Анатомия как наука изучает. Будьте всегда в настроении. Что такое анатомия

«Предмет и задачи анатомии»

Анатомия – это наука, изучающая происхождение и развитие человека, формы и строение человеческого тела в связи с функцией, биологической и социальной средой.

Методы изучения анатомии:

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая и описательная анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая и рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия); изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия); изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая (описательная) анатомия – излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т.д.

Пластическая анатомия – содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия – дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии: изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия – изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия – изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия – анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующий под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов и систем, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

    Молекулярный.

    Клеточный.

    Тканевый.

    Органный.

    Системный.

    Организменный.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек появился на земле в результате сложного и длительного историческо-эволюционного процесса. В его строении имеются черты сходства с животными формами, стоящими на разных уровнях своего развития. Но человек является высшей ступенью живых организмов, он способен производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. Под влиянием социальных факторов получило развитие абстрактное мышление, что позволило соотнести его к виду - человек мыслящий.

С древнейших времен человека интересовало строение и жизнь различных животных населяющих землю. Животные обладают особыми специфическими качествами отличающие живые организмы от неживой природы. Изучением живых организмов, в том числе и человека, во всем многообразии их взаимоотношений с окружающей средой занимается наука о жизни - биология. Как одна из ветвей биологии сформировалась наука, изучающая строение и форму организмов, органов, систем органов и образующих их тканей, которая получила название анатомия.

Параллельно развивалась наука физиология - о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных органов, систем, тканей во взаимодействии с окружающей средой, а также поведенческих реакциях в различных условиях и на разных стадиях развития и роста.

В тесной взаимосвязи с анатомией и физиологией находиться гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Изучив строение тела, физиологию и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, разработаны и разрабатываются критерии здорового физического развития и правильной организации труда и отдыха.

Наука анатомия, что она изучает

Анатомия - это наука, изучающая форму и строение человеческого тела . Она относится к числу медико-биологических наук. Наряду с биологией , физиологией , биохимией , биомеханикой , спортивной медициной и другими дисциплинами она создает естественнонаучную базу физического образования и физического воспитания.

Анатомия исследует закономерности развития и строения человеческого тела в связи с его функцией, особенностями происхождения человека и взаимодействия его с окружающей средой. Анатомию человека невозможно понять, не зная его антропогенеза - происхождение как вида, филогенеза - эволюционного развития низших и высших организмов и онтогенеза - процесса индивидуального развития человека начиная с оплодотворения и заканчивая смертью.

Отечественная анатомия благодаря выдающемуся ученому П.Ф. Лесгафту (1837-1909) развивалась как анатомия функциональная. Она не ограничивалась описанием строения организма человека, а стремилась все особенности строения связать со своеобразием функций. В 1884 г. П.Ф. Лесгафт издал «Основы теоретической анатомии», в которых впервые изложил новые взгляды и подходы к изучению строения человека.

П.Ф. Лесгафт отчетливо показал, что формирование организма происходит в определенной биологической и социальной среде, причем влиянию внешней среды он отводил особенно значительную роль. Из своих теоретических положений П.Ф. Лесгафт сделал важный практический вывод: специальный комплекс систематических тренировочных нагрузок, направленных на повышение функции органов, неизбежно должен вести за собой изменение их формы и структуры, поддерживающих и закрепляющих новую функцию.

П.Ф. Лесгафт первым установил и доказал связь между анатомическим строением организма и воздействием на него физических нагрузок, создав научно обоснованную систему физического воспитания.

Традиционно основным методом исследования в анатомии является изучение трупа путем вскрытия полостей тела и препарирования режущими инструментами органов и тканей, т.е. методом расчленения целого трупа на части, отчего и пошло название анатомии (anatomio - «рассекаю»). Однако, по меткому замечанию П.Ф. Лесгафта, основным объектом изучения анатомии должен быть живой человек, а труп должен служить как дополнение общего процесса познания. В последнее время в анатомии широко используется изучение живого человека с помощью различных методов исследования: антропоскопии, или соматоскопии (внешнего осмотра), антропометрии, или соматометрии (измерение размеров и пропорций тела). Большими возможностями в изучении «живой анатомии» обладает рентгеновский метод. Он позволяет изучать расположение и строение органов на живом человека и применяется в виде рентгенографии (с последующим изучением снимков) и рентгеноскопии - просвечивания на специальном экране. Основоположниками рентгеновского метода в анатомии были отечественные анатомы П.Ф. Лесгафт и В.Н. Тонков.

Исследования на человеке часто дополняются экспериментами на животных (экспериментальная анатомия), так как в эксперименте возможно создание широкого спектра воздействия на организм, в том числе и дозированных физических нагрузок.

Еще одним преимуществом экспериментальной анатомии является возможность применять все современные методы для обработки и исследования полученного материала: гистологические, цитогенетические, электронно-микроскопические, иммунногистохимические и другие.

Изучение внешней формы и внутреннего строения органов может идти на двух уровнях: невооруженным глазом или приборами с малым увеличением - это макроскопическая анатомия (macros - «большой», scopeo - «смотрю»). В противоположность ей существует микроскопическая анатомия (micros - «малый»). Она изучает детали тонкого строения организма с помощью светового микроскопа, увеличивающего изображение в 400-800 раз, а также электронного, увеличивающего объект в 100 000 раз и более.

В микроскопической анатомии выделяют науку о клетке - цитологию (cytos - «клетка», logos - «учение»), науку о тканях организма - гистологию (gistos - «ткань»).

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morphe - «форма»).

В зависимости от целевой и практической направленности анатомии различают:
- нормальную анатомию;
- патологическую анатомию;
- топографическую анатомию;
- пластическую анатомию;
- возрастную анатомию;
- динамическую анатомию;
- спортивную морфологию.

Каждая из перечисленных разновидностей имеет определенное значение для специалистов по физической культуре. Наиболее важной является нормальная анатомия, так как она составляет общую основу знаний спортсмена о здоровом человеке.

Знания патологической анатомии необходимы, когда речь идет о перетренировках, хронических и острых травмах у спортсменов.

В практической деятельности педагогу или тренеру приходится иметь дело с лицами различного пола и возраста, поэтому необходимы знания о возрастных и половых особенностях организма человека, что является предметом возрастной анатомии.

Большое значение имеет топографическая анатомия, изучающая взаимное распо-ложение органов, особенно для тех, кто будет осваивать спортивный массаж и травматологию.

Внешние формы и пропорциональные особенности человека (пластическая анатомия) играют большую роль в отборе и спортивной ориентации.

Умение использовать знания анатомии при анализе положений и движений тела, т.е. динамическую анатомию (изучающую анализ работы мышц и движений в суставах), необходимо будущим специалистам по физической культуре и спорту.

Значительного развития в последние годы достигла спортивная морфология. Эта ветвь функциональной анатомии изучает воздействия систематических физических нагрузок в спорте на строение организма спортсмена (адаптация); изучает особенности строения тела, помогающие добиться высоких результатов в спорте (ориентация) и учит методам, позволяющим оценивать физическое развитие спортсмена (контроль тренированности). Эта дисциплина непосредственно вторгается в спорт высших достижений, где результаты настолько плотны, что умение использовать индивидуальные особенности строения организма при прочих равных условиях помогает добиться победы.

У истоков отечественной спортивной морфологии стоял П.Ф. Лесгафт, который впервые выявил закономерности перестройки костей под влиянием мышечной тяги: кость увеличивается в своих размерах тем значительнее, чем больше деятельность окружающих ее мышц.



Дальнейшее развитие спортивной морфологии связано с именами таких ученых, как В.В. Бунак, М.Ф. Иваницкий, М.Р. Сапин, А.А. Гладышева, В.И. Козлов, Б.А. Никитюк, Г.Э. Мартиросов, П.К. Лысов и др. Исследованиями в области спортивной морфологии активно занимаются и ученые кафедры анатомии НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА . В современной морфологии различают пять уровней организации тела человека (рис. 1).

1. Субклеточный . На биохимическом уровне ткани состоят из молекул, которые объединяются в микро- и макромолекулы.
2. Клеточный . Клетка является элементарной частицей живого, способной передавать генетическую информацию путем самовоспроизведения, которая представляет собой сложную систему биополимеров, образующих внутриклеточные структуры - органеллы.
3. Тканевый . Ткань - это эволюционно сложившаяся совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функцию.
4. Органный . Органы - сложные структуры, состоящие из различных тканей и имеющие определенную пространственную форму, специализированные на выполнение определенной функции.
5. Системный . Различные по строению органы, связанные выполнением одноименной функции, объединяются в системы или аппараты органов. Организму свойственна совокупность всех вышеперечисленных уровней структурной организации. Целостность его обеспечивается благодаря тесным функциональным и межтканевым взаимоотношениям, а также нервной и гуморальной регуляции.

Анатомия и физиология человека – это две части биологии – науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознанно вмешиваться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей. Это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия человека в картинках позволяет наглядно ознакомиться с внутренним миром человека. Анатомия мышц позволяет досконально изучить все мышцы человека. По-другому ее называют морфологическая наука (от греч. morphe – форма). На современном этапе различают анатомию:Описательную – описание органов при вскрытии трупов;Систематическую – изучает строение тела человека по системам;Топографическую – изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;Пластическую – внешние формы и пропорции тела человека;Функциональную – структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией;Возрастную – строение тела человека в зависимости от возраста;Сравнительную – сравнивает строение различных животных и человека;Патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.Современная анатомия является функциональной, тат как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями.Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека. Физиология человека делится на: Нормальную – изучает деятельность здорового организма;Патологическую – изучает закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.Нормальная физиология человека делиться на:Общую – изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;Специальную (частную) – особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;Прикладную – изучающую закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).Основными методами физиологических исследований являются наблюдение и опыт (эксперимент). Эксперименты бывают острые (искусственная изоляция органов) и хронические (производство операций).

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов.

Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных. Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело - он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр. В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.

Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия. После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике. В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим. В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.

В это же время появляется большой интерес к анатомии в России. Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.

Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.

Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени - компьютеры.

1. Анатомия как наука и её место среди биологических дисциплин, виды анатомии.

Анатомия - это наука о закономерностях строения организма и отдельных его частей. Эти закономерности определяются историей развития организма. В определённых условиях среды наследственными факторами и свойствами живой материи расти и размножаться. Анатомия с греческого слова: anatome - рассечение, разрез.

Задачи анатомии: 1)Изучить развитие сложных структур в зависимости от изменения условий внешней среды (кормление, содержание, эксплуатация). 2)Изучить коррелятивные влияния изменения одного органа на другой. 3)Изучить влияние продуктивных функций на динамику роста и развития отдельных органов. 4)Изучить влияние внешних факторов на формообразование. 5)Выяснить наилучшие комбинации внешних условий благоприятствующие правильному развитию тела и отдельных органов. Значение анатомии: 1)Общеобразовательное. 2)Прикладное.

Виды анатомий: 1). По объектам изучения: Видовая, Типовая, Возрастная, Породная, Половая . 2). По методам изучения: Макроскопическая, Микроскопическая, Макромикроскопическая, Сравнительная, Рентгенанатомия . 3). По состоянию изучаемого объекта: Нормальная анатомия, Патологическая анатомия . 4). По прикладному значению: Типографическая, Пластическая, Описательная или системная, Экстерьерная, Зоотехническая, Теоретическая .
2. Краткая история анатомии как науки.

История развития анатомии в 5-ти периодах: 1) Начальный: охватывает 5 столетие до н. эры. Учёные: Гераклит, Гиппократ (20 томов). 2) Научного развития: вбирает от 4-го столетия до н. эры, и до 15 столетия нашей эры. Учёные 4-го века: Аристотель ((Система органов), теория развития организма). Во 2-ом веке до нашей эры: Гален. Он утверждает, что:сердце, мозг, печень - главные органы. 3) Период возрождения: 16 век - и первая половина 17 века. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении, Фаллопий - изучает строение половых органов, Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат, Леонардо Да Винчи - образы животных и человека. 4) Микроскопический период: вторая половина 17 и 18 веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах. 5) Сравнительно-эмбриональный период: 19-20 века - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.
3. Морфологические понятия в анатомии : клетка, ткань, орган. Виды тканей и органов.

Клетка - это наименьшая обособленная частица тела с ядром внутри. Ткань - это совокупность более или менее однородных клеток с их производными, объединённые общим строением, функцией и происхождением. Виды тканей: 1) Эпителиальная (покровная). 2) Опорно-трофическая (соединительная, хрящевая, костная, кровь, лимфа). 3) Мышечная: Поперечно-полосатая ткань (придаёт форму тела), Гладкая (в стенках внутри трубчатых органов), Сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань (Сердце). 4) Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии. Орган - это обособленная часть тела , состоящая из тканей, имеющие определённое строение и функцию. Organon «греч.» - «орудие». Подразделение органов: 1) Паренхиматозные (Компактные органы): почки, печень, лёгкие. Основная масса органов состоит из рабочей ткани. 2) Провизорные: временные (молочные зубы). 3) Дефинитивные - органы сформировавшие и принадлежат взрослому животному. 4) Рудиментарные - остаточные части органа «часть органа». 5) Атавизмистические - остались от предков или возвращаются от предков. 6) Аналогичные органы - имеют разное происхождение, но одинаковая функция. 7) Гомологичные - одно происхождение, но разные функции. 8) Гомодинамные - близкие по своему строению и выполняющие одну и туже функцию (Пальцы). 9) Гомотипичные - парные органы одного организма.
4. Морфологические понятия в анатомии: система органов, организм. Группы систем органов. Основные проявления жизни и системы их обеспечивающие.

Система органов - это сложный комплекс координирования работающих органов, между которыми в процессе развития распределены детали выполнения одной общей функции. 12 систем: 1) Соматическая группа систем (Soma - тело ): 1) Костная. 2) Система соединения костей. 3) Мышечная система. 4) Система общего кожного покрова. Viscera - внутренности. 2) Висцеральная группа систем: 5) Пищеварительная. 6) Дыхательная. 7) Мочевыделительная. 8) Половая. 3) Интегрирующая группа систем: 9) Сосудистая. 10) Нервная. 11) Эндокринная. 12) Система органов чувств.

Организм - это биологическая форма в которой взаимодействуют все исторически развившиеся в нём системы органов. Объединённые строением и функциями в единое целое . Это целое приспособлено к определённым условиям жизни и способна к изменениям своей организации.

Основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие: 1) Обмен веществ и энергии: Дыхательной, Пищеварительной, Мочевыделительной системой. 2) Раздражимость: Сосудистая, Нервная, Эндокринная, Органы чувств. 3) Размножение: Обеспечивается половой системой.
5. Основные закономерности строения тела животного.

Общие закономерности строения тела животного: 1).Принцип одноосности или биполярности. 2).Принцип сегментации или принцип метамерности - это тело животного можно разделить на сегменты. 3).Принцип двухсторонней симметрии или антиметрии. 4).принцип двух трубок: а).Нервная трубка. б).Трубка внутренних органов.
6. Понятия онтогенез, филогенез, их основные закономерности. Основные периоды и стадии развития животных.

Стадии развития организма: Жизнь организма от зиготы до смерти называется онтогенезом . Процесс развития: 1) Внутриутробный (пренатальный). 2) Внеутробный (постнатальный). Стадии внутриутробного периода: 1) Зародышевый. 2) Предплодный. 3) Плодный. Зародышевый период: 1) Дробление. 2) Гаструляция. 3) Обособление тела зародыша. Периоды постнатального процесса развития: 1) Новорождённости. 2) Молочный период. 3) Период полового созревания. 4) Период расцвета. 5) Период старения. Период новорождённости 1 месяц, когда происходит замена тех клеток, на те клетки, которые приспосабливаются к условиям среды.

Понятие об онто- и филогенезе: Филогенез - это историческое развитие видов от одноклеточных до ныне живущих: Одноклеточные  Простейшие многоклеточные  Черви  Рыбы (хрящевые и костные)  Земноводные  Рептилии  1) Животные; 2) Птицы.

Биологический закон Мюллера-Геккеля: 1) Филогенез состоит из множества онтогенезов. 2) Онтогенез краткое повторение филогенеза. 3) Онтогенез продолжение филогенеза. Закон Бера: «все ранее стадии развития животных сходны». Основные принципы филогенетического формообразования: 1) Дифференциация или разъединение. 2) Интеграция или объединение.

7. Общая характеристика скелета (его определение, функции, деление).

Остеология от слов: Os – кость и Logos – наука . Костная система или остеология – это часть анатомии изучающая строение кости. Скелет – совокупность костей одного вида животного расположенный в естественном порядке. Скелет произошёл от греческого слова Skeleton – мумия или иссохший. В своём развитии скелет прошёл три этапа развития: 1)Опорно-перепончатый скелет. 2)Хрящевой скелет. 3)Костный скелет. У животных развивается внутренний скелет из хорды и внешний в процессе филогенеза. У лошади в среднем 214 костей, у КРС – 209, Мелкие жвачные – 101 – 212, Свинья – 288, Собака – 282, У человека – 206. Функция скелета: 1) Опорная. 2) Защитная. 3) Кроветворная – формирование клеток крови. 4) Участие в минеральном обмене веществ. 5) Определяет внешние формы животного. 6) Скелет образует систему рычагов. Скелет подразделяется на: 1) Осевой. 2) периферический или скелет конечностей. Осевой скелет состоит из: Скелета головы. Скелета шеи. Скелета туловища (грудные позвонки, рёбра, грудная кость).  Скелета поясницы (скелет крестца). Скелета хвоста. Периферический скелет состоит из:  Скелета грудных конечностей. Скелета тазовых конечностей. Скелет конечностей в свою очередь состоит из: 1)Костей пояса. 2)костей свободной конечности. К тазовым конечностям относятся 2-е тазовых кости, а каждая тазовая кость состоит из 3-х костей (Седалищная, лонная, подвздошная).
8. Строение, рост, развитие кости как органа (на примере трубчатой кости).

В кости 4-е структурных элемента: 1) Костная ткань. 2) Костный мозг. 3) Надкостница. 4) Гиалиновый хрящ. Хрящ (cartilago ) покрывает участки кости на концевых участках. По расположению бывают: 1)Суставной (на верхних концах кости), 2)Метафизарный хрящ обеспечивает рост кости в длину, расположенный внутри кости. Расположен в зоне роста. Надкостница представляет собой тонкую оболочку, покрывающая кость с наружи, за исключением места расположения суставного хряща. Надкостница состоит из 2-х слоёв: 1) Наружный или фиброзный – представлен соединительной тканью, с большим количеством коллагеновых волокон. 2) Внутренний или камбиальный (остеогенный). Изнутри кость покрывается эндостом – тонкая оболочка, но внутри. Костная ткань подразделяется на: 1) Губчатое вещество. 2) Компактное вещество. Губчатое вещество располагается на концевых участках кости и обеспечивает упругие свойства кости. Компактное вещество более плотное и определяет прочность кости. Костный мозг заполняет полость кости и в зависимости от возраста костный мозг бывает: 1)Красный (Medulla osseum rubra). 2)Жёлтый (Medulla osseum flava).

Кость в своём развитии проходит 3-и или 2-е стадии развития: 1) (1) Перепончатая. 2) Хрящевая. 3) Костная ) - Энхондральный путь развития. Характерен для внутреннего скелета. 2) (1) Перепончатая. 2) Костная ) - Эндестальный путь развития кости. Характерен для внешнего скелета.

Развитие кости: 2) [Перехондральное окостенение] (образуется костная манжетка). 3) [Энтохондральное окостенение] (формируется первый очаг окостенения). 4) Формируется второй очаг окостенения. 5) Формирование дефинитивной кости. Есть зона роста. Похожа на кость взрослого животного. Зона роста: диаметафизарная субхондральная кость, эпихондральная метафизарная кость.
9. Типы костей по форме, факторы формообразования костей, возрастные особенности.

В свежей кости воды до 50%, жиров до 15%, белков (оссеин) до 12,5%, минеральных веществ до 22% (Ca, P). Когда кость вываривают остаётся минеральных веществ до 85%. На химический состав влияет: возраст, кормление, влияние факторов на состав, физическое влияние при беременности. Физические свойства кости: 1)Упругость. 2)Прочность. Классификация костей по форме : 1) Длинные (ossa longa): а) Трубчатые (конечности), б) Плоские (рёбра). 2) Короткие (ossa brevia). 3) Смешанные (ossa mixta) позвонки (функция опоры). 4) Плоские кости (ossa plana) лопатки, тазовые кости. 5) Пневматизированные (воздухоносные) (ossa pneumatica) – в области головы (в черепе).


10. Общая хар-ка системы соединения костей: определение, функции, факторы состояния костей, классификация соединения костей.

Система соединения костей – это совокупность анатомических образований приспособленных для связей костей друг с другом. Функции связочного аппарата : 1) Прочно и надёжно соединяет кости. Способствуя выполнению скелетом динамических и статических функций. 2) Защитная. 3) Участие в обмене в-в. 4) Оказывает содействие мышечной системе в осуществлении различных определённых движений животного. Факторы состояния костей : 1) Кормление животного. 2) содержание. 3) Эксплуатация. 4) Возраст. 5) Пол. 6) Физическое состояние животного. 7) Порода. Классификация соединений костей :


Непрерывный тип – Синартроз.

Синартроз – это такие виды соединений, при которых промежуток между костями заполнен каким-либо видом ткани выполняющую соединяющую роль.

Виды синартроза: 1) Синдесмоз – это соединение костей с помощью плотной соединительной тканью (швы, связки, мембраны). Швы (suturae): 1) Плоские (plana) – встречаются между носовыми костями, соединение это непрочное. 2) Зубчатые (dentata) – встречаются в соединениях между носовыми и лобными костями. 3) Чешуйчатые (squamosa) – соединения путём наложения одной ткани на другую. 4) Листовидные (foliatae) – в соединении между теменными и затылочными костями. Связки (ligamenta) – это лентовидные соединительно-тканные образования. Мембраны (membrana) – это широкие соединительно-тканные образования.

2) Синэластоз – это наличие или содержание эластических волокон. Пример: выйная связка.

3) Синхондроз – это хрящевое соединение костей, т.е. соединение хрящом. Хрящ: 1) Гиалиновый – между костями в молодом возрасте . 2) Волокнистый – где кости под воздействием испытывают давление между телами позвонков.

4) Синостоз – соединение костной тканью. Есть у взрослых животных.

5) Синсаркоз – соединение костей с помощью мышечной ткани.


: 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по двум перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав).

Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами.

11. Строение, классификация суставов. Виды движения в суставах.

Составными элементами сустава являются: 1) Суставная капсула. 2) Соединяющиеся поверхности, покрытие гиалиновым хрящом. 3) Пространство заполненное синовиальной жидкостью. Концы костей покрыты суставным хрящом (cartilago articularis). По бокам сустава: капсула сустава (capsula articularis). Внутри – суставная полость (cavum articularis) с синовией (synovia). Капсула сустава состоит из 2-х слоёв: 1)Наружный – фиброзный (придают плотность). 2)Внутренний – синовиальный (вырабатывают синовию). Синовия – это тягучая жидкость , которая обеспечивает питание сустава, гладкую поверхность и буферные свойства.

Прерывный тип – Диартроз (соединение составов). Диартрозы (суставы). Сустав – articulatio (arthrоn). Функции диартроза: По типу движения : 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по 2-м перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав). Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами. По форме соприкасающихся поверхностей : 1) Шаровидные – движение многоостное. 2) Блоковидное. 3) Эллипсовидное – форма двояковогнутое и -выпуклое. 4) Плоские – соединения между позвонками. 5) Седловидные (КРС присоединение ребра к позвонку).

Виды движения суставов : 1) Сгибание – flexio. 2) Разгибание – extensio. 3) Отведение – abductio. 4) Приведение – adductio. 5) Вращение – rotatio: 1. Наружу – supinatio. 2. Внутрь – pronatio.
12. Функции мускульной системы, её состав и связь с др. системами. Строение мускулов как органов.

Функции : 1) Перемещение тела в пространстве. 2) Изменение положения частей тела и отдельных органов. 3) Составляет основу тела животного (вместе с костной системой, системой соединения костей и общего кожного покрова). 4) Обеспечивает изменение объёма полостей. 5) Является трансформатором переходом обменной энергии в тепловую. 6) Функция депо воды . 7) Проявляет состояние нервной системы. 8) Наличие мышечно-суставного чувства (даёт возможность животному ориентироваться в пространстве). Связь мышечной системы с др. системами : генетическая, морфологическая, функциональная. Органы мышечной системы : Главные. Вспомогательные. К главным органам относятся мышцы (мышечная ткань). 3-и виды мышечных тканей: 1)Поперечно-полосатая. Она формирует скелетную мускулатуру (соматическая). 2)Гладкая мускулатура. Она выстилает стенки внутренних органов и кровеносных сосудов. 3)Сердечная или поперечно-сердечная мышечная ткань. Вспомогательные органы: Фасции, бурсы (сумка), синовиальные влагалища, сесамовидные кости и блоки на костях.

Строение мускула как органа : каждый мускул состоит из пассивной части и активной. Пассивная часть (закрепление мышц на костной поверхности). Активная часть – сокращение мускул. Мышца имеет: головку, брюшко, хвост. Головка совпадает с неподвижной точкой. Мускул состоит из рабочей ткани – мышечных волокон и соединительно-тканного остова (строма, интерстиций). Соединительно-тканный остов (поперечный разрез): 1) Оболочка (эпимизий). 2) Трабекулы (перемизий). 3) Эндомизий – оболочка покрывающая волокно мышечное. Форма головки и хвоста мускула зависят от формы мускула. Если брюшко крупное, то головка и хвост называются сухожилием и имеют круглую форму. Если брюшко плоское, то сухожилии получили название апоневроз.
13. Классификация мышц по форме и функции.

По форме : 1) Пластинчатые мускулы. 2) Веретенообразные (на конечностях). 3) Кольцеобразные (в основании естественных отверстий). По внутреннему строению : 1) Динамические мышцы (нежная соединительно-тканных основ). 2) Статические (в которых полно отсутствуют мышечные волокна). 3) Динамостатические (наличие в % соотношении мышечных волокон (>50%)). 4) Статодинамические (мышечные волокна сниж. до минимума (15%)). По функции : 1) Разгибатели – экстензоры. 2) Сгибатели – флексоры. 3) Отводящие – абдукторы. 4) Приводящие – аддукторы. 5) Сжиматели – сфинктеры. 6) Расширители – дилятаторы. 7) Суживатели – констрикторы. 8) Вращатели – ротаторы. 9) Вращение наружу – супинаторы. 10) Вращение внутрь – пронаторы.

Синергистры – выполняющие одну и туже функцию. Антагонисты – выполняющие разные функции.


14. Вспомогательные органы мышц и их функции: фасции, бурсы, синовиальные влагалища (значение, строение, классификация).

Фасции (fascia, ae ) – оболочки. Фасции – это широкие, пластинчатые, соединительно-тканные образования, формирующие футляры для мускулатуры в целом, группы и отдельных мускулов. Функции фасций : 1) Защитная. 2) Сдерживает давление мускулов на окружающие органы. 3) Представляет обширную площадь для закрепления мускулов. 4) Создаёт более благоприятные условия для работы мышц. Классификация фасций: По топографии расположения : 1) Поверхностные. 2) Глубокие. 3) Смешанные. Поверхностные фасции состоят из 2-х листков: 1)Наружного. 2)Внутреннего. Располагаются группы мышц или подкожные мышцы (грудобрюшной мускул, лопаточно-плечевой мускул, шейный). Глубокая фасция располагается под поверхностной и состоит из 2-х листков: наружного и внутреннего. Наружный листок соприкасается с поверхностной фасцией, а внутренней с оболочками больших полостей (брюшной и грудной). Внутренний листок глубокой фасции в грудной полости получил название внутригрудная фасция . Внутренний листок глубокой фасции в брюшной полости получил название поперечно-брюшная фасция . Наружный листок глубокой фасции в области брюшной стенки получил название жёлтая брюшная фасция (у травоядных). Собственные или специальные фасции покрывают каждый мускул, а в отдельных участках тела имеют собственные названия: фасция предплечья, широкая фасция бедра.

Бурсы (сумки) – bursa . Бурсы – это мешочки стенки которого состоят из соединительной ткани. Внутри мешочки заполнены жидкостью, в основном бурсы будут располагаться в теле животного с мягким телом соприкасаясь с костью, где будет трение. Классификация бурс : По происхождению : 1) Врожденные. 2) Приобретенные. По характеру жидкости : 1)Слизистые (под кожей). 2)Синовиальные. По расположению : 1) Подкожные. 2) Подсухожильные. 3) Подсвязочные. 4) Подмышечные. Сухожильные влагалища представляют собой бурсы вытянутой вдоль сухожилия. В сухожильном влагалище различают 2-а пласта: 1)Наружный – фиброзный. 2)Внутренний – синовиальный. Внутренний пласт состоит из 2-х листков: Париетальный, висцеральный. Место перехода одного листка в другой называется брыжейкой. Между париетальным и висцеральным листками располагается синовиальная жидкость.

Синовиальное влагалище (vagina synovialis ) , соединительно-тканный футляр, окружающий сухожилие и способствующий его скольжению. Висцеральный листок С.в. сращён с сухожилием, париетальный – с сухожильным влагалищем . Полость между висцеральным и париетальным листками заполняется синовиальной жидкостью. Основное заболевание С.в. – раны, ушибы.

15. Общая хар-ка сис-мы ОКП: строение кожи и её производные, функции системы ОКП.

ОКП – это плотная оболочка, покрывающая тело животного снаружи и является посредником между телом и внешней средой и выполняет защитную функцию (предохраняет глубокие ткани от воздействия внешней среды). ОКП включает в себя : 1) Собственная кожа. 2) Производные кожи: Волосы, железы (потовые, сальные, слюнные, молочные), роговые образования (рог, коготь, ногти у человека), мякиши. Основные функции ОКП : 1) Защитная. 2) Терморегуляторная. 3) Рецепторная. 4) Депо жира (до 40%). 5) Депо воды, крови (до 10%). 6) Экстерьерная. 7) Дыхательная. 1/3 кислорода поступает в организм. 8) Гормональная. Строение кожи : 1)Эпидермис. 2)Основа кожи. 3)Подкожный слой. Эпидермис состоит из 5-ти слоёв: 1) Роговой. 2) Блестящий. 3) Зернистый. 4) Слой крылатых (шиповатых) клеток. 5) Производный слой. Эпидермис отделяется от основы кожи базальной мембраной. Анатомически кожа состоит из 2-х слоёв: 1)Роговой (роговой, блестящий, зернистый слои). 2)Производящий (шиповатые клетки, производный). Основа кожи (дерма) : 1) Сосочковый. 2) Сетчатый. Сосочковый слой формирует сосочки, выступающие в сторону эпидермиса, построен из рыхлой соединительной ткани и на нём располагаются базальные мембраны. Сетчатый слой представлен плотной соединительно-тканной с наличием коллагеновых и эластических волокон. Подкожный слой не делится, построен из рыхлой соединительной ткани в которой располагаются жировые клетки.

Производные кожи : Волос (pilus ) – подразделяется на стержень (scapus), корень (radix). Корень включает такие части: 1)Внутрикожная часть с луковицей, сосудами и нервами. 2)Корневые влагалища (нар. и внутр.). наружное формируется из рогового эпителия. Внутренний – из производящего слоя эпидермиса. 3)Волосяная сумка формируется за счёт основы кожи. Все элементы называются волосяным фолликулом . Поперечный разрез волоса: 1)Кутикула. 2)Корковый слой. 3) Мозговой слой волоса. Типы волос : 1) Покровные. 2) Длинные. 3) Синуозные – чувствительные волосы. Смена волос называется линькой. Линька бывает: 1) Сезонная (периодическая). 2) Перманентная (постоянная). 3) Ювенальная (юношеская).

Кожные железы : классификация: 1)По наличию выводных протоков: железы внутренней секреции не имеют выводных протоков. Железа внешней секреции имеют выводные протоки. 2)По строению выводного протока: простые. Сложные. 3)По строению концевых отделов: Альвеолярные. Трубчатые. Альвиолярно-трубчатые. 4)По характеру секреции: сальные. Потовые. Серозные. Слизистые. Молочные. 5)По типу секреции: голокриновые – сами разрушаются. Апокриновые – разрушается крышечка. Мерокриновые – полностью сохраняются. 6)По расположению: пристенные. Застенные. Потовые железы (glandulae sudoriferae): внешней секреции, простые, трубчатые, мерокриновые. Сальные железы (glandulae sebaccae): внешней секреции, протые, голокриновые, альвеолярные. Протоки открываются в корневые влагалища. Их секрет кожное сало. Молочные железы (glandulae lactiferae): внешней секреции, сложные, мерокриновые, трубчато-альвеолярные железы. Молочные железы – основной признак млекопитающих. Молочная железа бывает : 1)Компактное – uber, 2)Множественная – ubera, 3)Грудь – mammae. На вымени различают – тело и соски. Молочная железа (у КРС) подразделяется на 2-е половины: правая и левая. Каждая половина состоит из четвертей или каждую четверть называют (холмом ). Вымя снаружи покрыта кожей, под кожей располагается поверхностная фасция, наружный листок глубокой фасции. Внутренний листок глубокой фасции формирует подвешивающую связку вымени. Если рассматривать молочную железу как орган, то в ней выделяют: строму (остов) и паренхиму (клетки которые вырабатывают секрет). Строма состоит из соединительно-тканной ткани, покрытая фасциями. Форма вымени : 1)Округлая или чашеобразная (КРС). 2)Козье. 3)Квадратное (у КРС). 4)Плоское (КРС). Форма сосков : 1)Цилиндрическая. 2)Коническая. 3)Расширение у основания соска. У свиней форма соска может бить в виде кратера.

Копыто – это дистальный участок конечностей, заключённый в роговой башмак. В состав копыта входят органы : сосудистый, нервный, костной, мышечной системы. Соединение костей: копытный сустав, капсула, связки сустава и связки сезамовидной кости. Мышечная система : конечные участки сухожилий (глубокого пальцевого сгибателя, поверхностного пальцевого сгибателя, бокового пальцевого разгибателя, длинного (на тазовой) и общего (на грудной) пальцевого разгибателя., имеется бурса). На копыте различают следующие части: 1) Кайма – limbus (5-7 мм). 2) Венчик – corona ungulae. 3) Копытная стенка – paries ungulae. 4) Подошва – solea ungulae. В области каймы все развиты 3-и слоя (эпидермис, дерма, подкожный слой). В обл. Венчика все 3. В области копытной стенки имеется эпидермис и дерма. Со стороны подошвы – эпидермис, дерма. Подкожный слой – только в мякише.



Случайные статьи

Вверх