Говард картер находит гробницу тутанхамона. Говард картер находит гробницу

Татьяна Федотова, Александр Кузнецов

Он был примером настоящего джентльмена, честного и неподкупного, но, будучи вспыльчивым и непреклонным, легко наживал врагов. Если в споре он чувствовал свою правоту, то становился эталоном упрямства, а в многолюдном собрании терялся, не умея поддержать разговор. Судьба прощала ему многие ошибки, ведь в сердце Говарда Картера всегда горела любовь, любовь к делу всей жизни.

Говард рос домашним ребенком, слабым и болезненным. Он воспитывался в многодетной семье и свое будущее представлял однозначно: он станет художником-анималистом, как отец. Но однажды...

Однажды вместе с отцом, Самюэлем Картером, Говард оказался в доме Уильяма Амхерста, друга семьи, члена парламента, увлеченного древней историей. Амхерст был сказочно богат, и его коллекция египетских древностей уступала лишь коллекции, хранившейся в Британском музее. Увидев все эти загадочные вещи, мальчик почувствовал к ним необъяснимую тягу и с тех пор только и мечтал о том, чтобы еще хоть раз посмотреть на удивительные сокровища из Египта. И уже совсем скоро Говарду посчастливилось не только их увидеть, но и тщательно изучать: барон Амхерст порекомендовал юношу профессору-египтологу Перси Ньюберри, который искал талантливого художника для помощи в раскопках. Так начался путь Говарда Картера в древнюю таинственную страну Египет.

Юноша провел все лето и часть осени 1891 года, изучая манускрипты в Британской библиотеке и рисуя экспонаты египетской коллекции, выставленные в Британском музее. И уже в конце осени, попрощавшись с семьей, отправился в Египет. Ему было 17 лет.

В Египте судьба свела его с Уильямом Питри, археологом от Бога. Питри провел на раскопках 75 лет и многое сделал для того, чтобы египтология была признана серьезной наукой. «С помощью археологии мы начинаем понимать тот долг, что стоит перед нами. Сейчас мы находимся только на пороге понимания, — объяснял он Картеру и с сожалением добавлял: — Большинство людей считают археологию приятным времяпровождением». Именно Питри заронил в душу Говарда настоящую любовь к археологии и ввел в круг людей, которые «больше были одержимы истинной любовью к работе, нежели жаждой славы, наград или признания общественности».

Для юноши вроде Картера египтология была не столько тяжелой работой, сколько захватывающим приключением. Он объездил весь Египет, путешествовал по Нилу на лодке, ночевал в палатке и верхом на осле перебирался с одного места раскопок на другое; многие дни питался рисом, чечевицей, помидорами и пшеничными хлебцами («Вкус просто замечательный», — писал он домой). Днем он одевался довольно легко, а вечерами натягивал толстые шерстяные свитера. Живя в Египте, он освоил древнеегипетское письмо и современную арабскую речь.

В 1899 году директор Египетской службы древностей Гастон Масперо пригласил Картера занять должность инспектора. К этому моменту Картер, несмотря на отсутствие специального образования (его всю жизнь потом называли выскочкой и гордецом), зарекомендовал себя как высококлассный профессионал, давно перестав быть только художником при раскопках. На протяжении следующих лет он был самым расторопным инспектором. Картер восстанавливал развалины храмов, построил в Абу Симбеле электростанцию, чтобы освещать вырубленные в скалах гробницы не факелами, от которых росписи на стенах покрывались толстым слоем копоти, и следил за порядком на всей этой территории, предупреждая продолжавшиеся набеги грабителей могил. Именно в это время Говард почувствовал, что может осуществить свою мечту — найти нетронутую гробницу, гробницу Тутанхамона, полумифического фараона, в существование которого мало кто верил. «С самого первого своего посещения Египта в 1891 году я мечтал о раскопках в Долине царей», — вспоминал это время Картер.

Может, так все и продолжалось бы, но однажды вечером 8 января 1905 года в их лагерь вломились несколько пьяных французских туристов, которые сначала потребовали проводника для экскурсии в мастабу (гробницу), а потом затеяли драку с археологами. И естественно, Картер приказал охранникам защитить археологов и сами раскопки. Этот незначительный инцидент перерос в настоящую драму. Взбешенные туристы потребовали от лорда Кромера, главного английского консула в Египте, чтобы Картер официально извинился перед ними, но «упрямый глупец», убежденный в своей правоте, наотрез отказался. Мало того, решил подать в суд, а как иначе? Хулиганы должны быть наказаны! Взбешенный Масперо, хоть и неплохо относился к Картеру, вынужден был под давлением официальных лиц наказать строптивого археолога и назначил его в дельту Нила, в город Танта, представлявший очень небольшой археологический интерес. И уже в октябре того же 1905 года Картер ушел из Египетской службы древностей и стал, как сказали бы сейчас, «свободным художником». Работать гидом и делать рисунки для туристов — вот все, что ему теперь оставалось. И это после успешной карьеры! Из-за своей принципиальности он потерял почти все: любимое дело, стабильный заработок, а главное — мечту найти нетронутую гробницу! Она не давала Картеру покоя. Почему? На подобные вопросы трудно найти логичный ответ. Наверное, если бы все объяснялось логикой, мир так и не увидел бы гробницы Тутанхамона да и многих других прекрасных вещей и поступков...

А что же дальше? Несмотря на все драматические события, Картер продолжал оставаться одним из самых компетентных археологов того времени. И по старой памяти в 1907 году Гастон Масперо порекомендовал его молодому богатому англичанину лорду Карнарвону, которому врачи посоветовали поехать в Египет, так как влажный британский воздух не способствовал его выздоровлению после автомобильной аварии. Лорд был человеком активным и сидеть без дела было не в его правилах — он решил стать археологом. И работа закипела. Наконец-то Картер смог вернуться к делу всей своей жизни. Это были самые трудные, но и самые счастливые годы! Картер и Карнарвон сотрудничали пятнадцать лет, до самой смерти лорда. Лишь в 1914 году они смогли получить разрешение на раскопки в Долине царей, но Первая мировая война помешала начать работу. И только в 1917 году они взялись за дело. К тому времени никто не верил, что в Долине что-то осталось: каждый сантиметр был перекопан, Долина молчала. Так думали все, кроме Картера. Он не думал, а знал, что обязательно найдет Тутанхамона.

Это был последний год, когда лорд Карнарвон согласился финансировать раскопки. Еще бы! Прошло уже пять лет, а результаты никак не могли оправдать затраченных средств, и немалых! Только Картер не переставал верить. И вот 1 ноября 1922 года у основания гробницы Рамсеса VI рабочие обнаружили 16 ступеней, ведущих вниз — и к давнишней мечте Картера.

Вот как вспоминал об этом мгновении сам археолог: «Я полагаю, что большинство археологов не станет скрывать, что они испытывают чувство благоговения, даже замешательства, попадая в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. На мгновение представление о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл... Самый воздух, сохранившийся здесь в течение десятков столетий, был тем же воздухом, которым дышали те, кто нес мумию к месту ее последнего отдохновения. Время исчезло, стертое множеством интимных деталей, и мы чувствовали себя почти святотатцами.

Это было, пожалуй, первым и наиболее сильным ощущением. Но вслед за ним сразу нахлынула целая волна других — счастье открытия... При мысли, что сейчас мы, может быть, перевернем непрочитанную страницу истории или разрешим одну из ее загадок, нас захватила чистая радость исследователей и одновременно — почему бы в этом не признаться? — напряженное ожидание искателей кладов».

Викторианская эпоха ознаменовалась отсутствием крупных войн, переписыванием экономических законов, реорганизацией банковской системы и другими изменениями, вызванными к жизни промышленной революцией. В английском обществе на первый план стала выходить зарождающаяся буржуазия – ее ценности, фобии и интересы. Стало общепринятым бояться быть похороненным заживо, и появилась мода на колокольчики на свежих могилах. Расцвела буйным цветом бульварная литература, а интерес к архивной истории сменился манией на археологические изыскания. Особенно интересовал археологов , страна, покрытая тайной тысячелетий.

Картер: первый шаг к знаменитости

В поздневикторианский период в графстве Норфолк, в многодетной семье Картеров, родился малыш Говард (1874 год), впоследствии ставший известнейшим английским археологом-египтологом, открывшим в 1922 году знаменитую гробницу Тутанхамона. Эта находка стала одним из важнейших открытий египтологии. Достаточно упомянуть, что туристы, собираясь мелкие монеты и банкноты в качестве сувениров, наверняка прихватят с собой парочку изображений посмертных масок Тутанхамона. Портрет этого фараона нанесен на реверс монеты в один и присутствует в виде водяных знаков на банкнотах 25 и 50 пиастров и на однофунтовой купюре.

В 17 лет Картер присоединился к британским археологам и в последующие годы принял участие в ряде экспедиций. Поначалу Говард трудился под руководством Уильяма Питри, известнейшего египтолога своего времени. Под его началом начинающий археолог скопировал немало древних иероглифических надписей и зарисовал множество тысячелетних каменных изваяний и шедевров зодчества периода Среднего царства. В период 1891-99 гг наука об обогатилась исследованием комплекса Джесер Джесеру, произведенным молодым ученым.

Находка и изучение храма, возведенного полторы тысячи лет до нашей эры для царицы Хатшепсут, принесла Говарду немалую известность. расположен в окрестностях Луксора и стоит рядом с поминальными храмами фараонов Тутмоса III и Ментухотепа II. В результате начинающий археолог зарекомендовал себя опытным специалистом и был назначен в последний год уходящего XIX века главным инспектором Египетского отдела древностей. Под опекой отдела находились египетские залы Британского музея и , а также открытые к тому времени архитектурные памятники Древнего Египта. Инспектором искатель древности пробыл шесть лет, после чего покинул этот пост в результате конфликта своих подчиненных с нетрезвыми туристами из Франции.

Картер и Дэвис

С 1902 года и вплоть до начала Первой мировой войны Картер инспектировал археологические раскопки Теодора Дэвиса, американского юриста, бизнесмена и исследователя тайн страны фараонов. Теодор Монтгомери спонсировал Службу древностей и легко получил правительственное разрешение на раскопки. Интересовала его в первую очередь у современного Луксора (древние Фивы).

Дэвис был довольно результативен. В течение двенадцати лет зимние месяцы он проводил на раскопках, успев за дюжину сезонов открыть более тридцати захоронений. В 1915 году деятельность археолога была прервана смертью. Что любопытно, Теодор Монтгомери в последний год жизни уверовал, что все самое важное и интересное в Долине царей уже найдено. Еще любопытней, что столь однозначный вывод ученый сделал, не дойдя каких-то пару метров до знаменитой гробницы Тутанхамона, обнаруженной через семь лет его коллегой и последователем Говардом Картером. После себя Дэвис оставил ряд монографий, посвященных памятникам Древнего Египта. Среди них: «Гробница Тутмоса» (1904 г.), «Гробница Хатшепсут» (1906 г.), «Гробница Уйя и Туйя: записи о Уйе и Туйе, описание объектов, найденных в гробнице, и изображения объектов» (1907 г.), «Гробницы Хармхаби и Тутанхамона» (1912 г.) и другие.

Гробница Тутанхамона

До начала Первой мировой войны Картер и Дэвис проделали немало совместной работы, открыв ряд гробниц царей Нового царства, включая усыпальницы Тутмоса IV, царицы Хатшепсут, царя Рамзеса Саптаха и царя Хоремхеба. Заодно ими был найден саркофаг с мумией (предположительно) «фараона-еретика» Эхнатона.

В 1906 году началось сотрудничество Говарда с еще одним ярым фанатом египтологии - лордом Карнарвоном. Лорд коллекционировал древние артефакты, спонсировал раскопки и увлекался археологией, не имея соответствующего ученого звания. Вместе с Карнарвоном Картер продолжил раскопки в Долине царей и нашел усыпальницы ряда цариц 18-ой династии и гробницу Аменхотепа I.

Но «жемчужиной» деятельности Картера стала , считавшегося ранее чуть ли не мифической фигурой. В отличие от множества гробниц и храмов, разграбленных еще в древности, место упокоения Тутанхамона осталось практически нетронутым, поскольку вход в мавзолей многие столетия назад был засыпан строителями гробницы Рамзеса VI.

Открытие усыпальницы Тутанхамона, совершенное 26 ноября 1922 года, стало важнейшим археологическим открытием XX века. В святая святых гробницы нога человека вступила впервые за три тысячелетия. Многие предметы искусства и быта, найденные в древних склепах и камерах, украсили позднее залы крупнейших музеев мира, а сама гробница входит в список важнейших , наряду с и . Большинство артефактов можно увидеть в Каирском музее, как и самую знаменитую из находок - одиннадцатикилограммовую посмертную золотую маску фараона, украшенную драгоценными камнями.

«Проклятие фараонов»

Со знаменитой гробницей связана и известная мистификация, получившая название «проклятие фараонов». Легенда о проклятии, несущем смерть всем, кто потревожил покой древних царей, зародилась сразу же после смерти Карнарвона. Археолог умер неподалеку от места раскопок от воспаления легких. Произошло это в номере каирского отеля «Континенталь». Пронырливые журналисты в последующие годы придумали смерти археолога сотни самых фантастических объяснений, а заодно увеличили число «жертв проклятия» до 22 человек, включая 13 человек, присутствовавших при вскрытии усыпальницы. Однако журналистские «утки» легко разбиваются фактами, а Картер, главный первооткрыватель, умер через целых 17 лет в достаточно почтенном возрасте.

Татьяна Федотова, Александр Кузнецов

Он был примером настоящего джентльмена, честного и неподкупного, но, будучи вспыльчивым и непреклонным, легко наживал врагов. Если в споре он чувствовал свою правоту, то становился эталоном упрямства, а в многолюдном собрании терялся, не умея поддержать разговор. Судьба прощала ему многие ошибки, ведь в сердце Говарда Картера всегда горела любовь, любовь к делу всей жизни.

Говард рос домашним ребенком, слабым и болезненным. Он воспитывался в многодетной семье и свое будущее представлял однозначно: он станет художником-анималистом, как отец. Но однажды...

Однажды вместе с отцом, Самюэлем Картером, Говард оказался в доме Уильяма Амхерста, друга семьи, члена парламента, увлеченного древней историей. Амхерст был сказочно богат, и его коллекция египетских древностей уступала лишь коллекции, хранившейся в Британском музее. Увидев все эти загадочные вещи, мальчик почувствовал к ним необъяснимую тягу и с тех пор только и мечтал о том, чтобы еще хоть раз посмотреть на удивительные сокровища из Египта. И уже совсем скоро Говарду посчастливилось не только их увидеть, но и тщательно изучать: барон Амхерст порекомендовал юношу профессору-египтологу Перси Ньюберри, который искал талантливого художника для помощи в раскопках. Так начался путь Говарда Картера в древнюю таинственную страну Египет.

Юноша провел все лето и часть осени 1891 года, изучая манускрипты в Британской библиотеке и рисуя экспонаты египетской коллекции, выставленные в Британском музее. И уже в конце осени, попрощавшись с семьей, отправился в Египет. Ему было 17 лет.

В Египте судьба свела его с Уильямом Питри, археологом от Бога. Питри провел на раскопках 75 лет и многое сделал для того, чтобы египтология была признана серьезной наукой. «С помощью археологии мы начинаем понимать тот долг, что стоит перед нами. Сейчас мы находимся только на пороге понимания, — объяснял он Картеру и с сожалением добавлял: — Большинство людей считают археологию приятным времяпровождением». Именно Питри заронил в душу Говарда настоящую любовь к археологии и ввел в круг людей, которые «больше были одержимы истинной любовью к работе, нежели жаждой славы, наград или признания общественности».

Для юноши вроде Картера египтология была не столько тяжелой работой, сколько захватывающим приключением. Он объездил весь Египет, путешествовал по Нилу на лодке, ночевал в палатке и верхом на осле перебирался с одного места раскопок на другое; многие дни питался рисом, чечевицей, помидорами и пшеничными хлебцами («Вкус просто замечательный», — писал он домой). Днем он одевался довольно легко, а вечерами натягивал толстые шерстяные свитера. Живя в Египте, он освоил древнеегипетское письмо и современную арабскую речь.

В 1899 году директор Египетской службы древностей Гастон Масперо пригласил Картера занять должность инспектора. К этому моменту Картер, несмотря на отсутствие специального образования (его всю жизнь потом называли выскочкой и гордецом), зарекомендовал себя как высококлассный профессионал, давно перестав быть только художником при раскопках. На протяжении следующих лет он был самым расторопным инспектором. Картер восстанавливал развалины храмов, построил в Абу Симбеле электростанцию, чтобы освещать вырубленные в скалах гробницы не факелами, от которых росписи на стенах покрывались толстым слоем копоти, и следил за порядком на всей этой территории, предупреждая продолжавшиеся набеги грабителей могил. Именно в это время Говард почувствовал, что может осуществить свою мечту — найти нетронутую гробницу, гробницу Тутанхамона, полумифического фараона, в существование которого мало кто верил. «С самого первого своего посещения Египта в 1891 году я мечтал о раскопках в Долине царей», — вспоминал это время Картер.

Может, так все и продолжалось бы, но однажды вечером 8 января 1905 года в их лагерь вломились несколько пьяных французских туристов, которые сначала потребовали проводника для экскурсии в мастабу (гробницу), а потом затеяли драку с археологами. И естественно, Картер приказал охранникам защитить археологов и сами раскопки. Этот незначительный инцидент перерос в настоящую драму. Взбешенные туристы потребовали от лорда Кромера, главного английского консула в Египте, чтобы Картер официально извинился перед ними, но «упрямый глупец», убежденный в своей правоте, наотрез отказался. Мало того, решил подать в суд, а как иначе? Хулиганы должны быть наказаны! Взбешенный Масперо, хоть и неплохо относился к Картеру, вынужден был под давлением официальных лиц наказать строптивого археолога и назначил его в дельту Нила, в город Танта, представлявший очень небольшой археологический интерес. И уже в октябре того же 1905 года Картер ушел из Египетской службы древностей и стал, как сказали бы сейчас, «свободным художником». Работать гидом и делать рисунки для туристов — вот все, что ему теперь оставалось. И это после успешной карьеры! Из-за своей принципиальности он потерял почти все: любимое дело, стабильный заработок, а главное — мечту найти нетронутую гробницу! Она не давала Картеру покоя. Почему? На подобные вопросы трудно найти логичный ответ. Наверное, если бы все объяснялось логикой, мир так и не увидел бы гробницы Тутанхамона да и многих других прекрасных вещей и поступков...

А что же дальше? Несмотря на все драматические события, Картер продолжал оставаться одним из самых компетентных археологов того времени. И по старой памяти в 1907 году Гастон Масперо порекомендовал его молодому богатому англичанину лорду Карнарвону, которому врачи посоветовали поехать в Египет, так как влажный британский воздух не способствовал его выздоровлению после автомобильной аварии. Лорд был человеком активным и сидеть без дела было не в его правилах — он решил стать археологом. И работа закипела. Наконец-то Картер смог вернуться к делу всей своей жизни. Это были самые трудные, но и самые счастливые годы! Картер и Карнарвон сотрудничали пятнадцать лет, до самой смерти лорда. Лишь в 1914 году они смогли получить разрешение на раскопки в Долине царей, но Первая мировая война помешала начать работу. И только в 1917 году они взялись за дело. К тому времени никто не верил, что в Долине что-то осталось: каждый сантиметр был перекопан, Долина молчала. Так думали все, кроме Картера. Он не думал, а знал, что обязательно найдет Тутанхамона.

Это был последний год, когда лорд Карнарвон согласился финансировать раскопки. Еще бы! Прошло уже пять лет, а результаты никак не могли оправдать затраченных средств, и немалых! Только Картер не переставал верить. И вот 1 ноября 1922 года у основания гробницы Рамсеса VI рабочие обнаружили 16 ступеней, ведущих вниз — и к давнишней мечте Картера.

Вот как вспоминал об этом мгновении сам археолог: «Я полагаю, что большинство археологов не станет скрывать, что они испытывают чувство благоговения, даже замешательства, попадая в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. На мгновение представление о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл... Самый воздух, сохранившийся здесь в течение десятков столетий, был тем же воздухом, которым дышали те, кто нес мумию к месту ее последнего отдохновения. Время исчезло, стертое множеством интимных деталей, и мы чувствовали себя почти святотатцами.

Это было, пожалуй, первым и наиболее сильным ощущением. Но вслед за ним сразу нахлынула целая волна других — счастье открытия... При мысли, что сейчас мы, может быть, перевернем непрочитанную страницу истории или разрешим одну из ее загадок, нас захватила чистая радость исследователей и одновременно — почему бы в этом не признаться? — напряженное ожидание искателей кладов».

Тутанхамон прославил Говарда Картера на весь мир. Мало того, что гробница юного фараона не была вскрыта и таила в себе невиданные сокровища, вокруг этой находки возникла легенда о тысячелетнем проклятии, в которое кое-кто продолжает верить и сегодня. Настоящий приключенческий роман!

Говард Картер родился 9 мая 1874 года в Англии. Он мечтал стать художни-команималистом, как и его отец. Профессор египтологии Перси Э. Ньюберри быстро распознал в юноше талант и отвез его в Лондон, в Британский музей. Здесь Картер копировал иероглифы. Ему было всего семнадцать лет, когда он отправился с профессором в Египет и стал самым юным членом Общества исследования Египта. Вскоре после приезда его принял на работу величайший археолог того времени Уильям Флиндерс Питри. Под его началом Картер освоил основы работы археолога и исследователя. После работы у Питри молодой египто- лог стал помощником швейцарца Эдуарда Навиля. На протяжении шести лет он совершенствовался в своей профессии, изучал способы реставрации и сохранения реликвий прошлого.

В 1899 году француз Гастон Масперо, директор Службы египетских древностей, назначил юношу генеральным инспектором Верхнего Египта и Нубии. Когда богатый американский археолог-любитель Теодор Дэвис получил от Масперо разрешение работать в знаменитой Долине Царей, он попросил Картера взять руководство над раскопками. Несмотря на то, что отношения между

ними были натянутые, вместе они обнаружили гробницу Тутмоса IV, официально открытую в феврале 1903 года.

Зависть коллег

Одновременно с этим Картер продолжал работать инспектором Службы древностей. Его внимание к мельчайшим деталям и стремление публиковать данные даже о самой скромной находке вызывали у других египтологов раздражение.

Они с пренебрежением отзывались об ученом-самоучке, считая, что наука ничего не выигрывает от этих «мелочей». Говард Картер не обращал внимания на эти нападки, но Масперо посоветовал ему немного умерить свой пыл.

Однако 8 января 1905 года произошел неприятный инцидент, имевший серьезные последствия для карьеры Картера. Французские туристы, пытавшиеся проникнуть в Серапеум Саккарского некрополя без билета, оскорбили, а затем и ударили сторожа: Картер вступился за защищавшегося египтянина. Туристы подали на него официальную жалобу, но археолог отказался принести извинения, и его вынудили оставить свой пост. Казалось, что карьера египтолога загублена, а ведь ему был всего тридцать один год. Чтобы заработать на жизнь, Говард Картер стал продавать свои рисунки туристам и заниматься экспертизами. Его снова нанял к себе на службу Теодор Дэвис - для составления инвентарей и научных консультаций. Так, в 1906 году Дэвис показал ему золотые листы с печатями Тутанхамона и его супруги, обнаруженные в разграбленной гробнице, не принадлежавшей царю.

Лорд Карнарвон - щедрый меценат

Граф Карнарвон родился в 1866 году. Он был очень богат и проводил досуг, путешествуя по всему свету. В 1901 году он попал в автомобильную аварию, из-за последствий которой ему с 1903 года приходилось проводить зимы в Каире. В последующие годы он добился разрешения на раскопки ради славы открытий и пополнения своей коллекции. Поскольку Карнарвон не был ученым, в 1908 году он обратился за помощью к Говарду Картеру. Коллекционер очень помог египтологу при переговорах с местными и британскими властями. Вероятно, одновременно с поисками древностей он консультировал Министерство иностранных дел по вопросам политики Великобритании в Египте. Карнарвон разделил увлечение Картера поисками Тутанхамона, но, к несчастью, так и не увидел завершения раскопок, скончавшись 5 апреля 1923 года. Дело мецената продолжили его дочь и супруга, продлив концессионное соглашение. Они не имели права претендовать на находки, однако египетское правительство компенсировало им затраты.

Поддержка лорда Карнарвона

Граф Карнарвон страстно увлекся древнеегипетской цивилизацией в 1903 году. В 1908 году он обратился к Гастону Масперо, попросив порекомендовать ему сотрудника для проведения раскопок. И Масперо посоветовал Карнарвону обратиться к Картеру, блестящему египтологу, отлично знакомому с местностью и египетской культурой и владеющему арабским.

Их сотрудничество началось в Дейр-эль-Бахри: в Долине Царей в то время еще работал Дэвис. Однако в 1914 году последний, утомленный работами и убежденный в том, что он обнаружил все захоронения на этом месте, разорвал соглашение. Масперо передал концессию Карнарвону и Картеру, и те возликовали. Когда началась Первая мировая война, раскопки были прерваны, и лорду Карнарвону пришлось вернуться в Англию. Картер перевернул почти всю Долину Царей. Единственное место, где еще могла скрываться гробница Тутанхамона, находилось неподалеку от усыпальниц Рамсеса II и Мернептаха. Однако, несмотря на многолетний упорный труд, раскопки не принесли никакого обнадеживающего результата, который мог бы подтвердить эту гипотезу. В 1922 году у лорда Карнарвона закончились средства. 

Терпение лорда тоже было на исходе. Он решил остановить раскопки. Но Картер, готовый финансировать работы из собственного кармана, уговорил его на еще один год.

Раскопки были продолжены у гробницы Рамсеса VI, на том месте, где археологи нашли хижины рабочих. Прошло совсем немного времени, и в начале ноября 1922 года команда расчистила первые ступени, уходящие куда-то в скалу. В конце лестницы обнаружилась дверь с печатью царского некрополя. Хороший знак! Рассказывая о своем открытии, Катер процитировал телеграмму, которую он отправил лорду Карнарвону в Англию: «Сделали удивительное открытие в Долине. Роскошная гробница с нетронутыми печатями. Закрыли ее до вашего приезда. Мои поздравления». 24 ноября 1922 года лорд Карнарвон с дочерью и Говард Картер спустились по ступеням, ведущим к двери, и обнаружили на ней печать Тутанхамона. Однако сомнения еще оставались. Быть может, это - всего лишь тайник? Пройдя по коридору, они проделали отверстие во второй двери, ведущей в первый зал гробницы. Внутри таились настоящие диковины...

Почему Тутанхамон?

В своих исследованиях Картер пришел к выводу, что усыпальница Тутанхамона еще не обнаружена. Несмотря на иронию, с которой его коллеги вспоминали об этом «царьке» из XVIII династии, египтолог был воодушевлен отсутствием предметов, связанных с Тутанхамоном, на рынке антиквариата. Как и некоторые открытия, это могло говорить о том, что гробница фараона не разграблена! Смутные времена возвращения культа Амона и непродолжительность правления Тутанхамона (ок.1340-1330 гг. до н. э.) отчасти объясняют эту особую ситуацию. Фараон взошел на трон совсем юным, никогда не правил самостоятельно и умер, когда ему было около двадцати лет. Военачальник Хоремхеб, занявший вскоре его место, из зависти присвоил все достижения Тутанхамона, приказал стереть его картуш из списков царей и основал новую династию. Если бы все было иначе, во времена XX династии гробница юного фараона не избежала бы грабежей, и Рамсес VI не построил бы над ней свою усыпальницу.

Гробница Тутанхамона - чудо

В помещении, в которое проникли Картер и его друзья, их взглядам предстали горы сокровищ. Из-за отсутствия саркофага помещение сочли чем-то вроде вестибюля гробницы. Так как вещи в этом подземном зале и примыкающей к нему комнатке лежали в полном беспорядке, исследователи предположили, что здесь побывали грабители, но по какой-то причине не успели закончить свое дело и были вынуждены бежать. После этого гробница была тщательно спрятана, а упоминания о жизни Тутанхамона - удалены из царских реестров; никто больше, даже в древние времена, не вспоминал о его существовании.

Между двумя статуями фараона в натуральную величину Картер и Карнарвон нашли еще одну дверь, которая, несомненно, должна была их привести в погребальную камеру. Не в силах больше ждать, археолог пробил в ней отверстие. То, что он увидел внутри, превосходило все его ожидания. Однако отверстие необходимо было заделать, потому что любое захоронение следовало вскрывать не иначе как в присутствии представителя Службы древностей. В конце ноября 1922 года команда археологов приступила к официальному открытию двери в гробницу. После того, как было зафиксировано наличие еще одной комнаты и двери, ведущей, по-видимому, в зал с саркофагом, власти запретили вскрывать ее до тех пор, пока все предметы, обнаруженные в первом зале, не будут инвентаризированы и вынесены из гробницы. Для помощи Картеру в этом титаническом труде была нанята команда специалистов. В нее входили, главным образом, сотрудники нью-йоркского Метрополитен- музея, рассчитывавшего за свои услуги получить древности для своей коллекции.

17 февраля 1923 года замурованная дверь была торжественно открыта. Погребальную камеру посетили высшие должностные лица. Ее стены были отделаны золотом и синим фаянсом. В центре, занимая почти всю площадь помещения, стоял огромный покрытый золотом катафалк. Когда три золотых саркофага, вложенных один в другой, были вскрыты, в последнем из них, изготовленном из чистого золота общим весом 110,4 кг, обнаружилась нетронутая мумия фараона!

Туристы, число которых росло день ото дня, были крайне недовольны желанием Картера и Карнарвона максимально ограничить доступ к памятнику. То же чувство разделяли и журналисты. Однако гробница должна была остаться в целости и сохранности, по крайней мере, до тех пор, пока из нее не вынесут все сокровища. Единственным журналистом, допущенным на место раскопок, стал Артур Мертон из газеты «Тайме», которая финансировала работы.

Беды Говарда Картера

Завистливые конкуренты обвиняли Картера и его мецената в осквернении гробниц, называя их врагами Египта - в те годы, когда отношения этой страны с Англией были весьма напряженными. Отношения команды со Службой египетских древностей, главой которой был уже не Масперо, тоже постепенно испортились.

Открытие гробницы стало политическим козырем. Теперь было ясно, что лорд Карнарвон не получит ничего из найденного археологами: вывоз одного-единственного сосуда или украшения из Египта спровоцирует революцию.

В 1924 году, оставшись без поддержки лорда Карнарвона, скончавшегося годом раньше, после очередного конфликта с властями Картер решил закрыть гробницу. Но это противоречило условиям концессии: она была аннулирована, и Картер больше не имел права доступа к гробнице. Археолог, вынужденный уехать из Египта, отправился в США, а затем, после целого ряда публичных лекций, вернулся в Англию.

Когда египетское правительство вернулось к более умеренной политике, Картеру предложили продолжить работы. Вдова лорда Карнарвона согласилась на менее выгодные условия, и Картер получил новую концессию.

В 1927 году Картер наконец открыл двери царской сокровищницы, но конец этой истории был уже близок. Все находки перевезли в Египетский музей Каира (за исключением первого саркофага с мумией фараона), гробницу открыли для посетителей, и Картер лишился своей мечты. Он скончался, ненавидимый большинством коллег и забытый миром, 2 марта 1939 года в Англии. 

Бессильно всё пред блеском злата-
безжалостных жрецов расплата,
страх и проклятие богов-
за золото- "всегда готов"
в мерцаньи факела грабитель
ночами "посетить" обитель...
А что же Боги?
Боги глухи-
и не обидят даже мухи!
Где положили свой скелет-
не сдвинится за сотни лет
(конечно, если он без злата-
не фараонова ж зарплата...).

Http://wordweb.ru/sto_arheology/index.htm

Сто великих археологических открытий
А.Ю. Низовский

ИЗ Интернета

Говард Картер находит гробницу Тутанхамона
Фараон Тутанхамон, преемник Эхнатона (Аменхотепа IV), был весьма незначительным правителем и не прославился в истории абсолютно ничем. Известно только, что он был женат на младшей дочери Эхнатона, царевне Анхесенамон, и умер очень молодым (есть версия, что Тутанхамон был родным сыном Эхнатона). И если бы не памятники из его гробницы, имя Тутанхамона упоминалось бы только в узком кругу ученых-египтологов. Но в ноябре 1922 года состоялось одно из крупнейших археологических открытий XX века - в «Долине царей» впервые была обнаружена неразграбленная царская гробница, содержавшая полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.

Честь открытия гробницы Тутанхамона принадлежит английскому археологу Говарду Картеру и лорду Карнарвону, финансировавшему экспедицию. Богатый, независимый человек, спортсмен, собиратель произведений искусства и путешественник, совершивший кругосветное плавание на паруснике, лорд Карнарвон еще юношей увлекся древностями. Он был завсегдатаем антикварных магазинов, коллекционировал старые гравюры и рисунки. В археологии он увидел возможность сочетать две обуревавшие его страсти - к спорту и собирательству, и с 1906 года Карнарвон сначала самостоятельно, а затем в сотрудничестве с археологом-профессионалом Говардом Картером вел раскопки в Долине царей. Так в результате целеустремленных многолетних археологических поисков состоялось великое открытие.

Еще в начале XX века экспедиция американца Теодора Дэвиса обнаружила в Долине царей, в тайнике под скалой, фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона. Неподалеку в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, в которых находились головные повязки плакальщиков и другие предметы, также с именем Тутанхамона, а в обнаруженной Дэвисом шахте-могиле отыскалась деревянная шкатулка. На обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось имя Тутанхамона.

Дэвис заключил, что открытая им могила-шахта и является местом погребения этого фараона. Но Говард Картер был убежден в другом: все эти предметы использовались во время погребения фараона, а после завершения обряда были собраны, уложены в сосуды и спрятаны недалеко от гробницы. Следовательно, захоронение Тутанхамона находится где-то поблизости!

В феврале 1915 года Картер и Карнарвон начали ее планомерные поиски. Это был довольно смелый шаг: Долина царей к тому времени считалась Хорошо изученной, здесь побывали десятки экспедиций, и весь ученый мир бьш убежден, что время великих открытий в Долине царей миновало. Тем Не менее Картер и Карнарвон были твердо убеждены в успехе. «Рискуя быть обвиненным в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твердо надеялись найти совершенно определенную гробницу, а именно: гробницу фараона Тутанхамона», - писал впоследствии Картер.

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали Долину царей. В ходе этих поисков ими было сделано много интересных открытий: найдены неиспользованная гробница царицы Хатшепсут, сооруженная еще во время правления ее мужа, Тутмоса II, в которой стоял незаконченный саркофаг из кристаллического песчаника; тайник с предметами, принадлежащими фараонам Рамсесу II и Мернептаху; вещи жены фараона Тутмоса III - Меритра-Хатшепсут. Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, - вспоминал Говард Картер. - Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».

В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проем, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашел время собраться с мыслями и все это обдумать», - писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы. Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провел Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.

24 ноября дверь была полностью расчищена. В ее нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось - это была гробница фараона.

Но радость открытия соединялась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они ее разорить? - вот что теперь волновало исследователей.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялись, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз», - пишет Картер. Но то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью.

Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, - вспоминает Картер, - я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. - Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото! На какой-то миг - этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, - я буквально опешил от изумления.

Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?». Единственно, что я мог ему ответить, было: «Да, чудесные вещи». Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоем, мы просунули внутрь электрический фонарь».

При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблескивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из черного дерева, в широких золотых передниках, в Злотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда 17 ноября археологи открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на статуях и алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему.

Словно завороженные стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

Обойдя шаг за шагом всю комнату, археологи обнаружили между статуями часовых еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», - вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с ней, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из нее находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжелые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу. Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек - ученые и члены египетского правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», - пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие еще больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…

То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Картер вошел в нее первым. Перед ним возвышался покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2x3,35x2,75 м, занимавший едва ли не все помещение. Только узкий проход шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял его от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!

Это был поистине звездный час Картера и Карнарвона. Они обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона! Казалось, большего успеха невозможно было ожидать. Но тем не менее этот успех еще ждал их!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье помещение - сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», - писал впоследствии Картер.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц. Их лица были настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926–1927 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нем находился второй, во втором - третий…

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, - писал Картер. - Я, наверное, никогда не забуду этот напряженнейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал веревку, удалил драгоценную Печать, отодвинул засов, открыл дверцы, и… перед нами оказался четвертый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только еще роскошнее и красивее, чем третий. Впереди - снова неизвестность…

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из желтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика еще больше усиливало впечатление. По четырем углам саркофага распростерли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец 3 февраля увидели царский саркофаг во всем его великолепии - высеченный из цельной желтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, 1,5 м шириной и 1,5 м высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебедки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мертвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмоленных полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мертвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. Но на свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской. В скрещенных руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок - последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий фоб. В ходе этой работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести вскоре стала ясна: третий фоб длиной в 1,85 м, как и два предыдущих, был сделан из чистого листового золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещенных один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», - вспоминал Картер. Он увидел благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Английский ученый П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и установил, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Ему даже удалось определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревает мандрагора - «яблоко любви» из «Песни песней» - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались все новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!

Но еще большие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжелых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Найденные в гробнице мебель и посуда, ювелирные изделия, оружие, колесницы и модели кораблей - все поражает разнообразием формы и красотой.

Изумительна по своему совершенству золотая маска царя с инкрустацией из лазурита. Прекрасна герма - поколенная статуя Тутанхамона, сделанная из дерева, покрытая фунтом и раскрашенная. Невысокая корона, оставляющая открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Нежное лицо озарено сиянием больших черных глаз. Замечательна золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде. Сильный мускулистый зверь легко несет хрупкую фигурку царя. Сочетание черного дерева с золотом удивительно красиво.

Самым оригинальным портретом Тутанхамона является маленькая головка, сделанная из дерева, покрытая тонким слоем гипса и раскрашенная. Тутанхамон здесь изображен совсем юным. Подобно солнечному богу, фараон рождается из цветка лотоса. Капризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотрят вдаль. Это один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.

В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева. Эти длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались для переправы к «полям блаженных». Четыре барки такой же формы, но снабженные троном, должны были служить фараону во время ежесуточного следования за солнцем в его пути по небосводу. Из алебастра сделана барка, украшенная головами диких козлов. В центре ее возвышается легкий балдахин, покоящийся на колонках с двойными капителями в виде цветов лотоса и папируса.

Не менее важной находкой были три больших ложа. О существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Это были удивительные сооружения - с возвышением не для головы, а для ног. На одном из них красовались изображения львиных голов, на втором - коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама. На ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. Его спинка была так изумительно украшена, что Картер впоследствии утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте».

Роспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охотящегося на львов. Эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней…

А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы ее можно было целиком внести в гробницу, и потому ее, как и три другие колесницы, распилили. В нижней части ее кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, темно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и темно-фиолетовых перьев. Снаружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями прической, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображенные на посохе фараона азиат из слоновой кости и неф из черного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот - символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона - кинжалы, меч копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения…! И еще многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, заполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи - изображения священного жука.

Все эти бесценные сокровища хранятся теперь в Каирском музее.

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», - сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем колоссальным богатствам суждено было попасть в руки грабителей.

Фото из интернета
Тутанхамо;н (Тутанхато;н) - фараон Древнего Египта,
правивший приблизительно в 1333 - 1323 годах до н. э.,
из XVIII династии.

Предыдущая глава Оглавление Следующая глава



Случайные статьи

Вверх