Древнерусское государство (киевская русь). Возникновение государства Киевская Русь. Норманнская теория

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полу дикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородским и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.


Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен.

Согласно летописям, в 862 году сразу несколько племен – ильменьские словене, чудь, кривич – призвали троих братьев-варяг Рюрика, Трувора и Синеуса княжить в Новгороде. Это событие получило название «призвание варягов». Согласно мнению историков, призвание произошло потому, что племена, жившие на территории будущей Руси постоянно одолевали междоусобные войны, и они никак не могли решить, кому стоит править. И только с приходов трех братьев междоусобицы прекратились и русские земли стали постепенно объединяться, а племена превращались в подобие государства.

До призвания варяг на русских землях жили многочисленные разрозненные племена, которые не имели собственного государства и системы управления. С приходом братьев племена стали объединяться под властью Рюрика, который вместе с собой привел и весь свой род. Именно Рюрик стал основателем будущей княжеской династии, которой суждено было ни один век править на Руси.

Несмотря на то, что первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.

Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет. Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 году при князе Олеге город Киев стал столицей нового государства – Киевской Руси.

В 944 году во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 году княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка – дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 году новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 году князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления, в 963 году Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества – государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодализму и феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-первая половина 12 века). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и Киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.


Начиная со второй половины 12 века и до середины 13 на Руси правили следующие представители Рюриковичей – Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. В этот период, хоть и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13 века и до конца 14 века Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья ни раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 году удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Столица была перенесена в Москву во время правления Ивана Калиты, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2 окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3, Василия 3 и Ивана Грозного началось становление нового централизованного государства с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном и вскоре на Руси наступило «Смутное время», когда было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

4. Расцвет и упадок Древнерусского государства. Период феодальной раздробленности.

Древнерусское государство, или Киевская Русь, - первое крупное устойчивое объединение восточных славян. Его образование стало возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, ильменских словен, радимичей, вятичей, северян и др.). Наиболее развитыми в экономическом и политическом отношениях были земли ильменских словен (Новгород) и полян (Киев), объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.

800-882 гг. - начальный этап объединения восточно-славянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород) и объединение их Олегом;

882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточно-славянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911);

912-1054 гг. - расцвет раннефеодальной монархии, подъем производительных сил, развитие феодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточно-славянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - «Правда Ярослава» (1016). Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый;

1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление межкняжеской борьбы; на киевском великом княжении сменяют друг друга Изяслав, Святослав, Всеволод - триумвират Ярославичей. Дальнейшее развитие феодальных отношений. Рост народных восстаний. Появление нового свода законов - «Правда Ярославичей» (1072), который дополнил «Правду Ярослава» и стал называться «Русская Правда»;

1093-1132 гг. - новое усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединить свои усилия под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых и политических отношений. Новый законодательный свод - «Устав Владимира Мономаха» (1113) - вошел составной частью в «Русскую Правду», которую принято считать отныне «Пространной Русской Правдой». После исчезновения половецкой угрозы государство распадается. Наиболее видные политические деятели - Владимир II Мономах и Мстислав Великий.

Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности.

Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) два десятилетия совместно боролись против нашествий и сохраняли единство Русской земли.

Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.

В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.

Кровавые распри усугублялись непрерывными набегами половцев, которые умело использовали разобщенность русских князей. Иные князья брали половцев в союзники и приводили их на Русь.

В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода.

Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства. Он стал поворотным, так как произошел перелом в распределении земельной собственности на Руси.

Пагубная ошибка в законотворчестве дала о себе знать не сразу. Необходимость совместной борьбы против половцев, сильная власть и патриотизм Владимира Мономаха (1113-1125) на время отодвинули неизбежное. Его дело продолжил сын Мстислав Великий (1125-1132). Однако с 1132 г. прежние уезды, став наследственными «отчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества.

В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии - 50, а в годы правления Ивана Калиты - 250. Многие историки считают одной из причин, лежащих в основе этих событий, многодетность княжеских семей (раздавая земли по наследству, они умножали количество княжеств).

Наиболее крупными государственными образованиями были:

К иевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);

В ладимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров Переяславль-Залесский, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород);

Ч ерниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);

Г алицко-Волынское княжество (находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры);

П олоцко-Минская земля (имела выгодное расположение на перекрестке торговых путей).

Феодальная раздробленность характерна для истории многих государств Средневековья. Уникальность и тяжелые последствия для Древнерусского государства заключались в ее продолжительности - около 3,5 столетий.

Древнерусское государство Древнеру́сское госуда́рство

государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки» (поселения в районе Старой Ладоги, Гнёздова и др.). В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства. В 988-89 Владимир I Святославич ввёл христианство как государственную религию (см. Крещение Руси). В городах (Киев, Новгород, Ладога, Белоозеро, Ростов, Суздаль, Псков, Полоцк и др.) развивались ремёсла, торговля, просвещение. Устанавливались и углублялись связи с южными и западными славянами, Византией, Западной и Северной Европой, Кавказом, Средней Азией. Древнерусские князья отражали набеги кочевников (печенегов, торков, половцев). Правление Ярослава Мудрого (1019-54) - период наибольшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими правовыми актами. Во второй половине XI в. княжеские междоусобицы и набеги половцев привели к ослаблению государства. Попытки сохранить единство древнерусского государства были предприняты князем Владимиром II Мономахом (правил в 1113-25) и его сыном Мстиславом (правил в 1125-32). Во второй четверти XII в. государство вступило в завершающую фазу распада на самостоятельные княжества, Новгородскую и Псковскую республики.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО (Киевская Русь), государство 9 - начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей (см. РЮРИКОВИЧИ) двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки» (см. ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ) . В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии (см. ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ) . За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность.
Социально-политический строй
Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной (см. ДРУЖИНА) , зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече (см. ВЕЧЕ) . Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 - начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест.
В 11 - начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Власть князя была неограниченной, но ему приходилось считаться с мнением боярства. Роль веча снижалась. Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев - «старцев» и дружинников. Знатные роды играли большую роль в истории городов (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина - в Киеве, Дмитра Завидича - в Новгороде). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила появление вооруженной купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.
Сельское население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины. Рост крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068-1069 гг.; на Белоозере около 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были разобщены, в них участвовали язычники-волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой религией - христианством. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Руси в 1060-1070-х гг. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих вотчины. Общественные отношения регулировались Русской правдой (см. РУССКАЯ ПРАВДА (свод права)) и другими правовыми актами.
Политическая история
Ход исторических событий в Древнерусском государстве известен по летописям (см. ЛЕТОПИСИ) , составленным в Киеве и Новгороде монахами. По данным «Повести временных лет (см. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ) », первым князем Киева был легендарный Кий. Датировка фактов начинается с 852 г. н. э. В летопись включена легенда о призвании варягов (862) во главе с Рюриком, ставшая в 18 в. основой норманской теории о создании Древнерусского государства варягами. Два сподвижника Рюрика - Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, по дороге подчинив своей власти Киев. После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к варягу Олегу (ум. 912), который, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883-885 гг. покорил древлян, северян, радимичей и в 907 и 911 гг. совершил походы на Византию.
Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он совершил поход на западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани («уроки»). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княжил 964-972) обеспечил свободу торговых путей на восток, через земли волжских булгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит печенегами.
Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента - брата Олега, древлянского князя (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич с помощью варягов овладел Киевом. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (княжил 980-1015). Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося государства побудила Владимира ввести на Руси в 988-989 гг. христианство в форме византийского православия. Первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались языческих верований. На княжение Владимира приходится расцвет Древнерусского государства, земли которого раскинулись от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей. После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в которой были убиты два из них - Борис и Глеб, -причисленные церковью к лику святых. Убийца братьев Святополк бежал после борьбы со своим братом Ярославом Мудрым, ставшим киевским князем (1019-1054). В 1021 против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав (княжил в 1001-1044), мир с которым был куплен ценой уступки Брячиславу ключевых пунктов на торговом пути «из варяг в греки» - Усвятского волока и Витебска. Через три года против Ярослава выступил его брат - тмутараканский князь Мстислав. После битвы у Листвена (1024) Древнерусское государство было поделено по Днепру: правобережье с Киевом досталось Ярославу, левобережье - Мстиславу. После смерти Мстислава (1036) единство Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии (образование в 1037 самостоятельной митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром укрепились политические связи Древней Руси с государствами Западной Европы. Древнерусское государство имело династические связи с Германией, Францией, Венгрией, Византией, Польшей, Норвегией.
Наследовавшие Ярославу сыновья поделили владения отца: Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич - Чернигов, Всеволод Ярославич - Переяславль Южный. Ярославичи пытались сохранить единство Древнерусского государства, старались действовать заодно, но процесса государственного распада предотвратить не могли. Положение осложнилось натиском половцев, в битве с которыми Ярославичи потерпели поражение. Народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привел к восстанию в Киеве (1068), бегству Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 объединенными силами Изяслава и польских войск. Вскоре среди Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073). После смерти Святослава (1076) Изяслав вновь вернулся в Киев, но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078-1093) не смог сдержать процесс распада единого государства. Лишь после нашествий половцев (1093-1096 и 1101-1103) древнерусские князья объединились вокруг киевского князя для отражения общей опасности.
На рубеже 11-12 вв. в крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, Владимир Мономах в Переяславле. Владимир Мономах был тонким политиком, он убеждал князей теснее сплотиться в борьбе с половцами. Созванные с этой целью съезды князей себя не оправдали (Любечский съезд, Долобский съезд). После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников. Постепенно он усиливал свои позиции как верховного правителя Руси. Усмирив новгородцев, Владимир посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Древней Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате походов вглубь степи половецкая опасность была устранена. Но, несмотря на усилия Мономаха, предотвратить распад Древнерусского государства не удалось. Объективные исторические процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров - Чернигова, Галича, Смоленска, тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-1132) удалось нанести новое поражение половцам и выслать их князей в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132) Древнерусское государство распалась на ряд самостоятельных княжеств. Начался период раздробленности Руси.
Борьба с кочевниками. Древняя Русь вела постоянную борьбу с кочевыми ордами, попеременно жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, торками, половцами. Кочевья печенегов в конце 9 в. занимали степи от Саркела на Дону до Дуная. Их набеги заставили Владимира Святославича укреплять южные границы («ставить городы»). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил западное объединение печенегов. Но затем в причерноморских степях появились торки, которым в 1060 объединенными силами древнерусских князей было нанесено поражение. Со второй половины 11 в. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торговыми путями между Европой и странами Востока. Крупную победу над русскими половцы одержали в 1068. Сильный натиск половцев Русь выдержала в 1093-1096 гг., для чего потребовалось объединение всех ее князей. В 1101 отношения с половцами наладились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор. Понадобилась серия походов Владимира Мономаха на половецкие зимовьям в глубь степей, завершившаяся в 1117 откочевкой их на юг, к Северному Кавказу. Сын Владимира Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.
Хозяйство
В эпоху образования Древнерусского государства пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия; выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом. Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня». Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки.
Основной тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим существовали и элементы рабовладения (холопство).
В 6-7 вв. в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные усадьбы знати. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины - «княждвор», в котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг - бояр-дружинников, жилища смердов, холопов. Вотчиной управлял боярин - огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами (см. ТИУН) . Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве развивалось ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом.
Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов. Наиболее древние из них - Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе развивались различные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Во второй половине 10 в. появились клейма мастеров. Под византийским влиянием в конце 10 в. возникло производство эмалей. В крупных городах существовали торговые подворья для заезжих купцов - «гостей».
Торговый путь из Руси в восточные страны проходил по Волге и по Каспийскому морю. Путь в Византию и Скандинавию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления (Днепр - Ловать), имел ответвление на Западную Двину. На запад вели два пути: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику. В 9 - середине 11 вв. на Руси было велико влияние арабских купцов, укреплялись торговые связи с Византией и Хазарией. Древняя Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь. Позднее, в середине 11-12 вв. в связи с изменением международной обстановки (распадом Арабского халифата, засильем половцев в южнорусских степях, началом крестовых походов) были нарушены многие традиционные торговые пути. Проникновение западноевропейских купцов в Черное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу 12 в. она в основном была перенесена на север - в Новгород, Смоленск и Полоцк.
Культура
Культура Древней Руси уходит своими корнями в глубины культуры славянских племен. В период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь оказалась в ряду передовых по культуре государств своего времени. Средоточием культуры был город. Грамотность в Древнерусском государстве была сравнительно широко распространена среди народа, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (пряслицах, бочках, сосудах). Есть сведения о существовании на Руси в то время школ (даже женских).
До наших дней дошли пергаментные книги Древней Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги; среди них древнейшая - «Остромирово Евангелие (см. ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ) ». Наиболее образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион (см. ИЛАРИОН (митрополит)) , новгородский епископ Лука Жидята (см. ЛУКА Жидята) , Феодосий Печерский (см. ФЕОДОСИЙ Печерский) , летописцы Никон (см. НИКОН (летописец)) , Нестор (см. НЕСТОР (летописец)) , Сильвестр (см. СИЛЬВЕСТР Печерский) . Усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведений болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна), чехоморавской (жития Вячеслава и Людмилы). На Руси переводились с греческого языка византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос («Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, с древнееврейского - книга «Есфирь», с сирийского - повесть об Акире Премудром. Со второй четверти 11 в. развивается оригинальная литература (летописание, жития святых, проповедь). В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион с риторическим искусством трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями государственного строительства. Летописцы обращались к поэтическим преданиям языческого фольклора. Нестор пришел к осознанию родства восточнославянских племен со всеми славянами. Его «Повесть временных лет» приобрела значение выдающейся хроники европейского средневековья. Житийная литература насыщалась актуальной политической проблематикой, и ее героями стали князья-святые («Жития Бориса и Глеба»), а затем подвижники церкви («Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик»). В житиях впервые, хотя в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества («Хождение» игумена Даниила). В «Поучении» к сыновьям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Древнерусские литературные традиции и богатейший устный эпос подготовили возникновение «Слова о полку Игореве (см. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ) ».
Опыт восточнославянских племен в деревянном зодчестве и сооружениях укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их ремесленные навыки и традициؠхудожественного творчества были усвоены искусством Древней Руси. В его становлении огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока). В относительно краткий период расцвета Древней Руси русские мастера освоили новые для них приемы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.
Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9 - начале 10 вв. появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях - деревянные замки (Любеч). Из укрепленных поселков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской области; разрушены в 1241).
На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль - резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов) с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нем и со рвом извне, и из посада (порой укрепленного). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных районах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных - бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Хоромы в кремлях с середины 10 в. имели двухэтажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой хоромы вмещали залы площадью более 200 кв 2 м (Киев). Общими для древнерусских городов были живописность силуэта, где доминировал кремль с его красочными хоромами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с ландшафтом, возникавшая благодаря использованию рельефа местности не только в стратегических, но и в художественных целях.
Со второй половины 9 в. летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали пять (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020-1026, зодчий Миронег) и даже тринадцать глав (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989). Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240) была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в. каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав Южный, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога; все конец 11 - начало 12 вв.) и величественные трехнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045-1050, Полоцке, 1044-1066) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их приближенных. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолковывается древнерусскими зодчими - купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра. Древнерусское зодчество сходно с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в древнерусских храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряженностью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора.
Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях - полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передается посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на прихожанина. Это сообщает напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра Древней Руси («Остромирово евангелие» 1056-1057) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую великокняжеские венцы, подвески-колты, которыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде.
В 11 в. получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия (см. АЛИМПИЙ) , которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевской Руси, не сохранилось.
Во второй половине 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В крепостях и загородных замках князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление мощи и аскетической простоты. В Киеве строят соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-1078, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых - над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объемом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в.
В это же время меняется и стиль живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, восстановлен заново) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешевой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба - в Киеве, 12 в.) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям.
Художественная культура Древнерусского государства получила дальнейшее развитие в период раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникли ряд местных школ (владимиро-суздальская, новгородская), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель сильней дают о себе знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос формы.
Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии древнерусской музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как местные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приемов, празднеств, на пирах князей и именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны ранние письменные памятники русского музыкального искусства - рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского церковно-певческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного певческого стиля - знаменного распева, наряду с которым существовал особый род кондакарного пения.

Основные предпосылки возникновения древнерусского государства сложились в течение VI-VIII веков. В этот период времени проходило большое количество различных событий: распад родового строя, образование племенных союзов, замена родового деления и т.д. Стоит отметить, что древнерусское государство киевская русь - это удивительное государство, которое заняла свою нишу в истории.

http://medperfect.ru/

По словам историков, на образование представленного государства повлияли, в первую очередь, племена норманнов. С самого начала было сформировано два больших и важных с политической и экономической точки зрения города: Киев и Новгород. Данное государство возникло именно в Киеве, который был в то время политическим центром.

Среди наиболее знаменитых правителей древнерусского государства можно выделить князя Олега. С деятельностью этого великого киевского князя связано множество походов. Специалисты утверждают, что именно Олег сформировал так званое ядро древнерусского государства.

Значение принятия христианства для государственного развития Руси

Среди завершающих этапов становления Киевской Руси можно выделить княжение Ярослава мудрого, а также Владимира Святого. Во время правления этих князей произошли в Киеве достаточно большие государственные перемены. Самое главное, что в период правления этих князей было принято христианство, которое стало государственной религией. Необходимо отметить, что данная религия была уже знакома славянам. Мало кому известно, что именно Византия является первым источником появления христианства на Руси.

Не секрет, что проходило крещение Руси в 988 году благодаря князю Владимиру. Если говорить о реформе князя Владимира, то она была самой прогрессивной, а также эффективной. Если точнее, то христианство на Руси - главная духовная сила, которая существенно укрепило государство. Кроме этого, в это время на Руси появился совершенно новый институт под названием церковь.

Возглавлял этот институт митрополит, в селах и городах священники, а вот в областях - епископы. Десятую часть своего дохода (десятину) люди платили церкви ежемесячно. Великокняжеская власть стала политической основой государства.

Основные факторы, влияющие на разрушение Киевского государства:

  1. Формирование феодальных отношений, которые повлияли на возникновения крупнейших земельных владений;
  2. Изменение порядка княжества по старшинству. Устанавливалась совершено новая организация власти;
  3. Создание удельных княжеств;
  4. Ослабление экономических связей и т.д.

Вообще, древнерусское государство киевская русь прошла достаточно сложные этапы становления.

Стоит отметить, что образование древнерусского государства киевская русь связывают с князем Рюриком, которого призвали новгородцы в 862 году. Многие историки считают основателем древнерусского государства именно Рюрика, так как он, действительно, много чего сделал. Именно Рюрик впервые завоевал Киев в 882 году. Кроме этого, данному князю удалось победить следующие племена: варяги, древляне и другие.

http://testxl.ru/

В то время в качестве основы древнерусского государства выступали славянские традиции. В период с X по XI века, политическая жизнь Киевской Руси существенно изменилась. Достаточно востребованной является образование древнерусского государства норманская теория, согласно которой именно норманны являлись первыми коренными жителями Древней Руси. Тема происхождения великого государства до сих пор является актуальной и интересной для многих ученых.

Видео: Киевская Русь - основание.

Читайте также:

  • Не секрет, что до человека на земле обитали различные подобные ему существа, о которых и пойдет речь в нашей статье. В первую очередь, мы узнаем, кем были неандертальцы и кроманьонцы, чем они занимались и что ели.

  • Австралопитеки являются вымершими двуногими человекообезьянами, остатки которых были впервые обнаружены на территории ЮАР. Стоит отметить, что эти человекообезьяны жили около 1 млн. лет назад. По словам историков, предками австралопитеков были дриопитеки. Точной даты, когда австралопитеки

  • Не секрет, что скоморохи были первыми авторами, а также исполнителями обрядовых песен в Древней Руси. Стоит отметить, что древнерусская музыка является уникальной, ведь она напрямую связана с различными верованиями, а также обрядами. Кроме этого, исторические песни древней руси связаны

Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства. Если кратко, основная из них такова:

Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.

Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.

Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.

1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.

2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.

3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).

Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.

Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.

Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.



Случайные статьи

Вверх