Чинопоследования церкви. Молебные пения. На территории сретенского монастыря освятили новый храм Об иных существующих чинопоследованиях молебных пений

В сонм храмов старообрядческой Церкви добавился еще один. В пятницу, 17 августа, в уральском поселке Староуткинск освящен . В знаменательный день здесь собрались христиане со всей Уральской епархии , и даже гости из Нижнего Новгорода .

Смотрю я вокруг и не налюбуюсь на красоты, на эти прекрасные дали, — отметил высокопреосвященнейший (Титов), митрополит Московский и всея Руси, после окончания богослужения.

…Прекрасные дали, о которых говорит владыка, и впрямь открываются здесь во все стороны — и из алтаря, и с крыльца. Так уж расположен этот храм — на горе, видный отовсюду. По словам попечителя общины Алексея Сюкосева , власти не «мурижили» местную старообрядческую общину и предложили место, которое оказалось идеальным… Сам Алексей в этот день заслуженно был в центре внимания, поскольку — надо отдать ему долг и земно поклониться — на своем энтузиазме с привлечением нескольких неравнодушных староуткинцев возвел храм буквально за год с небольшим. В это сложно поверить, но иконы для иконостаса новопостроенного храма писали дольше, чем возводили сам дом Божий!

Торжество, как водится, началось здесь накануне дня освящения — в четверг днем жители поселка и гости встречали владыку Корнилия с сопровождающим протодиаконом и чтецом, прибывших из Екатеринбурга, где те отдыхали после прилета. Чинная вечерня, неспешный ужин в местном кафе, где владыке и гостям накрыли постный, но очень вкусный стол — день завершался разговорами о ходе строительства, о трудностях, которые пришлось преодолеть общине, духовно поддерживаемую протоиереем Михаилом Татауровым , благочинным старообрядческих приходов Свердловской области.

Среди тех, кто в 7:00 встречал архиерея у стен храма, оказался и глава местной администрации Сергей Кузовков . Он не просто пришел и ушел, поставив «галочку» в этом деле, как обычно поступают многие власть предержащие.

В храме вместе со старообрядцами — сам он к общине верующих не принадлежит, но с большим уважением относится к древлеправославным христианам, проживающим и развивающим свой приход на вверенной ему территории, — с небольшим перерывом он пробыл до вечера, до самого конца длительной службы, чем немало удивил владыку. Но это было позже, а пока начиналось чинное освящение.

Погода утром окончательно испортилась — в день прилета митрополита в Екатеринбург, казалось, небеса смилостивились и расступились, подарив всем великолепный закат. Но синоптики предупреждали и были правы: в пятницу Староуткинск окутала хмурь, да такая, что дождь в этот день был одним из главных «действующих лиц». И, когда старообрядцы вышли из храма, чтобы пройти крестным ходом, разверзлись хляби небесные.

…В храме темно, свет сквозь небольшие оконца проникает тусклый. Но в этом нет ни ошибок проектировщиков, ни желания общины сэкономить. « » уже писала, что маленькие оконца здесь решено установить из антивандальных соображений. А, благодаря тому, что под храмом массивный фундамент, с улицы к окнам просто так не подобраться.

Моя бы воля — я бы храм даже без светильников сделал, ведь мы старообрядцы, а у наших предков вместо осветительных приборов были свечи, — смеется Алексей Сюкосев.


Он сегодня нарасхват — то дает интервью журналистам, специально приехавшим из Екатеринбурга, чтобы рассказать о значимом не только для уральцев, но и для всех российских старообрядцев событии, то решает хозяйственные задачи, то помогает завершать приготовления к праздничному обеду. Это и его праздник — он, строитель, взвалил на себя… посильную ношу. Построил храм. Конечно, не один — в общине у него все наперечет, все — помощники, молитвенники, трудяги.

Елизавете Федоровне Горбуновой — 95 лет. Несмотря на почтенный возраст, она среди молящихся. Не сидит — стоит, радуется, что дожила до дня, когда храм становится полноценным зданием для совершения богослужений.

Немногочисленные гости — редко кто смог вырваться за 120 километров от Екатеринбурга в рабочий день — удивляются простоте, но искренности и душевности торжества. Так и должно быть, а не иначе!

Дождь идет не случайно — было бы солнечно, во время службы люди бы выходили погулять вокруг храма, осматривали бы окрестности, а осадки словно дают нам понять, как важно в этот день быть внутри освящаемого храма, — справедливо отмечает клирошанин Евгений Доронин , приехавший сюда из поселка Баранчинского.


В новоосвященном храме после небольшого перерыва начинается Литургия — чинно, с красивым пением: клиросы строго поделены в этот день на мужской и женский. Но, когда на исходе богослужения звучит многолетие владыке-митрополиту в исполнении сводного хора, храм содрогается.

Поздравляя горстку собравшихся с праздником, митрополит Корнилий отмечает и временного настоятеля храма сего, и все того же Алексея.

Я наблюдал этот храм и четыре года назад, когда работа здесь только начиналась, и вижу его сейчас — радуюсь, что вложен колоссальный труд, и он не напрасен, — говорит владыка. — Конечно, доделывать есть что, а Сергея Яковлевича, как представителя власти, я бы попросил содействовать благоустройству территории вокруг храма.

Вспоминая святого Владимира, в честь которого впервые в новейшей истории старообрядческой Церкви освящен храм, митрополит отметил, что был князь, по сути говоря, первым старообрядцем на Руси. И, развивая тему, заметил:

В отличие от новообрядцев, мы прошли через всю свою историю, ничего не изменяя, никого не предавая, и ничего не раскалывая»…


Мой труд не такой большой, как кажется, выступил с ответным словом отец Михаил Татауров . — Я бы сказал, что сейчас работы только начинаются — нам надо укреплять веру в Староуткинске и вовлекать в общину население ближайших территорий.

Глава поселка обещал содействовать старообрядцам — конечно, настолько, насколько это будет в силах местной власти.

Сергей Кузовков с благодарностью принял памятный презент с доброй надписью от предстоятеля Церкви, а попечитель храма, кажется, даже растерялся, когда владыка пригласил его ближе к амвону и поблагодарил за великий труд созидания, который наверняка ведет в Царствие небесное…

Чтобы ответить на эти вопросы, следует начать с самого, казалось бы, очевидного… Любой первоклассник расскажет нам, что православный храм ― это место, где люди молятся Богу.

Господь сподобил нас жить в те времена, когда купола церквей можно увидеть в каждом районе города, особенно в центре, и более того ― вход в эти церкви свободен для всех. «Но подождите, - возразят нам некоторые, - разве так это необходимо: идти в церковь, стоять среди теснящей тебя толпы и в определённые моменты со всеми просить об одном и том же? Мне дома спокойней, иной раз зажгу там свечу перед иконой, помолюсь своими словами об одном, о другом ― Бог же меня и так услышит…».

Да, совершенно верно, Господь слышит всякого, призывающего Его во истине, как сказано словами Апостолов, однако между этими двумя вещами есть огромная разница.

Преподобный Иосиф Волоцкий в своём труде «Просветитель» пишет: «Помолиться дома возможно - но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, - невозможно.

В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся… И Петра избавила от темницы молитва: «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12, 5). Если Петру помогла церковная молитва - как же ты не веришь в ее силу, и какой ответ ты надеешься получить?».

Следовательно, храм ― место особенного присутствия Бога. Да, мы говорим о Творце в молитве Святому Духу, что Он «везде пребывает и всё наполняет Собой» («…иже везде Сый и вся исполняяй…»), однако очевидно, что Его присутствие в гипермаркете, где непрерывно играет рассеивающая внимание музыка, ощутимо различно с присутствием в храме, где совершается великое славословие Ему.

«Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», - молился некогда царь Соломон, построив Господу первый храм в Иерусалиме (3 Цар. 8:29). Эти же слова произносит во всеуслышание архиерей во время чина великого освящения храма. Во время этого священнодействия происходит нечто, очень напоминающее святые Таинства, совершаемые Богом над человеком.

Врата алтаря закрыты и ещё ни одна свеча в храме не горит. Священнослужители подготавливают престол за Царскими вратами и, подобно тому, как были вонзены в руки и ноги Христа гвозди, так и они вбивают их в четыре угла престола, заливая после этого ароматным составом, быстро застывающим на воздухе.

Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода…

Престол помазывается миром ― тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух. Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и есть цель христианской жизни. Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами храма. Удивительно, что миро, заготавливаемое исключительно для совершения Таинства над человеком, используется здесь, освящая неодушевлённые предметы. Именно это священнодействие порождает ту невыразимую разницу между обычным зданием и храмом, домом Всемогущего Господа. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…

Важным моментом является и то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей мученика. Это преемственность от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие ― Божественную Литургию ― в катакомбах, подземных захоронениях.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так слово мученик изначально переводится с древнегреческого языка ― свидетель.

Логика древних была удивительно проста и изящна: на земле нет более достойного места для пребывания Тела и Крови Господа, чем мощи тех, кто за Него пострадал. Именно поэтому и по сей день священная Литургия совершается на мощах мучеников, вложенных в основание престола, и именно поэтому перед тем моментом службы, когда будет петься Херувимская песнь и хлеб с вином переноситься с Жертвенника на Престол, священник полностью раскрывает антиминс ― особый плат, лежащий на престоле, в котором также находится частичка мощей мученика Христова. Именно здесь хлеб и вино буду становиться Телом и Кровью воплотившегося Бога.

Мощи, перед тем, как быть заложенными в основание престола, торжественно износятся архиереем вместе со всем духовенством из церкви и совершается крестный ход вокруг новоосвящённого храма.

Процессия останавливается на улице перед закрытыми вратами, за которыми находится только церковный хор ― эти люди изображают ангельское воинство, которое, видя Иисуса Христа в день Его преславного Вознесения на Небо, недоумевая о тайне Боговоплощения, вопрошали словами Псалма: «Кто есть Сей Царь славы?» и слышали ответ: «Господь сил, Той есть Царь славы!». Такой диалог происходит и здесь, между архиереем и певчими, в память о тех событиях.

И только по окончании священнодействия архиерей возжигает первую свечу в храме, огонь от которой распространяется на все остальные свечи. Далее совершается первая литургия, после которой храм начинает жить новой богослужебной жизнью.

Как мы видим, освящение храма не только символичное действие, оно имеет, кроме того, очень важное духовное значение. Само место собрания людей во имя Господне становится приобщённым благодати Святой Троицы. Поэтому, подобно тому, как человек через Таинство Крещения и Миропомазания по слову апостола Петра, избирается в удел Господу (1 Пет. 2:9), так и православный храм становится особым местом присутствия Бога на Земле.

Диакон Даниил Маслов

Фото Антония Тополова/ryazeparh.ru

«Дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19:46)
ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА АРХИЕРЕЕМ

Освящение, или «обновление», храма. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей.

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане (2 Кор. 6, 16). Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное.

Приготовление к освящению храма . Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя на аналое, и пред ними возжигается лампада.

В самый день освящения храма (до звона) мощи износятся с благоговением в близ находящийся храм и поставляются на престоле. Если же нет вблизи другого храма, то мощи стоят в освящаемом храме на том же месте у местной иконы Спасителя. В самый день освящения храма священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники) и подпоясывают их.

Чин освящения храма заключает в себе:

устройство престола (святой трапезы);

омовение и помазание его;

облачение престола и жертвенника;

освящение стен храма;

перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;

заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.

После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма - устройство святой трапезы.

Омовение и помазание престола святым Миром. После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз - розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами.

Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). При каждом возливании смешения архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».

После омовения трапезы архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два - по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»

Облачение престола . После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя - «срачи€ца» и верхняя - «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.

Воздав славу Богу («Благословен Бог наш…»), архиерей повелевает старейшему пресвитеру облечь, с окроплением святой водою, жертвенник в священные одежды, поставить на нем освященные сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения ее, а потому он и не освящается подобно престолу. При облачении жертвенника в одежды и при поставлении на нем сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем все на жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами - западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов. После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма. Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам - свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».

При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма. Если же местность не позволяет обнести мощи вокруг храма, то обносят их вокруг престола.

По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.

После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.

После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма - оставление прегрешений.

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст . После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей.

После освящения храма сразу же читаются (3-й и 6-й) часы и совершается Божественная литургия.

——————————

Использована статья с сайта Храма святителя Николая Чудотворца деревни Губино Томского района.

На берегу Днепра этот культовый, значимый не только для горпоселка, но и всей Оршанщины объект возвели меньше чем за год.

Здание – из натурального дерева, ведь все предыдущие церкви в Копыси тоже были деревянными. Первую заложили на этом же самом месте больше 300 лет назад. С тех пор раз-два в столетие перестраивали. В радостный день торжественного открытия и освящения храма Преображения Господня его заполнили верующие со всей округи. Новый отсчет в истории начался с благословления Митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Он искренне поблагодарил всех, кто созидал и создал этот прекрасный храм. И пожелал, чтобы каждый, кто сюда будет приходить, ощущал благодать Святого Духа, прикасался к Небу.

После освящения состоялась праздничная божественная литургия. Участие в мероприятии также приняли помощник Президента - инспектор по Витебской области Виталий Вовк, председатель Витебского областного Совета депутатов Владимир Терентьев и заместитель председателя Витебского облисполкома Владимир Пенин.

Настоятель местного храма отец Сергий Воробьев невероятно воодушевлен событием:

- Оно стало возможным, благодаря пожертвованиям меценатов, в том числе основным – Николаю Васильевичу Мартынову, главе холдинга «Марко», а также «Белагропромбанку». Всего нашими спонсорами выступили более десяти организаций. Каждому, причастному к этому чуду, - огромное спасибо!


Необходимость обновления возникла давно, ведь век деревянных церквей недолог, не скрывает собеседник. Предыдущий храм построили в 1947-м, неудивительно, что за больше чем 70 лет здание стало ветшать. Реконструкцию, а, учитывая фронт работ, скорее, возведение заново, начали в октябре 2017-го и справились к августу этого года. Изменили все – от старого бутового фундамента до величественных сводов. На время большой стройки приход временно разместился в часовне Святой Параскевы Пятницы. Сегодня его наполнили прежним убранством храма Преображения Господня, иконами конца XVIII-XIX веков. А для полностью преобразившегося храма в Копыси написали новый иконостас. К его созданию приложили старания местные, оршанские, мастера. Есть и особенная реликвия, которую, вероятнее всего, перенесут в новый храм. Это – Иверская икона Божьей Матери, которая сделана не на деревянной, а на кафельной доске, делится отец Сергий:

- Мы связываем это с богатым ремесленническим прошлым нашего населенного пункта. В XVI-XX столетиях Копысь являлся центром художественной и промышленной керамики. Иверская икона Божьей Матери – красноречивое напоминание о былой славе Копыси, как города уникального кафеля и изразцов.


Церковь во имя Преображения Господня была построена из дерева в 1694 году. Она была трехпрестольной и представляла собой характерный образец трехбашенного храма: центральный, более высокий объем венчал световой купол, более низкие алтарь и притвор завершались маленькими главками. В церкви находился большой иконостас размером 8,9 на 9,25 метра. Помещение освещалось 19 окнами. Роль теплого храма выполняла находящаяся рядом приписная Введенская церковь. Рядом располагалась деревянная часовня 1910 года постройки.

Храм Преображения Господня переживал разные времена, но что бы ни случилось, всегда вел к свету. Даже в сложную для христианства пору приход сохранялся, а двери храма были открыты.

Напомним, что Копысь стал первым в Беларуси так называемым «поселком будущего». Именно здесь, на малой родине Александра Лукашенко, стартовал пилотный проект по благоустройству малых населенных пунктов. Когда Президент принимал поселок, местные жители обратились с просьбой о строительстве церкви. Мечты и надежды верующих сбылись: величественный, возрожденный храм смотрит в синее небо.

Так и католической церковью.

Обряд освящения храма по христианскому канону также носит название обновление храма - «потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым» . Это понятие относится как ко вновь построенным (созданным), так и к отремонтированным и иным образом переделанным местам, которые ранее уже освящались для проведения литургий . Так, обновление в частном смысле повторного освящения, может потребоваться после того, как при ремонте храма был вынужденно затронут престол , или если церковь была каким-то образом осквернена (в т.ч. насилием, например, убийством).

Чин Великого освящения храма в Православии

Если храм выстроен заново, освящению храма предшествуют:

  • «Чин на основание храма» после заложения основания (фундамента)
  • «Чин на поставление креста» перед установкой креста на кровле
  • «Чин благословения колокола» перед подвеской колокола на колокольне

Чин освящения храма архиереем

Приготовления к освящению храма

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане (2 Кор. 6, 16). Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

Накануне в обновляемом храме служится малая вечерня и всенощное бдение .

Чин освящения храма включает:

  • устройство престола в знак вселения Бога в храм;
  • омовение и миропомазание его в знак излияния благодати Божией;
  • облачение престола и жертвенника (возлагаются две одежды, соответствующие духовному значению престола как гроба Господня и Престола Царя Небесного);
  • освящение стен храма. Каждение всего храма изображает славу Божию, a помазание стен Миром знаменует освящение храма;
  • перенесение из соседнего храма и положение под престолом (только если обновление проводит архиерей) и в антиминс мощей означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы.

При освящении церкви освящаются также и все её принадлежности, в том числе иконостас и другие иконы.

Во вновь освященном храме литургия совершается семь дней подряд. История чина обновления восходит к дохристианским временам и ежегодному семидневному празднику обновления в Иерусалимском храме .

Малое освящение храма

Чин малого освящения храма совершается, если внутри алтаря был проведён ремонт, но престол не был поврежден или сдвинут с места. В этом случае престол, алтарь и весь храм окропляются святой водой .

Малое освящение храма используется также, когда престол был осквернен прикосновением неосвященных рук, или когда храм был осквернен, была пролита в церкви человеческая кровь или кто-либо умер в ней насильственной смертью. В этом случае читаются специальные молитвы «на отверзение церкви».

Источники

  • Г.И. Шиманский Литургика: Таинства и обряды . Глава XIII. Чин Освящения храма.
  • Нестеровский Е., Литургика, или наука о богослужении Православной Церкви. СПб, 1905.
  • Большой Требник , гл. 109

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Освящение
  • Осеева

Смотреть что такое "Освящение храма" в других словарях:

    Освящение храма - обряд, которому подлежат все вновь построенные или оскверненные храмы (оскверненным считается храм, в котором произошло убийство человека или который использовался в качестве помещения для иных целей, помимо православного служения Богу, а… … Православие. Словарь-справочник

    Освящение храма - в правосл. церкви совершается архиереем, или же он посылает только освященный антиминс (см.), а О. храма поручает совершить лицу пресвитерского достоинства. Самый обряд О. совершается главн. образом над престолом, как важнейшей принадлежностью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Освящение храма - – обряд христианской церкви. Обыкновенно О. совершает архиерей и если отсутствует, то присылает антиминс, а О. производится кем нибудь из пресвитеров. О. состоит в устроении важнейшей части храма – престола. Для этого священнослужители… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ТРИПТИХ) - «ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ТРИПТИХ)», Россия, КРАУН/ЛЕНФИЛЬМ/ВЕКТОР, 1992 1994, цв., 90 мин. Притча. Реальная история о судьбе солдат, служивших на Новой Земле, на ядерном полигоне. Фильм состоит из трех частей: «Солдаты призраки», «Свидание в театре… … Энциклопедия кино

    ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ТРИПТИХ) - 1992 1994, 90 мин., цв., «Вектор», «Ленфильм», «Краун». жанр: философская притча. реж. Юрий Русак, сцен. Федор Ярцев, опер. Валерий Гибнер, Валерий Степанов, комп. Александр Гребаус, Сергей Рахманинов. В ролях: Юрий Виролайнен, Елена… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

    ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА - см. Освящение храма … Православная энциклопедия

    Освящение - обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). Обряд освящения в христианстве восходит к ветхозаветным временам: Освящение скинии происходило через помазание миром и принесение предписанных жертв.… … Википедия

    Освящение - обряд, которым люди или вещи посвящаются для святых целей. Так, например, освятились Аарон и сыновья его омовением, одеванием, помазанием елеем и кровью, равно и скиния с ее принадлежностями (Исх. 29; 40:9 и дал.; Лев. 8). Как освящались левиты… … Словарь библейских имен

    Освящение (посвящение) церквей - ♦ (ENG consectation (dedication) of churches) богослужение в честь новой церкви или церковного здания, поскольку оно предназначено для совершения церковных служб. Ритуал уходит корнями в освящение Храма царем Соломоном (3 Цар. 8:63) … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Освящение, освящать - Освящение, освящать, обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). О. скинии происходило через помазание миром (Исх 30:26 28; Лев 8:10 и след.) и принесение предписанных жертв (Исх 40:29). О. жертвенника … Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги

  • Освящение храма Чины архиерейского священнослужения , . Вашему вниманию предлагается книга "Освящение храма. Чины архиерейского священнослужения"…


Случайные статьи

Вверх