Что такое целевой прием в вуз и как получить высшее образование бесплатно. Сбербанк и Высшая школа экономики объявляют набор в программу «Финансы

Готовясь к поступлению, абитуриенты задаются самыми разными вопросами: что предпочесть – бюджетное или платное отделение, государственный вуз или коммерческий, какую кафедру в дальнейшем выбрать, будет ли специальность востребована? С каждым годом возможностей становится все больше и больше. А недавно появился еще один интересный вариант – целевой прием.

Необычайно популярный в советские времена целевой прием снова в моде. Некоторые считают это возвратом к государственному распределению. В действительности все гораздо демократичнее: поступать или не поступать по направлению от организации – дело ваше, да и отрабатывать после окончания вуза пять лет не так строго обязательно, как в былые времена.

Правительство РФ давно и всерьез обеспокоено снижением эффективности расходов на подготовку специалистов. В некоторых отраслях, например в сельском хозяйстве, медицине, образовании наблюдается острый дефицит кадров. В важнейших сферах, поддерживающих экономику и культуру страны, просто некому стало работать! Поэтому появились Государственный план подготовки кадров, Постановление Правительства Москвы и еще около 25-ти документов и приказов, призванных наладить образовательный процесс и возродить целевой прием. А у абитуриентов расширились возможности: они могут поступать на бюджетные, коммерческие или целевые места.

Согласно закону от 2004 г., целевая подготовка специалистов ведется по заявкам муниципалитетов за счет федерального бюджета. Создается комиссия, которая выясняет, какие именно специалисты нужны предприятиям региона, и аккумулирует эти сведения. Муниципалитет же находит и претендентов на целевые места.

Но пока еще в вузах продолжает действовать и прежняя схема целевого приема: когда абитуриентов направляют конкретные предприятия, которые и оплачивают их обучение. После получения диплома нужно будет отработать на этом предприятии не менее трех лет или вернуть все деньги за пять лет учебы.

Кто и где

Среди целевиков – не только вчерашние школьники, но и чиновники, и командированные солидные специалисты, которых организации отправляют получать второе высшее или дополнительное образование по программам MBA.

Целевой прием практикуется во многих известных вузах Москвы: Российском университете дружбы народов (РУДН) , Российском государственном медицинском университете (РГМУ) , Государственном университете управления (ГУУ) , , Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова , Всероссийской государственной налоговой академии Министерства РФ по налогам и сборам (ВГНА) и др.

Обычно целевой прием для жителей Москвы и Московской области не отличается от такового для жителей других регионов и регламентируется "Положением о целевом приеме". Однако, например, в вузах сельскохозяйственной направленности предпочтение отдается ребятам из глубинки, которых направляют агропромышленные предприятия. А в некоторых учебных заведениях предусмотрены места специально для приема абитуриентов из Чечни или для выпускников школ Москвы и Московской области. Так, в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в 2006 г. было выделено москвичам и жителям Подмосковья: 158 мест для очной формы обучения по разным специальностям, от истории до и информатики, и 24 места для очно-заочной формы обучения. В одних вузах "целевики" принимаются только на дневное обучение (РГМУ), в других – и на вечернее (МГИУ).

Конкурс обязателен

Поступающие по целевому направлению проходят отдельный конкурс – как правило, он невелик. Впрочем, в секретариате Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина говорят, что предсказать это сложно. Если, допустим, в этом году желающих мало, то в следующем предприятия могут направить слишком много абитуриентов, и конкурс будет не ниже, чем на бюджетные места. Ограничений по специальностям обычно нет, по целевому направлению вы можете поступать хоть на "Механизацию сельского хозяйства", хоть на "Экономику и управление на предприятиях". Единственное "но" – в направлении указывается определенный факультет, и срочно перейти на другой вы уже не сможете.

Количество целевых мест регулируется учебными заведениями. Главное условие – прием должен осуществляться по конкурсу. Правилами одних вузов установлен минимум в 2 человека на место, других – 1,2. Если абитуриентов слишком мало, то и места сокращают. А вот увеличить количество мест после начала вступительных испытаний вуз не имеет права.

Обычно, чтобы оказаться в числе студентов, достаточно сдать экзамены хотя бы на тройки. Скажем, для бюджетников проходной балл может быть 40, а для целевиков на ту же специальность – всего 29. Более того, в некоторых вузах, например в Московском государственном горном университете (МГГУ) , приемная комиссия при персональном рассмотрении вопроса принимает во внимание такие заслуги абитуриента, как участие в олимпиадах, собственные творческие разработки, награды – и может зачислить его на первый курс, даже если он не прошел по конкурсу.

Будьте внимательны

Чтобы получить направление и поступать в вуз по целевому набору, нужно обратиться к директору школы, готовому походатайствовать за вас перед муниципалитетом, или непосредственно в муниципалитет, куда поступают заявки от работодателей. Другой вариант – самому найти учреждение, которое согласится оплатить вашу учебу: это может быть как крупное государственное предприятие, так и небольшая коммерческая фирма. Елена , студентка МИИТ : "Я поступила по целевому направлению в 2005 г., сдав один экзамен на четверку и два – на тройки. Уверена, так поступить проще, чем на бюджетные места, вокруг которых постоянный ажиотаж. Не такой уж секрет, что большинство моих знакомых целевиков получили направление от организаций, в которых работают их родители. Вузам, в общем-то, все равно, кто вас направляет и откуда, а вот студентам и предприятиям такое сотрудничество полезно. Кстати, если целевик не захочет отрабатывать, он может договориться с фирмой, уйти и выплачивать долг частями".

Заявление лучше подавать в конце мая, а начинать заниматься этим вопросом еще раньше – зимой-весной. Вместе с заявлением в приемную комиссию нужно принести трехсторонний договор, который заключается между Заказчиком (предприятием), Исполнителем (вузом) и Потребителем (вами). Будьте внимательны при подписании договора, прочитайте и обсудите все его пункты вместе с родителями или сведущими в вопросах юриспруденции знакомыми. В бумагах может быть указано, что вам надо отработать три года, а может быть, что и десять...

Как грамотно оформить документы, объяснят в приемной комиссии вуза и в муниципалитете или управлении кадров организации. Договор должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером будущего работодателя и заверен печатью. Если не успеете представить в установленный срок договор в приемную комиссию, то с участия в конкурсе на целевую подготовку вас снимут.

Во время учебы возможны форс-мажорные обстоятельства, которые также заранее оговариваются в договоре. Например, если вас отчислят из университета за скверную учебу, то уже не восстановят на тех же самых условиях. Если же причина будет уважительной, то договор придется заключать снова, но с учетом предыдущего периода обучения. Должна быть предусмотрена отсрочка выполнения договорных обязательств в таких случаях, как предоставление отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком или академического отпуска.

Есть проблема...

Поступить по направлению действительно проще – на таких льготных условиях в вуз не попадают лишь отпетые двоечники. Максим , студент Государственного университета управления (ГУУ) : "Я не сильно переживал по поводу конкурса. Когда после экзаменов вывесили результаты, целевики там были отмечены отдельно. Увидел свою первую четверку и понял, что поступлю. Главное для меня – перспективы сразу ясны: не надо ломать голову, куда пойти работать, и даже стажироваться можно на "своем" предприятии".

Единственная проблема для обычного абитуриента – получить направление. С легкостью его дают будущим врачам, педагогам и работникам сельского хозяйства, готовых потом работать в глубинке. В вузах соответствующего профиля на некоторых специальностях до 40 % бюджетных мест являются целевыми. А в более престижных учебных заведениях за счет государства нередко учатся родственники или дети чиновников. По окончании вуза они находят вескую и уважительную причину, чтобы не выполнять условия договора. Вот и получается, что основная идея целевого приема практически не реализуется.

Те же абитуриенты, которые поступают по общему конкурсу, нововведением недовольны. Из-за того, что часть бюджетных мест уходит целевикам, им приходится выдерживать на экзаменах более жесткую конкуренцию. В результате бесплатно учатся студенты, которые, может быть, не всегда этого заслуживают, но сумели добыть направления. А более способные оказываются "за бортом" или вынуждены оплачивать образование сами.

Некоторые эксперты видят выход в "обезличивании" целевого приема. Другими словами, муниципалитеты должны давать информацию о количестве необходимых специалистов, но не списки целевиков. А на выделенные места вузы будут отбирать лучших из тех, кто хотел бы учиться по направлениям. И только после зачисления первокурсники заключат договоры.

В любом случае пока рано судить о том, насколько оправдал себя целевой прием, чего в нем больше – минусов или плюсов. Вероятно, это покажет будущее, когда нынешние студенты пополнят ряды дипломированных специалистов.

Вопрос по существу: как абитуриент может получить направление?

Валентин Виноградов , первый проректор – проректор по учебной работе МИИТ :

– Чтобы поступить в Московский государственный университет путей сообщения на условиях целевой подготовки, необходимо предъявить направление организации, с которой у вуза заключен договор о такой подготовке, сдать вступительные экзамены и пройти конкурс. В наш вуз регулярно направляют абитуриентов филиалы ОАО "Российские железные дороги", группа компаний "Трансстрой", Московский метрополитен, научно-исследовательские и проектные институты (ВНИИЖТ, ВНИИАС, "Трансэлектропроект") и др.

Программная инженерия. Факультет компьютерных наук.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • 80 бюджетных и 40 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (минимальный балл: 65) Математика (минимальный балл: 65) Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «программная инженерия»:

Программа направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров по качеству программного обеспечения и процессов его разработки. Необходимость в таких специалистах диктуется потребностями информационно-коммуникационной отрасли: открытием ИТ-технопарков, стремительным развитием рынка оффшорного и заказного программирования, информатизацией государственных структур, потребностями частного бизнеса. Индустрия программного обеспечения - бурно развивающаяся область современной российской и мировой экономики, а программное обеспечение - важнейшая составляющая информационных систем, в которых сконцентрирован их интеллект.

Прикладная математика и информатика. Факультет компьютерных наук.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • 105 бюджетных и 40 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 65), Информатика и информационно-коммуникационные технологии (минимальный балл: 65), Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «прикладная математика и информатика»:

Программа нацелена на подготовку исследователей, инженеров-исследователей и инженеров-разработчиков в области теоретической и прикладной информатики («Computer Science»). Программа разработана в 2014 году с учётом опыта ведущих факультетов компьютерных наук университетов EPFL в Швейцарии и Stanford в США, а также Школы анализа данных Яндекса - известного и авторитетного образовательного учреждения для подготовки специалистов в области анализа и обработки больших данных, машинного обучения и других направлений.

Бизнес-информатика. Факультет бизнеса и менеджмента.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • 100 бюджетных и 70 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 60), Иностранный язык (минимальный балл: 50), Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «бизнес информатика»:

Программа направлена на подготовку профессионалов по разработке и использованию информационных систем и технологий в бизнесе, обладающих знаниями в области информатики, экономики и управления. Выпускники составляют самый востребованный сегмент специалистов ИТ-сферы: системные архитекторы, системные интеграторы, бизнес-аналитики, ИТ-менеджеры, ИТ-консультанты, руководители ИТ-проектов, специалисты по продажам и сервисам, развитию бизнеса. Во время обучения - практики и стажировки в ведущих российских и зарубежных компаниях, программы академического обмена с европейскими университетами-партнерами, возможность получения сертификата CEA ™ Certified e-Marketing Analyst.

Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Московский институт электроники и математики.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • 50 бюджетных и 10 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 60), Физика (минимальный балл: 55), Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»:

Инфокоммуникации - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики с растущим спросом на квалифицированных специалистов. Бакалавриат даёт базовые знания в области компьютерных наук и телекоммуникаций, включая создание современных электронных средств генерации, передачи, приема, обработки, хранения и защиты информации. Образовательная программа построена с учетом опыта ведущих университетов мира: Массачусетского технологического института, Стэнфордского университета (США), Лёвенского университета (Бельгия) и др. Cтуденты принимают участие в научных исследованиях и конференциях, проходят учебную, производственную и преддипломную практику на ведущих предприятиях и в профильных институтах. Полученные знания и навыки позволят выпускникам стать разработчиками сложной конкурентоспособной сверхнадежной инфокоммуникационной техники, получив работу в понравившейся компании с достойной оплатой труда и возможностью быстрого карьерного роста.

Информатика и вычислительная техника. Московский институт электроники и математики.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 60), Русский язык (минимальный балл: 60), Физика (минимальный балл: 55)

Кратко о программе «Информатика и вычислительная техника»:

Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки разработки программного обеспечения, работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники, владения сетевыми и интернет-технологиями, создания системы компьютерного моделирования и автоматического проектирования. Выпускники программы смогут работать руководителями и сотрудниками фирм по созданию программного обеспечения, производству и реализации средств вычислительной техники, специалистами отделов АСУ крупных промышленных предприятий, руководить компьютерными подразделениями различных организаций или продолжить свое обучение в магистратуре.

Компьютерная безопасность. Московский институт электроники и математики.

  • Специалитет.
  • Срок обучения: 5.5 лет
  • Форма обучения: очно
  • 100 бюджетных и 10 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 60), Информатика и информационно-коммуникационные технологии (минимальный балл: 55), Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «Компьютерная безопасность»:

Программа направлена на подготовку исследователей, аналитиков и разработчиков в области защиты информации. Особенностью программы является специализация в области разработки и применения математических моделей и методов для защиты данных в информационных системах различного назначения, а также специализированного программного обеспечения. Помимо фундаментальной физико-математической подготовки, студенты получают знания в области современных информационных технологий. Особое внимание уделяется специальным дисциплинам, таким как криптография, программно-аппаратные средства защиты информации, методы анализа программных реализаций алгоритмов защиты и многим другим. Выпускники программы наиболее востребованы в органах исполнительной власти, ИТ-подразделениях, занимающихся вопросами безопасности информационных систем и данных госучреждений, госкорпораций, финансовых учреждений, ИТ-компаниях.

Среди современных абитуриентов, собирающихся поступать в ВУЗы, стала популярной практика использования целевого направления. Увы, немногие знакомы с таким способом поступления. Хотя в 2019 году это также возможно.

Зачем нужно целевое направление в ВУЗ от предприятия или организации

Практика использования целевых направлений идет еще со времен Советского Союза. Смысл такого направления заключается в следующем: поступающий, выбирая определенную профессию, обращается в организацию (предприятие), которое предоставляет ему гарантию трудоустройства и документ на обучение. Он и называется целевым направлением.

Помимо гарантированного трудоустройства абитуриент, имеющий на руках целевое направление, обладает и другими преимуществами:

  • вступительные экзамены в ВУЗы отличаются от обычных тем, что представляют собой специальный конкурс, который не исключает сдачи экзаменов, предусмотренных вузовской программой поступления;
  • конкурс в 2017 году по этому виду поступления составил 1-2 абитуриентов на одно место (а это довольно-таки немного);
  • возможность продолжить обучение в аспирантуре;
  • прохождение практики (всех видов) на выбранном предприятии;
  • совмещение обучения и работы (после третьего курса) по гибкому графику;
  • получение всех оптимальных условий для профессионального и карьерного роста студента, как будущего квалифицированного специалиста;
  • обучение оплачивает будущий работодатель, как заинтересованное в молодом специалисте лицо либо денежные средства выделяются из федерального бюджета.

Из недостатков специалисты называют неукоснительное соблюдение условий, прописанных в договоре, согласно которому и выдается целевое направление желающему получить высшее образование по определенной специальности. Чаще всего данный договор заключается на официальном уровне между тремя сторонами:

  1. Будущим студентом.
  2. Предприятием (организацией, фирмой, заводом и т. д.).
  3. Высшим учебным заведением (институтом, университетом, академией).

Хотя не исключены варианты и двухсторонней договоренности:

  • между студентом и организацией;
  • между ВУЗом и предприятием.

В этот документ входит список всех обязательств, прописанных конкретно для каждой из сторон. Например, предприятие обязуется оплатить обучение студента, а студент, в свою очередь, обязуется после получения образования отработать на этом предприятии пять лет. Такой вид обучения идеально подходит для тех россиян, которые уже имеют среднее специальное образование и хотят повысить свою квалификацию именно по полученной ранее специальности.

Особенностью целевого направления является его персонализация, то есть оно выдается конкретному человеку с указанием его личных данных и только для обучения в каком-то определенном учебном заведении.

Как получить целевое направление для обучения в 2019 году

О том, стоит ли идти учиться по целевому направлению, будущий студент должен определиться до начала приемной кампании. Если все же он решился на такой шаг, нужно выбрать конкретную специализацию и предприятие, которое сможет предоставить место для будущей работы. В нашей стране целевое направление можно получить:

  • на самом предприятии (организации, заводе и т. д.);
  • в местной городской администрации – муниципалитете.

В первом случае предприятие, согласившееся оказать будущему студенту такую помощь в учебе, само направляет соответствующее ходатайство в городскую администрацию.

При обращении на предприятие следует обратиться непосредственно к его директору, объяснить свою просьбу и написать официальное заявление. В этом документе, написанном от руки, проситель должен указать полное название высшего учебного заведения, в котором хотел бы обучаться и выбранную специализацию. А в городскую администрацию еще понадобится представить характеристику со школы. После всех описанных процедур будущий студент заключает типовой договор о целевом обучении с федеральным органом государственной власти или органом местного самоуправления (или государственной компанией, хозяйственным обществом, организацией). Типовую форму этого договора можно скачать или распечатать, перейдя по следующей ссылке http://sovetnik.consultant.ru/files/20150821celevoeobychenie.doc. Оформление договоров чаще всего проводится перед вступительной кампанией – с мая по июль. Если учащийся является несовершеннолетним, то договор вместо него заключает законный представитель, например, один из родителей.

Можно ли в 2019 году оформить целевое направление в ВУЗы Москвы

В 2019 году во многие ВУЗы Москвы ведется прием абитуриентов по целевым направлениям. Так, АО «Российские космические системы» (РКС) выдают целевые направления желающим на обучение в таких столичных ВУЗах как МГТУ им. Баумана, МИФИ, МАИ, МИРЭА, МЭИ, МИИГАиК по тринадцати специальностям. Среди направлений подготовки есть геодезия, радиоэлектронные и телекоммуникационные системы, инфокоммуникационные технологии, нанотехнологии и приборостроение. Но для получения такого документа на обучение мало самого желания получить выбранную специальность. Для этого нужно принять участие в конкурсном отборе. То есть:

  • заполнить анкету кандидата на целевое обучение;
  • представить в эту организацию характеристику с места предыдущей учебы и сведения об успеваемости, результаты сдачи ЕГЭ;
  • посетить все (!) собрания, посвященные целевому набору;
  • пройти специальное собеседование.

Обучение по целевому направлению – это всегда бесплатное получение высшего образования с гарантией рабочего места на несколько лет после выпуска.

Тем абитуриентам, которые хотят учиться на бюджетной основе и в последующем работать по специальности, получение такого направления является заветной мечтой, путевкой в будущее, дорогой к карьерным перспективам.

Кто вправе выдавать целевое направление, как поступающий в ВУЗ его может получить, какими могут быть основания для отказа в выдаче – все эти вопросы рассмотрим в данной статье.

Учиться с гарантией трудоустройства

Схема целевого обучения знакома в России уже давно. Ранее, в советское время, все ВУЗы распределяли выпускников по разным регионам страны, где новоиспеченный специалист должен был начинать свою карьеру. В настоящее время обязательного распределения нет, но государство остается заинтересованным в том, чтобы нехватка кадров восполнялась в стране равномерно.

На фоне сотен тысяч дипломированных юристов, экономистов и менеджеров многим абитуриентам кажутся не совсем престижными такие профессии, как ветеринар, эколог, историк – проблема трудоустройства по специальности остается довольно острой. Многие имеют призвание, но из-за низких зарплат не становятся педагогами, медиками.

Обучение по целевым направлениям в определенной степени решает проблему кадров: суть его в том, что за студента оплачивает обучение государство или частное предприятие. После окончания обучения молодой специалист обязан трудоустроиться в ту организацию, откуда он получил рекомендацию и в течение 3-5 лет в ней работать.

Если выпускник откажется «отрабатывать», он должен будет вернуть всю сумму, потраченную на его профессиональное обучение.

Получение образования таким способом можно назвать льготным, поскольку поступить на желаемый факультет легче – проходной балл по результатам ЕГЭ ниже. В редких случаях (если речь идет о популярной специальности) требования к конкурсантам могут быть достаточно жесткими. Одно направление выдается только одному конкретному человеку, передавать его другому абитуриенту нельзя, использовать для поступления в несколько ВУЗов запрещено.

Целевой прием подразумевает обучение на основании договоров, составленных между представителем высшего учебного заведения и:

  • федеральным государственным органом (к примеру, Генеральной прокуратурой РФ, Главным Управлением Следственного Комитета РФ);
  • органом государственной власти субъекта РФ (например, с муниципальным органом субъекта РФ о выделении целевых мест для обучения в медицинских университетах);
  • государственным муниципальным учреждением (направление от школы, гимназии в педагогические университеты);
  • госкомпанией или предприятием, где в уставном капитале есть доля государственных средств (Роснефть, Газпром);
  • коммерческим предприятием, которое располагает средствами оплатить образование своих будущих кадров.

В основном, направления получают от государства: это могут быть правоохранительные органы (прокуратура), медицинские учреждения, учебные заведения, которые рассчитывают на интерес к ним молодых преподавателей-выпускников и др. Крупные предприятия также могут оплачивать обучение студентов. Порядок получения возможности обучаться за счет государственной или иной организации в каждом конкретном случае разный, поскольку общие положения корректируются с учетом профиля выбранной специальности и правил учебного заведения.

Кстати, законодательство об образовании допускает целевой прием на обучение и тех, кто закончил школу не в текущем году, а ранее. Для таких граждан в дополнение к списку необходимых документов нужно представить данные о работе или учебе за период с момента получения среднего образования до поступления.

Институт прокуратуры

В последние двадцать лет прокуратура активно использует набор кадров посредством целевого направления. Пополнить ряды прокурорских работников не так просто – нужно пройти ряд специальных испытаний и соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются к госслужащим. Кроме того, работа в правоохранительных органах предполагает стрессоустойчивость, преданность своему делу, высокие моральные принципы и отличные знания русского языка, истории и т.д. Если вы соответствуете перечисленным критериям, можно получить направление на обучение в ВУЗ от прокуратуры.

Для этого нужно обратиться в прокуратуру области или специализированное ведомство (транспортную, природоохранную) и в срок, указанный на официальном сайте (обычно до 20 июня 2016 года, в котором планируется поступить в институт), подать заявление о выдаче направления.

С заявлением необходимо представить следующие документы:

  • аттестат (если он еще не получен, то выписку об успеваемости за первое полугодие);
  • свое согласие на работу в органах прокуратуры;
  • автобиографию, личный листок по учету кадров;
  • копию паспорта (копируются все заполненные страницы);
  • характеристику со школы или лицея;
  • копию военного билета;
  • медсправку (форма 086).

Дополнительно необходимо пройти психологическую диагностику (тестирование) на предмет годности к профессии.

После рассмотрения документы направляются в Главное управление Генеральной Прокуратуры РФ, где определяют количество выделяемых для учебы мест.

Если мест достаточно, письменное направление выдается в отделе кадров региональной прокуратуры.

Отказом для выдачи могут стать различные обстоятельства. Так, наличие судимости у кандидата, а также у близких родственников не позволит стать сотрудником этого ведомства. Кроме того, психологические особенности характера, выявленные в ходе тестирования, также могут стать препятствием для трудоустройства.

В ходе решения вопроса о целевом приеме будет принято во внимание состояние здоровья будущего прокурорского работника – есть список, в котором указаны виды болезней, исключающих возможность трудоустройства в государственные органы (например, тяжелые заболевания нервной системы, инвалидность по зрению, онкозаболевания и т.д.).

Если вы прошли тесты и со здоровьем у вас все в порядке, вам выдадут направление, обучение по которому происходит только на факультете «Институт Прокуратуры» в очной форме. Этот факультет имеется не во всех учебных заведениях юридического уклона. Таких ВУЗОв в стране несколько - в Саратове, в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Практика показывает, что направление дается в ближайший по расположению ВУЗ, а также в его филиалы, которые есть во многих городах.

Даже при наличии на руках заветного документа о бюджетном обучении, отличные знания при поступлении никто не отменял:

  • ЕГЭ должно быть с высокими показателями по истории, русскому языку и литературе.
  • Средний балл зачисления несколько ниже, чем для поступающих в обычном порядке, но его тоже необходимо преодолеть. В противном случае о зачислении не может быть и речи, даже если вы «целевик». Обычно средний балл по трем дисциплинам для поступающих на целевой основе равен 230.
  • Если несколько абитуриентов набрали одинаковое количество баллов, то вопрос о зачислении решается на основании дополнительных сведений:
    • наличии золотой (серебряной) медали,
    • почетных грамот,
    • побед в олимпиадах и т.д.

После окончания обучения выпускник, согласно договору, один из экземпляров которого хранится в отделе кадров, обязан трудоустроиться в ту прокуратуру, откуда был направлен. В некоторых случаях по согласованию с работодателем (в лице Генеральной прокуратуры РФ) можно остаться работать в другом регионе. Если сложилось так, что по каким-то причинам выпускник не может стать работником прокуратуры или работал на должности менее пяти лет, с него взыскивается стоимость обучения в полном объеме.

Медицинские ВУЗы

Целевая подготовка будущих медиков регламентируется принятыми постановлениями федерального уровня: в квалифицированных кадрах медицинской области государство особенно заинтересовано, ежегодно на это тратятся крупные суммы из бюджета страны.

Для выдачи целевых направлений в медицинский ВУЗ необходимо принятие решения специальной комиссией муниципального органа региона. Проводится тщательный мониторинг рынка труда, делаются выводы о нехватке специалистов определенной категории в численном выражении.

Абитуриент, желающий получить целевое направление на учебу по медицинской специальности, должен представить муниципальному органу аттестат о законченном среднем образовании, а также набрать необходимое количество «проходных» баллов. Кроме того, по целевой подготовке можно пройти обучение только тем, кто получает высшее бесплатное образование впервые.

Важно знать период, когда принимаются заявки на получение направления – если пропустить срок, новая возможность представится только на следующий год. Информацию такого рода можно получить на сайте муниципалитета или непосредственно в медицинском ВУЗЕ. Так, в 2016 году заявку можно было подавать уже в марте, последний возможный срок подачи приходился на 10 июня.

В учебном заведении можно узнать, какие документы нужно представить, чтобы обращение приняли к рассмотрению. В основном, это:

  • заявление о выдаче целевого направления – составляется по утвержденной форме, бланк можно получить в Министерстве образования, муниципалитете или ВУЗе;
  • ксерокопия общегражданского паспорта (листы с ФИО поступающего и регистрацией);
  • всевозможные грамоты, документы, подтверждающие участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

После получения заявок формируется список, из которых выбираются лучшие ученики по результатам ЕГЭ, они и будут зачислены на первый курс.

Стать педагогом по направлению

Как получить целевое направление в педагогический ВУЗ? Непосредственно в университете можно узнать список тех школ и лицеев, с которыми заключены договора. После чего с директором выбранной школы нужно пройти собеседование, довести до его сведения желание работать именно в этом заведении. Если ваша кандидатура будет одобрена, вы без труда получите направление.

Институты и университеты педагогического профиля довольно охотно принимают на обучение тех, кто потом будет гарантировано принят на работу в школы – ведь таким образом решается проблема нехватки учителей. Особенно лояльно относятся к тем, кто желает работать педагогом в отдаленных районах, деревнях, поселках. Таких желающих немного, поэтому пройти конкурс для них не составляет труда.

В некоторых ВУЗах Москвы специально создаются места для целевого набора только выпускников столицы.

Например , в Московском Педагогическом Университете выделяются свыше 100 мест для окончивших школы города Москвы и Московской области. В этом заведении уже давно практикуется обучение по направлению от окружных управлений образования Москвы, при этом абитуриент может участвовать одновременно и в общем конкурсе. После выпуска молодой педагог будет работать в одной из школ округа, от которого он получил льготную возможность бесплатного образования.

Как найти работодателя

Обратитесь в ВУЗ

Чтобы найти ту компанию, которая оплатит вашу учебу, нужно обратиться непосредственно в ВУЗ, поскольку там могут быть списки тех предприятий, с которыми имеются договорные отношения по целевому набору учащихся.

  • К примеру, «целевиком» по обучению в Московском университете путей сообщения можно стать через ОАО «РЖД», «Московский Метрополитен».
  • В РУДН ежегодно создаются места для обучения будущих сотрудников «Мосэнерго», «Гидроспецпроект».
Обратитесь в Министерство образования

Можно также обратиться через руководство школы или самому в муниципалитет региона, где узнать, от каких работодателей поступали заявки на заключение целевого договора. Такую информацию могут сообщить и в Министерстве образования области, а также непосредственно в выбранном университете. Заниматься решением данного вопроса нужно с зимы, накануне года поступления.

Также можно найти компанию самому – не секрет, что крупные предприятия также остро нуждаются специалистах, которым готовы оплатить учебу.

Что делать, когда найден работодатель

Если на ваше заявление откликнулись и вопрос решился положительно, то в приемную комиссию выбранного учебного заведения необходимо будет принести трехсторонний договор, в котором буду указаны данные вашего будущего работодателя и количество лет, в течение которые вы будете обязаны отработать. Внимательное прочтение договора поможет избежать неприятных сюрпризов в виде жестких условий оплаты или отработки (например, встречались случаи, где в договоре о целевом направлении от предприятия значились и 10, и 12 лет обязательной работы).

Кроме того, следует тщательно изучить пункты договора о правах абитуриента:

  • будет ли ему оказана социальная поддержка (стипендия, медицинское обслуживание),
  • как предлагается решить вопрос о предоставлении жилья (будет ли предоставлено общежитие).
  • Обратите внимание и на дату явки после окончания ВУЗа – на практике встречались случаи, когда в назначенную дату выпускник по забывчивости не явился в организацию для трудоустройства, что впоследствии стало причиной для судебного спора о взыскании расходов на его образование.

В договоре должны быть указаны и уважительные причины невыполнения выпускником обязательства о трудоустройстве: его инвалидность или инвалидность близких (одного из родителей, супруга, ребенка), особые обстоятельства (ликвидация, банкротство предприятия и т.д.).

Одна из претензий к приемным кампаниям последних лет – значительное число целевиков и льготников, из-за которых нельзя «пробиться» на бюджетные места. Как проходит целевой набор в вузы, рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович .

Григорий Гельмутович, в советское время целевой набор был довольно распространен, а сейчас? Сколько абитуриентов поступает таким образом? Кто их направляет, куда?

Минобрнауки «отводит» на целевой набор не более 20% от общего числа бюджетных мест вуза. Но наверняка есть нарушающие это требование. В целом же по стране целевой набор гораздо меньше.

Направлять на обучение в вузы абитуриентов по целевому набору могут органы государственного и местного управления. Это довольно сильное ограничение. Так, к нам в ГУ-ВШЭ с просьбой о целевом наборе обращались из Счетной палаты. Мы отказали – именно на том основании, что Счетная палата не является органом государственного управления. Мы можем принять на обучение, к примеру, по заказу правительства РФ, государственной думы, региональных администраций.

Самой нормой целевого набора широко пользуются отраслевые вузы. К примеру, в Московском государственном университете путей сообщений всегда был большой целевой набор.

- Есть ли конкурс среди целевиков? Как проходит их зачисление?

Механизм следующий. Сначала в вуз с официальным предложением-просьбой выделить места по целевому набору обращается, допустим, администрация области. Это обращение рассматривает Ученый совет вуза. Если он соглашается принять абитуриентов, то заключается договор, в котором указано количество мест целевого набора на группу специальностей.

К началу приемной кампании организация должна прислать в вуз список претендентов на целевой набор. Причем их должно быть больше, чем число бюджетных мест, чтобы среди них можно было организовать отдельный конкурс. Согласно правилам приема, он должен составлять не менее чем 1,2 человека на место. Норма, конечно, смешная, потому что по результатам ЕГЭ сейчас легко понять, кто проходит по этому конкурсу. По сути, организация может заранее сформировать список тех, кто будет зачислен в вуз.

- После окончания вуза обязаны ли выпускники работать в организации, направившей их на обучение?

Как правило, в запросе в вуз организация пишет, что нуждается в специалистах, гарантирует им трудоустройство и даже обяжет их вернуться в регион. Но, как говорят юристы, все это «юридически ничтожно». У нас нет крепостного права – человека нельзя «закрепить» за рабочим местом. По Трудовому кодексу это легко оспорить.

Те, кто направляет абитуриентов, думаю, это понимают, но вряд ли их это волнует. За годы обучения целевика уже и состав администрации сменится, да и кто у нас планирует набор специалистов на несколько лет вперед?

- А есть ли у вуза финансовая заинтересованность в приеме целевиков? Или финансовое «обременение»?

Нет ни того, ни другого. Под целевой набор выделяют бюджетные места.

Есть еще другая форма, когда организация направляет человека на обучение на коммерческой основе. Тут нет отдельного набора. Абитуриенту необходимо набрать достаточное количество баллов, чтобы его зачислили на платное отделение, после чего составляется тройственный договор – между абитуриентом и его родителями, вузом и организацией, оплачивающей обучение.

Известно, что по целевому набору поступают слабые абитуриенты – иначе бы они подавали документы на общих основаниях. Но, выходит, вуз может и отказаться от практики целевого набора, если не хочет понижать планку приема…

Да, может. Но только ведущий вуз. Остальные будут лишь рады, что им присылают абитуриентов. В условиях демографического спада учебные заведения недобирают абитуриентов даже на бюджетные места, поэтому берут и слабых. Для многих вузов целевой набор – это гарантированный контингент студентов.

В ГУ-ВШЭ целевой набор ограничен, и мы не планируем его расширять. В последние годы работаем только по запросу правительства РФ, для которого каждый год выделяем 40 бюджетных мест, хотя на деле набор даже меньше… И еще – с республикой Бурятия. Была просьба ее главы, Вячеслава Наговицына: нужны кадры, надо поднимать регион... Но оттуда к нам направили всего четырех человек.

- Есть ли уверенность, что после окончания ГУ-ВШЭ они вернутся к себе домой – или останутся в Москве?

Вернутся, если им предложат работу и хорошую зарплату. Все же понимают: в Москве зарплаты выше, а жизнь дороже.

Казалось бы, целевой набор – неплохая норма. На Западе гарантия трудоустройства – это сильный козырь со стороны работодателя, ведь найти работу не так легко. Но у нас из-за разницы в зарплатах в крупных городах и регионах эта норма не работает. Поэтому лично я не вижу причин сохранять ее.

Целевой набор – рудимент прошлого. В советские годы, при обязательном распределении, эта норма работала. Сейчас же, если от нее отказаться, полагаю, ничего страшного не произойдет.



Случайные статьи

Вверх