Что такое социализация и какие. Социализация человека. Личность в обществе

– наука, изучающая человека внутри общества, с присущими ему ценностными нормами, накопленным культурным опытом.

Функциональность социализации подразделяется на две разнонаправленные группы:

  1. Личностная — всестороннее поэтапное развитие индивида внутри социума . С помощью общества он учится лучше понимать себя, формирует поведенческие особенности, взаимодействуя в общении с окружающими, интерпретирует действия людей с жизненного опыта.
  2. Общественная. Является фактором воспроизведения человечества в нормальных условиях. Жизнь циклична, люди умирают, им на смену приходит новое поколение. Данная наука помогает не разорвать этот круг, а поддерживать его длительное время, общество умеет воспроизводить само себя, что важно для становления и сохранения развития культуры.

Функции социализации

1. Нормативно-регулятивную.

Определенные нормы, заложенные в истоках социальности, формируют в человеке дальнейшее поведение внутри этого общества и задают движение самой группы. Все, что происходит рядом с индивидом, оказывает на его психику огромное значение.

Социальный институт состоит из:

  • семьи;
  • политики;
  • брака;
  • государственной территории проживания;
  • религии;
  • образованности;
  • экономики.

Также сюда входят и другие сферы, с которыми соприкасается человек.

2. Личностно-преобразовательную.

Человек, общаясь с другими людьми, проявляет индивидуальные черты, интерпретирует себя отдельно от «стадности». Его социальные взаимоотношения строятся на собственных идеалах, желаниях, нацеленности, мотивационной установки.

3. Ценностно-ориентационную.

Она неразрывно связанна с нормативной регулятивной функцией. Каждый человек придерживается тех ценностей, по которым живет его ближайшее окружение. Например, мужчине из неблагополучной семьи, где отец унижал и оскорблял мать на глазах ребенка, будет трудно в будущем построить семью, основанную на доверии и любви. Эти ценности влияют на его отношение:

  • к семье;
  • друзьям;
  • здоровью;
  • общению;
  • материальному благополучию;
  • статусу и положению в социуме;
  • свободе;
  • развлечениям, хобби;
  • работе;
  • получению удовлетворения от деятельности;
  • творчеству;
  • духовным ценностям;
  • самореализации;
  • обучению;
  • стабильности.

Иногда индивид задает себе слишком высокую планку жизненных целей. Он стремится к славе, здоровью, богатству, тем самым загоняя себя в ловушку собственных представлений и желаний.

4. Информационно-коммуникативную.

Личность взаимодействует в общении с социумом, с сложившейся системой или группой.

В процессе разговора происходит получение информации, с последующим формированием индивидуального образа жизни.

5. Прокреативную.

В личности зарождается готовность к действию по отработанной схеме.

Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.

6. Творческую.

При конструктивном подходе социума человек всегда нацелен на стремление творить, усовершенствовать и улучшать окружающий его мир. Он целеустремлен и выход всегда найдет из любой ситуации, сложившейся нестандартно. Ориентируется в возникающих проблемах на свои знания, навыки, а также опыт предыдущих поколений.

7. Компенсаторную.

Она отвечает за восполнение недостающих психических, физиологических, интеллектуальных особенностей индивида. Она активизирует силы человека для борьбы со своим недугом. Помогает противостоять окружающему мнению, которое может подавлять индивида как личность, воздействуя на него эмоционально. Адаптируют к последующей жизни со своей особенностью за счет компенсации другими качествами.

Часто компенсаторная функция превращается в консолятивную, характеризующаяся утешением.

По функциям социализации можно проследить становление общества как отдельно взятой субкультуры, и развитие личностных характеристик индивида в нем. Каждая особенность, несомненно, важна для продолжения рода и культурного обогащения населения, передающееся потомкам.

Человек рождается индивидуумом, еще не понимающим свою социальность. Но он беспомощен, так уж распорядилась природа. Без помощи другого, взрослого человека, ребенок не может выжить. И уже на этом этапе начинается вступление нового человека, будущей личности, в своего рода рост, но рост не физический, а социальный. Проблемой социализации тесно занимается психология.

Иными словами назовем это интеграцией в уже сложившийся мир взрослых людей. Нас интересует, в каких сферах происходит какие условия ей для этого нужны, проявления социализации. Приступим к рассмотрению данного вопроса.

Итак, социализация - обретение человеком навыков, которые ему нужны для успешной жизни в обществе. Поскольку поведение человека регулируется не только чистыми инстинктами, то без социализации существование в устоявшемся в своих закономерностях обществе будет невозможным. Мы постараемся рассмотреть, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она выражается.

С связано тесно другое понятие психологии - биосоциальная природа человека. Но это уже тема совершенно самостоятельная, и рассматривать ее в пределах данной статьи не будем.

Этапы социализации

Социализация человека происходит не за один день, и даже не за один год. Процесс этот поэтапный, требующий особенных условий и окружения.

Далее поговорим, в каких сферах происходит социализация личности, как об этом говорят современные психологи. Перед этим узнаем, как подготавливается база социализации с детства, как личность готовится к взаимодействию с социумом во взрослой жизни.

Сферы социализации

Психология называет три основных сектора, отвечая на наш вопрос, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она проявляется. Это - общение, деятельность, самосознание.

Проявляется социализация в создании связей внутри этих сфер, расширении и уплотнении имеющихся. Другими словами, строятся мостики между человеком и окружающими людьми.

Первичная социализация

Жизнь и формирование человека начинается с этапа детства, когда все в этом мире открывается впервые. Открытием становятся и законы, по которым живет общество. И в это время происходит первичная социализация.

Момент, с которого ребенок начинает интегрироваться в мир взрослых, - рождение. Окончанием этапа первичной социализации считается формирование зрелой личности.

Семья - сфера первичной социализации

Социальная сфера, в которой происходит социализация личности на начальном этапе жизни - семья. Здесь закладываются основы, на которые надстраиваются в будущем новые и новые ступени социализации.

Главнейшую важность для первичной социализации имеет именно семья. С нее начинает складываться картинка-представление об обществе. Ценности, которым следует семья, информация, предоставляемая семьей ребенку, моральные нормы и ценности - все это те самые основы, кирпичики будущего представления об обществе.

Родители - самые важные люди, которые влияют на ребенка на этом этапе. Их взаимоотношения между собой и с социумом становятся примером для ребенка. Именно они способны привить несформировавшейся личности представления о том, что нормально, а что - отклонения.

Следующий этап: школа

После семьи центр социализации человека переносится в школу. Основная функция учебного заведения - представить новые условия развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Перед глазами ребенка оказываются и такие же, как он, личности на этапе социализации, и взрослые - готовые "продукты" этого процесса.

Правила, которые следует соблюдать в школьных стенах, играют также значительную роль. Новшество этапа состоит еще и в том, что теперь ребенку предстоит приобщиться к большой группе - классному коллективу, школьному в целом.

Новые этапы - новые социальные группы

После школы социализация человека происходит по схожим принципам. Круги общения расширяются, появляются те, которые личность готова считать своими. Семья, друзья, одноклассники, одногруппники, преподавательский состав высшего учебного заведения - все это те круги общения, которые влияют на дальнейшую социализацию личности.

Направление социализации на всех этапах остается одно: перенимаются в большей степени те нормы поведения, которые приняты в обществе, где человек проводит больше всего времени.

Примеряем роли

Помимо того, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она выражается, нас интересуют роли, которые человек примеряет на этом пути. Один из важных моментов этого вопроса - освоение гендерных ролей.

Гендерная социализация - одна из сфер, в которых происходит данный процесс. Он подразумевает ознакомление и принятие тех норм и ролей, которые присущи мужчине и женщине в окружающем социуме. Мальчикам, соответственно, важно перенять линию "мужского" поведения, девочкам - "женскую".

Начало взрослой жизни

С началом взрослой жизни (по нашим представлениям) человеку предстоит освоить новую сферу социализации - трудовой коллектив, действующий в условиях рабочего процесса. Осваиваются новые знания, закономерности эффективного общения, ценности коллектива, отличительные черты. Новые люди, точнее, нахождение контактов с ними, - также важный этап, предстоящий личности для социализации.

Ресоциализация: вносим коррективы

Мы продолжаем рассматривать отдельные аспекты проблемы, в каких сферах происходит социализация личности и какие условия для этого нужны.

Процесс социализации постепенен, а вот обратим ли? Можно ли заменить сложившиеся навыки другими? Ответ психологии на это положительный. Такой процесс называется ресоциализацией - устранением имеющихся у личности моделей поведения и представлений новыми.

Подобные изменения всегда приводят к некому разрыву между представлениями в прошлом и настоящем. Но процесс ресоциализации просто необходим в условиях динамичного общества.

Выводы

Социализация - процесс, важный для человека как для биосоциального существа. Его результатом является интеграция личности в состоявшийся уже человеческий социум, с его законами и взглядами на взаимодействие.

Нами была рассмотрена сфера, в которой происходит социализация личности. Называется психологами три таковых: общение, действие и самосознание. Именно в этих направлениях мы развиваемся, входя в новый то есть социума.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.

Социализация личности (от лат. socialis — общественный) — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

  • первый опыт раннего детства — формирование психических функции и элементарных форм общественного поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);
  • социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;
  • взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация личности — не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы». Это процесс активного самопостроения личности, которое стимулируется определенными социальными условиями. Социализация личности — предоставление личности возможности жить в качестве полноправного члена общества. Социализация личности связана с выработкой у него адекватных отношений к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация личности не означает «подгонки» новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать полное свое подобие. Социализация личности — присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе, а не всех социальных стандартов.

Стиль социализации личности определяется мерой господства старших над младшими. Только в архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципом взаимодействия между поколениями является принцип равенства и сотрудничества, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей.

Приобщение индивида к социальному наследию — приобщение его к культуре общества. Культура — достижения человечества, представленные в духовных и материальных ценностях, нормах социальных и межличностных отношений. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни.

Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества — качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.

Основные формы социализации личности — воспитание и обучение. Воспитание — процесс систематического целенаправленного формирования индивида как субъекта социальных функций, осуществляемый соответствующими социальными институтами — семьей, воспитательными и учебными заведениями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации. Содержанием воспитания является формирование нравственных понятий, установок, ценностных ориентаций, поведенческих навыков и привычек, соответствующих требованиям общества. Эффективным воспитание может быть лишь на основе знания психологических закономерностей формирования личности. В процессе воспитания индивид должен выступать как полноправный субъект, а не только как объект воздействия. На разных возрастных этапах развития индивида существуют наибольшие предрасположенности его психики к формированию определенных качеств.

Образование — социальный институт формирования общекультурной структуры личности, преимущественно в форме обучения — процесса целенаправленного вооружения подрастающего поколения системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности индивида в обществе.

Однако социализация личности не сводится к воспитанию и образованию. В процессе социализации формируется жизненная позиция личности — принципы поведения, основанные на устойчивых взглядах личности на ее место и роль в жизнедеятельности общества. Эта позиция формируется комплексом социальных факторов.

В процессе социализации личности выделяются три стадии: 1) дотрудовая (раннее детство и период обучения); 2) трудовая (период зрелости человека); 3) послетрудовая. Как видим, социализации личности не сводится только к процессу воспитания молодежи — это пожизненный процесс взаимодействия человека и общества, взаимодействия личности с различными социальными институтами.

Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «социализатора”, влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив — семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

Итак, социализации личности — это и процесс, и результат присвоения (интернализации) индивидом системы социальных ценностей и социальноадаптированных способов поведения, осуществляемые как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия наличность различных жизненных обстоятельств.

Качество и характер социализации личности в значительной мере определяются социальным устройством данного общества. Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение личности. Наивысшие проявления человеческой сущности затормаживаются. Жизненный путь перестает ощущаться большинством людей как движение к личному совершенству. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно зависимый тип личности .

Основными качествами этого типа личности являются: конвенционализм — некритическое принятие догматических норм и правил, верноподданность; авторитарная зависимость — преклонение перед официальной властью, некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; авторитарная агрессивность — ненависть ко всем инакомыслящим; — крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ригидность , косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, понимаю оппонентов; уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы; стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию; депрофессионализация, утрата компетентности и социальной ответственности.

В социально-психологические сети тоталитаризма попадают прежде всего люди, склонные к психическому уподоблению — конформизму. Они не противостоят мифологизации своего сознания, легко поддаются идеологическому заражению. И чем примитивнее и понятнее «идея», тем больше доброхотов. А если
идея еще и прибыльна, дает привилегии, то начинается даже борьба за большую ортодоксальность.

Без анализа смысловой сферы конкретной личности нельзя понять механизм ее взаимодействия со средой. У каждого человека свое жизненное пространство, своя «техника” жизни, самовозложение на себя своих обязанностей, свои сокровенные устремления и приверженности.

Личность стремится упорядочить свое миропонимание, сделать мир предсказуемым и понятным для себя. Для поддержания своей стабильности она может прибегать даже к самообману. И нет большей трагедии для личности, чем разрушение ее субъективного мира, деконцептуализация ее существования — крах ее надежд и верований.

Жизненные трудности возникают у всех. Но только высокоадаптированные индивиды способны преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию. Для этого сознание индивида должно быть способным к концептуальным перестройкам. В ситуациях жизненных катаклизмов высокоадаптированные индивиды переходят на новую схему психической саморегуляции. Во всех тяжелых жизненных ситуациях человек может увидеть свой спасительный шанс, новую жизненную опору. Неспособность же его к стратегической переориентации может оказаться губительной.

Судьба порой наносит такие жестокие удары, что полностью изменяет характер человека; всю его ценностно-регулятивную систему. Люди, психологически подготовленные к возможным ударам судьбы, проявляют большую «жизнестойкость. Те же, кто ориентирован только на «радости жизни», нередко оказываются сломанными. Сильные личности способны перестраивать себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.

В общем виде люди подразделяются на две категории: на тех, кто во всех неудачах винят внешние обстоятельства (экстерналы), и на тех, кто в своих неудачах склонны винить прежде всего себя (интерналы). Интерналы  более адаптивны — они способны своевременно корректировать свое поведение, исправлять ошибки. Их поведение отличается большей социальной ответственностью. Экстерналы же интерпретируют социальные нормы как нечто навязанное извне. Преимущественная ориентация на внешний контроль снижает уровень их самоконтроля. Трудные обстоятельства жизни они интерпретируют как кару судьбы. Интерналы же рассматривают эти трудности как возможность проявить жизнестойкость, для них характерен более высокий уровень социальной ответственности.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия; десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуальными — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, позиции и ценностные ориентации (цельность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования, постоянно открывает для себя новые горизонты, изыскивает возможности самореализации своих способностей. В трудных условиях толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость К их потребностям и интересам.

В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний . Развитая личность обладает обостренным чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному . Обладая развитым чувством самоуважения, способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства и философского скепсиса.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности - процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.

Процесс социализации совершается в непрерывном и напряженном взаимодействии двух составляющих процесса развития личности: с одной стороны, это деиндивидуализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предписывающие личности определенный тип поведения и подкрепленные различными формами социального контроля, а с другой стороны, это автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная гуманистически-либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности, начнем с исходного момента.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в человека не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал. (Такие люди в социологии называются феральными ).

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.

Американский исследователь Л. Кольберг предложил теорию морального развития личности.

Он выделил три главных уровня морального сознания личности :

1. "Доморальному" уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

2. "Конвенциальному" уровню соответствуют стадии:

а) модель "хорошего" ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

3. Уровню "автономной морали" соответствуют стадии:

а) подросток осознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) "релятивизм" предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на "доморальном" уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который как правило сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного "Я" личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления. Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремлении к обсуждению "философских", вечных вопросов - противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

К ним относят:

Агентов первичной социализации

Родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей;

Агентов вторичной социализации

Представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида :

- первичную

- вторичную

постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов.

Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Одной изважнейших черт процесса социализации является тот факт, что социализация осуществляется не только в период детского и юношеского возраста, но и в течение всей жизни взрослого человека, непрерывно продолжающего освоение новых для себя статусов и ролей и требуемых ими социальных качеств.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте, хотя конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называетсядесоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях - и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. п.);

Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одеж­ды и облачение в спецформу);

Переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

Замена старой обстановки на новую, обезличенную;

Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

Утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушенными окажутся основы личности.

Другой важной чертой процесса социализации является осуществление социализации личности как преднамеренно , в виде явной функции (например, через институты воспитания), так и непреднамеренно , в качестве скрытой (латентной) функции социальных институтов. В первом случае человек непосредственно "вживается" в какую-либо социальную роль, сталкиваясь с ее трудностями и имитируя какие-либо трудности. Во втором случае речь идет о том, что реальное функционирование системы социальных ценностей оказывает решающее, хотя и непреднамеренное воздействие на формирование личности.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что процесс социализации - это обретение личностью своей индивидуальности , своего индивидуально-конкретного социального лица. Таким образом, процесс социализации не сводится к пассивной адаптации, приспособлению личности к социальным условиям, приобретению ею неких стандартных черт. Он является результатом взаимодействия внешних (социальных), внутренних (биогенетических, врожденных и духовных) факторов и собственной активно-преобразующей деятельности личности. На основе врожденных качеств и приобретенного знания норм и ценностей личность, опираясь на особенности собственного темперамента, делает себя сама, являясь собственным достижением и выбором, и создает себя как индивидуальность и неповторимую целостность.



Случайные статьи

Вверх