Грузины история происхождения. Откуда появились грузины


Настроение сейчас - Отличное

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спор¬ной. Это обусловлено несколь¬кими причинами. Формирова¬ние любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об истори¬чес¬кой достоверности происхо¬ждения того или иного народа, естественно, говорить не прихо¬дится. Историческими источни¬ками для изучения происхож¬дения народа служат сообщения историков более позднего пе¬риода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.
В этот процесс иногда вовлекаются совер¬шенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию, но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население.
При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заклю¬че¬нию. Вопрос о проис¬хож¬дении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.
1. Источники по этно¬генезу грузин. Интерес к собственному происхож¬дению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому ис¬то¬рику XI века Леонтию Мровели, у кавказских народов был один предок – Таргамос. Он был сыном Ноя и внуком Яфета. У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родо¬на¬чаль¬никами всех кавказ¬ских народов. Родоначальником грузин счи¬тается Картлос, сын Таргамоса. Понятно, что эта теория связана с Ноем: согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя – Сима, Хама и Яфета. Но интересно другое, главное положение те¬ории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ¬ских народов и их этни¬чес¬кой общности. Здесь необхо¬димо учесть, что автор этой теории – де¬ятель XI века. В то время, нес¬мотря на тяжелое по¬лжение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво¬бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии. Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в лето¬писном своде «Обращение Картли» («Мок¬цеваи Картлисаи»). После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвра¬щается оттуда со своими соотечес¬твенниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продви¬жения и теперь можно встре¬тить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).
Сведения о происхождении грузин нахо¬дим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян. Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли, или Иберии, как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии, или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор. Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это сооб¬ражение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распрос¬транена и среди грузин.
2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами, так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков. Иванэ Джава¬хишвили считал, что грузинские и другие кав¬казские племена шли с юга и заселяли Кав¬каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.
По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5-6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы, которые под¬вер¬глись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы. Позднее, в XI-VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государ¬ство Урарту.
После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха.
Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север. Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами.
В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.
3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.
Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков, так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.
Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э. В это время получило первые импульсы выделение сванского, существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VIII в. до н.э.
Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.
Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен, хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.
По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII-VII вв. до н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.
Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.
В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.
На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).
Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

Краткая история Грузии
Основные вехи в истории Грузии

Кавказ, воистину, удивительный регион!

Казалось бы, ну что может быть удивительного и интересного в истории, такой, относительно небольшой территории, как Кавказ? Но, на самом деле, история Кавказа, в том числе и Грузии, очень интересна и, в то же время, трагична! Эта небольшая, гористая территория между двумя морями – Чёрным и Каспийским, является местом, где пересеклись две великие культуры – культура Запада и культура Востока. Ведь, именно через Кавказ в древности проходили важнейшие дороги Великого Шёлкового пути.

Кто-то из великих философов сказал, что на Кавказе никогда не закончатся войны. И, к сожалению, это, отчасти, правда! Ведь, здесь, на Кавказе, практически во все времена и эпохи велись кровопролитные войны.

Именно здесь, на Кавказе, живут народы с различными религиозными убеждениями и происхождением. И каждый из этих народов имеет свою собственную историю, но в этой небольшой статье мы поговорим об истории грузинского народа и его государства. Первые упоминания о создании грузинского государства относятся к далёкому X веку. В эти древние времена несколько грузинских княжеств объединились в одно единое государство, которое, впрочем, просуществовало, не так уж долго – всего лишь три века. Через несколько веков, в XVIII в. грузинские княжества смогли снова объединится, а уже потом, большинство из них вошло в состав Российской Империи.

Та территория, которую занимает современная Грузия, имеет очень выгодное географическое положение. Именно поэтому эта территория всегда манила иностранных захватчиков!

На западе современной Грузии ещё VIII веке до н.э. жили греки. Несколько веков спустя с территории современной Турции на восток Грузии пришли анатолийские племена, которые ассимилировались с местным населением. Вскоре, здесь образовалось Иберийское государство. Но и оно просуществовало не слишком долго. Между V и III веками до н.э. эти территории захватывали различные империи. В 189 году до н.э. римское войско победило здесь войско Селевкидов, и было образовано сильное Армянское государство. Правители этой империи смогли завоевать много территорий от Каспийского моря до Центра современной Турции. Грузинские княжества также вошли в состав Армянского государства.

На рубеже IV-V веках Армянское государство, и вместе с ним все грузинские княжества, было захвачено могучей тогда Византийской Империей. Но византийцы захватили не все территории, принадлежавшие Армянскому государству, а только лишь западную его часть, восточную же часть этой империи захватили персы.

В VII веке сюда пришли арабы-мусульмане и создали мусульманское государство – эмират. Полностью от мусульманского ига Грузия смогла освободиться только лишь в 1122 году. Этот период считается одним из самых удачных периодов в истории Грузии. В это же время в Армению вторглись турки-сельджуки, и многие армяне-христиане вынуждены были бежать в Грузию, где они ассимилировались с местным населением.

Но Иберское государство вскоре ослабло, и в течение нескольких веков его христианское население вынуждено было бороться против ассимиляции с персами и турками. В то же время, Персия и Османская Империя долгое время безуспешно пытались захватить эти территории. И казалось в XVIII в. туркам это почти удалось. Но христианское население Кавказа тогда буквально спасла Екатерина Великая, правительница Российской Империи. Сюда, на территорию нынешней Грузии прибыли русские войска и смогли выгнать многочисленные войска турков. С этого момента Грузия стала частью Российской Империи. В 1795 году крупнейший город этого региона – Тбилиси – был практически полностью разрушен персидскими войсками во главе с Ага Мухаммедом. Полностью выгнать мусульманских захватчиков с территории христианских государств Кавказа, в том числе и с Грузии, удалось лишь в середине XIX веке.

В том же XIX веке в Грузии большой популярностью среди молодёжи пользовались националистические группировки и партии, в составе которых, одно время, даже числился Иосиф Джугашвили, более известный нам, как Иосиф Сталин.

В неспокойное начало XX века Грузия, Армения и Азербайджан объявляют себя независимыми государствами. Но вскоре, большевики захватывают все эти государства, и они становятся частью Советского Союза. В начале 20-х годов XX века эти три государства были объединены в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР).

В 1936 году эта федерация была распущена. С этого момента образовалась Грузинская Советская Социалистическая Республика.

В 1990 году в Грузии впервые были проведены выборы, в которых участвовало несколько политических партий. После развала Советского Союза независимая Грузия, по мнению многих политических экспертов, имела перспективы быстрого экономического развития. Но в 1992-93 года, как мы все знаем, бывшие в составе Грузии – Южная Осетия и Абхазия начали войну за независимость. И только в середине 90-х годов, тогдашнему президенту Эдуарду Шеварднадзе удалось немного стабилизировать экономическую и политическую обстановку в стране.

Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.

Грузия, одна из самых интересных стран . Основу ее населения составляют грузины – представители одного из самых древних народов Закавказья. Сейчас численность населения в ней составляет около 3,5 млн. человек, и 86,8% из них относятся именно к грузинской национальности.

Немало грузин проживает и в России, согласно переписи населения 2010 года, их насчитывалось около 158 тыс. человек. В российской столице – Москве, начали селиться они еще в конце XVII века, вследствие активизации культурных, торговых и дипломатических отношений Грузии с Московским государством.

После присоединения к Российской империи, грузинское дворянство получило равные права с русским, грузины служили в русской армии, работали в промышленности и селились во всех регионах огромной страны.

Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшее время ожидается активный рост числа грузин в Европе, потому как 28 марта 2017 года страны Шенгенской зоны открыли для них свои границы. Этот прогноз вызывает немало сомнений – все, кто хотел уехать, давно оформили визы и уехали. Остальные не имеют желания или денег на переселение. Тем более что «безвиз» – это возможность путешествовать по Европе. Для учебы, работы, и тем более, получения вида на жительство, по-прежнему, придется оформлять специальные документы.

История происхождения грузинского народа

История происхождения населения Грузии складывалась, как мозаика из множества источников. Это археологические раскопки, кропотливое изучение летописей, языковые и генетические исследования. Вкупе они показали, что древние предки грузин были коренными . Основа этого народа — местные карвельские племена, постепенно объединявшиеся, укрупнявшиеся, частично дополняющиеся пришлыми народами, и снова распадавшиеся на новые общности.

Прокарвельский язык, например, стал исчезать во II тыс. до н. э., когда из него начал выделяться сванский. В VIII в. до н. э., эта же участь постигла мегрело-чанские языки, значит, что-то разделило народы, и каждый стал жить и развивать свой язык самостоятельно.

Например, восточногрузинские племена, спустившиеся к Черному морю, вклинились в западногрузинские племена, разделив их на две части. Те постепенно сформировали мегрельскую и лазочанскую группы, что хорошо прослеживается и сейчас.

class="subtitle">

Начнем с того, что Грузия на данный момент официально считается первой территорией, куда пришли люди из Африки . Об этом свидетельствуют раскопки в Дманиси (юго-восточная Грузия), обнаружившие останки людей возрастом 1.8 миллиона лет. После этого доисторических культур на территории этой страны было столько, что впору писать про них отдельную статью. Смысл здесь в чем: история Грузии началась очень давно.

Все это привело к тому, что уже в I тысячелетии до нашей эры на территории Грузии (в районе Триалети сформировались нехилые интеллектуалы, умевшие плавить железо и добывавшие золото. Ребята успешно отражали атаки соседних народов, включая хеттов , жителей Урарту, мидийцев, прото-персов и киммерийцев.

Здесь стоит упомянуть, что Грузия с незапамятных времен была лакомым кусочком, занимавшим важный перекресток . Именно через эту территорию проходил Шелковый путь в Европу, и каждый сосед считал своим долгом отвоевать хотя бы часть здешней территории. Поэтому спать спокойно грузинам не доводилось: какая-то вражина обязательно перла с одной из четырех сторон света.

Примерно в I тысячелетии до н.э. на грузинской территории начали формироваться народности, оставшиеся в Грузии до сих пор. Прото-грузины разделились на сванов, занов (мегрелы и лазы) и восточных картвелов (собственно, носители языка, который сегодня называют грузинским). Сваны жили в Сванетии и Абхазии, Заны - в Мегрелии , а восточные картвелы - на территории современной восточной Грузии. Названия регионов Шида-Картли и Квемо-Картли - именно из той эпохи. Да и сами грузины именуют Грузию “Сакартвело” - “Вся Картли”.

В VI веке до нашей эры на территории Грузии успешно стартовало царство Колхида . Колхида возникла на берегах Черного моря и объединила мегрелов, лазов, сванов и чанов. Про нее хорошо были осведомлены древние греки: именно в Колхиду плавал Ясон с аргонавтами за Золотым руном. Они даже организовали колонии на берегах Черного моря, самые известные из которых - Диоскурия (Сухуми) и Фасис (Поти). На сегодняшний день на территории Грузии есть пара-тройка руин времен Колхиды, будет возможность - загляните.

Примерно в одно время с Колхидой на территории Восточной Грузии начало образовываться второе царство, Иберия (не путать с Пиренейским полуостровом, у которого такое же название). Оформилась Иберия к III веку до нашей эры, а называли ее так древние греки с римлянами. Потому что грузины называли понятно как. Картли.

Между II веком до н.э. и II в. н.э. Колхида с Иберией сражались против превосходящих сил противника, таких, как Рим, Армения и Понтийское царство. Армения смогла заграбастать половину Иберии, в то время как царь Митридат VI Евпатор Понтийский шутя завоевал всю Колхиду. Тот же Митридат, правда, умудрился крепко насолить Римской империи, в результате чего из Колхиды его несколько раз изгоняло римское войско. После смерти Митридата римляне наконец-то вздохнули спокойно, Колхида стала Лазикой (Лазским царством в составе империи), а Иберия присоединилась добровольно и побраталась с Римом на равных. Римский император Веспасиан даже зачекинился на новых укреплениях древней Мцхеты - типа к друзьям отдыхать ездил.

До появления христианства в Грузии местные жители были всецело отданы солнцепоклонничеству : на могилах XIX(!) века до сих пор кое-где встречаются солярные знаки. Иберия приняла христианство в 330 году (крестила святая Нина Каппадокийская), Колхида - примерно в это же время, и к середине IV века в Грузии сплошь и рядом жили христиане. Иберии, правда, повезло чуть меньше: вскоре ребят завоевали персы-огнепоклонники, и вся религиозность пошла коту под хвост.

И тут в дело вмешались арабы. С одной стороны, они захватили практически всю территорию современной Грузии. С другой стороны, именно после этого в IX веке началось восхождение Грузии к ее золотому веку. Сначала новые правители выгнали арабов, а затем принялись строить собственное царство.

В начале IX века царь Ашот Курапалат отвоевал у арабов кусочек южной Иберии (земли на территориях современных Турции и Армении) и принялся там править, назвавшись тао-кларджетским княжеством. Ну, то есть, это их так называли - сам царь Ашот назвал это Иберийским Куропалатинатом и, видимо, очень гордился неймингом. Границы успешно оборонялись и потихоньку разростались. Уже в конце IX века княжество переименовали в Грузинское царство, а в Х веке царь Баграт III объединил территории Колхиды и Иберии.

Тут бурному грузинскому развитию помешали турки-сельджуки, обрадованные победе над Византией в Манцикерте. Они пришли в XI веке и разваляли практически всю Грузию , не добравшись до самых горных областей - Абхазия, Сванетия, Рача , Хеви и Хевсуретия . Но тут к власти в Грузии пришел сильный правитель.

В конце XI века царь Давид IV Строитель создал регулярное войско для противостояния сельджукам на территории Грузинского царства и потихоньку выгнал иноверцев за пределы государства. А поскольку никто уже не помнил, где были эти границы, завоевания продолжились и за пределами страны - в основном на территории Армянского царства, бывшего, впрочем, под пятой тех же сельджуков. Мало того, в Грузию стали активно приглашаться на пмж жители других государств - северокавказские кипчаки и аланы, немцы, итальянцы, скандинавы и славяне из Киевской Руси.

Но самой успешной в истории Грузии оказалась женщина на троне - царица Тамара , правнучка Давида Строителя, при которой начался и закончился золотой век Грузии (1184-1213). Пока в Галицко-Волынском княжестве возводили на престол Даниила Галицкого, Европа ездила отдыхать в крестовые походы, а Чингисхан строил карьеру, в Грузии царицы Тамары совершенствовали изящный литературный слог (в это время был написан “Витязь в тигровой шкуре”), создавали дворцы, укрепления и ювелирные изделия из золота, давали по шее всем желающим врагам и даже помогали соседним государствам встать на ноги (империя Трапезунд). Судя по летописям, все это перемежалось пирами. Построили дворец - пир. Свадьба царицы Тамары - пир. Победили врага - большой пир. В общем, было здорово.

После смерти царицы Тамары в одну из самых могущественных местных держав пришли монголы и завоевали вообще все, до чего смогли дотянуться. Грузия начала разваливаться на мелкие княжества, которые предпочитали договариваться с монголами напрямую, без посредника в лице слабого правителя, не сумевшего защитить страну. Была еще попытка объединить Грузию Георгием V Блестящим в XIV веке - но после его смерти страна окончательно развалилась. Чтобы страна разваливалась эффективнее, турки недалеко захватили Константинополь и Крым, а также разваляли Трапезунд, оставив грузинов-христиан наедине с мусульманами - турками и персами.

В результате к 1460м годам на территории Грузии существовало 8 маленьких объединений , равномерно страдавших от политической и культурной изоляции: царства Картли, Кахети и Имерети и княжества Гурия , Сванетия, Месхетия, Абхазия и Мегрелия. Изоляция эта продолжалась, пока три века спустя на севере не замаячила Россия - внезапный христианский союзник в череде беспросветного противостояния мусульманству.

В 1783 году царь Грузии Ираклий II подписал указ о российском протекторате над Картлийско-Кахетинским царством (восточными территориями, которые он смог объединить на тот момент). Россия подарку обрадовалась и внезапно присоединила царство к своей территории. Тем самым было положено начало объединению Грузии (хоть и в составе Российской империи) и очередного расцвета здешних территорий. Одновременно с экономикой - как и на других территориях, куда Россия пришла со временем - стала развиваться национальная идея. С одной стороны, появилась куча интересных грузинских писателей, художников и культурных деятелей. С другой стороны, недовольство российской властью потихоньку стало нарастать: в церквях запрещали молиться на грузинском, после отмены крепостного права дворян урезали в правах, а бедняки не стали богаче и т.п. Поэтому не удивительно, что движение за большевизм в Грузии цвело пышным цветом до самого распада Российской империи.

На короткий период в 1918 году Грузию пытались сделать самостоятельной, но советские войска таким шуткам были не рады, и уже в 1921 году Грузия стала одной из республик СССР . Кроме всяких негативных моментов вроде чистки 30х годов, мотивом этой эпохи было единение народов, живших под лейблом “Грузия”. Картлийскому языку был присвоен статус грузинского, и все грузины должны были учить именно его, как второй по значимости после русского. В СССР Грузия была одной из беднейших по уровню экономики республик - тем не менее, уровень жизни здесь был один из ведущих в стране. Такой вот парадокс.

В 1991 году пост президента достался Звияду Гамсахурдия, который не сумел удержать власть. Уже в 1992 году к власти пришел Эдуард Шеварнадзе, просидевший “на троне” до 2003 года - года революции роз, приведшего к власти Саакашвили. Остальное вы знаете:)

Ближайшие походы по Грузии:

Даты: Поход: Цена: Статус:


Случайные статьи

Вверх