Абстрактные отглагольные существительные. Значение словосочетания «отглагольное существительное

    Отглогольные существительные -это существительные,которые образованы от глагольных основ,они обозначают опредмеченное действие(процесс, состояние) и представляют его в отвлеченном смысле.

    Отглогольные существительные образуются :

    -безаффиксным способом образования:

    Вывоз;прогул;отлов;заплыв;нагрев.

    -суффиксальным способом :

    Награждение;бурение;взыскание;блуждания;прокладка;заливка;чистка;молотьба;стрельshy; ба;хотьба.

    Отглогольные существительные применяются во всех стилях речи:

    Научном;разговорном; публицистическом;официально-деловом.

    Самое главное отличие отглаголных существительных заключается в том, что они обозначают не предмет, а процесс. Иногда к таким существительным относят еще и источник этого действия, например, усилитель (от глагола усилить).

    Такое существительное можно возвести к глаголу.

    Итак, процессы:

    • прогулка - прогуляться
    • проживание - прожить
    • учреждение - учредить
    • соединение - соединить
  • Сначала о самом понятии: отглагольными существительными называются такие сущ - ые, которые произошли/образованы от глаголов и, как следствие, обозначают какое - либо действие.

    Отличать их можно по средством суффиксов, с помощью которых они образованы. Это следующие суффиксы: -чик-//-щик-, -тель-, -знь-, -ищ-, -ний-//-ений-.

    Примеры отглагольных существительных:

    • грузчик (грузить);
    • воображение (воображать);
    • созерцание (созерцать);
    • слушатель (слушать);
    • проживание (проживать);
    • осмотр (осмотреть).
  • Отглагольные существительные-это существительные, образованные от глаголов, при помощи суффиксального (например, улучшение (суффикс -эний-) от улучшать) или безсуффиксального способа (например, вылет от вылетать) и обозначающие явление как действие, процесс.

    Отглагольные существительные (так называемые девербативы) - это те имена существительные, которые образованы от глаголов или напрямую соотнесены с глаголами. Между такими существительными и глаголами, которые являются однокоренными с ними, имеется прямая лексическая взаимосвязь.

    Нет никакого смысла запоминать перечень суффиксов и окончаний, которые могут встретиться нам в отглагольных существительных. Это и трудно, и нелогично.

    Намного более верный путь - это разобраться в значении слова и понять, если ли у него однокоренные (родственные) глаголы.

    Например .

    1. Выстрел . Это существительное. Отглагольное оно или нет? Есть глаголы стрелять и выстрелить. Последний и является той отправной морфологической точкой, которая нам и нужна. Слово выстрел можно признать отглагольным.
    2. Мама . Мамуля. Мамочка. Нет глаголов мамить, мамничать. Существительные не отглагольные.
    3. Морковка . Морковь. Нет глаголов морковничать или морковить. Следовательно, морковь - не отглагольное существительное. Как и морковка. Видите, как вс просто? Нет в моркови признаков глагольного процесса и быть не может.

    Может возникнуть вопрос: А как узнать, существительное от глагола возникло или глагол от существительного?. При определении отглагольных существительных это не столь принципиально. Всю этимологическую цепочку рассматривать мы не будем. Лишь бы две эти части речи были близкими соседями данной цепи.

    Отглагольными, или девербативами , мы называем производные от глаголов существительные, которые имеют значение опредмеченного действия . Девербатив, как правило, вполне заменим описательным глагольным оборотом:

    • вход это место, где входят;
    • закладка это предмет, который закладывают;
    • принуждением мы называем процесс, напрямую связанный с глаголом принудить;
    • решение это процесс или результат действия глагола решить.

    В языке русском девербативы образуются следующим образом :

    1) при помощи самых разнообразных суффиксов (способ суффиксальный):

    • -ТЕЛЬ- со значением производителя действия: воспитать воспитатель; заклинать заклинатель; слушать слушатель; предпринимать предприниматель;
    • -ЧИК- (-ЩИК-) со значением производителя действия: перебежать перебежчик; грузить грузчик; пилить пильщик (отмечу, что часть таких слов образована от существительных: бакен бакенщик; фонарь фонарщик);
    • -Л- со значениями и производителя действия, и процесса: кидать кидала; воображать воображала; ловить ловля; травить грызня;
    • -К- : ковать ковка; подсказать подсказка; вышивать вышивка;
    • -Б- : бороть борьба; косить косьба; гнать гоньба;
    • -ОТН- , -Н- : бегать беготня; грызть грызня;
    • -ИЩ- : убежать убежище; пристать пристанище; пепелить (книжное) пепелище;
    • -ОК- : довесить довесок; подарить подарок; огрызть огрызок;
    • -ЗНЬ- : жить жизнь, бояться боязнь; болеть болезнь;
    • -АЦИЙ- : интегрировать интеграция; урбанизировать урбанизация;
    • -НИЙ- , -ЕНИЙ- : анкетировать анкетирование; переложить переложение;
    • -ТИЙ- : проклясть проклятие; взять взятие, быть - бытие.

    (Отмечу, что последний звук суффиксов -АЦИЙ-, -НИЙ-, -ЕНИЙ-, -ТИЙ- находится в буквочке Е, только второй звук, ею обозначенный, является флексией окончанием);

    2) бессуффиксным способом словообразования:

    • просмотреть просмотр;
    • набежать набег;
    • пересказать пересказ и др.

    Так что отличить девербативы от других существительных нам помогают вкупе и их общее значение грамматическое (опредмеченного действия), и суффиксы . Но по одним только суффиксам различать их нельзя, так как в языке существуют суффиксы-омонимы, например, уменьшительно-ласкательный -ОК- и увеличительный ИЩ- образуют существительные от существительных (иногда и отглагольных): воз возок; ход ходок; холод холодок; дом домище, арбуз арбузище.

    Отглагольные существительные - термин, который имеет говорящее само за себя название. Нетрудно сделать вывод, что такие существительные образованы от глагола. Они имеют лексическое значение, связанное с самим процессом действия, его результатом, часть называют лицо, которое выполняет действие и пр.

    В основном названия таких овеществленных действий образуются с помощью суффиксов, например:

    отправить - отправка;

    перековать - перековка;

    побелить - побелка;

    обитать - обитание;

    восхитить- восхищение.

    А эти существительные обозначают процесс или его результат:

    солить - соление - соленье;

    варить - варение - варенье;

    коптить - копчение - копченья;

    инкрустировать - инкрустация.

    Множество отглагольных существительных, образованных с помощью суффиксов, найду среди слов, называющих лицо по профессии, занятию, увлечению:

    бежать - бегун ,

    плавать - пловец ,

    инструктировать - инструктор ,

    инсценировать - инсценировщик ,

    интервьюировать - интервьюер .

    Огромный пласт русской лексики принадлежит отглагольным существительным, образованных с помощью морфемы- невидимкм - нулевого суффикса.

    От производящей основы глагола отсекаются за ненадобностью суффикс(ы) и с помощью нулевого суффикса получаются следующие существительные:

    сплавлять - сплав;

    обменять - обмен;

    отдыхать - отдых;

    загорать - загар;

    испугать - испуг;

    уколоть - укол;

    торговать - торг;

    бранить - брань.

    Отглагольные существительные могут образовываться от глаголов с помощью различных суффиксов или образовываться бессуффиксальным способом.

    Примеры суффиксов:

    Строить -> Строитель.

    Колоть -> Кольщик.

    Эти 2 суффикса непосредственно используются для образования существительного, которое обозначает объект, выполняющий то или иное действие. То есть, если существует какое-то действие (выраженное глаголом), то есть и человек, который выполняет это действие.

    Издеваться -> Издвка. Ночевать -> Ночвка.

    Примеры бессуфиксального образования отглагольных существительных:

    Пробегать -> Пробег.

    Загорать -> Загар.

    Отглагольные существительные - это существительные, образованные от глагола, что хорошо понятно из названия этих существительных.

    Как же отличить, существительное образовано от глагола, или же, наоборот, глагол произошет от существительного? Это несложно, так как существительные, образованные от глаголов, обозначают не отвлеченный предмет, а действие, процесс действия.

    Для сравнения: ломать - ломание (процесс, существительное явно отглагольное) и печатать - печать (печать - самостоятельное слово, обозначает предмет, здесь сразу видно, что это глагол произошел от существительного, причем глагол еще и утратил часть значения существительного: печатать можно не обязательно печатью, а на машинке, на компьютере).

    Другие примеры отглагольных существительных:

    Измерение, познание, лазание, приготовление и т.п.

    Отглагольные существительные - это те, которые образовались от глаголов. Они обозначают опредмеченное действие.

    Отглагольные существительные часто употребляются в официально-деловой речи. Они утяжеляют текст и придают бюрократический налет. Примеры таких существительных: оплата, состояние, распоряжение, осуществление, анкетирование, согласование, управление, выдвижение, продление, предоставление, написание, применение, установление, прибытие, избежание, обслуживание, пополнение.

    Пользоваться такими глаголами нужно аккуратно, они вносят неясность.

    Пример: На собрании речь пойдет о выполнении плана. Не ясно, о чем речь пойдет - об итогах, ходе или мероприятиях по выполнению.

    Отглагольные существительные еще называются маздар. Существуют они не только в русском языке.

Свойствам отглагольное существительное близко к герундию (хотя считается, что, скажем, в русском языке герундия нет).

От одной глагольной основы возможно образование двух видов отглагольных имён существительных: девербатива имени действия - лат. nomen actionis (сев, преобразование, спасение ) и имени действующего лица или отправителя действия - лат. nomen agentis (сеятель, преобразователь, спасатель ).

В немецком языке существуют два вида отглагольных существительных: субстантивированный инфинитив, или «имя процесса» (примеры: sein - das Sein, schwimmen - das Schwimmen и др.) и «имя результата» на -ung. От большинства глаголов могут образовываться как первая, так и вторая форма; от «статических» по смыслу глаголов обычно образуется только первая, от «динамических» могут образовываться обе формы (первая имеет более абстрактный смысл).

Применительно к восточным языкам отглагольное существительное традиционно именуется «ма́сдар» (араб. مصدر ‎‎). Он является источником словообразования согласно мнению ученых басрийской школы морфологии. Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определенное понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощен связью со временем и лицом деятеля. Например: شُكْرٌ غُفْرَانٌ «благодарность» - «ШуКРун» (понятие не связанно ни со временем, ни с деятелем), «прощение» - ГуФРаанун (тоже нет даже намека на ответ к вопросам: «когда?» и «кто?»)

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отглагольное существительное" в других словарях:

    См. существительное … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    Герундий одна из имеющихся во многих языках (английский, испанский, французский, латинский и др.) нефинитных (безличных) форм глагола. Отглагольная часть речи (наряду с причастием и деепричастием), выражающая действие как предмет. Отвечает… … Википедия

    Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия

    Отглагольное существительное (также девербатив) в ряде флективных языков, включая русский, имя существительное, образованное непосредственно от глагола. Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать). По многим семантическим и… … Википедия

    Отглагольное существительное (также девербатив) в ряде флективных языков, включая русский, имя существительное, образованное непосредственно от глагола. Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать). По многим семантическим и… … Википедия

    ОТГЛАГОЛЬНЫЙ, отглагольная, отглагольное (грам.). Произведенный от глагола. Причастие есть отглагольное прилагательное. Отглагольное существительное. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Влияние, влиять, инфлюенция. 1 Известно, что в русском литературном языке первой половины XVIII в. влияние было словом высокого стиля (ср. книжный славянизм влиять в значении вливать) (см.: Срезневский, 1, с. 379). Его синоним в среднем и… … История слов

    ОБРАМИТЬ, ОБРАМЛЕНИЕ Слово обрамить произведено от слова рама в профессиональном (столярном) диалекте. История самого слова рама в русском языке остается неясной. В современном употреблении со словом рама связаны три основных значения: 1.… … История слов

    РАСЦВЕЧИВАНИЕ, РАСЦВЕТИТЬ В русском литературном языке XVIII в. профессиональная терминология наук и художеств находилась в беспорядочном брожении. Заимствованные слова боролись с русскими терминами и часто вытесняли их, особенно в тех областях,… … История слов

Книги

  • Английский язык. Рабочая тетрадь к сборнику упражнений Английский язык. Грамматика. 10-11 класс. Часть 2 , Голицынский Ю.Б.. Сборник упражнений по грамматике английского языка Ю. Б. Голицынского широко используется в учебном процессе общеобразовательных учреждений России и стран СНГ. Уникальность методики,…
  • Английский язык для школьников. Грамматика. Сборник упражнений. 10-11 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2 , Голицынский Ю.. Сборник упражнений по грамматике английского языка Ю. Б. Голицынского широко используется в учебном процессе общеобразовательных учреждений России и стран СНГ. Уникальность методики,…
  • Отглаго́льное существи́тельное (также девербати́в) в ряде флективных языков, включая русский, - имя существительное, образованное непосредственно от глагола. Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать).

    По многим семантическим и синтаксическим свойствам отглагольное существительное близко к герундию (хотя считается, что, скажем, в русском языке герундия нет).

    От одной глагольной основы возможно образование двух видов отглагольных имён существительных: девербатива имени действия - лат. nomen actionis (сев, преобразование, спасение) и имени действующего лица или отправителя действия - лат. nomen agentis (сеятель, преобразователь, спасатель).

    В немецком языке существуют два вида отглагольных существительных: субстантивированный инфинитив, или «имя процесса» (примеры: sein - das Sein, schwimmen - das Schwimmen и др.) и «имя результата» на -ung. От большинства глаголов могут образовываться как первая, так и вторая форма; от «статических» по смыслу глаголов обычно образуется только первая, от «динамических» могут образовываться обе формы (первая имеет более абстрактный смысл).

    Применительно к восточным языкам отглагольное существительное традиционно именуется «ма́сдар» (араб. مصدر‎). Он является источником словообразования согласно мнению ученых басрийской школы морфологии. Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определенное понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощен связью со временем и лицом деятеля. Например: شُكْرٌ غُفْرَانٌ «благодарность» - «ШуКРун» (понятие не связанно ни со временем, ни с деятелем), «прощение» - ГуФРаанун (тоже нет даже намека на ответ к вопросам: «когда?» и «кто?»)

    Отглагольные существительные широко используются в различных стилях языка:

    В общественно-политической и специальной литературе в качестве терминов, образованных различными способами:

    при помощи суффикса -ни-е (-ани-е, -ени-е), например: бетонирование, рыхление, разгосударствление, анкетирование, вычитание, сложение, согласование, управление;

    при помощи суффикса -к-а, например: кладка, шпаклевка (процесс и результат процесса); при наличии вариантов обоих типов (гравирование - гравировка, маркирование - маркировка, прессование - прессовка, шлифование - шлифовка) первый вариант имеет более книжный характер;

    бессуффиксным способом, например: вылет, жим, обжиг, промер, сброс, при наличии вариантов (нагрев – нагревание, обжиг – обжигание, слив – сливание) за формами на -ние сохраняется большая степень книжности.

    В официально-деловой речи, например: Началось выдвижение кандидатов; Переговоры завершились установлением дипломатических отношений; Достигнута договоренность о продлении соглашения на следующие пять лет; Просьба о предоставлении отпуска удовлетворена.

    В заголовках, например: Запуск космического комплекса; Показ новых фильмов; Вручение орденов и наград; Возвращение на родину. Обычная формулировка пунктов плана - словосочетания с отглагольным существительным в качестве главного слова.

Значение ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ в Словаре лингвистических терминов

ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Слова разных частей речи, образованные от глагольной основы. Отглагольные наречия. Наречия, образованные от деепричастия, утратившего видо-временное и залоговое значения. Лежа, сидя, стоя, играючи, крадучись.

Отглагольные предлоги см. предлоги отглагольные (в статье предлог).

Отглагольные прилагательные.

1) Прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. Дубильный, копировальный, купальный, обручальный, сушильный, точильный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный, желательный, избирательный, изобретательный, наблюдательный, одобрительный, оскорбительный, прохладительный, раздражительный, употребительный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый, запоздалый, зрелый, обледенелый, окаменелый, оцепенелый, полинялый, прелый, спелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, кипучий, колючий, лежачий, летучий, стоячий, сыпучий, ходячий (с суффиксами -ач- (-яч-), -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).

2) Отпричастные образования, т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный, званый, мороженый, раненый, рваный, соленый, сушеный (с суффиксами -и-, -ен-). Взволнованный, желанный, изысканный, истощенный, квалифицированный, преданный, растерянный, сдержанный, уверенный, умеренный, усиленный (с суффиксами -ни-, -енн-). Допустимый, заменимый, излечимый, ископаемый, невыносимый, недосягаемый, неизгладимый, неподражаемый, непромокаемый, несгораемый, неувядаемый, осязаемый (с суффиксами -м-, -ем-). Блестящий, вызывающий, животрепещущий, многозначащий, начинающий, подходящий, потрясающий, приходящий, сверкающий, угрожающий (с суффиксами -ущ-(-ющ-), -ащ- (ящ-), иногда сложные образования). Падший, прошедший (с суффиксом -ш-). Избитый (оборот речи), надтреснутый (голос), отпетый (негодяй), смятый (костюм), сплюснутый (нос), спертый (воздух) и т. п. (с суффиксом -т-).

Отглагольные существительные. Существительные, образованные от глагольных основ и обозначающие опредмеченное действие (состояние, процесс), т. е. представляющие его в отвлеченном смысле. Отглагольные существительные образуются:

а) безаффиксным способом словообразования: ввоз, взмах, вывоз, заплыв, нагрев, накал, обжиг, обмолот, отлов, отстрел, подрыв, провоз, прогул, прокат, распада

б) суффиксальным способом словообразования: арендование, барахтанье, блуждание, бурение, возвращение, высказывание, награждение, овладение, оказание, окончание, появление, приобретение, разбрасывание, управление, установление (с суффиксами -ни-е (-нь-е), -ани-е, -ени-е)’, бритье, вздутие, взятие, закрытие, мытье, нажатие, развитие (с суффиксом -ти-е (-ть-ё) — малопродуктивным); варка, вклейка, возка, заливка, заправка, засолка, кройка, прокладка, проходка, разбивка, чистка, читка (с-суффиксом -к-а); грабеж, дележ, платеж (с ’суффиксом -ёж-); бомбежка, дележка, зубрежка, кормежка (с суффиксом -ёжк-а); молотьба, пальба, резьба, стрельба, ходьба (с суффиксом -б-а).

Отглагольные существительные широко используются во всех стилях речи (научном, официально-деловом, публицистическом, разговорном). В них выработались разнообразные синонимические отношения (дележ — дележка, нагрев — нагревание, проход — проходка), особенно между словами на -ние и -ка (варение — варка, корчевание — корчевка, плавление—плавка, резание — резка, шлифование — шлифовка). Однако их использование требует осторожности, так как отсутствие у них основных глагольных категорий может привести к неясности высказывания. ср. : “На повестке дня вопрос о выполнении плана” (непонятно, пойдет ли речь об итогах выполнения, о ходе выполнения или о мероприятиях по его выполнению). В языке художественной литературы иногда создаются искусственные образования, используемые как прием пародийной стилизации под канцелярскую речь. Равным образом воспрещается выколотые глаза, откушение носа. . . отнятие головы (Салтыков-Щедрин). Губернское правление, получив этот рапорт, вошло в такого рода рассуждение: так как влетение и разбитие стекол вороною показывает ясную небрежность со стороны лиц, смотрению которых непосредственно подлежат присутственные места, то израсходованную сумму возложить на виновных... (Писемский). Умерщвление произошло по причине утонутия (Чехов).

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБРАЗОВАНИЯ
    ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПОРЯДОК ЯВОЧНО-НОРМАТИВНЫЙ - см. ЯВОЧНО -НОР-МАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ …
  • ОБРАЗОВАНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННОПОДОБ-НЫЕ - см. КВАЗИГОСУДАРСТВА …
  • ЗУРАБАШВИЛИ СЛОВЕСНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (Зурабашвили А.Д., 1955). Модификация ассоциативного эксперимента, учитывающая онтогенетическое развитие речевой сигнализации. Включает следующие варианты ассоциативного эксперимента, отражающие различные эволюционно-динамические ступени …
  • ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях (вузах) на базе полного среднего образования, …
  • ХАУСА (ЯЗЫК)
    язык народа хауса. Распространён в Северной Нигерии и прилегающих районах Нигера, а также в Камеруне, Дагомее, Гане и некоторых …
  • ФРАНЦИЯ
  • ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УНИВЕРСИТЕТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. universitas v совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    часть речи, класс полнозначных слов (лексем), который включает в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • СССР. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    образование Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4-5 вв. в Грузии и Армении при церквах …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    общеобразовательная школа, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, одна из ветвей афразийской, или семито-хамитской, семьи языков. Распространены в арабских странах (Ирак, Кувейт, государства на южном берегу Персидского …
  • СЕЛИШСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, сэлишские (салишские) языки, группа близкородственных языков американских индейцев (чехалис, скомиш, калиспел, белла кула, кёр д"ален и др. - около …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРЕДЛОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    разряд служебных слов (или служебная часть речи), употребляемых во многих языках (например, индоевропейских, семитских) для выражения различных отношений между зависимыми …
  • ПЕДАГОГИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования …
  • МОРФОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. morphe - форма и...логия) , часть системы естественного языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; …
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    образование, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая …
  • АССИРИЙСКИЙ (НОВОСИРИЙСКИЙ) ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (новосирийский) язык, общее название современных восточно-арамейских диалектов (урмийский, саламасский, джилу, тиари, мосульский и др.), принадлежащих к семье семито-хамитских языков. На …
  • ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
    (грамм.) — залог (см.), обозначающий, что подлежащее является носителем выражаемого глаголом действия, исходная точка которого лежит вне подлежащего. В С. …
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро-Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, …
  • ГЛАГОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Глагол - в индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный …
  • UNIVERSITY EXTENSION в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называется движение к демократизации высшего образования, начавшееся во второй половине XIX в. в Англии и Америке и распространившееся к …
  • ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • УНИВЕРСИТЕТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТЕРМОХИМИЯ
    ? отдел химии, занимающийся превращениями внутренней энергии тел в тепло при химических процессах. Почти каждая химическая реакция связана с тем …
  • СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (грамм.) ? залог (см.), обозначающий, что подлежащее является носителем выражаемого глаголом действия, исходная точка которого лежит вне подлежащего. В С. …
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ГОРНЫЕ ПОРОДЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Откуда могли появиться такие странные слова - отглагольные существительные? Источник их появления - канцелярская речь.

В практике работы следственных органов (милиция, суды) используются готовые папки, на которых уже напечатано: «Дело...», остается дописать названия событий (...о пожаре) или правонарушения (...о краже, ...о поджоге). Представим себе такую ситуацию: на берегу реки найден утопленник (помните у А.С. Пушкина: «...Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца»). Заводится «Дело о...» - о чем? Нельзя написать: «... об убийстве», потому что это мог быть несчастный случай и напрасно будут искать виновника преступления. Нельзя также написать: «...о самоубийстве», потому что следствие может пойти по ложному пути. По словам писателя-сатирика, следователь в аналогичном случае написал: «...о самовольном вхождении в воду и невыходе из нее». Конечно, приведенные в заголовке «утонутие» и «утопание» - искусственные слова.

Писатели использовали подобные слова для стилизации речи или пародии. Например: Хозяйка вышла затем, чтобы привести в исполнение мысль насчет загнутия пирога (Н.В. Гоголь); Дело... об изгрызении плана оного мышами (А. И. Герцен); Объявить вдове Вониной, что в неприкрепле- нии ею шестидесятикопеечной марки... (А.П. Чехов); Из его слов можно было заключить, что он усматривает в действиях Блюма факт перегнутия палки (И. Ильф и Е. Петров).

Большим мастером создания комического эффекта в пародиях на канцелярский язык был М.Е. Салтыков-Щедрин. В его «Современной идиллии» один из персонажей предлагает разработанный им проект компенсации за оскорбления.

За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности - 20 к.

За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности с поднятием руки, но без нанесения - 75 к.

За нанесение по лицу удара рукой с рассечением какой-либо части оного (носа, бровей, губ и пр.) - 3 р.

Примечание. Равным образом воспрещается выколотие глаза, откушение носа, отсечение руки или ноги, отнятие головы и проч.

Из сказанного отнюдь не следует, что отглагольными существительными нельзя пользоваться.

Во-первых, они удобны благодаря своей краткости. Ср.: Когда наступило утро, вся природа оживилась. - С наступлением утра вся природа оживилась.

Во-вторых, отглагольные существительные широко используются в роли терминов, например: сложение, вычитание, ощущение, восприятие, согласование, управление, примыкание, прокладка, проходка, ввоз, вывоз и т.д.

Но вызывают возражения искусственные образования типа «вы- нутие ноги из сапога» или неоправданный канцелярский характер обычного текста, например в объявлении управдома: «Сообщение о недопущении жильцами загрязнения лестницы собаками». И в ученических работах встречается неудачное использование конструкций с отглагольными существительными, например: «Нагульнов допускает избивание кулаков»; «Написание романа «Евгений Онегин» относится к эпохе перед восстанием декабристов»; «Для раскрытия образа Татьяны очень много дает эпизод ее беседы с няней»; «У Базарова произошло заражение трупным ядом» (вместо: Базаров заразился трупным ядом).

Чтобы не допускать подобных ошибок, следует помнить, что всегда лучше употребить глагольное сказуемое, а не сочетание отглагольного существительного со вспомогательным глаголом: Растет самосознание масс. - «Происходит рост самосознания масс»; Павел организует кружок. - «Павел осуществляет организацию кружка»; Ниловна начинает понимать интересы сына. - «К Ниловне начинает приходить понимание интересов сына». Вторые синонимические конструкции воспринимаются с трудом, потому что в них усложнено сказуемое: вместо простых глаголов растет, организует, начинает понимать используются неуклюжие глагольно-именные сочетания. Подобное же «расщепление сказуемого» (как называют эти «перлы» канцелярского красноречия) затрудняет и восприятие такого предложения: «Всех нас интересовало, почему происходит снижение успеваемости по некоторым предметам» (вместо: снижается успеваемость). А вот другой неуклюжий оборот письменной речи: «На повестке дня классного собрания стоял вопрос об улучшении дисциплины». Здесь лучше было бы совсем опустить отглагольное существительное: вопрос о дисциплине.

В сочинениях школьников встречается ненужное словотворчество, связанное не только с отглагольными существительными. Например: «Беспринципиальность - черта характера Обломова». Автор этой фразы соединил прилагательное беспринципный и существительное принципиальность и получил несуществующее слово «беспринципиальность». Другой пример: «Молодогвардейцы проявляли чудеса героичества». Из двух слов - прилагательного героический и существительного геройство - ученик образовал третье, не существующее в русском языке.

Создание неологизмов - естественный процесс в развитии языка, но до поры до времени воздержитесь от активного участия в этом процессе.



Случайные статьи

Вверх