Автоматизация звука Рь в слогах, словах и предложениях. Постановка и автоматизация звука рь Картотека автоматизации звука рь

Автоматизация звука [Рь] в стечениях с согласными

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Рь]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука [Рь].

Материал для автоматизации сложного звука [Рь] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Рь].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Рь] в слогах со стечением согласных звуков:

ТРЯ – ТРИ – ТРЕ – ТРЁ – ТРЮ

СТРЯ – СТРИ – СТРЕ – СТРЁ – СТРЮ

ДРЯ – ДРИ – ДРЕ – ДРЁ – ДРЮ

ЗДРЯ – ЗДРИ – ЗДРЕ – ЗДРЁ – ЗДРЮ

СРЯ – СРИ – СРЕ – СРЁ – СРЮ

КРЯ – КРИ – КРЁ – КРЕ – КРЮ

ЗРЯ – ЗРИ – ЗРЕ – ЗРЁ – ЗРЮ

ГРЯ – ГРИ – ГРЕ – ГРЁ – ГРЮ

ПРЯ – ПРИ – ПРЕ – ПРЁ – ПРЮ

ХРЯ – ХРИ – ХРЕ – ХРЁ – ХРЮ

БРЯ – БРИ – БРЕ – БРЁ – БРЮ

ФРЯ – ФРИ – ФРЕ – ФРЁ – ФРЮ

ВРЯ – ВРИ – ВРЕ – ВРЁ – ВРЮ

Звук [Рь] в словах со стечением согласных звуков:

* Тряска, тряпка, трясина, отряд, смотрят, три, триста, тринадцать, трибуна, патриот, внутри, трещина, трение, треск, тревога, требовать, третий, отрез, утренний, смотреть, трюфель, трюмо, трюк, матрёшка, потрёпанный; дряхлый, кудрявый, подряд, мудрёный, дремать, дремота, древний, дремучий, адрес, надрез, мудрец, Андрей, Андрюша, бодрит, кудри;

* Стряпать, стрела, стрелять, стрелка, стрекоза, стремянка, стрельба, стрельбище, выстрел, быстрее, острее, ястреб, встреча, встретить, кастрюля, стриж, стрижка; ноздря, ноздри, вздремнуть;

* Среда, средний, средство, срезать, срисовать; зря, зрячий, зрение, зрелый, зреет, зрелище, назрел, созрели, подозрение, изредка, зритель;

* Пряжка, прядка, прятки, прятать, прямо, пряник, упрямый, спрятать, приз, природа, приёмник, пристань, приказ, привет, привыкать, причёска, причина, приятель, прибаутка, припев, присказка, предмет, прежний, превосходный, предок, прежде, запрет; бряцать, обряд, бригантина, бригада, бритва, Британия, брить, абрикос, фабрика, брёвна, брюки, брюшко, бревно, брелок, обрезки, в сентябре, в октябре, ноябрь, декабрь;

* Вред, вредный, вредно, время, временно, повреждение, в рюкзаке; фреска, фрегат, Африка, африканец;

* Хрящ, хрящик, Хрюша, хрюкать, хребет, хрип, хризантема, охрип, вихрь; крякать, крик, криво, кривая, скрипка, скрип, скрипеть, крем, крепкий, крепко, кресло, крестьянин, крепость, крест, секрет, воскресенье, скрепка, крюк, крючок, скрюченный, крёстный, крёстная, перекрёсток; грязь, грязный, грядка, гриб, грива, грипп, Гриша, гребень, гренки, гречка, грелка, грек, гребцы, погреб, погремушка, грёзы, угрюмый.

Слоги и слова, насыщенные звуком [Рь]:

* РИРЬ – РЕРЬ – РЯРЬ – РЁРЬ – РЮРЬ

* Примерять, предприятие, предгорье, перерезать, переговорить, ребристый, перекрёсток, перетрясти, перекричать, прибрежный, секретарь, перегреть, перемерить, прикрепить, примерить, притворяться, перестрелка, перекрестить, пригреть, присмотреть, пригореть, перегореть, пририсовать, перерисовать, перетряска.

Повтори словосочетания и предложения:

* Корявое бревно, грецкий орех, Брестская крепость, вредная привычка, капризный ребёнок, утренняя зарядка, коварный грипп, крепкая верёвка, крепко прижать, среди зрителей, дремать в кресле, кудрявый парень, древесный вредитель, грязный поросёнок, средний ряд, кривое дерево, неприступная крепость, сильная тряска, горячая грелка, звонкая погремушка, древний обряд, речная пристань.

* Арина приводит комнату в порядок. Старик дремлет под деревом. Отряд перешёл речку по бревну. Моряк спускается в трюм. Превосходная привычка - делать зарядку!

Утренняя зарядка сберегает здоровье. Сергей и Борис смотрели книгу о богатырях. На берегу реки деревянная пристань. В ведре варятся подберёзовики. Ребята бегут по бревну. Римма и Игорь рисуют старинную крепость. Серёжа принёс маме сирень. Встреча назначена на четыре. Борец принёс на арену гирю и бревно. Корягу прибило к берегу. У реки кудрявые берёзы. У Андрея фонарик. Эта дверь скрипит. У Серёжи в ведре много грибов.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Рь]:

Вре – вре – вре - сидят дети на ковре.

Бре – бре – бре - прокати – ка на бобре!

Повтори скороговорки (сначала медленно, затем – в быстром темпе):

У стряпухи Дарьи весь день аварии.

Арина грибы мариновала.

У четырёх черепах четыре черепашонка.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки.

Серёжки на берёзке, на берёзке серёжки.

Корюшка в морюшке, в морюшке корюшка.

Принцесса в карете, в карете принцесса.

Фонари на двери, на двери фонари.

Тетерев на дереве, на дереве тетерев.

Солил Терентий грибочки сразу тридцать три бочки,

Съел Терентий грибочки сразу все тридцать три бочки.

Произносить слоги со звуком рь
Звук рь произносится раскатисто
арь - орь - урь
арь - орь - ырь
ёрь - ырь - ирь
юрь - урь - ерь
ря - ре - рё
рю - ря - ри

Произносить слова
Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.
Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.
Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.
Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.
Рис, горит, дарить, говорить, перниа, турис, пузыри, сухари, пескари, фонари.
Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.
Речь, репа, орехб рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.
Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.
Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.
Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.
Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.
Прямо, зря, пряжа, грудяка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.
Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.
Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения
У Бори фонарик.
Варя режет редску.
У Ларисы отец - токарь.
Ваня потерял букварь.
Эта дверь скрипит.
Римма варит варенье.
Мама принесет грецикие орехи.
У Риты варежки дырявые.
За рядом ряд идет отряд.
На берегу реки пристань.
На реке ныряют и загорают ребята.
Во дворе ребята играют в прятки.
Мы Борису подарим снегиря.
В мае цветут сирень и черемиуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растет репа, редька и редиска.
У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты

Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

Кормушка для птиц
Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Прежде, чем приступить к автоматизации звука и введению его в повседневную речь ребенка, следует добиться правильного произношения изолированного звука. Мягкий звук рь обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука р . Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, его вводят в слова, а затем и в предложения.

Если поставить звук по подражанию не удалось, посмотрите рекомендации .

Произносить слоги со звуком рь.

Звук рь произносится раскатисто.

арь - орь - урь
арь - орь - ырь
ёрь - ырь - ирь
юрь - урь - ерь
ря - ре - рё
рю - ря - ри

Произносить слова.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.

Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.

Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.

Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.

Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.

Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.

Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения.

У Бори фонарик.
Варя режет редиску.
У Ларисы отец - токарь.
Ваня потерял букварь.
Эта дверь скрипит.
Римма варит варенье.
Мама принесет грецикие орехи.
У Риты варежки дырявые.
За рядом ряд идет отряд.
На берегу реки пристань.
На реке ныряют и загорают ребята.
Во дворе ребята играют в прятки.
Мы Борису подарим снегиря.
В мае цветут сирень и черемиуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растет репа, редька и редиска.
У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты.

Загадки.
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостки крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)

Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед - только задом наперед.
(Рак)

***
Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

Небылицы.
Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.
(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

рь - арь - арь

ирь - ирь - ирь

урь - урь – урь

ерь - ерь - ерь

орь - орь - орь

Автоматизация звука "РЬ" в словах.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик, Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина,прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари, двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик, крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха, крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка, верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак, крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.

Автоматизация звука РЬ в чистоговорках.

ря-ря-ря - яркая заря

ре-ре-ре - ежик спрятался в норе

рю-рю-рю - компот варю

ри-ри-ри - загорелись фонари

Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Вареная репа, рябая курица, сиреневый берет, варенье из рябины, деревянный терем, редкое оперение, середина реки, корявое дерево, интересная история, коричневый ремень, нарядный передник, акварельный рисунок, редкий зверек, горящие фонари.

Автоматизация звука РЬ в предложениях.

У ребят черепаха.

У Сережи черешня.

Рита рисует репку.

Ирина в новом наряде.

Римма покупает рис и ряженку.

У берега риф.

Пряха прядет пряжу.

На грядке репа и брюква.

Под окном кудрявая береза.

Автоматизация звука РЬ в связной речи.

В декабре, в декабре,

Все деревья в серебре.

В январе, в январе,

Много снегу на дворе.

С. Маршак

В сильный холод в январе

Ёжик спит в своей норе.

Очень ждёт приход весны

И об этом видит сны.

Г. Османова

Небылицы.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.

А на дереве ерши строят гнезда из лапши.

Сел баран на пароход и поехал в огород.

В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики. Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты. Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Ребенок должен повторять слоги, слова, предложения за взрослым четко и правильно проговаривая звук Р. Работать желательно перед зеркалом, не более 15 минут.

Автоматизация звука Р.

1. Закрепление зв. «р» в словах с прямым слогом, игра «Телефон»: рак, рама, радуга, рана, ракета, роза, рота, ромашка, рот, ручка, руки, рубашка, рукав, ручей, рубанок, рыба, рыбак, рыжик, рысь.

2. ар, ор, ур, ыр, ир, ор, ир, яр, яр, ыр, ир, яр, яр, ир, ар, ор, яр, ыр, ур, эр, ар, ор, ир.

3. Отраженное проговаривание слов с обратным слогом: вар, дар, бар, пар, шар, базар, загар, повар, Макар, бор, сор, вор, хор, двор, мухомор, топор, помидор, забор, норка, коркаорден, зоркий, дозор, нора, бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, Мурка, дежурный, чурка, дырка, сыр, фыркать, ярко, ярче, доярка, актер, боксвер, монтер, шофер, костер, пятерка…юрта, Юрий, верба, герб, серп, ферма, шерсть, первый, термос, пионер, милиционер, парикмахер, кондитер, мир, пир, тир, жир, кефир, командир, пассажир, кирпич, Ира, Ирма, вирус, мираж…

4. Дополни стихи:

Носорог бодает рогом, не шутите с (носорогом).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от (страха).

Роет землю старый крот, разрывает (огород).

Не хотел котенок мыться, опрокинул он (корытце).

5. Отгадывание и заучивание загадок:

Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.(топор)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улицк. (морковь)

6. Игра на внимание «Цепочка»

Дар-дар-кар; шар-вар-бар; комар-Макар-товар; хор- бор- сор- мор; горка- корка- норка-порка; Мурка-чурка-шкурка-бурка; ковер-монтер-костер; мир-тир-пир.

7. Игра «Закончи слово» Обратить внимание детей на позицию зв.»р» в словах (в начале слова, в конце слова):

Взрослый ребенок

Ра рак, радуга, рана…

РО роза, рота, рога…

РУ ручка, рука, рулон…

РЫ рысь, рыба, рынок…

АР комар, санитар, Макар…

ОР хор, мор, сор,…

УР шнур, бур, Тимур.

8. Отраженное проговаривание слогов со стечениями согласных:

БРА – БРО – БРУ – БРЫ – БРЭ; ВРА – ВРО – ВРУ – ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР – ГРУ – ГРЫ – ГРЭ; ЗРА – ЗРО – ЗРУ – ЗРЫ – ЗРЭ; ПРА – ПРО – ПРУ – ПРЫ – ПРЭ; ФРА – ФРО – ФРУ – ФРЫ – ФРЭ; КРА – КРО – КРУ – КРЫ – КРЭ; ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ – ДРЭ; ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ – ТРЭ.

9. Произнесение слов со стечениями согласных отраженно:

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

10. Отгадать загадки, заучить текст загадок.

11. Придумывание стихов, подбор детьми похожих по звучанию слов к слогам, произносимых врослым:

КРЫ – КРУ – КРА - … (идет игра, спать пора, высокая гора, вкусная икра).

БРА – БРО – БРЫ - … (возьму ведро, едем в метро, …).

ТРА - ТРЫ – ТРО - … (пьем ситро, у нас патрон, ….).

12. Проговаривание трудных слов (с двумя буквами «Р»): простор, разгар, разговор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, простор.

13. Отгадать загадку и выучить наизусть:

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

14. Отраженное проговаривание и пересказ по цепочке:

Рассказ «Утро»

Федор встает с первыми петухами. Быстро одевается. Надо идти на стройку. В термосе есть чай. Но Федор его утром не пьет. Он достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку и выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

15. Игра «Если бы мы были художниками». Подбор слов со звуком «Р» к темам:

Нарисуем: огород (горох, помидоры, укроп, петрушка, морковка, ….)

Пруд, озеро, рыбы (карп, караси, ерши, верхоплавки, сорожки, …);

Утром Маша проснулась рано, собиралась в детский сад. В саду – завтракала, играла в песке, прыгала со скалкой, кружилась на карусели, собирала в корзину листья, убирала в группе игрушки. Была дежурной, накрывала столы к обеду, кормила рыбок…

16. Проговаривание чистоговорок:

Тара-тара-тара-та, у крыльца растет трава.

Тара-тара-тара-ра, ушли кони со двора.

Тара-тара-тара-ра, кака из каждого двора выезжают трактора.

Тара-тара-тара-ра, заплясала мошкара.

17. Заучивание и отработка скороговорок:

Прыгают на языке скороговорки, будто караси на сковородке.

Рассказать вам про покупки?

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки, про крупу, да про подкрупки!

Отраженное проговаривание и пересказ ребенком самостоятельно сказки Л. Н. Толстого «Ворона и рак».

Текст : Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Задумался, как ворону заставить рот раскрыть. Хитрый рак хвалит родителей вороны: « - Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!». Ворона отвечает: - У – гу!, - а рта не раскрывает. Рак продолжает: - «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие были птицы!» - Угу!, - второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону: - Хорошие они все были, а все не такие как ты. Ты лучше их! - А – га! – обрадовалась ворона и раскрыла клюв. Рак упал в озеро.

В названиях, каких овощей есть звук «Р»? (горох, укроп, петрушка, картофель, арбуз).

Фрукты: персик, груша, виноград, гранат, хурма.

Ягоды: красная смородина, черная смородина, крыжовник, черника, брусника, виктория.

Грибы: сыроежки, грузди, рыжики, мухомор, боровик, подберезовик.

Профессии: артист, рабочий, тракторист, шофер, врач, инженер, кондуктор, слесарь, шахтер, металлург, монтер, парикмахер, радист, балерина, повар, конструктор, бухгалтер, дворник.

Транспорт: трамвай, метро, троллейбус, грузовик, автокран…

Ответь одним словом: Кто чирикает? Кто кричит: «Кар, Кар»? Кто играет в театре? За что дают премию? Что хранится в картинной галереи?

Заучивание пословицы :

Дружба и братство дороже всякого богатство.

Тот герой, кто за Родину горой.

Враг боек, да наш народ стоек.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На чужой сторонушке рад одной воронушке.

Дополнение рассказа:

«Сороконожка» Жила-была (сороконожка). У нее было сорок (ножек). Один раз собралась (сороконожка) в гости. Выглянула в окошко. А на улице (дождик). Стала (сороконожка) надевать калоши. Когда все сорок (ножек) обула, дождь уже кончился. Стала сороконожка снимать галоши, когда все сняла пошел снег. Наступила зима. Стала (сороконожка) обувать валенки. Пока надела (сорок валенок), зима прошла. С тех пор ходит (сороконожка) босиком.

Проговаривание скороговорок. Заучивание наизусть.

Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор.

Проворонила ворона вороненка.

Курочка шустра, пестра, уточка с песка плоска.

Дала мама Ромаше сыворотку из под простокваши.

Отгадывание загадок:

Два братца пошли в воду купаться (ведра).

Серый, усатый, морковку грызет, да не в лесу живет (кролик).

Черный, проворный, кричит «Крак», червякам враг (грач).

Игра «Если бы мы были художниками» - нарисуем зоопарк:

Какие животные и птицы в названиях которых есть зв. «р» живут в нашем зоопарке? (зебра, крокодил, кролик, горный баран, тигр, рысь, мартышки..)

Инсценировка диалога в лиц ах:

Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?

Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.

Козочка, где горох растут?

Не знаю.

А откуда у тебя стручки на рогах?

Кисонька Мурысонька, ты где была?

На мельнице?

Что там делала?

Муку молола?

Из муки что делала?

Печенье пекла.

С кем ела?

Не ешь одна, не ешь одна.

Отраженное проговаривание и пересказ текста:

«Тигр». Изо всех животных самое дерзкое – тигр. Шкура у него рыжая, пестрая. Оттого и не видно его в рыжей густой траве. Лежит он в траве, а как завидит добычу, прыгает и одним ударом сшибает быка с ног. Все тигра боятся. И человеку тигр опасен. Есть тигры, которых зовут людоедами. Охотники рассказывали, что это старые тигры. Им уже не догнать быстрого оленя. Вот они и караулят дикого путника. А на это у них хитрости хватает.

Рассказ «Что вкуснее?»

«Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала:

Я вкуснее всех, потому, что из мяса.

Суп сказал:

Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

А салат им в ответ:

Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.

Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог.

Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка.

Пюре сказало:

Я вкуснее всех, потому что из яблок.

Квас закричал:

Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

Кисель не согласился:

Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

А каша ему:

Я вкуснее всех, потому что я молочная.

Таня услышала спор продуктов и сказала:

Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием».

Задания к тексту:

Выделить из текста слова со зв. «Р» (продукты, фрукты, творог, пирог, рыба)

Автоматизация звука РЬ.

Отраженное проговаривание слогов: ри, ре, ря, рю, ре, ря.

Игра «Закончи слово»: Ва- ря, зве – ри, Бо-ря, за-ря, ги-ри, гово-ри, отво-ри, мо-реи т.д.

Автоматизация зв.»РЬ» в словах: (отраженное проговаривание): Рита, Рига, рис, рисунок, фонари, пузыри, порядок, наряд, снаряд,

Марина, Ирина, двери, гири, звери, старик, редька. Репа, речка, ряд, ремень, рядом, моряк, моря и т.д.

Игра «Кто самый внимательный» - повторить цепочку слогов:

Ря-ри-ре; ря-ри-ри; ре-ри-ря; ре-ря-ри; аря-оря-уря; арии-юри-ери.

Дополни стихи за логопедом .

Ходит по лесу хрюкающий маленький (зверек).

Где обедал воробей, в зоопарке у(зверей).

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).

Все привыкли мы к порядку, утром делаем (зарядку).

Посмотрите на Иринку, ест Иринка (мандаринку).

Введение в обратный слог. Проговаривание:

А-рь, о-рь, у-рь, ы-рь, и-рь, я-рь, е-рь, а-рь-ы-рь, урь-ырь, урь-ярь. Урь-ирь, ерь- ирь, ирь-ярь, ирь-орь.

Проговаривание зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах:

ря-арь, арь-ря, ре-орь, орь-ре, урь-рю, рю-урь, ирь-ри, ирь-ри.

Самостоятельное проговаривание слов со зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах игра «Домино» на зв. «РЬ» .

Отраженное или самостоятельное проговаривание предложений:

Ирина моет дверь.

У дома горит фонарь.

Марина примеряет кофту.

Сибирь – богатый край.

У Бориса модный ремень.

Хорек несет курицу.

Рита моет репу и редис.

Дополнить предложение с помощью картинок или самостоятельно составить предложение с заданным словом.

Боря нарезал огурец на (тарелку).

На заборе сидит (курица).

У реки корявое (бревно).

Ребята во дворе привязали (веревку).

Андрей читает свой (букварь).

Отгадывание загадок, заучивание текстов:

Утка в море, хвост на заборе (поварешка).

Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).

Заучивание считалок:

У Марины мандарины, мандаринов было пять. Мандаринов было пять, ребятишек двадцать пять. Пришла к Марине Олечка- А ты дели по долечкам!

Игра соревнование «Кто больше? Придумать слова со зв. «РЬ» За каждое правильно подобранное слово ребенок получает фишку.

Итог.

1. Проговаривание: третий, трибуна, древний, треск, Гришка, дремать, тревога, трюм, Андрей, треска, тряпка, кудри, …

2. Автоматизация а слогах типа: ПРЕ – БРЕ: премия, прятки, предмет, прятать, прекрасно, бревно, бредит, прежде, природа, бригада, привычка, бритва, приказ, брить, прическа, бригадир, пряник, брюква, прямо, брюки. Марина покупает пряники. Ирина прекрасно рисует. У Бориса новые брюки. Ире поставили компресс. Ребята играют в прятки.

3. Автоматизация в слогах типа: КРЕ - ГРЕ: крем, гребень, крепко, греть, крик, гречка, крикнуть, грива, криво, гриб, крюк, крючок, Гриша, грядка, крякали, грязь. На берегу реки крякают утки. Григорий копает грядки. У рыбака на крючке карп. У Марины в тетради кривые буквы. У петуха красивый гребешок.

4. Дополнить стихи: Красные щечки, пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые (матрешки). И сейчас же щетки – щетки затрещали как (трещотки).

5. Заучивание скороговорок:

В аквариуме у Харитона 4 рака и 3 тритона.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Три дерева, три тетерева.

За деревней, за поселком пела, пела перепелка.

Перепел прилетел, перепелку перепел.

6. Развитие фонематического восприятия. Выделить на слух из текста и назвать слова со звуком «РЬ»; отгадать загадку и заучить наизусть:

В деревянном домике маленькие гномики. Уж такие добряки – всем подарят огоньки (спички).

Стук и бряк, бряк и стук, трюки, трюки, трюки, трюк.

7. Пересчитывание предметов: один гриб, два гриба, …, пять грибов (орехов, редисок, матрешек, снегирей, пряников, стрекоз, берез, …).

8. Игра: «Кто больше?» (Имена): Андрей, Марина, Рита, Ирина, Дарья, Борис, Сережа, Валерий, Варвара, Юрий, Кирилл, Григорий, Римма, Лариса, Марья.

9. Игра «Домино» на «РЬ».

10. А) Самостоятельное составление предложений по картинкам: Борис принес грибы в ведерке. Марина покупает пряники. Ребята играют в прятки на берегу реки. Гриша поймал стрекозу. На грядке растет редька и редиска. Сережа примеряет рубашку.

Б) Отгадать загадки, выучить:

Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).

Кто без бревен через реки моты кладет? (мороз).

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там холодный снег и лед, там сама зима живет (холодильник).

Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

В) Проговаривание и пересказ рассказа «Товарищ»

У Бори два товарища: Сережа и Гриша. Ребята учатся в третьем классе. Как то Боря не решил пример. Пришел он в школу и говорит товарищам: - Помогите мне, пожалуйста! Гриша говорит Боре: «- Спиши пример у меня, я решил правильно». А Сережа говорит: «- Не списывай, Боря. Я тебе объясню и ты решишь пример сам!».

Заучивание считалок:

Шел по берегу петух. Поскользнулся в речку бух! Будет знать петух, что впредь, надо под ноги смотреть!

Две сестрички, две кукушки повстречались на опушке. Сели рядом на суку и кричат ку – ку, ку – ку!

Мимо речек, мимо сел, шел и трех овечек вел. Вел из леса трех овечек, один серенький козел.

Скороговорки: Марина грибы мариновала, Марина орехи перебирала. Лень, отвори дверь, а то сгоришь! Хоть сгорю, но не отворю.

Работа над деформированным текстом.

«Мыльные пузыри». Взяли соломинки, и стали пускать пузыри. Сначала решили, налит воду в таз. Борис и Варя захотели пускать мыльные пузыри. Потом положили мыло и перемешали.

Чтение логопедом рассказа по отдельным предложениям. Отраженное проговаривание по предложениям. Восстановление текста (цепочкой) по одному предложению. Пересказ пологостью одним из детей, остальные следят за произношением зв. «РЬ».

Заучивание «дразнилок» И. Демьянова: Наша утка крякала, а Сережка якола: - Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу! Отдохни немножко, яколка Сережка.

Исправить предложения: Коза принесла сено девочке. Мальчик потерял библиотеку и книги. Мяч ударил мальчика и разбил стекло.

Внимательно выслушать, ответить на вопрос: Петю встречал Миша. Кто приехал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди? Лента уже пояса. Что шире?

Отраженное проговаривание и пересказ рассказа «Приключения Сережи». Было лето. Сережа шел по берегу речки. Неожиданно из-за куста вылетела утка. Сережа подошел к кусту. Оттуда выбежали маленькие утята, они бежали к матери, а она сидела у воды и кричала. Утята еще не умели летать. Сережа смотрел, что будет дальше. Утка спустилась в речку и поплыла. Она все кричала и звала утят. Они вошли в воду и быстро поплыли за матерью.

Рассказ «Гриша». Аналогичная работа. Пришел однажды Гриша из леса и принес ежа. Кошка Варька – цап ежа лапой! А еж спрятал голову и выставил остренькие колючки. Уколола Варька лапку. Обиделась, спряталась в угол. Сидит Варька в углу, лижет лапу, а на ежа и не смотрит. Вспоинить и назвать слова со зв. «РЬ», встретившиеся в рассказах (берег реки, кричала, смотрел, быстренько, за матерью, пришел, принес, Варька, спрятал, остренький, …).



Случайные статьи

Вверх