Фразеологизм «геростратова слава»: толкование и этимология. Забудьте герострата! храм артемиды эфесской

На что только ни готовы пойти некоторые люди, чтобы прославиться, стать известными. В наш век современных технологий получить широкую популярность стало проще благодаря сети Интернет. Однако чтобы получить известность, некоторые прибегают к плохим поступкам, недостойному эпатажу. Про таких говорят, что у них геростратова слава. Почему это выражение применимо в подобных случаях, мы узнаем, рассмотрев толкование и этимологию данного устойчивого оборота.

«Геростратова слава»: значение фразеологизма

Чтобы растолковать это словосочетание, обратимся к большому словарю устойчивых выражений Розе Т. В. Автор передает значение фразеологизма всего лишь в двух словах: позорная слава. Значит, рассматриваемое нами выражение несет негативный оттенок. Оно характеризует известность, полученную неблагородным способом.

Откуда же пошло это выражение «геростратова слава», значение которого мы растолковали, узнаем далее. Этимология фразеологизма поможет нам расширить его толкование.

История происхождения выражения «геростратова слава»

В что находится на западном побережье Малой Азии, когда-то жил один честолюбец. Звали его Геростратом. Всю свою жизнь он мечтал, чтобы его имя запечатлелось в истории. И однажды к нему пришла идея, как ему прославиться.

В его городе стоял прекрасный большой храм, который был посвящен богине охоты Артемиде Эфесской (позже он был причислен к семи чудесам света). В 356 году до нашей эры Герострат поджег этот храм, который был достопримечательностью его государства и местом обрядов. Он решил, что о его поступке будут писать историки и тем самым увековечат память он нем.

Герострат поплатился за свой проступок жизнью: суд приговорил его к смерти. Более того, его имя было строжайше запрещено произносить и тем более упоминать в литературных и исторических трудах. Но спустя какое-то время древнегреческий историк Феокомп, живший в 4-м веке до нашей эры, все-таки написал о нем, и имя поджигателя храма дошло и до наших дней. После этого и другие исследователи рассказывали в своих трудах о и его уничтожителе.

Теперь о тех, кто пытается любым путем заполучить известность, тем более плохими, недостойными делами, говорят, что у них геростратова слава.

Узнав этимологию выражения, мы можем расширить эпитеты для толкования фразеологизма. Геростратовой можно назвать не просто позорную славу, но прежде всего преступную.

Примеры использования выражения

Фразеологизмы часто применяют в своих трудах различные журналисты, писатели, лингвисты и т. д. Например, после нашумевшего скандала с участницами панк-группы Pussy Riot во многих публикациях о них встречалось применение выражения «геростратова слава». Данный фразеологизм емко характеризует преступный способ получения известности упомянутой группы.

Но не только в наше время используется упоминание Герострата. Его имя применил также и Александр Сергеевич Пушкин в эпиграмме «На Стурдзу». В ней он отметил, что тот человек, кому были предназначены его строки, стоит лавров Герострата. была направлена против русского дипломата Стурдзы Александра Скарлатовича, который ратовал о том, чтобы учебные заведения находились под надзором полиции, так как он был настоящим поборником идей и свободы мысли.

Заключение

Мы рассмотрели устойчивое выражение «геростратова слава», но еще не отметили, что оно встречается в различных вариациях: «слава Герострата», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата». Какую бы разновидность выражения мы ни выбрали, его значение останется прежним. Оно также будет характеризовать славу, полученную нечестным, позорным и даже преступным путем.

Его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания - приказ о его полном забвении. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды».

Но древнегреческий историк Феопомп , рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков и его имя. Позднее труды Феопомпа, сохранившиеся в отрывках, стали основой для работы позднейших историков (Страбона, Авла Гелия, Валерия Максима), также рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу - славу Герострата.

На месте сожжённого храма жители этого города построили новый храм Артемиды Эфесской, названный «чудом света».

Отражение в культуре и литературе

Выражение «Геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

Также деяние Герострата нашло отражение в литературе. В 1939 году был опубликован сборник новелл «Стена» французского философа и писателя Жана-Поля Сартра , где одна из новелл носит название «Герострат».

Литература

  • Герострат (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Персоналии IV века до н. э.
  • Персоналии:Древняя Греция
  • Родившиеся в Греции
  • Вандалы
  • Метафоры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Герострат" в других словарях:

    - (греч.). Эфесский уроженец, сжегший в 365 г. до Р. Х., великолепный храм Дианы в Эфессе для того только, чтобы чем нибудь приобрести себе известность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРОСТРАТ грек … Словарь иностранных слов русского языка

    См. честолюбец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. герострат сущ., кол во синонимов: 2 … Словарь синонимов

    Грек из г. Эфес (М. Азия), сжег в 356 до н. э., чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света). В переносном смысле честолюбец, добивающийся славы любой ценой … Большой Энциклопедический словарь

    - (Herostratus, Ηρόστρατος). Разрушитель эфесского храма Артемиды с целью прославиться (356 г. до Р. X.). Действительно, история сохранила его имя. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина … Энциклопедия мифологии

    Герострат - ГЕРОСТРАТ, древний грек из города Эфес (Малая Азия), сжег в 356 до нашей эры, чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света). В переносном смысле честолюбец, добивающийся славы любой ценой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    I. (иноск.) безумный истребитель произведений искусств Ср. Вы так добродушно напали на Пушкина, что мы никаким образом не можем принять вас за ярого Герострата. Достоевский. Крит. ст. 3, 1. Ср. Только в исходе минувшего столетия некоторые… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    А; м. [греч. Herostratos] [с прописной буквы] ◊ Лавры, слава Герострата. Тот, кто добивается славы, известности любой ценой, не останавливается перед бессмысленным разрушением, уничтожением чего л. ● По имени грека из г. Эфеса, сжёгшего в 356 г.… … Энциклопедический словарь

    Герострат - (греч. Herostratos) (IV в. до н.э.) грек из Эфеса (Малая Азия). Жажда славы толкнула его на поджог в 356 г. храма Артемиды, который считался одним из 7 чудес света. Имя Г. по решению жителей города было предано забвению, однако о нем упоминает … Античный мир. Словарь-справочник.

    Герострат - а, м. 1) Грек, который в 356 г. до н. э. сжег храм Артемиды в г. Эфес (Малая Азия). 2) перен. Честолюбец, добивающийся славы любой ценой. Этимология: Греческое Hērostratos. Энциклопедический комментарий: Храм Артемиды Эфесской считался одним из … Популярный словарь русского языка

    ГЕРОСТРАТ - Житель Эфеса, в котором находился храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. Чтобы прославиться, в 356 до н. э. Герострат сжег этот храм … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.

Храм Артемиды Эфесской входил в число семи чудес света, но до наших дней в своем первозданном виде не сохранился. Более того, осталась лишь малая часть этого шедевра архитектуры, которая напоминает, что некогда древний город Эфес славился своими красотами и чтил богиню плодородия.

Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.

В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.

Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.

История создания и воссоздания

Храм Артемиды Эфесской возводили дважды, и каждый раз его ждала печальная судьба. Масштабный проект был разработан Херсифроном в начале VI в. до н. э. Именно он выбрал необычное место для возведения будущего чуда света. В этой области часто были землетрясения, поэтому для основания будущего строения избрали болотистую местность, которая уменьшала толчки и предотвращала разрушения от природного катаклизма.

Средства на строительство были выделены царем Крезом, но ему так и не удалось увидеть этот шедевр в законченном виде. Дело Херсифрона продолжил его сын Метаген, а закончили Деметрий и Пеоний в начале V в. до н. э. Храм был построен из белого мрамора. Скульптуру Артемиды сделали из слоновой кости, украсили драгоценными камнями и золотом. Внутренняя отделка настолько впечатляла, что строение по праву считалось одним из красивейших в мире. В 356 году до н. э. великое творение окутали языки пламени, отчего он потерял свое былое очарование. Многие детали конструкции были деревянными, поэтому они сгорели дотла, а мрамор стал черного цвета от копоти, ведь потушить огонь в таком массивном строении в те времена было невозможно.

Все хотели знать, кто сжег главное здание в городе, но долго искать виновника не пришлось. Грек, сжегший храм Артемиды, сам назвал свое имя и гордился содеянным. Герострат хотел, чтобы его имя навечно сохранилось в истории, поэтому решился на такой шаг. За это советом было поджигателю назначено наказание: стереть его имя со всех источников, чтобы он не получил желаемого. С того момента его прозвали «одним безумцем», но и до наших времен дошло, кто спалил первоначальное здание храма.

К III в. до н. э. за счет средств Александра Македонского храм Артемиды восстановили. Его разобрали, укрепили основание и вновь воспроизвели в первозданном виде. В 263 году святое место разграбили готы в ходе нашествия. С принятием христианства язычество было под запретом, поэтому храм постепенно разбирали по частям. Позднее здесь была построена церковь, но и ее разрушили.

За долгие годы, пока Эфес был заброшенным, святилище разрушалось все сильнее, а его руины тонули в болоте. Многие годы ни одному человеку не удавалось найти место, где находилось святилище. В 1869 году Джон Вуд обнаружил части потерянного достояния, но добраться до фундамента удалось лишь в XX веке.

Из вытащенных из болота глыб по описанию попытались восстановить одну колонну, которая получилась чуть меньше, чем была прежде. Ежедневно у нее делают сотни фото приезжающие туристы, мечтающие хотя бы отчасти прикоснуться к одному из чудес света.

В ходе экскурсии рассказывается множество интересных фактов, связанных с храмом Артемиды Эфесской, а всему миру теперь известно, в каком городе находился красивейший храм античного периода.

Комплекс Герострата - термин, употребляемый в современной психиатрии применительно к лицам, страдающим ощущением собственной неполноценности. Для самореализации и достижения славы они привлекают внимание к своей личности вызывающими агрессивными поступками - разрушают предметы искусства, ценности, общественно полезные объекты, мучают животных и людей.

История термина

Комплекс Герострата получил название по имени прославившегося грека, жившего в четвертом столетии еще до начала нашей эры. Этот обитатель Эфеса в 356 году поджег святилище, выстроенное в честь Артемиды - один из самых прекрасных храмов того времени, справедливо причисленный к Жители города совместно решили, что имя вандала нужно забыть, тем не менее Герострат упоминается в написанной в том же столетии работе за авторством Феопомпа.

Так сложилось, что имя грека стало нарицательным, и сегодня комплекс Герострата - термин, которым принято описывать добивающихся общественного признания любой ценой, не глядя на законы и принятые нормы поведения. Выражение «геростратова слава» имеет ярко выраженный отрицательный характер.

По преданию, событие, которое положило начало наименованию самого явления вандализма в такой форме, произошло в ту ночь, когда родился Александр Македонский.

Когда современные аналитики, психологи пытаются понять, что толкнуло Герострата на такой поступок, многие апеллируют к условиям его жизни. Конечно, простые люди выразятся проще - это ущербный человек, но для науки такое описание неприемлемо. Из истории доподлинно замечено, что Герострат принадлежал к торговцам, не был ни богат, ни знаменит, не имел никаких выдающихся качеств и достижений. Стремление привлечь к себе внимание любой ценой настолько съедало его изнутри, что толкнуло на поступок, вписавший эфесское имя в историю нашего человечества на тысячелетия. Вероятно, знай он, как много последователей пойдут по его стопам, Герострат был бы счастлив.

О терминологии

Слава Герострата - термин, применяемый к отрицательной по своему направлению известности в обществе человека, отличающегося самолюбием и склонностью к разрушению. В широких массах про такого просто скажут «это ущербный человек», а вот более корректное, правильное, вежливое выражение - Герострат.

В настоящее время Геростратом можно назвать того, что бездумно и безосновательно разрушает ценное для общества (неживое, живое).

Группа риска

Не секрет, что люди с комплексом неполноценности в основной своей массе - особы подросткового возраста. Как говорят психологи, этот период характеризуется проявлением рассматриваемого и других комплексов, которые по мере взросления или остаются в прошлом побежденными, или подавляются. Впрочем, в небольшом проценте случаев черта переходит в постоянную, устранить ее практически невозможно, особенно если не прибегать к терапии. Иные говорят, что подростки - это буквально завод производства комплексов, но некоторые из них обусловлены общественным влиянием.

Нередко душевные травмы приводят к довольно характерному поведению: человек демонстративно стремится к разрушению, пытается шокировать общественность своими поступками. Такая манера позволяет выделиться из общей массы и привлечь внимание к себе, заработать славу. Некоторые прибегают к этой манере поведения в надежде заработать симпатию (общественности в целом или конкретного индивидуума). Кстати говоря, к слабому проявлению этого комплекса относится склонность к дракам, риску. Многие психологи твердо убеждены, что комплекс Герострата и вандализм - два тесно связанных между собой понятия.

О чем идет речь?

Комплекс Герострата в психиатрии тесно соседствует с пониманием природы вандализма. При этом говорят о не имеющем смысла разрушении общественных ценностей (культуры, материальных), осквернении объектов. Зачастую страдают общественные места - транспорт, подъезды. Для борьбы с этим явлением даже принимаются законы (впрочем, работающие довольно слабо). Пойманному на месте преступления виновнику (если удается доказать вину) придется уплатить штраф - 50-100 минимальных зарплат. Иногда величина другая, все зависит от конкретного решения суда и заработной платы самого виновного. Могут назначать обязательные или исправительные работы, есть риск оказаться под арестом.

Как видно из статистики, чаще всего разрушительному влиянию агрессивных личностей подвергаются предметы, дома. Во многом это связано с наличием хрупких предметов. Как говорят психологи, душевные травмы побуждают людей на разрушение того, что привлекает внимание именно хрупкостью, слабостью. Одновременно ощущение удовольствия приносит шум, раздающийся во время действия. Процесс становится не просто попыткой привлечь к себе внимание, но и методом получения удовольствия от криков, звона, свидетельствующих о жизненных переменах.

Когда все заходит дальше

Известно немало случаев, когда чувство собственной ущербности толкало людей не просто на порчу имущества, но разрушение чьей-то жизни. Страдают в первую очередь маленькие и беззащитные: домашние питомцы, малолетние дети. В последнее время особенный разгул связан с возможностью публикации материалов в Сети интернет: современный Герострат остается неузнанным, в то время как о его деятельности знает вся планета. Чтобы привлечь к себе внимание, такие люди готовы издеваться и мучительно убивать котят, щенков, детей - словом, всех тех, кто вызывают сострадание у широких масс.

Как выше уже было указано, понятие комплекса неполноценности в большей степени характерно малолетним, нежели взрослым людям. Если проанализировать статистику по случаям проявления комплекса Герострата в Сети интернет, станет ясно: инициаторами зачастую являются именно дети, подростки. А вот взрослые живодеры, садисты не привлекают внимание к своей деятельности. На основании этого психологи говорят: первые ищут признания, в то время как вторые стремятся именно к самому процессу уничтожения живого. Конечно, ни один из мотивов не оправдывает манеру поведения людей, но понимание их логики упрощает поиски виновного и выбор эффективного наказания для защиты окружающих.

Как запомниться окружающим?

Комплекс Герострата - медицинский термин. Но само по себе слово знают и слышали многие. Словом, древнегреческий вандал достиг того, к чему стремился. А вот знает ли кто-то из живущих ныне, кто спроектировал многострадальный храм Артемиды? Такой информацией обладают разве что специалисты по древнегреческой истории и архитектуре. Между прочим, создание этого шедевра требовало приложения намного больших усилий, нежели его поджог!

Еще древние греки прекрасно понимали, что злая слава сохраняется в веках намного лучше, нежели положительная, так как поступки призваны шокировать общественность. Наблюдается это и в наше время: скажем, тех же домашних животных размещают в интернете многие пользователи, но в новостях говорят лишь о мучителях. Кто знает людей, занимающихся, к примеру, лечением подобранных с улиц? Их имена остаются в тени.

Что предпринять?

Современная реальность такова: чем страшнее совершенный человеком поступок, тем большую известность он получает. Исследования показали: широкая огласка первого случая расстрела в американской школе привела к повторению этой ситуации, причем не единожды. Как говорят аналитики, лучший способ борьбы - это переключение фокуса внимания общественности с самих отрицательных поступков на законы, которые нужно принять и исполнять для защиты общественного спокойствия.

Чем больше, дольше и с пафосом и гневом люди говорят о садистах и вандалах, тем сильнее провоцируют их на повторение поступков, а других - на следование тем же путем с целью получения своей доли славы. С другой стороны, если бы все прекрасно понимали, что четверть часа «лайков» в интернете и участие в новостной сводке наказывалось бы годами колонии или тюрьмы, вероятно, желающих попробовать себя на этом поприще стало бы значительно меньше.

Подход Альфреда Адлера

Комплекс неполноценности по учению этого психоаналитика хорошо раскрывает суть явления Герострата. Как декларировал в своих работах этот ученый, под термином следует понимать сильную, не отпускающую человека неуверенность в собственных силах, сопряженную с низкой самооценкой. Для такого человека характерно постоянное ощущение превосходства над ним индивидуумов из социального окружения.

Классическая симптоматика - стремление привлечь общественность, акцентируя внимание на страданиях, страхах. Довольно часто у таких людей наблюдаются речевые дефекты, постоянно мучает сильная напряженность. В молодом возрасте многие пытаются уйти от своего комплекса через статусные символы, вредные привычки. Нередко именно комплекс неполноценности объясняет высокомерие человека.

Депрессия, семья и комплекс неполноценности

Больной человек - объект внимания своих родственников. Это касается и страдающего депрессионными расстройствами. Понимание себя как центра становится для индивидуума источником силы. Вечно жалуясь, такой человек привлекает внимание и становится за счет этого сильнее внутреннее. Такое поведение подавляет здоровых окружающих, так как специфика сложившейся культуры дает власть, силу болезненности.

По мнению Альфреда Адлера, если уж рассматривать власть в человеческом сообществе, то следует говорить, что у власти стоят младенцы, способные управлять жизнями взрослых, сами при этом оставаясь неподвластными.

Что приводит к формированию комплекса?

Как правило, это спровоцировано физическими недостатками или чрезмерной заботой родителей о благосостоянии чада - в таких условиях ребенок просто не может обучиться самостоятельному решению возникающих на жизненном пути проблем. Впрочем, комплексы возникают и при обратной ситуации, когда ребенок ощущает нехватку внимания со стороны старших поколений: это рождает неуверенность в своих силах.

Если маленький ребенок достаточно сильно переживает относительно своих способностей, его необходимо поддерживать. Одобрение помогает эффективно справиться с любыми возникающими явлениями неполноценности, а это, в свою очередь, предупреждает появление комплекса Герострата. А вот критика по поводу и без - прямой путь к формированию ущербной личности, агрессивной и неадекватной. Как отмечал немецкий ученый, неполноценность - психопатологий синдром, стойкий и провоцирующий разнообразные отклонения.

Что делать?

Как видно из опыта современных психологов, сам факт наличия комплекса неполноценности осознают многие люди, но далеко не все пытаются бороться с ним. Дополнительную сложность провоцирует страх ошибки: человек вроде бы и стремится к улучшению ситуации, но боится сделать что-то, что приведет к неудаче, поэтому не принимает мер вовсе. Психологи точно знают, как избавиться от комплекса неполноценности без вреда для собственной психики. Для этого предлагают вернуться в детство и проанализировать травмировавшие в тот период ситуации. Рекомендуют вспомнить три случая и относительно них сформулировать, какие мысли и ощущения сопровождали тот момент, как долго потом беспокоили переживания по поводу произошедшего.

Успешность анализа обусловлена возможностью посмотреть на произошедшее с позиции взрослого, опытного, разумного человека. Комплекс был создан обстоятельствами, повлиять на которые в тот момент человек не мог, но в ретроспективном анализе можно осознать, кто на самом деле был прав и виноват в тот момент. Все отрицательные убеждения, сопровождающие человека по жизни, требуют переоценки. Для этого рекомендуют сформировать таблицу из двух колонок, выписав в одной половине негативные убеждения, а в другой - противоположные им. Если получится научиться думать о себе самом позитивно, это уже станет серьезным шагом на пути борьбы с комплексами.



Случайные статьи

Вверх