Черчилль демократия худшая форма правления. Демократия — наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных


В данном высказывании выдающийся британский государственный деятель поднимает проблему сущности демократии, ее признаков и соотношения с другими политическими режимами. Рассмотрение данной проблемы весьма актуально в условиях построения в России демократического правового государства.

Действительно, любой политический режим имеет свои недостатки и эффективен в конкретных исторических условиях. При демократии же эти недостатки минимальны и в большинстве случаев общество развивается наиболее динамично и эффективно.

Обратимся к теоретическому аспекту проблемы. Под демократией понимается политический режим, основным источником власти которого выступает народ. Провозглашаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В экономической сфере сосуществуют различные виды собственности, в политической сфере – идеологическое многообразие.

Основным недостатком демократии является диктат большинства, вытекающий из принципа выборности. К другим недостаткам можно отнести возможную конфронтацию между партиями в ходе политической конкуренции, непрофессионализм некоторых избранных должностных лиц, замедленное принятие решений.

Но при демократии ущерб человеку и обществу значительно меньше, по сравнению с тоталитарным или авторитарным режимом, где власть неподконтрольна гражданам и находится в руках одного человека или группы лиц.

В качестве обоснования эффективности демократии следует указать на механизм выборов, который позволяет народу принимать решения, а также исправлять их. Так, например, в США на президентских выборах победу одержал Д. Трамп, но избиратели могут и не переизбирать его в следующий раз. Также только при демократическом режиме возможна процедура отрешения президента от должности – импичмент.

Не менее важным является тот факт, что именно демократия позволяет странам развиваться наиболее эффективно и быстро. Примером служит опыт североамериканских колоний, которые в 18 веке освободились от Великобритании и, установив демократию, сумели за 100 лет вырваться вперед и превратиться в одну из ведущих держав мира.

Таким образом, демократия хоть и обладает недостатками, но ее очевидные преимущества их перевешивают, что дает основание говорить о демократии как о более рациональном, гуманном и справедливом режиме в отличие от недемократических.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

О какой «демократии» говорил Черчилль и как от него пострадал дедушка Обамы

Часто приходится слышать высказывание, приписываемое Уинстону Черчиллю: «демократия плоха, но ничего лучше человечество не придумало «. Точнее, Черчилль сказал (в речи в Палате Общин 11.11.1947):

«Много форм правления применялось и ещё будет применяться в этом грешном мире. Все понимают, что демократия не является совершенной. Правильно было сказано, что демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени».

Разумеется, Черчилль говорил не о советской демократии, а о демократии буржуазной - той, которая его, простого аристократа из герцогской семьи, вознесла до премьер-министра Британской Империи. И в России сегодня принято соглашаться с этим высказыванием Черчилля. Ведь эта фраза очень удобна для того, чтобы отмахнуться от любой критики буржуазной демократии, от указания на то, что под её маской скрывается диктатура класса имущих. Удобна она и для того, чтобы отказаться рассматривать альтернативные подходы к демократии - дескать, пробовали - получается только хуже.

Но попробуем разобраться, был ли Уинстон Черчилль экспертом по демократии. Точнее, трудно сомневаться, что этот человек неплохо разбирался в механизмах буржуазной демократии. Он со знанием дела ради политической карьеры перебегал то от консерваторов к либералам, то обратно, и стал-таки премьер-министром. Нас интересует другое - насколько его взгляды и его политическая деятельность соответствовали демократическим идеалам.

Так вот, скажите, насколько вы доверяете словам о преимуществах демократии, если слышите их от человека, который восхищается фашистами?

«Я не мог не быть очарованным, как многие другие, синьором Муссолини… Если бы я был итальянцем, то я убеждён, что сначала до конца был бы всем сердцем в вашей победоносной борьбе против… ленинизма… С точки зрения внешней политики фашизм оказал услугу всему миру… Он является необходимым противоядием русскому яду. Теперь все великие державы будут иметь в своём распоряжении в случае необходимости крайние средства защиты».

«Я ненавижу индусов. Это звериный народ со звериной религией».

Не удивительно, что во время его премьерства в 1943 году в индийском штате Бенгалия разразился голод. Причиной голода, как установил лауреат Нобелевской премии по экономике Амартия Сен, была колониальная политика Британии. В результате погибло по разным оценкам до 3-4 миллионов человек. Черчилль же отказывался направить в Бенгалию дополнительное продовольствие:

«Помощь ни к чему хорошему не приведёт. Индусы плодятся как кролики и исчерпают любой доступный запас продовольствия».

И это при том, что индусы были на тот момент подданными Британской Империи. Скажите пожалуйста, можно ли считать демократом человека, для которого существует народы полноценные и неполноценные, высшая раса и недочеловеки? Демократично ли морить голодом ту часть подданных, которую «демократически» избранный правитель считает людьми второго, если не третьего сорта?

Впрочем, по отношению к жителям колоний, по мнению Уинстона Черчилля, были применимы любые средства. Против курдов и арабов во времена восстания в Ираке в 1920 г. он не постеснялся использовать химическое оружие:

«Я не понимаю тех, кому не по себе от идеи использования газов. Я решительно за использование отравляющих газов против нецивилизованных племён».

Впрочем, не только «цветные» народы удостоились внимания британского поборника демократии. В 1944 г. в греческих Афинах британские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих. С этого началась гражданская война, в ходе которой Великобритания в союзе с недавними пособниками нацистов уничтожала греческих республиканцев и коммунистов.

Благодаря Черчиллю Великобритания участвовала не только в греческой гражданской войне. Черчилль, будучи в 1919-1921 гг. военным министром, был одним из самых горячих сторонников интервенции в Советскую Россию и активной поддержки Белого движения. Ленин даже назвал его величайшим ненавистником Советской России. Сам Черчилль так характеризовал роль поддерживаемых им «белых»:

«Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело».

То есть, Великобритания, измученная Первой мировой войной, продолжала вести военные действия, но уже в России. На словах свою агрессивную политику британские политики оправдывали «защитой демократии». Но на деле они защищали интересы правящего класса - буржуазии, насмерть перепугавшейся, что Советская Россия станет слишком привлекательным примером для рабочих Британии и её колоний.

Это желание любой ценой остановить развитие социализма в СССР не оставляло таких людей, как Черчилль, и после ещё более ужасной мясорубки Второй мировой войны. В 1945 г. ещё до капитуляции Германии Черчилль поручает разработать план операции «Немыслимое», по которому Великобритания и США должны были, вновь вооружив пленных немецких солдат, вместе с ними пойти в наступление на Советский Союз. Правда, мощь СССР была такова, что от плана пришлось отказаться.

Однако, от идеи уничтожения СССР Уинстон Черчилль не отказывается и в своей знаменитой фултонской речи в 1946 г. объявляет о начале Холодной войны и о построении вокруг СССР «железного занавеса». А в 1947 г. он же упрашивает США нанести по СССР превентивный ядерный удар.

Ясно, что после бойни Второй мировой войны Черчилль подталкивал мир к ещё одной войне, вероятно ещё более жестокой и кровавой.

Возникает закономерный вопрос: хотели ли всех этих войн сами британские граждане, от имени которых действовал «демократический» премьер-министр? Проявлялась ли демократия в том, какие решения принимал свободно избранный политик? Или проводимая им политика отражала интересы не большинства избирателей, а меньшинства, финансировавшего его избирательную кампанию? А выборы в этом случае служили лишь способом оправдать эту политику, прикрыть её видимостью народовластия?

В подтверждение этого можно привести ещё пару случаев, ясно показывающих, как Черчилль относился не к жителям других стран, а к простым гражданам Великобритании, тем людям, чьи интересы демократическая система, вроде бы, должна выражать. Когда в ноябре 1910 г. в Южном Уэльсе началась крупная забастовка, Черчилль, тогда министр внутренних дел, послал для запугивания и возможного подавления бастующих рабочих более 500 грузовиков солдат. Солдаты были вооружены не только ружьями, но и пулемётами и даже артиллерийскими орудиями. Через год войска были посланы для усмирения протестующих рабочих в Ливерпуле. На этот раз дошло до стрельбы и двое рабочих было убито. Однако, Ллойд-Джорджу удалось умерить пыл протестующих путём переговоров. Черчилль разочарованно заявил Ллойд-Джорджу:

«Я с большим сожалением узнал об этом. Было бы лучше продолжить и задать им хорошую трёпку».

Как видим, на деле британский политик относился к представителям иного - рабочего - класса примерно так же, как и к туземцам из ограбляемых колоний. Да и к возможности доверить простым людям реальную возможность демократически принимать решения он относился крайне скептически:

«Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем».

Зато Черчилль не стеснялся принимать , например, подношение в 5000 фунтов от Роял Датч Шелл и Бирманской англо-персидской нефтяной компании (ныне - Бритиш Петролеум, BP) в обмен на продвижение их интересов. Тогда эта сумма составляла годовое жалование министра, а в современном эквиваленте представляет собой около 40 миллионов рублей. Воистину, для кого-то ничего лучше «демократии» толстых кошельков не придумали…

Сильно ли изменилась со времён Черчилля буржуазная демократия? Конечно, сегодня крупный политик уже не может так откровенничать, признаваясь в любви к Муссолини, или объявляя тот или иной народ «низшей расой». Но это касается лишь риторики, а что же на деле?

На деле и сегодня мы увидим то же самое, если взглянем, например, на ранее упомянутого Обаму - руководителя другой империи. Вопреки надеждам собственных избирателей, он хотя бы формально ограничить власть капиталистической олигархии. Вместо обещанного расширения социальных программ он спасает банки и на ядерное оружие. Вместо мира, которого от него ждали так, что заочно наградили Нобелевской премией мира, он силовыми методами подчиняет интересам американской олигархии то одну страну, то другую: Ливия, Сирия, Украина… А разве по отношению к чернокожим и к тем неравнодушным, кто выходит протестовать против этой жестокости, не показательна? К неимущим гражданам эта «демократическая» власть относится не намного лучше, чем к жителям стран, «демократизируемых» при помощи бомб и ракет.

Так достаточно ли нам такой демократии? Или человечество придумало кое-что получше и буржуазную демократию можно сменить на иную демократическую систему?

Как насчёт того, чтобы добавить ранее избранных президентов и депутатов? Разве это не улучшит контроль избирателей над избираемыми?

Характерной чертой системы советов была возможность каждого совета в любой момент отозвать избранного им депутата. К сожалению, в СССР этот механизм работал недолго - до перехода к территориальному принципу формирования советов в 1936 г. Но неужели работа этого механизма сделает демократию хуже, неужели мы не должны добиваться его введения?

И неужели верхом демократии является система, при которой в парламенте представлено несколько партий, каждая их которых отстаивает интересы своей группы буржуазии?! Ведь по основным вопросам они неотличимы друг от друга иногда даже на словах, а на деле - уж точно! Или всё же демократичнее система, при которой ключевую роль играет партия трудящихся, партия, отстаивающая интересы подавляющего большинства народа?

Полагаю, над этими вопросами стоит подумать каждому. А подумав - что-нибудь сделать для того, чтобы завоевать новую демократическую систему, как наши предки завоевали, например, отмену имущественного ценза и избирательное право для женщин. Лучший мир возможен, нужна только наша воля.

Олег Таранов

Демократия - это наихудшая форма правления, если не считать всех других форм, когда-либо испробованных человечеством.

Лекция 4. Демократия

Уинстон Черчилль. Речь в британской Палате общин (1947)

Укоренение демократического идеала среди политиков и политических мыслителей было, без сомнения, одним из наиболее замечательных моментов в политической истории человечества. Интересно, что в Древней Греции - колыбели демократии - к демократии относились отрицательно. Для Платона и Аристотеля это понятие означало такой порядок вещей, при котором властью распоряжается масса - к умалению мудрости и собственности. До самого XIX в. термин «демократия» обладал уничижительным подтекстом, подразумевая «власть толпы». Сегодня, однако, мы все демократы. Либералы, консерваторы, социалисты, коммунисты, анархисты и даже фашисты готовы превозносить достоинства демократии и демонстрировать свои собственные демократические мандаты. И, конечно же, когда в конце XX столетия зашатались и рухнули главные идеологические системы, возникло впечатление, что волна демократии взмыла еще выше, чем прежде. Потерял свою привлекательность социализм, все более сомнительными предстают достоинства капитализма, - в этой ситуации демократия стала казаться, может быть, единственно надежной точкой опоры в политическом ландшафте современности.

Демократия сегодня - едва ли не самое популярное слово политического лексикона в России, да и во всем мире. Тем, кто отталкивается от внутренней формы слова, его этимологии, сущность демократии может представиться самоочевидной - народовластие или правление народа. Сразу же возникают вопросы. Какая власть имеется в виду? Что понимается под народом? Кто и кем управляет при народовластии? Может ли народ целиком выступать в роли правителя? Так что же, разве демократия - не народовластие? Действительно, народовластие. Однако слова «народ» и «власть» были столь же многозначны для античных эллинов, сколь и для нас.

Понятие «демократия» пришло к нам из Древней Греции. Подобно другим словам, оканчивающимся на «кратия» (например, автократия, аристократия и бюрократия), термин «демократия» основан на греческом слове кратос, означающем власть, правление . «Демократия», следовательно, означает «власть демоса» (демос значит «народ», хотя греки поначалу называли так только «бедноту» или «массы»). Однако простое понятие «власть народа» нам сегодня мало что скажет. Дело в том, что проблемой демократии стала сама распространенность этого термина, порой мешающая осознать ее как серьезную политическую концепцию. Поскольку практически повсеместно демократия считается «хорошей вещью», она уж слишком прочно закрепилась в словаре тех слов, что равнозначны громкому «ура» по адресу определенного комплекса идей или концепций власти. Как выразился Бернард Крик (1993), «в лексиконе публичной политики демократия, возможно, является самым ненадежным словом». Термин, который может означать все, что угодно, в конце концов не означает ничего. Среди значений, придаваемых слову «демократия», укажем следующие:

Это система, при которой власть принадлежит самым бедным слоям общества;

Это правление, которое непосредственно и непрерывно осуществляет сам народ, не нуждаясь в профессиональных политиках или государственных служащих;

Это общество, основанное на принципе равных возможностей и личных заслуг, а не на иерархии и привилегиях;

Это система социальных пособий, помощи бедным и вообще перераспределения общественного продукта с целью сократить социальное неравенство;

Это система принятия решений, основанная на принципе волеизъявления большинства;

Это система правления, которая обеспечивает права и интересы меньшинств, ограничивая власть большинства;

Это способ занятия государственных должностей в ходе конкурентной борьбы за голоса избирателей;

Это система правления, которая служит интересам людей независимо от их участия в политической жизни.

Древние греки и их выдающиеся политики, риторы (ораторы) и философы расходились в истолковании содержания демократии не меньше, чем наши современники. Это понятие могло обозначать и «торжество бунтующей черни», и «господство низших слоев населения», и «участие всех граждан в делах полиса», т.е. в политике, и «решающую роль народного собрания», и «систему правления лицами, уполномоченными на это с помощью формальных процедур представления демов».

Анализ проблемы, может быть, лучше всего начать с речи Авраама Линкольна, произнесенной им в 1864 г. в Геттисберге в разгар Гражданской войны в Америке. Линкольн говорил о демократии как о «правительстве народа - из народа - для народа» . Из этих слов очевидно, что демократия связывает правительство с народом , но сама эта связь может быть осуществлена разными способами: собственно как власть народа, как власть тех, ктовышел из народа, и как правление в интересах народа . Как именно понимать эти компоненты, всегда было предметом самых жарких политических и идеологических дискуссий. Суть дискуссий сводится к трем вопросам:

Что такое народ?

В каком именно смысле народ должен править?

Насколько далеко может и должна простираться власть народа?

Кто же входит в состав «народа»? На первый взгляд, ответ очевиден: под «демосом», или «народом», очевидно, следует понимать всех людей, то есть все население страны. На практике, однако, все демократические системы ограничивали политическое участие, и подчас очень строго.

Мы уже говорили, что ранние греческие авторы под демосом обычно имели в виду тех, кого «много» -беднейшую , а то и вовсе лишенную всякой собственности массу. Слово «демократия» поэтому здесь выражало не идею политического равенства, а то или иное нарушение политического баланса в пользу бедноты . В греческих городах-государствах политическое участие было ограничено очень небольшой частью населения - гражданами мужского пола старше 20 лет: из него тем самым исключались женщины, рабы и чужестранцы. В большинстве западных стран и в дальнейшем (вплоть до начала XX в.) существовали жесткие ограничения избирательного права, обычно в виде имущественного ценза или дискриминации женщин. В Великобритании избирательное право стало всеобщим лишь в 1928 г., когда к избирательным урнам были допущены женщины. США этого достигли в начале 1960-х годов, когда во многих южных штатах афроамериканцев впервые допустили к голосованию, в Швейцарии же женщины получили всю полноту избирательных прав лишь в 1971 г. Во всех демократических системах сохраняются и ограничения по возрасту, причем широко различается и установленный возраст совершеннолетия - от 21 года до 15 лет (как при выборах президента в Иране). Часто налагаются также формально-юридические ограничения, например, в отношении лиц, признанных душевнобольными, и лиц, находящихся в заключении.



Хотя «народ» в настоящее время означает фактически всех взрослых граждан страны, оказывается, что и здесь не все так просто. Народ, скажем, можно понимать как некое единое целое, скрепленное общим или коллективным интересом; в этом смысле он является единым и неделимым. На основании такого взгляда, скорее всего, возникает такая модель демократии, которая, подобно теории Руссо, больше фокусируется на «общей» или коллективной воле, чем на «частной воле» каждого индивида. Поскольку, однако, во всех обществах имеются свои внутренние разногласия, на практике установилось другое понимание народа - как «большинства» общества . Демократия при таком воззрении означает строгое соблюдение принципа «правления большинства», при котором воля большинства или численно наиболее сильной части общества перевешивает волю меньшинства. Здесь, однако, появляется опасность того, что демократия может выродиться в «тиранию большинства» . Народ, наконец, можно понимать как совокупность свободных и равных индивидов, каждый из которых имеет право принимать свои собственные решения. Эта последняя точка зрения не только явно противоречит любой форме мажоритаризма (теоретическое обоснование или практическое применение принципа, согласно которому предпочтение отдается воле большинства; чревато игнорированием позиций меньшинств и индивидов.), но и предполагает, что в конечном счете только решения единогласного характера имеют для всего демоса обязательную силу, что радикально ограничивает применение демократических принципов.

Большинство концепций демократии базируются на принципе «правительства из народа». Это означает, что люди, в сущности, управляют сами собой, участвуя в принятии важнейших решений, влияющих на их собственную жизнь и определяющих судьбы общества. Участие это, однако, может принимать различные формы. Если мы говорим о прямой демократии, то народное участие здесь предполагает непосредственное и непрерывное участие людей в принятии решений через референдумы, массовые собрания или, скажем, интерактивное телевидение. Альтернативной и более обычной формой демократического участия являются политические выборы - характерная особенность так называемой представительной демократии. Когда граждане голосуют, они не столько принимают решения, непосредственно затрагивающие их жизнь, сколько избирают тех, кто будет принимать такие решения от их имени. Демократический характер голосованию, однако, придает то обстоятельство, что если выборы носят состязательный характер, общество всегда имеет возможность «вышвырнуть мерзавцев вон» и, таким образом, обеспечивает подотчетность политиков обществу.

Существуют и такие модели «демократии», по видимости основанные на принципе «правительства для народа», которые как раз народу-то и оставляют весьма мало возможностей для политического участия, прямого или косвенного. Наиболее гротескным примером здесь служат так называемые тоталитарная демократия Тоталитарная диктатура под личиной демократии (Муссолини и Гитлер как «выразители интересов народа»). Получалось, что «истинная» демократия возможна лишь при абсолютной диктатуре. В таких случаях «власть народа» в действительности выражалась не более чем в ритуалах поклонения всевластному вождю посредством съездов, маршей и демонстраций. Иногда это представляли как плебисцитарную демократию (плебисцит как всенародное голосование,референдум, поэтому подобная практика - атрибут так называемой прямой демократии. Однако эта форма часто подвергается критике, поскольку она предоставляет широкое поле для демагогии) . Хотя в тоталитарных демократиях все обычные понятия о демократическом правлении вывернуты наизнанку, они иллюстрируют собой один интересный момент, а именно: между «управлением посредством народа» (активным политическим участием общества) и «управлением для народа» (правлением в «интересах народа») может быть дистанция огромного размера. Поэтому сторонники представительной демократии всегда и стремились ограничить общественное участие в политике простой подачей голосов как раз из того опасения, что самому обществу может недоставать разума, образования и опыта, чтобы самому осуществлять правление. (о чем говорил Платон, критикуя принцип политического равенства на том основании, что масса не обладает ни разумом, ни опытом, чтобы управлять от своего лица).

Есть и другой взгляд на демократию, характерный, например, для социалистов и радикальных демократов. Речь идет о радикальной демократии (форма демократии, поощряющая децентрализацию, политическое участие общества и максимально возможное рассредоточение политической власти). Идея здесь в том, что у людей есть изначальное право принимать участие в принятии любых решений, затрагивающих их жизнь, под демократией же подразумевается коллективный процесс, обеспечивающий все это. Такую позицию можно, например, видеть в социалистическом требовании обобществления собственности и введении рабочего самоуправления, где и первое, и второе понимались как средство демократизации экономической жизни. Вместо политической демократии, таким образом, социалисты призывали к «общественной демократии» или «производственной демократии». Также и представители феминизма требуют демократизировать семейную жизнь, которая понимается как всеобщее право участвовать в принятии решений по отношению к семейной и частной сферам.

Прямая демократия (демократия участия) основана на прямом, непосредственном и постоянном участии граждан в управлении. Здесь, следовательно, нет разделения на тех, кто правит, и тех, кем правят, на государство и гражданское общество: это, по сути, общественное самоуправление. В древних Афинах такое правление осуществлялось через народные собрания; сегодня это чаще всего референдум К достоинствам прямой демократии относится то, что она

Позволяет людям в наиболее полной степени распоряжаться своей судьбой; это единственный вид демократии в чистом виде;

Обладает потенциалом политического просвещения общества: граждане в таком обществе лучше информированы и обладают развитыми политическими навыками;

Позволяет обществу свободно и напрямую выражать свои взгляды; здесь нет политиков, которые могли бы преследовать свои собственные узкоэгоистические интересы;

Придает власти полную легитимность, ибо люди, естественно, здесь выполняют решения, ими же самими принятые.

Представительная демократия - это ограниченная и непрямая форма демократии. Она ограничена постольку, поскольку общественное участие в управлении здесь сведено к эпизодам подачи голосов на выборах через определенные промежутки времени; и она носит непрямой характер, поскольку общество здесь не осуществляет власть, а лишь выбирает тех, кто будет это делать от его имени. Эта форма правления демократична только в тех случаях, когда представительная система располагает действенной и прочной связью между правительством и гражданами. Такая связь часто выражается понятием избирательного наказа или мандата. Сильные стороны представительной демократии проявляются в том, что она

Практически осуществима, ибо прямое участие общества во власти возможно лишь в небольших сообществах;

Снимает с рядовых граждан бремя принятия решений, приводя к своеобразному разделению труда в политике;

Наделяет рычагами власти наиболее образованных, информированных и опытных людей;

Содействует сохранению стабильности, удерживая рядовых граждан в стороне от повседневной политики и тем самым приучая их к культуре компромисса.

Демократию слишком часто понимают как нечто единое и внутренне непротиворечивое. Разве что немногим реже единственной или единственно правильной формой демократии считается то, что под этим обозначением существует в большинстве западных обществ (система регулярных и состязательных выборов, основанная на всеобщем избирательном праве). Иногда последнее понимание демократии конкретизируется добавлением эпитета «либеральная». Однако на самом деле существует несколько конкурирующих теорий, или моделей, демократии, каждая из которых предлагает свою собственную версию народовластия. Это свидетельствует не только о многообразии демократических форм и механизмов, но также и о разнообразии тех логических оснований, на которых возможно обоснование демократической идеи. Ведь даже за таким распространенным термином, как «либеральная демократия», в действительности стоят весьма и весьма разные, а то и взаимопротиворечивые, позиции. Вообще можно выделить четыре различные модели демократии:

Классическая демократия (classical democracy)

Протективная демократия (protective democracy)

Демократия развития (developmental democracy)

Народная демократия (people"s democracy)

Классическая модель демократии была основана на полисе (древнегреческом городе-государстве), конкретнее, на той системе власти, что получила развитие в крупнейшем и самом могущественном городе-государстве Греции - Афинах.

Первоначальной самоорганизации людей с чертами всенародности было присуще непосредственное участие всех в деле выживания и воспроизведения рода. Только еще нарождавшаяся политика была демократична, правда, эта первобытная демократия неизбежно оказывалась очень примитивной. Вопрос об участии каждого в управлении и в самоуправлении еще не возникал в силу его предопределенности естественным распределением половозрастных ролей. Природа и выбирала, и назначала; от людей лишь требовалось поддерживать основы всенародности.

В преуспевающих родах и племенах политика с течением времени усложнялась, возникала структурно-функциональная дифференциация, возникали прообразы (архетипы) первых политических институтов. Важным стало появление дружин - группировок здоровых, энергичных и, главное, вооруженных мужчин, которые обеспечивали безопасность всех. Это оборачивалось ответственностью и честью принимать нужные решения - по-прежнему всенародно, только «народ» все чаще ограничивался кругом мужчин с оружием. Так складывалась военная демократия. В подобных условиях женщины, старики, дети оказывались лишь приживальщиками при власть имущих.

По мере дальнейшего усложнения политических систем развиваютсяотношения начальствования/подчинения. (Впервые они рассматривалисьПлатоном в диалоге «Политик» в понятиях приказания и исполнения данного приказания.) Военная демократия еще долго служила (в иных странах вплоть до наших дней) средством сдерживания этих антидемократических по сути взаимоотношений.

С реформ афинского архонта Солона (между 640-635 - ок. 559 до н.э.) пирамидальная структура начальствования - цари/аристократы/демос - изменялась. Реформы были начаты под призывом возврата к старому - к всенародности, значит, равенству ВСЄХ перед законом И друг перед другом как представителями одного сообщества, «народа». Особые функции обрело народное собрание, перенятое у военной демократии, которое на деле объединяло тех, кто мог быть воином и отцом семейства. С развитием практики античной демократии описанная легендарным Гомером агора (рыночная площадь место гражданских собраний) сменилась афинской экклесией (народное собрание мужчин с 20 лет.,верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть) или спартанской (народное собрание мужчин с 30 лет, прошедших курс гражданской подготовки) апеллой .

После реформ Солона в античной Греции возникла структура, опирающаяся начастную собственность , чего не было нигде в мире.

Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживающие ее нужды политические, правовые и иные институты - систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах (римский термин res publica как раз и означает «общественное дело»), в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод, а

также систему социокультурных принципов, способствующих расцвету личности, развитию творческих потенций индивида. Словом, в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества , послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античнойрыночно-частнособственнической структуры .

Принцип управления с помощью народного собрания не просто сводился к поддержке (санкции) действий начальника, как это было в случае агоры. Из обычного источника власти такое собрание добилось права наделять властными полномочиями и тем самым обрело верховенство над главным руководителем. Гомеровский «совет царей» стал представительным органом полиса, точнее, его отдельных «народов», или демов. И цари-воители, и аристократический ареопаг вписались в систему взаимного соподчинения.

Возникла практика выборности, назначения по жребию и ротацииисполнителей политических ролей. Каждый мог - и обязан был! - занятьлюбую должность: исполнительную, законодательную, сакральную (относившуюся к религиозному культу), судебную или иную, которую определило для него народное собрание, жребий, его собственный народ - дем (территориальный округ) или просто подошедшая очередь на данное место.

При этом был утвержден основополагающий демократический (справедливый) принцип равенства граждан. Он стал развитием изначальных норм родства (равенства в роде) и дружбы (равенства в дружине). Данный принцип был юридически закреплен в праве/обязанности граждан выступать в народном собрании, осуществлять правосудие, другие полисные функции, например: служить в войске, совершать литургии (священные церемонии, праздники, включая разыгрывание трагедий и комедий), а также отвечать перед законом. Сама система демократического правления нередко именовалась равновластвованием, которое не сводилось к всенародности: отправление разных должностей позволяло хотя бы на время делать в принципе равных неравными по статусу.

Форма прямой демократии, существовавшая в Афинах на протяжении VI и V веков до н.э., часто понимается как единственная чистая или даже идеальная система политического участия. Хотя эта модель оказала значительное влияние на более поздних мыслителей, таких, как Руссо и Маркс, афинская демократия являла собой весьма специфический вид прямого народовластия - форму, в современном мире имеющую очень ограниченное применение. Демократия в Афинах была равнозначна управлению через народное собрание. Все главные решения принимались экклесией, в состав которой входили все граждане. Она собиралась по меньшей мере сорок раз в год. Если требовались государственные служащие для постоянной работы, их избирали на основе жребия или системы ротации, дабы было представлено наибольшее число сограждан; должности, как правило, были рассчитаны на недлительные сроки, чем также обеспечивалось как можно более широкое представительство. Исполнительным органом народного собрания выступал Большой совет, в который входили 500 граждан; существовала также Коллегия пятидесяти , подававшая предложения Большому совету. Председательствующий в Коллегии исполнял эту должность всего один день , и занимать это почетное место можно было всего лишь раз в жизни . Единственное исключение было сделано для десяти военачальников, которые, в отличие от других государственных служащих, могли быть переизбраны.

Афинская демократия - образцовая историческая модель прямой демократии, при которой от всех граждан требовался высокий уровень политического участия. Однако на деле средний афинянин мало участвовал во всех политических решениях. Афинская демократия представляла собой систему смешанного правления с особо значимой ролью народного собрания всех граждан, максимально сниженными имущественными и другими цензами, причем малоимущих специально поощряли к исполнению их гражданских прав/обязанностей. Эти небольшие акценты и отличали афинскую демократию от смешанного правления, которое Аристотель предпочитал называть политейей .

Женщины, дети, рабы, вольноотпущенники и иногородние не былигражданами античного полиса. Аристотель, который жил и работал в Афинах, создал здесь свой знаменитый Ликей, афинским гражданином не считался.

Демократия - наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных

Слова английского государственного деятеля, премьер-министра (1940-1945, 1951 - 1955) Уинстона Леонарда Спенсера Черчилля (1874-1965) из речи, которую он произнес в палате общин английского парламента (11 ноября 1947 г.).

В оригинале: Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.

Употребляется как шутливая форма оправдания тех или иных недостатков демократического устройства общества.

  • - используется главным образом при слабости "среднего класса", значительном влиянии помещиков, полуфеодальной титулованной элиты, недостаточном развитии класса буржуазии...
  • - форма управления государством, при которой его главой является президент; президентство...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением...

    Энциклопедия юриста

  • - понятие российского конституционного лексикона...
  • - порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • Политология. Словарь.

  • - , ...
  • - порядок образования и структура высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними. По Ф.п; государства подразделяются на монархии и республики...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - принцип организации государственной власти. Различают: монархическая форма правления - монархии и республиканская форма правления - республики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - форма правления. республика - выборная форма правления; , при которой власть в государстве принадлежит выборным органам. республиканский...

    Идеографический словарь русского языка

  • - С французского: Sijeunesse savait, si vieillesse pouvait. Из эпиграммы французского писателя и филолога-полиглота Анри Этьена, которая была опубликована в его сборнике «Первые шаги» ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См....
  • - Молодо - зелено; старо да гнило. Ср. Быть молодым и не уметь - это сносно; но состариться и не быть в силах - это тяжело. И ведь обидно, что не чувствуешь, как уходят силы. И.С. Тургенев. Дворянское. гнездо...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Гола Матрена для всех страшна, а лубком покрыта - для всех ходка...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Если рубашку, в которой крещено первое дитя, надевать по очереди на всех последующих, то все полюбят друг друга...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - На сретенье утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Демократия - наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных" в книгах

ТАЙНА ТРИНАДЦАТАЯ. ЕСЛИ БОГАТЫЕ СТАНОВЯТСЯ БОГАЧЕ, ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЭТО НЕ ДЕЛАЕТ БОГАЧЕ

Из книги 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм автора Чанг Ха-Джун

ТАЙНА ТРИНАДЦАТАЯ. ЕСЛИ БОГАТЫЕ СТАНОВЯТСЯ БОГАЧЕ, ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЭТО НЕ ДЕЛАЕТ БОГАЧЕ ЧТО ВАМ РАССКАЗЫВАЮТ Прежде чем распределять богатство, мы должны это богатство создать. Нравится вам это или нет, вкладывать деньги и создавать рабочие места будут богатые. Богатые

Шампанское для банкиров, токсичные отходы для всех остальных

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

Шампанское для банкиров, токсичные отходы для всех остальных Пока банкиры Уолл-Стрит от «Голдман Сакс» до «Ситибанка» кутили на деньги из правительственной программы чрезвычайного спасения, продолжая свой обычный бизнес и уплачивая щедрые бонусы своему персоналу,

Демократия - наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Демократия - наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных Слова английского государственного деятеля, премьер-министра (1940-1945, 1951 - 1955) Уинстона Леонарда Спенсера Черчилля (1874-1965) из речи, которую он произнес в палате общин английского парламента (11 ноября

Видеонаблюдение для всех остальных

Из книги Все под контролем: Кто и как следит за тобой автора Гарфинкель Симеон

6. Что отличает лучших специалистов по переговорам от всех остальных

Из книги Прорыв: убедить и продать автора Турман Владимир

6. Что отличает лучших специалистов по переговорам от всех остальных Что отличает лучших переговорщиков от всех остальных? Как они могут получать сотни тысяч или даже миллионы в год дополнительного дохода по сравнению с другими специалистами по продажам?Уже хорошо

Какое впечатление производят европейцы на всех остальных.

Из книги Ключ к раздельному питанию автора Басов Николай Владленович

Какое впечатление производят европейцы на всех остальных. Надо сказать, что в странах, где существует другая школа питания, почти всегда гораздо большую роль играет еда «по случаю», когда едять, потому что «так захотелось», буквально на ходу. Половина знаменитых

Возлюби ближнего своего и возненавидь всех остальных?

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

Возлюби ближнего своего и возненавидь всех остальных? Если люди подчиняются традициям родной группы, тогда каждая из них автоматически будет культурно особенной. Если в одной принят запрет на свинину, а в другой - на говядину, различие между ними будет сохраняться

Предостережение для Всех Остальных

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Предостережение для Всех Остальных Эта книга полна идей, предложений и техник, которые могут сделать вашу жизнь лучше. Хотя техники НЛП становятся все более и более популярными во всем мире, это не означает, что вся практика НЛП делает вас мастером. Мы настоятельно

Взгляд на «всех остальных»

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

Взгляд на «всех остальных» Эпоха Великих географический открытий заставила европейцев столкнуться со всеми племенами и народами земного шара. Пришлось и узнать их, и научиться к ним как-то относиться.Даже индусы, арабы и китайцы и даже в самых благожелательных описаниях

9:14 - 10:52 Цена для всех остальных

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

9:14 - 10:52 Цена для всех остальных 9:14-32 Одержимый мальчик (см.: Мф. 17:14–23; Лк. 9:37–45). Противодействие книжников, а также неверие учеников и народа огорчали Иисуса (19). Ученики оказались бессильными в своей вере, а вера отца больного ребенка - ограниченной (21). Но исцеление

1.2.3 Вобрать в себя точки в сердце всех остальных людей

Из книги Зарождение общества будущего автора Лайтман Михаэль

1.2.3 Вобрать в себя точки в сердце всех остальных людей Пока человек не создаст в себе правильное, как мы говорим, «кли» - сосуд, он не сможет ощутить в нем никакого наполнения. Но как же человек может заранее строить это кли, если он не ощущает духовного? В чем же состоит его

Чем Ханука отличается от всех остальных праздников?

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Чем Ханука отличается от всех остальных праздников? Приближается Ханука! Все, даже секулярные, но патриотично настроенные евреи гордятся подвигом семьи Хасмонеев. Но почему все три книги о событиях эпохи Макаби доступны нам практически в любом христианском издании

11. Стандартная мечта всех членов ЦХ - чтобы ЦХ были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

11. Стандартная мечта всех членов ЦХ - чтобы ЦХ были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных Приведу интервью лидера “Московской ЦХ” Михаила Раковщика, которое было дано им подпольному журналу ЦХ, выходившему несколько лет назад. Флеминг уже не был

Глава 1041: Если (мусульманский) правитель заключает перемирие с властителем страны, то следует ли его соблюдать в отношении всех остальных жителей?

автора аль-Бухари

Глава 1041: Если (мусульманский) правитель заключает перемирие с властителем страны, то следует ли его соблюдать в отношении всех остальных жителей? 1279 (3161). Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Во время) похода на Табук, в котором мы

Глава 1433: Кто более всех остальных людей достоин хорошего обхождения?

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1433: Кто более всех остальных людей достоин хорошего обхождения? 1914 (5971). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “О посланник Аллаха, кто из

Вы когда-нибудь читали цитаты Черчилля? Почему о них говорят во всём мире? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Мудрые высказывания сэра Уинстона Черчилля передают всю глубину, остроумие и проницательность этого талантливого человека, который прославил свою страну и себя на весь мир.

Уинстон Черчилль

Сэр Уинстон Черчилль является одним из самых авторитетных людей в британской летописи. В 1940-1945 гг. он занял пост премьер-министра Соединённого Королевства. В 1951-1955 гг. он вновь вступил в эту должность. Его по праву считают одним из великих вождей военного периода 20 века. Черчилль также был историком, художником, офицером британской армии и писателем.

Этот человек - единственный премьер-министр Великобритании, который был награждён Нобелевской премией в области письменности. Он стал первым Почётным гражданином США. В 2002 году был проведён опрос, по данным которого Уинстон Черчилль был назван величайшим англичанином в истории.

Уинстон никогда не отличался ни отменным здоровьем, ни хорошей физической формой. Однако он отпраздновал свой 90-летний юбилей, а его изречения «Отберите у меня сигару - и я вам войну объявлю!», «Своей долговечностью я обязан спорту. Я отродясь не занимался им», «Если газеты станут писать о том, что нужно бросить курить, я лучше читать брошу» до сих пор возмущают и удивляют всех сторонников здорового стиля жизни.

Вопрос

Неужели вы не в восторге от того, что каждый раз, когда вы произносите речь, зал набит битком?

Черчилль ей ответил:

Конечно, мне очень приятно внимание людей. Однако когда я созерцаю полный зал, я часто думаю о том, что если бы я не выступал с речью, а восходил на эшафот, зрителей бы вдвое больше собралось.

Цитаты

Большую популярность в мире завоевали следующие цитаты Черчилля о жизни и политике:

  • У тебя есть враги? Великолепно. Значит, ты что-то когда-то отстаивал в своей жизни.
  • Если вы через ад идёте - шагайте без остановки.
  • Умный человек не все ошибки делает сам - он и другим даёт шанс.
  • Любой коллапс - это новый способ достижения целей.
  • Тот человек глуп, который своего мнения никогда не меняет.
  • Успех - это способность двигаться от одного поражения к другому, не теряя энтузиазма.
  • Лучшим аргументом против демократии является пятиминутный диалог со средним избирателем.
  • Сокол поднимается высоко, когда летит не по ветру, а против ветра.
  • Когда молчат орлы, попугаи болтают.
  • Не желайте богатства и здоровья, а желайте удачи, ибо на "Титанике" все были здоровы и состоятельны, и лишь единицы оказались удачливыми!
  • Врождённым пороком капитализма является неравный раздел благ; врождённым достоинством социализма - равное распространение нищеты.
  • Народовластие - это наркотик. Кто хоть один раз его попробовал - навсегда им отравлен.
  • В течение своей жизни каждый человек хоть раз спотыкается о свой «гениальный шанс». К сожалению, большинство из нас подымаются, отряхиваются и следуют далее, как будто ничего не случилось.
  • Ложь успевает облететь полмира, пока правда натягивает штаны.
  • Вкусы мои просты. Я без усилий удовлетворяюсь элитарным.
  • Политика столь же опасна и захватывающа, как война. В сражении вы можете погибнуть лишь раз, в политике - множество раз.
  • Люди великолепно умеют хранить тайны, которых не знают.
  • Желаете, чтобы ваше слово в споре было последним? Заявите сопернику «Пожалуй, вы правы!»
  • Я свиней люблю. Кошки на нас смотрят сверху вниз, собаки - снизу вверх. Лишь свиньи на нас смотрят как на равных.
  • Больше преимуществ тот получает, кто слишком рано сделал просчёты, на которых можно учиться.
  • Легче нацией управлять, чем четверых детей воспитать.
  • Ничем так не заслужишь авторитет, как выдержкой.
  • Знаменитейший урок бытия в том, что бывают правы и дураки.
  • Мы живём в эру грандиозных событий и крохотных людей.
  • Единственно верное решение американцы находят всегда. После того как все остальные перепробуют.
  • Если убийцу убить, количество душегубов не изменится.
  • Историю изучайте, историю изучайте. В летописи размещены все секреты политической прозорливости.
  • Задача парламента - заменить рукопашные бои словесными.
  • Самое хорошее средство испортить отношения - это заняться их выяснением.
  • Когда дерутся двое - третий выигрывает.
  • Вы до места назначения никогда не дойдёте, если в каждую тявкающую собаку будете бросать камни.
  • Я оптимист. Не наблюдаю особой пользы быть чем-то ещё.
  • Ни одна звезда не станет сиять, пока не отыщется человек, который сзади будет держать чёрную ткань.
  • Народ, запамятовавший своё прошлое, потерял своё будущее.

Англоязычные высказывания

А теперь представим вашему вниманию такие цитаты Черчилля на английском языке с переводом:

  • A fanatic is one who can’t change his mind and won’t change the subject. Фанатиком является человек, который не в состоянии переменить тему и изменить взгляды.
  • Although prepared for martyrdom, I preferred that it be postponed. Пусть я готов к мучениям, я предпочёл бы, чтобы они были отложены.
  • Broadly speaking, the short words are the best, and the old words best of all. В принципе, старые слова лучше всего, а короткие являются идеальными.
  • Don’t talk to me about naval tradition. It’s nothing but rum, sodomy and the lash. Не сообщайте мне о традициях флота. Это не более и не менее, как ром, содомия и плеть.

Высказывания о Сталине

Чем ещё известен Черчилль? О Сталине цитаты его будоражат умы людей. В 1942 году, в августе, Черчилль приехал в Москву, чтобы сообщить о том, что в 1942 году Второй фронт открываться не будет. В 1942 году, 16 августа, Черчилль написал в письме Ф. Рузвельту следующее: «Я вчера в 7 часов вечера отправился проститься с г-ном Сталиным, и у нас состоялся приятный диалог, в ходе которого он мне подробно рассказал о положении русских, которое выявилось весьма неплохим. Он, естественно, весьма уверен в том, что выстоит до зимы. …Редактирование коммюнике и обед продолжались до трёх часов утра. Мне помогал великолепный переводчик, и я мог говорить почти свободно. Превалировала атмосфера особой благосклонности, и мы в первый раз установили дружелюбные и непринуждённые отношения…»

В 1942 году, в ночь с 15 на 16 августа, на квартире была записана следующая беседа Черчилля со Сталиным: «Премьер-министр сообщил, что в начале 1938 года, ещё до Мюнхена и Праги, у него появилось желание создать лигу трёх выдающихся демократий в составе США, Великобритании и СССР, которые могли бы вместе за собой вести мир. Между ними не было антагонистической заинтересованности. Г-н Сталин дал согласие и сказал, что он часто обдумывал нечто подобное, но только такой план при правительстве г-на Чемберлена был невыполним…»

А ещё существует такое высказывание, приписываемое Черчиллю: «Сталин… Россию принял с сохой и покинул её с атомным оружием».

Реакция Сталина

Нравились ли цитаты Черчилля Сталину? Говоря об Иосифе Виссарионовиче, Черчилль заявил в 1945 году, 7 ноября, в парламенте Британии: «Лично я восхищаюсь этим подлинно великим человеком, победоносным защитником в период войны, отцом своей страны, правившим судьбой своего государства во времена мира. Даже если бы у нас с советскими властями возникли большие разногласия в отношении социальных, политических и, возможно, моральных аспектов, то в Англии нельзя открывать доступ такому настроению, которое могло бы ослабить или нарушить эти важные контакты между нашими народами, коммуникации, структурирующие нашу бедность и славу в период недавних жутких конвульсий».

В. М. Молотов распорядился напечатать в газете «Правда» (центральный орган ЦК ВКП (б)) изложение речи английского политика. Сталин в этот момент был в отпуске и отдыхал в Сочи. Он пробежал глазами газету и телеграфировал в Москву 10 ноября В. М. Молотову, А. И. Микояну, Л. П. Берии: «Считаю опубликование речи Черчилля с прославлением Сталина и России ошибкой. Славословие это нужно Уинстону, чтобы замаскировать своё неприязненное отношение к СССР и успокоить свою испачканную совесть. У нас теперь имеется немало добросовестных работников, которые приходят в телячье упоение от фимиамов со стороны Черчиллей, Бирнсов, Трумэнов и, напротив, печалятся от негативных отзывов со стороны этих господ. Я считаю подобные настроения опасными, так как они у нас развивают низкопоклонство перед иноземными фигурами. С лакейством перед чужестранцами нужно бороться жёстко. Лично меня такие похвалы лишь коробят».

В. М. Молотов тотчас же ответил: «Обнародование сжатой речи Черчилля было мною разрешено. Считаю это ошибкой. Всё ж таки её нельзя было печатать без твоего согласия».

Демократия

Итак, вы уже знаете, кто такой Черчилль. О демократии цитаты его наиболее интересны. До сих пор применяется в политике афоризм Черчилля «Демократия является самой плохой формой правления, если не принимать во внимание все остальные». Данная цитата известна всем, чего нельзя сказать о её контексте. Вопреки общеизвестному мнению, Уинстон сказал её не как авторитетный лидер победившей во Второй мировой английской демократии, а как потерпевший поражение предводитель. Эта фраза прозвучала в 1947 году, 11 ноября, в Палате общин, когда Черчилль был «всего-навсего» вождём оппозиции после внезапного, но тяжёлого поражения от лейбориста Эттли Клемента на выборах в 1945 году (июль). Он в тот момент критиковал правительство, которое быстро теряло свои рейтинги и пыталось лимитировать полномочия парламента, а именно право вето палаты лордов.

Любимая цитата Рейгана

Мудрым человеком был Уинстон Черчилль. Цитаты его нравились президенту Рейгану, который после неудачного покушения на него любил повторять изречение Уинстона «Самое забавное в жизни - это когда в тебя стреляют и совершают промах». Это изречение британца датировано 1898 годом.

Самоирония

Как воспринимал сарказм Уинстон Черчилль? Цитаты его полны самоиронии. Вот некоторые из них:

  • В молодости я решил до обеда не пить ни капли алкоголя. Теперь, когда я уже в летах, я стараюсь не пить ни капли алкоголя до завтрака.
  • Я всегда придерживался правила: если можешь сидеть, не стой; если в силах лежать, не сиди; если можешь стоять, не беги.
  • Всё, чего я желал, - это единомыслия с моими намерениями после конструктивного диспута.

О политике

Как сочинял Черчилль цитаты и афоризмы? Он произносил фразы спонтанно, в процессе выступлений, и они превращались в крылатые выражения. О политике Черчилль говорил следующее:

  • Политик должен уметь прогнозировать, что случится завтра, через год, через месяц и через неделю. А потом растолковать, почему этого не содеялось.
  • Дипломатом называют человека, который несколько раз подумает, прежде чем промолчать.
  • Историю пишут победители.
  • В моём государстве представители власти гордятся тем, что они слуги державы; быть её владельцем считалось бы бесчестьем.
  • Я ни под каким видом не критикую директорию своей страны, находясь за рубежом, но с лихвой возмещаю это по возвращении.

О людях

Многим интересен Уинстон Черчилль. Цитаты, остроты его перечитывают люди во всём мире. Что он говорил о них? Известны следующие высказывания Черчилля о людях:

  • Школьные учителя пользуются властью, о которой премьер-министры могут лишь мечтать.
  • Я давно подметил, что все желают во всём меня обвинить. Очевидно, они думают, что меня украшает чувство вины.
  • Копить деньги - полезная вещь, особенно если ваши родители это сделали.
  • Если истина многогранна, то враньё - многоголосно.
  • По миру шатается невероятное количество лживых предположений, а самое ужасное, что половина из них реальна.
  • Я учиться всегда готов, но мне иногда не нравится, когда меня учат.

Оптимизм

Был ли оптимистом Уинстон Черчилль? Цитаты, остроты и афоризмы этого человека наполнены жизнелюбием. Черчилль говорил о мироощущении так:

  • Развиваться - значит, перестраиваться, быть идеальным - значит, перестраиваться часто.
  • Пессимист при каждой возможности видит трудности, оптимист видит возможности в каждой трудности.
  • Заглядывать слишком далеко вперёд - недальновидно.
  • Нет лучшей инвестиции, чем инвестиция молока в младенцев.
  • Из опыта я вынес, что пытаться уладить всё сразу часто является ошибкой.
  • Всегда проще заявлять о своих принципах, чем осуществлять их.


Случайные статьи

Вверх