Церковные ордена: доминиканцы, францисканцы, тамплиеры, Тевтонский орден, иезуиты. Орден францисканцев -нищенствующие заказчики красоты

В настоящее время Орден насчитывает около пяти тысяч монахов и более семисот монастырей. Братья-францисканцы работают на всех континентах в более чем шестидесяти странах мира. В зависимости от конкретных потребностей, они занимаются разнообразной апостольской и благотворительной деятельностью. Ниже приведена примерная «география» распространения Ордена. АФРИКА: Ангола, Гана, Замбия, Кения, Танзания, Уганда. АМЕРИКА: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гондурас, Канада, Колyмбия, Коста-Рика, Мексика, перу, США, Уругвай, Чили, Эквадор. АЗИЯ: Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Корея, Ливан, Турция, Узбекистан, Филиппины, Япония. ЕВРОПА: Австрия, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Мaльта, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Турция, Украина, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Югoславия. ОКЕАНИЯ: Австралия.

III. Традиционные формы деятельности францисканцев

1. Апостольская деятельность.

Францисканец понимает, что смысл человеческой жизни связан с принятием и воплощением Евангелия. «Меньший брат» стремится жить Евангелием и нести его другим. Эту основную задачу Орден Францисканцев осуществляет различными путями: с помощью миссионерской и издательской деятельности, посредством пастырской работы в приходах и среди молодежи и т.д.

Миссионерское служение

Уже на заре существования Ордена францисканцы занимались миссионерской деятельностью. В XIII веке широкую известность приобрели два францисканских миссионера: Джованни-да?Пьян-дель-Карпине (ум. 1250 г.) и Джованни-да-Монте-Корвино (ум. 1289 г.), которые достигли пределов Монголии и Китая. В начале XV века францисканцы работали во всех странах Европы, а также в Африке и Азии. В следующем веке они охватили своей деятельностью также вновь открытые материки и страны. В Ордене Францисканцев миссионерское служение является привилегированной формой апостольской деятельности. Миссионерская работа требует готовности нести евангельское свидетельство даже с риском для собственной жизнью. Среди францисканцев есть много мучеников, последние из которых - двое тридцатилетних францисканцев (o. Михаил Томасек и о. Збигнек Стшалковский), убитых в августе 1991 года в Перу. Помимо зарубежных миссий, где братья работают среди язычников или на территориях c мaлым количеством священников (Южная Америка, Африка), организуются также так называемые «народные миссии», во время которых францисканские проповедники приезжают в определенные приходы внутри страны, где к течение нескольких дней они читают проповеди и проводят духовные беседы, посещают больных и принимают исповедь. Цель таких миссий - оживление религиозной жизни в приходах.

Пастырская работа среди молодежи

Францисканцы хотят быть с молодыми людьми, хотят делить их радости и тpевоги. С этой целью организуются различные встречи с молодежью, имеющие характер евангелизации. Довольно популярны молитвенные встречи в малых группах, поездки на двухнедельные реколлекции («каникулы c Богом»), байдарочные и велосипедные походы и т.д. Часто организуются пешие паломничества к различным святыням. Ежегодно происходят большие собрания францисканской молодежи в Ассизи (Италия) и в Пацлавской Кальварии (Польша). На каждую из этих встреч регулярно приезжают около трех тысяч чeловек.

Работа в приходах

В последние годы очень бoльшое число монахов занимаются приходской деятельностью. Братья, которые работают в приходах, помимо обязанностей, вытекающих из их монашеского положения (общая молитва и еда, соблюдение монастырских правил), осуществляют духовное руководство своими прихожанами. Они совершают таинства, богослужения, проводят катехизации в церквях и школах, организуют религиозную жизнь на территории своего прихода.

Издательская деятельность

Братья-францисканцы очень активно занимаются издательской и полиграфической деятельностью. У конвентуальных францисканцев - более десяти крупных издательств и типографий в разных странах мира. Среди наиболее значительных изданий - «Messaggero di Sant"Antonio» в Падуе (Италия), выпускающееся на восьми языках тиражом в несколько миллионов экземпляров, «Rycerz Niepokalanej» в Непокаланове (Польша), «Seibo no Kishi» в Нагасаки (Япония), «Cavaleiro да Imaculada» (Бразилия). Цель этой деятельности - с помощью печатного слова приблизить Христа ко всем людям.

Исповедь u духовное pуководcтвo

Особенно важной формой апостольской деятельности является принятие исповеди. Священники-францисканцы всегда стремятся помогать тем, кто c помощью этого таинства хочет примириться с Богом. В период Адвента и Великого Поста священники ждут верующих в исповедальнях. Многие францисканские священники пользуются славой духовных учителей, и люди приходят к ним за советом и помощью. Конвентуальные францисканцы уже более двухсот лет (с 1774 года) исполняют роль апостольских исповедников в соборе св. Петра в Риме. Они имеют право отпускать даже те грехи, которые находятся исключительно в компетенции Папы: осквернение Святых Даров, вероотступничество, нарушение тайны исповеди.

2. Социально-благотворительная деятельность.

Святой Франциск и его первые ученики оказывали помощь больным, прокаженным, нищим и обездоленным, утешали их. По их инициативе возникали больницы, детские дома и столовые. В последующие столетия по мере возникновения новых социaльных потребностей францисканцы освоили также новые формы благотворительной деятельности.

Выкуп узников u духовная опека над ними

В XVI и XVII веках вследствие набегов туркав резко увеличилось число христиан, попавших в рабство или в плен. В связи с этим широкое распространение получил выкуп рабов, в котором заметную роль играли конвентуальные францисканцы. Среди наиболее активных братьев был Франциск Визидоми (ум. 1573 г.), который на собранные пожертвования выкупил более семи тысяч узников. Этой деятельностью занимался также Франтишек Зивано, в 1605 году в Алжире он принял мученическую смерть. На Востоке узников из татарского плена выкупал отец Войцех Деболевский. К традиционной деятельности францисканцев относится также духовная опека над заключенными. В этой сфере особенных успехов достигли o. Филипп из Равенны (ум. 1598 r.) и о. Франциск Антоний Фазами (ум. 1742 г.). Братская помощь узникам и гoнимым осуществляется и в современной деятельности Ордена Францисканцев. Многие братья исполняют функции капелланов в тюрьмах, защищают обиженных и самых бедных. Некоторые францисканцы свою верность Иисусу, пребывающему в униженных братьях, подтвердили свидетельством собственной крови.

Помощь нуждающимся

На протяжении многих столетий францисканцы с любовью служили больным. С риском для жизни они.ухаживали за людьми, ставшими жертвами эпидемии. Особенной самоотверженностью в этой работе отличались: o. Ганнибал Сантуччи (ум. 1596 г.), который работал в Милане, o. Феликс из Моравии и o. Антоний из Сан-Дженсио, работавшие среди больных в Константинополе, и o. Рафаил Хылинский (ум. 1742 r.), который ухаживал за умирающими в Кракове. С 1877 года в Ордене существует форма помощи бедным и нyждающимся, которая называется «Хлеб святого Антония». Верующие приносят добровольные пожертвования у алтаря св. Антония Чудотворца, и на эти пожертвования покупается еда и различные вещи для бедных. При монастырях организуется бесплатное питание для бездомных. По инициативе францисканцев возникают также приюты для бедных, детские дома, центры трудоустройства, дома отдыха, летние лагеря, кемпинги. Кроме того, «Меньшие Братья» работают с неполноценными детьми и инвалидами, co слепыми и наркоманами.

Народное просвещение (борьба с неграмотностью)

Орден Меньших Братьев имеет богатые традиции в сфере борьбы с неграмотностью. Основывая при своих монастырях школы, братья обучали людей земледелию, ремеслам, хозяйственной деятельности. Выдающиеся достижения в этой области принадлежат o. Григорию Джираролю (ум. 1850 r.). Он основывал так называемые «публичные школы», в которых использовал метод взаимного обучения среди детей. Школы с такой педагогической системой появились в Италии, Франции и Англии. Конвентуальные францисканцы занимаются подобной учебно-воспитательной деятельностью в странах, в которых работают миссионеры - в Африке, Азии и Южной Америке.

3. Деятельность в сфере науки и искусства.

Науки

Конвентуальные францисканцы всегда принимaли участие в развитии науки. С самого начала своего существования Орден организовывал университетские центры: в Париже (1236 г.), Оксфорде (1247 г.), Кембридже (1250 г.). В XIV-)(V веке возникло много новых научных центров: в Тулузе, Падуе, Болонье, Флоренции, Риме, Милане, Саламанке, Кельне. Помимо университетских центров в Ордене действуют монастырские колледжи и гимназии. Среди представителей Ордена было много известных ученых в различных областях науки. В области философии и богословия это Бонавентура, Дунс Скотт, Роджер Бэкон; в области истории - основатели францисканской исторической школы ученые-исследователи Петр Ридольфи (ум. 1607 г.) и Джованни Джачинто Сбаралья (ум. 1764 г.). В области точных наук можно назвать математика Луку Пачоли (ум. 1517 г.), астрономов Илария Альтобелли (ум. 1637 г.) и Винсента Коронелли (ум. 1718 г.). Братья-францисканцы сохраняют верность своей любви к науке и развивают ее нa своих факультетах, а также в руководимых ими высших и средних школах. Францисканским монахам доверяют руководство научными кафедрами в различных yниверситетах, причем это касается не только области философии и богословия, но и сферы точных наук. Продолжается исследовательская работа францисканцев и в области истории. Особенное внимание в Ордене обращают на то, чтобы каждому монаху по окончании полного цикла обyчения (во время которого он проходит подготовку к принесению вечных обетов и рукоположению во священника) бьиа присвоена соответствующая научная степень. Широкое распространение получило обучение братьев иностранным языкам. Нередко настоятели посылают братьев на специализированные курсы (местные или зарубежные). В Ордене практикуется также обмен профессорами и студентами между различными учебными заведениями.

Искусство

Братья-францисканцы всегда обладали чувством прекрасного, которое часто находит свое выражение в произведениях искусства. К шедеврам архитектуры относятся базилики и церкви, построенные конвентуальными францисканцами в)(III веке: базилика св. Франциска в Палермо (Сицилия), базилика Святого Креста во Флоренции, базилика св. Франциска в Ассизи, «Minorintenkirche» в Кельне и Вене, базилика св. Франциска в Кракове и многие другие. Францисканцами были многие скульпторы, художники и другие представители мира религиозного искусства, занимавшиеся внутренней отделкой церквей. В качестве примера можно назвать построенную в 1950 году базилику Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Непокаланове (Польша), в которой все отделочные работы выполнили местные монахи. Орден имеет богатые традиции и в области музыки. Францисканцы заботились не только о красоте фресок и икон, украшавших церкви, но и о красоте духовной музыки, которую они сами сочиняли. Наибольшую известность в сфере музыкального творчества приобрели: Руфин Бартолуччи (ум. 1550 г.), создатель хора «баттенте» (форма двойного хора), Константин Порта (ум. 1601 г.), реформатор духовной музыки, занимавшийся историей и теорией музыки, и Бернардин Рицци (ум. 1968 г.), композитор и дирижер. Музыкальные традиции Ордена продолжаются и сегодня. При францисканских семинариях существуют профессиональные музыкальные коллективы и хоры; братья-францисканцы изучают музыковедение, организуют в приходах музыкальные кружки для детей и молодежи.

IV. Главные духовные центры францисканцев

В Ассизи в ведении конвентуальных францисканцев находится главная святыня Ордена, «святой монастырь» (Sacro Convento), и базилика св. Франциска, в которой покоятся мощи основателя св. Франциска . В этом храме хранится оригинал Устава св. Франциска, его хабит и другие вещи, связанные с его именем.

Падуя

В замечательной базилике в Падуе находится гроб св. Антония Чудотворца (ум. 1231 г.), самого известного и любимого святого в Католической Церкви. Ежегодно этот храм посещают около четырех миллионов людей. Непокаланов - это большой монастырь (и в то же время гoродок) неподалеку от Варшавы (Польша), который в 1927 году был основан святым Максимилианом Кольбе. На территории этого монастыря, посвященного Непорочной деве Марии, находится большое издательство, школа, больница, xлебопекарня, пожарная служба и многое другое. Возле монастыря возвышается базилика, где воздается честь святому Максимилиану (ум. 1941 г.), который добровольно отдал свою жизнь ради спасения другого человека в концлагере Освенцим.

V. Францисканцы в России - история и современность

Первые францисканцы появились в России еще в XIII веке. В XIV и XV веках существовали большие общины францисканцев в Крыму, на Волге (в Цареве и Астрахани), на Дону (в Азове), и на побережье Каспийского моря. Первые упоминания о пребывании «меньших братьев» в Москве и Киеве относятся к пятнадцатому столетию. В XVII веке в Москве образовалась хорошо организованная католическая община. В 1682-85 годах эту общину возглавлял конвентуальный францисканец о. Шиманн. В 1771 году был основан францисканский монастырь неподалеку от Новоскольников (Псковская область). B ХIХ веке францисканцы работали также капелланами в российской армии- в Петрозаводске, Казани, Николаеве и других гoродах. В период существования Советского Союза «меньшие братья» работали как в европейской части страны, так и в Сибири. В наши дни конвентуальные францисканцы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Черняховске (Кaлининградская область), Туле, Калуге, Элисте (Калмыкия) и Батайске, а также на территории Узбекистана (в Ташкенте и Самарканде), занимаясь пастырской, благотворительной и издательской деятельностью. Члены Ордена преподают в католических учебных заведениях, посещают дома престарелых и тюрьмы.

VI. Монашеская подготовка

Как и в любом другом монашеском ордене, перед тем как стать священником или братом (монахом-«несвященником»), кандидат в монахи проходит духовную и научную подгoтовку. Она складывается из следующих ступеней: 1-я ступень. Постулат - один год испытания и общего ознакомления с Орденом через жизнь в монашеской общине. 2-я ступень. Новициат - один полный год введения в монашескую жизнь и подготовки к первым (временным) монашеским обетам. 3-я ступень. Обучение u духовная подготовка - шесть лет высшего образования: философия и богословие. Духовная подгoтовка. Принесение вечных обетов на пятом году и рукоположение - на шестом году.

VII. Заключение

3a восемь веков своего существования Орден Францисканцев внес большой вклад как в развитие Церкви, так и в мировую культуру. При этом можно отметить, что созерцательная сторона жизни Ордена всегда сочеталась с активной деятельностью. Возможно, по этой причине духовная традиция Ордена вызывает столь большой интерес (причем не только в религиозных кругах, а личность св. Франциска привлекает внимание людей различной культyры и вероисповедания. 27.03.2019

В истории христианства особое место занимают ордена — сообщества лиц, объединённых общей целью и особыми правилами жизни.

Когда заходит речь об орденах, то чаще всего вспоминают о «крестоносцах», или о рыцарях Ливонского ордена, разбитых Александром Невским на Чудском озере.

На самом деле «крестоносцы» являются представителями не одного, а нескольких духовно-рыцарских орденов, возникших во время Крестовых походов.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Ордена начали появляться во времена раннего Средневековья и продолжали образовываться вплоть до XX века, а их общее количество исчисляется десятками. Названия одних мало что говорят нашим современникам, а другие обрели, без преувеличения, мировую славу.

Орден тамплиеров

С какой целью появился: После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французским рыцарем Гуго де Пейном учредила военно-монашеский орден, целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке.

Когда создан: Орден, учреждённый в 1119 году и изначально названный «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», был официально признан церковью 1128 году.

Чем известен: Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).

Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. В марте 1139 года Папа Римский даже издал буллу, в которой тамплиерам разрешалось свободно пересекать любые границы, не платить налоги, а подчиняться только Папе и больше никому. Настолько вольготные условия способствовали резкому развитию «крестоносного бизнеса».

Фото: flickr.com / chris white

До 1291 года тамплиеры участвовали в сражениях на Ближнем Востоке, одновременно успешно занимаясь предпринимательской деятельностью. Но после поражений от мусульман и изгнания из Палестины они сосредоточились на торговле и ростовщичестве.

На рубеже XIII-XIV веков храмовники достигли вершины могущества. Орден обладал огромными богатствами, его должниками были сильные мира сего, включая королей.

Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров вызывало раздражение многих. В итоге французский король Филипп IV Красивый , обвинив орден в смуте, вступил в секретные переговоры с Папой Римским Климентом V , намереваясь разрушить финансовую империю. Климент V после некоторого колебания пошёл навстречу требованиям короля. В 1307 году по приказу Филиппа Красивого начались аресты членов ордена на территории Франции. По нравам того времени, тамплиеров обвинили в ереси, отречении от Иисуса Христа и других тяжких преступлениях. Арестованных подвергали жесточайшим пыткам и добились признания ими вины. 12 апреля 1310 года пятьдесят четыре тамплиера были приговорены к сожжению на костре и казнены в предместье Парижа.

Конец истории: Несмотря на то, что нигде, кроме Франции, добиться от тамплиеров признания вины не удалось, в 1312 году Климент V своей буллой упразднил орден как обесчестивший себя. Имущество ордена было конфисковано и передано ордену госпитальеров. Свою долю получил и король Филипп IV Красивый. Последний великий магистр ордена Жак де Моле был сожжён на костре 18 марта 1314 года.

Орден госпитальеров

С какой целью появился: Ещё в 600 году по велению Папы Римского Григория Великого в Иерусалиме началось строительство госпиталя, в задачу которого входили лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. Сразу после Первого крестового похода Жераром Благословенным был основан Военный странноприимный орден Святого Иоанна, задачей которого стала защита христианских паломников в Святой Земле. Первоначально деятельность ордена была сосредоточена вокруг госпиталя в Иерусалиме, что и дало организации неофициальное название «госпитальеры».

Когда создан: Образование ордена в 1113 году было утверждено буллой Папы Римского Пасхалия II .

Фото: flickr.com / Spencer Means

Наравне с тамплиерами, орден госпитальеров превратился в основную военную силу христиан на Ближнем Востоке. Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. После падения Акры в 1291 году госпитальеры, как и другие христианские ордены, были вытеснены со Святой Земли. После недолгого пребывания в Кипрском королевстве резиденция ордена была перенесена на остров Родос. После упразднения ордена тамплиеров госпитальерам достались огромные владения «конкурентов». На Родосе госпитальеры боролись с североафриканским пиратами, а также с нарастающей активностью Османской империи. В 1522 году армия османского султана Сулеймана Великолепного захватила Родос, навсегда вытеснив с острова орден.

Экипировка госпитальеров. Фото: flickr.com / Jason Lewis

В 1530 году госпитальеры обосновались на Мальте, откуда продолжили свою борьбу с расширением владений мусульман в Средиземноморье. Но времена менялись, рыцарские ордены утрачивали могущество. Постепенно теряя владения и влияние в Европе, орден, также называемый теперь Мальтийским, просуществовал на острове до 1798 года, пока Мальта не была захвачена Наполеоном . Орден был разогнан, а часть его членов нашла убежище в России.

Беглые госпитальеры, находящиеся в Санкт-Петербурге, даже избрали российского императора Павла I великим магистром ордена. Избрание магистром православного монарха, однако, не было одобрено папой Римским, так что формально Павел I не являлся главой госпитальеров. Начиная с первой половины XIX века, орден отказался от военной составляющей, сосредоточившись на гуманитарной и благотворительной деятельности.

Конец истории: Современный Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН, выдаёт собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдаёт автомобильные номера. Членами ордена на сегодня являются около 13 тысяч человек, из которых около 10,5 тысяч обладают его паспортами, признающимися несколькими десятками государств мира.

Тевтонский орден

С какой целью появился: Во время Третьего крестового похода армия германского императора Фридриха I Барбароссы осадила крепость Акру. Купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.

Тевтонские рыцари (Грюнвальдская Битва, 600-летие. 17 июля 2010 в Грюнвальд, Польша). Фото: Shutterstock.com

Когда создан: Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. 5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Чем известен: Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности стали основными. Неожиданное «направление развития» орден, в отличие от других крестоносцев, нашёл в XIII веке в Европе. Языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы оказалось удобной целью для «крестоносцев». На завоёванных землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Уникальное в своём роде образование оставалось влиятельным игроком на карте Европы вплоть до 1410 года, когда рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде. С этого момента начался закат ордена.

Конец истории: Формально орден, потеряв территориальные владения и влияние, просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

С какой целью появился: Монашеский орден иезуитов возник в период так называемой контрреформации — реформ внутри католической церкви, вызванных борьбой с Реформацией. Фактически он был «ответом» сторонников католицизма на активное распространение протестантского учения.

Когда создан: В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году.

Эмблема ордена иезуитов. Фото: flickr.com / Lawrence OP

Чем известен: Орден славился жёсткой военной дисциплиной: беспрекословным повиновением младших старшим. Абсолютным был авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно Папе. Иезуиты стремились обратить к католической вере массы, ранее ушедшие в Реформацию или иным способом отошедшие от католицизма. Миссионерская деятельность велась также среди евреев, мусульман и язычников.

Всего за полтора первых десятилетия деятельности иезуиты обзавелись миссиями на территории от Японии до Бразилии. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. При этом они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов.

К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена.

Конец истории: 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV , стремившийся нормализовать отношения с европейскими монархами, выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Имущество подлежало конфискации в пользу светских властей. Правда, на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование.

В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств.

13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран . Новый понтифик, принявший имя Франциск , стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

С какой целью появился: Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII-XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями.

Когда создан: В 1209 году Джованни , сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне , ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III.

Чем известен: Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. Уже к 1264 году генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. К XVIII веку орден францисканцев объединял 1700 монастырей и 25 тысяч монахов. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

Существовала и «мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.

Францисканский символ. Фото: flickr.com / Alwyn Ladell

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции.

Конец истории: В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

С какой целью появился: Возникший в одно время с орденом францисканцев нищенствующий орден доминиканцев имел несколько иное направление деятельности. Испанец Доминго Гусман , получивший сан архидиакона в Кастилии, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции. Так основатель ордена стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси.

Когда создан: В 1214 году Доминго Гусман, впоследствии названный святым Домиником, основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена.

Чем известен: Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.

Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни».

Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»). Фото: flickr.com / Lawrence OP

Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский , легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер . В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

Конец истории: Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют.

Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев, распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними». В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном.

Францисканцы («минориты», «меньшие братья»)

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты -- «наименьшие из всех людей» -- жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия Реформации. С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. в Святой земле небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. В XII--XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников в Святую землю.

Однако в 1291 году крестоносцы были изгнаны из Палестины египетским султаном, а тамплиеры переключились на ростовщичество и торговлю, накопили значительные ценности, и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и папой. Рыцари Ордена Храма были профессиональными военными и одними из лучших в Европе финансистами. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. В 1307--1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году. Рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен. Знаки отличия - белый плащ с красным крестом.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии -- Тевтонский орден -- по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом. задачи ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

Иезуиты

Название произошло от лат. -- «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель -- испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена -- борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы -- пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый -- послушания папе римскому «в вопросах миссий». Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью. В средние века иезуиты активно использовали казуистику(изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей), систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки. В бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека.

Первыми нищенствующими орденами, послужившими образцом для прочих, были ордена францисканский и доминиканский. (В XII в. возникли также ордена кармелитов и августинских отшельников, основанные оба в 1156 г., но преобразованные в нищенствующие ордена лишь веком позже: Кармелитский – папой Иннокентием IV в 1254 г., Августинский – Александром IV в 1256 г.)

Францисканский и доминиканский ордена были основаны почти одновременно, и если бы святой Франциск Ассизский пожелал, они составили бы одно целое. Своим возникновением они обязаны преимущественно двум причинам.

С одной стороны, западноевропейская паства нуждалась в руководителях, действительно наполненных духом Евангелия. Между тем в начале XIII в. белое духовенство, обогатившись более, чем это было полезно, все еще, несмотря на реформу, было более занято светскими интересами, нежели духовными делами. Черное духовенство, сосредоточенное в монастырях, которые всегда находились вне городов, в очень отдаленных местностях, было слишком изолировано от светского общества и, кроме того, также утратило чистоту нравов вследствие роста своих богатств. Таким образом, ни белое духовенство, ни монашество не могли доставлять народу необходимых руководителей. Для этого нужны были люди, которые относились бы с полным презрением к мирским благам, вели бы строгий образ жизни в кругу своих братьев и без устали проповедовали бы покаяние и самоотречение как словом, так и личным примером. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенствующего ордена святого Франциска.

С другой стороны, католическая вера была поколеблена опасными ересями катаров и вальденсов , которые вкрадывались в умы, придавая себе вид высшей формы христианства, и которые грозили исказить чистоту догмата. Между тем, светскому духовенству в ту эпоху, когда только начинали образовываться университеты, часто недоставало образования, необходимого для борьбы с еретиками. Что касается монашеского духовенства, то если оно и не было лишено образования, но его отдаленность от городов и склонность заниматься более богослужением, чем богословием, позволяли ему действовать лишь в исключительных случаях. Для борьбы с опасностью нужны были люди, которые в силу своего звания были бы обязаны изучать и проповедовать догму. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенского ордена святого Доминика . Но если эти два новых ордена несколько отличались друг от друга по своим задачам, так как францисканцы стремился более исправить нравы, а доминиканцы – веру, то, в общем, они преследовали одну и ту же цель: преобразовать светское общество. И францисканцы, и доминиканцы употребляли для этого одни и те же средства: отречение от мирских благ, чтобы быть более независимыми от условий своего времени; жизнь в городе, чтобы быть в более тесных отношениях с паствой; постоянная проповедь, чтобы распространять религиозное образование; наконец – основание «третьего ордена» (терциаров), чтобы в среде самого светского общества приобрести помощников, пропитанных их духом.

Основание ордена францисканцев

В 1209 г. Джованни, прозванный за свою склонность к употреблению французского языка Франциском, приступил к осуществлению этого плана. Родившись в 1182 г., сын богатого купца в Ассизи (в Италии) Петра Бернардоне, предназначался сначала к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к нему примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, он начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полного нищенства (1209); таково было скромное происхождение ордена миноритов (францисканцев) . В 1212 г. Франциск своим примером и советами склонил свою соотечественницу Клару Ассизскую к пострижению; Клара вскоре собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин, которые и составили ядро ордена Бедных Кларисс (клариссинок). В течение нескольких лет число последователей св. Франциска и последовательниц св. Клары настолько увеличилось, что образовались два францисканских ордена – мужской и женский, и св. Франциск был вынужден составить для них более подробные правила. Устав нищенского ордена миноритов был утвержден в 1223 г. папой Гонорием III , который даровал этому ордену, как раньше – доминиканцам, право повсеместно проповедовать и исповедовать; устав клариссинок, составленный в 1224 г., был утвержден в 1251 г. папой Иннокентием IV. Кроме того, в 1221 г. святой Франциск, видя стремление масс вступать под его руководство, и боясь, как он говорил, лишить провинции населения, открыв им свои монастыри, прибавил к двум учрежденным ранее орденам так называемый третий орден (ordo tertius de poenitentia) – терциариев , предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своем собственном доме. Вскоре после того, как организация этих трех орденов была закончена, 4 октября 1226 г., Франциск Ассизский скончался, простершись на помосте церкви Порциункула, своего любимого местопребывания, вблизи Ассизи. Спустя два года Григорий IX причислил основателя францисканского ордена к лику святых.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Основание ордена доминиканцев

При совершенно иных обстоятельствах возник орден доминиканцев. Доминик Гусман, родившийся в 1170 г. в Калагорре, в епархии Осмы в Испании, с детства обнаруживал большое усердие в молитве и стремление к подвижнической жизни, которые должны были привести его к духовному сану. Пробыв 4 года в Валенсийском университете, он был рукоположен в священники епископом Осмы Диего и сделался каноником-иноком этого города. Прибыв в 1206 г. вместе со своим епископом во Францию, он был охвачен грустью при виде успехов альбигойской ереси в Лангедоке и решил с этого времени посвятить свою жизнь обращению еретиков. Десять лет оставался он в Южной Франции, почти один и без большого успеха борясь с ересью; но его мирный крестовый поход составлял утешительный контраст с кровавым крестовым походом , который в то же время предприняли рыцари Северной Франции. В 1215 г., после долгих размышлений он отправился в Рим и представил папе Иннокентию III свой проект основания общества проповедников, которые, подчиняясь монашескому уставу, исполняли бы те же обязанности, что и белое духовенство. Иннокентий III утвердил проект и подчинил новый ниществующий орден доминиканцев уставу св. Августина. В следующем году новый папа Гонорий III даровал Доминику и его последователям название Братьев проповедников и право повсеместной проповеди и исповеди. Около этого времени состоялось знаменитое свидание Доминика с Франциском Ассизским, на котором первый предложил слить оба их ордена в один. Святой Франциск предпочел оставить их разделенными, но святой Доминик не отказался от своего плана. На первом генеральном капитуле, который он собрал в Болонье в 1220 г., он отказался от августинского устава и принял францисканский устав в его главных чертах. Он умер в следующем году (6 августа 1221 г.), оставив второй нищенствующий орден вполне организованным и при нем такой же женский орден и третий орден для мирян. Но в окончательной форме доминиканский устав был составлен лишь в 1238 г. третьим генералом ордена святым Раймондом Пеннафортским.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Дальнейшая история нищенствующих орденов

К этому времени оба нищенствующих ордена – францисканцев и доминиканцев – достигли уже большого распространения. С нескрываемым сочувствием встреченные массой, которая чувствовала в них большую близость к себе, чем в бенедиктинских орденах , и лучше сознавала их благодетельное влияние, они распространились по всей Европе. В 1264 г. генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. Генерал доминиканского ордена также начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию хотя бы в самые отдаленные страны; в 1280 г. существовал монастырь Братьев проповедников в Гренландии. Этот изумительный успех нищенствующих орденов, вначале поощряемый папством, скоро отодвинул на второй план старые монашеские ордена и не замедлил вызвать столкновение со светским духовенством и университетами. С одной стороны – светское духовенство было в высшей степени недовольно теми обширными привилегиями, которые получили нищенствующие минориты и проповедники, и иногда – как, например, Гильом де Сент-Амур в 1255 г. – горько жаловалось на незаконное отправление ими церковной службы в приходах. С другой стороны – францисканцы и доминиканцы, считая преподавание частной формой проповеди, заявили притязание на право преподавать в университетах и начали против них памятную борьбу, которая окончилась в пользу ниществующих монахов. Поддерживаемые общественным мнением и громадной известностью некоторых из своих членов, как, например, доминиканца Фомы Аквинского и францисканца Бонавентуры (оба умерли в 1274 г.), они в конце концов сосредоточили в своих руках почти все отрасли народного просвещения.

Но этот необыкновенный расцвет не мог быть продолжительным. В конце XIII в. доминиканцы и францисканцы, забыв о дружбе, соединявшей их основателей, вступают в борьбу друг с другом; мало того, в среде самих францисканцев возникают раздоры. Еще при жизни святого Франциска среди его последователей можно было различать два направления, различавшихся по степени готовности проводить в жизнь идею нищенства: ригористическое, представителем которого был сам святой Франциск, и более умеренное, во главе которого стоял Илья Кортонский, его викарий и первый преемник. Эти два направления с течением времени породили две враждебные партии, которые Бонавентуре удалось примирить во время его настоятельства, но после его смерти антагонизм между ними возобновился. В 1279 г. папа Николай III сделал бесплодную попытку вмешаться в эти раздоры, издав буллу «Exiit quiseminat», благоприятную для конвентуалов , то есть для монахов, умеренных по отношению к идее нищенства. Тогда ригористическая партия, носившая название спиритуалов , возмутилась против св. престола и, казалось, была близка к отпадению от церкви. Целестин V немедленно отделил ее от францисканского ордена и соединил с только что основанным им орденом Целестинских отшельников; но его преемник Бонифаций VIII , наоборот неустанно преследовал ее и принудил распуститься (1302).

В середине XIII века приняли обет совершенной нищеты еще два ордена: кармелитский , распространившийся по западной Европе из Палестины и конгрегация августинских пустынников, монастыри которых не имели до той поры общего управления. Новые нищенствующие ордена подучили те же привилегии, как и два первые, которые остались, однако же, могущественнее их.

Роль нищенствующих орденов в католическом мире

Нищенствующие францисканцы и доминиканцы были самыми усердными слугами папской власти, через них народы приучались признавать папу безусловным повелителем церкви. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями, освободили от подвластности епископам, так что они были подчинены только непосредственно папе. Те монахи прежнего времени, которые хотели соблюдать апостольскую нищету, жили пустынниками в лесах, горах или среди песчаных степей. Нищенствующие монахи францисканского и доминиканского орденов принимали самое активное участие в общественной жизни; они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения папы. Они были миссионеры, проповедники крестовых походов ; они сообщали народу те буллы об отлучении от церкви, которых не хотели обнародовать местные католические епископы; они продавали индульгенции , собирая деньги для папской казны; они были сборщики денария Петра и других налогов, шедших в папскую казну; выпрашивали пожертвования в пользу папы, были его шпионами и тайными послами. В частности доминиканцы были инквизиторами , францисканцы вращались среди простого народа и действовали главным образом как духовники. Грешники и грешницы раскрывали свою душу чужому монаху легче, нежели приходскому священнику, потому что чужой монах скоро уйдет, а свой священник будет встречаться с ними постоянно. Нищенствующие монахи вмешивались в семейные дела; францисканцы были посредниками по всяким делам для простолюдинов, с которыми масса их была близка по невысокому уровню образования. Доминиканцы держали себя более гордо, хвалились своей ученостью, овладевали профессорскими кафедрами в университетах; знаменитые католические богословы средних веков , Альберт Великий и Фома Аквинский , были доминиканцы; но и францисканцы имели великих богословов. С возникновением нищенствующих орденов значительно изменилось отношение католической церкви к народу: своей бедностью они дали ей популярность, выставили ее близкой к идеалу набожных людей. Между своими сочленами нищенствующие ордена не делали разницы между людьми знатными и незнатными, давали талантливым простолюдинам путь к достижению высших степеней католической иерархии.

(Franciscan Order). Один из четырех орденов "нищенствующих братьев" (францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы), основанный в XIII в. Возникновение новых орденов знаменовало собой противостояние духовному упадку, растущей урбанизации и быстрому распространению ересей (особенно в Сев. Франции и Юж. Италии). Орден францисканцев основал Франциск Ассизский, благословил папа Иннокентий III в 1210 г. В отличие от прежнего монашества, "нищенствующие братья" жили в миру, проповедуя и духовно окормляя нуждающихся.

Глубокое недоверие Франциска к официальным институтам, а также радикализм его требований (он не признавал для членов ордена никакого имущества, даже прикосновения к деньгам) вызвали ожесточенные споры. Сначала возник конфликт между "ревнителями", отстаивавшими строжайшее соблюдение правил, составленных Франциском, и теми фракциями, крые старались приспособить жизнь ордена к требованиям мира сего. В 1240 г. орден францисканцев при покровительстве папы получил окончательное организационное оформление как международный орган, в к-ром ответственная роль отводилась только клирикам (еще один пример измены духу Франциска тот высоко ставил мирян). Чтобы обойти запрет на владение собственностью, ордену разрешили оформлять т.н. попечительство. В 125774 гг. благодаря взвешенной и миротворческой политике, крую осуществлял тогдашний генерал ордена Бонавентура, накал полемики заметно снизился. Выдающийся мыслитель, Бонавентура свидетельствовал о том, что францисканцы уже приобщаются к миру университетских знаний.

После смерти Бонавентуры возобновились резкие споры об апостольской бедности. Крайние воззрения спиритуалов (бывших "ревнителей", или "зелотов") были отвергнуты папой Иоанном XXII, крый в 1322 г. официально одобрил корпоративное владение собственностью, указав, что Христос и Его апостолы собственностью обладали. Спиритуалы откололись от ордена францисканцев. Даже столь выдающиеся францисканцы, как Михаил Чезенский и Уильям Оккам, оказались в изгнании и осудили папу.

Ряд тяжелых обстоятельств эпидемия чумы, войны, Великий раскол привели к упадку ордена францисканцев, однако в его рамках возникло новое движение в поддержку строгого устава; его сторонники получили название "обсервантов". Оппозицию им составили более умеренные "конвентуалы", предпочитавшие городские резиденции отдаленным скитам. Неудачные попытки примирить эти два течения заставили папу ЛьваХв 1517 г. официально разделить орден францисканцев на две ветви обсервантов (со строгим уставом) и конвентуалов (с умеренным уставом). Однако вскоре сами обсерванты, движимые реформистским духом, раскололись на несколько течений "босоногих", "реколлектов", "реформированных" и капуцинов (носивших остроконечный капюшон). Капуцины сыграли значительную роль в Контр реформации и к 1619 г. добились полной независимости. Новый упадок ордена францисканцев был вызван и внутренними противоречиями, и внешними событиями наступлением эпохи Просвещения и революционными потрясениями в Европе. Лишь благодаря неустанным усилиям папы Льва XIII в 1897 г. произошло объединение всех обсервантов (за исключением капуцинов, сохранивших самостоятельность).

Наряду с орденом " малых братьев ", включающим три независимых образования обсервантов, конвентуалов и капуцинов, возникли еще два францисканских ордена Второй орден монахинь (клариссы), основанный Франциском и его последовательницей Кларой в 1212 г., и Третий орден (терциарии), состоящий преимущественно из мирян.

Францисканцы, вместе со своими конкурентами доминиканцами, представляли собой новую духовную силу в Церкви XIII в. Отстаивая апостольский идеал жизни бедного проповедника, они встречали понимание со стороны городского населения, к-рое все более отчуждалось от церковномонастырского "истеблишмента". Однако члены ордена францисканцев не присоединялись к непокорным еретикам, оставаясь верными слугами официальной Церкви. Помимо городов, центрами наибольшей их активности стали университеты, где они готовили себя к всемирной миссии борьбе с неверными, еретиками и со всеми, кто безразличен к христианской истине. Фактически все выдающиеся ученые того времени принадлежали к " нищенствующим братьям " в т.ч. францисканцы Бонавентура, Иоанн Дуне Скот и Уильям Оккам. Однако, вопреки духу Франциска, орден францисканцев в попытках консолидировать христианское общество оказался тесно связан с репрессивным институтом инквизиции и антиеврейской политикой Западной церкви.



Случайные статьи

Вверх