Гуманизм эпохи возрождения

Гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами являются: Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила и Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать научить его уважать себя и окружающих, а наша задача - суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

1. Социально-исторические условия смены мировоззрения в Европе XIY-XYIв.в.

2. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии Возрождения. Человек – творец, художник.

3. Отношение Бога и мира в философии Н. Кузанского. Натурфилософия Дж.Бруно.

1. Эпоха Возрождения – это период зарождения капиталистических производственных отношений, возрастания социально-политической роли городов, формирования класса буржуазии, интеллигенции, непосредственно связанной с набирающей силу наукой и искусством. Это эпоха глубоких социальных потрясений, войн, возрождения античной культуры.

В таких условиях формируется новая система ценностей, основанная на принципе индивидуализма. С развитием городов, торговли и промышленности выявляется особая значимость творческой активности человека. Это приводит к пересмотру вопросов о положении человека в мире, сущности человека и его отношении к Богу и природе. Активно обсуждается вопрос о достоинстве человека, о смысле его земного бытия.

Возникает новая, гуманистическая культура. Она основывается на светской образованности и противопоставляет себя официальной церковной. Новая культура опиралась на античное наследие, которое казалось ближе и понятнее, чем богословско-схоластическая культура. Поэтому эпоха Возрождения в лице гуманистов осознает себя как возрождение античных ценностей, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сам человек, его мировоззрение существенно отличаются от античного. Велик или ничтожен человек? Ответ на этот главный для эпохи Возрождения вопрос проясняет как сходство, так и различие античной и средневековой философии и культуры в целом (см. Сапронов П.А. Культурология – СПб.: СОЮЗ, 1998. – Ч. 7).

2. Основанием философии эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм Возрождения – это признание центрального положения человека в мире на основе утверждения единосущности Бога и человека.

В своей «Речи о достоинстве человека» Пика делла Мирандола (1463-1494) дает образ человека как творца самого себя, бесконечного по своим творческим возможностям. Гимн человеку поет и Т.Кампанелла (1568-1639) – знаменитый утопист. Человек является порождением бесконечной «сущности», «результатом бесконечного творца». Если же Бог и человек имеют одинаковую сущность, то божественность человека не имеет границ: человек стремится «возвыситься над небом и миром». В пределе человек и есть Бог. Главная цель жизни такого человека – самореализация, а не преодоление греховности. Человек создает себя и свой мир в земном бытии, и это бытие приобретает черты божественного.

Следовательно, главным в возрожденческом гуманизме является не человеколюбие, а направленность на самого себя. Не смирение, а гордость владеют человеком. Человек реализует себя во всех видах деятельности. Однако главным средством его развития являются гуманитарные занятия – риторикой, поэзией, историей, этикой. Античные мыслители становятся учителями, наставниками в делах человеческих.


Гуманизм – это не только свобода мысли и индивидуализм, но и образ жизни. Жизнь гуманиста – это напряженное эстетическое самоутверждение. Фигура художника творца становится символом культуры. Художник видится гуманистами как человек в его высшем, божественном выражении.

Так как земное возвышается до небесного, то теоцентрическое, иерархическое мировоззрение сменяется пантеистическим (пан – все, теос – бог). Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым.

В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на последователей учения Платона – неоплатоников. Так, согласно взглядам Плотина (205-270) Мировая душа является посредником между божественным и материальным. Поэтому «тьма» природного, телесного пронизана светом духовного. Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал. Так как душевное начало находится в каждой части природы, то человек может войти с ним в контакт и научиться им управлять. Так магия и алхимия органически вписываются в мировоззрение и культуру Возрождения: «… магия сочетает землю с небом, т.е. низшее женит на силах высшего.» (П.делла Мирандола).

С пантеистическим мировоззрением связан и художественный идеал Возрождения. В соответствии с пантеистической установкой духовное непосредственно проявляется в природном в виде гармонии, пропорциях линий и форм, в игре света и тени, «музыке» цвета. «Стереоскопичность изображения и центральная перспектива (предметы изображаются на плоскости так, как их видит человеческий глаз. – М.Б.) в ренессанской картине диктуются … не потребностями точного копирования объектов…, а пантеистической природой ренессанского идеала. Именно этим объясняется особая одухотворенность живописного пространства ренессанских картин. За кажущимся реализмом здесь в действительности странным образом просвечивает мистицизм.» (Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в восприятии художественного произведения на примере истории живописи. –Калининград: «Янтарный Сад». 1998. с. 321). Духовное выражается прежде всего красотой человеческого тела. Используемые при этом евангельские и мифологические сюжеты придают возвышенный тон земным проявлениям человека. Ярко выражена духовность и в облике самого художника, поэтому почти все из них оставили свои автопортреты.

Раскрытие божественных пропорций требует знания математических, анатомических, оптических, механических и других закономерностей. Поэтому искусство неразрывно связано с наукой, их строгого различия нет. Творчество понимается как процесс, контролируемый зрением и осуществляемый рукой: «… высочайший гений не прибавит ни единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке – лишь это нам рука, послушная рассудку, явит.» (Микеланджело Б.). Аналогичны высказывания Леонардо да Винчи о живописи как средстве познания.

Установка на самореализацию человека, ее «титанизм» привели к созданию шедевров мировой культуры. Однако такая установка имеет и обратную сторону. Титаническая по своим культурным достижениям эпоха известна и фактами злодейства, доведенного до своего высшего предела (см.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Искусство, 1978). Гуманистические идеалы не могли воплотиться в реальной жизни, осознание чего выразилось в самом факте появления утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла).

3. Философские основания гуманистических воззрений разработаны также в учениях Н. Кузанского (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600).

Николай Кузанский (Николай Кребс) – кардинал католической церкви. Свою философскую и научную деятельность рассматривал как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот».

Н. Кузанский различает Бога как предмет разума и Бога как предмет веры. Бог как предмет осмысления философией – это «развернутый» мир и его познание является делом разума. Вера постигает Бога лишь в его «свернутой» форме.

В Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противоположности исчезают, «максимум» и «минимум» совпадают. Бог как «все во всем» содержит мир в себе. Переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания заключенной в Боге возможности бытия мира. Мир – это «развернутое» и поэтому ограниченное божественное начало. В результате такого уподобления мира Богу «мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде».

Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей завершенности несет божественность, но опять-таки в ограниченном виде. Полное слияние божественного и человеческого состоялось лишь во Христе. Совпадение противоположностей в качестве намека на божественное бесконечное имеет место и в единичных вещах. Например, треугольник при увеличении до бесконечности одной из его сторон превращается в прямую линию. Совпадение противоположностей познается человеческим разумом. Он интуитивно постигает это как принцип. Всякое становление есть процесс предельного перехода, наглядно представленный в геометрических построениях. Абсолютным пределом является Бог. В постижении совпадения таких противоположностей как Бог и человек, субъект и объект достигается обожествление человека. «Как Бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем».

Стремление обосновать самоценность земной жизни человека неизбежно приводило к вопросу о положении человека в космосе, о его физических и смысловых связях с миром. Пока мир оставался геоцентрическим, человек мыслился несомненно центром мировых связей. Положение изменилось после выступления Н.Коперника (1473-1543), заменившего геоцентризм гелиоцентризмом.

Дж.Бруно развивает философские представления Н.Кузанского и астрономические взгляды Н.Коперника. В свете новейших данных Бог, по мнению Дж.Бруно, это мировое целое. Поэтому никакого источника движения вне мира не существует. Он содержится во всех взаимосвязанных частях мирового целого. Материя – это самодвижущееся единое начало. Она порождает из себя все многообразие своих форм. Бог видится Дж.Бруно в «бесконечной способности природы все создавать и всем становиться». Единое саморазвивается во многое.

Бесконечной мощи таким образом понятого Бога соответствует бесконечная мощь Вселенной. Пространство бесконечно. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров. Все они состоят из одних и тех же элементов и подчиняются единым закономерностям. В бесконечной Вселенной нет центра. Деятельность человека должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с полученными знаниями реализовывать себя.

ВВЕДЕНИЕ

Новая эпоха принесла новое мировоззрение. Идейное содержание культуры Возрождения, которое отобразилось в научных, литературных, художественных, философских произведениях, составляло гуманистическое миропонимание. Гуманизм такой своеобразной культурной эпохи, как Возрождение, имел целый ряд особенностей.

Важную роль в формировании ренессансного гуманизма сыграла античная традиция, склонение перед достижениями древних греков и римлян. Гуманисты не просто очень много делали для сохранения, изучения древних рукописей, памятников искусства, они считали себя прямыми наследниками античной культуры с ее абсолютно другим, чем христианское, отношением к жизни.

Основным признаком культуры Возрождения, в противовес церковно-феодальной культуре, является ее светский характер. Люди Возрождения подвергали критике систему феодального мировоззрения, им были чуждые его идеалы и догмы (идея «грешности» человека, его тела, страстей и стремлений). Систему новых взглядов определяют как антропоцентризм («антропос» с греческого языка - человек). Человек, а не божество стоит в центре мировоззрения гуманистов. Идеал гуманистической культуры - всесторонне развитая человеческая личность, способная наслаждаться природой, любовью, искусством, достижениями человеческой мысли, общением с друзьями. Один из итальянских гуманистов того времени - Пико делла Мирандолла, вслед за античным автором выкрикивал: «Большим чудом является человек!». В своем трактате «О достоинстве человека» он писал: «Бог создал человека, чтобы он познавал законы Вселенной, любил ее красоту, удивляясь ее величию... Человек может расти, совершенствоваться свободно. В ней находятся начала самой разнообразной жизни».

Еще одной особенностью был индивидуализм. Не происхождение человека, а его ум и талант, предприимчивость должны обеспечить ему успех, богатство, могущество. Индивидуализм, который лежал в основе нового мировоззрения, был прямой противоположностью феодальному корпоративному мировоззрению, согласно которому, человек утверждал свое существование тем, что был членом какой-либо корпорации. В селе был членом общины, в городе - цеха и так далее. Идеализирующим выражением раннего индивидуализма было утверждение гуманистами ценности отдельной человеческой личности и всего того, что с ней связано. Это имело, бесспорно, прогрессивное значение.



Однако гуманисты склонялись в первую очередь перед «сильными» личностями, их идеал имел в виду лишь выбранных и не распространялся на народную массу. Это мировоззрение скрывало в себе склонность к утверждению личного успеха, самоутверждения любой ценой.

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.
Однако широкое использование идеи гуманизма иногда приводит к отрицательным результатам. Происходит девальвация - искажение в общественном сознании гуманистической идеи, превращение её в фикцию. В этой связи есть необходимость выявить содержание гуманизма.

В 1990 году Жан-Люк Нанси в своей лекции «Сегодня» показал кризис таких простых и общеупотребляемых понятий как существование, свобода, смысл, сама философия. Эти слова просты, но вместе с тем они вмещают в себя ключевые понятия для человека в качестве наследия всей нашей традиции. А это наследие мы получаем от гуманизма, который наделил когда-то своими идеалами, которые действуют до сих пор, весь мир. Но Нанси говорит, что в данное время мы переживаем, кризис этих понятий, потому что уже не очевидно, что мы живем этими значениями и смыслами. Соответственно, мы переживаем кризис гуманизма, потому что уже не очевидно, что такое быть человеком. Мы уже не можем определить человека через какую-то сущность, ему принадлежащую, потому что она «исчезла». То есть, такой ответ, как «человек – то-то и то-то и должен быть таким-то и таким-то», ответ, претендующий быть неким гуманизмом, устарел. «Нет больше точного и беспрекословного определения гуманизма, чтобы ответить на вопрос о гуманизме, ведь задавая вопрос о человеке, мы будем разыскивать гуманизм»1. То есть гуманизм представляет собой поиск человеческой сущности. Следовательно, он заранее считает, что у человека есть сущность, что она может быть найдена и осмыслена. Сущность человека гуманизм превращает в идеал, единый для всех. Наконец, сущность провозглашается гуманистами ценностью. Нанси и современная философия считали, что сущности у человека нет – в этом и состоит кризис гуманизма.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что попытка определить такое явление, как гуманизм, является актуальной для данного времени. Чтобы понять, в чем кризис гуманизма, нужно понять, что есть гуманизм, а следовательно – условия его зарождения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ренессанс как эпоха предельно разнообразен и богат. Это также смещает хронологические рамки и создает трудности при обозначении собственно антропологической темы данного ареала культуры.

С течением времени понятие «гуманизм» приобретает новые характеристики, однако стержень этого понятия остается неизменным. Идейный стержень гуманизма, образованный в эпоху Возрождения, выступает в роли традиции, которая реализует принцип преемственности поколений, ценностей духовной культуры. Получая значение общественного идеала, общечеловеческого начала, противостоящего классовому, национальному, гуманизм доказывает свою жизненную стойкость.

Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф или просто особый тип филологии? Ответить на этот можно на основе анализа трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико Делла Мирандола и других, а также на анализе критической литературы по данному вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме человека.

Итак, эпоху Гуманизма отличает направленность на человека, формирование его моральных и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов той эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции.

В этом и есть проблема гуманизма как мифа – заявленный, как принципиально новое философское направление, он представлял собой сбор более-менее увязываемых между собой идей из предыдущих направлений. Более подробно проанализировать и понять, действительно ли данный тезис является истинным, – вот еще одна из задач моей работы.

Сущность гуманизма

1. Формирование гуманизма

Итак, сначала необходимо в общих чертах показать, какие условия сопровождали появление такого непростого феномена как гуманизм. Возможно, это поможет доказать несостоятельность однобокого взгляда на данное явление лишь как на теоретическую систему умозрений.

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие его инициативу, мешающие ему творить самого себя, преобразовывать внешний мир. Город становится той средой, где формируется особый социокультурный тип людей - горожан, отличающихся своим образом жизни, самосознанием от обитателей сельской округи - крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость, развивается относительная доступность общения в контексте живой динамичной среды. Приходит понимание того, что людей нужно ценить не за их богатства, происхождение, титулы, а за благородство души, образованность, личные качества. Благородство и достоинство человека коренятся в добродетелях и доблестных поступках. Внимание философов было устремлено на человека.

Формировался новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека.

Представители новой светской интеллигенции - гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

Вначале аудитория, где находили отклик гуманистические идеи, была невелика, но постепенно ареал распространения новой идеологии расширялся, охватывая, прежде всего, городское население, которое все больше увеличивалось благодаря, преимущественно, притоку крестьян. Уходя из деревни, её жители порывали с прежним образом существования, приобретая относительную свободу от феодального гнета, личной зависимости. «Городской воздух делает человека свободным», - гласило средневековое правило Западной Европы. В городах формируются новый образ жизни и своя культура - повседневная и духовная, и в этом процессе немалую роль играли гуманисты, которые своей деятельностью способствовали изменению тона жизни.

Вообще, возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод. В противовес традиционному познанию божественного гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. Наметились секуляризация знания, расширение круга университетских дисциплин. Уже в XV веке в итальянских университетах гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию. Франческо Петрарка (1304-1374) искренне стремился примирить Христа с Цицероном, полагая, что светская образованность, знание античной поэзии и философии не могут противоречить принципам веры, ибо она служит нравственному совершенствованию человека. Не порывая с принципами христианского мировоззрения, Петрарка ищет, иные пути к познанию Истины, к постижению смысла человеческого бытия. Эти внутренние борения и сомнения нашли яркое выражение в его «Исповеди», или «Моей тайне», многочисленных письмах, трактатах, поэзии. В «Исповеди» сопоставлены две шкалы ценностей - христианская аскетическая мораль, признанная очистить душу от греховности и привести ее к вечному блаженству и ценности земного бытия человека - творчество, поэзия, слава, любовь, наслаждение красотой реального мира. Петрарка не отдает предпочтения какой-либо одной из этих нравственно-ценностных систем, но старается примирить существующие между ними противоречия: он убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского. Благочестие и «познание божественного» утрачивали, таким образом, монополию в духовной сфере, в разрешении проблем человеческого бытия - ответ на них Петрарка искал в светском знании, источником которого была для него античная культура. «Беседы с древними» должны наполнять досуг, отданный литературным и научным занятиям (трактат «Об уединенной жизни»). Петрарка заложил основы новой, гуманистической этики; ее главный принцип - достижение нравственного идеала через самопознание, активная добродетель, образование, смысл которого - в широком овладении культурным опытом человечества. Этот принцип стал характерным для всего раннего гуманизма: не только Петрарка, но и Боккаччо и Салютати видели в образовании, основанном на изучении античного наследия, средство возвеличения личности и совершенствования общества. Наиболее ярким и значительным выражением культурного опыта человечества они считали поэзию.

Необходимо также отметить, что по убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Таким образом, провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.

Становится понятно, что определить гуманизм только как философскую систему воззрений невозможно. Нельзя не учитывать педагогические, бытовые, практические и моральные стороны этого явления. Теорию практически всегда дополняла практика.

Разберем теперь каждый из перечисленных аспектов: сначала теоретический, а затем его воплощение – практический аспект гуманизма.

2. Теоретический аспект гуманизма

Большое развитие в эпоху Возрождения получают такие формы философствования, как платонизм и аристотелизм. Между ними возрождается полемика относительно превосходства. Платонизм здесь не означает возрождения платоновской мысли, выраженной в форме диалога. Вновь открытые платоновские диалоги читали в свете поздней платонической традиции, то есть в передаче канонического неоплатонизма, т. е. платонизма с многовековыми напластованиями и инфильтрациями христианского характера.

Грандиозный расцвет неоплатонизма с философской точки зрения состоялся благодаря трудам Флорентийской Платоновской академии во главе с Марсилио Фичино и, затем, Пико Делла Мирандола.

На философские взгляды Фичино сильно подействовали магико-теургические работы Трисмегиста, Зороастра и Орфея. Он лично считал, что именно они сформировали взгляды Платона. Смысл философской деятельности для него состоит в том, чтобы подготовить душу таким образом, чтобы интеллект был способен воспринимать свет божественного откровения, в этом отношении философия для него совпадает с религией. Метафизическую реальность Фичино задумывает согласно схеме неоплатоников, в форме нисходящей последовательности совершенств. Их у него пять: Бог, ангел, душа, качество (= форма) и материя. Душа выступает в роли «узла соединения» первых двух и последних двух ступеней. Обладая характеристиками более высокого мира, она способна оживлять нижние ступени бытия. Как неоплатоник, Фичино различает душу мира, душу небесных сфер и душу живых тварей, но его интересы более всего связаны с душой мыслящего человека. В указанной выше последовательности душа либо восходит по направлению к высшим ступеням, либо, наоборот, нисходит к низшим. По этому поводу Фичино пишет: «Она (душа) есть то, что существует среди смертных вещей, сама не будучи смертной, поскольку входит и дополняет, но не делится на части, а когда подключается, то не распыляется, как о ней заключают. И поскольку в то время, как управляет телом, она примыкает также к божественному, она является госпожой тела, а не компаньонкой. Она – высшее чудо природы. Другие вещи под Богом, - каждая в себе, - суть отдельные предметы: она является одновременно всеми вещами. В ней образы вещей божественных, от которых она зависит, она же есть причина и образец для всех вещей низшего порядка, которые она некоторым образом и производит. Будучи посредницей всех вещей, она проникает во все. И если это так, она проникает во все…, поэтому ее справедливо можно назвать центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего, узлом и связкой мира». С тематикой души у Фичино тесно связано понятие «платонической любви», которую он понимает как любовь к Богу во всех его проявлениях.

Позиция Фичино имеет соответствующие аналоги у Пико Делла Мирандолы. Одним из основных направлений работы Пико было развитие доктрины достоинства человека. Доктрина этого грандиозного «манифеста» представлена в форме мудрости, обретенной на Востоке, в частности, как поучения Асклепия Гермеса Трисмегиста: «Великое чудо - человек». Но почему человек являет собой великое чудо? Известное объяснение Пико следующее. Все творения онтологически определены по сущности тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, помещен на границе двух миров, свойства которого не предопределены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подняться еще выше. Величие человека, таким образом, заключается в искусстве быть творцом самого себя. В то время как животные не могут быть ничем иным, кроме как животными, ангелы – ангелами, в человеке есть семя любой жизни. В зависимости от этих семян, которые будут прорастать, человек станет либо мыслящим животным, либо ангелом; и, если он не будет доволен всем этим, то в своих глубинах он явит тогда «единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей». Человек в этой доктрине поставлен в центр мира и не стеснен никакими пределами в определении своего образа.

Несмотря на частные различия приведенных выше теорий, у них, как впрочем и у всех остальных умозрениях неоплатоников, есть один важный общий момент: человек предстает как граница или единение двух миров – духовного (божественного) и материального (телесного). При этом человек становится не просто подобием своего Творца как в средние века – теперь он сам Творец, в отличие не только от животных, но и от ангелов.

Эпоха Возрождения возвратила к жизни помимо всего прочего и учения Аристотеля. Большое значение имеет полемика, которая разразилась относительно превосходства Платона над Аристотелем. Самым известным сторонник Аристотеля является П. Помпонацци. В его работе «О бессмертии души» обсуждалась проблема, которая для XVI в. стала центральной. По сравнению с чувственной душой животных интеллектуальная душа человека способна познавать универсальное и сверхчувственное. Однако она не отделена от чувственных образов, через которые идет к познанию. Но если так, душа не может обходиться без тела, она принадлежит телу, и не может осуществлять без него свои собственные функции. Поэтому она считается формой, которая рождается и погибает вместе с телом, не имея никакой возможности действовать отдельно от него. Помпонацци не хотел вовсе отрицать бессмертие души, он хотел только опровергнуть тезис о том, что эту «истину можно продемонстрировать при помощи разума». Что душа бессмертна, это предположение веры, которое, как таковое, должно утверждаться средствами веры, в то время как другие аргументы здесь не подходят. Выражая свою точку зрения, он опирался на теорию «двойной истины», в которой различались истина, доступная разуму, и истина, доступная лишь для веры.

Однако, вопреки этому сокрушительному разрушению метафизического образа человека, Помпонацци вновь обращается к идее человека как «микрокосма» и к некоторым идеям «манифеста» Пико. Душа оказывается на первом месте в иерархии материальных существ, и поэтому граничит с нематериальными сущностями, объединяя те и другие. Она материальна в сравнении с нематериальными существами и нематериальна в сравнении с материальными существами. Она причастна как к разумному, так и к материальному. Когда она действует в согласии с духовными сущностями, она божественна; когда же действует как животное, то в него и обращается.

В эпоху гуманизма возвращаются к жизни греческие и восточные учения, обращаются к магии и теургии, распространившимся в некоторых письменных источниках, которые приписывали античным богам и пророкам. Они имели последствия значимости и отразились на взглядах философов-неоплатоников.

В XVI веке начинают вновь завоевывать позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Итак, прежде чем дать окончательное определение человека с точки зрения гуманистов эпохи Ренессанса, необходимо отметить проблематику мифа о гуманизме. Несмотря на то что гуманизм представлял собой лишь переработку идей предшествующих эпох, он был заявлен как принципиально новое философское направление. Именно в эпоху Возрождения зародился гуманизм, хотя он представлял собой сбор более-менее связанных между собой идей из предыдущих направлений. Однако этот факт нисколько не уменьшает значимости такого явления как гуманизм. И все потому, что кроме теоретического аспекта существует еще и практический, благодаря которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов прошлых эпох, а идеологией, воплощением синтеза этих идей в таких сферах жизни как политика, образование, искусство.

Итак, все вышеперечисленные традиции связаны в одно явление, определение которому было – философия Гуманизма. Все они стремятся найти сущность человека. Но видно, что о какой-либо стройной философской системе речь здесь не идет, философия Гуманизма – не цельное явление, а сбор разнородных фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект Гуманизма.

В итоге, для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и божественного начал. Качества Бога теперь принадлежали жалкому смертному, который в средние века был лишь подобием своего создателя. Теперь же человек стал венцом природы, все внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе греческих идеалов в сочетании с божественной душой – вот цель, которую стремились достичь гуманисты. Своими действиями гуманисты пытались внедрить идеал человека. Поэтому одной лишь теории для обозначения гуманизма недостаточно. Необходимо пояснить практическую сторону проблемы.

3. Практический аспект гуманизма

К середине XV в. гуманизм вырастает в мощное культурное движение во Флоренции, Венеции, Риме, Милане, Неаполе, Болонье и ряде других городов. Гуманисты выступают в роли политических деятелей, секретарей на службе у республик или при дворах правителей, преподавателей университетов. Складывается новая социальная прослойка - гуманистическая интеллигенция. Вокруг гуманистов формируется культурная среда, объединяющая представителей различных социальных кругов и профессий. Гуманистические кружки (нередко по античной традиции их называли академиями), где в атмосфере свободной дискуссии читали древних авторов и собственные сочинения, стали важной формой интеллектуального общения. В оживленной полемике гуманистов разных направлений кристаллизовались идейные принципы движения.

Этап раннего гуманизма завершился к началу XV в. Его главным итогом было зарождение ренессансной литературы и переориентация знания и образования на проблемы земного бытия человека, реабилитация античного наследия, особенно поэзии и философской мысли. Следующий этап в истории итальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия XV в. Новое поколение гуманистов активно воплощало в жизнь программу предшественников. Розыски и изучение античных рукописей дали толчок быстрому развитию гуманистической филологии, совершенному овладению языком классической латыни, освоению греческого языка с помощью византийских ученых, преподававших во Флоренции и других центрах Италии. Развивались риторика в стиле Цицерона и Квинтилиана, педагогика, появились трактаты о новых принципах образования и воспитания, возникали частные гуманистические школы. Особое внимание уделялось истории. Подлинный подъем переживала этика, включавшая по традиции и социально-политические идеи. Разработка этических проблем оказывала энергичное воздействие на формирование гуманистической идеологии в целом, а также на изобразительное искусство Возрождения.

Направления практической деятельности гуманистов

Можно выделить несколько направлений практической деятельности гуманистов:

1. Воспитание и образование

2. Государственная деятельность

3. Искусство, творческая деятельность

Рассмотрим теперь каждое по порядку.

1. Как мы видим, немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на воспитание, образование общества. Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству, создававшемуся поколениями многих ученых, поэтов, писателей, художников, сограждан, своих современников; возлагали надежды на укрепление в общественном сознании гуманистических идей. Представители новой духовной общности, которых объединяла жажда познания, любовь к словесности, преподавали в университетах Италии, становились воспитателями, наставниками детей правителей городов, создавали школы (в том числе и бесплатные для бедных). Важно, что в этих и подобных им школах внимание уделялось не только процессу обучения, передачи знаний, умений, но и процессу воспитания, понимаемого как целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие человека. Целью педагогической деятельности преподавателей было воспитание человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы.

Гуманитарные дисциплины призваны были, по мнению гуманистов, формировать нового человека, ибо «свободные науки» обладают большой воспитывающей силой, совершенствуют и украшают человека; они пробуждают возможности, заложенные природой в индивиде.

Провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения. Теоретическому обоснованию этих задач посвятил свою научную деятельность гуманист и политический деятель Флоренции К. Салютати (1375-1406). Он исходил из убеждения, что путь к истинному знанию открывает не схоластическая философия, а античная мудрость, заключенная в поэзии, мифологии, философии, но также и в раннехристианском учении. Поэзия и теология равноправны в познании основ мироздания и смысла человеческого бытия, полагал он, а греческие мифы вполне сопоставимы с Библией. Тем самым в культурно-исторический опыт человечества включалась и античная духовная традиция, идея исключительности христианской религии ставилась под сомнение. Салютати выдвинул новое, гуманистическое понимание человечности, дал развернутое толкование этого цицероновского термина, символизирующего целую культурную программу, призванную возвеличить человека. Тем самым была отвергнута традиционная сакральная ограниченность схоластического знания и широко раздвигались рамки самой культуры. Отрицая ведущую роль диалектики как метода познания, гуманист подчеркивал практическое значение наполненных новым содержанием гуманитарных знаний: грамматики, которая должна стать наукой о способе выражения мысли, риторики, как проводника мудрости, почерпнутой из философии, истории - хранительницы социального опыта человечества - и этики, являющейся главным орудием совершенствования личности и общества. Салютати внес заметный вклад в разработку гуманистической этики, проблемам морали посвящены его сочинения «О роке, судьбе и случайности», «О жизни в миру и монашестве», «О подвигах Геракла» и множество писем. Считая в согласии с христианской традицией земную юдоль царством дьявола, он в то же время звал к активной борьбе со злом, видел главное предназначение человека в том, чтобы собственными усилиями возвести на земле царство добра и справедливости. Этика Салютати была далека от аскетической морали, от монашеского идеала отшельничества и бегства от мира. Главную ценность здесь представляла светская, гражданская жизнь. Поэтому Салютати подчеркивал значение истории, раскрывающей все богатство прошлого опыта человечества.

2. Рассмотрим теперь политическую направленность гуманистов, возьмем представителей так называемого гражданского гуманизма - Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери, утверждавший идеал активной гражданской жизни и принципы республиканизма. В «Восхвалении города Флоренции», «Истории флорентийскою народа», других сочинениях Леонардо Бруни (1370/74-1444) представляет республику на Арно как образец пополанской демократии, хотя и отмечает аристократические тенденции в ее развитии. Он убежден, что лишь в условиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеала гуманистической этики - формирование совершенного гражданина, который служит родной коммуне, гордится ею и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании, равенство всех граждан перед законом и соблюдение законности во всех сферах общественной жизни. Бруни придавал особое значение нравственному воспитанию и образованию, видел в моральной философии и педагогике практическую «науку жизни», необходимую каждому для достижения земного счастья. Леонардо Бруни - гуманист и политический деятель, многие годы бывший канцлером Флорентийской республики, прекрасный знаток латинского и греческого языков, сделавший новый перевод «Никомаховой этики» и «Политики» Аристотеля, блестящий историк, впервые обратившийся к серьезному изучению документов о средневековом прошлом Флоренции, человек, высоко чтимый согражданами, - сделал чрезвычайно много для развития ренессансной культуры в первые десятилетия XV в. Под влиянием его идей сформировался гражданский гуманизм, главным центром которого на протяжении всего XV в. оставалась Флоренция.

В трудах младшего современника Бруни Маттео Пальмиери (1400- 1475), особенно в диалоге «Гражданская жизнь», идейные принципы этого направления нашли развернутое изложение и дальнейшую разработку. Моральная философия Пальмиери строится на понятии «естественной социальности» человека, отсюда и этическая максима подчинения личных интересов коллективным, «служения общему благу». Гуманистическая этика Пальмиери тесно сопрягалась с его социально-политическими идеями.

3. Искусство.

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в., в свою очередь обогатившем этот идеал художественными средствами. Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия XV века на путь радикального преобразования, новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении. В архитектуре этого времени формируется новый тип здания - городского жилища (палаццо), загородной резиденции (вилла), совершенствуются различные виды общественных сооружений. Функциональность новой архитектуры гармонически связана с ее эстетически принципами. Использование сложившейся на античной основе ордерной системы подчеркивало величественность зданий и в то же время соразмерность их человеку. В отличие от средневековой архитектуры внешний облик зданий был органически объединен с интерьером. Строгость и торжественная простота фасадов сочетаются с просторными, богато украшенными внутренними помещениями. Ренессансная архитектура, создавая среду обитания человека, не подавляла, а возвышала его, укрепляя веру в себя. В скульптуре переходят от готики к ренессансному стилю Гиберти, Донателло, братья Росселлино, Бенедетто да Майано, семья Делла Роббиа, Верроккьо. Высокого уровня достигает искусство рельефа, отмеченное гармоничностью пропорций, пластичностью фигур, светской интерпретацией религиозных сюжетов. Важным завоеванием ренессансной скульптуры XV в. было отделение от архитектуры, вынесение свободно стоящей статуи на площадь (памятники кондотьерам в Падуе и Венеции). Быстро развивается искусство скульптурного портрета.

Живопись итальянского Возрождения складывалась, прежде всего, во Флоренции. Ее основоположником стал Мазаччо. В его фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы).

В искусстве и жизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Таким образом, гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, «проясняя» ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.

Каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы жизни человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели теоретический и практический аспекты гуманизма, предварительно обосновав невозможность определения этого феномена, руководствуясь лишь одним аспектом.

Очевидно, что провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности было неразрывно связано с задачей построения новой культуры, переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.

Поэтому определить гуманизм только как философскую систему воззрений невозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.

Рассмотрев платонизм, аристотелизм и обозначив другие традиции, мы попытались найти объединяющее всех их положение: все они стремились найти сущность человека. Но видно, что о какой-либо стройной философской системе речь здесь не идет, философия Гуманизма – не цельное явление, а сбор разнородных фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект Гуманизма.

Таким образом, для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и божественного начал.

Теория гуманизма не представляла собой нечто радикально новое. Однако, несмотря на то, что теоретический аспект гуманизма, в принципе, являлся лишь переработкой идей предшествующих эпох, гуманизм был заявлен как принципиально новое философское направление. Но этот факт нисколько не уменьшает значимости такого явления как гуманизм. И все потому, что кроме теоретического аспекта существует еще и практический, благодаря которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов прошлых эпох, а идеологией, воплощением синтеза этих идей в таких сферах жизни как политика, образование, искусство.

Рационально-дедуктивный метод Р.Декарта.

Методология научного познания Ф.Бэкона. Индуктивный метод.

Причины разработки философией теории и методов познания.

VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ТЕСТ 5.

ВОПРОСЫ

1. Чем различаются трактовки человека как образа и подобия Бога в христианской философии и в философии Возрождения?

2. Раскройте различия между античным и ренессанским образами человека.

3. В чем сущность ренессанского гуманизма?

4. Почему неоплатонизм является философской основой гуманизма Возрождения?

5. В чем сущность пантеизма и как он влияет на художественный идеал Возрождения?

6. Почему искусство и наука в эпоху Возрождения не имели четкого различения?

7. Какую роль играет идея совпадения противоположностей в учении Н.Кузанского об отношении Бога и мира?

8. Почему Н.Кузанский называет человека «Вторым Богом»?

9. Раскройте диалектическое содержание натурфилософских взглядов Дж.Бруно.

1. Чьё учение составляет философскую основу гуманизма Возрождения?

 Сократа

 Платона

 Плотина

2. Каким является взгляд на природу у гуманистов?

 тенстическим

 атенстичесеким

 пантенстическим

 деистическим

3. Каким образом движется мысль человека в гуманизме Возрождения?

 от личного к божественному

 от божественного к личному

 от общественного к индивидуальному

 от индивидуального к общественному

4. К чему стремиться Возрождение?

 возвысить земное до божественного

 принизить божественное

 игнорировать земное

5. Какая ориентация доминирует в гуманизме Возрождения?

 предметно-практическая ориентация

 этическая ориентация

 эстетическая ориентация

6. Какое направление утверждает тождество Бога и природы?

 теоцентризм

 пантеизм

 космоцентризм

 антропоцентризм

7. Кому принадлежит следующая мысль: «Так как Бог есть все, он также и ничто», ибо он «везде и нигде»?

 Н.Копернику

 Т.Кампанелле

 Н.Кузанскому

 П.делла Мирандоле

 Плотин

 Н.Кузанский

 Дж.Бруно

 Т.Кампанелла

 П.делла Мирандола

9. В учении Н.Кузанского:

 Бог отождествляется с природой

 природа и мир заключены в Боге

 природа и мир заключены в человеке

10. Чем является мир с точки зрения Дж.Бруно?



 развернутая сущность Бога

 самодвижущаяся природа

 космической сущностью

11. Кто из философов Флорентийской академии почитался почти наравне с Христом?

 Аристотель

 Платон

 Сократ

 Августин

12. Кому принадлежит высказывание: «Живопись является философией», ибо «глаз меньше ошибается, чем разум»?

 Л. да Винчи

 Л. Валле

 Микеланджело

Философия Нового времени развивается в период становления капитализма, приведшего к изменениям не только в социально-экономических отношениях, политике, но и в сознании людей. В значительной степени это было вызвано становлением экспериментально-математического естествознания. А в силу того, что наука стала занимать в мировоззрении этой эпохи ведущее место, произошла и переориентация философии, в которой на первый план вышла теория познания, методология научного познания.

Основоположниками методологии научного познания в философии Нового времени стали англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рэне Декарт (1596-1650).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

________________________________________________________
МГУЭСИ

_________________________________________________________

Кафедра

______________________________________________________

Т Е С Т Ы

П О Т Е М А М К У Р С А

«Ф И Л О С О Ф И Я»

к. ф.н., доцент

МОСКВА – 2010

Тема 1. Предмет и специфика философского знания. Тест № 1.

Тема 2. Философия Древнего Востока. Тест № 2.

Тема 3. Философия Древней Греции. Тест № 3.

Тема 4. Философия Средневековья. Тест № 4.

Тема 5. Философия Возрождения. Тест № 5.

Тема 6. Философия Нового времени. Тест № 6.

Тема 7. Философия Просвещения. Тест №7.
Тема 8. Немецкая классическая философия. Тест № 8.

Тема 9. Марксистская философия. Тест № 9.

Тема 10. Русская философия. Тест № 10.

Тест № 11.


Тема 1. Предмет и специфика философского знания.

Тест № 1.

1. Слово «философия» первым употребил:

б) Пифагор;

в) Сократ;

г) Диоген.

2. Что такое философия:

а) мировоззрение;

б) теоретическое мировоззрение;

г) методология познания;

д) искусство.

3. Чем определяется научный характер философского знания:

а) объективностью;

б) истинностью;

в) всеобщностью;

г) теоретической формой осмысления проблем.

4. Две составляющие философского знания:

а) научность и ценностность;

б) объективность и истинность;

в) доказательность и проверяемость;

г) доказательность и истинность.

5. Основной вопрос философии есть:

а) проблема соотношения материи и сознания;

б) важнейшая проблема эпохи;

в) система нравственных норм;

г) проблема первоначал.

6. В чем отличие материализма и идеализма:

а) в ценностном отношении к миру;

б) в подходе к соотнесению материи и сознания;

в) в различных идеалах жизни.

7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:

а) если мысль истинная, то она материалистическая;

б) если мысль материалистическая, то она истинная;

в) если мысль идеалистическая, то она ложная;

г) если мысль ложная, то она идеалистическая;

д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.

8. Согласие с каким из нижеследующих положений означает агностицизм ?

а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;

б) процесс познания бесконечен;

в) все наши знания только гипотезы и таковыми останутся;

г) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;

д) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;

е) сущность вещей принципиально непознаваема;

ж) в науке есть неразрешимые задачи;

з) пути господни неисповедимы;

и) чем больше познаем, тем меньше знаем;

к) наши знания о мире приблизительны.

9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:

а) акта веры;

б) мистического содержания;

в) всеобщего мирового закона;

г) сверхъестественного начала.

10. Философию отличает от религии:

а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;

б) отсутствие акта веры;

в) отказ от сверхъестественного начала;

г) идея совершенной мудрости.

11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) логическая непротиворечивость;

г) простота;

д) эмпирическая обоснованность;

е) наглядность;

ж) конкретность;

з) максимальная общность;

и) оценочный характер.

12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:

а) в чем смысл существования человека?

б) каковы пути разрешения экологического кризиса?

в) возможны ли небелковые формы жизни?

г) что есть истина?

д) как решить продовольственную проблему

человечества?

е) в чем сущность гравитации?

ж) возможно ли создание искусственного интеллекта?

з) расширяется ли Вселенная?

и) что такое свобода?

к) в какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?

Тема 2. Философия Древнего Востока.

Тест № 2.

1. Укажите, какие черты характерны для философии Древнего Востока:

а) антропоцентризм;

б) связь с мифологией;

в) акцент на единстве мира и человека;

2. Что понимается под Брахмой?

а) безличное сущее («тело мира»);

б) индивидуальная душа («индивидуальное сущее»);

в) круговорот перерождений;

г) состояние высшего блаженства;

д) представитель касты брахманов.

в) абсолютной личностью.

4. Познание человеком Бога с точки зрения патристики возможно:

а) через познание гармонии и целесообразности всего сущего;

б) через познание самого себя как единства души и тела;

в) через познание собственной души.

5. С точки зрения А. Августина в основе добродетели лежит:

б) самопознание;

в) любовь как состояние «внутреннего человека».

6. С точки зрения А. Августина вера и разум соотносятся следующим образом:

а) вера основывается на знании;

б) вера является самостоятельным источником истины и исключает ценность разумного познания;

в) разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может.

7. С точки зрения А. Августина свобода является:

а) свойством воли;

б) свойством разума;

в) социальной характеристикой человека.

8. Учение Ф. Аквинского опирается на философию:

а) Аристотеля;

б) Сократа;

в) Платона.

9. С точки зрения Ф. Аквинского истина обретается:

а) путем веры;

б) путем разума;

в) и через разум, и через веру.

Тема 5. Философия Возрождения.

Тест № 5.

1. Философскую основу гуманизма Возрождения составляет учение:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Плотина.

2. У гуманистов взгляд на природу является:

а) теистическим;

б) атеистическим;

в) пантеистическим;

г) деистическим.

3. В гуманизме Возрождения мысль человека движется:

а) от личного к божественному;

б) от божественного к личному;

в) от общественного к индивидуальному;

г) от индивидуального к общественному.

4. Возрождение стремится:

а) возвысить земное до божественного;

б) принизить божественное.

5. В гуманизме Возрождения доминирует:

а) предметно-практическая ориентация;

б) этическая ориентация;

в) эстетическая ориентация.

6. Тождество Бога и природы утверждает:

а) теоцентризм;

б) пантеизм;

в) космоцентризм;

г) антропоцентризм.

7. Кому принадлежит следующая мысль: «Так как Бог есть все, он

также и ничто», ибо он «везде и нигде»?:

а) Н. Копернику;

б) Т. Кампанелле;

в) Н. Кузанскому;

г) П. делла Мирандоле;

в вещах»?:

а) Плотин;

б) Н. Кузанский;

в) Дж. Бруно;

г) Т. Кампанелла;

д) П. делла Мирандола.

9. В учении Н. Кузанского:

а) Бог отождествляется с природой;

б) природа и мир заключены в Боге.

10. С точки зрения Дж. Бруно мир – это:

а) развернутая сущность Бога;

б) самодвижущаяся природа.

11. Кто из философов Флорентийской академии почитался почти

наравне с Христом:

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Сократ;

г) Августин.

12. Кому принадлежит высказывание: «Живопись является

философией», ибо «глаз меньше ошибается, чем разум»?

а) Л. да Винчи;

б) Л. Валле;

в) Микеланджело.

Тема 6. Философия Нового времени.

Тест № 6.

1. Кого из перечисленных философов можно отнести к представителям

философии Нового времени:

а) Декарт;

б) Гегель;

в) Вольтер;

д) Спиноза;

2. Кто является основоположником эмпиризма:

б) Беркли;

в) Спиноза;

д) Декарт;

3. Кто из философов Нового времени разработал основные положения

дедуктивного метода познания:

а) Лейбниц;

в) Спиноза;

д) Декарт;

е) Беркли.

4. Кому из философов принадлежит выражение: «Знание – сила»:

а) Беркли;

б) Декарт;

г) Спиноза;

д) Лейбниц;

5. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в

а) идолы рынка;

б) идолы театра;

в) идолы рода;

г) идолы пещеры.

6. Как называется метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему:

а) дедуктивный;

б) индуктивный;

в) сенсуалистический;

г) догматический;

д) эмпирический;

е) рационалистический.

7. Как называется метод познания, основанный на выведении частных

положений из общих:

а) сенсуалистический;

б) индуктивный;

в) догматический;

г) дедуктивный;

д) эмпирический;

е) рационалистический.

8. Кому принадлежит фраза: «Мыслю – следовательно, существую»:

а) Лейбницу;

в) Декарту;

д) Спинозе;

е) Беркли.

9. Как называется направление в философии, представители которого утверж-дают, что в разуме нет ничего такого, что не прошло предварительно через чувства:

а) сенсуализм;

б) номинализм;

в) рационализм;

г) эмпиризм;

д) реализм;

е) догматизм.

10. Кто из философов утверждал, что человек рождается с сознанием, подобным «чистой доске» которая по мере воздействия на нее внешней среды, заполняется знаками, составляющими содержание сознания:

а) Беркли;

б) Декарт;

г) Спиноза;

е) Лейбниц.

Тема 7. Философия Просвещения.

Тест № 7.

1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:

а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;

б) материалистического мировоззрения;

в) необходимости юридического равенства всех граждан;

г) идея собственности как естественного свойства человека.

2. В какой стране было наиболее выражено Просвещение:

а) Англия;

б) Франция;

в) Германия;

г) Россия.

3. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:

а) в правлении непросвещенными людьми;

б) частной собственности;

в) физическом неравенстве;

г) отсутствии свободы.

4. Вольтер трактует человека как:

а) социальное животное;

б) разумное существо;

в) природное существо;

г) ощущающее существо.

5. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через:

а) общий интерес;

б) частный интерес;

в) потребности;

6. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят от:

а) потребностей;

б) их ментальности;

в) обстоятельств;

г) формы их деятельности.

7. Преодолеть социальное неравенство людей можно путем:

а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;

б) отмены частной собственности;

в) уравнивания собственности людей;

г) просвещением людей.

Тема 8. Немецкая классическая философия.

Тест № 8.

1. Согласно И. Канту субъект:

а) является источником знания;

б) определяет форму знания.

2. Объективность знания по И. Канту означает:

а) всеобщность и необходимый характер знания;

б) независимость знания от субъекта.

3. Человек, по И. Канту, принадлежит:

а) к миру свободы;

б) к миру природы и к миру свободы.

4. Свобода человека, согласно И. Канту, основывается:

а) на следовании познанной необходимости;

б) на возможности выбора действий;

в) на следовании нравственному долгу.

в) сверхчувственные сущности.

5. Кантовские идеи о безусловном – это:

а) обобщения опыта;

б) конечные цели стремлений человека;

в) сверхчувственные сущности.

6. Идеи, по Гегелю, являются:

а) сущностью вещей и понятий;

б) результатом субъективной деятельности;

в) сущностью вещей.

7. Высший этап развития сознания, согласно Гегелю – это:

а) самосознание;

б) тождество сознания и предмета;

в) предметное сознание.

8. Второй раздел «Науки логики» исследует:

а) сущность;

б) понятие;

9. Условием могущества разума является, согласно Гегелю:

а) опора разума на опыт;

б) саморазвитием идеи;

в) способность разрешать противоречия.

10. Диалектика у Гегеля является:

а) отражением развития объективного мира;

б) саморазвитием идеи;

в) методом познания и преобразования объективного мира.

11. Высшей ступенью развития нравственности,

согласно Гегелю, является:

а) гражданское общество;

б) государство;

12. Философия человека, согласно Л. Фейербаху,

должна основываться:

а) на осмыслении мировой истории и культуры;

б) на данных физиологии и медицины.

13. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:

а) любовь;

б) разумный эгоизм;

в) нравственный долг;

14. Выход из отчужденного состояния человечества Л. Фейербах видит:

а) в изменении отношений человека к природе;

б) в изменении отношений человека к человеку;

Тема 9. Марксистская философия.

Тест № 9.

1. Какая проблема находится в центре внимания К. Маркса в «Экономическо-

философских рукописях 1844 г.»:

а) отчуждения человека;

б) потребностей человека;

в) идеального;

г) материального производства.

2. Что, по мысли К. Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:

а) частная собственность;

б) характер труда;

в) социальное устройство общества;

г) нравственные отношения.

3. В чем К. Маркс увидел источник развития общества:

а) в развитии потребностей людей;

б) в развитии производительных сил общества;

в) в научно-техническом прогрессе;

г) в противоречии субъекта и объекта.

4. Что лежит в основе формационной теории истории марксизма:

а) различие в культурных ценностях;

б) способ производства;

в) уровень духовного развития общества;

г) тип государственного устройства.

5. К. Маркс трактовал сущности человека, как:

а) совокупность всех общественных отношений;

б) природное существо;

в) природно-нравственное существо;

г) разумное существо.

6. Что выделяется в качестве движущих сил общественного развития в

марксистской философии:

а) деятельность людей;

б) материальные интересы людей;

в) духовные потребности;

г) идеалы.

7. Материалистическое понимание истории есть:

а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;

б) в качестве движущих сил общественного развития

рассматриваются материальные потребности людей;

в) выдвижения в качестве идеала общественного развития общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;

г) утверждение определяющей роли материального производства в жизни общества.

8. К какой работе К. Маркс сформулировал тезис о необходимости философии

не только объяснять, но изменять мир:

а) Тезисы о Фейербахе;

б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;

в) Немецкая идеология;

г) Предисловие «К критике политической экономики».

Тема 10. Русская философия.

1. Важнейшие черты русской религиозной философии:

а) антропоцентризм;

б) этический персонализм;

в) положительное всеединство;

г) соборность;

д) космизм.

2. К какому понятию относится определение: «сочетание

свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним

и тем же абсолютным ценностям»:

а) софийность;

б) всеединство;

в) соборность.

3. Социальный идеал:

а) демократия;

б) самодержавие;

в) свободная теократия.

4. Кто о России сказал: «опыт времен для нас не существует. Одинокие в мире,

мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу

человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению

вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы

исказили»:

5. Представители славянофильства:

6. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России

а) монархию;

б) республику;

в) диктатуру.

7. Кого из русских философов называли «Русский Платон»:

8. Бердяев считал, что зло в мире:

а) от дьявола;

б) от человека;

в) от свободы.

9. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм,

микрокосм и мир символов:

а) митрополит Илларион;

в) Владимир Мономах.

10. Кто из философов разделял подобный взгляд на общину: «Община есть то

высшее, то истинное начало, которому уже не предстоит найти нечто себя

высшее, а предстоит только преуспевать, очищаться и возвышаться, ибо это

есть союз людей, отказывающихся от своего эгоизма, от личности своей и

являющих общее их согласие: это действо любви, высокое действо

христианское»:

Тема 11. Современная зарубежная философия.

1. В позитивизме О. Канта главной задачей философии является:

а) анализ истории развития науки;

б) систематизация научного знания;

в) анализ языка науки.

2. Неопозитивистский подход к науке сосредоточен на:

а) обобщении научного знания;

б) осмыслении истории развития науки;

в) логическом анализе языка науки;

г) на единстве логики и истории.

3. Для «протокольных предложений» характерны их:

а) фальсифицируемость;

б) верифицируемость;

в) независимость друг от друга;

в) теоретическая нагруженность.

4. С точки зрения К. Поппера в основе развития науки лежит:

а) смена парадигм;

б) конкуренция гипотез и решение задач;

в) смена исследовательских программ.

5. В постпозитивизме доминируют проблемы:

а) закономерностей развития науки;

б) строгого различения научного и вненаучного знания;

в) анализа логической структуры научного знания;

г) взаимосвязи научного и философского знания.

6. Согласно учению Л. Витгенштейна язык – это:

а) форма жизнедеятельности;

б) первичная система знаков;

в) универсальное средство коммуникации.

7. Понятие научной «парадигмы» введено:

а) К. Поппером;

б) П. Фейерабендом;

в) Т. Куном.

8. Бытие человека в мире, согласно 3. Фрейду, в конечном счете, определяется:

а) взаимодействием «Я» и «Оно»;

б) энергией «либидо»;

в) взаимодействием «Эроса» и «Танатоса»;

г) сферой «Сверх - Я».

9. С точки зрения 3. Фрейда культура имеет своим основанием:

а) взаимодействие «Эроса» и «Танатоса»;

б) отказ от удовлетворения желаний бессознательного;

в) энергию «либидо».

10. Человек, согласно учению 3. Фрейда, руководствуется в повседневной жизни:

а) практической целесообразностью;

б) принципом удовольствия;

в) нравственными принципами;

г) принципом реальности.

11. С точки зрения психоанализа аналогом «категорического императива» выступает:

в) социокультурные запреты;

г) требования разума.

12. Главными принципами структурализма являются:

а) структура производна от истории;

б) структура первичнее истории;

в) аналогичность языковых структур и механизмов бессознательного;

г) взаимозависимость внутреннего и внешнего.

13. Объективность исследования знаковых систем с точки зрения структурализма достигается на основе выявления:

а) взаимосвязи части и целого, единство элементов и структуры;

б) бессознательных объективных отношений;

в) роли внешних условий на функционирование системы.

14. Целью герменевтического исследования текстов является:

б) историко-генетическое объяснение;

в) выявление смысловой структуры текста.

15. В философской герменевтике познание выступает как:

а) способ бытия человека в мире;

б) способ познания мира;

в) средство передачи культурного опыта.

16. Экзистенция – это:

а) внутренний мир человека;

б) переживание бытия на грани миров;

в) выход к подлинному бытию.

17. С точки зрения религиозного экзистенциализма

божественное существует:

а) в самом акте веры;

б) как предпосылка веры;

в) как абсолютное бытие.

18. С точки зрения Ж.-П. Сартра подлинное бытие

осуществляется:

а) в безоглядном выборе;

б) как предпосылка веры;

в) «желанием быть Богом».

19. Кому принадлежит высказывание «Вынести суждение о том, стоит ли

жизнь труда быть прожитой, или не стоит – значит ответить на

основной вопрос философии»:

а) Ж.-П. Сартру;

б) А. Камю;

в) М. Хайдеггеру.

20. Какое философское направление выражено в высказывании: «Этот мир не имеет значения, и кто это понимает, обретает свободу»:

а) экзистенциализм;

б) персонализм;

в) неотомизм;

г) православная философия.

21. Современный неотомизм отвергает:

а) рационализм;

б) иррационализм;

в) гармонию веры и разума.

22. Согласно неотомизму в сотворенном бытии:

а) существование предшествует сущности;

б) сущность и существование совпадают;

в) сущность предшествует существованию.

Ответы на тесты

Тест № 1.

1 – б.; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5- а; 6 – б; 7 – д; 8 – е, в, к; 9 – г; 10 – а; 11 – а, в, з, и, б; 12 – а. г, и.

Тест № 2.

1 – б.; 2 – а; 3 – в; 4 – д, е; 5 – в; 6 – в.

Тест № 3.

1 – б.; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – д; 7 – а; 8 – в; 9 – г.

Тест № 4.

1 – г.; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – а; 9 – в.

Тест № 5.

1 – в.; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – ; 6 – б; 7 – ; 8 – ; 9 – ; 10 – б; 11 – г; 12 – а.

Тест № 6.

1 – а, г, д, е; 2 – г; 3 – д; 4 – в; 5 – б; 6 – б; 7 – г; 8 – в; 9 – а; 10 – в;

Тест № 7.

1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – в.

Тест № 8.

1 – а; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – а; 6 – а; 7 – а; 8 – а; 9 – в; 10 – в; 11 – б; 12 – а;

13 – г; 14 – в.

Тест № 9.

1 – а.; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – г; 8 – а;

Тест № 10.

1 – в, г; 2 – в; 3 – в; 4 – б; 5 –а, в, г, е; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – а, г, д.

Тест № 11.

1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – б; 11 – в; 12 – б, в; 13 – а; 14 – в; 15 – в; 16 – в; 17 – в; 18 – а; 19 – б; 20 – а; 21 – а; 22 – б.



Случайные статьи

Вверх