Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь. Эмма мошковская - обида Анализ стихотворения «Обида» Мошковской

Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!

И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
и щеночка, и кота…

Я в обиде
Съел пирог
и в обиде
я прилёг,
и проспал в ней два часа.
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать
не захотелось.

Анализ стихотворения «Обида» Мошковской

Стихотворение «Обида» Эммы Эфраимовны Мошковской – поучительный юмористический пример вреда обид.

Стихотворение написано в 1960-е годы. Поэтессе в эту пору около сорока лет, она один из самых востребованных детских авторов, в ее литературном багаже – множество изданных книг. В свое время она получила музыкальное образование и даже работала по профессии. Однако «нерастраченная память детства» влекла ее на писательский путь. Она успела заручиться поддержкой С. Маршака и К. Чуковского, увидела свои стихи в журналах, наконец, началось сотрудничество с издательством «Детский мир». В жанровом отношении – поэтический рассказ, рифмовка смежная, перекрестная, тавтологическая, 3 строфы. Лирический герой – обиженный мальчишка. В первой же строке он делает заявление: я ушел. Естественно, «в свою обиду». Обижаться, так уж всласть. Тем более, если никто не замечает, как ты расстроен. Как можно заниматься повседневными делами, когда тут такое. Пожалуй, надо произнести какую-нибудь впечатляющую угрозу. Например: буду жить в ней все года! Нужно же, наконец, проявить характер. Вторая строфа – последствия обиды. Они всегда одинаковы. Весь мир стал серым и неинтересным. Герою даже захотелось, чтобы в его шкуре побывал еще кто-нибудь. Тот, кто на него не пожалуется. Например, можно прогнать ласкового щеночка или исподтишка дернуть старого кота за хвост. Не очень сильно, но чтобы он почувствовал, какова его обида на вкус.

В финале у героя некстати просыпается аппетит. И зачем это мама пирог испекла, ведь у него совершенно не было настроения его есть. А теперь вот появилось. Однако его не проведешь, и мальчик кушает с обидой напополам. После чего, разумеется, пришлось прилечь. На два часика, не больше. Обида, само собой, прилегла рядом. Он даже как будто держал ее за руку, чтобы не ушла. Проснувшись, герой чувствует себя просто великолепно, мир вновь разноцветный и полон чудес. «Куда-то делась!» Он немножечко смущен, что так долго дулся. Ну, ничего, еще не поздно наверстать потерянное время. Надо сбегать во двор, там ребята во что-то играют. Э. Мошковская в этих стихах смотрит на жизнь глазами ребенка, использует характерные особенности детской речи и поведения, живописует эмоции, испытанные мальчиком, в том числе, детскую отходчивость. Портрет получается узнаваемым и назидательным как для ровесников героя, так и для тех, кто постарше, но любит обижаться. Звукопись (аллитерация), многоточия подчеркивают недовольную, капризную интонацию стиха. Уменьшительно-ласкательные суффиксы усиливают несправедливость угрюмого взгляда на мир: цветочка, щеночка. Глаголы придают стихам динамичность. Строфы связаны многосоюзием, перечислительными градациями.

Стихи Э. Мошковской о детях отличаются тонким психологическим рисунком и неподдельно искренней интонацией.

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашу,
Она ничего не расскажет,
И я ей не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду
И через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдёт много лет,
И вот в самолёт реактивный
Мама возьмёт билет.
И в день моего рожденья
Тот самолёт прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит.

* * * * * * *

Эмма Эфраимовна Мошковская (15 апреля 1926- 2 сентября 1981) - советская детская писательница и поэтесса. Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии(меццо-сопрано). . .
В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы (в частности, Зара Левина). . .

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

На этом уроке вы познакомитесь с биографией и творчеством поэтессы Эммы Мошковской, рассмотрите два стихотворения детской писательницы, научитесь читать их правильно.

Родилась Эмма Мошковская в Москве в 1926 году. В 1954 году она закончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (рис. 2).

Рис. 2. Училище имени Гнесиных ()

Работала Мошковская в Архангельской филармонии (рис. 3), затем в оперно-хоровой студии при московской консерватории.

Рис. 3. Архангельская филармония ()

Рис. 4. Журнал «Пионер» ()

Её произведения получили положительные отзывы от известных писателей, С.Я. Маршака (рис. 5) и К.И. Чуковского (рис. 6).

Рис. 5. С.Я. Маршак ()

Рис. 6. К.И. Чуковский ()

В 1962 году поэтесса выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар» (рис. 7). За ним последовали более двадцати сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста.

Рис. 7. Обложка сборника «Дядя Шар» ()

В 1967 году Эмма Мошковская стала членом союза писателей.

Помимо стихов, она писала прозу, сказки, занималась переводами. Её стихи неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира (рис. 8).

Рис. 8. Обложка книги «Какие бывают подарки» ()

В 1981 году Эммы Мошковской не стало.

Благодаря музыкальности и ритмичности многие из стихотворений Мошковской стали песнями, такие как, например, «Двойка», «Окно», «Тараторы». Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении звёзд отечественной поп- и рок-музыки, например Фёдора Чистякова и Сергея Мазаева.

Прочитайте стихотворение Эммы Мошковской «Обида». Обратите внимание при чтении на паузы (остановки в звучании):

// - длинная пауза

/// - очень длинная пауза

Обида

Я ушёл в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года! //

И в обиде

я не видел

ни цветочка, ни куста... //

И в обиде я обидел

и щеночка, и кота... //

Я в обиде

Съел пирог

и в обиде

я прилёг,

и проспал в ней два часа. //

Открываю я глаза... ///

А она куда-то делась! ///

Но искать

не захотелось. ///

Это стихотворение о том, как мальчик на кого-то или на что-то обиделся. Ему было плохо, он вокруг себя никого и ничто не замечал. Но его обида прошла: он уснул, а когда проснулся, от обиды не осталось и следа.

Это стихотворение учит тому, что не нужно обращать внимание на глупые обиды и тратить на это время, и тогда жизнь будет интересной и насыщенной.

В начале стихотворения мальчик грустный и обиженный, поэтому и читать следует с такой же интонацией. А в конце стихотворения его обида улетучилась и мальчик не стал её разыскивать. Значит, настроение весёлое, радостное, так и следует читать.

Прочитайте ещё одно стихотворение этого же автора.

Трудный путь

Я решил

И отправляюсь, //
Я иду

В этот трудный путь. //
Я иду

В соседнюю комнату,
Где молча

Сидит моя мама. ///
И придётся

Открыть дверь //
И сделать шаг... ///

И ещё… ///
И ещё, может десять,

Десять шагов!
И тихо

К ней

Подойти, //
И тихо

Сказать: ///

«Прости...» /// (рис. 10)

Рис. 10. Иллюстрация к стихотворению «Трудный путь» ()

В этом стихотворении много длинных пауз, потому что они выражают нерешительность мальчика, ведь так трудно, даже признавая свою ошибку, подойти и попросить прощения, даже если это мама.

Познакомьтесь с выставкой произведений этого автора:

  • «Весёлые стихи для малышей» (рис. 11).

Рис. 11. «Весёлые стихи для малышей» ()

  • Сборник колыбельных стихов известных детских поэтов, в том числе и стихов Эммы Мошковской (рис. 12).

Рис. 12. Сборник «Спать пора» ()

  • «Какие бывают подарки» (рис. 13). Эта книга сама читает стихи известных детских поэтов. Для этого нужно нажать на кнопочки и слушать любимые стихи.

Рис. 13. «Какие бывают подарки» ()

«Жил на свете серенький козлик, и хотел он совершить невиданный подвиг - победить серого волка… Много лет пробежало… А когда они встретились, то козлик стал рассказывать ему разные сказки: то весёлые, то грустные, то забавные, и волк, заслушавшись, был сражён…»

Рис. 14. Аудиокнига «Жил-был на свете серенький козлик» ()

  • Сборник стихов Эммы Мошковской «Хитрые старушки» (рис. 15).

Рис. 15. «Хитрые старушки» ()

Эмма Мошковская - большой и самобытный поэт; в представлении автора детство - это счастливый остров, на котором опять становятся целыми поломанные игрушки и разбитые чашки, а мамы там не сердятся…

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Stihi-russkih-poetov.ru ().
  3. Estpovod.ru ().

Домашнее задание

  1. Рассказать биографию Эммы Эфраимовны Мошковской.
  2. Объяснить, чему учит стихотворение Эммы Мошковской «Обида».
  3. Выучить стихотворение Эммы Мошковской «Трудный путь» наизусть.

Литературное чтение Дата:12.12.2017г.

Тема: Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»

Цели: формирование навыка составления партитуры для чтения и выразительного чтения; расширение круга нравственно-эстетических представлений; обучение глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное.

Планируемый результат: у меть определять эмоциональный тон персонажа; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); проводить лексическую работу

Познавательные УУД: - ориентироваться в тексте; анализировать текст с целью определения его эмоционального характера, характеристики персонажей, с целью нахождения в нем главного содержания;

Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения;

Проявлять навыки взаимопомощи и сотрудничества;

Регулятивные УУД: принимать и удерживать учебную задачу;

Личностные УУД : формировать нравственно-этическую ориентацию; развивать эмпатию;

ХОД УРОКА

    Орг. момент

    Проверка домашнего задания

Игра «Радиотеатр»

Кто был лучшим в роли Оли, Наташи?

Кому удалось передать характер и настроение героев?

Речевая разминка

три брата

Вернулась мама через час.

Ну как дела? – спросила нас.

– Тарелки мыл.

– Я вытирал.

– А ты?

Осколки собирал.

    Работа по теме урока

Бывало ли вам обидно? Когда?

– Что такое обида?

Посмотрите, как раскрыто значение слова в толковом словаре.

Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением; так говорят о досадном, неприятном случае.

Стихотворение, которое мы сегодня будем читать, так и называется – «Обида», автор Э. Мошковская.

    Первичное чтение текста учащимися

От чьего лица написано стихотворение, автора или персонажа?

Почему мальчик обидел «и щеночка, и кота»?

Что изменилось, когда мальчик поспал?

    Повторное чтение

    Работа по учебнику С.24-25 з.1-4

Учащиеся перечитывают стихотворения, выполняя задания 1 и 2 учебника. (чтение по частям, изменение настроения)

Задания 3 и 4 для работы над выразительностью чтения (постановка пауз)

На конце каждой стоки должна быть хоть небольшая пауза, иначе стихотворение будет звучать как рассказ. Сравните…(эксперимент)

Первичное чтение текста «Трудный путь»

Послушайте ещё одно стихотворение Э. Мошковской.

Почему стихотворение называется «Трудный путь»? Оправдались ваши предположения?

От чьего лица идет речь в этом произведении?

Как вы догадались, что герой этого стихотворения мальчик?

    Повторное чтение стихотворения (вслух).

Кто-нибудь из вас оказывался в подобной ситуации? Расскажите.

Работа по вопросам учебника (с. 27).

Работа по вопросам учебника. 2-3 ученика читают по очереди, стараясь передать голосом состояние героя

    Словесное рисование

Что бы вы изобразили на иллюстрации к этому стихотворению?

4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

С.24-27, выр.чтение

5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Понравилось вам стихотворение?

Гляжу с высоты

На обиду.

Теряю обиду

Из виду.

Когда вам кажется, что вас обидели, проговорите эти строчки как заклинание, и все у вас будет хорошо.

Выставление отметок.



Случайные статьи

Вверх