Эмоции и стресс в психологии. Стресс - основные симптомы. Чем опасен стресс

Каждый человек сталкивается со стрессами. Эмоции, которые мы испытываем в жизни: неприятные сюрпризы, умственное и физическое перенапряжение, ссоры с близкими людьми, – все это влияет на психоэмоциональное состояние людей. Эмоциональный стресс выводит человека из зоны комфорта и требует физиологической и психологической адаптации его к новым условиям.

Негативные эмоции — основная причина инфаркта миокарда

Психологическое состояние напрямую связано со здоровьем человека: инфаркт миокарда в 70% случаев возникает именно из-за стрессов.

Стрессообразующие факторы

Понятие «эмоции» характеризуется в психологии как переживаемое отношение индивидуума к различным внешним факторам (факты, события и т. д.). Проявляется такое переживание различными признаками: страхом, радостью, ужасом, удовольствием и др. Эмоций тесно связаны с соматической и висцелярной сферой. Появляющаяся мимика, жесты, отчетливое учащение сердцебиения и дыхания – все это подвластно психоэмоциональному состоянию человека.

Эмоции формируются в лимбической системе головного мозга. Их влияние на организм сопоставимо с определенной вероятностью удовлетворения индивидуума. Низкая вероятность – характеризует отрицательные эмоции, а высокая – положительные. Все эмоции являются регуляторами поведения и выступают в роли «оценки» любых психологических воздействий на человека.

Эмоциональный стресс – это психоэмоциональное напряжение, возникающее из-за негативной оценки внешних факторов головным мозгом. Свою силу они имеют в случае невозможности активизации защитных реакций организма на угрозы, что зависит от стрессоустойчивости человека.

Важно понимать различие между положительными и отрицательными стрессами. Сильные переживания, вызванные положительными эмоциями, называют эустрессами. Состояние организма под пагубным воздействием отрицательных эмоций – дистресс. Он характеризуется дезорганизацией поведения и психики человека.

Страх — стрессообразующая эмоция

Причины возникновения

Стрессовые состояния являются естественным явлением, характерным не только для человека, но и других животных. Частота случаев зависит от технологического прогресса, темпа жизни, экологии, урбанизации. Но основными факторами, влияющими на стрессы, являются социальное поведение и характеристики отдельных событий.

Основные причины такого эмоционального состояния:

  • страхи, обиды, ссоры;
  • социальные и бытовые факторы;
  • жизненные проблемы, связанные с работой, смертью близкого человека, разводом и т. д.;
  • потенциально опасные ситуации;
  • физиология.

Физиологические факторы почти не связаны с внешней средой. Они являются следствием умственной деятельности человека, оценки его собственного состояния, ведь в случае болезни, переживаешь за собственное самочувствие сильнее.

Распространенные физиологические факторы, влияющие на появление эмоционального стресса:

  • умственное и физическое переутомление;
  • проблемы со сном;
  • патологические нарушения нервной системы;
  • эндокринные патологии;
  • гормональные сбои;
  • посттравматические расстройства.

Одной из распространенных разновидностей эмоционального стресса является «выгорание» (переутомление). В группу риска входят представители трудовой сферы. Психологическая нагрузка, которые испытывают трудящиеся, способствует утере большого объема физической и умственной энергии. Продолжительная потеря энергии приводит к переутомлению.

Не стоит путать эмоциональный и информационный стресс. Последний характеризуется защитным барьером организма как реакция на большой поток информации, получаемой долгое время.

Наиболее распространенные профессии, подверженные выгоранию – это социально ответственные должности (педагоги, руководители предприятий, медики и т.д.). Причины выгорания: ответственность, неудобный график работы, низкая заработная плата и др.

Симптоматика

Определить психоэмоциональный стресс можно по физиологическим и психологическим признакам. Самые распространенные симптомы:

  • психоэмоциональные реакции (раздражительность, тревожность, страх, отчаяние и др.);
  • учащение сердцебиения и дыхания;
  • потеря концентрации;
  • перенапряжение мышц;
  • усталость;
  • проблемы с памятью.

Иногда симптомы стресса можно спутать с инфекционными или вирусными заболеваниями. Внутренние факторы, зависящие от оценки определенной ситуации, могут стать причиной:

  • нарушения пищеварения;
  • мышечной слабости;
  • повышения температуры;
  • головных болей и головокружения.

Нередко эти симптомы проявляются из-за ожидания важных событий в жизни человека или во время них: выпускные экзамены, собеседование на работе, творческое выступление и т. д. Сильный стресс может нести серьезный вред для здоровья.

Усталость — один из симптомов расстройства

Опасность стрессов

Физиологическая природа стресса таит в себе опасность для человека. Плохая регуляция собственного состояния способствует выбросу в кровь адреналина и норадреналина. В определенном количестве эти гормоны негативно отражаются на работе внутренних органов и систем и способствуют возникновению хронических заболеваний. Как и информационный стресс, эмоциональный нередко приводит к таким болезням, как:

  • язвенные болезни;
  • сердечная недостаточность;
  • ишемия;
  • стенокардия;
  • астма;
  • онкологические заболевания.

Сильные продолжительные стрессы влияют на работу органов и систем, приводят к возникновению нервных срывов и психических расстройств, способствуют снижению иммунитета. Люди, которые наиболее подвержены психологическим нагрузкам, чаще других страдают от вирусных и инфекционных заболеваний.

Длительные стрессовые состояния провоцируют болезни сердца

Стадии эмоционального стресса

Человеку свойственно переживать и выражать свои эмоции. При стрессовой ситуации чаще всего ощущается момент его пика, характеризующийся учащением пульса и дыхания. Также можно почувствовать и постепенное облегчение. Фазы эмоционального стресса:

  1. Перестройка. Физиологическая реакция, характеризующаяся выбросом в кровь гормонов. Человек чувствует сильное напряжение и эмоциональное возбуждение.
  2. Стабилизация. Выработка гормонов уравновешивается, но психоэмоциональное состояние не изменяется.
  3. Истощение. Проявляется при сильном или затяжном стрессе. Происходит потеря контроля над ситуацией, что приводит к сбою работы внутренних органов и систем.

Стадия истощения наступает только в том случае, если психоэмоциональное состояние индивидуума пребывает в продолжительном напряжении или же продолжает поддаваться дополнительным нагрузкам.

Происходит дисбаланс глюкокортикоидных гормонов и инсулина. В результате человек чувствует снижение работоспособности, слабость и другие признаки стресса.

Особенности профилактики

Профилактика стрессовых ситуаций заключается в подготовке организма к предстоящим изменениям внешних условий. Нужно предугадывать неизбежность стрессовой ситуации и постараться сохранить эмоциональное равновесие с ее наступлением. Существует несколько профилактических методик:

  1. Рационализация события. Моделирование возможной ситуации до мелочей (одежда, диалоги, поведение и т. д.). Это способствует снижению уровня неопределенности и снизится повышенный уровень эмоций.
  2. Избирательная позитивная ретроспекция. Необходимо вспомнить пример ситуации, в которой человек своими силами смог найти выход. Это добавит решительности перед наступающей стрессовой ситуацией.
  3. Избирательная негативная ретроспекция. Анализ собственных неудач и обоснование выводов. Если выявить собственные ошибки, подходить к решению новых проблем будет проще.
  4. Визуализация окончания события. Представление нескольких вариантов неблагоприятного исхода и планирование пути выхода из нее.

Методы борьбы

Психоэмоциональные нарушения требуют тщательной диагностики и лечения. Методы борьбы с ними могут быть разными. Чаще всего нормализация психологического состояния зависит от систематичности используемых методов и их комплексности. Не менее важны и индивидуальные особенности – стрессоустойчивость организма, степень тяжести психологического расстройства. Наиболее эффективными являются такие методы:

  • аутогенные тренинги;
  • физические упражнения;
  • медитация;
  • медикаментозная терапия;
  • психотерапия.

Полисистемные стрессовые реакции следует снизить еще до проявления тех или иных патологических состояний. Использование медикаментозных препаратов производится редко. Их назначают, если другие методы не эффективны. Чаще используются антидепрессанты и транквилизаторы.

Больному часто назначаются антидепрессанты и транквилизаторы

Выплеск эмоций

Американский физиолог У. Фрей выдвинул теорию о том, что слезы помогают организму лучше переносить стрессовые ситуации. В качестве эксперимента он сделал биохимический анализ слез людей разного эмоционального состояния. Результат показал, что слезы тех, кто находился в стрессовом состоянии, содержат больше белка.

Существует множество сторонников и противников теории Фрея, но все подтверждают одно – плач дает волю эмоциям и позволяет восстановить психологическое состояние быстрее.

Слезы как защитная функция организма недооценивается современным обществом, поэтому не нужно относиться к ним как к слабости: это всего лишь способ быстрее восстановить психоэмоциональное состояние.

Слезы помогут восстановить психологическое равновесие

Заключение

Основная опасность эмоционального стресса заключается в том, что его появление и развитие может привести к проблемам со здоровьем. Инфаркт миокарда, гипертонический криз, нарушения кровообращения – это только часть возможной угрозы. Не исключается риск внезапной остановки сердца.

Стрессам подвержены все люди. Чтобы сохранить жизнь и здоровье, следует всегда быть готовым к внезапным стрессовым ситуациям или избегать их. В случае неизбежности стресса важно уметь моделировать в голове возможные пути решения проблем, что смягчит действие внезапных факторов. Можно всегда обращаться за помощью к психологу. Он поможет безопасно для здоровья восстановить психоэмоциональное состояние пациента.

Нельзя недооценивать опасность стрессов, так как они могут стать причиной многих заболеваний внутренних органов и систем. Следует своевременно выявлять стрессоры и исключать их влияние, чтобы защитить собственное здоровье.

Понятие стресса может иметь и другой характер. Некоторые учёные уверенны, что проявление эмоционального стресса связано с генерализированным распределением симпатических и парасимпатических возбуждений. А появляющиеся в результате такого распределения болезни индивидуальны.

Отрицательные эмоции и стресс непредсказуемы. Проявление защитных функций организма на возникающую психологическую угрозу способно преодолевать только небольшие трудности. А, при продолжительном или периодическом повторении стрессовых ситуаций, эмоциональное возбуждение приобретает хронический характер. Такой процесс, как истощение, эмоциональное выгорание, проявляется именно при продолжительном нахождении человека в негативном психоэмоциональном фоне.

Основные причины эмоционального стресса

  • обиды, страхи и отрицательно-эмоциональные ситуации;
  • социально-бытовые условия;
  • потенциально опасные ситуации;
  • К тому же даже положительные эмоции могут нести вред. Особенно если судьба преподносит сюрпризы (рождение ребёнка, повышение по карьерной лестнице, исполнение мечты и др.). Причинами стресса могут являться и физиологические факторы:

  • переутомление;
  • плохое питание;
  • гормональные сбои;
  • посттравматические расстройства.
  • Искать выход из опасного психоэмоционального состояния следует, исключив влияние беспокоящего фактора на организм. С внешними стрессорами проблем не возникает. Но с внутренними стрессорами требуется долгая кропотливая работа не только психолога, но и других специалистов.

    Ресурс сил для борьбы со стрессами у каждого человека индивидуальный. Его называют стрессоустойчивостью. Поэтому стресс, как фактор риска для здоровья, следует рассматривать по возможным симптомам, которые затрагивают как эмоциональное, так и психическое состояние организма.

    С появлением дистресса, причины которого связаны с внешними или внутренними факторами, адаптивные функции дают сбой. При развитии стрессовой ситуации, человек может чувствовать страх и панику, действовать неорганизованно, испытывать сложности с умственной деятельностью и т. д.

    Самые опасные для здоровья – физиологические симптомы. Именно они представляют угрозу для нормального функционирования организма. Пребывая в стрессе, больной может отказываться от еды и страдать от проблем со сном. При физиологических реакциях наблюдаются и другие симптомы:

  • расстройство пищеварения;
  • увеличенное потоотделение.
  • Эмоциональные признаки стресса проявляются в виде общего изменения эмоционального фона. От них избавиться легче, чем от других симптомов, так как они регулируются желанием и волей самого человека. Под влиянием отрицательных эмоций, социальных или биологических факторов, у человека может появиться:

    Переживать сильный стресс без проявления эмоций нельзя. Именно эмоции отражают состояние человека, являются основным способом определения ситуаций психологии. И в целях предотвращения опасности для здоровья играет важную роль именно проявление той или иной эмоции и её влияние на поведение человека.

  • изменения в речи;
  • сложности общения с окружающими.
  • Психологические признаки

  • проблемы с памятью;
  • нарушение сексуального поведения.
  • Люди чувствуют себя беспомощными, отдаляются от близких и погружаются в глубокую депрессию.

    Влияние стресса на здоровье

    По утверждению медиков, более 60% всех болезней современного человека вызываются стрессовыми ситуациями.

    Диагностика эмоционального стресса

    Выявление основных причин стрессового поведения происходит по разным методикам психодиагностики. Всех их можно разделить на классы:

  • Негативные последствия дистресса. Используются дифференциальные методы диагностики и опросники.
  • Профессиональные стрессы. Используют опросы, тесты, «живой» диалог со специалистом.
  • Уровень стрессоустойчивости. Чаще всего используют опросники.
  • Лечение психоэмоционального стресса индивидуально для каждого клинического случая. Некоторым больным достаточно самоорганизации, поиска новых увлечений и ежедневного анализа и контроля собственного состояния, другим же требуется приём медикаментов, успокоительных и даже транквилизаторов. По мнению специалистов, первое, что нужно сделать – это обнаружить стрессор и исключить его влияние на эмоциональное и психическое состояние человека. Дальнейшие способы борьбы зависят от тяжести болезни, её фазы и последствий.

  • Медитация. Позволяет расслабиться, успокоить нервы и проанализировать все жизненные трудности и сложности.
  • Медикаменты. Успокоительные и седативные препараты.
  • Психологические тренинги. Прохождение групповых занятий со специалистом и домашние методы не только способствуют устранению признаков стресса, но и позволяют улучшить стрессоустойчивость личности.

    Терапия чаще всего основывается на комплексных методах. Психоэмоциональный стресс часто требует смены обстановки, поддержки извне (как близкие, так и психолог). При проблемах со сном, врачи могут назначить успокоительные средства. При серьёзных психологических нарушениях могут потребоваться транквилизаторы.

  • правильно организовывать свою трудовую деятельность;
  • Заключение

    Эмоциональный стресс: признаки и лечение

    Жизнь современного человека невозможна без стрессов. Социально-бытовые условия, работа, переутомляемость – все это вызывает эмоции. Иногда человек подвергается резкому выходу из зоны комфорта, что влечёт за собой необходимость психологической адаптации. Это и есть психоэмоциональный стресс.

    Понятие стресса и этапы его развития

    Понятие эмоционального стресса впервые выделил физиолог Ганс Селье в 1936 г. Этим понятием обозначали несвойственные организму реакции в ответ на какое-либо неблагоприятное воздействие. Из-за влияния раздражителей (стрессоров) адаптационные механизмы организма пребывают в напряжении. Сам процесс адаптации имеет три основных этапа развития – тревога, резистентность и истощение.

    В первой стадии фазы отреагирования (тревога) происходит мобилизации ресурсов организма. Вторая, резистентность, проявляется в виде активации защитных механизмов. Истощение же наступает в случае исчерпания психоэмоциональных ресурсов (организм сдаётся). Необходимо отметить, что эмоции и эмоциональный стресс – понятия взаимосвязанные. Но к серьёзным нарушениям психического состояния могут привести только отрицательные эмоции, которые вызывают негативный стресс. Такое состояние Селье назвал дистрессом.

    Причины дистресса побуждают организм к исчерпанию своей энергии. Это может привести к тяжёлым заболеваниям.

    Дистресс - негативный стресс

    Положительно эмоциональные реакции редко несут угрозу для человеческого здоровья. А негативные эмоции, накапливаясь, приводят к хроническим стрессам и патологическим нарушениям органов и систем. Информационный и эмоциональный стресс оказывает влияние как на физиологическое состояние больного, так и на его эмоции и поведения. Наиболее распространёнными причинами стресса являются:


    1. Актуальный уровень стресса, выраженность нервно-психической напряжённости. Используются методы экспресс-диагностики и тестирования Т. Немчина, С. Коухена, И. Литвинцева и др.
    2. Прогноз поведения человека в стрессовых ситуациях. Используются как шкала самооценки, так и опросники В. Баранова, А. Волкова и др.
    3. Информация, полученная в результате психодиагностики, является основной дальнейшей борьбы со стрессом. Специалист ищет выход из определённой ситуации, помогает больному обходить трудности (предупреждение стрессов) и занимается стратегией дальнейшего лечения.

      Лечение эмоционального стресса

      Наиболее эффективными методами терапии стресса являются:

    4. Физические упражнения. Физическая активность позволяет отвлечься от проблем. К тому же во время занятий вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфин и серотонин.
    5. Иногда используются и народные методы, основанные на приготовлении отваров и настоек. Наиболее распространена – фитотерапия. Успокоительным действием обладают такие растения, как валерьяна, душица и мелиса. Главное, чтобы человек сам хотел изменений в жизни и старался исправить своё состояние, вернувшись к своему естественному существованию.

      Профилактика стресса

      Профилактика психоэмоционального стресса сводится к ведению здорового образа жизни, правильному питанию и занятиям любимым делом. Нужно максимально ограничить себя от стрессов, уметь их предугадывать и «обходить». Психологи уверенны, что риск возникновения стрессовых ситуаций уменьшается, если человек будет:

    6. заниматься спортом;
    7. ставить перед собой новые цели;
    8. уделять внимание своему отдыху, особенно сну.
    9. Главное, мыслить позитивно и стараться делать все во благо собственному здоровью. Если же не удалось оградить себя от стресса, не нужно поддаваться панике или страхам. Следует оставаться спокойным, стараться думать обо всех возможных вариантах развития событий и искать выходы из сложившейся ситуации. Так, последствия стресса будут более «мягкими».

      Эмоциональным стрессам подвержен каждый человек. Некоторым удаётся быстро побороть чувство тревоги, страха и последующих поведенческих признаков (агрессии, дезориентации и т. д.). Но, иногда, длительный или часто повторяющийся стресс приводит к истощению организма, что опасно для здоровья.

      Нужно чутко относиться к собственному психоэмоциональному состоянию, стараться предугадывать стрессы и находить безопасные способы выражения своих эмоций с помощью творчества или занятия любимым делом. Только так, можно сохранить свой организм здоровым и сильным.

      Как проявляется эмоциональный стресс?

      Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в результате различных обстоятельств, это защитная реакция организма на провоцирующие факторы. Стресс может иметь положительное влияние (эустресс), такой стресс полезен для человека. Но чаще возникают дистрессы – отрицательное стрессовое состояние человека. Отрицательные стрессы негативно отражаются на состоянии организма, в результате чего происходит чрезмерное напряжение адаптационных реакций. В результате перенапряжения возможно развитие различных заболеваний психического и физического характера. Требуется помощь специалиста.

      Понятие об эмоциональном стрессе появилось около сотни лет назад. Но современное понятие было предложено Г. Селье, который определил стресс как неспецифический ответ организма на внешние или внутренние требования. В качестве неблагоприятных факторов, которые оказывают воздействие на человека и провоцируют стресс, выступают:

    • холод, недостаток света, вибрация, шум;
    • психическая травма;
    • боль;
    • различные эмоции (страх, чувство унижения, позора и др.);
    • невозможность принятия ответственного решения в силу определённых обстоятельств;
    • конфликтные ситуации;
    • другие внешние факторы, требующие адаптации организма, мобилизации внутренних сил.
    • Эмоциональное переживание требует адаптивной физиологической реакции организма. Потому эмоциональный стресс способен спровоцировать неврозы, гормональный дисбаланс, патологии сердечно-сосудистой системы, нарушение пищеварения, сна и другие отклонения.

      Когда у человека развивается стресс, можно определить это состояние по наличию определённых признаков. Симптомы эмоционального стресса следующие:

    • нервозность, раздражительность, повышенная возбудимость;
    • снижение аппетита, возникновение нарушений функционирования пищеварительной системы;
    • снижение памяти, внимания и концентрации;
    • снижение либидо;
    • одышка, приступы удушья в некоторых случаях;
    • повышение артериального давления, шум в ушах, тахикардия;
    • судороги, мышечные боли;
    • депрессия, суицидальные мысли.
    • Необязательно у человека возникнут все возможные симптомы стресса, но подобные проявления патологии возможны.

      Также к эмоциональным эффектам проявления стресса относят попытки человека снять стресс при помощи вредных привычек, слишком активного занятия работой или ещё каким-либо делом. Но при этом человек не способен расслабиться, принять необходимое решение, выполнить свои обязательства в полной мере.

      Устранение причины

      Для того чтобы восстановить эмоциональное равновесие человека, следует разобрать причины, которые привели к данным отклонениям. Устранение основных причин стресса позволяет улучшить состояние пациента. В некоторых случаях достаточно смены обстановки, полноценного длительного отдыха для восстановления душевного равновесия.

      Но телесные проявления стресса (например, мышечные зажимы) нуждаются в дополнительной терапии. Также необходим комплексный подход к восстановлению полноценной жизни. Человеку со стрессом следует отказаться от вредных привычек, которые на первый взгляд позволяют снизить степень проявления стресса, но на самом деле лишь усугубляют состояние пациента.

      Нередко неправильное питание, недостаточность витаминов, микроэлементов, необходимых организму, ухудшает проявления стресса. Сбалансированное полноценное питание улучшит общее самочувствие человека.

      Если человек, находящийся в состоянии стресса, самостоятельно не способен выйти из напряжения, то следует обратиться к специалисту. Профессиональный психотерапевт подскажет, как лечить стресс эмоционального характера.

      Основным методом лечения длительного стресса является психотерапия. Широкое распространение получила поведенческая медицина. Также психотерапия, которая направлена на релаксацию пациента, может включать гипноз, дыхательные упражнения для расслабления.

      Могут быть рекомендованы массаж, ароматерапия, цветотерапия, прослушивание расслабляющей музыки. Занятия спортом (например, плаванием или йогой), танцами улучшают самочувствие, позволяют сбросить лишнее напряжение. Полноценное сексуальное расслабление и поддержка близких людей также будут способствовать избавлению от стрессового состояния.

      lecheniedepressii.ru

      Признаки стресса

      Городской человек, как правило, постоянно находится в стрессовой ситуации: это и работа, и кредиты, и необходимость соответствовать массе требований с самых разных сторон, и напряженный график. Важно уметь распознать признаки нервного стресса, чтобы успеть нейтрализовать его, пока это еще возможно.

      Даже сейчас, когда психология как наука развита достаточно хорошо, признаки и механизм протекания стресса все же остаются сложным вопросом. Дело в том, что стресс – явление глубоко субъективное, и то, что актуально для одного человека, может быть совсем неактуально для другого. Это легко подтвердить простым примером: известно, что многие люди «заедают стресс». Однако вместе с этим есть и немало тех, кто в стрессовой ситуации не может есть и сильно худеет.

      Итак, рассмотрим те признаки, которые могут проявляться в разных сочетаниях у людей.

      1. Интеллектуальные признаки стресса:

    • проблемы с запоминанием новой информации;
    • проблемы с концентрацией внимания;
    • забывчивость, неорганизованность;
    • постоянное беспокойство;
    • тревога или скачки мыслей;
    • беспорядок, который не волнует;
    • трудности в принятии решения;
    • недальновидность;
    • бессонница, ночные кошмары;
    • пессимизм;
    • тревожные мечты.
    • 2. Эмоциональные признаки стресса:

    • частые приступы плача или мысли о самоубийстве;
    • беспокойство, чувство вины;
    • депрессия и ощущение несчастья;
    • капризность;
    • раздражительность или вспыльчивость;
    • гнев, разочарование, враждебность;
    • внезапные приступы паники;
    • чувство одиночества и изоляции;
    • невозможность расслабиться;
    • депрессия, частые перепады настроения;
    • ощущение перегруженности;
    • тревога, нервозность;
    • чрезмерная реакция на маленькие неприятности.
    • 3. Физиологические признаки стресса:

    • боль в шее, боль в спине, мышечные спазмы;
    • крапивница, мурашки по коже, сыпь, зуд;
    • боль в груди, быстрое сердцебиение;
    • сжимание челюстей, скрипение зубами;
    • необъяснимая и частая аллергия;
    • холодные или потные руки, ноги;
    • сухость во рту, сложное глотание;
    • усталость, вялость, слабость;
    • тошнота и головокружение;
    • потеря полового влечения;
    • частое краснение и потливость;
    • диарея или запор;
    • частое мочеиспускание;
    • изжога, боль в животе;
    • боли и страдания;
    • отрыжка и метеоризм;
    • затруднённое дыхание;
    • частые простуды;
    • дрожь ног, рук или губ;
    • звон и жужжание в ушах;
    • заикание.
    • 4. Поведенческие признаки стресса:

    • ложь или оправдания в сложных ситуациях;
    • навязчивое или компульсивное поведение;
    • снижение производительности;
    • пренебрежение служебными и другими обязанностями;
    • чрезмерная защита или подозрительность;
    • употребление алкоголя, курение, наркотики;
    • быстрая или бормочущая речь;
    • азартные игры или импульсивные покупки;
    • проблемы с общением;
    • слишком долгий или короткий сон;
    • излишки в еде или недоедание;
    • самоизоляция от других людей
    • Признаки сильного стресса, как правило, заключаются в обилии симптомов на всех уровнях, а также их высокой степени интенсивности.

      Психосоматика. Психотерапевтический подход Курпатов Андрей Владимирович

      Стресс – это эмоция в действии

      В научный обиход понятие стресса было официально введено Г. Селье, который понимал под «стрессом» неспецифический ответ организма на воздействие окружающей среды. Как известно, стресс, по Г. Селье, протекает в три фазы:

      · реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;

      · стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;

      · стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

      Впрочем, теория стресса Г. Селье сводит механизмы неспецифического приспособления к изменениям уровней адаптационных гормонов в крови, а ведущая роль центральной нервной системы в генезе стресса была этим автором откровенно проигнорирована, что в каком-то смысле даже забавно – по крайней мере, с высоты нынешних знаний феномена стресса. Далее Г. Селье попытался поправиться, введя дополнительно к «стрессу» понятие «психологического» или «эмоционального стресса», однако ничего, кроме очередных трудностей и парадоксов, это нововведение не дало. И до тех пор пока в науке не была осознана основополагающая роль эмоции в развитии стресса, теория достаточно долго топталась на месте, накапливая и перекладывая с места на место эмпирический материал.

      История «стресса»

      Родоначальником теории стресса по праву считается Ганс Селье, опубликовавший 4 июля 1936 г. статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами» в английском журнале «Nature». В этой статье он впервые описал стандартные реакции организма на действие различных болезнетворных агентов.

      Однако первое употребление понятия стресса (в смысле «напряжение») появилось в литературе, правда в художественной, в 1303 г. Поэт Роберт Маннинг писал в своем стихотворении «Handlying Synne»: «И эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе». Сам Г. Селье считал, что слово «стресс» восходит к старофранцузскому или средневековому английскому слову, произносимому как «дистресс» (Селье Г., 1982). Другие исследователи считают, что история этого понятия более давняя и произошло оно не от английского, а от латинского «stringere», означавшего «затягивать».

      Вместе с тем и сама теория стресса по сути своей не была оригинальной в изложении Г. Селье, поскольку еще в 1914 г. блистательный американский физиолог Уолтер Кеннон (бывший одним из основоположников учения о гомеостазе и о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма, борющегося за существование) описал физиологические аспекты стресса. Именно У. Кеннон определил роль адреналина в реакциях стресса, назвав его «гормоном нападения и бегства». На одном из своих докладов У. Кеннон сообщил, что благодаря мобилизационному эффекту, который оказывает адреналин в условиях сильных эмоций, в крови увеличивается количество сахара, поступающего таким образом к мышцам. На следующий день после этого выступления У. Кеннона газеты пестрили заголовками: «Разгневанные мужчины становятся слаще!»

      Интересно, что уже в 1916 г. между И.П. Павловым и У. Кенноном завязалась переписка, а потом и многолетняя дружба, которая, надо думать, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие научных представлений обоих исследователей (Ярошевский М.Г., 1996).

      Вместе с тем неоспоримым является тот факт, что стресс всегда сопровождается эмоцией, а эмоции проявляются не только психологическими переживаниями, но также вегетативными и соматическими (собственно телесными) реакциями. Однако мы все-таки недостаточно правильно пониманием то, что скрывается за словом «эмоция». Эмоция – это не столько переживание (к последнему без каких бы то ни было оговорок может быть отнесено «чувство», но не «эмоция»), сколько своего рода вектор, определяющий направление деятельности всего организма, вектор, возникающий на точке согласования условий внешней и внутренней среды, с одной стороны, и потребностей выживания этого организма – с другой.

      Причем подобные рассуждения отнюдь не являются голословными, поскольку местом нейрофизиологической локализации эмоций является лимбическая система, которую, кстати говоря, иногда называют «висцеральным мозгом». Лимбическая система выполняет наиважнейшую для выживания организма роль, так как именно она получает и обобщает всю информацию, поступающую как из внешней, так и из внутренней среды организма; именно она по результатам этого анализа запускает вегетативные, соматические и поведенческие реакции, обеспечивающие приспособление (адаптацию) организма к внешней среде и сохранение внутренней среды на определенном уровне (Лурия А.Р., 1973). По большому счету вся эта совокупная реакция, запускаемая лимбической системой, и является, в строгом употреблении этого слова, «эмоцией». Даже при самом серьезном и вдумчивом исследовании мы не найдем в «эмоции» животного ничего, кроме вегетативных, соматических и поведенческих реакций, призванных обеспечить сохранение его жизни.

      Роль эмоции – это роль интегратора, именно она, базируясь на перекрестке путей (в лимбической системе), заставляет и сам организм, и все уровни психической организации соединить свои усилия для решения основной задачи организма – задачи его выживания. Еще У. Кеннон рассматривал эмоцию не как факт сознания, а как акт поведения целостного организма по отношению к среде, направленный на сохранение его жизни. Почти полвека спустя П.К. Анохин сформулирует теорию эмоций, где покажет, что эмоция – это не просто психологическое переживание, а целостный механизм реагирования, включающий в себя «психический», «вегетативный» и «соматический» компоненты (Анохин П.К., 1968). Действительно, просто переживать по поводу опасности – дело абсурдное и нелепое, эта опасность должна быть не просто оценена, но устранена – то ли путем бегства, то ли в борьбе. Именно с этой целью и нужна эмоция, которая, можно сказать, включает весь арсенал «средств спасения», начиная от напряжения мышц и заканчивая перераспределением активности с парасимпатической на симпатическую системы с параллельной мобилизацией всех необходимых для этих целей гуморальных факторов.

      Раздражение лимбических структур, особенно миндалин, приводит к повышению или понижению частоты сердечных сокращений, усилению и угнетению моторики и секреции желудка и кишечника, изменению характера дыхания, секреции гормонов аденогипофизом и т. д. Гипоталамус, который считается, вообще говоря, «местом дислокации» эмоций, на самом деле обеспечивает лишь вегетативный ее компонент, а вовсе не совокупность психологических переживаний, которые без этого вегетативного компонента откровенно мертвы. Если мы начнем раздражать миндалины мозга экспериментального животного, то оно предъявит нам целый спектр отрицательных эмоций – страх, гнев, ярость, каждая из которых реализуется или «борьбой», или «бегством» от опасности. Если же мы удалим у животного миндалины мозга, то получим совершенно нежизнеспособное существо, которое будет выглядеть беспокойным и неуверенным в себе, поскольку не сможет более адекватно оценивать поступающую из внешней среды информацию, а потому и эффективно защищать свою жизнь. Наконец, именно лимбическая система отвечает за перевод информации, хранящейся в кратковременной памяти, – в память долговременную; вот почему мы запоминаем только те события, которые были для нас эмоционально значимы, и совершенно не помним того, что не возбудило в нас живого аффекта.

      Таким образом, если и есть в организме некая специфическая точка приложения стрессора, то это именно лимбическая система мозга, а если и есть какая-то специфическая реакция организма на стрессор – то это эмоция. Стресс (то есть ответ организма на стрессор), следовательно, это не что иное, как та самая эмоция, которую У. Кеннон назвал в свое время «emergency reaction», что дословно переводится как «крайняя реакция», а в русскоязычной литературе получило название «реакции тревоги» или, что более правильно, – «реакции мобилизации». Действительно, организм, сталкиваясь с опасностью, должен мобилизироваться для целей спасения, и лучшего средства, кроме как сделать это по вегетативным путям симпатического отдела, у него нет.

      В результате мы получим целый комплекс биологически значимых реакций:

      · увеличение частоты и силы сердечных сокращений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, расширение периферических (в конечностях) и коронарных сосудов, повышение кровяного давления;

      · снижение тонуса мышц желудочно-кишечного тракта, прекращение деятельности пищеварительных желез, торможение процессов пищеварения и выделения;

      · расширение зрачка, напряжение мышцы, обеспечивающей пиломоторную реакцию;

      · усиление потоотделения;

      · усиление секреторной функции мозгового вещества надпочечников, вследствие чего увеличивается содержание адреналина в крови, который в свою очередь оказывает соответствующее симпатической системе влияние на функции организма (усиление сердечной деятельности, торможение перистальтики, увеличение содержания сахара в крови, ускорение свертываемости крови).

      В чем же биологический смысл этих реакций? Нетрудно заметить, что все они служат обеспечению процессов «борьбы» или «бегства»:

      · усиленная работа сердца при соответствующей сосудистой реакции приводит к интенсивному кровоснабжению рабочих органов – прежде всего скелетной мускулатуры, в то время как органы, деятельность которых не может способствовать борьбе или бегству (например, желудок и кишечник), получают меньше крови, а их активность уменьшается или прекращается вовсе;

      · для повышения способности организма к усилию изменяется и химический состав крови: сахар, высвобождаемый из печени, становится энергетическим материалом, необходимым для работающих мышц; активация противосвертывающей системы крови предохраняет организм от слишком большой кровопотери в случае ранения и т. д.

      Природа все предусмотрела и все, кажется, устроила замечательно. Однако она создавала систему реагирования и поведения, адекватную биологическому существованию живого существа, но не социальной жизни человека с ее порядками и регламентацией. Кроме того, природа, видимо, никак не рассчитывала на возникшую только у человека способность к абстракции и обобщению, накоплению и передаче информации. Не знала она и о том, что опасность может таиться не только во внешней среде (как это происходит в случае любого другого животного), а и «внутри головы», где именно у человека и помещается львиная доля стрессоров. Таким образом, эта своеобразная «генетическая ошибка» превратила этот блистательный, столь любовно и талантливо изготовленный природой механизм «защиты» и «выживания» животного в ахиллесову пяту человека.

      Да, условия «социального общежития» человека внесли существенную путаницу в эту отлаженную природой схему реагирования на стрессор. Появление всех вышеперечисленных симптомов в тех случаях, когда опасность носит социальный характер (когда, например, нас ожидает трудный экзамен, выступление перед большой аудиторией, когда мы узнаем о своей болезни или о болезни своих близких и т. п.), как правило, нельзя считать уместным. В таких ситуациях мы не нуждаемся в соматовегетативном обеспечении своих потуг к «борьбе» или «бегству», поскольку просто не воспользуемся этими вариантами поведения в условиях подобных стрессов. Да и глупо было бы драться с экзаменатором, убегать от врача, узнав о своей болезни и т. п. Вместе с тем организм, к сожалению, реагирует исправно: наше сердце колотится, руки дрожат и потеют, аппетит никуда не годится, во рту сухость, зато мочеиспускание работает, так некстати, исправно.

      Да, как ни странно, страдает не только симпатический отдел вегетативной нервной системы, но еще и парасимпатический. Усиление первого в ответ на стрессор может сопровождаться, как подавлением, так и активацией антагонистического ему парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (могут возникнуть позывы на мочеиспускание, расстройства стула и т. п.). Следует добавить, что после прекращения действия возбуждающих факторов активность парасимпатической нервной системы, связанная с восстановительным процессом в результате своеобразной сверхкомпенсации, может приводить к перенапряжению последней. Например, хорошо известны экспериментально доказанные случаи вагусной остановки сердца во время выраженного стресса (Richter C.P., 1957), а также проявление выраженной общей слабости в ответ на сильный раздражитель и т. п.

      Психогенная смерть

      C.P. Richter в опытах на крысах проиллюстрировал феномен вагусной остановки сердца. Прирученные крысы, опущенные в специальный цилиндр с водой, из которого невозможно было выбраться, оставались живыми около 60 часов. Если же в этот цилиндр помещались дикие крысы, то дыхание их практически сразу резко замедлялось и через несколько минут сердце останавливалось в фазе диастолы. Однако если у диких крыс не возникало чувства безнадежности, что обеспечивалось предварительными «тренировками», во время которых эти дикие крысы неоднократно помещались и изымались из цилиндра, то длительность выживания в этом цилиндре у прирученных и диких крыс оказывалась одинаковой (Richter C.P., 1957).

      При этом нельзя не заметить, что человек – за счет своей мыслительной деятельности, нередко заводящей его в тупик, – способен испытывать чувство безвыходности посильнее упомянутых грызунов. Не случайно даже загадочную «смерть Вуду», наступающую у аборигена после того, как он узнает о насланном на него проклятии шамана, или при нарушении им «смертельного табу», объясняют перенапряжением не симпатической, а парасимпатической системы, в результате которой наступает все та же вагусная остановка сердца (Райковский Я., 1979).

      Кроме того, мы, будучи «людьми приличными», не считаем нужным (или возможным) проявлять в таких случаях свои эмоции, то есть насильственно их сдерживаем. Однако соматовегетативная реакция, как известно благодаря работам П.К. Анохина, от подобного подавления «внешнего компонента эмоции» только усиливается! Таким образом, наше сердце, например, в подобных ситуациях будет биться не меньше, а больше, чем у животного, если бы оно оказалось (предположим такую немыслимую возможность) на нашем месте. Но мы не допустим «позорного бегства», «не опустимся на тот уровень, чтобы выяснять отношения кулаками» – мы сдержимся, а если испытаем эти чувства в кабинете начальника или «в сцене примирения» с набившим оскомину супругом (супругой), – то сдержимся исключительно, подавим любую негативную эмоциональную реакцию. Животное, конечно, резонно бы ретировалось из-под бомбежки столь сильными стрессорами, но мы останемся на месте, попытаемся до последнего «сохранить лицо», испытывая при этом настоящую вегетативную катастрофу.

      Впрочем, есть и еще одно отличие, существенно отделяющее нас от таких «нормальных», в сравнении с нами, животных; и состоит это отличие в том, что количество тех стрессов, которое переживает животное, не идет ни в какое сравнение с тем числом, которое выпадает на долю человека. Животное живет в «блаженном неведении», мы же находимся в курсе всех возможных и невозможных неприятностей, которые могут, как нам иногда кажется, произойти с нами, потому что они происходили с другими людьми. Мы боимся, кроме прочего, социальных оценок, утраты с таким трудом завоеванных позиций в отношениях с родственниками, друзьями, коллегами; мы опасаемся показаться недостаточно сведущими, некомпетентными, недостаточно мужественными или недостаточно женственными, недостаточно красивыми или чересчур обеспеченными, слишком нравственными или абсолютно безнравственными; наконец, нас пугает финансовое неблагополучие, нерешенность бытовых и профессиональных проблем, отсутствие в нашей жизни «большой и вечной любви», ощущение непонятости, короче говоря, «имя им – легион».

      Обезьяна, ставшая человеком (на время эксперимента)

      Не самый гуманный, но зато более чем показательный эксперимент, демонстрирующий трагичность подавления естественных реакций, возникающих в ситуации стресса, был проведен в Сухумском отделении АМН СССР Ю.М. Репиным и В.Г. Страцевым. Суть этого исследования заключалась в том, что подопытные обезьяны иммобилизировались, а после этого подвергались воздействию «сигналом угрозы», который вызывал агрессивно-оборонительное возбуждение. Невозможность вследствие иммобилизации реализации обоих запрограммированных природой вариантов поведения («борьбы» или «бегства») приводила к устойчивой диастолической гипертонии. Развивающееся заболевание имело хроническое течение, сочеталось с ожирением, изменениями артерий атеросклеротического характера, клиническими и морфологическими признаками ишемической болезни сердца.

      Симпато-адреналовая активация начального периода постепенно сменялась признаками истощения этой системы в стадии стабилизации гипертензии. Кора надпочечников, выделявшая значительные количества стероидных гормонов при формировании патологии, претерпевала выраженные изменения при хронизации заболевания, создавалась картина «дискортицизма», который наблюдается у ряда больных с артериальной гипертензией из числа вида «Homo Sapiens».

      Все это позволило авторам сделать вывод, что психосоматические заболевания (в данном случае – гипертоническая болезнь) являются преимущественно человеческим недугом, возникающим вследствие жесткой социальной регламентации поведения, предполагающей подавление (торможение) внешних – двигательных компонентов пищевой, половой и агрессивно-оборонительной реакций (Репин Ю.М., Страцев В.Г., 1975). Действительно, иммобилизация, которая в эксперименте была насильно и жестоко применена к животным, находящимся в состоянии стресса, является нашим обычным состоянием в обыденной жизни.

      Какому перенапряжению в конечном итоге мы подвергаем собственную вегетативную нервную систему, даже трудно себе представить! В целом вегетативные реакции – от приступов сердцебиения до кишечного дискомфорта – явления обычные в нашей жизни, полной стрессов, тревог, неоправданных зачастую, но все равно отменных страхов. Психологи не случайно назвали прошлый – ХХ век – «веком тревоги»: за одну только вторую его половину количество неврозов, по данным ВОЗ, выросло в 24 раза! Но большинство людей, конечно, традиционно фиксируются на своих психологических переживаниях, а вегетативные составляющие этих тревог проходят для них относительно бесследно. Другая часть людей (в силу ряда обстоятельств, о которых речь пойдет ниже) или просто не замечают своих стрессоров, а потому видят лишь проявления «вегетативной дисфункции», или же фиксируются на этих соматовегетативных проявлениях своей тревоги раньше, нежели успевают понять, что естественным образом растревожились по какой-то абсолютно посторонней причине.

      Как человек оценит эти реакции своей вегетативной нервной системы – в значительной степени зависит от того, насколько высок уровень его психологической культуры, насколько хорошо он знаком с механизмами образования и проявления эмоций. Разумеется, по большей части в этом спектре уровень культуры нашего населения крайне низок, поэтому нет ничего странного в том, что для очень большого числа наших сограждан эти естественные вегетативные проявления тревоги значат не что иное, как симптомы «больного сердца», «плохих сосудов», а потому – «скорой и неминуемой смерти». Впрочем, определенную роль играет и специфика восприятия человеком «внутренней жизни» своего организма. Оказывается, что различия здесь весьма существенны – одни лица вообще «глухи» к своему сердцебиению, повышенному (в разумных пределах) давлению, желудочному дискомфорту и т. п., а другие, напротив, ощущают эти отклонения настолько отчетливо, что справиться с возникающим ужасом по поводу их возникновения ни сил, ни здравого смысла у них не хватает.

      Кроме того, в специальных исследованиях было выяснено, что лица, сообщающие о большем количестве вегетативных изменений во время переживания эмоций, объективно обнаруживают большую физиологическую чувствительность к действию эмоциональных факторов. То есть у людей, вегетативные реакции которых являются более отчетливыми и хорошо осознаются, эмоциональный процесс протекает с большей выраженностью, нежели у тех лиц, у которых эти реакции менее выражены (Mandler G. et al., 1958). Иными словами, импульсы, поступающие от внутренних органов, поддерживают эмоциональный процесс, то есть здесь – в этой группе лиц – мы имеем дело со своего рода самозаводящейся машиной. С одной стороны, эмоциональные реакции сопровождаются у этих людей избыточной («сверхнормативной») вегетативной реакцией, но, с другой стороны, ощущение и осознание ими последней приводит к тому, что усиливается изначальная эмоциональная реакция, а значит, и свойственная ей избыточная вегетативная составляющая. По всей видимости, среди наших больных с вегетососудистой дистонией (соматоформной вегетативной дисфункцией) преобладают как раз эти лица с особенной способностью к ощущению собственных «вегетативных эксцессов». Именно эта особенная чувствительность и предопределяет то, что основной своей проблемой данные пациенты будут считать не тревогу и не эмоциональную неустойчивость, а телесные (соматовегетативные) проявления этих эмоциональных состояний, не понимая, правда, что стали жертвой скорее «эмоции», нежели «тела».

      Кроме того, остроумные эксперименты, проведенные в целях изучения поведения человека после введения ему адреналина (что вызывает состояние, напоминающее вегетативный криз), показали два возможных варианта работы такой «самозаводящейся машины» (Schachter S., Singer J.E., 1962). В первом случае в «поле зрения» человека попадают психологические составляющие эмоциональной реакции, и дальнейший ход психических событий приходит к усилению этой эмоции. Во втором случае внимание человека оказывается сконцентрировано на телесных (соматовегетативных) составляющих эмоциональной реакции, что приводит к усилению последних за счет несознаваемого подключения к этому процессу психологических составляющих этой эмоции. И если первый способ реагирования даст нам больных с фабулой «эмоциональных расстройств» (то есть страдающих тревожно-фобической симптоматикой), где «в разработку» берутся, как правило, какие-то внешние факторы (например, страх публичного выступления или сексуальных контактов), вызвавшие эти реакции, то второй способ является основным «поставщиком» пациентов с вегетососудистой дистонией (соматоформной вегетативной дисфункцией), поскольку, зафиксировав свое внимание на вегетативных компонентах эмоции, эти лица, с одной стороны, не осознают собственной эмоции, а потому и не ищут «внешних поводов», с другой стороны – они, не понимая истинной причины своих вегетативных пароксизмов, начинают думать, что у них «сердечный приступ», тогда как на самом деле они просто «впали в аффект». Фиксация на этом «сердечном приступе», дополненная соответствующими душераздирающими размышлениями, усилит данный вегетативный пароксизм, убедив этих пациентов в оправданности их опасений за свое здоровье.

      Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

      Излюбленная эмоция В возрасте примерно до десяти лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Причем предварительно он как бы «экспериментирует», поочередно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга, недоумения, радости, торжества и т.д. На

      Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

      Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением Не делайте из травм культа! Возвращаться к ним в мыслях и проклинать – это путь к неврозу и самоистязанию.Даже катастрофы можно превратить в интересные события.Когда висишь на волоске, радуйся совершенно

      Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

      Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

      Эмоция и черта характера Любая эмоция, если она переживается часто, превращается в черту характера. Есть люди обидчивые, гневные, боязливые, так кем часто и по многим поводам обижаются, гневаются, боятся. Какая же черта возникает от частого переживания стыда? Психолог

      Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

      Эмоция как линза для умозрения Издревле мудрецы всех народов рассматривали эмоции как препятствие к просветлению и к восхождению на «гору самопознания». Они делали все, чтобы устраниться от жизни и не переживать эмоции, как это происходит со светскими людьми. Это

      Из книги Искусство создания рекламных посланий автора Шугерман Джозеф

      Что такое эмоция Эмоция - это энергетическое поле, которое постоянно трансформируется. Каждый день у нас возникают сотни эмоций. Они непрерывно появляются, исчезают и изменяются. В идеальном случае процесс изменения эмоций может подчиняться принципу наслаждения, в

      Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

      Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

      Из книги Синтаксис любви автора Афанасьев Александр Ю.

      2.8. Смысл и эмоция Если несводимость смысловой реальности к познавательным процессам и механизмам очевидна и не требует специальных доказательств, то несводимость ее к механизмам эмоциональным не столь очевидна на первый взгляд и требует специального рассмотрения.

      Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

      Эмоция есть эмоция Если в случаях, когда затронуты детские эмоции, нарушается закон тождества, то у детей пробуждается чувство перфекционизма. Это происходит, несмотря на соблюдение самых лучших методик воспитания детей. Когда отец рассерженной девочки возмущается:

      Из книги Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами автора Лемберг Борис

      “ Романтик” (1-я Эмоция) Как уже говорилось, одной из главных примет Первой функции является ее избыточность. Не исключение здесь и 1-я Эмоция. На память приходит завистливое высказывание художника Брюллова, что, когда Пушкин смеется, у него “кишки видать”.Конечно,

      Из книги автора

      “Актер”(2-я Эмоция) Хотя обладатель 2-й Эмоции назван “актером”, следует уточнить, что в первую очередь подразумевается актер кино. Особый упор на кино делается потому, что театр, в силу значительной дистанции между зрителем и сценой, даже при “реалистической”

      Из книги автора

      “Сухарь”(3-я Эмоция) Легко описывать “сухаря” - само название подсказывает краски для палитры. Однако в этом случае было бы совершенно неверно использовать исключительно холодные, однотонные цвета. Как и любая Третья, 3-я Эмоция ощущает в себе скованный, но могучий

      Из книги автора

      “Зевака” (4-я Эмоция) Звание “зеваки” 4-я Эмоция получила потому, что она не столько производит, сколько потребляет художественную продукцию. Хотя и среди “зевак” - художники не редкость (пример великого Гете будет здесь достаточно выразителен), все-таки в

      Из книги автора

      Любовь – это больше, чем эмоция Любовь как ценность – это не эмоция. Эмоции вспыхивают и притупляются. Любовь как ценность постоянна. Это истинное посвящение, выражение глубокого участия, приверженности и радостной осознанности. Другими словами, когда мы говорим о любви

      Из книги автора

      Эмоция самосознания: гордость Исследование, проведенное несколько лет назад, показало, что гордость как основная человеческая эмоция заслуживает большего внимания, чем прежде. Гордость – это вообще интересная вещь, потому что она двулика: с одной стороны, есть

      ПостНаука развенчивает научные мифы и объясняет общепринятые заблуждения. Мы попросили наших экспертов прокомментировать популярные мифы о факторах возникновения стресса и противодействия ему.

      Реакция человека на стресс определяется его генами

      Это частично правда.

      Генетические особенности вносят вклад в то, как человек реагирует на стресс, но не определяют эту реакцию полностью. Реакция на стресс зависит еще и от того, что именно этот стресс вызвало (реакция на теракты сильнее, чем на возникшие без злого умысла сравнимые по масштабам катастрофы), от продолжительности воздействия (острый или хронический стресс), от приобретенного умения справляться со стрессом. Генетическую составляющую можно разделить на две части. Одна, собственно генетическая, определяется особенностями полученных от родителей генов, контролирующих работу нервной, эндокринной и иммунной систем. Носители некоторых вариантов генов сильнее реагируют на стресс или медленнее возвращаются к норме после реакции и, как следствие, имеют больше шансов заполучить связанные со стрессом расстройства. Для части этих генов показано влияние условий воспитания. У людей, имевших счастливое детство, и у тех, кто рос в неблагоприятных условиях, одни и те же варианты генов могут проявляться по-разному.

      Вторая составляющая определяется жизненной историей, особенно пережитыми в детстве стрессами. У млекопитающих есть специальные системы, которые подстраивают интенсивность работы генов под конкретные условия среды. В результате работы этих систем в участках ДНК, регулирующих включение и выключение генов, появляются специальные химические метки (метильные группы), которые влияют на то, насколько активен будет ген. Эксперименты на мышах и крысах показали, что пережитый в детстве стресс меняет работу генов стрессового ответа пожизненно. Аналогичные данные получены и для человека, но не в результате экспериментов, а при изучении ДНК детей, выросших в благоприятных и неблагоприятных условиях. Что интересно, если мама-крыса хорошо ухаживала за стрессированными крысятами (тщательно вычесывала и вылизывала их), то количество метильных меток на их ДНК возвращалось к норме, а когда они вырастали, то их реакция на стресс не отличалась от реакции крысят, выросших в «благополучных» семьях.

      Изменения работы генов в результате прижизненной химической модификации отдельных участков ДНК или других воздействий изучает раздел науки, называемый эпигенетикой. Эпигенетические процессы - это то, что связывает реакцию генетического аппарата на воздействия среды, в том числе и ответ генов на материнскую любовь, пренебрежение и другие условия воспитания. А эти условия, в свою очередь, хотя и не определяют полностью, но вносят значительный вклад в то, как человек будет реагировать на стресс. Поэтому даже тогда, когда мы говорим о культуре и воспитании, явлениях, далеких от генетики, совсем сбросить со счетов гены не удается. Именно работа генов позволяет зафиксировать в виде нервных связей то, чему жизнь и родители учат детей.

      Светлана Боринская, доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН

      Стресс вызван только негативными эмоциями

      Это неправда.

      Стресс - это реакция организма, которая говорит о том, что организм выходит из состояния гомеостаза, то есть равновесия.

      Но выход из состояния равновесия необходим для жизни, для того, чтобы человек развивался. Поэтому стрессом может быть и состояние влюбленности, и выступление перед большой аудиторией, то есть такие вещи, которые вполне сопоставимы с хорошей жизнью. Таким образом, стресс необходим для жизни, и он в принципе связан с любыми ситуациями, в которых мы волнуемся.

      Что касается негативных эмоций, то для этого случая есть понятие «дистресс», так называемый плохой стресс, когда переживаемые негативные эмоциональные состояния носят либо очень интенсивный, либо хронический характер. Он отличается от обычного стресса тем, что человек попадает во внешнюю ситуацию, которая постоянно выводит его из равновесия, и испытывает негативные эмоции постоянно, а не время от времени. Например, подвергается травле на работе, или у него постоянные конфликты в семье с супругой, или он не любит свою работу и каждый день вынужден долго заставлять себя по утрам выйти из дома. Также дистресс может возникать вследствие стресса высокой интенсивности, то есть когда негативные эмоции слишком сильные. Например, при потере близкого человека, или когда происходит что-то очень сильно пугающее, или когда перед человеком стоит серьезная угроза. Дистресс может действительно плохо влиять на психическое и соматическое здоровье, и такой стресс обязательно требует какого-то вмешательства, запроса на помощь и так далее.

      Мария Падун, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН, практикующий психолог, психотерапевт

      Еда помогает снять стресс

      Это правда.

      Нужно начать с того, что стресс - это не всегда отрицательные эмоции, а он может быть вызван и положительными эмоциями. С точки зрения организма и работы внутренних органов эйфория - это тоже стресс. Поэтому можно, к сожалению, умереть и от радости. Этот миф касается того стресса, который появляется на фоне отрицательных эмоций. Если у человека возник такой стресс, ему может помочь все, что вызывает положительные эмоции. А еда - самый надежный источник позитива. Кусок мяса или шоколада вас никогда не обманет. Вам может не понравиться концерт, вы можете разругаться с лучшей подругой, но кусок хорошей еды в надлежащий момент гарантирует положительные эмоции.

      На уровне нервных клеток еда способствует выделению медиаторов положительных эмоций. Как только в ротовой области появляются приятные вкусовые ощущения, а в желудок начинает что-то падать, в мозге начинают секретироваться эндорфины и дофамин. В итоге возникает положительное эмоциональное состояние, которое блокирует негативные переживания. Механизм этот работает по врожденно заданным принципам, поскольку еда - источник энергии и строительных материалов, без которых мы не можем существовать. Поэтому эволюционные процессы сформировали такую конфигурацию мозга, которая обеспечивает процесс питания, через голод заставляя нас есть каждый день. Причем новорожденный ест за счет врожденных рефлексов, но в дальнейшем очень быстро научается отыскивать еду, и обучение идет на фоне положительных эмоций, вызываемых поглощением пищи.

      Есть люди, которые действительно переедают от стресса. Но, как правило, если человек контролирует свое поведение, он ищет и другие источники положительных эмоций, чтобы снять стресс, который вызвали негативные переживания. Он может сходить на выставку, заняться спортом или даже поиграть в компьютерную игру. Еда снимает стресс, но часто использовать этот путь не следует, иначе потребление лишних калорий грозит вам стрессом уже по поводу лишнего веса.

      Вячеслав Дубынин

      доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга

      Для жителей мегаполиса ежедневный стресс неизбежен

      Это частично правда.

      Это утверждение верно лишь отчасти. Стресс - это состояние, возникающее при воздействии на организм человека стимулов, к которым ему трудно адаптироваться. Эти стимулы могут быть самыми разными - от громких звуков до конфликтов с окружающими. В большом городе с такими стимулами мы сталкиваемся довольно часто. Это экологические условия, в которых мы живем (например, загрязненный воздух и громкий шум машин), большое количество людей, с которыми мы встречаемся (например, в переполненном общественном транспорте или в дорожной пробке), лимит времени и большие физические нагрузки, проблемы, возникающие в семье и на работе. Все это может вызвать стресс.

      Однако в данном случае существует три ограничения. Во-первых, со многими стрессорами встречаются люди, живущие не только в больших, но и в маленьких населенных пунктах. К ним, например, относятся условия работы, которые вызывают у человека сильную физическую усталость или ощущение несправедливости происходящего. Во-вторых, даже в больших городах разные люди находятся в разных условиях: кто-то садится утром в старую переполненную электричку, а кто-то в комфортабельный экспресс; кто-то стоит в пробках, а кто-то едет по свободной дороге; кто-то приходит на работу как на праздник, а кто-то мечтает бросить ее навсегда и так далее. Это означает, что, выбирая способ передвижения, спутника жизни или работу, мы можем влиять на уровень стресса.

      И наконец, в-третьих, влияние многих стрессоров зависит от нашей интерпретации происходящего, нашего отношения к нему. Представьте, что двум людям надо решить сложную задачу. Один человек думает: «Ну вот опять! Я не знаю, что делать. Я не смогу решить эту задачу, и меня выгонят с работы». Иными словами, он воспринимает ее как тяжелое бремя, которое способно причинить серьезные неприятности. Другой человек рассуждает иначе: «Как интересно! Я не знаю, что с этим делать, но обязательно придумаю и добьюсь успеха». Он воспринимает эту задачу как вызов, на который сможет ответить. В результате у первого участника стресс возникнет скорее, чем у второго. Из этого следует простой вывод: да, большой город постоянно подкидывает нам стимулы, которые могут вызвать стресс, однако мы в состоянии увеличить или уменьшить их воздействие.

      Ольга Гулевич, доктор психологических наук, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ

      Стресс не может причинить реального вреда здоровью

      Это не совсем так.

      Стресс действительно может мобилизовать силы организма, способствовать повышению активности человека. Однако определенные виды стресса, особенно вызванные влиянием интенсивных стрессоров, могут негативно влиять на здоровье человека. Например, существует травматический стресс, имеющий различные пагубные психологические последствия. Считается, что травматический стресс вызван влиянием стрессоров высокой интенсивности, которые связаны с угрозой как жизни самого человека, так и его близких. Травматический стресс приводит к нарушению привычного функционирования человека. Такой стресс опасен не только актуальными проявлениями, но и отсроченными. Например, при посттравматическом стрессе у определенной части людей, которые более уязвимы к стрессу, могут возникнуть последствия в виде постоянного переживания этой ситуации как спустя полгода после травматического события, так и через несколько лет и даже десятилетий.

      Если мы говорим о влиянии такого стресса на физическое здоровье человека, то последствия стресса могут выражаться по-разному: нарушается нормальный уровень бодрствования, возникают проблемы со сном, появляются соматические реакции, такие как учащенное сердцебиение, дыхание и др. При таком стрессе могут также возникать проблемы с желудочно-кишечным трактом, различные кожные заболевания и другие последствия.

      Конечно, неверно разделять психологические последствия стресса и последствия, связанные с состоянием физического здоровья человека. Давно установлен факт системного реагирования человека на ситуацию. Так, трудности с регуляцией эмоций могут приводить к повышению времени бодрствования, к трудностям засыпания, прерывистому сну, к хроническому раннему пробуждению. Если человек не высыпается, если он постоянно находится в состоянии гипербдительности, то есть постоянно ожидает каких-то неприятностей, то он не может восстановиться, отдохнуть. А отсюда и возникают различные заболевания, прежде всего те, по отношению к которым человек наиболее чувствителен.

      Но неверно думать, что бывает только пагубный стресс, дистресс. Есть и стресс другого уровня - эустресс. О таких проявлениях стресса писал Ганс Селье. Это благоприятный стресс, при котором мобилизуются силы организма и человек приходит в тонус. И этот тонус выполняет в том числе охранительную функцию. Скажем, когда человеку нужно в каких-то обстоятельствах избежать нежелательных факторов или когда ему действительно нужно определенное состояние тонуса, для того чтобы решить реальную проблему.

      То есть стресс может влиять как благотворно на состояние человека, так и пагубно. Важно заметить, что это связано еще и с состоянием человека. Дело в том, что обычно человек переживает различные стрессы и не всегда быстро восстанавливается после них. Накапливаемый, кумулятивный стресс - результат переживания множества негативных событий, в связи с чем для одного человека конкретное стрессовое событие не будет иметь явных негативных последствий, а для другого станет последней каплей.

      В целом же миф о том, что стресс не наносит вреда здоровью человека, имеет право на существование, потому что, создавая такой миф, люди тем самым пытаются убедить себя в отсутствии проблем, уберечь от тревоги, которая возникает при мысли о негативных последствиях стрессовой ситуации: человек склонен отрицать проблему и как бы спасаться от своих страхов. На самом деле это иллюзорное спасение. Отсутствие знания о том, что последствия стресса могут быть негативными, не защищает человека от этих последствий, а, наоборот, обезоруживает его в совладании с ними. Ведь, как известно, отрицание проблемы вовсе не устраняет ее, а, как это ни парадоксально, делает ее еще более трудно решаемой. Смелость признаться в себе в том, что после того или иного трудного события жизнь и здоровье человека изменились в худшую сторону, открывает перед ним путь к обращению к собственным ресурсам или к социальной поддержке, к помощи других людей.

      Наталья Харламенкова, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии посттравматического стресса Института психологии РАН, заведующая кафедрой психологии личности ГАУГН

      Обычно это состояние развивается на фоне дискомфортных ситуаций, которые не позволяют реализовать или удовлетворять основные физиологические и социальные потребности. Исследователи выявили ряд причин, которые могут спровоцировать психоэмоциональный стресс, в том числе:

      • чувство страха;
      • сложные обстоятельства;
      • кардинальные изменения в связи с переездом, сменой работы и т. д.
      • беспокойство.

      Способствовать появлению этого состояния могут различные ситуации, которые вызывают отрицательные ощущения. Вызванные этим эмоции и эмоциональный стресс наиболее ярко могут проявиться у ребенка. Дети тяжело переносят свои неудачи, конфликты со сверстниками, развод родителей и т. д. Накал эмоций у этой социальной группы обычно не снижается длительное время, что способствует развитию сильнейших стрессов.

      Появление психоэмоционального перенапряжения нередко наблюдается на фоне ситуаций, которые несут потенциальную угрозу для жизни. Сильные эмоции и стресс, как их продолжение, может появиться и под воздействием внешних раздражителей, к примеру, избыточных физических нагрузок, инфекций, различных заболевании и т. д. На фоне этих состояний появляется эффект психологического напряжения. Некоторые физиологические причины также могут спровоцировать психоэмоциональный стресс. К таким факторам относятся:

      • нарушения в работе нервной системы;
      • бессонница;
      • гормональная перестройка организма;
      • хроническое переутомление;
      • эндокринные заболевания;
      • реакция адаптации;
      • личностная декомпенсация;
      • несбалансированное питание.

      Все факторы, которые провоцируют стресс, можно условно разделить на внешние и внутренние. Очень важно выявить, что именно привело к сильным переживаниям. К первой группе факторов относятся состояния или условия внешней среды, которые сопровождаются сильными эмоциями. Ко второй могут быть причислены результаты умственной деятельности и воображения человека. Они обычно не имеют никакой взаимосвязи с реальными событиями.

      Группы риска людей, подверженных эмоциональному стрессу

      С этим состоянием каждый человек сталкивается множество раз, причем проявления его быстро исчезают, когда условия, в которых они возникли, смягчились или наступила адаптация организма к ним. Однако ученые выделяют отдельные группы людей, которые имеют некоторые особенности психологической регуляции, делающие их более восприимчивыми к воздействию факторов, вызывающих повышение эмоциональной напряженности. Они чаще подвержены стрессу, который проявляется у них в более выраженной форме. К группам риска относятся люди:


      Те, кто постоянно испытывают на себе психологический дискомфорт и давление, вызванное сочетанием разных обстоятельств, нередко переживают свои эмоции в себе, не проявляя их. Это способствует накоплению эмоциональной усталости и может стать причиной нервного истощения.

      Классификация форм и стадий эмоционального стресса

      Появление этого состояния может наблюдаться при самых разнообразных условиях. Выделяются 2 основные его разновидности. Эустресс является результатом реакции, способной активировать адаптационные и психические способности организма человека. Обычно он возникает при каких-либо положительных эмоциях. Дистресс является своего рода патологическим состоянием, становящимся причиной дезорганизации поведенческой и психологической активности человека. Он негативно отражается на всем организме. Обычно это состояние вызвано эмоциональным напряжением при конфликтных ситуациях. Различные психотравмирующие ситуации также могут стать причиной развития этого нарушения.

      Психоэмоциональный стресс обычно протекает 3 основные стадии. Первая фаза получила название перестройки. Сначала при повышенном психологическом напряжении запускается ряд биологических и химических реакций. В этот период наблюдается активизация деятельности надпочечников и выброс адреналина. Это способствует повышению возбуждения, ведущему к нарушению работоспособности и снижению реакций.

      После этого наступает фаза стабилизации. Надпочечники адаптируются к имеющейся ситуации, что становится причиной стабилизации выработки гормонов. Если стрессовая ситуация не исчезает, наступает третья ее стадия. Последняя фаза характеризуется развитием истощения нервной системы. Организм утрачивает способность преодолевать психоэмоциональные стрессы. Работа надпочечников сильно ограничивается, что становится причиной сбоя в работе всех систем. В физическом плане данная стадия характеризуется критическим снижением глюкокортикостероидных гормонов при повышении уровня инсулина. Это становится причиной ослабления иммунитета, снижения работоспособности, развития психической дезадаптации, а иногда и различных патологий.

      Проявления эмоционального стресса

      Наличие этого нарушения не может протекать без каких-либо симптомов. Таким образом, если человек находится в этом состоянии, не заметить это крайне сложно. Развивающийся эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний всегда сопровождаются рядом характерных психологических и физиологических признаков.

      К таким проявлениям относятся:

      • усиление частоты дыхания;
      • напряжение отдельных групп мышц;
      • слезы;
      • повышенная раздражительность;
      • учащение пульса;
      • снижение концентрации внимания;
      • резкие скачки артериального давления;
      • общая слабость;
      • повышенная потливость.

      Нередко эмоциональное напряжение проявляется сильными головными болями, а также приступами нехватки воздуха (дефицита кислорода). Наблюдается резкое повышение или снижение температуры тела. Нередко человек, находящийся в стрессе, может проявлять неадекватные реакции. На фоне всплеска эмоций нередко утрачивается способность рационально мыслить и действовать, поэтому субъект не может иногда здраво оценивать свое поведение и адекватно реагировать на имеющуюся ситуацию. Обычно физические проявления как реакция на стресс наблюдаются на протяжении короткого периода времени.

      Чем опасен эмоциональный стресс?

      Уже доказано влияние психологических факторов на общее состояние здоровья. Многие патологические состояния могут быть вызваны именно стрессом. На фоне различных психоэмоциональных сбоев наблюдается повышение уровня адреналина. Это может стать причиной резких скачков артериального давления. Данное явление нередко приводит к спазму кровеносных сосудов в головном мозгу. Это может стать причиной развития инсульта. Может наблюдаться повреждение стенок сосудов. Из-за этих физиологических особенностей такого психологического состояния повышается риск развития таких заболеваний, как:

      • гипертония;
      • злокачественные опухоли;
      • сердечная недостаточность;
      • аритмия;
      • стенокардия;
      • инфаркт;
      • ишемическая болезнь сердца.

      Сильнейший и продолжительный стресс может стать причиной тяжелейших последствий. Могут наблюдаться неврозы, сердечные приступы и психические расстройства. Эмоциональный стресс может привести к истощению организма и понизить иммунитет. Человек начинает чаще страдать от вирусных, грибковых и бактериальных заболеваний, причем протекают они в более агрессивной форме. Помимо всего прочего, медицинскими работниками выявлено, что на фоне эмоционального стресса нередко наблюдается обострение таких состояний, как:

      • мигрень;
      • астма;
      • расстройства органов пищеварения;
      • снижение зрения;
      • язвы желудка и кишечника.

      Людям, которые имеют предрасположенность к этим патологическим проявлениям, очень важно постоянно контролировать свое психологическое состояние. У ребенка сильный стресс может привести к еще более тяжелым последствиям. У детей на фоне психологического перенапряжения развиваются самые разные хронические заболевания.

      Методы купирования эмоционального стресса

      В психологии об опасности этого состояния уже известно немало. Понятие об эмоциональном стрессе имеют и многие современные люди, так как сталкиваются с подобной проблемой довольно часто из-за повышенных психологических нагрузок, в том числе и при решении рабочих вопросов. Накопление негативных эмоций и напряжения может самым негативным образом отразиться на всех аспектах жизни человека, поэтому с этим нужно бороться всеми возможным методами.

      Если стрессовые ситуации являются постоянным спутником жизни, или человек переживает слишком остро любые неприятности, лучше всего сразу обратиться к психотерапевту. Работа со специалистом позволяет приучиться избавляться от негативных эмоций. Когда проявляется эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний человеком самостоятельно невозможна, обязательно нужно использовать аутотренинги. Они позволяют повысить эмоциональную устойчивость. В некоторых случаях психотерапевт может порекомендовать использование некоторых седативных препаратов и лекарственных трав, отличающихся выраженным успокаивающим действием. Это позволяет снизить проявления стресса.

      Если человек тяжело переносит психологический дискомфорт, рекомендованным является и физиотерапевтическое лечение. Кроме того, значительную пользу может принести обучение методикам медитации, которые позволяют быстрее устранить все имеющиеся негативные эмоции. Необходимо приучаться отвлекаться от неприятных мыслей и при любых неблагоприятных ситуациях не впадать в уныние, а искать пути решения имеющихся проблем.

      Профилактика эмоционального стресса

      Для того чтобы меньше страдать от проявлений этого психологического состояния, необходимо правильно составить расписание своего дня. Некоторые люди испытывают эмоциональный стресс именно из-за того, что они не успевают что-то сделать и вынуждены постоянно куда-то торопиться. В этом случае профилактике развития этого состояния нужно уделять особое внимание. Обязательно на сон необходимо отводить не меньше 8 часов. Естественно, нужно использовать в жизни свои методы релаксации. Этот момент является индивидуальным. Некоторым людям избавиться от неприятных эмоций позволяют танцы или посещение спортзала, в то время как другим занятия йогой, прослушивание музыки или рисование.

      Определенная профилактика необходима и для недопущения развития эмоционального стресса у детей. Этой возрастной категории свойственны сильные переживания по разному кругу проблем, но очень важно, чтобы родители имели контакт со своими детьми и могли своевременно оказать поддержку и подсказать правильные пути выхода из той или иной ситуации. Это позволит избежать развития многих соматических нарушений этого состояния.



    Случайные статьи

    Вверх