Анатомия. IV группа.Ненормальные кости, т.Е. Смешанные

Главная потребность человека — сохранение жизни и здоровья. Здоровым считается человек, у которого отсутствуют болезни и физические дефекты. Чтобы сохранить здоровье как можно дольше, необходимо изучать свой организм, знать какие процессы происходят внутри, изучать факторы и условия, которые вызывают патологические изменения.

Это делают научные дисциплины, которые исследуют человеческий организм, разрабатывают профилактику и методы лечения заболеваний. Выделяют 2 основных направления: анатомия и физиология.

Что такое анатомия

Анатомия — это наука, изучающая структуру организма, органов и систем в целом.

Дисциплина возникла еще в Древней Греции до нашей эры. Название произошло от греческого слова «анатоме», при переводе значит «рассечение».

В те времена изучения организма человека проводилось путем вскрытия мертвого тела. Первым начал проводить такие опыты на животных ученый Алкемон, с целью изучения строения внутренних органов.

Гиппократ описал кости черепа, строение позвонков, ребер, внутренние органов. Это послужило мощным толчком для изучения дисциплины в дальнейшем. Сегодня анатомия имеет несколько отраслей:

  • Нормальная анатомия — наука о здоровом организме;
  • патологическая анатомия — дисциплина, которая исследует отклонения от нормы, патологические изменения органов и систем;
  • топографическая анатомия изучает послойно анатомические области, проекцию органов на кожу (голотопию ), расположения органов относительно друг друга (синтопию ), отношение к скелету (скелетотопию ), кровоснабжение, иннервацию и отток лимфы в нормальных и патологических условиях.

Что такое физиология

Нормальная физиология исследует функции и процессы здорового организма. Патологическая физиология изучает как меняются процессы жизнедеятельности при какой-либо патологии, факторы приводящие к заболеванию, патогенез данных явлений.

Принято считать, что официально физиология возникла в 1628г. , когда Вильям Гарвей (английский врач) издал свой трактат, в котором описал наличие большого и малого кругов кровообращения и воздействия сердца на систему кровообращения.

Виды физиологии:

  • Возрастная , которая исследует жизнедеятельность организма человека, образование, развитие и угасания его функций;
  • физиология труда изучает профессиональные факторы, которые влияют на жизненные процессы;
  • авиационная рассматривает изменения реакций организма в условиях низкого атмосферного давления и космоса;
  • экологическая обнаруживает и изучает реакции в организме при изменении климата и географической среды, увеличение выносливости к неблагоприятным факторам;
  • эволюционная изучает процессы физиологии, их механизмы регуляции и развития, сходства в организмах, которые находятся на разных эволюционных ступенях.

Анатомия и физиология человека неотделимы друг от друга. Совокупность клеток образуют ткань, ткань свою очередь орган, органы переходят в системы. Строение органов прямо связно с их функциями.

Например, желудок состоит из слизистого, подслизистого, мышечного, серозного слоя. Главными его функциями есть перемешивание съеденной пищи и ее расщепление, для дальнейшего продвижения по желудочно-кишечному тракту. Мышечный слой сокращается, при попадании еды происходит перемешивания пищи и растирания ее до густой консистенции. Клетки слизистого слоя выделяют пепсин и соляную кислоту. Пепсин нужен для преобразования белков в полипептиды и в аминокислоты, а соляная кислота образует необходимую кислотность для действия ферментов протеолиза и убивает бактерии.

Обладая знаниями о строении органа, можно понять его функциональные способности и наоборот, понимая функции органа можно объяснить его структуру.

На основании знаний анатомии и физиологии человека, можно решать проблемы сохранения работоспособности и благополучия, проводить профилактические и лечебные мероприятия.

Например, при атеросклерозе коронарных сосудов на стенке артерий появляется атеросклеротическая бляшка, которая ведет к нарушению кровообращения, гипоксии и развитию ишемической болезни сердца, ее неблагоприятных последствий. Одна из причин развития этой бляшки — повышенный уровень холестерина. Именно с помощью знаний патогенеза заболевания можно предупредить развития болезни, уменьшая в рационе продукты, содержащие насыщенные жиры (колбасные и мучные изделия, торты).

Анатомия и физиология — два кита, на которых строится вся медицинская отрасль.

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов.

Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных. Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело - он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр. В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.

Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия. После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике. В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим. В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.

В это же время появляется большой интерес к анатомии в России. Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.

Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.

Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени - компьютеры.

Что изучает анатомия и физиология? Анатомия – наука, изучающая форму, строение, топографию и развитие организма человека. Физиология – наука, изучающая процессы, протекающие в органах и системах органов человека, в их взаимосвязи с окружающей средой, при различных состояниях организма. Части тела человека. Голова: - лицевой отдел; - мозговой отдел. Туловище: - грудь (передняя поверхность); - живот (передняя поверхность); - спина (задняя поверхность). Конечности: - верхние (плечо, предплечье, кисть); - нижние (бедро, голень, стопа).

Оси и плоскости человека. 3 взаимно перпендикулярные плоскости: - Горизонтальная – делит тело человека на верхнюю и нижнюю половины; - Фронтальная - на переднюю и заднюю половины; - Сагиттальная – на правую и левую половины. 3 взаимно перпендикулярные оси: - Вертикальная - проходит сверху вниз, через середину тела; - Фронтальная (поперечная) - справа налево; - Сагиттальная - спереди назад. Виды движений: - Вокруг вертикальной оси - возможен любой вид вращения, в том числе пронация-супинация; - Вокруг сагиттальной – наклоны головы вправо-влево, а так же приведение-отведение конечностей; - Вокруг фронтальной (горизонтальной) - возможно сгибаниеразгибание конечностей, поднимание-опускание нижней челюсти, наклоны головы вверх-вниз, вперёд-назад.

Основные анатомические термины. - Верхний - лежащий ближе к верхнему концу тела человека; Нижний - лежащий ближе к нижнему концу тела человека; Медиальный - лежащий ближе к срединной плоскости; Латеральный - лежащий дальше от срединной плоскости; Проксимальный - лежащий ближе к месту отхождения конечности от туловища; - Дистальный - лежащий дальше от места отхождения конечности от туловища; - Вентральный - лежащий ближе к передней поверхности тела; - Дорсальный - лежащий ближе к задней поверхности тела.

Орган – совокупность тканей. Каждый орган отличается свойственной лишь ему формой, строением и местоположением в организме и приспособлен к выполнению определенной функции. Например: кость, сосуд, мышца, почка, сердце и т. д. Cистема органов – это ряд органов, которые имеют общий план строения и выполняют одну большую функцию. Например: пищеварительная система, дыхательная, мочевыделительная, половая, нервная и т. д. Аппарат органов – это совокупность органов, выполняющих единую функцию, но имеющих различное строение. Например: опорно-двигательный, мочеполовой, жевательный, эндокринный аппараты. Гомеостаз - способность организма к поддержанию постоянства внутренней среды (лимфа, кровь, межклеточная жидкость).

Основные физиологические термины. Функция – специфическое свойство клеток, тканей или органов, проявляющееся как физиологический процесс или совокупность процессов, например: функция мышцы – сокращение. Физиологический акт – сочетание нескольких физиологических функций. Физиологический процесс - сложный акт, который осуществляется при участии различных физиологических систем организма, например: процесс дыхания, пищеварения. Регуляция – взаимосвязанная согласованная работа всех органов и физиологических систем, которые обеспечиваются нервными и гуморальными механизмами, благодаря чему организм функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Раздражимость – способность изменять свою функциональную активность в ответ на внешний раздражитель, переходя при этом из состояния покоя в состояние активности. Возбудимость – способность возбудимых тканей отвечать возбуждением на раздражение. Возбудимость характеризуется порогом возбуждения, который можно охарактеризовать по пороговой силе раздражителя – минимальной силе, способной вызвать ответ возбудимой ткани.

Проводимость - способность проводить возбуждение. Адаптация – способность организма приспосабливаться к воздействиям окружающей или внутренней среды. Метаболизм - обмен веществ, совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции (анаболизма и катаболизма). Мотивация – это определенное состояние ЦНС, направленное на удовлетворение биологических и социальных потребностей. Конституция – совокупность морфологических, функциональных и психических свойств человека, обусловленных генотипом и влиянием природных и социальных факторов. Морфологические типы конституций: - гиперстенический – подгрудинный угол > 90 град. - гипостенический - подгрудинный угол

Виды тканей. Ткань - это система клеток и неклеточных структур, обладающих общностью развития, строения и функций. Учение о тканях – гистология. Различают 4 типа тканей: - Эпителиальная; - Соединительная; - Мышечная; - Нервная. I. Эпителиальная ткань (эпителий). Покрывает внешнюю поверхность тела, выстилает все полости и внутренние органы, входит в состав желёз. Состоит из эпителиальных клеток, лежащих в виде пласта на базальной мембране. Функции эпителия: барьерно-трофическая, регенерационная, защитная, секреторная, всасывательная, выделительная, дыхательная.

Классификация эпителия: Покровный Железистый 1. Однослойный: 1. Внешней секреции; - плоский; 2. Внутренней секреции; - кубический; 3. Смешанной секреции. - цилиндрический; - мерцательный. 2. Многослойный: - ороговевающий; - неороговевающий; - переходный.

Покровный эпителий. Однослойный. 1. Однослойный плоский - выстилает альвеолы легких, камеры сердца (эндокард), кровеносные сосуды (эндотелий), серозные оболочки (мезотелий). 2. Однослойный кубический - выстилает протоки слюнных желёз, поджелудочной железы, собирательные трубочки почек в несекреторных участках. 3. Однослойный цилиндрический (призматический) - может быть секреторным и всасывающим. Выстилает протоки желёз, желчный пузырь, почти весь пищеварительный тракт, где в его состав входят бокаловидные клетки, выделяющие слизь, На поверхности клеток микроворсинки, образующие щёточную кайму. 4. Однослойный мерцательный (реснитчатый) – является многорядным. На свободном конце клеток находятся волосоподобные отростки – реснички, которые находятся в постоянном движении. Выстилает бронхи, препятствуя попаданию чужеродных частиц, маточные трубы, способствуя продвижению яйцеклетки в сторону матки, желудочки головного мозга и спинномозговой канал.

Покровный эпителий. Многослойный. 1. Ороговевающий - состоит из 5 слоёв: рогового, полоски блестящего слоя, слоя зернистых клеток, шиповатых клеток, базальной мембраны. Например, эпидермис кожи. 2. Неороговевающий (плоский) - имеет 3 слоя (отсутствует роговой слой и слой зернистых клеток). Выстилает стенки полостей рта, глотки, пищевода, нижней части мочеиспускательного канала, влагалища, наружной поверхности роговицы глаза. 3. Переходный - состоит из 3 -4 слоёв грушевидных клеток, одинаковых по форме за исключением поверхностных клеток, имеющих уплощённую форму. Он выстилает органы, подверженные сильному растяжению: мочевой пузырь, почечные лоханки, мочеточники, верхнюю часть мочеиспускательного канала.

Классификация желез внешней секреции. 1. По типу экскретов: Серозные (выделяют белки); Слизистые (выделяют гликопротеиды, муцины) 2. По характеру выделения: Голокриновые (при выделении экскрета клетки полностью разрушаются); Мерокриновые (клетки не разрушаются); Апокриновые (клетки частично разрушаются). 3. По форме концевого отдела: Простые: - трубчатые (железы фундального отдела желудка); - альвеолярные (слизистые, потовые, железы кожи); Сложные - альвеолярно-трубчатые – (млечные, поднижнечелюстные слюнные железы); - трубчатые с альвеолярными и тубулярными секреторными участками (слюнные железы с множеством разветвлений и протоков).

II. Соединительная ткань широко распространена в организме, находится во внутренних органах, коже, связках, сухожилиях, оболочках мышц и нервов. Основные функции: защитная, формообразующая (опорная), трофическая, регенерационная. Классификация соединительной ткани: Собственно соединительная ткань: 1. Рыхлая волокнистая; 2. Плотная волокнистая оформленная; 3. Плотная волокнистая неоформленная; 4. Соединительная ткань, обладающая особыми свойствами (ретикулярная, жировая, пигментная, слизистая). Специальная соединительная ткань: 1. Опорная (костная, хрящевая); 2. Трофическая (лимфоидная, миелоидная).

Строение соединительной ткани: 1. Клетки: фибробласты, гистиоциты, макрофаги, тканевые базофилы, липоциты, плазматические клетки (ПК), адвентициальные клетки, лимфоциты, пигментные клетки и др. 2. Межклеточное вещество: - Основное вещество – коллоид, имеющий консистенцию геля, в состав которого входят гликопротеиды и мукополисахариды, способные связывать воду. - Волокна - коллагеновые (содержат белок коллаген) и эластические (белок эластин).

Собственно соединительная ткань 1. Рыхлая волокнистая соединительная ткань Расположена под кожей, слизистыми оболочками, сопровождает кровеносные и лимфатические сосуды. Волокна расположены рыхло, следуют в различных направлениях. 2. Плотная волокнистая неоформленная соединительная ткань – содержит мало клеток и межклеточного вещества, много плотно расположенных волокон, которые переплетаются и следуют в различных направлениях. Входит в состав связок, стенок артерий, лёгких. 3. Плотная волокнистая оформленная соединительная ткань – плотно расположенные волокна следуют в одном направлении. Образует связки, сухожилия, фасции, фиброзные мембраны. В большом количестве содержится в склере, роговице глаза, капсуле почки, а так же в оболочках спинного и головного мозга.

4. Соединительная ткань со специальными свойствами характеризуется преобладанием тех клеток, с которыми связано название данной ткани. Например, в ретикулярной ткани преобладают ретикулярные волокна и ретикулярные клетки, которые своими отростками образуют сеть (остов костного мозга, лимфоузлов, селезёнки и др.). В жировой ткани преобладают жировые клетки (подкожная жировая клетчатка, сальник, брыжейка). Слизистая соединительная ткань встречается только у новорожденных в пупочном канатике (вартонов студень). Пигментная ткань содержит много пигментных клеток - меланоцитов (пигментные пятна кожи, родинки, радужка глаза и т. д.). Специальная соединительная ткань 1. Хрящевая ткань – содержит клетки: хондроциты (зрелые клетки), хондробласты (молодые клетки) и межклеточное вещество, которое состоит чаще из коллагеновых волокон, реже из эластических. Различают 3 вида хрящей:

Гиалиновый (стекловидный) – в основном состоит из коллагеновых волокон, голубовато-белого цвета, полупрозрачный и плотный. Покрывает эпифизы трубчатых костей, образует хрящевую часть рёбер, входит в состав наружного носа, гортани, трахеи и крупных бронхов. Волокнистый - обладает большей прочностью, чем гиалиновый, но меньшей гибкостью. Имеется в лонном сочленении и межпозвоночных дисках. Эластический – образуется из гиалинового, но содержит много эластических волокон, которые придают ему жёлтый цвет. Из него состоит ушная раковина, наружный слуховой проход, надгортанник и некоторые хрящи гортани. 2. Костная ткань - содержит клетки: остеоциты (зрелые), остеобласты (молодые), остеокласты (макрофаги) межклеточное вещество, которое представлено оссеиновыми волокнами (коллагеновые волокна, содержащие оссеин). Основное вещество пропитано солями кальция и

Различают 2 вида костной ткани: 1. Грубоволокнистая. 2. Тонковолокнистая (пластинчатая). Пластинчатая костная ткань образует компактное и губчатое вещество. Компактное входит в состав плоских костей и диафизов трубчатых костей, а губчатое - в эпифизах трубчатых костей и между двумя слоями компактного вещества плоских костей. В компактном веществе костные пластинки образуют гаверсовы системы – остеоны. Остеон состоит из центрального гаверсова канала (содержит сосуды и нервы) и концентрически расположенных пластинок. Между центральным каналом и пластинками находятся остеоциты.

III. Мышечная ткань. Различают 2 вида мышечной ткани: 1. Гладкая 2. Поперечнополосатая: скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань (неисчерченная, непроизвольная) – сокращается под контролем ВНС (автономно, независимо от сознания человека). Клетки - гладкие миоциты собраны в пучки, образуя мышцы, которые располагаются во всех внутренних органах. Сокращается медленно, потребляя мало энергии и не утомляясь. Поперечнополосатая (исчерченная, произвольная) – имеет поперечную исчерченность, многоклеточна, имеет форму длинных цилиндрических нитей. Сокращается под действием ЦНС (произвольно), быстро, потребляя большое количество энергии, однако быстро развивается утомление.

Сердечная ткань так же является поперечнополосатой, но по строению и функциям отличается от скелетной мускулатуры. Она состоит из клеток – кардиомиоцитов, которые с помощью вставочных дисков соединены между собой и обеспечивают сокращение миокарда, как единого целого. Сердечные мышцы сокращаются независимо от сознания человека. IV. Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и нейроглии. Нейроглия состоит из макроглии и микроглии. Клетки микроглии - глиальные макрофаги. Клетки макроглии (астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты) заполняют пространство между нейронами и выполняют опорную, секреторную, трофическую, защитную и др. функции. Нервная ткань образует центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, их окончания, нервные узлы – ганглии).

Нейрон имеет тело и отростки - дендриты (короткие, их несколько), воспринимающие нервный импульс и аксон (длинный отросток, он один), проводит импульс к рабочим органам. Аксон покрыт оболочкой - неврилеммой, которая образована шванновскими клетками (леммоцитами). Границы леммоцитов (сужения) - перехваты Ранвье. Различают 2 вида оболочек нейронов: мякотные (миелиновые) и безмякотные (безмиелиновые). Миелиновая оболочка содержит миелин (липопротеид), который придает волокнам белый цвет, покрывает его в виде муфты и является изолятором, нервный импульс при этом распространяется только по перехватам Ранвье, достигая скорости - 70 -120 м/с. По безмиелиновым нервный импульс распространяется гораздо медленнее – со скоростью 3 м/с.

Нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями. Виды нервных окончаний: 1. Чувствительные (сенсорные, рецепторы) - воспринимают раздражения из внешней среды или внутренних органов. 2. Двигательные (моторные) – передают импульсы к тканям рабочих органов. 3. Межнейронные контакты (синапсы) - образуют контакты между нейронами. Виды нейронов по количеству отростков: 1. Униполярные (однополюсные) - имеют 1 отросток, аксон. 2. Биполярные (двухполюсные) – 2 отростка, аксон и дендрит. 3. Мультиполярные (многополюсные) - 3 и более отростков. 4. Псевдоуниполярные (ложные однополюсные) – когда от общего выроста клетки отходят 2 отростка: дендрит и аксон.

Виды нейронов по функции: 1. Афферентные (чувствительные, сенсорные, рецепторные) – несут импульсы от рецепторов к рефлекторному центру. 2. Эфферентные (двигательные, исполнительные) передают импульс от ЦНС к рабочим органам (эффекторам). 3. Вставочные (промежуточные, ассоциативные, контактные) - связывают чувствительные и двигательные нейроны. 4. Центральные – работают в ЦНС. 5. Периферические – работают на периферии. 6. Соматические – образуют нервы, иннервирующие органы опорно-двигательного аппарата и кожи. 7. Вегетативные - образуют нервы, иннервирующие внутренние органы. 8. Секреторные – способны выделять специфические гормоны, согласовывая работу нервной и эндокринной систем.

Биология - одна из самых масштабных и крупных наук в современном мире. Она включает в себя целый ряд различных наук и разделов, каждый из которых занимается изучением определенных механизмов в работе живых систем, их жизнедеятельности, строения, молекулярной структуры и так далее.

Одной из таких наук как раз и является интересная, очень древняя, но по сей день актуальная наука анатомия.

Что изучает

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее строение и морфологические признаки тела человека, а также развитие человека в процессе филогенеза, онтогенеза и антропогенеза.

Предметом изучения анатомии является:

  • форма человеческого тела и всех его органов;
  • строение органов и тела человека;
  • происхождение людей;
  • индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез).

Объектом изучения данной науки является человек и все имеющиеся у него внешние и внутренние особенности строения.

Сама анатомия как наука сложилась очень давно, так как интерес к строению и функционированию внутренних органов был актуален для человека всегда. Однако современная анатомия включает в себя ряд смежных разделов которые тесно с ней связаны и рассматриваются, как правило, комплексно. Это такие разделы анатомии, как:

  1. Систематическая анатомия.
  2. Топографическая или хирургическая.
  3. Динамическая.
  4. Пластическая.
  5. Возрастная.
  6. Сравнительная.
  7. Патологическая.
  8. Клиническая.

Таким образом, анатомия человека - это наука, изучающая все, что хоть как-то касается строения тела человека и его физиологических процессов. Кроме того, данная наука тесно связана и взаимодействует с такими отпочковавшимися от нее и ставшими самостоятельными науками, как:

  • Антропология - учение о человеке как таковом, его положении в системе органического мира и взаимодействии с социумом и окружающей средой. Социальные и биологические характеристики человеческого существа, сознание, психика, характер, поведение.
  • Физиология - наука обо всех процессах, происходящих внутри человеческого организма (механизмы сна и бодрствования, торможения и возбуждения, нервные импульсы и их проведение, гуморальная и нервная регуляция и так далее).
  • Сравнительная анатомия - занимается изучением эмбрионального развития и строения разных органов, а также их систем, при этом сравнивая эмбрионы животных разных классов, таксонов.
  • Эволюционное учение - учение о происхождении и становлении человека со времен появления на планете и до наших дней (филогенез), а также доказательство единства всей биомассы нашей планеты.
  • Генетика - изучение генетического кода человека, механизмы хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение.

В результате мы видим, что анатомия человека - это совершенно гармоничное комплексное сочетание множества наук. Благодаря их работе людям известно очень многое о человеческом организме и всех его механизмах.

История развития анатомии

Свои корни анатомия обнаруживает еще в глубокой древности. Ведь с самого появления человека ему было интересно знать, что находится у него внутри, почему, если пораниться, идет кровь, что она собой представляет, почему человек дышит, спит, ест. Все эти вопросы издревле не давали покоя многим представителям человеческой расы.

Однако ответы на них пришли не сразу. Понадобилось не одно столетие, чтобы накопить достаточное количество теоретических и практических знаний и дать полный и развернутый ответ на большинство вопросов о работе человеческого организма.

История развития анатомии условно подразделяется на три основных периода:

  • анатомия древнего мира;
  • анатомия Средних веков;
  • новое время.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Древний мир

Народы, которые стали основоположниками науки анатомии, первые люди, интересующиеся и описывающие строение внутренних органов человека - это древние греки, римляне, египтяне и персы. Представители именно этих цивилизаций дали начало анатомии как науке, сравнительной анатомии и эмбриологии, а также эволюции и психологии. Подробно рассмотрим их вклад в виде таблицы.

Временные рамки Ученый Открытие (вклад)

Древний Египет и Древний Китай

XXX - III вв. до н. э.

Врач Имхотеп Первым описал головной мозг, сердце, движение крови по сосудам. Свои открытия делал на основе вскрытия при мумификации трупов фараонов.
Китайская книга "Нейцзин" Описаны такие органы человека, как печень, легкие, почки, сердце, желудок, кожа, мозг.
Индийское писание "Аюрведа" Довольно подробное описание мышц человеческого тела, описания головного мозга, спинного мозга и канала, определены типы темпераментов, охарактеризованы типы фигур (телосложений).
Древний Рим 300-130 гг. до н. э. Герофил Первый, кто вскрывал трупы с целью изучения строения тела. Создал описательно-морфологический труд "Анатомика". Считается родителем науки анатомии.
Эразистрат Считал, что все состоит из мелких частиц, а не из жидкостей. Изучал нервную систему, вскрывая трупы преступников.
Врач Руфий Описал многие органы и дал им название, изучил зрительные нервы, провел прямую зависимость головного мозга и нервов.
Марин Создал описания небного, слухового, голосового и лицевого нервов, некоторых частей ЖКТ. Всего написал около 20 сочинений, подлинники которых не сохранились.
Гален Создал более 400 трудов, 83 из которых были посвящены описательной и сравнительной анатомии. Изучал раны и внутреннее строение тела на трупах гладиаторов и животных. На его трудах около 13 веков обучались врачи. Главная ошибка была в теологических взглядах на медицину.
Цельс Ввел медицинскую терминологию, изобрел лигатуру для перевязки сосудов, изучал и описывал основы патологии, диеты, гигиены, хирургии.
Персия (908-1037 гг.) Авиценна Организм человека управляется четырьмя основными органами: сердцем, яичком, печенью и мозгом. Создал большой труд "Канон врачебной науки".
Древняя Греция VIII-III в. до н. э. Эврипид На животных и трупах преступников сумел изучить воротную вену печени и описать ее.
Анаксагор Описал боковые желудочки мозга
Аристофан Открыл наличие двух мозговых оболочек
Эмпедокл Описал ушной лабиринт
Алкмеон Описал ушную трубу и зрительный нерв
Диоген Описал многие органы и части кровеносной системы
Гиппократ Создал учение о крови, слизи, желтой и черной желчи как четырех основополагающих жидкостях организма человека. Великий врач, его трудами пользуются до сих пор. Признавал наблюдение и опыт, отрицал теологию.
Аристотель 400 работ из различных отраслей биологии, в том числе и по анатомии. Создал много трудов, считал основой всего живого душу, говорил о сходстве всех животных. Сделал вывод об иерархии в происхождении животных и человека.

Средние века

Данный период характеризуется разрухой и упадком в развитии каких бы то ни было наук, а также господством церкви, которая запрещала вскрытия, исследования и изучение анатомии на животных, считала это грехом. Поэтому значительных перемен и открытий в это время не совершалось.

А вот эпоха Возрождения, напротив, дала многие толчки к современному состоянию медицины и анатомии. Основной вклад внесли трое ученых:

  1. Леонардо да Винчи. Его можно считать основоположником Свои художественные таланты применил на благо анатомии, создал свыше 700 рисунков, точно изображающих мышцы, скелет. Анатомия органов и их топография показаны им четко и правильно. Для работы занимался
  2. Яков Сильвий. Учитель многих анатомов своей современности. Открыл борозды в строении головного мозга.
  3. Андеас Везалий. Очень талантливый доктор, много лет посвятивший тщательному изучению анатомии. Свои наблюдения проводил на основе вскрытия трупов, многое о костях узнал по собранным на кладбище материалам. Труд всей его жизни - семитомная книга "О строении человеческого тела". Его труды вызвали противостояние в массах, так как в его понимании анатомия - это такая наука, которая должна изучаться на практике. Это противоречило трудам Галена, которые находились на тот момент в большом почете.
  4. Главным его трудом стал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных". Он первым доказал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, из крупных в мелкие через мельчайшие трубочки. Также ему принадлежит первое высказывание о том, что каждое животное развивается из яйца и в процессе своего развития повторяет все историческое развитие живого в целом (современный биогенетический закон).
  5. Фаллопий, Евстахий, Виллис, Глиссон, Азелли, Пекэ, Бертолини - имена тех ученых данной эпохи, которые своими трудами дали полное представление о том, что представляет собой анатомия человека. Это неоценимый вклад, давший начало современному старту в развитии данной науки.

Новое время

Данный период относится к XIX - XX векам и характеризуется рядом очень важных открытий. Все они смогли быть совершены благодаря изобретению микроскопа. Марчелло Мальпиги дополнил и обосновал практически то, что в свое время предсказал Гарвей - наличие капилляров. Ученый Шумлянский подтвердил это своими работами, а также доказал цикличность и замкнутость кровеносной системы.

Также ряд открытий позволил более подробно раскрыть понятие "анатомия". Это были следующие работы:

  • Гальвани Луиджи. Этот человек внес огромный вклад в развитие физики, так как открыл электричество. Однако он же сумел рассмотреть наличие электрических импульсов в животных тканях. Так он стал родоначальником электрофизиологии.
  • Каспар Вольф. Опроверг теорию преформизма, утверждавшую, что все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, а потом просто вырастают. Стал основоположником эмбриогенеза.
  • Луи Пастер. В результате многолетних опытов доказал существование бактерий. Разработал методы вакцинации.
  • Жан Батист Ламарк. Внес огромный вклад в эволюционные учения. Он первым высказал мысль о том, что человек, как и все живое, развивается под влиянием окружающей среды.
  • Карл Бэр. Открыл половую клетку женского организма, описал и дал начало развитию знаний об онтогенезе.
  • Чарльз Дарвин. Внес огромный вклад в развитие эволюционных учений и объяснил происхождение человека. Им же доказано единство всего живого на планете.
  • Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Боткин, Ухтомский, Бурденко - имена русских ученых XIX-XX века, которые дали полное понятие о том, что анатомия - это целая наука, комплексная, многогранная и всеобъемлющая. Их трудам обязана медицина во многих вопросах. Именно они стали первооткрывателями механизмов иммунитета, высшей нервной деятельности, спинного мозга и нервной регуляции, а также многих вопросов генетики. Северцовым было основано направление в анатомии - эволюционная морфология, которое базировалось на основе (авторы - Геккель, Дарвин, Ковалевский, Бэр, Мюллер).

Своим развитием всем этим людям и обязана анатомия. Биология - это целый комплекс наук, но анатомия является древнейшей и ценнейшей из них, так как затрагивает самое важное - здоровье человека.

Что такое клиническая анатомия

Клиническая анатомия - это промежуточный раздел между топографической и хирургической анатомией. Она рассматривает вопросы строения общего плана какого-либо конкретного органа. Например, если речь идет о гортани, то врачу перед операцией необходимо знать общее положение данного органа в теле, с чем он связан и как взаимодействует с другими органами.

Сегодня клиническая анатомия очень широко распространена. Часто можно встретить выражения клиническая анатомия носа, глотки, горла или любого другого органа. Вот клиническая анатомия как раз и расскажет, из каких составляющих слагается данный орган, где он расположен, с чем граничит, какую роль играет и так далее.

Каждый врач-специалист узкого профиля знает полностью клиническую анатомию того органа, над которым работает. Это и есть залог успешного лечения.

Возрастная анатомия

Возрастная анатомия - это раздел данной науки, который занимается изучением онтогенеза человека. То есть рассматривает все процессы, сопровождающие его от момента зачатия и стадии эмбриона до момента окончания жизненного цикла - смерти. При этом главным фундаментом для возрастной анатомии является геронтология и эмбриология.

Основоположником этого раздела анатомии можно считать Карла Бара. Именно он первый высказал предположение об индивидуальном развитии каждого живого существа. Позже этот процесс был назван онтогенезом.

Возрастная анатомия дает представление о механизмах старения, что немаловажно для медицины.

Сравнительная анатомия

Сравнительная анатомия - это наука, главной задачей которой является доказательство единства всего живого на планете. А конкретно данная наука занимается сравнением эмбрионов разных видов животных (не только видов, но и классов, таксонов) и выявлением общих закономерностей в развитии.

Сравнительная анатомия и физиология - это тесно взаимосвязанные структуры, изучающие один общий вопрос: как выглядят и функционируют эмбрионы разных существ в сравнении друг с другом?

Патологическая анатомия

Патологическая анатомия - это научная дисциплина, занимающаяся изучением патологических процессов в клетках и тканях человеческого существа. Это дает возможность изучать различные заболевания, просматривать влияние их течения на организм и, соответственно, находить методы лечения.

Задачи патологической анатомии следующие:

  • изучить причины различных заболеваний у человека;
  • рассмотреть механизмы их возникновения и протекания на клеточном уровне;
  • выявить все возможные осложнения при патологиях и варианты исхода болезней;
  • изучить механизмы смерти от заболеваний;
  • рассмотреть причины неэффективности лечения патологий.

Основоположником данной дисциплины является Именно им была создана целлюлярная теория, говорящая о развитии заболеваний на уровне клеток и тканей организма человека.

Топографическая анатомия

Топографическая анатомия - это научная дисциплина, иначе именуемая хирургической. Основу ее составляет разделение тела человека на анатомические области, каждая из которых находится в определенной части тела: голове, туловище или конечностях.

Основными задачами данной науки являются:

  • детальное строение каждой области;
  • синтопия органов (расположение их относительно друг друга);
  • связь органов с кожей (голотопия);
  • кровоснабжение каждой анатомической области;
  • лимфоотток;
  • нервная регуляция;
  • скелетотопия (отношению к скелету).

Все эти задачи формируются в условиях принципов: изучение с учетом болезней, патологий, возраста и индивидуальных особенностей организмов.

Анатомия - это область биологии (внутренняя морфология). Анатомия изучает организм человека по системам (систематическая анатомия). Соответственно она состоит из ряда разделов: учение о костной системе - остеология; учение о соединениях костей, суставах и связках - синдесмология и артрология; учение о мышечной системе - миология; учение о сосудистой системе - ангиология; учение о нервной системе - неврология; учение об органах чувств - эстезиология. Анатомия внутренних органов выделяется в особый раздел - спланхнологию. Систематическая анатомия дополняется топографической, или регионарной, описывающей в первую очередь пространственные отношения органов, что представляет особый интерес для . Исследование строения организма невооруженным составляет предмет макроскопической анатомии. Применение микроскопа позволяет изучать тонкое строение органов - микроскопическая анатомия.

Термином «нормальная анатомия» подчеркивается отличие ее от анатомии патологической, которая изучает изменения органов и систем при болезнях. Важная фаза в изучении строения тела - анализ, сопровождающийся тщательным описанием (описательная анатомия). Изучение строения тела в динамике в связи с функциями определяет содержание функциональной анатомии, специальным разделом которой является экспериментальная анатомия. Особенности строения тела и органов в процессе индивидуального развития организма исследует возрастная анатомия. Пластическая анатомия, изучающая внешние формы и пропорции тела человека, имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства. Сравнительная анатомия систематизирует данные по анатомии представителей животного мира для выявления сложившихся в процессе эволюции анатомических особенностей человека.










Современная анатомия накопила большой материал по прижизненному строению органов, полученный с помощью и (рентгеноанатомия).

Данный раздел сайта является учебным пособием по анатомии человека в картинках. В нем излагаются вопросы по истории анатомии, общие вопросы, строение опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и железы внутренней секреции. Далее излагаются строение сердечно-сосудистой системы, лимфатическая система, центральная нервная система с проводящими путями, периферическая нервная система, головные нервы, вегетативная нервная система, органы чувств. Материал изложен по системному принципу, в каждом разделе отмечены функциональные и топографоанатомические особенности, органогенез, возрастные особенности, аномалии развития, приводятся сравнительно-анатомические данные. Анатомический атлас иллюстрирован цветными картинками и схемами.

Настоящее учебное пособие «Анатомия человека» рассчитано на студентов медицинских институтов и соответствует учебной программе. Материал учебника изложен таким образом, что первоначально разбираются частные вопросы, затем эмбриологические и филогенетические данные. Во многих разделах содержатся сведения о возрастных, топографических и функциональных особенностях органов. Приводимые в других учебниках сводные данные о кровоснабжении и иннервации в настоящем пособии опущены в связи с тем, что в период изучения внутренних органов студенты еще незнакомы со строением кровеносной и лимфатической систем, а также нервной системы. Подобный материал полезен для врачей и должен излагаться в руководстве или в крайнем случае в учебнике топографической анатомии. В данном пособии разделы, касающиеся строения костей, связочного аппарата и мышц, изложены более кратко, а строение внутренних органов - более детально. Это связано с тем, что врач в практике чаще сталкивается с заболеваниями внутренних органов.

Пособие имеет много иллюстраций, которые помогут усвоению материала. Естественно, что целью обучения является не заучивание многих анатомических терминов, которые без должного подкрепления со временем совершенно забудутся, а понимание общего плана строения человека. Анатомия представляет часть биологии, поэтому строение всех органов, систем, живой организм в целом рассматриваются в аспектах их развития и функциональных взаимоотношений. Изучение анатомии человека с правильных методологических позиций с первых дней знакомства с медициной должно способствовать формированию материалистического мышления и мировоззрения врача, так как анатомия вместе с биологией, гистологией, физиологией, патологией и биохимией составляет фундамент теоретической подготовки. Как и всякая наука, анатомия включает вопросы прикладного значения, важные для клинической медицины, биологические вопросы, нужные для расширения врачебного кругозора и нужные для того, чтобы ответить на естественный вопрос: «Как же устроен человек?» Существует мнение, что анатомия человека якобы трудна. Наши знания о самом совершенном и замечательном создании природы, каким является человек, сегодня еще неполны, но, как показывает история анатомии, они были еще более примитивными 2000-3000 лет назад. И если на пути познания строения человека много достигнуто, то лишь благодаря уму человека в его любознательности. Когда-то ученые были счастливы, если им удавалось заглянуть во чрево существа, себе подобного, теперь же, призвав на помощь современные достижения прикладных и фундаментальных наук, они раскрывают молекулярные сочетания и познают свою собственную природу. На этих путях много трудностей и много радостей. Познание строения человека является внутренней потребностью студента, посвятившего свою жизнь самому благородному делу - избавлению человечества от страданий, избравшего профессию врача, которая, начиная с древних времен требует от человека отдачи всей полноты нравственных и интеллектуальных сил.

Внутренние органы
Как уже было сказано выше, внутренние органы обеспечивают вегетативные (растительные) функции организма, т. е. питание, дыхание, выведение продуктов обмена веществ и размножение. Познакомимся подробнее с их строением и деятельностью, а также с некоторыми условиями, необходимыми для нормальной работы этих органов. Кровь, лимфа, сердечно-сосудистая система

Человек претерпел сложную биологическую эволюцию и объединил в себе с биологической стороны природно-естественное, а с исторической - социально-общественное существо. Его строение и функции полностью познаются биологией и социальными законами. Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам. Анатомия человека представляет науку, изучающую происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, функциональные особенности живого человека. Анатомия человека ставит своей задачей описание формы, макроскопического строения, топографии органов с учетом половых, индивидуальных, конституциональных особенностей организма, а также филогенетических (от phylon - род, genesis - развитие) и онтогенетических (от ontos - особь) моментов развития. Изучение строения человека проводится с позиций целостного организма. Анатомия привлекает и данные антропологии - науки о человеке. Антропология рассматривает у человека не только возрастные, половые и индивидуальные особенности, но и расовые, этнические, профессиональные, изучает социальные влияния, выясняет факторы, определяющие историческое развитие человека. Таким образом, биология рассматривает человека с эволюционных позиций, что играет роль в формировании материалистического мировоззрения советского врача.

Анатомия человека имеет важное прикладное значение для медицины. Анатомия вместе с гистологией, физиологией, биохимией и другими дисциплинами составляет основу теоретических знаний в подготовке врача. Выдающийся физиолог И. П. Павлов отметил, что, только познав строение и функции органов, мы можем правильно понять причины болезней и возможности их ликвидации. Без знания строения человека невозможно понять изменения, вызванные болезнью, установить локализацию патологического процесса, провести хирургические вмешательства, а следовательно, правильно диагностировать заболевания и лечить больных. По этому поводу еще 170 лет назад весьма образно высказался один из выдающихся русских врачей Е. Мухин (1766-1850): «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». Когда в период схоластики и влияния религии (XIII век) врачам запретили вскрывать трупы и изучать хотя бы основы анатомии, знания врачей были настолько примитивны, что общественность требовала у церкви разрешения на вскрытие трупов.

Каково же содержание анатомии? Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова anatemnein - рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия. Тем не менее и ныне для описания строения и топографии органов применяется препарирование трупа, являющееся одним из методов изучения формы и строения. Однако строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования.

1. С помощью метода антропометрии можно измерить рост, взаимоотношение частей, установить массу тела, конституцию, индивидуальные особенности строения человека, его расу.

2. Методом препарирования удается послойно рассечь ткани с целью их изучения и выделить из окружающих тканей и клетчатки мышцы, кровеносные сосуды, нервы и другие образования, видимые невооруженным глазом. Этот метод позволяет получить данные о форме органов, их взаимоотношениях.

3. Методом инъекции заполняются окрашенной массой, разведенной олифой, керосином, бензином, хлороформом, эфиром или другими растворителями полости тела, просвет бронхиального дерева, кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов. Метод впервые применен в XVI веке. Для инъекции используются и твердеющие массы в виде латекса (жидкий каучук), полимеров, расплавленного воска или металла. Благодаря методу инъекции в значительной степени были расширены знания о строении сосудистой системы. Метод инъекции оказался особенно полезным в тех случаях, когда производятся последующая коррозия, просветление органов и тканей.

4. Метод коррозии впервые применен Сваммердамом (XVII век), а в России - И. В. Буяльским. Орган с кровеносными сосудами, наполненными затвердевшей массой, погружался в теплую воду и долгое время выдерживался в ней. Окружающие ткани сгнивали и оставался только слепок затвердевшей массы. Этот процесс может быть ускорен, когда ткани разрушаются концентрированной кислотой или щелочью, что применяется в настоящее время. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса. Недостатком метода является то, что слепок полости не взаимосвязан с тканями.

5. Метод просветления. После обезвоживания тканей препарат пропитывается жидкостью. В этом случае коэффициент преломления пропитанной ткани приближен к коэффициенту преломления жидкости. Инъецированные кровеносные сосуды или окрашенные нервы будут видны на таких относительно прозрачных препаратах. Преимущество этого метода перед коррозионным заключается в том, что в просветленных препаратах сохраняется пространственное расположение кровеносных сосудов или нервов.

6. Микроскопический метод, при котором используется сравнительно небольшое увеличение, в настоящее время получил большое распространение в анатомии. Благодаря применению этого метода удалось увидеть образования, которые нельзя выявить на гистологических срезах. Например, методом микроскопической анатомии выявлены сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения кровеносных сосудов и нервов, уточнены структура и форма долек, ацинусов и т. д.

7. Методами рентгеноскопии и рентгенографии удается изучить прижизненную форму и функциональные особенности органов у живого человека. Эти методы также успешно применяются при исследовании на трупе. Очень широко в клинической практике и эксперименте используется комбинация инъекции контрастных веществ с последующей рентгенографией. За счет подобного контрастирования более четко выделяются на экране или отпечатываются на рентгеновской пленке изучаемые образования.

8. Метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.

9. Метод эндоскопических исследований позволяет с помощью приборов, введенных через естественные и искусственные отверстия, рассмотреть окраску, рельеф органов и слизистой оболочки.

10. Экспериментальный метод в анатомии применяется для выяснения функционального значения органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т. д. С помощью эксперимента можно получить много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

11. Математический метод часто используется при анатомических исследованиях, так как в отличие от других методов он позволяет вывести более достоверные количественные показатели. С развитием электронно-вычислительной техники математические методы займут ведущее место в морфологических исследованиях.

12. Метод иллюстрирования применяется для передачи точного документального изображения или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. Точные анатомические данные можно документировать путем фотографирования с последующим изготовлением фотоотпечатков или черно-белых или цветных диапозитивов (слайды), которые проецируются на экран. Во время препарирования многие анатомические структуры, особенно находящиеся в различных плоскостях, невозможно сфотографировать. В этих случаях производится точная зарисовка препарата. Иногда необходимо создавать схемы. Создание анатомических схем обусловлено тем, что ни фотографии, ни точные рисунки не передают внутреннюю архитектуру органа, например строение желез, топографию проводящих путей головного и спинного мозга и др. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки.

В анатомических исследованиях в настоящее время широко используется и киносъемка, особенно при документации движущихся объектов. Этим методом возможно документировать последовательность вскрытия и препарирование трупа, топографо-анатомические данные. Методом киносъемки наглядно можно показать функциональные нарушения при экспериментальных исследованиях: движение крови, лимфы, выделение мочи, слюны, функцию опорно-двигательного аппарата и др.

13. Метод ультразвукового сканирования сравнительно новый и еще недостаточно используется в анатомических исследованиях. В настоящее время применяется в клинической практике с целью выявления топографии и формы органов при патологических состояниях, положения плода в утробе матери, рельефа полости черепа, спинномозгового канала, гнойных полостей, эхинококковых пузырей, камней желчевыводящей и мочевой системы, а иногда и опухолевых узлов.

14. Метод голографии применяется для получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей. Представляет собой новое методическое направление в технике научных исследований и сыграет значительную роль в развитии морфологической науки.

Важнейшее требование науки, базирующейся на основах диалектического материализма,- исследование вещей и явлений в их происхождении и развитии с применением исторического метода. В.И.Ленин нацеливал ученых, что на вещи надо смотреть с исторических позиций: «... Подойти к вопросу с точки зрения научной,- это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» При историческом подходе используются материалы антропологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, что позволяет изучать человека как существо социально-общественное, прошедшее сложную эволюцию, активно приспосабливающееся к природе и изменяющее свои психофизиологические особенности под влиянием социальных условий развития общества.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая, или рельефная, анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).

Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.

Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.

Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставит задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяются строение и форма органов человека.

У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении. В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия - наука о ребенке, гериатрия - наука о пожилом человеке.

Вместе с описательной анатомией человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных - сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ. Оперируя сравнительно-анатомическими данными и данными эмбриологии, которые излагаются преимущественно в стадии органогенеза, удается находить общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.



Случайные статьи

Вверх