Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль

    Понятие этики как науки. Этика в контексте культуры.

    Основным предметом изучения этики является мораль. Мораль это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер. Мораль это понятие историческое. Оно относ...

    Нравственные категории.
    Этические учения Древней Индии

    Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики. Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этич...

    Античная этика. Средневековая этическая мысль.

    Этические учения Древней Греции Социокультурные предпосылки этики Древней Греции. Создание основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой культуры. Другой ее особенностью...

    Новое время. Этика долга Им. Канта.

    Особенности и основные проблемы этики Нового времени Предпосылками этики Нового времени (17-19 вв.) были: буржуазные товарно-денежные отношения и формирование класса свободных предпринимателей, чт...

    Философские взгляды на проблему возникновения морали.

    Философия морали это область размышлений, предметом которой является нетолько мораль иеетеория этика как весьма отдаленный предмет, ноинормативная иописательная этика или нравственность как более...

    Функции морали.

    Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности он...

    Типы нравственной личности.

    В основе выделения нравственных типов личности лежит господствующая моральная ценность, мотивы поведения. Данная типология условна, отсутствуют оценочные критерии и не являются абсолютными. Потреб...

    Этические нормы воспитанности. Вежливость. Правила вежливости.

    Воспитанность - способность следовать моральным правилам и поведенческим нормам, принятым в референтной группе. Проще и конкретнее, это обычно хорошие манеры и уважение к потребностям другого чело...

    Понятие нравственного поведения и нравственного отношения. Сущность нравственной свободы.

    Нравственная свобода личности. Нравственная свобода это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями. Из приведенного определения нравственной свободы...

    Золотое правило нравственности. Основные критерии духовности.

    Золотое правило нравственности Сущность морали, связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название Золотого правила нравст...

    Общечеловеческие этические нормы.

    Общечеловеческие этические нормы - признаются большей частью цивилизованного человечества, восходят к древности, отражают общее в многовековом опыте человеческого общения, близки к общим религиозн...

    Понятие профессиональной этики. Происхождение и становление профессиональной этики.

    Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессио...

    Задачи профессиональной этики. Принципы профессиональной этики.

    В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. В основе профессиональной этики...

    Знакомства и представления: общие правила.

    Согласно правилам этикета, знакомиться нужно через третье лицо. Завязать знакомство без посредников труднее, это требует большого такта, особенно в тех случаях, когда тот, с кем желают познакомить...

    Использование титулов и званий. Как вести себя во время и после представления. Национальные традиции.

    Титулы и звания: При официальном представлении используются титулы и звания представляемых. Это часто оказывается важным в дальнейшем при деловых контактах. Различают воинские, дипломатические, це...

    Профессионально - этические нормы в сфере предпринимательства.

    Предпринимательская этика это особое проявление профессиональной этики. Этика бизнеса это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурны обществом к его стилю раб...

    Современные взгляды на место этики в деловом взаимодействии.

    Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и вн...

    Бизнес этикет – основа профессионализма. Этические правила профессионального поведения.

    Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового эти...

    Управленческая этика.

    Понятие руководить относится к руководству людьми. Понятие управлять относится и к управлению людьми и к управлению технологическими процессами. Следовательно, понятие управлять шире. Сущность рук...

    Руководитель и коллектив. Руководитель как организатор нравственных отношений в коллективе.

    Руководитель как организатор нравственных отношений в коллективе Основной движущей силой нравственных отношений в коллективе является руководитель. Основными обязанностями руководителя являются сл...

    Стиль руководителя и его отношения к подчиненным. Статусные позиции.

    Руководство - процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. В современном понимании руководство следует охарактеризовать скорее как способность...

    Моральный фактор и его проявление в профессиональной деятельности специалиста по сервису.

    Моральный фактор моральное основание социального поведения, действий индивида, группы, класса. В основе М.ф. лежит система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и...

    Служебный этикет.

    Служебный этикет не формальность (хотя может при неправильном понимании стать формальностью), а необходимость. Это тот неписаный свод правил, который помогает ориентироваться во взаимоотношениях...

    Культура общения с клиентами.

    Главное слушать Культура работы с клиентом, это ориентация на клиента - громкие фразы, обозначающие постепенную подмену ценностей и изменения в профессиональном поведении сотрудников, которыми так...

    Общие этические принципы и характер делового взаимодействия.

    Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ~ между руководителем и под...

    Как подготовиться к собеседованию.

    Не опасайтесь собеседования, помните, что это наилучший способ продемонстрировать свои способности. При собеседовании необходимо следовать нескольким правилам: Хорошие манеры. Внешний вид: прическ...

    Понятие "этикет". Этическая сущность этикета, его основные критерии. Нормы этикета

    Термин этикет (отфранцузского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости ивежливости, принятые втом или ином обществе. Этикет это сочетание формальных правил поведения взаранее...

    Роль этикета в человеческом общении. Этикет- регулятор внешних форм общения и поведения.

    Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и фор...

    Виды этикета.

    Придворный этикет строго регламентированный порядок и формы обхождения установленные при дворах монарха. Дипломатический этикет правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах...

    Современный этикет. Принципы современного этикета.

    Основные правила современного этикета складывались на протяжении достаточно длительного времени в процессе развития взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Этикет...

    Основные правила безупречного поведения в обществе.

    Правила этикета не абсолютны они рассчитаны на то, что в каждом конкретном случае их применяют, исходя из ситуации. Неизменным в любой ситуации и в любой стране остается глубокое уважение к окружа...

    Этикет общения. Личные местоимения «ты» и «вы». Как надо просить извинения.

    Употребление ты и вы при обращении: Обращение на вы подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку. Это местоимение используется в официальной сфере, при обращении к незнакомым или мало...

    Как делать и принимать комплименты. Как избежать неловких ситуаций

    Собравшись сделать комплимент, вспомни следующие правила хорошего тона для делающих комплимент: * Комплимент должен быть максимально искренним. * Делая комплимент, веди себя дружелюбно и естествен...

    История развития этикета в России.

    Россия. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и о...

    История развития этикета: европейский этикет

    Европа. Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегод...

    История развития этикета: восточный этикет

    Восточный этикет гораздо больше стремится к ритуальности, не допускает никаких отклонений от общепринятой нормы. Каждое сказанное слово, каждый поступок оценивается с точки зрения этой нормы. Наци...

    Деловая встреча с партнером. Искусство делового общения.

    Искусство делового общения Что такое коммуникация, и как мы ее осуществляем? Способов великое множество! Некоторые люди иногда даже об этом не подозревают. Процесс коммуникации означает общение с...

    Деловая беседа.

    Деловая беседа это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон...

    Деловые переговоры.

    Переговоры это средство, взаимосвязь между людьми, предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы. Переговоры предназначены в основном д...

    Решение спорных вопросов. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций

    Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций В психологической литературе обычно выделяют такие сущностные свойства конфликта, как: противоречие между интересами, ценностями, целями, мотив...

    Кто и как должен встречать посетителей. Правила хорошего тона для хозяев деловой встречи и гостей.

    Посетителя, как правило, встречает секретарь. Если о встрече договаривались заранее, то встретить гостя может сотрудник, отвечающий за подготовку данной встречи или переговоров. Во многих учрежден...

    Правила для говорящего, правила для слушающего.

    Правила для говорящего и для слушающего теснейшим образом связаны, и это естественно, так как говорящий и слушающий две неразрывные стороны общения. правила для говорящего. Первое правило. Итак, п...

а) Добро. Знание и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?

б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?

в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?

г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.

д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.

е) Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.

Добро и зло - центральные понятия этики, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. Зло – категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения.

Таким образом, мораль часто отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло соответственно рассматривается как аморальное. Одним из проявлением социального зла является преступность, правонарушения. Без преодоления этого зла нельзя утверждать добро. Для сотрудников правоохранительных органов делать добро - это значит активно, беспощадно бороться со злом во всех его проявлениях.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие этики

Об этом больше написано в другой распечатке.. понятие и содержание основных категорий этики.. основными категориями этики являются добро зло благо справедливость долг совесть ответственность..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие этики
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос». Изначально этика понимается как место проживания, затем как порядок, обычай, а ещё позже как нрав. Впервые термин «этика» в смыс

Предмет этики
Предметом этики является нравственность. Нравственность – особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира. Другими словами – деятельность, обусловленная мировоззрение

Долг, совесть, ответственность в работе юриста
Юрист не должен допускать сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, допускать компромиссов. Он должен руководствоваться исключительно чувством долга, служить только закону и справедливост

Понятие и сущность морали
Мораль (от лат. moral"s - нравственный, mores - нравы) является однимиз способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Соотношение морали и права
Мораль и право – основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют и общие черты, и различаются, и находятся в определённом взаимодействии, а иногда и противодействии. Общие чер

Нравственная свобода выбора
Нравственная культура - умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззр

Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. Социальные нормы - правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях межд

Моральное сознание и моральная практика
Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений. Моральное сознание р

Понятие и виды профессиональной этики
Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравс

Соотношение правовых норм и норм нравственности
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирую¬щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внут

Соотношение общей и профессиональной этики
Мораль - форма общественного сознания, представляющая совокупность норм, правил и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении по отношению к обществу и друг к другу. Профессиональная

Происхождение и эволюция нравственности
Культура. Уникальность этого явления заключается в том, что оно сугубо человеческое, у других живых организмов культуры нет, да и она им объективно не нужно, потому что, что и как делать записано в

Структура нравственности
В структуру нравственности входят три составные части: 1. Нравственное сознание, которое в свою очередь подразделяется на общественное и индивидуальное. 2. Нравственная практика.

Основные свойства нравственности
«Не делай другим того, чего себе не желаешь». Это золотое правило нравственности. Что в первую очередь обращает на себя внимание в этой формулировки? Требовательность или императивность, п

Функции нравственности и задачи этики
Будучи явлением социальной и духовной жизни нравственность выполняет ряд значимых и разнообразных функций. Основные из них: 1. Регулятивная функция. Она заключается в том, что нравственнос

Категории этики
Каждая наука оперирует своими категориями. Категория – высказывание или признак предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные связи реальной действительности и

Свобода выбора в системе нравственных категорий
Категория «свободы» является важнейшим условием бытия и моральности человека. Однако вопрос о сущности свободы как одной из центральных проблем этики до настоящего времени не прояснен. Проблема сво

Совесть, как этическая категория
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть - категория этики,

Характерные особенности предэтики
Под античностью в истории понимается период с VII – VI вв. до н.э. по IV – V вв. н.э. (около 10 веков). Культура античности развивается в Греции и Древнем Риме, а также в греческих и римских колони

Поздний этап развития античной этики
Поздний этап – период значительного ослабления античных государств. В этот период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др. Эпи

Характерные особенности средневековой этики
Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством. Моральная концепция христианства замкну

Характерные особенности этики нового времени
Особенности этики Нового времени: I. По образцу естественных наук, нравственность начинает выводиться из природы человека, в этике такой подход называется натуралистическим. Наблюдения за

Оценочная функция морали
Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала - того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицир

Отличие регулятивной функции морали от регулятивной функции права
Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное

Особенности профессиональной этики юриста
В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выра

Добро и зло, как этические категории
Понятие добра и зла являются исходными, ключевыми. К категории добра относят все то что ведет к поддержанию жизни, к категории зла все то что ведет к подрыву жизни. Добро и зло - наиболее общие фор

Справедливость, как этическая категория
Справедливость в обществе понимается в различных ас­пектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость - категория, означающая такое положе­ние вещей, которое рассматрив

Долг, как этическая категория
Долг одно из ключевых понятий этики. Долг могут соблюдать только свободные индивиды. С долга начинается разделение этики на теоретическую и практическую. Долг - категория эт

Ответственность, как этическая категория
Ответственность - категория этики, характеризую­щая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нрав­ственному долгу, рассматриваемо

Гуманизм, как этический принцип
Гуманизм (от латинского humanus - человечный) - прин­цип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к соверше

10. I. Общечеловеческие ценности
а) Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?
б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?
в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается; ко всему живому. Любовь к природе (к живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?
г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек: между собой.
д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.
е) Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.

II. Воспитанность и её составные части
Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда.

III. Культура общения
а) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.
б) Азбука беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
в) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие).
г) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону.
д) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.

IV. Культура внешности
а) Смотрим в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена – союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.
б) Одежда. Немного истории о нашей одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой. «Платье чисто, да и речь честна».
в) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция.
г) Причёска. Здоровые волосы – красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор.
д) Обувь. Уход за ногами. Красивая и удобная обувь.



V. Культура быта
а) Наш дом. От пещеры до квартиры. Дом. «Мой дом – моя крепость».
б) Уют и красота в доме. Вещи – друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи – своё место. Подъезд, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека.
в) Твой уголок в доме. Твоё рабочее место – предмет твоей особой заботы. Предметы, которые окружают тебя. Уход за ними. Твои домашние обязанности.
г) Режим дня. Твоё время и как его беречь. Точность – вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера. Режим дня и здоровье.

VI. Культура учебного труда
а) Азбука учебного труда.
б) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
в) Сделал дело – гуляй смело. Повторенье – мать ученья.
г) Оптимальное чтение.
д) Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя».

VII. Сквозная тема курса: На сцене нашего «Я»
а) Наши разные роли – наши разные лица. Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат и т.д.).Я в школе (ученик, ученица, активист, надёжный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.).Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гуляющий и т.д.). Я в транспорте (пассажир, пассажирка). Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.). Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.
б) Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличност­ные.

Зло - категория этики, по своему содержанию противопо­ложная добру, обобщенно выражающая представление о без­нравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи­вающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (про­тивоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, ко­гда оно - проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отри­цательные поступки людей.

Вопрос 12: Долг, совесть, ответственность в работе юриста

Долг - категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг может быть личным (например, товарищеский долг) и социальным. Безусловно, любой юрист, но, прежде всего, юрист, работающий в правоохранительных органах (суде, прокуратуре, милиции), успешно выполнять свои функции может только тогда, когда он глубоко осознал социальное значение своей деятельности и обладает высоким чувством долга, готов до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Юристы, замещающие государственные должности, в подтверждение своей готовности следовать долгу приносят присягу.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

В ходе своей профессиональной деятельности каждый юрист сталкивается со многочисленными коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки , могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Ответственность как категория этики характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Ответственность в праве - это самостоятельный институт (юридическая ответственность), который не следует отождествлять с моральной ответственностью. Однако в сочетании с долгом ответственность является важнейшим принципом юридической этики.

ü Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: М.:

ü Соколов Н.Я. Профессиональная юридическая деятельность и причины нарушения законности юристами // Журнал российского права. 2009. № 9.


1. Понятие этики.

Этика - наука, которая изучает поведение чел-ка, развивающееся на основах моральных мотивов , а также выявляет факторы, позволяющие уверенно сказать о том, что моральные мотивы есть в поведении не одного чел-ка, а у многих людей, что свидетельствует о том, что в об-ве существует и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения(наука о морали).

Аристотель ввёл прилагательное «этический». где обозначил класс человеческих добродетелей и образовал существительное этика. ethos-нрав, обычай, от него произошло слово этика.

2. Предмет этики .

Предмет этики со временем изменялся, это были качественные ступени познания морали и нравственности, их теоретич. осмысления. В современном понимании этика как наука необходима, чтобы прояснить основания морального выбора и продемонстрировать личности способности и рассуждения о жизни, которые уже известны в истории человечства.

Предметом этики явл . поле морального выбора чел-ка и изучение тех средств, с помощью которого он осуществляется(предмет этики-изучение поступков людей с целью выявления закономерности их поведения, которые становятся основой той или иной целенаправленной деятельности)

а) общение и поведение чел-ка в их наиболее совершенных формах

б) мораль и реальные нравы об-ва

в) представление о добре и зле

г) вопросы смысла жизни и тайны смерти

д) взаимосвязь удовольствия и страдания

е) проблема ценностных ориентаций в поведении чел-ка

ж) роль и значение совести в моральной жизни чел-ка

3.Основные этапы исторического развития этических учений.

Основные этапы исторического развития этических учений.

Мораль и моральные нормы являются одной из первых форм общественного сознания, которые возникали вместе с человеческим обществом. Выделяют несколько этапов развития этических учений:


  1. Архаичного периода

  2. Мораль античности

  3. Мораль феодального общества

  4. Мораль возрождения и протестантизма

  5. Мораль новейшего времени.
Первые моральные нормы носили запретительный характер («нельзя убить себе подобного»). Весь этот период от раннего рабовладения получил название «Предмораль».

После происходит появление норм разрешительного характера . Нарушение запретов – строгое наказание, так как люди обладали неразвитым языком и сознанием, то призывались силы природы. Нормы запреты переходят в правовые нормы. Происходит соединение норм морали и права.

Существовали нормы, регулирующие брачно- семейные отношения (нормы запрета и разрешительные нормы). Так же были нормы, регулирующие отношения между соплеменниками, не состоящие в кровном родстве.

Мораль в современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества, это связано с осознанием собственного «Я».

Существовала теория морали – учение о сущности морали, её структуре, принципах и категориях, а также механизмах действия морали.

Нормативная этика – это учение о высших моральных ценностях, в целом о правильном поведении людей в повседневной жизни.

Прикладная этика – занимается конкретизацией общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к конкретным ситуациям.

4. Понятие и содержание основных категорий этики.

Добро и зло

Справедливость

Ответственность

Достоинство и честь, относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро и зло-это наиболее общие моральные оценки, разгранич. нравственное и безнравственное.

Добро -это категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности. Понятие добра следует отличать от добродетель-это устойчивые положительные качества личности.

Наряду с понятие добра, используется понятие благо -это всё, что способствует человеч. жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей, является средством для достижения определенных целей.

Справедливость понимается в разных аспектах. Это категория морально-политич. и правовая. В этике справедливость -это категория, означающая, такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности чел-ка, его неотъемлемых правах, исходящее из равенства между всеми людьми. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную и распределительную. Справедливость не правильно понимать в кач-ве синонима правосудию.

Правосудие -это деятельность уполномоченных органов, напрвленная на установление справедливости.

Долг -категория этики, означающая отношение личности к об-ву, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основе нравств. требований.

Совесть -это категория этики, характеризующая способность чел-ка осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать ля себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Честь -означает моральное отношение чел-ка к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами чел-ка.

Репутация -мнение о нравственном облике чел-ка, сложившееся у окружающих , основанное на его предшествующем поведении.

5.Общечеловеческие начала этики

а) Добро. Знание и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?

б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?

в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?

г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.

д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.

е) Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.

Добро и зло - центральные понятия этики, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. Зло – категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения.

Таким образом, мораль часто отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло соответственно рассматривается как аморальное. Одним из проявлением социального зла является преступность, правонарушения. Без преодоления этого зла нельзя утверждать добро. Для сотрудников правоохранительных органов делать добро - это значит активно, беспощадно бороться со злом во всех его проявлениях.

7. Долг, совесть, ответственность в деятельности юриста

Юрист не должен допускать сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, допускать компромиссов. Он должен руководствоваться исключительно чувством долга, служить только закону и справедливости.

Специфика работы юриста такова, что в ней встречаются особые нравственные ситуации, которых нет у представителей других профессий. Если в общечеловеческой нравственности осуждаются такие явления, как ложь, притворство, скрытность, то, например, в оперативной работе криминальной полиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) по отношению к преступникам. Такая нравственная специфика этой профессии не противоречит общим принципам морали, а является их конкретизацией и дополнением применительно к условиям юридической деятельности.

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей , что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон.

Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон.

Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста.

8. Понятие и сущность морали

Мораль в отличии от этики фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в конкретном об-ве или человеку. В широком смысле, мораль -это сис-ма этических ценностей, которая признаётся человеком. Является важнейшей составляющей культуры, один из основных способов регулирования поведения чел-ка. Будучи предметом этики, мораль выступает как единство морального сознания, моральных отношений, как результат морального поведения и тем самым выраж. собой идеальный образец должного.

Мораль -это одна из форм общ. сознания, в которой отражаются идеи , представления, принципы и правила поведения людей в об-ве (сис-ма ценностей).

Мораль и моральные нормы явл. одной из первых форм общ. сознания.

Выделяют несколько этапов:

Нравы архаичного периода

Мораль античности

Мораль феодального об-ва

Мораль возрождения и протестантская

Мораль нового, новейшего времени

Первые моральные нормы носили запретительный характер. В архаичный период «нельзя убить себе подобного». Это норма внутривидового регулирования. Первоначальное формирование морали занимало большой промежуток времени, и весь период до раннего рабовладения наз. предмораль. Потом появляются нормы разрешительного характера. Запретительные нормы регулировали наиболее важные для чел-ка и об-ва ситуациях: избыточная охота, собирательство. От этой формы до нас дошли фольклорные произведения. Т.к. в то время люди обладали не развитым языком и сознанием, то на помощь призывались силы природы. Нормы запреты переходят в правовые, происходит соединение норм морали и права. Мораль в её современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового об-ва. Это связано с осознанием человеком своего собственного Я.

Нравственность -формирующаяся внутри каждой личности представление о добре и зле, которые могут не совпадать с моралью об-ва, в которых живет человек, имеет материальное воплощение в виде поступков. Именно в нравственности проявл. проблема морального выбора между добром и злом(это св-во личности, представление его о добре и зле)

9. Соотношение морали и права

Мораль и право – основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют и общие черты, и различаются, и находятся в определённом взаимодействии, а иногда и противодействии.

Общие черты. Они определяются тем, что:

1. Во-первых, и мораль, и право относятся к социальным нормам поведения.

2. Являются основными регуляторами поведения.

3. Имеют общую цель – регулировать поведение людей во избежание межличностных и внутрисоциальных конфликтов.

4. Базируются на справедливости как высшем нравственном принципе.

5. Именно они выступают мерой свободы индивида, определяют границы этой самой свободы

Различия: мораль формируется раньше права, раньше правового сознания и государственной организации общества. Хотя многие учёные высказывают позицию о том, что мораль в чистом виде возникает примерно в одну историческую эпоху, что и право.

Кроме того, в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле более неоднородна, более разнообразна. В обществе может существовать несколько моральных систем, в зависимости от социальных групп, классов. Но мы не должны забывать, что существует так называемая «господствующая мораль», которая касается всех.

Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде (обществе) взглядом, представлений о добре и зле, справедливости, чести и долге и других категорий этики. При этом процесс формирования моральных систем идём спонтанно, в недрах общественного сознания.

По-другому происходит с формированием правовых систем. Этот процесс неоднороден и достаточно сложен, но, тем не менее, право в единстве своей формы предстаёт как результат официальной деятельности государства , то есть фактически является выражением его воли.

Мораль живёт в общественном сознании, которая и является его формой. И в этом плане трудно различить мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где эту границу можно провести достаточно чётко. Эту границу мы проводим именно как между самим правом как системой норм и правосознанием. То есть право по сравнению с моралью имеет более чёткие формы выражения и закрепления вовне.

Различие с точки зрения внутренней организации. Мы говорим о том, что мораль не обладает такой логически стройной и достаточно жёсткой структурой, как система права.

Ещё одно различие – по средствам и методам обеспечения реализации соответствующих норм. Если, как известно, право обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения.

Мораль и право взаимодействуют. По большому счёту, если говорить в идеологическом смысле, то право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мы должны чётко признать, что мораль признаёт противоправное поведение безнравственным.

Между тем не исключены и противоречия между нормами морали и между нормами права. В определённых ситуациях нормы морали успевают сосредоточить и сформировать общественное время ранее, чем закрепляется это в нормах права, либо наоборот, законодатель вводит такое положение, которое определяет последующее развитие норм морали.

10. Нравственная свобода выбора

Нравственная свобода выбора - умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения. Наиболее сложной является проблема осуществления нравственного выбора сотрудником правоохранительных органов в условиях нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, а также между самими нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти к антинормам. Очевидно, что переход к антинорме осуществляется в нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресечении противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов приходится принимать решения, оперируя такими нормами нравственности, как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую деяние, какой бы целесообразностью оно ни оправдывалось, становится безнравственным. Именно поэтому нравственная свобода выбора сотрудника должна быть профессиональным качеством, позволяющим осуществлять свою деятельность так , чтобы профессиональная деятельность сочеталась с гуманистическими ценностями и в то же время не была бы и ущемлена в результате ложно, абстрактно понимаемых нравственных ценностей и норм.

11. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Социальные нормы - правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их воли (интереса), и обеспечиваются разными способами социального влияния.

Сущностью социальных норм являются не просто правила, ибо правила существуют и в несоциальных образованиях, таких, например, как математика, грамматика, техника и другие (технические нормы), о правила отчётливо выраженного социального характера.

Признаки социальных норм:

1. Правила (масштабы, образцы, модели) поведения регулятивного характера - социально-волевые нормы, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные. Они направляют поведение людей в соответствии с заложенной в норме идеальной моделью общественных отношений, вносят одинаковость в регулирование общественных отношений и формируют непрерывно действующий механизм типичных масштабов поведения;

2. Правила поведения общего характера, т.е. не имеющие конкретного адресата. Они рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в рамках отношений данного вида; вступают в действие каждый раз, когда возникают соответствующие общественные отношения;

3. Правила поведения предписывающего характера - общеобязательные. Они устанавливают запреты, дают эталоны поведения;

4. Правила поведения, которые обеспечиваются определенными средствами воздействия на поведение людей (привычкой, внутренним убеждением, общественным влиянием, государственным принуждением).

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле , справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры

Ответы по Профессиональной Этике.

1. Понятие и Предмет этики:

В предмет этики входит:

1. Сущность морали.

2. Природу и структуру морали.

3. Закономерности возникновения и развития моральных норм.

4. Место моральных норм среди других регуляторов общественных отношений.

Этика это философская наука, изучающая мораль, как одну из важнейших сторон жизни человека и общества. Этика это наука о морали.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-историчской жизни.

2. Основные этапы исторического развития этических учений:

Этапы развития представлений о морали:

1. Предэтика.

2. Античная этика.

3. Средневековая этика.

4. Этика нового времени.

5. Современная этика.

Осмысление представлений о нравственности и морали, происхождении и сущности нравственных чувств, которые удерживают людей от злых поступков было предпринято в древней Греции 3000-2500 тысячи лет назад. Формирование предэтических представлений связано с именами Гомера и Гесиода. Гомер написал Илиада и Одиссея. В них не содержится определенных моральных норм, соблюдение которых считалось бы общепринятым, в поэмах нет назидательного начала. Моральная терминология находится в зачаточном состоянии. С другой стороны герои произведений выступают определенным образцом морали, в том плане, что они следуют в своем поведении чувству долга перед семьей, племенем, вождем…

Гесиод. «Труды и дни».

Его поэма имеет моральный смысл. Он предлагает набор ценностей, труда и справедливости.

Софисты и их этические представления.

Их этические представления можно передать набором их фраз: чти старших, властвуй над наслаждением, обуздай гнев.

Античная этика.

Формирование античных представлений об этике связано с именем Сократа. Он предложил более прочную основу для нравственности, каковой выступает разум. В понимании Сократа добродетель это умственное развитие и творчество, невежество же источник зла. Добродетель заключается в знании того, что хорошо, а что плохо. Это обеспечивает способность человека к определению внутренней гармонии между разумом и страстями. Справедливость жизни по отношению к самому себе, своим близким, обществу.

Идеи морали, добра и справедливости расположены вне мира людей и вещей. В материальном мире эти идеи получают несовершенное воплощение в поведении человека и жизни общества. Платон внес в этику идеальное понимание нравственности.

Аристотель.

Первым систематизировал этику, как науку о добродетели и дал ей название. Все добродетели делятся на 2 больших класса:

1. Этические.

Они связаны с темпераментом.

2. Дианоэтические.

Связаны с разумом.

Учение Аристотеля состоит из 3 разделов: Учением о высшем благе, Учение о добродетели, Учение о частных добродетелях. По мнению Аристотеля, этические добродетели приобретаются душой, при этом душа стремится найти золотую середину, то есть выбрать промежуточное из 3 состояний. Например, умеренность это середина бесстрастия и невоздержанности, мужество середина страсти и отваги. Справедливые действия способен совершать только справедливый человек. Это такой человек, добродетели которого не являются случайными, то есть он стремится стать добродетельным сознательно.

Эпикур и эпикурейцы.

По мнению Эпикура, задача этики состоит в том, чтобы указать путь к счастью. Счастье у Эпикура связано с удовольствием, которое подразделяется на телесное и духовное наслаждение. Счастье это отсутствие душевных тревог и телесных страданий.

Все удовольствия делятся на 3 типа:

1. Естественные, но необходимые.

2. Естественные, но не необходимые.

3. Неестественные и не необходимые.

Ограничение желаний естественными и необходимыми удовольствиями предает жизни нравственный смысл.

Стоики (Сенека, Марк Аврелий).

человек достигает счастья, которое заключается в добродетели, позволяющей жить в согласии с природой в соответствии с разумно познанными законами вселенной. Сама природа содержит в себе правила нравственного, необходимо помочь человеку его достичь.

Средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

Средневековая этика была подчинена религиозным представлениям.

Этика нового времени (Томас Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше).

Томас Гоббс - природа создала людей одинаковыми в умственном и физическом отношении, равенство способностей порождает равенство надежд на достижение цели. Естественность догосударственного состояния характеризуется Гоббсом как война все против всех. Гоббс отрицает абсолютный характер нравственных требований. Их соблюдать можно только на взаимных началах.

Спиноза мораль и нравственность порождены самой природой, хотя сама она не знает ни добра, ни зла. Но жизнь человека в обществе определяет необходимость установления и изменения моральных норм.

Современная этика.

В ее основе помимо того, что она восприняла этические учения прошлого, лежат учения Льва Толстого о непротивлении злу насилием, и идеи гуманиста Альберта Швейцара о благоговении перед жизнью.

Макс Вебер и его учение о протестантской этике. «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер, капитализм формируется на религиозно этической основе. Протестантская религия – протестантизм, предполагало такие этические нормы, которые обеспечили формирование капиталистов и капитала.

3. Понятие и содержание основных категорий этики:

2. Справедливость – категория этики, отражающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, признающее равенство людьми и необходимость соответствия между деянием и воздаянием.

6. Ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею моральных требований ее соответствия нравственному долгу.

7. Честь означает моральное отношение человека к самому себе, оценку моральной в связи с заслугами и положением личности.

4. Общечеловеческие начала этики:

признаются большей частью цивилизованного человечества, восходят к древности, отражают общее в многовековом опыте человеческого общения, близки к общим религиозным заповедям ведущих мировых религий (некоторые из заповедей Моисея, Христа, Мухаммеда, Будды). Общечеловеческим достоянием в области этики являются учения философов мировой величины - от древних греков до наших дней.

1. Добро и зло. Добро это категория этики, объединяющая все имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного. Зло это категория этики по своему содержанию противоположное добру, обобщенно выражающее представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения.

6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста:

Ответсвенность- характеризует личность с позиции выполнения его моральных требований, ее соответсвия нравственного долга.

7. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и прав:

Мораль от латинского слова в переводе, означающего нравственность. Она является одним из способов нормативного регулирования поведения человека. Особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Мораль представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер взаимоотношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, достойном и недостойном.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни.

Функции морали.

1. Регулятивная.

2. Воспитательная.

3. Познавательная.

4. Оценочно – императивная.

5. Ориентирующая.

6. Мотивационная.

7. Коммуникативная.

8. Прогностическая.

Важнейшей функцией морали является регулятивная функция, которая означает что мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения интересов всего общества. Воспитательная функция состоит в том, что мораль участвует в формировании личности. Мораль способствует установлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, необходимости уважения прав и достоинства других людей.

8. Нравственная свобода выбора:

Нравственный выбор – выбор нравственности

В структуре личностного бытия нравственное сознание и нравственный выбор занимает центральное и доминирующее положение. Оно заключает в себе творческое отношение человека к жизни, в котором творчески созидается и преображается сам человек, его становящаяся личность.

Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть является самой универсальной его формой, а долг, обязанность, ответственность являются высокодифференцированными формами нравственного сознания.

Сегодня, вступая в диалог не только с современниками, но и с историей философии, нельзя не попытаться найти единомышленников в осмыслении положения современной эстетики в мировой эстетической мысли, и соответственно - отношения эстетики к целостности философского знания.

9. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия:

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

Религиозные нормы;

Политические нормы;

Эстетические нормы;

Организационные нормы;

Нормы культуры и др.

10. Моральное сознание и моральная практика.

НРА?ВСТВЕННОЕ СОЗНА?НИЕ

один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В Н. с. в виде определ. понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей. Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Моральная практика (деятельность) вся духовная практическая деятельность, направленная на укрепление, развитие и преобразование нравственных отношений, на усвоение нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения. Моральную деятельность целесообразно представить как сложную совокупность ее отдельных актов, обозначаемых в этике понятием "поступок". (Короче это то как проецируется на реальность моральное сознание)

11. Понятие и виды профессиональной этики.

Проф.этика – обозначает несколько отраслей этической теории, но больше всего для обозначения своеобразного нравственного кодекса людей определённой профессии Профессиональная этика - термин, используемый для обозначения:1)системы профессиональных моральных норм (напр. «профессиональная этика юриста»), 2)направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Виды проф.этики: Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика) Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

12. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.

Особенности проф.деятельности юристов(судей, прокуроров, адвокатов) заключается в том что в своей работе они существенно затрагивают права и свободы людей, постоянно с ними в контакте, непосредственно связанны с самой важной системой социальной регуляции с правом.

Нравственное значение: вводит мораль в юридическую практику, раскрывает нравственную сущность закона, совершенствует нравственные начала в обеспечении законности, исследует взаимосвязь нравственной и правовой сферы, определяет требования к нравственному сознанию юристов, повышает эффективность нравственного воспитания. Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Предмет изучения определяет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая призвана: сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности; определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности; выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

13. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие - суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве. Конституция Российской Федерации 1993 года содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

Одна из ключевых статей Конституции России – ст. 2, помещенная в главе первой, где определяются основы конституционного строя, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Здесь мы имеем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне. Эта конституционная норма, воспроизводящая этический принцип, обязывает прежде всего последовательно реализовать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны пронизывать все отрас-

38 Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии

ли права России. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область общественной жизни оно ни регулировало. Гуманизм – ведущий принцип правопримени-тельной деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Правосудие, деятельность судебной власти должны соответствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы защиту человека от правонарушений, в том числе от преступлений, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей. В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом от необоснованного стеснения или нарушения, их человеческое достоинство не должно унижаться.

Ст. 7 Конституции характеризует гуманистическую сущность Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражает глава вторая Конституции – "Права и свободы человека и гражданина". Ст. 17 Конституции фиксирует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Ст. 18 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.

Регулируя начала правосудия, Конституция России фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедлив

14. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства.

В УПК глава 2: там содержатся нравственные законы данной отрасли законодательства

Там нравственные стороны закреплены в статьях: 9 10 11 12 14 15 17 если их прочитать можно выделить категорию справедливость находящую своё отражение в них. Так же надо помнить что справедливость там вместе с законностью.

Там про основные права человека и т.д

15. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Для законного и справедливого разрешения уголовного дела необходимо выяснить его обстоятельства: было ли совершено преступление, кто и как его совершил, т. е. раскрыть преступление и правильно установить все факты, значимые для принятия решения. При этом нельзя допустить привлечения к ответственности невиновного. Важнейшим условием выполнения задач уголовного судопроизводства является установление истины по уголовному делу. Уголовный процесс - такой вид государственной деятельности, где обязанность устанавливать истину предписана законом Установление истины - непременное условие справедливого правосудия по уголовному делу. Именно истины, правды требует общество от судей; истина, правда образуют сущность приговора суда как акта правосудия.Требование установления правды, истины постоянно присутствует в отечественном законодательстве, регулирующем деятельность суда.

Установление истины - высоконравственная цель доказывания, без достижения которой справедливое правосудие невозможно. На судье в российском процессе всегда лежал нравственный долг установления истины, правды. Попытки представить суд пассивным наблюдателем схватки между противоборствующими сторонами не соответствуют исторической правде и предназначению суда как органа правосудия.

16. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

Специфическая форма проявления морали. так принято называть, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определённый тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии.

Предмет: регулирование поведения юристов при осуществлении проф.деятельности, как наука изучает воплощение в реальности, юр.практике нравственных норм и принципов.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Нравственные требования к деятельности судебной власти.

Важнейшее нравственное требование судебной власти справедливость. Это требование относится не только к решениям суда, но и ко всей деятельности судебной власти. Справедливость выражается в обеспечении равенства всех, кого затрагивает деятельность судей. Судебная власть должна быть объективной и беспристрастной. Судебная власть должна быть компетентной, компетентность означает высокий профессионализм судей, глубокое знание законов, знание требований профессиональной этики, умение правильно разобраться той или иной ситуации, жизненный опыт, опыт применения законов.

В связи с этим законодательством РФ устанавливаются требования к претендентам на должность судьи: возраст не менее 25 лет, опыт профессиональной юридической деятельности не менее 5 лет, сдача квалификационных экзаменов, обладать не запятнанным нравственным обликом.

Все судьи РФ обладают одинаковым статусом. При разбирательстве гражданских, уголовных, административных, уголовных дел судья председательствует в судебном заседании. Судебное разбирательство это решающая стадия любого процесса, в ходе этой стадии непосредственно осуществляется правосудие. Суд принимает решение по существу дела, в связи с этим судья обязан обеспечить справедливое, объективное и беспристрастное осуществление судебного следствия в соответствии с законодательством РФ. Суд обязан предоставить сторонам дела возможность представить свои доказательства, участвовать в судебных прениях, выступить с заключительным словом и дать возможность равноправного участия, в других судебных действиях. Суд и судья, ведущий процесс не имеют права проявлять свои симпатии или антипатии по отношению к участникам судебного разбирательства. Суд обязан соблюдать процессуальное равенство сторон. Судебное разбирательство заканчивается принятием судом решения. Судебное решение должно быть законным, обоснованным, мотивированным. Судебное решение должно отвечать правовым и нравственным требованиям. Законность означает соответствие решения нормам материального и процессуального права. Обоснованность это соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела при их доказанности. Мотивированность приведение в судебном решении аргументов, обосновывающих выводы суда по делу.

Нравственное содержание презумпции невиновности.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 14 УПК в соответствии со статьей 49 Конституции РФ предусматривает, что неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого, и то, что обвинительный приговор не может быть вынесен на основе предположений.

Дополнительные гарантии УПК предусматривает относительно отсутствия обязанности обвиняемого доказывать свою невиновность.

Статья 173 УПК часть 4: повторный допрос обвиняемого в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производится только по просьбе самого обвиняемого.

Статья 174 УПК: подсудимый, с разрешения председательствующего может давать показания в любой момент судебного следствия.

Обязанность доказывать обвинение лежит на обвинителе. Он несет юридическую и нравственную ответственность за свои утверждения. Предъявление обвинений без доказательств является аморальным. Поскольку обвиняемый считается невиновным, то их этого следует, что неустранимые сомнения толкуются в его пользу.

Нравственное содержание оценки доказательств по внутреннему убеждению.

Ст. 76 Устава уголовного судопроизводства для дел, которые рассматриваются без участия присяжных заседателей, устанавливала: "Судьи должны определять вину или невиновность подсудимого по внутреннему своему убеждению, основанному на обсуждении в совокупности всех обстоятельств дела". Ст. 804 обязывала председателя в суде присяжных заключать свое напутствие присяжным заседателям напоминанием, что они должны определить вину или невиновность подсудимого "по внутреннему своему убеждению, основанному на обсуждении в совокупности всех обстоятельств дела". УПК РСФСР 1922 года (ч. 2 ст. 383) почти без изменений воспроизвел положения Судебных уставов об оценке доказательств по внутреннему убеждению судей. Принцип свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению возлагает на судью полную ответственность за правильность решения о виновности или невиновности подсудимого

Оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи имеет несколько аспектов: юридический, психологический и нравственный. Судьи оценивают доказательства, не будучи связаны заранее предписаниями закона о силе и значении тех или иных доказательств в условиях независимости и запрета воздействовать на их решения. Оценка доказательств базируется на объективном и всестороннем рассмотрении всей их совокупности и обстоятельств дела в целом. Психологически внутреннее убеждение означает состояние сознания и чувств судьи, когда он при принятии окончательного решения уверен в его правильности, не сомневается в безошибочности своего решения и готов действовать в соответствии с этим (осудить или оправдать).

Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению состоит в том, что за свое решение о доказанности или недоказанности обвинения и его последствиях судья несет ответственность перед своей совестью судьи и человека. Суверенный в принятии решения, судья отвечает нравственно за его правильность перед обществом, перед подсудимым, потерпевшим, другими участниками процесса, будучи связан с ними чувством профессионального и человеческого долга, нравственными отношениями.

  • I. Требования к оформлению текста коллективной монографии. «Наука сегодня: теория, практика, инновации» (Т
  • II ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
  • II. Библиографические указатели. 1. Достоевская А. Г. Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Достоевского
  • II. Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий
  • II. О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины



    Случайные статьи

    Вверх