Артистическое мышление. Интуитивное мышление. Язык, речь и мышление

Само понятие «пралогическое мышление» введено Л. Леви-Брюлем (1912) для обозначения наиболее раннего этапа филогенетического развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознается, но их сущность проявляется в форме мистической сопричастности (пар-тиципации). Явления соотносятся по принципу причины - следствия даже тогда, когда просто совпадают по времени.

Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит основой для объяснения всего, что доступно наблюдению. Человек при этом предстает тесно связанным с природой (в особенности, с животным миром), неотделимым и зависимым от совершающихся вокруг него естественных и коллективных процессов. При пралогическом мышлении биологические и социальные явления осознаются как происходящие под покровительством или при противодействии незримых природных сил, душ и духов.

Леви-Брюль допускал, что элементы пралогического мышления проявляются в обыденном сознании и в более поздние периоды (бытовые суеверия, предрассудки и массовые страхи, возникающие на основе парти-ципации, а не логического мышления). Патопсихологи нередко находят элементы этого типа мыслительной деятельности у пациентов, страдающих различными расстройствами психики. Иногда говорят также о «магическом мышлении», присущем как представителю архаической культуры, так и любому ребенку. Согласно К. Леви-Стросу, магическое или мифологическое мышление не следует жестко противопоставлять научному (теоретическому, понятийному) как дологическое. Магия и наука представляют собой два самостоятельных способа познания или две альтернативные логики, которые отличаются не столько по своему характеру, сколько по типу явлений, к которым они прилагаются, а также по типу решаемых социальных задач.

Артистическое мышление

Особую, патологическую разновидность мыслительных процессов швейцарский психиатр Э. Блейлер (1857-1939), автор ранних теорий аутизма и шизофрении, обозначил как «артистическое мышление». Оно характеризуется отрывом от непосредственного опыта и «нечувствительностью к противоречиям»: его содержания нередко противоречат логике и социальной действительности. Наиболее распространено среди пациентов, страдающих шизофренией и др. психотическими расстройствами личности.

Наблюдается тенденция сопоставления аутистического и мифологического мышления, однако при этом игнорируется одно существенное отличие: мифологическое м. имеет социальный характер, опирается на коллективные представления, т.е. основано на опыте сообщества, а не индивида; аутисти-ческое мышление обусловлено разрывом интерперсональных (межличностных) связей и побуждается стремлением получить аффективное удовлетворение в изолированном от социума внутреннем мире.

Интуитивное мышление

При интуитивном мышлении переход к новому знанию происходит через «инсайт» (озарение)

Процесс мышления неосознаваем и слит с самим действием Объектами мышления являются объекты -

оригиналы, с которыми взаимодействует человек Интуитивное мышление выполняет функцию получения

нового знания

Логическое мышление

При логическом мышлении происходит плавный логический переход от данного к новому

Процесс мышления осознан, отделен от своего продукта, а способы действия выделены и превращены в опе­рации, применимые ко многим подобным объектам

Объектами логического мышления выступают знаковые системы

Логическое мышление выполняет функцию трансляции (уже полученного знания) другому Развитое мышление представляет собой сложное единство логических и интуитивных компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. В решении задач интуиция выступает как компонент генерирования гипотез и стратегий решений в виде комплексных ориентиров поиска, которые объединяют смысловые и логические признаки в нестандартных сочетаниях. Эти ориентиры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд признаков, каждого их которых недостаточно для правильного решения. Таким образом, достигается интуитивная модель, которая позволяет избежать последовательного перебора логически возможных вариантов.

Аутистическое мышление. Понятие аутистического мышления появилось в психиатрии. Е. Блейлер описывает аутистическое мышление как такое, которое «не обращает внимания на противоречия с действительностью». Аутистическое мышление активно направленно на уход из реальности для получения аффективного удовлетворения во внутреннем мире. Для открытия и создания нового необходим отход от сложившихся стереотипов. В этом случае некоторые элементы аутистического мышления, такие как грезы, фантазии или мысленное проживание воображаемых ситуаций, нужно считать необходимой и нормальной «гимнастикой ума».

В современной психологии изучается проблема аутистического мышления в связи с изучением влияния компьютера на человеческую психику. Описаны феномены ухода от реальности в компьютерные игры, формирования «интернет-зависимости», приводящие к аутизации человека, сужению сферы интересов. Однако современные исследователи отмечают, что «информатизация может приводить как аутизации, так и к стимуляции творческого воображения, развитию познавательных способностей и самоактуализации» 1 . Мифологическое мышление. Мифологическое мышление в большинстве черт сходно с аутистическим мышлением. Мифологическое

1 Общая психология. M.: Гардарики, 2002. С. 79-95.

мышление имеет социальный характер и основано на коллективных представлениях общества, а не отдельного индивида. Этот тип мышления предполагает определенные действия (мистерии, заклинания, ритуалы и др.) и, так же как и аутистическое, имеет пониженную чувствительность к критике. Аутистическое и мифологическое мышление не отвечают требованиям логики и критериям научного знания и основываются на отходе от имеющегося опыта. Эти типы мышления не противопоставляются научному, а рассматриваются как иные, самостоятельные формы познания, не прекращающие своего существования с развитием науки.


Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]

АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

(от древнегр. autos - сам) - замкнуто-углубленный тип личности или культурного феномена; применительно к личности используется также термин "шизоид" (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ). Его не следует путать с понятием "шизофреник". Шизоид - тип личности, в крови родственников которого могут быть шизофренические гены, но сам он не может заболеть шизофренией - это место у него, так сказать, уже занято его характерологическим типом, который заключается в его погруженности в себя (интроверсии) и представлении о том, что внутренняя жизнь духа является первичной по отношению к материальной жизни. В этом смысле А. м. - синоним идеализма. Но А. м. - это не философское понятие, а психологическое. Шизоид-аутист может быть не обязательно поэтом или профессором философии, важно, что его сознание работает определенным образом. Понятие А. м. ввел швейцарский психолог и психиатр Эуген Блейлер, а типичный внешний вид шизоида-аутиста описал Эрнст Кречмер в книге "Строение тела и характер" (1922). В противоположность полному жизнерадостному сангвинику аутист имеет лептосомное, то есть "узкое" телосложение: как правило, он худой и длинный, жилистый, суховатый, с несколько механистическими движениями. Характерный аутистический жест -поклон всей верхней частью тела, который выглядит, как будто лезвие бритвы выпадает из футляра. В каждой культуре, в каждом направлении искусства преобладает свой характерологический тип личности. В культуре ХХ в. преобладает аутист-шизоид, именно поэтому мы выделили понятию А. м. отдельную статью. Типичные аутисты по внешнемувиду (хабитусу) такие выдающиеся деятели культуры ХХ в., как Джеймс Джойс, Густав Малер, Арнольд Шенберг, Дмитрий Шостакович, Карл Густав Юнг. В ХХ в А. м. свойственно не только отдельным личностям, но и целым направлениям. Аутистическую природу имеет неомифологизм, все направления модернизма. (При этом важно осознавать, что авангардное искусство (см. АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО) не является аутистическим - его характерологическая основа - это полифоническая мозаика (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ). Аутисты могут быть двух типов - авторитарные; это, как правило, основатели и лидеры новых направлений (Н. С. Гумилев, А. Шенберг, В. Брюсов); дефензивные (то есть с преобладающей защитной, а не агрессивной установкой); таким был, например, Ф.Кафка - беззащитный, боящийся женщин, отца, неуверенный в себе и в качестве своих произведений, но по-своему чрезвычайно цельный. Классические аутисты настолько равнодушны к внешним условиям среды, что они легче выживают в экстремальных условиях. Так, например, композитор С. С. Прокофьев, будучи совершенно внутренне чуждым советскому строю, тем не менее, с легкостью писал оперы на советские темы - "Октябрь", "Семен Котко", "Повесть о настоящем человеке", - он относился к этому как к чему-то вынужденному, как к плохой погоде. Душа его оставалась при этом совершенно чистой и незамутненной. А тревожный Шостакович, который гораздо меньше писал в угоду строю, тем не менее все время мучился за свои грехи, в частности за то, что вынужден был быть членом партии. Бывают шизоиды-подвижники, такие, например, как Альберт Швейцер который, следуя внутренней логике своей гармонии, оставил ученые и музыкальные занятия и уехал лечить прокаженных в Африку. Людвиг Витгенштейн, написав "Логико-философский трактат" (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ , АТОМАРНЫЙ ФАКТ), отказался от миллионного наследства своего отца и стал учителем начальных классов в деревне, так как этого требовал его внутренний аутистический нравственный императив - философ должен быть беден, философ должен помогать тем, кому больше всего нужна помощь, то есть детям. Смысл и специфику А. м. очень точно описал Гессе в притче "Поэт", где китайский поэт учится под руководством мастера вдали от родины. В какой-то момент он начинает тосковать по родному краю и мастер отпускает его домой. Но, увидев с вершины холма родной дом и осознав лирически это переживание, поэт возвращается к мастеру, потому что дело поэта - воспевать свои эмоции, а не жить обыденный жизнью (пример взят из книги М.Е.Бурно, упомянутой ниже в "Литературе").

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .


Смотреть что такое "АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ" в других словарях:

    АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - 1. Вообще – мышление, направляемое внутренними желаниями и стремлениями независимо от внешних реальных фактов. 2. Мышление, характерное (или, лучше, предполагается, что оно характерно) для аутистического ребенка … Толковый словарь по психологии

    МЫШЛЕНИЕ - МЫШЛЕНИЕ, в психологии высшая и наиболее сложная форма интелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,… … Большая медицинская энциклопедия

    Мышление аутистическое - (греч. autos сам) термин E. Bleuler (1920), обозначает алогическое мышление, связанное с аутизмом, то есть неспособностью пациентов принимать во внимание реальные свойства, связи и отношения, предпочитая последним образы кататимным фантазиям.… …

    Мышление шизофреническое - общий термин, обозначает нарушения мышления, более свойственные шизофрении, нежели другим болезненным состояниям (аморфное мышление, разорванность мышления, символическое мышление, аутистическое мышление, разноплановое мышление, амбивалентное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Мышление кататимическое - то же, что мышление кататимное, мышление аутистическое, мышление эмоциональное. Синоним: Майера кататимическое мышление … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое … Большая психологическая энциклопедия

    МЫШЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКОЕ - мышление, оторванное от действительности и не корригируемое ею. Сопровождается уходом больного в себя, отгороженностью от внешнего мира … Судебная патопсихология (термины книги)

Такая патология мышления как аутизм, очень часто наблюдается у психически нездоровых людей, например у шизофреников, видящих окружающий их мир в виде галлюцинаций и иллюзий, далеких от действительности. Аутизм — это особый вид мышления, который дает ложное представление об окружающей действительности, а также вынуждает человека делать неверные выводы, затуманивая его рассудок. Есть люди, которые занимают так сказать приграничное положение между нормой мышления и патологией, им присущи такие виды состояния, как гипнотическое состояние, галлюцинации, бред. Это менее опасная форма психического расстройства, которая тем не менее является очень даже опасной для человека. Как психолог со стажем, могу сказать, что среди всех людей, с которыми мне приходилось работать в рамках разных программ, включая лечение тяжелых психических расстройств, ошибочное представление о действительности наблюдается у каждого человека, особенно это актуально для ограниченных по жизни людей.

У каждого человека есть определенные потребности, и определены они прежде всего его природными инстинктами. Эти потребности далеко не всегда удовлетворяются, и невозможность повлиять на ситуацию, таким образом, чтобы она соответствовала потребностям человека, приводит его к высвобождению далеких от действительности ассоциаций, дающих зеленый свет его актуальным потребностям. Проще говоря, человек начинает интерпретировать все вокруг таким образом, чтобы это поддавалось его возможностям и желаниям, то есть, как бы он видит все именно так, что при желании может на это повлиять.

Я наблюдал у людей с подобной патологией мышления, признаки вполне здравого смысла, рассудительность, план действий, в общем, конструктивный образ мышления, без паники и истерики, но далекий от действительности. Общая слабость психики, вот что ведет к подобным отклонениям, а слабость эта появляется в результате неправильных жизненных установок, неправильного воспитания, иллюзорности, которую навязывают людям, и в которой они потом хотят находиться. Все что люди с аутистическим мышлением рисуют в своей голове, носит применительный характер, они не постоянны, аутизм тенденциозен.

Когда все их ассоциации соответствуют их потребностям и действительности, когда эти показатели совпадают, когда их представление применимо к окружающей действительности, они более или менее адекватны. Но как только восприятие рождает неестественные для таких людей ассоциации, то сразу же освобождаются другие, замещающее естественное восприятие ассоциации, для которых логика уже не имеет никакого значения. Вообще реалистичное мышление требует от человека правильных жизненных установок, здесь ведь идет речь не только о естественной интерпретации действительности, но и соответственной интерпретации событий.

Я бы не сказал, что все происходящее в нашей жизни события, интерпретируются нами правильно, просто наши ассоциации и поведение, укладываются в рамки приемлемого, не опасного для других членов общества. Потому патология мышления, имеет некую грань, переступив за которую мы можем оказаться в мире грез, успокоив тем самым свою психику. Именно спокойствие и утешение для человека считал главным достоинством аутизма известный исследователь этого недуга Э. Бейлер, который видел в нем возможность для человека снять излишнее эмоциональное напряжение, а также возможность усилить стремление человека к позитивной цели.

Я же всегда придерживался такого способа воздействия на людей с патологией мышления подобной аутизму таким образом, что представлял им реальную действительность как вполне приемлемую для их восприятия. Конечно у меня, очевидно не такой опыт в исследовании этого недуга и избавления от него, какой возможно был у Э. Бейлера, но при этом я считал важным сделать то, что должны были сделать те, кто готовил человека еще в юном возрасте к жизни, к реальной жизни. Само общество блуждает в потемках, ассоциируя действительность и мир в котором оно живет на правильные, с его точки зрения, события, явления, людей, ценности, цели, и неправильные.

Вдобавок ко всему еще и ограничивая в возможностях отдельных членов этого общества, я уже не говорю про мораль и нравственность, которые становятся базовыми в определении событий и поступков в головах людей. Уход от этих норм, и является тем самым толчком к такому заболеванию как аутизм, и как доказательство этой теории, можно просто посмотреть статистику подобного заболевания, которому в основном подвержены люди живущие в развитых странах, где подавляющее число населения живет в иллюзорном мире.

Однако это не правило, это лишь часть того анализа, который я проводил относительно причин подобного заболевания, причин отклонения человеческой психики от безопасных ему норм. Заметьте, я говорю не о нормальном и естественном восприятии, поскольку таковое все равно искажено в определенной степени, я говорю о безопасном для человека поведении о той его форме, которая помогает ему максимально комфортно адаптироваться в обществе и занять в нем наиболее привилегированное положение. Аутизм рождает иллюзии, но иллюзии иллюзиям рознь, наша с вами действительность тоже отчасти для каждого из нас иллюзорна, один думает о себе одно, в то время, как другие думают о нем совсем другое, и с объективной точки зрения, собственное о себе представление в большей степени и в большинстве случаев иллюзорно.

Люди с патологией мышления – это как я уже сказал слабые люди, и слабость их вызвана не их психической индивидуальностью, а тем образом мышления, тем способом восприятия окружающего мира, той нравственностью и понятием о правильности, которые им навязали. Человек не станет жить в мире иллюзий, если реальный мир не будет казаться ему враждебным, таким, от которого надо прятаться в себе, который не дает, а забирает. Именно это я считаю определяющей психической установкой для человека, и способом лечения больного, что в моем случае срабатывало всегда, правда таковых было не так уж и много.

Стоит только показать человеку естественность того что он видит, правильность всего этого, указать ему на его возможности, а все события представить как закономерность укладывающуюся в рамки нормального и безопасного образа жизни. Стоит только показать людям, что все их естественные потребности, можно в два счета реализовать, и что это всего лишь часть игры, в которой все мы все равно окажемся победителями, как потребность в иллюзиях, потребность в утешении с их помощью, отпадет сама собой. Это не просто, я вам честно скажу, исправить то, что изначально было сделано неправильно, тем более, когда речь идет о человеческой психике, это сложно. Но добиться этого можно, ибо всякая патология мышления, это психическая, а не физическая неисправность, если конечно последнее не имело место быть.

Аутистическое мышление - это сложное психическое расстройство, которое характеризуется наивысшей степенью самоизоляции. К его основным признакам принадлежат уход от контактов с реальностью и бедность эмоционального спектра. Людям, которые страдают этим заболеванием, свойственны некорректные реакции и недостаток взаимодействия с социумом.

Проблемы с общением

Что такое аутистическое мышление? Его нетрудно распознать. Оно имеет ряд характерных симптомов, среди которых специалисты выделяют следующие.

Речь пациентов слабо развивается. У них возникают затруднения как с пониманием, так и воспроизведением слов. Часто такие люди повторяют звуки и фразы, услышанные от окружающих или по телевизору. Они плохо вникают в суть

Гораздо проще для них реагировать на односложные предложения («ешь», «иди», «встань» и др.). аутистов также заторможено. Чаще всего это проявляется в том, что больные не понимают такие как, например, местоимения (твой, его, наш и т. д.). Чаще всего на первичном осмотре родители жалуются на то, что их ребенок не может полноценно общаться. Эта проблема начинает проявляться на втором году жизни малыша.

Неконтактность

Человек, сознание которого поглотило мышление аутистическое, ведет себя так, будто у него нарушено восприятие окружающего мира. Со стороны кажется, будто он глухой и слепой. Окружающим трудно привлечь к себе внимание больного. Он не смотрит в глаза собеседнику и даже не оборачивается, когда его зовут. Внимательное обследование показывает отсутствие проблем на физиологическом уровне.

Аутисты не создают близких отношений даже с членами семьи. Это отклонение можно заметить уже в первые месяцы жизни. В данный период ребенок не прижимается к матери, когда она держит его на руках. Он может даже сопротивляться физическим контактам - напрягать спину и пытаться выскользнуть из объятий.

Такие малыши не любят игрушки, как обычные дети. Они развлекаются, используя свои методы: вращают колеса машинок, скручивают веревку, засовывают в рот кукол. Эти отклонения можно заметить на втором году жизни.

Игры с другими сильно ограничены или вообще отсутствуют. Ребенок может не интересоваться такими забавами или попросту не владеть необходимыми навыками. Обычно он на окружающих. Исключение составляют примитивные игры вроде «дай-возьми».

Аутистическое мышление стирает способность к самообслуживанию. Больным трудно одеваться, ходить в туалет. Они заторможенно реагируют на опасность. В связи с этим такие малыши нуждаются в постоянном присмотре. Родители обязаны оградить их от серьезных травм, которые можно получить даже во время самой обычной прогулки по улице.

Приступы злости

Для людей, страдающих аутизмом, характерны агрессивное поведение и непредсказуемые вспышки ярости. Часто они могут направлять эту жестокость на себя. Пациенты кусают руки, бьются головой о стену, пол или мебель, ударяют кулаками по лицу. Иногда неадекватное поведение направляется на окружающих. Большая часть родителей жалуется на грубость таких детей, эмоциональные взрывы, острую реакцию на отказы и запреты.

Больные аутизмом могут проводить своеобразные ритуальные действия. Например, они качаются из стороны в сторону, хлопают в ладоши, крутят в руках предметы, безотрывно смотрят на яркий свет или лопасти вентилятора, складывают разные вещи в ряд, долго приседают или вращаются.

Исключения из правил

У многих пациентов мышление аутистическое не полностью, ведь существует понятие так называемых навыков-осколков. Это своего рода «островки» адекватного поведения, которые сохранились в их сознании. Данное явление проявляется в различных ситуациях.

Такие люди могут развиваться без задержек и научиться ходить уже в возрасте пятнадцати месяцев. Нередки случаи, когда малыши имеют высокий уровень моторного развития, без проблем ходят и не теряют равновесие.

Память, увлечения, страхи

Когда доктор диагностирует аутизм, он ищет признаки нормальной памяти. Так, ребенок может повторять звуки за окружающими или имитировать услышанное по телевизору. Также он способен запоминать детали того, что видит.

У него развиваются некоторые интересы: игры с различными предметами, заводными игрушками или домашней утварью. Кто-то интересуется музыкой и танцами. Некоторые способны складывать пазлы, любят числа и буквы и т. д.

Аутисты имеют небольшие, но конкретные страхи, которые существуют меньше времени, чем у здоровых людей. Так, больного может пугать громкий звук пылесоса или гудок автомобиля.

Аутистическое мышление - это серьезный медицинский диагноз, который способен поставить только психоневролог. Чтобы лечение велось по правильной схеме, человеку необходимо пройти полное обследование. После этого врачи совместно с психологами занимаются разработкой индивидуального плана борьбы с недугом. Залог успеха в противостоянии проблеме - быть терпеливыми, добрыми и верить в успех лечения.

От родителей требуется создать для малыша максимальный эмоциональный комфорт. Они должны привить своему чаду чувство защищенности. Следующие этап работы - обучение ребенка новым формам поведения и жизненно необходимым навыкам по адаптации к среде.

Близкие должны понимать, что ему чрезвычайно трудно взаимодействовать с окружающим миром. Аутистическое и реалистическое мышление - это два полярных понятия. Родные должны постоянно наблюдать за больным, объяснять ему все, что делают или говорят. Благодаря этому они помогут аутисту расширить взгляды на действительность и подтолкнут его к выражению чувств словами.

Особый подход

Даже пациенты, которые не умеют разговаривать, с радостью выполняют различные задания невербального характера. Их нужно обучать игре в лото, складыванию пазлов, решению головоломок. Очень важно при этом развивать способность человека контактировать с окружающими и делать что-то вместе с ними.

Когда аутист обращает внимание на какой-либо предмет, нужно сказать его название, дать подержаться за него руками. Таким образом можно будет задействовать большое количество анализаторов - осязание, зрение, слух одновременно и атаковать аутистическое мышление. Психология человека утверждает, что пациентам нужно много раз повторять названия вещей, объяснять их предназначение, пока они не сделают их частью своего восприятия мира.

Игротеррапия

Если ребенок полностью поглощен каким-то занятием, можно аккуратно дополнить его действие своим объяснением. Очень важно, чтобы он при этом прикасался к предмету, о котором идет речь (например, зеркалу). Это поможет не разговаривающему малышу преодолеть внутренний барьер молчания и выучить новое слово.

Когда маленький больной уходит с головой в манипуляции с предметами, необходимо привносить в это действие смысл. Например, выкладывание кубиков в ряд можно назвать строительством поезда. Это делается для того, чтобы уменьшать расстройства мышления, аутистическое поведение малыша.

В нужно применять постановки, в которых есть конкретные простые правила. Не стоит обращаться к сюжетно-ролевым развлечениям, которые требуют разговоров. Любую забаву нужно повторять раз за разом, объясняя каждый шаг в ней. Таким образом можно добиться того, что эта игра станет одним из ритуалов, которые обожают аутисты.

Проблемы, которые вызывает аутистическое мышление, необходимо решать без спешки. Перед собой нужно ставить конкретные цели: избавление от страхов, контроль агрессии, обучение взаимодействию с окружающими.

Очень важно, чтобы малыши смотрели мультфильмы, герои которых имеют яркую, выразительную мимику. Им трудно идентифицировать а этот способ поможет справиться с данной проблемой.

Лучше всего подходят мультфильмы о паровозике Томе, «Шрек» и т. п. Предложите ребенку угадывать, в каком настроении тот или иной персонаж, делая стоп-кадр. Пусть он попытается изобразить эту эмоцию самостоятельно.

Если малыш уходит в себя, отвлекайте его, играйте в мимику. Ваше лицо при этом должно работать очень выразительно, чтобы ему проще было угадывать, что вы показываете.

Спектакли

Аутистическое мышление у взрослых можно лечить с помощью участия их в театральных представлениях. Сначала они бурно сопротивляются попыткам ввести их в спектакль. Но при проявлении настойчивости и задействовании поощрения больной не только решится это сделать, а и получит массу удовольствия от происходящего.

Также полезно рассказывать различные истории с положительными и отрицательными героями. Так пациент научится подсознательно понимать, что хорошо, а что плохо. Можно разыгрывать такие сказки при участии людей или задействовать кукол. При этом нужно объяснить, что у каждого в этом представлении своя роль. Эти спектакли необходимо проводить многократно, при этом каждый раз добавляя в них что-то новое.



Случайные статьи

Вверх