Что, если бы условия версальского договора были мягче. Версальско-Вашингтонская Система Кратко

Первая мировая война стала крупнейшим историческим событием начала XX века. Официально продолжалась она с 28 июля 1914 года по 11 ноября 1918 года. В результае военных действий погибло около 10 млн. военнослужащих и до 12 млн. гражданского населения. После окончания этого глобального военного кризиса мир заметно изменился. Исчезли такие империи как Российская, Германская, Османская, Австро-Венгерская. В России в 1917 году произошла Октябрьская революция, а в Германии в 1918 году Ноябрьская.

На историческую арену вышли коммунистический и фашистский режимы. К середине XX века новая политическая ситуация спровоцировала ещё более масштабную войну, жертвы которой в 4 раза превысили жертвы Первой мировой войны. Но второй глобальный военный кризис являлся всего лишь следствием первого. Если бы в начале века ведущие страны мира решили свои противоречия мирным путём, то не было бы и жуткой мясорубки в середине столетия.

В Версальский мирный договор вошло 440 статей

Однако у людей не хватило благоразумия не доводить дело до кровопролития. А поэтому возникла конфронтация между двумя мощными союзами. С одной стороны Антанта, в состав которой входили Российская империя, Британская империя и Французская республика, а с другой стороны Четверной союз, ставший продолжением Тройственного союза. В него входили такие страны как Германская империя, Австро-Венгерская империя, Болгарское царство и Османская империя.

Закончилась Первая мировая война в 1918 году разгромом 29 сентября Болгарии, 30 октября Турции, 3 ноября Австро-Венгрии и 11 ноября Германии. Все эти страны подписали перемирие с Антантой и признали себя побеждёнными. А завершающим политическим штрихом в этой эпопее стал Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 года в Версальском дворце во Франции странами-победительницами с одной стороны и поверженной Германией с другой.

В подписании договора участвовало много стран-победительниц, но самыми главными среди них была Большая четвёрка или Совет четырёх – США (президент Вудро Вильсон), Великобритания (премьер-министр Дэвид Ллойд-Джордж), Франция (премьер-министр Жорж Клемансо), Италия (председатель совета министров Витторио Орландо). Следует заметить, что США никогда не входила в Антанту, а являлась лишь её союзником. Но это была богатая страна, а поэтому пользовалась большим авторитетом.

Зал, в котором подписали Версальский договор

Условия договора были разработаны на Парижской мирной конференции, которая проходила с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года. В ней участвовало 27 государств, и было подготовлено помимо Версальского ещё 4 договора с союзниками Германии: Сен-Жерменский договор (Австрия), Нёйиский договор (Болгария), Трианонский договор (Венгрия), Севрский мирный договор (Османская империя). На конференции также был утверждён устав Лиги Наций (просуществовала вплоть до 1946 года).

В силу Версальский мирный договор вступил 10 января 1920 года после того как его ратифицировали Великобритания, Франция, Италия, Япония и Германия. США, Эквадор и королевство Хиджаз договор подписали, но отказались его ратифицировать, руководствуясь собственными политическими интересами. Позже США заключила отдельный договор с Германией. Датировался он 21 июля 1921 года. Этот документ почти полностью соответствовал Версальскому договору, но в нём были упущены статьи о Лиге Наций.

Исторический документ, юридически поставивший Германию на колени, содержал в себе 440 статей и 1 протокол. Статьи были объединены в 15 частей, каждая из которых жёстко регламентировала правила и условия, обязательные для исполнения Германией. Так 4-я часть лишала поверженных немцев всех колоний. А 5-я и 8-я части ограничивали численность германских вооружённых сил до 100 тыс. человек в сухопутных войсках.

Все эти силы предназначались только для борьбы с революционными движениями внутри страны. При этом обязательный воинский призыв отменялся, а военно-морской флот передавался победителям. Также Германию обязали возместить союзникам убытки, причинённые в ходе военных действий.

Стол, за которым был подписан Версальский договор

В соответствии с 9-й и 10-й частями немцы передавали союзникам золото и иные драгоценности, полученные во время войны от Австро-Венгрии, Турции (займы) и от России (Брестский мир). Также аннулировались все экономические договора, заключённые Германией с союзниками в период военных действий. Под полный контроль победителей, согласно 11-й и 12-й частям, попадали воздушное пространство поверженной страны, морские порты, железнодорожные и водные пути.

Что касается территории Германии, то Версальский мирный договор её значительно урезал. Всё это обговаривалось во 2-й и 3-й частях. Так были признаны независимыми все территории, полученные побеждённой страной по Брестскому миру в 1918 году. Аннулировались также все договора, заключённые с Советским правительством. Германия должны была передать Франции угольные копи в Саарском бассейне, а левый берег Рейна и правый берег шириной 50 км подлежал демилитаризации.

Были обозначены новые границы с Бельгией, Францией, Люксембургом, Швейцарией, Австрией, Польшей, Данией, Чехословакией. К Польше отошли Познань, часть Померании и Западная Пруссия, а Эльзас-Лотарингия вернулась под лоно Франции. К Чехословакии отошла часть Силезии. А вот южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии.

В заключительных 14-й и 15-й частях поверженную страну обязывали признать мирные договора и конвенции, которые будут заключены союзными державами со странами, сражавшимися в союзе с Германией. В то же время в побеждённой стране сохранили реакционные политические группы, чтобы в перспективе они стали главной силой в борьбе с большевистской Россией. В последствии, с этой целью, страны-победительницы не один раз пересматривали размеры репарационных платежей. А в 1931 году Германия вообще прекратила выплату репараций в соответствии с предоставленным США мораторием.

Следует сказать, что 117 статья Версальского мирного договора не признавала легитимность власти большевиков в России. Она обязывала поверженных немцев признавать все договора и соглашения стран-победительниц с теми государствами, которые на настоящий момент имеются или образуются в будущем на территории бывшей Российской империи.

Вершители судеб: на переднем плане Жорж Клемансо, а за ним идёт Вудро Вильсон

В целом надо отметить, что отношение к договору, юридически поставившему Германию на колени, в мире было неоднозначным. Многие посчитали его чрезвычайно унизительным. Именно это и спровоцировало социальную нестабильность внутри страны. Как следствие, к власти в 1933 году пришли нацисты во главе с Гитлером. Но, скорее всего, так и было задумано ведущими мировыми державами.

Им нужна была реальная военная сила против Советской России. Другое дело, что нацисты очень быстро вышли из-под контроля и смешали все планы американцев, англичан и французов. Поэтому пришлось уничтожать немецкий фашизм в союзе с СССР, а уж после этого развязывать Холодную войну. В нашем мире очень трудно что-либо прогнозировать. А уж строить далеко идущие планы – вообще дело гиблое. Как говорится, хочешь насмешить Бога, поделись с ним своими планами.

В то же время Версальский мирный договор стал вполне логическим завершением Первой мировой войны. В целом, победители проявили дальновидность и мудрость, постаравшись ограничить военную мощь Германии и её союзников. Но при этом крупный немецкий капитал никак не пострадал. Он стал питающей средой для ультраправых сил, ведь без денег никакая эффективная политическая деятельность не возможна. И трагедия через 20 лет повторилась вновь, но только в уже более ужасной форме .

Этот мир многие знающие люди сочти более опасным, чем военные действия. Непосредственно в тексте Версальского мирного договора 1919 года о России говорилось немного. Но вот его отдаленные последствия для нашей страны были велики.

Жажда мщения

Это недипломатическое чувство сыграло большую роль в формировании содержания договора. Обстановка его принятия тоже соответствовала идее расплаты.

Заключение мира стало основным результатом Парижской конференции. Ее хозяин, Жорж Клемансо, начинал свою политическую карьеру во время франко-прусской войны 1870-71 гг. и не смог забыть обстрелов Парижа снарядами с керосином, сотней голодных смертей во французской столице и провозглашения создания Германской империи в Версале.

Конференция, созванная для документирования поражения Германии, открылась 18 января 1919 года – в годовщину провозглашения империи. Мир был подписан 28 июня в зеркальном зале Версальского дворца, где прусского короля короновали императором. Не удивительно, что условия мира были чрезвычайно несправедливыми по отношению к побежденным.

Краткое содержание

Версальский мирный договор был объемным, но основное его содержание можно изложить кратко.

  1. Германия и Тройственный союз объявлялись единственными виновниками развязывания войны (хотя Антанта сделала для этого не меньше).
  2. Соответственно, на нее накладывались репарации в пользу победителей (последние уже современная Германия выплатила только в 2010 году).
  3. Вооруженные силы германии сильно сокращались. Иметь современную военную технику (особенно танки и подводные лодки) ей было запрещено.
  4. У Германии отторгались (на разных условиях) колониальные владения.
  5. Урезалась и территория метрополии (в том числе в пользу новых государств, вроде Польши и Чехо-Словакии).
  6. Экономически развитые регионы (Рур, Саар) передавались под управление представителей Антанты.

Оговаривались также условия поимки военных преступников, функционирования немецкого транспорта и полиции, особенности взаимоотношений Германии с другими государствами.

Россия и Версаль

Россию на конференцию не пригласили вовсе – страны Антанты не признавали Советскую власть. Но некоторые положения договора касались ее напрямую.

Так, Версальский мир закреплял существование таких государств, как прибалтийские страны и Польша. К ним отходила часть территорий империи, а Красная армия была тогда неспособна отстаивать их.

Договор требовал от Германии разорвать все заключенные ранее с Россией договоры, в частности, Брестский мир мартам 1918 года. Это давало возможность для развития антисоветской интервенции.

Но наиболее ощутимыми для нашей страны были отдаленные последствия заключения Версальского договора. Еще при его обсуждении дальновидные политики отмечали, что чрезмерное давление на побежденных чревато реваншизмом. Прослушав полный текст договора, главнокомандующий войск Антанты Феликс Фош заявил «это не мир, а перемирие на 20 лет» и покинул зал заседаний.

На дворе был июнь 1919 года. Маршал ошибся всего на 2 месяца. Реваншизм в Германии породил нацизм, и этот факт дорого обошелся России.

Клемансо, Вудро Вильсон и Дэвид Ллойд Джордж

Версальский мир — мирный договор, которым закончилась Первая мировая война. Его заключили страны Антанты (Франция, Англия…) с одной стороны и их противники — страны Центральноевропейского блока во главе с Германией с другой

Первая мировая война

Началась в августе 1914 года. Сражались коалиции государств: Британская империя, Франция, Российская империя (до 1918 года). США (с 1917 года), их союзники и доминионы и Германия, Империя Габсбургов, Болгария, Османская империя. Боевые действия велись в основном в Европе, частично — на Ближнем Востоке, после вступления в войну Японии на стороне Британии — в Океании. За четыре года войны в ней приняли участие около 70 миллионов человек, погибло примерно 10 миллионов, более 50 миллионов было ранено и покалечено. Исчерпав все ресурсы для продолжения борьбы, при остром недовольстве народа обрушившимися на него в результате военных действия бедствиями, Германия признала поражение. 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу под Парижем было подписано перемирие, после которого бои больше не возобновлялись. Союзники Германской империи капитулировали ещё раньше: Австро-Венгрия — 3 ноября, Болгария — 29 сентября, Турция — 30 октября. С Компьенского перемирия началась подготовка текста и условий мирного договора .

Условия Версальского мира вырабатывались на Парижской мирной конференции

Парижская мирная конференция

Германию, как проигравшую войну и, по мнению Франции и Великобритании, главную её виновницу, участвовать в переговорах не пригласили, Советскую Россию, заключившую с Германией — тоже. В выработке условий Версальского мира голос имели только победители. Они были поделены на четыре категории.
В первую входили США, Великобритания, Франция, Италия и Япония, представители которых имели право принимать участие во всех заседаниях и комиссиях.
Во вторую — Бельгия, Румыния, Сербия, Португалия, Китай, Никарагуа, Либерия, Гаити. Они получили приглашение принять участие только в тех заседаниях, которые непосредственно их касались.
В третью категорию вошли страны, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с блоком центральных держав: Боливия, Перу, Уругвай и Эквадор. Делегаты этих стран также могли принять участие в заседаниях, если на них обсуждались вопросы, непосредственно их касающиеся.
Четвертую группу составляли нейтральные государства или страны, находившиеся в процессе образования. Их делегаты могли выступать только после того, как их пригласит это сделать одна из пяти главных держав, и только по вопросам, специально касающимся этих стран.

Подготавливая проект мирного договора, участники конференции стремились к максимальной выгоде для своих стран за счёт проигравших. Например, делёж колоний Германии:
«Все соглашались с тем, что колонии не должны быть возвращены Германии… Но что с ними делать? Этот вопрос вызвал разногласия. Каждая из крупных стран немедленно предъявила свои давно обдуманные претензии. Франция требовала раздела Того и Камеруна. Япония надеялась закрепить за собой Шаньдунский полуостров и германские острова в Тихом океане. Италия также заговорила о своих колониальных интересах» («История дипломатии» том 3)

Сглаживание противоречий, поиск компромиссов, учреждение по инициативе США Лиги Наций — международной организации, призванной воздействовать на мировую политику так, чтобы войн между государствами больше не было, заняли полгода

Главные участники разработки условий Версальского мира

  • США: президент Вильсон, статс-секретарь Лансинг
  • Франция: премьер-министр клемансо, министр иностранных дел Пишон
  • Англия: премьер-министр Ллойд Джордж, министр иностранных дел Бальфур
  • Италия: премьер-министр Орландо, министр иностранных дел Соннино
  • Япония: барон Макино, виконт Шинда

Ход парижской мирной конференции. Кратко

  • 12 января — первое деловое совещание премьер-министров, министров иностранных дел и полномочных делегатов пяти главных держав, на котором обсуждался язык переговоров. Ими признали английский и французский
  • 18 января — официальное открытие конфернции в зеркальном зале Версаля
  • 25 января — на пленарном заседании конференция приняла предложение Вильсона о том, что Лига Наций должна быть интегральной частью всего мирного договора
  • 30 января — выявились разногласия сторон по вопросам освещения переговоров в прессе: «Казалось, – записал Хауз в своем дневнике 30 января 1919 г., – что все пошло прахом… Президент был зол, Ллойд Джордж был зол, и Клемансо был зол. Впервые президент утратил самообладание при переговорах с ними…» (Дневник участника переговоров от США полковника Хауза)
  • 3-13 февраля — десять заседаний Комиссии по выработке устава Лиги Наций
  • 14 февраля — заключено новое перемирие с Германией взамен Компьенского: на короткий срок и с условием предупреждения за 3 дня в случае разрыва
  • 14 февраля — Вильсон в торжественной обстановке доложил мирной конференции статут Лиги Наций: «Пелена недоверия и интриг спала, люди смотрят друг другу в лицо и говорят: мы братья, и у нас общая цель….В от наш договор братства и дружбы» – закончил свою речь президент
  • 17 марта — нота Клемансо Вильсону и Ллойд Джорджу с предложением отделить левый берег Рейна от Германии и установить оккупацию левобережных провинций междусоюзными вооруженными силами на 30 лет, демилитаризовать левый берег и пятидесятикилометровую зону на правом берегу Рейна

    (при этом) Клемансо требовал передачи Франции Саарского бассейна. Если это не произойдет, доказывал он, Германия, владея углем, будет фактически контролировать всю французскую металлургию. В ответ на новое требование Клемансо Вильсон заявил, что до сих пор никогда не слышал про Саар. В запальчивости Клемансо обозвал Вильсона германофилом. Он резко заявил, что ни один французский премьер-министр не подпишет такого договора, которым не будет обусловлено возвращение Саара Франции.
    – Значит, если Франция не получит того, что она желает, – ледяным тоном заметил президент, – она откажется действовать совместно с нами. В таком случае не желаете ли вы, чтобы я вернулся домой?
    – Я не желаю, чтобы вы возвращались домой, – ответил Клемансо, – я намерен сделать это сам. С этими словами Клемансо стремительно вышел из кабинета президента»

  • 20 марта — совещание премьер-министров и министров иностранных дел Франции, Англии, США и Италии по разделу сфер влияния в Азиатской Турции. Итог совещания подвёл Вильсон: «Блестяще – мы разошлись по всем вопросам»
  • 23 марта — споры между Англией и Францией по вопросу о Сирии просочились в прессу. Ллойд Джордж потребовал прекращения газетного шантажа. «Если так будет продолжаться, я уйду. При таких условиях я не могу работать», – пригрозил он. По настоянию Ллойд Джорджа все дальнейшие переговоры велись в Совете четырех. С этого момента Совет десяти (лидеры и министры иностранных дел США, Франции, Англии, Италии и Японии) уступил место так называемой «большой четверке», состоявшей из Ллойд Джорджа, Вильсона, Клемансо, Орландо
  • 25 марта — возмутивший Клемансо меморандум Ллойд Джорджа, так называемый «Документ из Фонтенбло». В нём Ллойд Джордж выступил против расчленения Германии, против передачи под власть Польши 2100 тыс. немцев, предложил Рейнскую область оставить за Германией, но демилитаризовать её, возвратить Франции Эльзас-Лотарингию, предоставить ей право эксплуатации угольных копей Саарского бассейна на десять лет, Бельгии отдать Мальмеди и Морено, Дании – определенные части территории Шлезвига, заставить Германию отказаться от всех прав на колонии

    «Вы можете лишить Германию ее колоний, довести ее армию до размеров полицейской силы и ее флот до уровня флота державы пятого ранга. В конечном итоге это безразлично: если она сочтет мирный договор 1919 года несправедливым, «

  • 14 апреля — Клемансо сообщил Вильсону о своем согласии на включение доктрины Монро* в устав Лиги Наций. В ответ Вильсон пересмотрел свое категорическое «нет» по саарскому и рейнскому вопросам
  • 22 апреля — Ллойд Джордж заявил, что присоединяется к позиции президента по рейнскому и саарскому вопросам
  • 24 апреля — в знак протеста против нежелания Совета четырёх присоединить к Италии город Фиуме (сегодня — хорватский порт Риека) конфернцию покинул премьер-министр Италии Орландо
  • 24 апреля — Япония потребовала передать ей принадлежащий Китаю Шаньдунский полуостров (в восточной части Китая)
  • 25 апреля — в Версаль приглашена делегация Германии
  • 30 апреля — делегация Германии прибыла в Версаль
  • 7 мая — Германии предоставлен проект мирного договора. Клемансо: «Час расплаты настал. Вы просили нас о мире. Мы согласны предоставить его вам. Мы передаем вам книгу мира»
  • 12 мая — на многотысячном митинге в Берлине президент Эберт и министр Шейдеман заявили: «Пусть отсохнут руки прежде, чем (представители Германии в Внрсале) подпишут такой мирный договор»
  • 29 мая — министр иностранных дел Германии фон Брокдорф-Ранцау вручил Клемансо ответную ноту Германии. Германия протестовала против всех пунктов мирных условий и выдвигала свои контрпредложения. Все они были отвергнуты
  • 16 июня — Брокдорфу вручили новый экземпляр мирного договора с минимальными измененями
  • 21 июня — германское правительство сообщило, что готово подписать мирный договор, не признавая, однако, что германский народ является ответственным за войну
  • 22 июня — Клемансо ответил, что союзные страны не пойдут ни на какие изменения в договоре и ни на какие оговорки и требуют либо подписать мир, либо отказаться от подписания
  • 23 июня — Национальное собрание Германии приняло решение подписать мир без всяких оговорок
  • 28 июня — новый министр иностранных дел Германии Герман Мюллер и министр юстиции Белл подписали Версальский мир

Условия Версальского мира

    Германия обязывалась вернуть Франции Эльзас-Лотарингию в границах 1870 г. со всеми мостами через Рейн.
    Угольные копи Саарского бассейна переходили в собственность Франции, а управление областью было передано Лиге Наций на 15 лет, по истечении которых плебисцит должен был окончательно решить вопрос о принадлежности Саара
    Левый берег Рейна оккупировался Антантой на 15 лет

    Округа Эйпен и Мальмеди отходили к Бельгии
    Районы Шлезвиг-Голштейна отходили к Дании
    Германия признавала независимость Чехословакии и Польши
    Германия отказывалась в пользу Чехословакии от Гульчинского района на юге Верхней Силезии
    Германия отказывалась в пользу Польши от некоторых районов Померании, от Познани, большей части Западной Пруссии и части Восточной Пруссии
    Данциг (ныне Гданьск) с областью переходил к Лиге Наций, которая обязалась сделать из него вольный город. . Польша получала право контроля над железнодорожными и речными путями Данцигского коридора. Германская территория была разделена «Польским коридором».
    От Германии были отторгнуты все германские колонии
    Всеобщая воинская повинность в Германии отменялась
    Армия, состоявшая из добровольцев, не должна была превышать 100 тыс. человек
    Количество офицеров не должно было превышать 4 тыс. человек
    Генеральный штаб распускался
    Все укрепления Германии уничтожались, за исключением южных и восточных
    Германской армии запрещалось иметь противотанковую и зенитную артиллерию, танки и броневики
    Резко сокращался состав флота
    Ни армия, ни флот не должны были иметь никаких самолетов и даже «управляемых воздушных шаров»
    До 1 мая 1921 года Германия обязывалась выплатить союзникам 20 млрд марок золотом, товарами, судами и ценными бумагами
    В обмен за потопленные суда Германия должна была предоставить все свои торговые суда водоизмещением свыше 1600 т., половину судов свыше 1000 т., одну четверть рыболовных судов и одну пятую часть всего своего речного флота и в течение пяти лет строить для союзников торговые суда общим водоизмещением по 200 тыс. т. в год.
    В течение 10 лет Германия обязывалась поставлять Франции до 140 млн т угля, Бельгии – 80 млн, Италии – 77 млн.
    Германия должна была передать союзным державам половину всего запаса красящих веществ и химических продуктов и одну четвертую часть из будущей выработки до 1925 года
    Статья 116 мирного договора признавала за Россией право получения у Германии части репараций

Итоги Версальского мира

    От Германии отошла одна восьма часть территории и одна двенадцатая часть населения
    Австрия обязывалась передать Италии часть провинций Крайни и Каринтии, Кюстенланд и Южный Тироль. Получала право содержать армию лишь в 30 тысяч солдат, но военный и торговый флот Австрия передала победителям.
    Югославия получила большую часть Крайны, Далмацию, южную Штирию и юго-восточную Каринтию, Хорватию и Словению, часть Болгарии
    В состав Чехословакии вошли Богемия, Моравия, две общины нижней Австрии и часть Силезии, принадлежавшие Венгрии Словакия и Прикарпатская Русь
    Болгарская область Добруджа была передана Румынии.
    Фракия отошла Греции, что отрезало Болгарию от Эгейского моря
    Болгария обязалась выдать победителям весь флот и уплатить контрибуцию в 2,5 миллиарда золотых франков
    Вооружённые силы Болгарии определились в 20 тысяч человек
    Румыния получила Буковину, Трансильванию и Банат
    От Венгрии отошли около 70 % территории и почти половина населения, она осталась без выхода к морю
    Контингент венгерской армии не должен был превышать 30 тысяч человек
    Произошла огромная передвижка населения: Румыния выселила более 300 тысяч человек из Бессарабии. Из Македонии и Добруджн выехали почти 500 тысяч человек. Немцы уходили из Верхней Силезии. Сотни тысяч венгров были переселены из территорий, перешедших к Румынии, Югославии, Чехословакии. Семь с половиной миллионов украинцев были поделены между Польшей, Румынией и Чехословакией

Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914-18, был подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Британской империей (Ллойд-Джордж Дэвид - премьер-министр Великобритании в 1916-1922), Францией (Клемансо Жорж), Италией (Витторио Эмануэле Орландо- итальянский политик, Председатель Совета министров Италии в 1917-1919 годах.) и Японией, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией - с другой. Он вступил в силу 10 января 1920, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами -Великобританией, Францией, Италией и Японией.

Представителем США в Версале был Вильсон Томас Вудро.

Вильсон Томас Вудро (1856-1924). Родился 28 декабря 1856 года в городке Стэнтон, штат Виргиния, в семье пастора Джозефа Раглеса Вильсона, был третьим ребенком. В честь деда сына назвали Томасом. Из-за слабого здоровья начальное образование мальчик получил дома. Томас лишь в 13 лет поступил в школу. Он не блистал успехами. Любимым занятием мальчика была игра в бейсбол. В конце 1873 года Джозеф Вильсон послал сына учиться в колледж Дэвидсона (Северная Каролина), в котором готовили служителей пресвитерианской церкви. Летом 1874 года Вильсон из-за болезни покинул колледж и вернулся к своим родным. Он посещал церковь и слушал проповеди отца в богатом приходе. В 1875 году Вильсон поступил в Принстонский колледж, где особое внимание уделял государствоведению. В 1879 году Вильсон продолжил образование в юридической школе Виргинского университета. Но в конце следующего года он заболел и вернулся в Уилмингтон, где в течение трех лет занимался самостоятельно, изучая право, историю, политическую жизнь США и Англии. Во время учебы в Виргинском университете Вильсон влюбился в свою двоюродную сестру Генриетту Вудро. Однако Генриетта, ссылаясь на близкое родство с Вильсоном, отказалась выйти за него замуж. В память о своем первом романе молодой человек в 1882 году принял имя Вудро. Летом 1882 года он прибыл в Атланту, где вскоре успешно сдал экзамен на право заниматься юридической практикой.

Вудро Вильсон был 28-м президентом США (1913-1921) от Демократической партии. Инициатор вступления США в первую мировую войну. Профессор истории и политической экономии. В 1910 г. избирается губернатором одного из Штатов. В 1912 г. проходит в президенты, как кандидат демократической партии. С начала мировой войны, когда нейтральная Америка наживает на военных заказах миллиарды долларов, Вильсон выступает апостолом пацифизма. Это не помешало ему в 1917 г. вступить в войну на стороне Антанты, когда объявленная Германией неограниченная подводная война поставила под угрозу американскую торговлю с Европой. 18 января 1918 г. Вильсон выставляет свою программу мира, сформулированную в знаменитых 14 пунктах, в которых говорится о демократическом мире без аннексий и контрибуций и т. д., а также выступает с проектом Лиги Наций, которая якобы должна умиротворить мир. Насколько его программа была лицемерна, показывает тот факт, что само правительство Соединенных Штатов отказалось вступить в Лигу Наций.

Четырнадцать пунктов президента США В. Вильсона

1. Открытые мирные договоры, открыто обсужденные, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.

2. Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в международном порядке для исполнения международных договоров.

3. Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержанию такового.

4. Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.

5. Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.

6. Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение, относительно ее собственного политического развития, ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций, при том образе правления, который она сама для себя изберет. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.

7. Бельгия, -весь мир согласится, -должна быть эвакуирована и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.

8. Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех.

9. Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ.

10. Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.

11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.

12. Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.

13. Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.

14. Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.

Речь Вильсона вызвала неоднозначную реакцию, как в самих США, так и у их союзников. Франция хотела получить от Германии репарации, поскольку французская промышленность и сельское хозяйство были уничтожены войной, а Великобритания как самая могущественная военно-морская держава не хотела свободы мореплавания. Вильсон шёл на компромиссы с Клемансо, Ллойдом Джорджем и другими европейскими лидерами в ходе Парижских мирных переговоров, стараясь, чтобы четырнадцатый пункт всё-таки был выполнен, и Лига Наций была создана. В конце концов соглашение о Лиге Наций было провалено Конгрессом, а в Европе только 4 из 14 тезисов были воплощены в жизнь.

Целью Версальского мирного договора был,

во-первых, передел мира в пользу держав-победительниц

во-вторых, -предотвращение возможной в будущем военной угрозы со стороны Германии. В целом статьи договора можно разделить на несколько групп.

1. Германия потеряла часть своих земель в Европе:

Франции возвращались Эльзас и Лотарингия (в границах 1870);

Бельгии -округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемая нейтральная и прусская части Морене;

Польше -Познань, часть Поморья и другие территории Западной Пруссии;

Г. Данциг (Гданьск) и его округ объявлялся "вольным городом";

Г. Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединён к Литве).

Государственная принадлежность Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должна была определяться плебисцитом (от лат. plebiscitum: plebs -простой народ + scitum -решение, постановление -один из видов народного голосования, в международных отношениях применяется при опросе населения территории о её принадлежности к тому или иному государству).

Часть Шлезвига перешла к Дании (1920г.);

Часть Верхней Силезии -к Польше (1921г.);

Также небольшой участок Силезской территории отошёл к Чехословакии;

Южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии.

У Германии же остались и исконные польские земли -на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, по истечении этого срока судьба Саара должна была решаться также путём плебисцита. На этот срок угольные шахты Саара (богатейший угольный бассейн Европы) передавались в собственность Франции.

2. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами. Передел германских колоний был осуществлен следующим образом:

В Африке:

Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании;

Район Руанда-Урунди -подмандатной территорией Бельгии;

-"Треугольник Кионга" (Ю.-В. Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку); -Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; -ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку;

Франции получила протекторат над Марокко;

Германия отказывалась от всех договоров и соглашений с Либерией;

На Тихом океане:

В качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора;

К Австралийскому Союзу -Германская Новая Гвинея; -к Новой Зеландии -острова Самоа.

Права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие чего Версальский договор не был подписан Китаем);

Также Германия отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме.

Германия признавала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года, а также отмену всех договоров, заключённых ею с Советским правительством (в том числе и Брестский мир 1918г.). Германия обязывалась признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи.

3. Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации, создавая так называемую Рейнскую демилитаризованную зону.

4. Вооруженные силы Германии ограничивались 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

5. Статьи, касающиеся учреждения Лиги Наций

Из государств, подписавших договор, США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. В частности, сенат Соединённых Штатов отказался сделать это из-за нежелания связывать себя участием в Лиге Наций, устав которой был составной частью Версальского договора. Вместо этого США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.

Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора фактически означал возвращение США к политике изоляционизма. В это время в США существовала сильная оппозиция политике демократической партии и лично президенту В. Вильсона. Американские консерваторы полагали, что принятие серьёзных политических и военных обязательств перед европейскими странами обрекает США на неоправданные финансовые затраты и (в случае войны) на человеческие жертвы. Выгоды же от вмешательства в европейские проблемы (облегченный доступ на рынки стран Европы и подмандатных территорий Африки и Азии, признание США ведущей державой мира и т.п.) не представлялись противникам Вильсона очевидными и достаточными.

Изоляционистскую оппозицию возглавляло руководство республиканской партии США. Президента обвинили в том, что Устав Лиги наций кое в чем ограничивает конгресс в сфере внешней политики. Особое раздражение вызывало положение о принятии коллективных мер в случаях возникновения агрессии. Противники Лиги называли её «обязательством», покушением на независимость Америки, диктатом Британии и Франции.

Дискуссия в Конгрессе о Версальском договоре началась 10 июля 1919 г. и продолжалась более восьми месяцев. После внесения 48 поправок и 4 оговорок сенатского комитета по иностранным делам изменения, произведённые в договоре, оказались настолько серьезны, что стали фактически противоречить достигнутым в Париже договоренностям. Но ситуацию не изменило даже это: 19 марта 1920 г., несмотря на все внесенные поправки, Сенат отверг резолюцию о ратификации Версальского договора. Таким образом, США, превращавшиеся в сильнейшую страну мира, юридически и во многом фактически оказалась вне Версальского порядка. Это обстоятельство не могло не сказаться на перспективах международного развития.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 года в Париже открылась Парижская мирная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами побежденными в 1-й мировой войне 1914-18. Она проходила (с некоторыми перерывами) до 21 января 1920. В работе конференции участвовали Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Бразилия, британские доминионы (Австралия, Канада, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия) и Индия, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия, а также государства, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германским блоком (Эквадор, Перу, Боливия и Уругвай). Германия и её бывшие союзники были допущены на Парижскую мирную конференцию только после того, как были выработаны проекты мирных договoров c ними. Советская Россия на конференцию приглашена не была. Главенствующую роль играли Великобритания, Франция и США, главные представители которых -Д. Ллойд Джордж, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон -в ходе секретных переговоров решал основные вопросы конференции. В итоге были подготовлены:

Также на парижской мирной конференции было принято решение о создании Лиги Наций и одобрен её Устав, который вошёл составной частью в вышеназванные мирные договоры.

Сен-Жерменский мирный договор

Был подписан 10 сентября в 1919г. в Сен-Жермен-ан-Ле (близ Парижа) союзными и объединившимися державами, с одной стороны, и Австрией -с другой, ратифицирован австрийским Учредительным собранием 17 октября 1919 и вступил в силу 16 июля 1920. Этот договор констатировал распад Австро-Венгерской империи, происшедший после капитуляции Австро-Венгрии 27 октября 1918, в результате которого на её территории образовывались следующие государства:

Австрийская республика;

Венгрия;

Чехословакия;

Сербо-Хорвато-Словенское государство (с октября 1929 -Югославия).

В договор была включена специальная статья, оговаривавшая запрещение нарушения независимости Австрии.

Территорию Австрии площадью примерно в 84 тыс. кв. км отныне составляли Верхняя и Нижняя Австрия, Зальцбург, Каринтия, часть Штирии, Форарльберг, Северный Тироль и Бургенланд, ранее входивший в состав Венгерского королевства. В районе Клагенфурта (Словенская Каринтия) предусматривалось проведение плебисцита, после которого район в 1920 г. вошёл в состав Австрии.

Что касается других земель, ранее составлявших Австро-Венгерскую империю, то их поделили между соседними государствами следующим образом:

Италия получала Южный Тироль и часть других территорий бывшей Австро-Венгрии (граница Италии с Сербо-Хорвато-Словенским государством была определена Рапалльским договором 1920);

К Румынии присоединялась часть бывшего герцогства Буковинского; -границы Буковины предстояло установить впоследствии (при этом игнорировалось требование Буковинского народного веча от 3 ноября 1918 о присоединении Северной Буковины к Советской Украине). Австрия обязывалась:

Признать полную силу мирных договоров и дополнительных конвенций, которые заключены или будут заключены союзными и объединившимися державами с державами, сражавшимися на стороне бывшей АвстроВенгрии;

Признать границы Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, Румынии, Сербо-Хорвато-Словенского государства и Чехословакии в том виде, как они будут установлены главными союзными и объединившимися державами;

Отказаться от всех прав и привилегий на территориях вне своих границ.

Демобилизовать армию, не иметь военной авиации и военного флота, численность австрийских вооруженных сил могла составлять не более 30 тыс. человек;

Выплачивать репарации.

Нёйиский мирный договор

Был подписан 27 ноября 1919г. в Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine, близ Парижа) Болгарией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами -с другой. Договор вступил в силу 9 августа 1920. Поскольку Болгария являлась участницей потерпевшего поражение в 1-й мировой войне 1914-18 блока Центральных держав, она также лишилась некоторых территорий:

Четыре района общей площадью 2566 кв. км с городами Цариброд, Босилеград и Струмица отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 -Югославия);

Была подтверждена граница с Румынией, установленная Бухарестским мирным договором 1913 (Южная Добруджа осталась за Румынией); -Западная Фракия (8,5 тыс. кв. км) -а с нею и выход в Эгейское море -переходила в распоряжение Великобритании, Италии, Франции, США и Японии, обязавшихся гарантировать свободу экономического выхода Болгарии к Эгейскому морю (однако передачей Западной Фракии Греции в 1920г. данное обязательство было нарушено).

Болгария обязывалась:

Выплатить репарации в 2,25 млрд. золотых франков;

Ограничить различные виды вооружения и численность армии (не более 20 тыс. чел.), полиции и жандармерии.

Её хозяйство и финансы были поставлены под контроль Межсоюзной комиссии из представителей Великобритании, Франции и Италии.

Трианонский мирный договор

Был подписан 4 июня 1920г. в Большом Трианонском (Trianon) дворце Версаля Венгрией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами -с другой, и вступил в силу 26 июля 1921. Фактически этот договор явился юридическим оформлением того положения, которое сложилось в результате войны в бассейне Дуная.

Венгрия, как часть потерпевшей поражение Австро-Венгерской империи, понесла следующие территориальные потери:

Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии;

Хорватия, Бачка и западная часть Баната отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев;

Словакия и Закарпатская Украина были присоединены к Чехословакии (несмотря на выраженное населением последней желание воссоединиться с Советской Украиной);

Провинция Бургенланд была передана Австрии.

Венгрия отказывалась от прав на порт Риску (Фиуме), а также от всех прав и правооснований на территории бывшей Австро-Венгерской монархии, которые не вошли в состав Венгрии; признавала независимость сербохорвато-словенского государства и Чехословакии.

Также Венгрия обязывалась уважать независимость всех территорий, входивших к 1 августа 1914 в состав бывшей Российской империи, признать отмену Брестского мира и признать полную силу всех договоров и соглашений союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территории бывшей Российской империи.

Венгрия отказывалась от всех прав и правооснований или привилегий на территории вне Европы, которые могли бы принадлежать бывшей Австро-Венгерской монархии или её союзникам.

Предельная численность венгерской армии определялась в 35 тыс. человек.

Севрский мирный договор

Был подписан 10 августа 1920г. в Севре (близ Парижа) султанским правительством Турции и союзными державами-победительницами в 1-й мировой войне 1914-18 (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и дашнакской Арменией). Ко времени подписания договора большая часть Турции была оккупирована войсками держав-победительниц. Как и другие потерпевшие поражение в войне государства, Турция понесла ряд территориальных потерь (как земель, непосредственно входивших в состав государства, так и колоний):

Палестина и Ирак передавались как подмандатные территории Великобритании;

Сирия и Ливан отошли Франции в качестве подмандатных территорий;

Египет стал английским протекторатом;

Италии были переданы Додеканесские острова;

Восточная Фракия и Эдирне (Адрианополь), Галлипольский полуостров передавались Греции.

Зона проливов (Босфор и Дарданеллы) подлежала полному разоружению и поступала под контроль созданной Антантой международной Комиссии проливов.

Турция отказывалась от всяких притязаний на Аравийский полуостров и страны Северной Африки и признавала английскую аннексию Кипра. Определение границы между Турцией и дашнакской Арменией предоставлялось третейскому решению президента США, которые рассчитывали получить мандат на Армению.

От Турции отделялся Курдистан, границы которого должны были быть определены англо – франко - итальянской комиссией.

Численность турецких вооруженных силы ограничивалась 50 тыс. солдат и офицеров, в число которых включались и 35 тыс. жандармерии. Также договор лишал Турцию выхода к Средиземному морю.

Фактически севрский договор предоставлял державам Антанты право вмешиваться во внутренние дела Турции, вызвав настолько сильное возмущение турецкого народа, что правительство Великого национального собрания Турции (созданное в апреле 1920г.) отвергло договор, и даже султан не решился его ратифицировать. Фактически в стране уже шла гражданская война, в ходе которой верх постепенно одерживали кемалисты (сторонники анкарского правительства). В мае 1920 г. в Анкаре парламентом было сформировано националистическое правительство Кемаля, не признавшее Севрский мирный договор и заявившее, что будет вести борьбу за независимость турецкого государства в его этнических границах.

Впрочем, этот договор практически сразу после своего подписания перестал устраивать и некоторые из держав-победительниц, так как Франция, а также Италия и США сочли, что сохранение Севрского договора не отвечает их интересам, поскольку Великобритания, используя Грецию и султанское правительство, стремилась превратить Турцию в преимущественную зону своего влияния. Под давлением этих держав в феврале-марте 1921 г. в Лондоне прошла конференция, имевшая своей целью смягчить условия Севрского договора, однако договориться державы-победительницы не смогли. Это развязало руки Франции и Италии. 20 октября 1921 г. в Анкаре был подписан сепаратный франко-турецкий договор, по которому Франция не только признала анкарское правительство и отказалась от притязаний на Киликию, но и передала туркам военные запасы французских оккупационных войск на сумму в 200 млн. франков.

Все это позволило кемалистам взять военную инициативу в свои руки, и в августе 1922 г. турецкие войска перешли в наступление, которое завершилось полным разгромом греческой армии. Греция была выведена из войны; король Константин отрекся от престола, пробританское правительство пало, греческие генералы, виновные в поражении, были переданы суду военного трибунала и по его приговору расстреляны.

15 октября 1922 г. было подписано соглашение о перемирии, по которому греческие войска должны были покинуть как азиатскую, так и европейскую часть территории Турции в течение 30 дней. Однако войска держав Антанты продолжали оставаться в Стамбуле и зоне Проливов до мирной конференции, которая открылась в Лозанне (Швейцария) 20 ноября 1922 г. и с перерывом продолжалась до 24 июля 1923 г. В её работе участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Румыния, Югославия, Япония, США, Турция. Ряд частных вопросов, главным образом экономических, рассматривался при участии делегатов Албании, Бельгии, Болгарии, Испании, Португалии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и СССР. Основными задачами конференции были подготовка мирного договора с Турцией и определение режима Черноморских проливов.

Лозаннский мирный договор

Лозаннский мирный договор существенно отличался от Севрского. Тур-ция отказалась от своих нетурецких владений, сохранив в основном свои этнические границы и государственный суверенитет. Были отменены все пункты Севрского договора, касавшиеся зон влияния держав в Анатолии. Турции была возвращена Восточная Фракия на европейской стороне Эгейского моря. Державы отказались от своих притязаний на контроль за внутренней и финансово-экономической политикой Турции. В тексте отсутствовали положения с требованиями самоопределения для курдов и армянского населения Турции. Все привилегии для иностранцев в Турции были отменены.

Турция признала за собой часть старых долгов султанского правительства. Она отказывалась от прав на все арабские территории, признавала протекторат Великобритании над Египтом, британскую аннексию Кипра и права Италии на Додеканезские острова и Ливию.

Устав Лиги наций в текст Лозаннского мирного договора включен не был (соответственно, его обязательства на Турцию не распространились) Одновременно с мирным договором в Лозанне была подписана и конвенция о режиме Черноморских проливов. Как и в Севрском договоре, зона проливов подлежала демилитаризации и отходила под контроль специальной международной комиссии. В мирное время через неё свободно могли проходить торговые и военные корабли любых государств (были установлены ограничения по их количеству и общему водоизмещению). Любая нечерноморская держава имела право направлять в Черное море свой флот и даже постоянно держать его там -однако при условии, что численность кораблей не прибрежных держав не будет превышать флот сильнейшего из прибрежных государств. В военное же время проход через проливы разрешался военным кораблям только нейтральных стран. Конвенция о режиме проливов была подписана 24 июля 1923 Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Болгарией, Югославией и Турцией. Представитель СССР подписал эту конвенцию 1 августа 1923. Правительство СССР, однако, не ратифицировало её, поскольку она предусматривала свободный проход через Босфор и Дарданеллы не только торговых, но и военных судов.

В 1936 конвенция о режиме проливов была заменена конвенцией, выработанной на конференции в Монтрё 1936.

Остальные документы, подписанные на конференции, касались вопросов возвращения пленных, взаимного обмена греческого и турецкого населения и др.

Лига Наций

Вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги Наций вызвал множество разногласий на Парижской конференции. Целью её создания было развитие международного сотрудничества и предотвращение мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914-1919 годов. Ещё в ходе I Мировой войны президент США и премьер-министр Британии одобрили идею создания международной организации, которая смогла бы предотвратить повторение войн мирового масштаба.

На Парижской конференции выяснилось, что существует несколько проектов Лиги Наций.

Французский проект Лиги имел антигерманскую направленность. Сама Германия не должна была входить в эту организацию. При Лиге предлагалось сформировать международные вооруженные силы и международный генеральный штаб. Это оказался единственный проект, предусматривавший формирование каких-либо реальных механизмов, которые могли бы обеспечить выполнение решений организации.

Такой проект не устраивал ни Англию, ни США -они обе были против создания международных вооруженных сил, поскольку те неизбежно попадали под контроль Франции как сильнейшей сухопутной военной державы. К тому же, каждая из них имела свой собственный проект.

Английский проект содержал лишь схему арбитража между крупными державами, которые объединялись в союз, целью которого было предотвращение внезапного нападения одного из членов союза на другого. Английское правительство полагало, что это позволит сохранить её огромную колониальную империю.

Американский проект в отличие от английского, не ограничивал членство в Лиге только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий территориальной целостности и политической независимости всех членов Лиги. Впрочем, возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ допускалась, при условии, что три четверти делегаций Лиги признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и принципам самоопределения наций.

Уже в Париже Вильсон составил новый проект устава, включив в него пункты о переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги, с тем, чтобы она выдавала мандаты на управления этими территориями малым странам.

Предлагая допустить в Лигу Германию и малые страны, американцы рассчитывали, что те попадут в экономическую зависимость от США. Это, вкупе с предусматриваемым уставом Лиги вмешательством в территориальные споры, должно было ослабить позиции Англии и Франции.

В конечном итоге устав Лиги стал компромиссом между английским и американским проектами. Работа по Уставу после длительных споров и согласований была завершена 11 апреля 1919 г. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошёл в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками -Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский.

Устав Лиги предполагал превращение Лиги наций в главный инструмент установления и регулирования нового мирового порядка. В вводной части Устава провозглашались основные принципы международного сотрудничества для достижения мира и безопасности:

Противодействие войне;

Развитие открытых и справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров.

Первая статья Устава определяла членство в организации. В Лиге было представлено три типа государств.

Первую группу составляли государства-учредители, подписавшие Устав как часть мирного договора и перечисленные в приложении к Версальскому договору. Это были союзные и присоединившиеся к ним державы.

Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в Первой мировой войне и поэтому не входили в список подписавших мирные договоры. В Лигу наций были приглашены войти (в случае их согласия признать Устав) шесть европейских, шесть латиноамериканских стран и Персия.

К третьей группе относились все остальные государства. Для присоединения к Лиге им было необходимо пройти специальную процедуру голосования и получить согласие не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее.

Претендовать на вступление в Лигу имели право любые государства, доминионы или "самоуправляющиеся" территории, включая колонии (это условие было введено по предложению Британии специально для упрощения приема в Лигу Британской Индии.)

Процедура выхода из Лиги предусматривала заблаговременное (за два года) уведомление об этом всех остальных участников Лиги. При этом отделяющееся государство было обязано в течение этих двух лет по-прежнему выполнять все требования Устава и другие ранее принятые перед Лигой международные обязательства.

Главными органами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат.

Ассамблея представляла из себя собрание, состоявшее из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год, в сентябре, или при необходимости всякий раз, когда возникала угроза миру. Ассамблея могла рассматривать любые вопросы, касающиеся "мира во всем мире" и соблюдения договоров. На заседаниях Ассамблеи делегации стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос.

Совет Лиги состоял из постоянных представителей первоначально пяти главных союзных и присоединившихся держав (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех непостоянных, избиравшихся из членов

Лиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать широкий круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги или влиявших на поддержание мира во всем мире и соблюдения договоров. Любое государство -член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. Правила принятия решений в Лиге регулировались пятой статьей Устава. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, то есть единогласного голосования.

Международный секретариат, согласно шестой статье Устава, располагался в Женеве. Он состоял из генерального секретаря и "тех секретарей и сотрудников, которые могут потребоваться". Совет назначал генерального секретаря с последующим его утверждением на Ассамблее.

Государства -члены Лиги признавали, что поддержание мира требует сокращения национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам (статья 8). План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться "полной и честной" информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.

Одной из ключевых статей должна была стать десятая статья Устава. В ней говорилось, что государства - члены Лиги принимают на себя обязательства "противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги". В случае любой агрессии или опасности её возникновения Совет Лиги должен был определить средства и коллективные действия, с помощью которых можно было выполнить указанные выше обязательства. Однако, четких гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии статья не предусматривала, в документе не было даже самого определения агрессии.

Любая война или ее угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, которая должна была предпринимать меры по сохранению мира (статья 11). В случае появления такой опасности генеральный секретарь Лиги обязан был собрать Совет по требованию одного из членов Лиги. Любая страна - член организации имела право привлечь внимание Ассамблеи или Совета к любым нарушениям нормальных международных отношений, угрожающим миру и доброму взаимопониманию народов.

Члены Лиги наций (12, 13, 14 статьи) были обязаны передавать спорные вопросы, угрожающие возникновением военных конфликтов, в международный третейский суд или на рассмотрение Совета. С момента оглашения решения третейских органов до объявления войны должно было пройти не менее трех месяцев. Со своей стороны третейский суд должен был принимать решения в возможно более короткие сроки, а Совет был обязан в течение шести месяцев после обращения к нему одного или обоих участников конфликта изучить ситуацию и представить Ассамблее соответствующий доклад. Для решения конфликтов и споров между государствами создавался Международный суд в Гааге.

В случае развязывания войны государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них. В этом случае все государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для реализации принципов Устава Лиги.

В эту же статью был включен параграф об условиях исключения из Лиги наций государств, нарушивших Устав. Для решения об исключении требовалось большинство голосов членов Совете при условии, что в дальнейшем это решение было подтверждено всеми остальными членами организации.

Устав (статьи 23, 24, 25) впервые устанавливал правила международного гуманитарного сотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ).

Кроме того, Лига наций получила права контроля над торговлей опиумом и другими опасными лекарственными средствами, а также торговлей оружием со странами, в отношении которых "такой контроль необходим в общих интересах". Также Лига должна была добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации.

Члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и "облегчению страданий во всем мире".

В 1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Ей действительно удавалось разрешать некоторые локальные споры. К сожалению, на серьезный международный уровень Лига наций так и не вышла -её решения просто были бы проигнорированы. Важнейшим направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий версальского мира, стали оправляться от удара и начали наращивать свой военный потенциал, на что не последовало серьёзной реакции ведущих государств мира. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше, чем страны-участницы, то её протесты просто игнорировались.

Соглашения, принятые в послевоенный период, являлись целым комплексом договорённостей, направленных на разрешение противоречий в Западной Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке и Тихом океане. В этом смысле Вашингтон был одновременно как продолжением Версаля, так и началом его пересмотра. Хотя Версальско-Вашингтонская система очень быстро обнаружила свою недееспособность, она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хоть и временной, но всё же стабилизации.



Через некоторое время по окончанию I мировой войны страны-победительницы установили новую систему мира. Главным документом системы является Версальский мирный договор, заключенный в Версале в июне 1919 года с одной стороны Германией, с другой – странами-победительницами. Его основной частью стал статус Лиги Наций.

Конференция в Версале началась 18 января 1919 года. Каждая из стран-победительниц на конференции преследовала свои интересы, отношение наций друг к другу были недоверчивые, им нужно было пройти вместе трудный путь. Всего участниками стали делегации из 27 стран. Но все самые важные вопросы были вынесены на совещание «Совета десяти». Здесь присутствовали представители 5-ти стран: Франции, Японии, Англии, США и Италии. Самые жесткие требования выдвигала делегация из Франции - ослабления и расчленения Германией.

После достижения Версальского мирного договора были объявлены некоторые условия мира:

  • Германия теряет значительную часть своих территорий, которые отходят Франции;
  • Германия теряет все свои колонии;
  • Армия Германии должна сократиться до ста тысяч человек, кроме того необходимо распустить ее генеральный штаб, авиацию и военную флотилию;
  • Германия должна выплатить странам-победителям репарации.

На основании этого мирного договора и строилась вся эта система. Но это не стало гарантией стабилизации отношений. В ряде европейских стран продолжали идти гражданские внутренние войны. Тогда США предложили провести еще одну конференцию для урегулирования конфликтов в Вашингтоне.

В 1921 году США заключили свое соглашение без упоминании о Лиге Наций. Правительство Америки выдвинуло «14 пунктов» мира, СССР же предоставил “Декрет о мире”. Несмотря на то, что договор, подписанный США должен был сплотить мировую общественность, из-за него возникла масса разногласий, в последствии породивших новую войну.

Договоры и итоги Версальской системы во время Вашингтонской конференции

Всего странами-участницами Вашингтонской конференции было подписано три соглашения:

  • «Договор четырех». Подписали в декабре 1921 года. Участниками договора стали: Франция, Англия, Япония и США. Договор предполагает неприкосновенность владений стран-участниц в Тихом океане.
  • «Договор пяти». Подписали в феврале 1922 года. Договор предполагал использование ограниченного числа морских вооружений стран.
  • «Договор девяти». В международные отношения был введен принцип «открытых дверей». В основном договор был направлен на проблемы Китая.

Окончание Вашингтонской конференции считается началом новой модели отношений между странами. Итогом Версальской системы стало возникновение новых центров силы внутри государств, которые смогли наладить международные взаимоотношения. Была снята послевоенная напряженность в отношениях между великими державами.

Принципы Версальской системы мира

  • Путем создания Лиги Наций была обеспечена безопасность европейских стран. До этого времени уже были попытки создания такого органа, но в послевоенное время он получил юридическое подтверждение. Теперь европейские страны стали объединяться для защиты общих интересов и сохранения мира.
  • Одним из принципов Версальской системы мира стало строгое соблюдение норм международного права.
  • Германия лишилась всех своих колоний. Франция и Англия так же могут лишиться своих колоний. Полностью был подавлен империализм и колониализм в Европе.
  • Было подписано соглашение о соблюдение принципе демилитаризма: государству нужно столько оружия, сколько необходимо для защиты территории.
  • На смену принципа единоличности приходит принцип коллегиальности: все международные вопросы должны решаться совместно европейскими государствами.

Причины развала и кризисы Версальско-Вашингтонской системы

Среди основных причин развала Версальской системы можно назвать:

  • Cистема охватывала далеко не все мировые державы. В первую очередь в нее не входили гаранты США и СССР. Без этих двух стран невозможно было обеспечить стабильность в Европе. В Европе была установлена такая система, при которой на континенте не должно быть стран с большими возможностями, чем у остальных.
  • Одной из главных слабостью Версальской системы считается неразвитая схема экономического международного взаимодействия. Новая система полностью рвала экономические связи между Восточной и Центральной Европой. Отсутствовал один единый экономический рынок, вместо него было десятки обособленных рынков. Возник экономический раскол в Европе, преодолеть который экономически развитые страны так и не смогли.


Случайные статьи

Вверх