Чем занимается наука анатомия. Анатомия как наука

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов.

Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных. Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело - он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр. В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.

Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия. После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике. В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим. В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.

В это же время появляется большой интерес к анатомии в России. Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.

Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.

Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени - компьютеры.

Предмет, цели и задачи анатомии.

Анатомия человека (от греч. anatemno - рассекаю) – наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функциями и развитием. Она относится одному из важнейших разделов биологических наук морфологии. Задачами анатомии как науки являются установление и описание формы, строения, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия изучает также взаимозависимость строения, формы органов и их функции, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.

Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.

Анатомия человека вместе с физиологией составляет теоретическую основу медицины, так как знание строения и функции организма человека необходимо для понимания изменений, вызванных болезнью. В связи с этим одним из важных направлений является прикладная, или клиническая, анатомия, разрабатывающая анатомические проблемы теоретической и практической медицины. Прикладная анатомия может быть хирургической, стоматологической, нейрохирургической и т.д. В зависимости от плана изложения анатомии человека выделяют систематическую, топографическую, пластическую анатомию. Систематическая – описывает строение, форму, положение, взаимоотношения и развитие органов по системам. Топографическая - приводит данные о строении тела, положении и взаимоотношениях органов по областям тела послойно. Пластическая – сообщает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека.

2. Методы анатомического исследования. Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.

3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии - изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека - индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия - не только наука аналитическая, но и синтетическая.

4. Основные этапы развития человеческого организма. Критические периоды развития. Индивидуальное развитие. Процесс внутриутробного развития человеческого организма изучает особая наука – эмбриология, благодаря которой стало возможным вскрыть механизмы образования органов и тела человека в целом, выявить пути совершенствования структуры живых существ. История развития индивида как особи в течение всей его жизни составляет понятие онтогенеза (onthos – особь), делится на два периода: а)внутриутробный - продолжается от момента зачатия и состоит из 2 фаз: эмбриональный (первые 2 мес.) и фетальный.

б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.

В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.

Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.

Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.

Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.

Эмбриогенез - развитие животного организма, происходящее в яйцевых оболочках вне материнского организма или внутри него с момента активации яйца или оплодотворения до вылупления или рождения.

5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система. Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.

Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.

6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры). Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.

Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.

Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.

7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.

Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.

Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.

8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии. Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».Ему принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине «Гиппократовы сборники».

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.

Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В средние века много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена. В этот период выделяется деятельность Ибн Сины,или, как его называли в Европе, Авиценны, - величайшего врача и ученого Востока.

Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг. н.э.) ученый, врач. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. Главные его труд - энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.

«Предмет и задачи анатомии»

Анатомия – это наука, изучающая происхождение и развитие человека, формы и строение человеческого тела в связи с функцией, биологической и социальной средой.

Методы изучения анатомии:

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая и описательная анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая и рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия); изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия); изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая (описательная) анатомия – излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т.д.

Пластическая анатомия – содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия – дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии: изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия – изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия – изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия – анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующий под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов и систем, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

    Молекулярный.

    Клеточный.

    Тканевый.

    Органный.

    Системный.

    Организменный.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек появился на земле в результате сложного и длительного историческо-эволюционного процесса. В его строении имеются черты сходства с животными формами, стоящими на разных уровнях своего развития. Но человек является высшей ступенью живых организмов, он способен производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. Под влиянием социальных факторов получило развитие абстрактное мышление, что позволило соотнести его к виду - человек мыслящий.

С древнейших времен человека интересовало строение и жизнь различных животных населяющих землю. Животные обладают особыми специфическими качествами отличающие живые организмы от неживой природы. Изучением живых организмов, в том числе и человека, во всем многообразии их взаимоотношений с окружающей средой занимается наука о жизни - биология. Как одна из ветвей биологии сформировалась наука, изучающая строение и форму организмов, органов, систем органов и образующих их тканей, которая получила название анатомия.

Параллельно развивалась наука физиология - о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных органов, систем, тканей во взаимодействии с окружающей средой, а также поведенческих реакциях в различных условиях и на разных стадиях развития и роста.

В тесной взаимосвязи с анатомией и физиологией находиться гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Изучив строение тела, физиологию и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, разработаны и разрабатываются критерии здорового физического развития и правильной организации труда и отдыха.

Анатомия человека – наука о строении организма человека, составляющих его органов и систем. Общетеоретическое значение анатомии состоит не только в том, что она позволяет получить правильное представле­ние о строении организма человека, но и в том, что она дает воз­можность убедиться в материальности мира, в наличии материаль­ной основы, обеспечивающей все многообразие функциональных проявлений человека, в том числе двигательной деятельности и психики. Анатомия на большом фактическом материале убедитель­но подтверждает, что организм человека, все составляющие его элементы – это разнообразные формы живой материи, которой свойственны законы материалистической диалектики и виды движе­ния материи. Изучение материальной сущности строения организ­ма человека, его становления и развития способствует диалектико-материалистическому миропониманию.

1. Понятие и методы анатомии

2. Связь анатомии с другими науками

3. Дисциплины, входящие в состав анатомии

4. Структура систематической анатомии

5. Основные термины

6. Методы исследования и методология.

7. Общий план строения человека.

1. Анатомия человека - наука, изучающая строение и форму человеческого тела и его органов в связи с их функцией и развитием.

Она исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод.

2. С анатомией тесно связаны другие морфологические пауки:

Цитология;

Гистология - наука о тканях;

Эмбриология, которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.

3. Анатомия человека включает следующие частные дисциплины:

Нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы;

Патологическую анатомию - морфологию больного человека;

Топографическую анатомию - науку о местонахождении любого органа в человеческом теле;

Динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

4. В состав систематической анатомии входят :

Остеология - учение о костях, составляющих скелет;

Артрология (синдесмология) - учение о соединении костей и суставов;

Миология - о мышцах скелета;

Спланхнология - о внутренностях;

Ангиология - о сердце и сосудистой системе;

Неврология - о нервной системе;

Эндокринология - об органах внутренней секреции;

Эстезиология - об органах чувств.

5. Тело человека построено по типу двубоковой симметрии - делится срединной плоскостью на две симметричные половины. Основные термины, используемые при рассмотрении различных органов тела человека .



Плоскость, делящая тело в вертикальном направлении на две симметричные половины, называется срединной;

Плоскости, параллельные срединной - сагиттальными;

Плоскость, перпендикулярная срединной, - фронтальной;

Горизонтальные плоскости перпендикулярны срединной и фронтальной плоскостям;

Термин "медиально" обозначает часть тела ближе к срединной плоскости;

6. Методы препарирования; макро- микроскопического препарирования; инъекции контрастными массами в сочетании с рентгенографией; коррозионный – инъекции пластмассами с последующим растворением мягких тканей; метод распила замороженных трупов, гистотопография; эндоскопического исследования; пластинация и другие.

Анализ и синтез в анатомии; принцип историзма; принцип целостности (структура и функция, часть и целое). Тесная связь теории и практики.

7. Клетка. Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная); органы, системы органов; аппараты органов, организм.

Организм - это исторически сложившаяся целостная, многоуровневая, все время меняющаяся биологическая система, части которой взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, способная к обмену веществ с окружающей средой, к росту и размножению.

Лекция 1. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

1.1. Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий окружающей среды. Слово «анатомия» произошло от греческого «анатемо» - рассекаю. Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии и т.д. Они имеют значение и для художников, скульпторов, спортсменов. На современном этапе можно выделить описательную, систематическую, функциональную, топографическую, пластическую, динамическую, и возрастную анатомию. Основная цель описательной анатомии – описание органов, наблюдаемых при вскрытии трупов. Систематическая анатомия изучает органы по системам, объединенные общей функцией, строением и развитием. Основу топографической анатомии составляет описание взаиморасположения органов и тканей в отдельных областях тела человека, их проекции на скелет и кожный покров. Для художника важно внешнее строение тела человека и его частей – пластическая анатомия, а для спортсменов и тренеров важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата – динамическая анатомия. Процесс развития организма в течение всей его жизни, или онтогенез, характеризуется возрастными изменениями строения тела и его органов, а также функциональными изменениями. Изучение изменений в строении организма на протяжении жизни человека является предметом возрастной анатомии.

1.2. Краткая история анатомии

Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции. Великим ученым того периода был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Основу его учения составляли материалистические взгляды на возникновение болезней. Он является создателем «жидкостной теории», по которой в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Болезнь, по его мнению, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Противоположные взгляды развивал философ Платон (427-347 до н.э.), по мнению которого, организмом управляют три вида души, расположенные в мозге, сердце и печени. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.), признавая наличие души, считал, что она умирает вместе с телом. Аристотель считается отцом эмбриологии и сравнительной анатомии, т.к. он впервые попытался сравнить строение тела животного и человека, а также первый занялся изучением зародышей.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-201 гг. до н.э.), выдающийся философ, анатом и физиолог Древнего Рима. Он полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. Гален дал классификацию костей и их соединений, описал мышцы и различные отделы головного мозга.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037) – «Канон медицины» - сборник всех научных медицинских сведений того времени.

В эпоху Возрождения был заложен фундамент описательной анатомии благодаря трудам А. Везалия, Л. да Винчи и В. Гарвея. Л. да Винчи (1452-1519) в своих рисунках впервые правильно изобразил части и органы человеческого тела. Он был основоположником пластической анатомии. А. Везалий (1514-1564) пользовался объективным методом наблюдения, производя вскрытие трупов, благодаря чему сделал множество открытий описательного характера. Вильям Гарвей (1578-1657), английский врач, физиолог и анатом, в своих исследованиях не ограничивался описанием, а широко использовал данные сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии. Он впервые высказал предположение о том, что всякое животное развивается из яйца. Особое значение имеет труд Гарвея, в котором впервые описан большой круг кровообращения. Он предсказал наличие капилляров, что позже подтвердил в своих исследованиях М. Мальпиги (1628-1694), описавший капиллярное русло. Однако Мальпиги считал, что кровеносная система разомкнута, и кровь из артериальных капилляров сначала попадает в «промежуточные пространства», и лишь затем – в венозные капилляры.

Итак, в эпоху Возрождения анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии, эмбриологии, физиологии. Определился исторический подход к изучению развития животных организмов, что привело к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

В 18 веке Д. Морганьи , изучавший на трупах изменения органов, вызываемые болезнями, положил начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях – гистологию. В 19 веке Т. Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биология и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития. В конце 19 века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Открытие этих лучей дало начало новой эпохе в анатомии и медицине.

Анатомия в России стала развиваться с времен Петра Первого. В 1724 г. им была открыта Российская академия наук, в которой работал крупнейший русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765). Он и его ученики (М. И. Шеин, А. П. Протасов, К. И. Щепин) внесли неоценимый вклад в развитие русской анатомии. М. И. Шеин является автором первого русского анатомического атласа. В 18 веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795) в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и точно определил значение почечного тельца. Кроме того, им была доказана замкнутость кровеносной системы.

В 1798 г. была учреждена Медико-хирургическая академия в Петербурге, кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). Он создал первую русскую анатомическую школу и написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся русским анатомом и хирургом был Н. И. Пирогов (1810-1881), который явился создателем топографической анатомии. По его инициативе в 1844 г. был образован Анатомический институт при Петербургской медико-хирургической академии. Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомии. П.Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии, впервые использует рентгеновские лучи для изучения суставов и внутренних органов, теоретически обосновал физическое воспитание. На рубеже 19 и 20 веков под влиянием эволюционного учения развивается возрастная анатомия, основоположником которой явился Н. П. Гундобин .

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко. В. П. Воробьевым (1876-1937) заложены основы макро-микроскопической анатомии. Он подготовил первый советский анатомический атлас. В. Н. Тонков (1872-1954) – основоположник крупной школы советских анатомов. Он разработал учение о коллатеральном кровообращении. В. Н. Шевкуненко (1872-1952) продолжил топографическое направление в анатомии, начатое Пироговым. Он и его многочисленные ученики создали учение о крайних формах изменчивости органов.

1.3. Методы исследования в анатомии

1. Препарирование – самый старый метод исследования. Метод предусматривает рассечение трупа с целью извлечения какого-либо объекта (органа, нерва, сосуда) для последующего его изучения. Препарирование может осуществляться с помощью лупы или под контролем невооруженного глаза.

2. Антропометрия изучает строение и форму тела человека и его отдельных частей путем измерения, что широко используется в медицинской практике.

3. Метод инъекции применяется для изучения полых органов – например, сосудов. В полость органа вводится окрашенная масса, затем применяется метод коррозии – орган погружается в кислоту, в результате чего полностью уничтожается. Остается только застывшая масса, повторяющая форму полости органа.

4. Метод окраски – основан на способности отдельных структур к избирательной окраске. Используют разные красители растительного и животного происхождения.

5. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект становится прозрачным и доступным для изучения.

6. Рентгенологические методы. Основными являются рентгеноскопия – просвечивание органов рентгеновскими лучами с получением изображения на специальном экране, и рентгенография – получение изображения на специальной пленке.

7. Компьютерная томография – с помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости человека.

8. Микроскопические методы – это методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, радиоавтографии и т.д. Эти методы позволяют выявлять очень тонкие структуры на клеточном уровне и изучать процессы, происходящие в этих структурах.

1.4. Ткани и их виды

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань. В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.

Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат.

Соединительные ткани. Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.

Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие в сократительного аппарата, который представлен миофибриллами – волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др. 2) поперечнополосатая скелетная – состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов. 3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).

Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов – проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции. Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.

1.5. Органы и системы органов. Организм как единое целое

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный. Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами. В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.

Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого. Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.6. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

Призванная решать задачи теории и практики физической культуры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.

1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении физических упражнений

2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особенности формы тела, соотношения отдельных частей – пропорции те­ла и их связь со спортивными достижениями.

3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.

Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологическим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического возраста занимающихся и др.

4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проек­цию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого чело­века. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.

5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате этих занятий.

6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общими закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортивной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечивает.

7. Материалы динамической анатомии, способствующие овладению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.

8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомя­щие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.



Случайные статьи

Вверх