью ISO, уровнем ISO , или просто светочувствительностью матрицы или пленки .

Все же, что такое ISO в настройках фотоаппарата?

ISO - это параметр, указывающий на уровень чувствительности к свету ее свето-улавливающего элемента (матрицы или пленки). В основном указывают пределы ИСО для камер (фотоаппаратов). Хотя, этот же параметр можно встретить не только на камере, но, например и на вспышке. Для вспышки, обычно указывается ведущие число при использовании одного из значений ISO 100, или 200. Чувствительность ISO указывается в специальных единицах системы ISO. Само числовое выражение ISO может принимать любое целочисленное выражение от 1 до бесконечности. Например, на моей вспышке можно выставить ISO от 1 (единицы) до 12,500, а на моей камере можно установить значение ISO от 200 до 1.600.

Меньше — лучше!

Чем выше значение ISO, тем более светочувстительней матрица . Очень важно понимать, что чем выше значение ISO, тем меньше времени нужно, чтобы матрица или пленка сосканировала изображение с объектива. Для наглядности, приведу пример: мы снимаем вечером, света мало, на камере установлено значение ISO 100, при этом камера в приоритете (либо в любом другом режиме) показывает, что снимок будет сделан с 1/20с. Это очень длинная , и при этом мы можем получить смазанный кадр. Потому, чтобы уменьшить выдержку нужно увеличить ISO. Например, мы увеличили ISO до 800, то при этом уменьшиться в 8 раз и станет 1/160с (одна сто шестидесятая секунды). Если бы не шумы, то можно было бы всегда снимать на высоких ИСО и никогда не переживать за выдержку, в связи с шумами, нужно понижать ИСО и увеличивать выдержку и в добавок переживать за то, чтобы не получить смазанный кадр.

Поднять, закрыть, уменьшить!

Супер высокие и супер низкие ISO

Множество камер имеет расширенный диапазон значений ISO - обычно это программная накрутка ISO, и обозначаются они как Hi1, Hi2 и т. д. Например, для камеры HI1 эквивалентно значению ISO 3200, а на камере HI1 эквивалентно значению ISO 6400. Всегда помните, что снимая на таких расширенных значениях ISO практически всегда будет очень сильный эффект шумности картинки. Я настоятельно не рекомендую снимать в расширенном верхнем диапазоне ISO на любых камерах. Также, диапазон может расшираться в меньшую сторону, так камера , имеют значения , в качестве эквивалентов для ISO 100, 160, 130. Какой выигрыш дает расширение в низкий диапазон ИСО читайте в моей статье ISO . Некоторые камеры, фактически, не имеют аппаратной реализации ISO, такой вывод я сделал, проведя .

С каким ISO выбрать камеру?

Выбирая камеру, всегда смотрите на минимальные и максимальные значения ISO, а также помните, что в 90% случаях Вам не придется снимать на предельных высоких ISO, так как часто они просто не смогут обеспечить нормального качества изображения. Потому, у профессиональных фотографов имеется понятие рабочего ISO . Под рабочим ISO подразумевается максимальное значения ISO на котором камера может давать приемлемый результат. Хитрость в том, что в отличии от и , которые на всех камерах дают полностью одинаковые значения, одно и то же ISO на разных камерах может давать разное значение шумности. Потому, в одной камеры рабочее ISO будет 800, а в другой рабочее ISO будет 3200. Для примера, на камере можно получать снимки приемлемого качества на ISO 3200, в то время как на в режиме ISO 3200 (Hi1) уже получается не фотография, а полная ерунда. Очень сильно разница в шумности ИСО чувствуется на цифровых мыльницах, где уже на ИСО 400 часто очень сильно виден цифровой шум, а в то же время на зеркальных камерах ИСО 400 вполне рабочее.

Что влияет на шумность при высоких ISO?

На уровень шумности при высоких ИСО очень сильно влияет фотоаппарата . Чем больше матрица, тем меньше шум. Учитывая, что в компактных фотоаппаратах матрица очень маленькая, то и уровень шумов она производит огромный. Объяснить можно очень просто на величине пикселя. На большой матрице большие пиксели, которые могут поглотить намного больше света и таким образом сделать сильный електрический сигнал. Логично, что 12МП с мыльницы и 12МП с будут давать разный уровень шумов при высоких ИСО. Больше информации в моей статье имеет значение.

Как меряется ISO?

ISO как и выдержку и диафрагму принято считать по стопах , например, ISO 100, ISO 200, ISO 400 и т. д. Разница между ISO 800 и ISO 400 ровно два раза или один стоп, а между ISO 100 и ISO 1600 ровно 16 раз, либо 4 стопа. Очень плохо, что в камерах в основном доступно изменения ISO только на величину стопа. Так, для возможно установить вручную ISO только 200, 400, 800, 1600, HI1 и нельзя установить промежуточное значение, такое как ISO 250, 320, 500 и т. д. На более продвинутых камерах можно устанавливать и промежуточные значения, но все же тонкого контроля ISO практически нет ни в одной камере. Самое интересное, что в автоматическом режиме ISO, чувствительность ISO может принимать любые значения, такие как 110, 230, 1400 и т.д.

Автоматическое ISO

Пример работы авто ИСО

Мы решили сфотографировать дома кошку при тусклом освещении лампы. У нас объектив 60мм, чтобы избежать дрожания рук , нужно снимать на выдержке не длиннее 1/60, потому выставим в параметрах автоматического ISO значения максимальной выдержки равное 1/60, а также максимальное допустимое ISO 800 для того, чтобы получить максимальное качество снимка. При фотографировании камера будет пытаться понизить ISO, и корректировать выдержку. Если выдержка короче 1/60 и ISO меньше минимального, то камера автоматом удлинит выдержку и понизит ISO и будет делать это до тех пор, пока не упрется в заданный предел в 1/60 секунды, при этом мы получим максимально допустимую выдержку и минимально возможное ISO для фотографирования кошки. Если же света вполне достаточно, то камера выставит ISO 100 (или любое минимально допустимое) и любую нужную выдержку не длиннее 1/60. Если же света катастрофически мало, то камера выставит максимально возможное ISO и принудительно увеличит выдержку для правильной . Вообще, я настоятельно рекомедую поэксперемнитровать с автоматическим ISO в режиме приоритета , так как работа автоматического ISO довольно специфична.

Маленькая хитрость

При использовании автоматического ISO и вспышки, лучше отключите авто ISO, так как очень часто камера сходит с ума и там, где можно реально понизить ISO, камера ставит максимально указанное и делает снимок со вспышкой. Да и вообще, если есть вспышка, то можно спокойно использовать самые низкие из доступных ISO.

Еще одна маленькая хитрость

На ряде цифрозеркальных камер в режиме автоматического ISO можно выставить в меню максимальное ISO, а также минимальное. Иногда, для установки минимального ISO нужно просто селектором выставить нужное значение ISO, например 800. И тогда, при максимальном заданном ISO 1600 получится диапазон рабочих ISO 800-1600 на которых будет работать камера — очень и очень полезная штука.

Золотое правило настройки ISO

Всегда помните про золотое правило — снимать нужно на минимально возможных значения ISO. Как только появилась возможность понизить ISO — делайте это. Подымайте ISO только тогда, когда это нужно, например, когда выдержка при низком значении ISO оказывается слишком длинной для нормальной съемки с рук. Чтобы максимально низко опустить ИСО — максимально открывайте диафрагму . Если есть вспышка, не используйте высокое ИСО. Хотя, иногда и со вспышкой можно снимать на высоких значениях ISO (детали ).

Выводы

Значение ISO непосредственно отвечает за светочувствительность и за уровень шумов. Чем выше ISO - тем больше шумы и хуже фотография. Чем ниже ISO - тем лучше фотография, но и тем длиннее выдержка.

Есть вопрос? Можете задать в комментариях. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Чтобы получить максимально качественные снимки, который может позволить камера, необходимо разобраться в таком понятии как чувствительность ISO . Статья предназначена для начинающих фотографов, поэтому постараемся рассмотреть эту тему наглядно и просто.

Чувствительность ISO – что это?

Еще во времена пленочной фотографии кто-то вспомнит, как подбирали пленку для съемки в помещении и для съемки на улице. Основным критерием выбора была светочувствительность пленки. Пленка чувствительностью 200 подходила для съемки на улице, при хорошем освещении. А вот для квартиры нужна была пленка чувствительностью 400.

Говоря простым языком, ISO – это уровень чувствительности камеры к освещению . Чем меньше значение ISO, тем менее чувствительна камера к свету, а чем больше значение ISO, тем больше чувствительность камеры. За изменение чувствительности камеры, отвечает сенсор (то есть сама матрица фотоаппарата ). Это самая главная и дорогая часть в камере, которая собирает свет и превращает его в изображение. На высоких значениях ISO мы можем снять изображение в условиях низкой освещенности, без использования вспышки. Но, в зависимости от уровня камеры, получим шумы (зерно на изображении).

Для наглядности посмотрите на изображение ниже:

Следовательно, на высоких значениях очень заметен шум.

Значения ISO в современных камерах: 50 , 100 , 125 , 160 , 200 , 250, 320 , 400 , 500, 640, 800 , 1000, 1250, 1600 , 2000, 2500, 3200 , 4000, 5000, 6400 , 8000, 10000, 12800, 16000, 20000, 25600

Влияние ISO на экспозицию

Как диафрагма и выдержка влияют на экспозицию мы уже рассмотрели в предыдущих статьях. Теперь, для того чтобы понять как чувствительность ISO влияет на экспозицию, рассмотрим фотографии, снятые с одним значением диафрагмы и выдержки, освещение в течение съемки не менялось.

f 1/8 1/320 ISO 100 снято днем в помещении






Увеличивая значение ISO мы помогаем сенсору камеры захватить больше света. С каждым большим значением ISO изображение становится светлее.

Влияние ISO на качество изображения

Как и было сказано выше, чем больше значение ISO, тем больше получается шумов и артефактов на фотографии. Также снижается детализация, цвета становятся тусклее. В конвертерах всегда можно аккуратно сгладить шум, но качество так или иначе останется на низком уровне.


Значения ISO для различных съемок

Параметр ISO обычно это первое, что нужно настроить в камере, как только мы собираемся что-то снять.

ISO 50-200 подойдет для съемки на улице днем. Можно конечно ставить и больше, но не забывайте про качество.

f 2/8 1/500 ISO 200

ISO 400-800 подходит уже больше для съемки в хорошо освещенном помещении, либо на улице в закатном освещении.

f 1/8 1/500 ISO 400

ISO 800-1600 для съемки в темном помещении, где нет возможности использовать вспышку

f 1/8 1/100 ISO 1600

ISO 3200 и выше подойдет для съемки звездного неба или млечного пути

Чем руководствоваться при установке ISO

  1. Обратите внимание на свет, достаточно его или нет.
  2. Собираетесь вы использовать вспышку или нет
  3. Будет ли съемка со штатива
  4. Допустим ли на фотографии цифровой шум .
  5. Будет сцена динамичная или статичная.

Заключение

Старайтесь всегда снимать на минимальных значениях ISO. Открывайте диафрагму настолько, насколько позволяет глубина резкости. Если используете вспышку, не нужно ставить слишком большое значение ИСО , в среднем 800 более чем достаточно.

И главное, больше экспериментируйте!

Здравствуйте уважаемые читатели моего сайта! Сегодня поговорим про такой важный параметр, как ISO и как этот параметр влияет на шумы?

Раньше, когда цифровые фотоаппараты не были столь популярны, под ISO понимали светочувствительность пленки . Фотографу приходилось постоянно иметь в запасе несколько ее типов: более светочувствительную для съемок в помещении, другую для солнечных зарисовок. Много кадров терялось, так как после изъятия пленки из фотоаппарата дощелкать их потом уже было нельзя.

Сейчас все просто, вместо фотопленки в зеркальном фотоаппарате мы имеем цифровую матрицу. Подробнее про я писал в прошлых статьях. Однако, говорить про ISO как про светочувствительность матрицы фотокамеры не корректно. Чувствительность матрицы величина постоянна, как и ее ! А вот ее восприимчивость к свету зависит от усиления сигнала электроникой фотоаппарата и программной обработкой.

Светочувствительность фотопленки и матрицы фотоаппарата - это не одно и тоже!

В настройках цифрового фотоаппарата значение ISO можно задавать вручную. Например в его разрешено выставлять в диапазоне от 100 до 3200. Есть еще 2 значения супер ISO - Hi1 и Hi2, но уровень шумов на них зашкаливает.

Как работать с ISO?

Из фотографии сверху достаточно понятно, что если недостаточно света на фотографии, то устанавливаем ISO больше и наооборот, если все засвечено, то меньше. Правда, есть важный нюанс, безболезненно увеличивать "светочувствительность" матрицы не получится, поэтому читаем статью до конца.

Рассмотрим влияние параметра ISO на примере

Мной проделан небольшой эксперимент. Съемка зеленого автомобильчика велась со штатива при равных условиях в режиме приоритета диафрагмы. Следовательно, после моей установки значения ISO, автоматически выставлялась длительность выдержки. Внимательно смотрим на изображение снизу, как изменяется количество шумов.

Несложно заметить, что шумом на фотографии с ISO 100 значительно меньше, чем на остальных, особенно, чем на Hi2, поэтому стараемся фотографировать на низких значения параметра. Но не всегда такое возможно. Например, на вечеринках, выступлениях, ночных съемках приходиться вставлять более высокий параметр «светочувствительности» матрицы, чтобы хоть что-то было видно на фотографии.

Отчего же появляются шумы на снимке?

Цифровая матрица - это сложная схема, состоящая из фотодиодов и других узлов электроники, поэтому при усилении полезного сигнала усиливаются и дефекты изображения.Так что, чем лучше инженеры компаний по производству фотоаппаратов позаботились об алгоритмах обработки параметра ISO, тем качественнее будут снимки, но и стоимость зеркального фотоаппарата вырастет. При этом, чем шире диапазон возможных значений, тем проще фотографу играть настройками во время процесса съемки.

На практике бывает экономически выгодно использовать более высокие значения ISO. Например, фотографируя внешней вспышкой, можно завысить значение «светочувствительности матрицы», но при этом снизить мощность вспыхивания. При таких настройках увеличивается срок службы импульсной лампы, находящейся во вспышке, потому что она работает в более щадящем режиме, а изменение ISO со значения 100 до 400 бывает не всегда заметно глазу.

Если у Вас возникли вопросы или Вы с чем-то не согласны, то прошу оставить свой комментарий.

Главное отличие пленочного фотоаппарата от цифрового заключается в способе фиксации света, прошедшего через объектив. Там, где в традиционных пленочных фотоаппаратах располагается пленка, у цифровой камеры находится электронная матрица со светочувствительными элементами. Именно на поверхности электронно-оптического преобразователя (матрицы) создается изображение, которое затем превращается в электрические сигналы, обрабатываемые процессором камеры. От матрицы цифрового фотоаппарата напрямую зависит не только качество получаемых фотографий, но и стоимость самой камеры. Что же собой представляет светочувствительная матрица и каким образом создается цветное изображение в цифровом фотоаппарате?

Матрица: типы и принцип работы

Светочувствительная матрица является ключевым элементом любой современной цифровой камеры. Ее можно назвать «сердцем» цифрового фотоаппарата. Если же сравнивать камеру с человеческим глазом, то матрица – это сетчатка цифрового аппарата, на которой оптический сигнал преобразуется в цифровое изображение. Матрица или сенсор представляет собой сложно структурированную пластинку из полупроводникового материала. На этой микросхеме имеется упорядоченный массив светочувствительных элементов. Миллионы таких светочувствительных элементов или пикселов изолированы друг от друга и формируют только одну точку изображения. Нужно отметить, что, несмотря на высокую точность в изготовлении матриц цифровых фотоаппаратов, каждый сенсор по своему уникален и потому двух совершенно одинаковых камер по своему характеру не существует.

Основная задача матрицы фотоаппарата заключается в том, чтобы обеспечить преобразование оптического изображения в электрическое. При спуске затвора фотоаппарата на миллионы крошечных ячеек попадает свет, на них накапливается заряд, который, естественно, разнится в зависимости от количества света, попавшего на данную ячейку матрицы. Эти заряды передаются на электрическую схему, которая призвана усилить их и преобразовать в цифровой вид. Усиление сигнала выполняется в соответствии с настройками чувствительности ISO, выбираемых камерой автоматически или самостоятельно устанавливаемых пользователем. Чем больше выбираемая чувствительность ISO отличается от реальной светочувствительности матрицы, тем сильнее сигнал. Но усиление сигнала может негативно сказаться на итоговом изображении – появляется так называемый «шум» в виде случайных помех.

На сегодняшний день при производстве светочувствительных матриц для цифровых фотоаппаратов используются, главным образом, две технологии – CMOS (Complementary Metal Oxide Semiconductor) и CCD (Charge Coupled Device). В русском переводе эти два типа сенсоров известны как КМОП и ПЗС-матрицы.

КМОП-матрицы изготавливаются из комплементарных металлооксидных полупроводниковых материалов. Их ключевая особенность состоит в том, что они умеют считывать и усиливать световой сигнал с любой точки своей поверхности. КМОП-матрица может преобразовывать заряд в напряжение сразу в пикселе. Эта особенность позволяет значительно повысить скорость работы фотоаппарата при обработке информации с матрицы.

Кроме того, подобная технология дает возможность интегрировать матрицы непосредственно с аналогово-цифровым преобразователем (АЦП), что обеспечивает удешевление цифрового фотоаппарата за счет некоторого упрощения его конструкции. Плюс ко всему, КМОП-матрицы отличаются более низким энергопотреблением. Однако у них есть существенный недостаток – для того, чтобы повысить светочувствительность матрицы и улучшить, тем самым, качество изображения производителям приходится существенно увеличивать физические размеры сенсора.

ПЗС-матрицы получили большое распространение в современных цифровых фотоаппаратах любительского и профессионального уровня даже несмотря на то, что они отличаются чуть большей трудоемкостью в производстве. Принцип работы такой матрицы основывается на построчном перемещении накопленных электрических зарядов. В процессе считывания заряда осуществляется перенос зарядов к краю матрицы и в сторону усилителя, который далее передает усиленный сигнал в аналогово-цифровой преобразователь (АЦП). Поскольку информация из ячеек считывается последовательно, то сделать следующий снимок можно только после того, как предыдущее изображение сформировано целиком. В то же время преимуществом ПЗС-матриц являются их сравнительно небольшие размеры.

ПЗС-матрицы, используемые в современных цифровых фотоаппаратах, по своей конструкции делятся на полнокадровые, с буферизацией кадра, буферизацией столбцов, с прогрессивной разверткой, чересстрочной разверткой и с обратной засветкой. Например, в чересстрочных ПЗС каждый пиксель обладает как приемником света, так и областью для накапливания заряда. В свою очередь, в полнокадровых матрицах весь пиксель выполняет функцию приема светового потока, а каналы передачи заряда спрятаны под пиксель.

Довольно долгое время считалось, что ПЗС-матрицы обладают большей светочувствительностью, более широким динамическим диапазоном и лучшей устойчивостью к шумам, по сравнению с КМОП-сенсорами. Поэтому цифровые фотоаппараты с ПЗС-матрицами использовались там, где требуется обеспечить высокое качество изображения, а камерам с КМОМ-сенсорами отводилась роль недорогих любительских устройств. Однако за последние годы производителям вследствие улучшения качества кремниевых пластин и схемы усилителя удалось существенно повысить характеристики КМОП-матриц. И теперь по качеству изображения камеры на основе КМОП-матриц практически ни в чем не уступают фотоаппаратам, в которых используются ПЗС-сенсоры.

Новейшие КМОП-сенсоры способны гарантировать профессиональное качество снимков. А потому с точки зрения качества фотоизображения, собственно, тип матрицы уже мало о чем говорит, гораздо более важным фактором являются конкретные характеристики данного сенсора — его физические размеры, разрешающая способность, светочувствительность, соотношение сигнал — шум.

Как мы уже выяснили, матрица цифрового фотоаппарата состоит из огромного количества светочувствительных полупроводниковых элементов прямоугольной формы, называемых пикселями. Каждый такой пиксель собирает электроны, возникающие в нем под действием фотонов, пришедших от источника света. Но как же происходит процесс формирования изображения матрицей фотоаппарата?

В упрощенном виде об этом можно рассказать на примере ПЗС-матрицы. Во время экспозиции кадра, регулируемой с помощью затвора фотоаппарата, каждый пиксель постепенно заполняется электронами пропорционально тому количеству света, которое попало на него. Далее затвор фотоаппарата закрывается, и столбцы с накопленными в пикселях электронами начинают сдвигаться к краю сенсора, где размещается аналогичный измерительный столбец.

В этом столбце заряды сдвигаются уже в перпендикулярном направлении и, в конечном счете, попадают на измерительный элемент. В нем создаются микротоки, пропорциональныепопавшим на него зарядам. Благодаря такой схеме становится возможным определить не только значение накопленного заряда, но и какому пикселю на матрице, то есть номер строки и номер столбца, он соответствует. На основе этого строится картинка, соответствующая сфокусированному на поверхности светочувствительной матрицы изображению. В матрицах, построенных по технологии КМОП, заряд преобразуется в напряжение прямо в пикселе, после чего он может быть считан электрической схемой фотоаппарата.

Формирование цветного изображения

Сенсоры цифровых фотоаппаратов способны реагировать только на силу попадающего на них света. То есть они могут определять исключительно градации интенсивности света — от полностью белого до полностью черного. Чем больше фотонов попало на пиксель, тем, соответственно, выше яркость света. Но как в таком случае цифровой фотоаппарат распознает цветовые оттенки? В традиционных пленочных фотокамерах используется негативная пленка, состоящая из трех слоев, которые позволяет пленке сохранять различные цветовые оттенки света. В цифровых же камерах реализуются иные технические решения для формирования цветного изображения.

Для того, чтобы сенсор цифрового фотоаппарата мог различать цветовые оттенки, над его поверхностью устанавливают блок микроскопических светофильтров. Если в матрице используются микролинзы, служащие для дополнительной фокусировки света на пикселях с целью повышения их чувствительности, то фильтры размещаются между каждой микролинзой и ячейкой.

Как хорошо известно, любой цвет в спектре можно получить путем смешения всего нескольких основных цветов (красного, зеленого и синего). Распределение светофильтров по поверхности сенсора для формирования цветного изображения может быть разным, в зависимости от выбранного алгоритма. В большинстве цифровых фотоаппаратов сегодня применяется цветовая модель Байера (Bayerpattern).

В рамках этой системы цветовые фильтры над поверхностью матрицы располагаются вперемежку между собой, в шахматном порядке. Причем количество зеленых фильтров в два раза больше, чем красных или синих, поскольку человеческий глаз более чувствителен к зеленой части светового спектра. В результате, получается так, что красные и синие фильтры располагаются между зелеными. Шахматный порядок в расположении фильтров необходим для того, чтобы одинаковые по цвету изображения получались вне зависимости от того, как пользователь держит фотокамеру – вертикально или горизонтально.


Цветовая модель Байера (ист. www.figurative.ru)

Таким образом, цвет каждого пикселя определяется прикрывающим его светофильтром. В получении информации о цвете участвуют все экспонированные элементы ячейки. Само же цветное изображение строится электроникой камеры уже после того, как снимаемый с ячеек сенсора камеры электрический сигнал преобразуется в цифровой код аналого-цифровым преобразователем (АЦП). Впрочем, КМОП-сенсоры могут и самостоятельно обрабатывать цветовую составляющую сигнала.

Аналого-цифровой преобразователь (АЦП)

Как мы уже поняли, работа светочувствительной матрицы тесно связана с аналого-цифровым преобразователем камеры (АЦП). После того, как каждый из миллиона светочувствительных элементов матрицы преобразует энергию падающего на него света в электрический заряд, этот накопленный заряд усиливается до необходимого уровня для последующей его обработки аналого-цифровым преобразователем.

Аналогово-цифровой преобразователь – это устройство, отвечающее за преобразование входного аналогового сигнала в цифровой сигнал. АЦП переводит аналоговые величины полученного каждым светочувствительным элементом электрического заряда в цифровые величины, которые далее автоматика камеры, в частности, встроенный микропроцессор, получает уже в двоичном коде.

Главной характеристикой АЦП является его разрядность, то есть количество дискретных уровней сигнала, которые кодируются преобразователем. К примеру, одноразрядный аналогово-цифровой преобразователь может классифицировать сигналы светочувствительных датчиков только как черные (0) или белые (1). А восьмиразрядный АЦП способен построить уже 256 различных значений яркости для каждого датчика. В современных моделях цифровых фотоаппаратов с сенсорами большого размера используются 12-, 14- либо 16-разрядные аналого-цифровые преобразователи. Высокая разрядность установленного в камере АЦП может свидетельствовать о том, что данный цифровой фотоаппарат способен создавать изображения с широким тональным и динамическим диапазонами.

После того, как АЦП выполнит преобразование аналоговых напряжений, полученных с датчиков, в двоичную кодированную метку, состоящую из нулей и единиц, он передает эти оцифрованные данные нацифровой процессор сигналов камеры. В процессоре эти данные уже преобразуются в цветную картинку в соответствии с внесенными производителем алгоритмами, включающими в себя, в частности, определение координат точек изображения и присвоения им определенного цветового оттенка. При построении цветового изображения встроенная электроника камеры обеспечивает регулировку яркости, контрастности и насыщенности картинки. Также она убирает с него различные помехи и «шумы».

Безусловно, сенсор и связанный с ним аналого-цифровой преобразователь – это не единственные составляющие цифровой камеры, которые определяют ее качество. Оптика, электроника и другие элементы также очень важны для обеспечения высокого качества создаваемых фотоизображений. Тем не менее, уровень современного цифрового фотоаппарата принято определять именно исходя из технического совершенства установленной в нем светочувствительной матрицы. Более того, развитие фототехники в целом сегодня во многом определяется скоростью разработки все более совершенных сенсоров.

Очень сложно снимать действительно хорошие фотографии без понимания того, что такое ISO и как оно работает. Как уже упоминалось в прошлых статьях, светочувствительность это один из важнейших факторов удачного снимка с технической стороны. (Другие два это Скорость затвора и Апертура). Поэтому очень важно знать что это, дабы выжимать все возможное с вашей камеры и делать стоящие снимки, которыми было бы грех не похвастаться. И так как эта статья посвящена начинающим фотографам, то я постараюсь объяснить, что такое ISO как можно проще.

1. Что такое ISO?

В сущности ISO это уровень чувствительности вашей камеры к имеющемуся свету. Чем меньше уровень ISO, тем меньше камера чувствительна к свету и наоборот, чем больше ISO – тем больше светочувствительность. Компонент камеры, отвечающий за изменение светочувствительности, называется «сенсором изображения» или просто сенсором, и является самой дорогой (ну или почти самой дорогой) частью камеры. Суть сенсора в том, что он преобразует падающий на нее свет в изображение, которое мы с вами видим и называем фотографией. С увеличенной чувствительностью сенсор вашей камеры может запечатлевать изображения в условиях плохой освещенности без использования вспышки. Однако и здесь есть свое «но» - чем больше светочувствительность, тем больше зернистости, или так называемого «шума» наблюдается на фотографии.

Наглядный тому пример:


У каждой камеры есть своя базовая светочувствительность («Base ISO»), которая обозначает самый низкий уровень ISO, при котором достигается лучшее качество снимка и отсутствие зернистости. На большинстве камер фирмы Nikon это ISO 200, на Canon же 100. То есть по задумке вы должны стараться все время использовать базовый ISO, чтобы получать фотографии без шума и наилучшего качества, однако это не всегда возможно, особенно в условиях плохой освещенности.

Как я уже сказал ранее, обычно светочувствительность начинается со 100-200 ISO, после же оно увеличивается в геометрической прогрессии (каждый раз в два раза): 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 и так далее. То есть каждый раз, изменяя уровень ISO на одно значение, вы увеличиваете светочувствительность сенсора вдвое. Таким образом, уровень ISO равный 200 в два раза чувствительнее к свету, чем ISO 100, когда 400 в 2 раза больше, чем ISO 200. А это в свою очередь означает, что уровень светочувствительности равный 400 в 4 раза больше, чем ISO 100; а ISO 1600 в 16 раз светочувствительнее ISO 100. Но к чему я это все веду? Дело в том, что если сенсор в 16 раз чувствительнее к свету, то ему нужно в 16 раз меньше времени, чтобы запечатлеть изображение.

Примеры ISO и скоростей:

  • ISO 100 – 1 секунда
  • ISO 200 – 1/2 секунды
  • ISO 400 – 1/4 секунды
  • ISO 800 – 1/8 секунды
  • ISO 1600 – 1/16 секунды
  • ISO 3200 – 1/32 секунды
Цифры условны и могут меняться при определенных обстоятельствах

То есть, ссылаясь на таблицу выше, если вашей камере требуется одна секунда для запечатления фотографии при ISO равном 100, то при ISO 800 вы можете фотографировать всего за 125 миллисекунд! И если вникнуть в это, то со знанием этого меняется мировоззрение на технику фотографирования в целом, ведь вы можете мгновенно запечатлеть сцену, буквально «замораживая» действие. Для примера возьмем эту фотографию:
Черные чегравы, снято при ISO 800 за 1/2000 секунды

Как видно из описания к фотографии, я сфотографировал эту птицу при светочувствительности, равной ISO 800, причем сенсору камеры потребовалось всего 1/2000 секунды, чтобы запечатлеть ее. А теперь представим, что было бы, выставив я ISO 100: в таком случае мне бы потребовалось в 8 раз больше времени, а это 1/250 секунды. То есть вместо четкого изображения, я бы получил смазанный снимок, так как за 1\250 секунды птица бы успела сильно поменять свое местоположение и испортить мне снимок. Именно поэтому так важно знать принцип работы сенсора и светочувствительности.

2. Когда использовать низкий ISO?

Как можно чаще. То есть по идее вы должны все время стараться использовать самый низкий уровень светочувствительности, чтобы получать снимки хорошего качества и без шума, особенно если вокруг достаточно света. Другими словами, использовать низкий уровень светочувствительности нужно в хорошо освещенных помещениях или при достаточном естественном освещении. Хотя иногда низкий ISO используется и в темных помещениях для увеличения времени выдержки и создания эффекта «Шевеленки» (Motion Blur). Правда в таких случаях надо учитывать, что камере потребуется время дабы запечатлеть сцену, поэтому обязательно использовать штатив для того, чтобы статичные объекты оставались статичными, иначе вас съест призрак!

О, нет! Атака призрака!

Шучу конечно. Кстати, это мой племянник; дело в том, что я как раз тестировал на нем долгую выдержку, используя максимально низкий ISO, вследствие чего время выдержки было равно пяти секундам, во время которых мой друг и успел стать «привидением».

3. В каких случаях использовать высокий уровень светочувствительности?

Увеличивать уровень ISO следует тогда, когда вокруг недостаточно света, чтобы достаточно быстро запечатлеть что-либо. Так, когда я снимаю без вспышки в закрытых помещениях, я использую более высокий уровень светочувствительности чем обычно, чтобы добиться эффекта «заморозки» движения. Увеличение ISO также может потребоваться в тех случаях, когда вам нужен четкий снимок быстро движущегося объекта. Например, как с той птицей, фотографию которой вы видели выше. Однако перед увеличением уровня светочувствительности стоит подумать, готовы ли вы пожертвовать качеством снимка.

Кстати, на последних моделях DSLR-камер есть интересная опция при съемке в режиме “Auto ISO” (Автоматическая настройка светочувствительности), позволяющая вам выбирать максимально возможный уровень светочувствительности, который камера может себе позволить. Так, например, если я хочу ограничить уровень зернистости на моих фотографиях и при этом все еще полагаться на свою камеру – я выставляю барьер на ISO 800, и могу смело фотографировать.

На этом все, и примите во внимание, что все, прочитанное вами в этой статье – это лишь базовые знания о светочувствительности в фотоаппаратах и его принципе работы, рассказанное наиболее доступным способом. Так как на самом деле объяснение того, что такое ISO - очень трудоемкое занятие, полное технических терминов, поэтому, если вы хотите углубленно понять, что такое ISO, то могу вам посоветовать, прочитать несколько статей из Википедии.



Случайные статьи

Вверх