Цензурная реформа александра 3. Александр III и контрреформы

После убийства царяАлександра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

Реформы Александра III.

29 апреля 1881 года Александр III выступил с манифестом об утверждении самодержавия, означавшим переход к реакционному курсу во внутренней политике. Однако в первой половине 1880-х годов под влиянием экономического развития и сложившейся политической обстановки правительство Александра III было вынуждено провести ряд реформ. В 1882 году был учреждён крестьянский банк, с помощью которого крестьяне могли бы приобретать земельную собственность. Это решение было принято ещё Сперанским, но не получило поддержки Александра I. Решение это было закономерным шагом перед отмененной подати и разрешением выкупа (выкуп был разрешен ранее) земли. В 1890 году введена новая должность – земский начальник, который в своих руках сосредоточил административную и судебную власть. Это был шаг назад к самодержавию, но он был необходим, так как нынешняя Россия не была готова (да и, пожалуй, никогда не будет готова к демократии). 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава – военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой министра внутренних дел графа Н. И. Игнатьева (1882 г.) и назначением на этот пост графа Д. А. Толстого начался период открытой реакции. В годы царствования Александра III значительно усилился административный произвол. Административный произвол был усилен рядом указов в 1890 году. В основном, эти указы назначали новые должности, которые ограничивали демократическое начало прежних указав – в частности была введёна новая должность земского начальника, у который была судебная и административная власть, что никак не могло положительно сказаться на русской демократии. В целях освоения новых земель при Александре III быстрыми темпами шло переселение крестьянских семейств в Сибирь. Всего, в царствование Александра III, в Сибирь было переселено до 400 тыс. крестьян, а в Среднюю Азию - 60 тыс. Правительство в некоторой степени заботилось об улучшении быта рабочих - были введены правила о найме на сельские и фабричные работы, надзор за которыми был вверен фабричным инспекторам (1882 г.), была ограничена работа малолетних и женщин. Во внешней политике в эти годы наблюдалось ухудшение российско-германских отношений и происходило постепенное сближение России и Франции, закончившееся заключением франко-русского союза (1891-1893 гг.).

С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике. Контрреформы 1880 - 1890гг. в России - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране состояния усиленной или чрезвычайной охраны. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации. Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др. Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии. Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии. Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.

Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.

В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов.

С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей.

В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.

  1. Закон о земских начальниках
  2. Судебные преобразования
  3. Реформа образования
  4. Цензурные реформы
  5. Аграрный вопрос
  6. Рабочее законодательство
  7. Итоги контрреформ

Статья кратко излагает политику реформ Александра III, являвшихся по сути контрреформами, направленными на уничтожение преобразований, осуществленных Александром II. Такая политика в значительной степени была вызвана активизацией различных революционных общественно-политических движений и убийством Александра II.

Первые шаги Александра III на пути контрреформ
Большая часть министров была настроена на продолжение преобразований, начатых Александром II. Главным их противником выступал Победоносцев, сумевший убедить нового императора, что реформы его отца принесли России только зло; необходимо медленное, но верное движение в сторону искоренения последствий нововведений. Император послушался советов Победоносцева. Результатом стал царский манифест, опубликованный в конце апреля 1881 г. Из него становилось ясно, что Россия пойдет по пути контрреформ. Министры - сторонники реформ подали в отставку.
С сентября 1881 г. в любое время могло быть объявлено о введении чрезвычайных мер с предоставлением местным властям особых полномочий, что фактически означало возможность объявления военного положения на любой территории Российской империи.

Закон о земских начальниках
Закон о земских начальниках (12 июля 1889 г.) упразднял основные положения Судебного устава 1864 г. Во всех уездах Российской империи вводилась новая должность земских начальников, соединяющих в своих руках административную и судебную власть и подчиняющихся только губернатору и председателю уездного собрания дворянства. Назначались они непосредственно министром внутренних дел. Земские начальники должны были назначаться из дворян, для которых к тому же существовал ценз (высшее образование, длительное проживание на территории земельных владений). По сути, земские начальники осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами, следили за сбором податей, применяли телесные наказания. По задумке автора проекта, графа Толстого, должна была создаться идиллическая патриархальная система с начальником - покровителем своих крестьян. Даже сторонники такого мнения утверждали, что успех реформы целиком будет зависеть от личных качеств земских начальников, от их действительной заботы о нуждах подвластного крестьянского населения. На практике получилось все иначе. Фактически реформа означала возвращение подчинения крестьян помещикам.

Земская и городская контрреформы (1890-1892)
Земская реформа была направлена на встраивание земств в централизованную систему государственной власти. Она должна была провести резкую черту между сословиями и увеличить влияние дворян в земствах. По ней число гласных из помещиков увеличивалось вдвое благодаря снижению имущественного ценза. Для жителей городов возрастал имущественный ценз. Крестьяне не могли непосредственно выбирать гласных, а должны были сперва предоставить список кандидатов в гласные для рассмотрения губернатора. При этом крестьяне могли предлагать кандидатов только из своего сословия.
Согласно Городовому положению устанавливался новый порядок выборов в городские Думы. Владельцы крупной недвижимости получали значительное преимущество. Все решения Думы должны были утверждаться губернатором. Соответственно городское управление также вновь попадало под полный контроль правительства.

Судебные преобразования
Главной реформой в судопроизводстве являлась уже упомянутое объединение административной и судебной власти в лице земских начальников. Увеличивался имущественный и образовательный ценз для присяжный заседателей. Из их ведения изымались дела о "сопротивлении властям". В целом суды подпадали под государственный и дворянский контроль.

Реформа образования
Одной из мер по реформирования образования стало открытие церковно-приходских школ, что должно было усилить нравственное состояние общества. Самая низшая ступень образования - т. н. школы грамоты, от учителей в которых даже не требовалось специального образования, передавались в ведение Священного Синода.
Реформа высшего образования выразилась в Университетском уставе 1884 г., который фактически упразднял существующие свободы и привилегии университетов. Программы университетов, главным образом, для юридического и филологического факультетов, составлялись реакционным министерством просвещения. Правительство само назначало ректоров и профессоров, повышалась плата за обучение, студенты находились под особым наблюдением.
Были приняты меры по ограничению получения образования выходцам из недворянских сословий. Правительство Александра III полагало, что чем темнее и невежественнее будет народ, тем легче будет им управлять.

Цензурные реформы
В 1882 г. были введены новые правила для печати, по которым усиливалась цензура, а ряд изданий был закрыт. Периодические издания, которым было вынесено три предостережения, могли быть выпущены только в том случае, если предоставляли материалы для выпуска на рассмотрение цензуры не позднее 11 часов вечера перед днем выхода в свет. Естественно, что для ежедневных газет это было практически невыполнимое условие. Совет из четыре министров обладал правом на полное лишение прав на издательскую деятельность.



Аграрный вопрос
К чести Александра III следует сказать, что им принимались некоторые меры для попытки улучшения крестьянского положения. При передаче казенных земель в аренду преимущество отдавалось безземельным крестьянам (до этого большая часть этих земель отдавалась в аренду предпринимателям и зажиточным крестьянам, не использовавшим земли напрямую, а лишь получающим с них доход). Срок аренды составлял 12 лет. Были снижены выкупные платежи, а сам выкуп стал обязательным. Отменялось крестьянское временнообязанное положение, которое держало их по-прежнему в зависимости. Был учрежден Крестьянский банк, призванный помочь малоимущим крестьянам в покупке земли. Однако, деятельность банка не принесла значительных результатов. За 10 лет существования банка крестьянское землевладение увеличилось при его содействии на 1%. Подушная подать с крестьян была сначала снижена, а потом и совсем отменена.

Безземельные крестьяне на всем протяжении XIX в. совершали самовольные переселения за Урал. Правительство не могло с этим бороться и только предпринимало слабые попытки узаконить данный процесс. Однако связанная с этим юридическая волокита отталкивала крестьянство и процесс самовольного переселения продолжался, составляя к концу века около 40 тыс. чел. в год. Наконец в июле 1889 г. был опубликован закон о переселениях. По нему для переселения было необходимо разрешение министра внутренних дел (до этого еще и министра государственных имуществ). Для облегчения обустройства на новом месте переселенцы первые три года полностью освобождались от податей, еще три года могли платить их на 50%. В незначительной степени выдавалась денежная и натуральная помощь.

Рабочее законодательство
В правление Александра III делаются первые попытки по улучшению положения рабочих, снижения чрезмерной эксплуатации труда. Был запрещен труд детей до 12 лет. Максимальная длительность рабочего для была ограничена 11 с половиной часами. Были определены положения заключения и расторжения трудовых договоров рабочих с предпринимателями. Наконец, запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.

Итоги контрреформ
Убийство отца сильно повлияло на Александра III. Он был против проводимых реформ, считая их неприемлемыми для российского самодержавия. Трагедия только укрепила его в своих мыслях. Начавшаяся в годы его правления реакция была направлена на возвращение могущества центральной власти с опорой на дворянство. Посеянные Александром II ростки свободы затаптывались, принимались меры к консервации существующего строя. Это, конечно, значительно тормозило развитие Российской империи. Наиболее реакционными были меры в отношении судопроизводства, образования и усиления цензуры.

Положительными можно признать только меры, направленные на улучшение положения рабочих и крестьян. Эти меры не принесли значительных результатов, но сам факт признания их необходимости позволяет с большей симпатией относиться к реакционному правительству Александра III.

Это трагическое событие привело к тому, что линия реформ была оборвана. На престол взошел Александр III (1881 — 1894 гг.) . Он вошел в историю как “Миротворец ”, т.к. был противником разрешения международных конфликтов военными методами. Во внутренних делах он был глубоко консервативен.

8 марта 1881 г. Совет министров отверг конституцию Лорис-Меликова. 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест “О незыблемости самодержавия ”.

14 августа 1881 г . было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия ”, по которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет, предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как временное, сроком на три года, это Положение возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г. Контрреформы 1882 — 1893 гг. свели на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863 — 1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой.

Россия в пореформенный период

Реформы 60 — 70-х гг . дали толчок развитию капитализма в России . Развитие рынка свободной рабочей силы привело к быстрым темпам роста численности рабочего класса, во второй половине XIX в. он вырос в два раза составил 51 % населения страны.

Получило простор развитие предпринимательства, что выражалось в развитии частной промышленности, торговле, железнодорожном строительстве, росте и благоустройстве городов. Железные дороги сыграли большую роль в развитии внутреннего рынка, освоении новых районов страны, соединили огромные пространства России в единый хозяйственный комплекс.

Одна из характерных примет пореформенной России: развитие коммерческих структур . Так в 1846 г. возник первый акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк. К началу 1881 г. в России насчитывалось 33 акционерных коммерческих банка с капиталом в 97 млн. руб. Начали создаваться акционерные страховые общества, биржи.

Промышленность в России была развита неравномерно как по районам сосредоточения, так и по отраслям, и характеризовалась высокой степенью концентрации промышленного производства . В конце 70-х гг. в России было около 4,5 % крупных предприятий, дававших 55 % всей промышленной продукции. Число крупных предприятий с 1000 и более рабочих с 1866 г. по 1890 г. выросло вдвое, численность рабочих в них — втрое, а сумма производства — впятеро.

Привлекательным для иностранного капитала были дешевые рабочие руки, богатые сырьевые ресурсы, высокие прибыли. Общая сумма иностранных капиталовложений в экономику России в 1887 — 1913 гг. составила 1783 млн. руб., и их воздействие на хозяйство страны нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, они действительно ускорили капиталистическое развитие России. Но ценой этого были разные экономические уступки: благоприятные пошлинные тарифы, условия производства и сбыта. Однако иностранному капиталу не удалось приспособить к своим интересам российскую экономику: страна не стала ни колонией, ни полуколонией. Это говорило об уровне развития капитализма и жизнеспособности отечественного предпринимательства.

В пореформенный период усиливается развитие капитализма в сельском хозяйстве, но темпы развития капитализма сдерживались многочисленными феодальными пережитками.

В России сформировались два основных типа российских капиталистов . Первый был представлен монополистами, имеющими в основе семейную фирму . Впоследствии она превращалась в акционерное общество с узким кругом владельцев крупных паев.

Это были потомственные предприниматели. Наибольшее развитие этот тип буржуазных предпринимателей получил в среде московской торгово-промышленной буржуазии.

Таковыми были Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, “хлопковые бароны” Кнопы, клан Вогау и др. Уже в названии фирмы нередко подчеркивался ее семейный характер. Товарищество “И. Коновалов с сыном” специализировались, например, на выпуске бельевого и одежного товара, а московское товарищество “Братьев Крестовниковых” владело прядильным и химическим производством, “Товарищество А.И. Абрикосов и Сыновья” было связано с конфетным производством.

Другой тип российского крупного капитала представлял довольно узкий слой финансовой олигархии , преимущественно петербургской. Этот слой формировался из числа высших служащих банковских и промышленных монополий. Можно назвать таких финансистов, как И.Е. Ададуров — председатель правления Российского торгово-промышленного банка, К.Л. Вахтер — председатель правления Петербургского частного банка, Э.Е. Мендес — председатель правления Русского для внешней торговли банка и др.

Существовала еще одна многочисленная группа капиталистов, преимущественно провинциальных, которая действовала, в основном, в сфере торговли.

В ходе промышленного переворота в конце 80-х гг. XIX в., в России сформировались основные классы капиталистического общества — рабочий класс и крупная промышленная буржуазия , которая оттеснила на второй план господствующих ранее в экономике представителей торгового капитала.

К началу XX в. из 125,6 млн. чел. населения страны численность крупной торгово-промышленной буржуазии составила 1,5 млн. чел. На ее долю приходилось 70 % прибыли крупных предприятий, что было свидетельством экономического господства буржуазии. Однако ее политическая роль в обществе была недостаточно велика.

В условиях российского абсолютизма торгово-промышленное предпринимательство зависело от государственных структур. Они за долгую эволюцию капитализма в России сумели приспособиться друг к другу. Российскую буржуазию устраивало то, что их предприятия обеспечивались государственными заказами, имелась возможность за счет колониальной политики царизма получить рынки сбыта, дешевое сырье, дешевые рабочие руки и большие прибыли. Царизм с его мощным репрессивным аппаратом защищал буржуазию и от стремительно возрастающей революционности российского пролетариата и крестьянства. Это привело к запоздалой консолидации буржуазии в класс, осознанию ею своей исторической роли, определенному политическому консерватизму и политической инертности.

Несмотря на то, что на исходе XIX в. Россия оставалась преимущественно страной аграрной (из 125,6 млн. населения 93,7 млн., т.е. 75 % было занято в сельском хозяйстве), капиталистическое развитие страны набирало темпы. К началу 80-х гг. в России завершился промышленный переворот , выразившийся в том, что сформировалась индустриально-техническая база российского капитализма.

Государство вступило на путь четко выраженного внешнеэкономического протекционизма. Такая направленность экономической политики царизма еще больше укрепилась в 90-х гг. XIX в. Этому во многом способствовала деятельность Сергея Юльевича Витте.

Россия в конце XIX — начале ХХ вв.

В начале ХХ в. происходили существенные изменения в экономике страны. Россия вступала в стадию монополистического капитализма , хотя отставание по темпам, объемам производимой продукции и техническим показателям по сравнению со странами Запада сохранялось. Но о качестве новых явлений в российской экономике говорит многое. И прежде всего — это образование промышленных и банковских монополий. Первые монополии в России возникли в конце XIX в. В 90-е гг., во время промышленного подъема, и в 1900 — 1903 гг., в период кризиса, начался их бурный рост. В это время оформляются нефтяные тресты, крупнейшие синдикаты в металлургической (“Продамет”) и угольной (“Продуголь”) промышленности, “Продпаровоз” и “Продвагон” — в транспортном машиностроении, в металлообрабатывающей промышленности — военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка.

Сложились мощные банковские монополии. За 1908 — 1913 гг. общее число банков вместе с их филиалами увеличилось в России вдвое и достигло 2393. В 2,5 раза возросли ресурсы всех коммерческих банков (до 7 млрд. руб.) и их активные операции — до 6 млрд. руб. Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки, в которых в 1917 г. было сосредоточено 70 % вкладов и текущих счетов. Ведущую роль среди банковских монополий играли Русско-Азиатский и Петербургский международные коммерческие банки. Активно в начале века шел процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

Монополистические организации становились одной из основ экономической жизни страны.

Однако в целом условия для развития национальной промышленности в России складывались неблагоприятно, так как достигнутый уровень развития был недостаточен. Он не позволял российской промышленности успешно конкурировать с промышленностью более развитых стран Запада, а это означало отсутствие гарантий стабильности развития. Успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства, которая была одним из существенных элементов торгово-промышленной политики царизма. Для обеспечения повышения доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику.

Таким образом, несмотря на попытки самодержавия приспособиться к развитию капитализма в стране, было очевидно, что противоречия, существовавшие между царизмом и буржуазией, вернее, между феодализмом и капитализмом, будут нарастать.

Буржуазия постепенно становится ведущей силой в экономике страны, но политическую роль страны определяла не она, а дворянство , представители которого занимали ключевые посты в органах управления, владели большим земельным фондом. Опираясь на дворянство, царь самодержавно правил Россией, сосредоточив в своих руках всю законодательную и исполнительную власть.

В то время, как повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма, Российская империя оставалась в конце XIX — начале ХХ вв. последним оплотом абсолютизма , а власть императора не ограничивалась никакими выборными структурами. Незыблемость принципа царской власти была подтверждена новым российским императором Николаем II , взошедшим на престол в 1894 г . “Милый Ники”, как называли его в семье, в 26 лет превратился в самодержца. 17 января 1895 г., принимая в Зимнем дворце представителей от земства и городов, Николай II сказал: “Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления: пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.

Вся внутренняя политика Николая II состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами, законсервировать существующие порядки. Но в условиях нарастающего социально-политического кризиса в России снять социальную напряженность такими методами было уже невозможно.

Федеральное агентство по образованию

Читинский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ВАРИАНТ №4

Выполнила: студентка ОЗО

ПЛАН

  1. Контрреформы Александра III.

1. Личность Александра III……………………………………………..3

2. Контрреформы Александра III……………………………………...5

2.1. Земство……………………………………………………………….5

2.2. Городское самоуправление…………………………………….....6

2.3. Суд……………………………………………………………………..7

2.4. Образование………………………………………………………….8

2.5. Печать………………………………………………………………….9

2.6. Контрреформы в социально-экономической сфере……………10

3. Итоги контрреформ……………………………………………………11

II. Казусы

  1. Решение казуса по тексту Грамоты на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства…………..12

  2. Решение казуса по тексту Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик……………………………………12

Использованная литература

I. Контрреформы Александра III.

1. Личность Александра III.

Александр III родился в 1845 г. Он был вторым сыном Александра II, и его не готовили на престол. 1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра II, на престол вступил Александр III. Александр получил обычное для великих князей военное образование. Особыми успехами в учебе не отличался. Педагоги считали его старательным тугодумом. Старший брат Александра III – Николай, умер от туберкулёза в 1865 году и после его смерти наследником престола стал Александр Александрович. К этому времени Александр Александрович был уже сложившимся человеком, с определенными взглядами, склонностями, кругозором. Вскоре он женился на датской принцессе, невесте своего покойного брата по его предсмертной просьбе.

Взойдя на престол, он поставил своей задачей закончить реформы Александра II.

Однако в первой половине 1880-х годов под влиянием экономического развития и сложившейся политической обстановки правительство Александра III было вынуждено провести ряд реформ. В 1882 году был учрежден крестьянский банк, с помощью которого крестьяне могли бы приобретать земельную собственность. Это решение было принято ещё Сперанским, но не получило поддержки Александра I. Решение это было закономерным шагом перед отменой подати и разрешением выкупа земли. В 1890 году введена новая должность - земский начальник, который в своих руках сосредоточил административную и судебную власть. Это был шаг назад к самодержавию, но он был необходим, так как нынешняя Россия не была готова к демократии. 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава – военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой министра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева и назначением на этот пост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции. В годы царствования Александра III значительно усилился административный произвол. Административный произвол был усилен рядом указов в 1890 году.

В целях освоения новых земель при Александре III быстрыми темпами шло переселение крестьянских семейств в Сибирь. Правительство в некоторой степени заботилось об улучшении быта рабочих - были введены правила о найме на сельские и фабричные работы, надзор за которыми был вверен фабричным инспекторам, была ограничена работа малолетних и женщин.

Во внешней политике в эти годы наблюдалось ухудшение российско-германских отношений и происходило постепенное сближение России и Франции, закончившееся заключением франко-русского союза (1891-1893 гг.).

2. Контрреформы Александра III.

Правление императора Александра III (1881-1894 гг.) стало своего рода исторической паузой - временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего 20-летия. В исторической науке это время получило название эпохи контрреформ.

Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

2.1 Земство

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных. Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков - лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать и выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жесткий контроль государства. Фактически это перечеркивало главную идею земства - независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян - опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») - противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

2.2) Городское самоуправление

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами городского самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову - председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

2.3). Суд

Судебная система России - наиболее удачное детище отстранённых от власти реформаторов - не претерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые суды, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах - Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

2.4).Образование

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник - попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподаванием. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И. Д. Делянову, министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался прием лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.

2.5). Печать

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М. Н. Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг. приходится заключительный период деятельности этого известного русского публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для расширения круга дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины 60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса при Александре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и нетерпимости в стране власть имущих. Обладая большим публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно».

2.6.Контрреформы в социально-экономической сфере

Реакционность правительства Александра III проявилась и в социально-экономической сфере. Попытка защитить интересы разоряющихся помещиков привела к ужесточению политики по отношению к крестьянству, в результате которой, с целью недопущения возникновения сельской буржуазии, ограничивались семейные разделы крестьян и ставились препоны отчуждению крестьянских наделов. Однако правительство в условиях осложняющейся международной обстановки не могло не поощрять развитие капиталистических отношений, и в первую очередь в области промышленного производства, хотя делало это не очень последовательно. Приоритет отдавался предприятиям и отраслям стратегически важного значения. Проводилась политика их поощрения и государственной защиты, что фактически превращало их в монополистов. В результате этих действий нарастали угрожающие диспропорции, которые могли привести к экономическим и общественным потрясениям.

ИТОГИ

Реакционные преобразования 1880-1890-х годов получили название контрреформ. Их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, которые были бы способны создать действующую оппозицию политике правительства. Своих целей контрреформы не достигли: общество было уже невозможно остановить в его развитии. В довершение ко всему они крайне обострили отношения между властью и обществом.

В целом эпоха контрреформ не привела к принципиальным политическим и социальным изменениям. Меры, направленные на слом установившейся после реформ Александра II общественной структуры, не отличались последовательностью, их продворянскиq характер противоречил ходу экономического развития. В конечном счете, они создавали обманчивое впечатление незыблемости самодержавного строя.

II . Казусы.

Казус №1. Решение.

Согласно ст. 15 Грамоты на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства «Телесное наказание да не коснется благородного».

Следовательно, губернатор был не прав, он не должен был отдавать приказ выпороть Тимашевского.

Казус №2. Решение.

Согласно ст. 10 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25.12.1958 г. «Лица, совершившие преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений…». Меры же воспитательного характера могут быть применены к лицам, не достигшим восемнадцати лет, если совершенное ими преступление не представляет большой общественной опасности.

А так как несовершеннолетние Глызин и Адов совершили убийство - преступление, представляющее большую общественную опасность, то

применение воспитательных мер наказания к ним не возможно.

Использованная литература:

Нормативные акты:

  1. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства от 21.04. 1785 года. Российское законодательство X-XX вв. в 9 т. Т 5 Законодательство периода рассвета абсолютизма. Юридическая литература, 1987год.

  2. Основы уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик от 25.12.1958 года.

Учебная литература:

  1. Зырянов П.Н. История России XIX век. – М.: Просвещение, 1994

  2. Киняпина Д.С. Внешняя политика России второй половины XIX века. – М.: Дрофа, 2005

  3. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997

    Александра III 2.Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века 3. ... внутренняя политика самодержавия при Александре III не сводилась к проведению контрреформ . Одновременно принимался и ряд...


Случайные статьи

Вверх