Хрусталь 24 pbo что значит. Чем отличается хрусталь от стекла и его разновидностей

Хрусталь – это разновидность стекла, в которой содержится не менее 24% окиси свинца или бария. Такие добавки обеспечивают, выражаясь языком ювелиров, «игру света», а также повышают пластичность материала - все это дает возможность подвергать хрусталь огранке и резьбе. Такие процедуры позволяют хрусталю, как и драгоценным камням, более полно проявить свою красоту.

Название свое хрусталь получил по аналогии с горным хрусталем, название которого, в свою очередь, образовано от греческого слова «кристаллос», что переводится как «лед». Вероятно, именно чистота и прозрачность этого минерала навеяла грекам ассоциации со льдом. Горный хрусталь является разновидностью бесцветного кварца.

Создание хрусталя практиковали еще в древнем Египте и Месопотамии на заре стеклоделия. Однако в современном его виде хрусталь был получен лишь в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом.

В чем отличие хрусталя от стекла

Хрусталь и стекло - два материала, которые изготавливаются по совершенно разным технологиям и из отличающихся материалов. Именно эти два фактора обуславливают наличие между ними различий, в том числе и в ценовых категориях.

Во-первых, у стекла и хрусталя разная . Стекло на ощупь более теплое и быстро нагревается в руках, хрусталь же охлаждает кожу.

Во-вторых, хрусталь намного прочнее. Его можно разбить, но это сделать сложнее. При разбивании стекло разлетается крупными кусками, хрусталь же разбивается на мелкие осколки. На стекле со временем появляются царапины, трещины, потускнения. С хрусталем этого не происходит.

Кроме того, если смотреть на какой-либо предмет через стекло, изображение будет слегка увеличиваться. Хрусталь же даст раздваивание предмета без увеличения.

Наконец, хрусталь в отличие от стекла имеет характерный звук. Проведя по нему мокрыми пальцами, можно услышать приятный звон. А когда соприкасаются два хрустальных изделия, раздается , долго звучащий гул. Стекло же издает лишь глухой стук.

Именно все вышеперечисленные факторы делают хрусталь дорогостоящим предметом коллекционирования. При изготовлении хрустальных изделий их всегда украшают гравировкой, тщательно полируют и используют в их украшении золотую фольгу, травление или матирование.

Хрусталь также может быть цветным: красным, зеленым, фиолетовым и т.д. Но учитывайте, что на рынке хрусталь нередко заменяют обычным стеклом, делая искусные подделки, отличить которые может лишь специалист.

Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения - «игру цвета», «огонь»). Добавка оксида бария в основном увеличивает только показатель преломления. Добавка оксида свинца также увеличивает пластические свойства стекла и, соответственно, возможности по его обработке - огранке, резьбе и т. п. Огранка хрусталя, подобно огранке драгоценных камней , позволяет хрусталю в полной мере проявить свойства, обусловленные большим показателем преломления и дисперсией. Название было дано по аналогии с горным хрусталем .

Изготавливают сплавлением оксида свинца PbO с кремнезёмом , соединением натрия или калия (содой или поташем) и малыми добавками других оксидов . Свинцово-калиево-силикатные стекла дороже известковых стекол, однако они легче плавятся и проще в изготовлении. Это позволяет использовать высокие концентрации PbO и низкие - щелочного металла - без ущерба для легкоплавкости. Высокое содержание PbO дает высокие значения показателя преломления и дисперсии - двух параметров, весьма важных в некоторых оптических приложениях. Те же самые характеристики придают свинцовым стеклам сверкание и блеск, украшающие самые утонченные изделия столовой посуды и произведения искусства.

Хрустальное стекло

Хрустальное стекло - это свинцово-силикатное стекло, содержащее 13-23 % оксидов свинца и до 17 % оксидов калия. Из хрустального стекла производят высококачественную посуду и декоративные изделия. Оно обладает повышенными плотностью, прозрачностью, лучепреломляемостью и блеском, но меньшей термостойкостью по сравнению с другими видами стекол. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, изделия из хрусталя отличаются необыкновенно яркой, многоцветной игрой света. Обладают красивым звоном. Хрусталем называется также высококачественное венецианское и чешское стекло. Стиль художественного стекла (хрусталь) - торжественно-парадный, сувенирно-подарочный. Способы обработки изделий из хрусталя: гравировка , огранка , резьба , шлифовка .

Добавление оксида свинца к стеклянной массе практиковалось ещё на заре стеклоделия, в древнем Египте и Месопотамии . Тем не менее, хрусталь в более или менее современной форме был получен только в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом (George Ravenscroft).

Производители хрусталя в России

Действующие заводы

  • Дятьковский хрустальный завод , Дятьково .
  • Первомайский стекольный завод , Смоленская область .
  • Гусевской хрустальный завод , Гусь-Хрустальный .

Закрытые заводы

  • Ленинградский завод художественного стекла ; производство закрыто 29 января 1997 года .
  • Завод «Красный Гигант» , Никольск ; производство закрыто с конца 2008 года .
  • Хрустальный участок Таганрогского металлургического завода , Таганрог ; производство закрыто в конце 2012 года .
  • Существует мнение, что хрусталь нежелательно мыть в горячей воде, поскольку он при этом мутнеет. На самом деле хрусталь не мутнеет от кипятка из-за высокой термостойкости, а чувствителен лишь к перепадам температуры.
  • Не рекомендуется длительное хранение кислых жидкостей в хрустальной таре из-за выщелачивания свинца.
  • Не рекомендуется мыть хрусталь в посудомоечной машине из-за абразивных частиц в составе моющих средств, которые могут оставлять микроцарапины.
  • От горячей воды изделия из хрусталя трескаются.

См. также

  • Дятьково и Дятьковский хрусталь

Напишите отзыв о статье "Хрусталь"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Хрусталь

Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Мало кто задумывается о роли свинца в жизни человечества. Долгое время этот тяжёлый металл использовался людьми весьма активно – он был составляющей самых разных красок (в том числе для домов и мебели), глазури для керамических изделий, косметических средств. Существовала даже посуда из свинца; делали из этого металла и трубы, а также добавляли его соединения в бензин и хрусталь. Сегодня свинец используется гораздо реже, чем раньше, однако это не означает, что вы не можете получить свинцовое отравление.

Свинец в хрустале

Настоящий хрусталь (lead crystal) всегда содержит немало свинца – точнее, оксида свинца (II), PbO. Его доля должна составлять не менее 24% – и, разумеется, порой она бывает выше (до 35-40%). Изделия из хрусталя продолжают выпускать и сегодня. В исправном состоянии, так сказать, они представляют опасность для здоровья лишь в том случае, если вы используете их для хранения алкогольных и кислых напитков / кислой еды. Скажем, не стоит неделями и тем более месяцами хранить в хрустальном графине коньяк или портвейн. Конечно, очень маловероятно, что вы умрёте, выпив его, но получите большую и совершенно не нужную вашему организму дозу свинца. Однако для подачи напитков на стол можно использовать хрустальную посуду, в том числе и графины. Согласно проводившимся в Канаде тестам, в течение обеда в напитке, находящемся в хрустальном изделии, содержание свинца обычно составляет существенно меньше 0,2 ppm – верхней границы, допустимой в Канаде; при этом за несколько недель нахождения вина в хрустальном графине содержание свинца в этом вине возрастает до 20 ppm, превышая предельно допустимую концентрацию в 100 раз (см. ).

Добавлю, что детям обычно не рекомендуют пить и есть из хрустальных вещей, особенно регулярно. Департамент общественного здравоохранения Калифорнии, например, утверждает, что хрустальная посуда может быть опасна для детей, а также беременных женщин (см. ). Дело здесь в том, что в детском организме свинец усваивается куда активнее, чем во взрослом, а последствия могут быть весьма печальными. Далее мы ещё об этом поговорим.

Как я вычитал, в норме свинец химически и физически изолирован в структуре хрустального изделия (см. эту , например); «утечка» может происходить при существенных повреждениях посуды и при сравнительно долгом нахождении в ней кислых и/или алкогольных напитков / еды. Если на изделиях из настоящего хрусталя имеются трещины или иные заметные повреждения, лучше вывести их из обращения. Кроме того, с большой осторожностью стоит относиться к хрустальным изделиям, в которых долгое время хранились кислые и/или алкогольные напитки или еда с высокой кислотностью. Наконец, нужно отказаться от использования хрустальных изделий с заметно деградировавшей поверхностью.

Зачем нужен свинец в хрустале? Он придаёт изделию очень высокую степень прозрачности, блеск и прочность; кроме того, благодаря свинцу хрустальная посуда красиво «играет» и переливается на свету. Побочным эффектом является большой вес изделий. По красивой игре, кристалльно-чистой прозрачности и большому весу можно определить настоящий свинцовый хрусталь.

Так называемое хрустальное стекло (crystal glass) не является настоящим хрусталём, но может содержать свинец (менее 24%).

Свинец в фарфоре и керамике

В изделиях из фарфора, фаянса и другой керамики тоже может содержаться свинец / оксид свинца. Раньше он часто использовался для глазури и красок; сегодня его применяют значительно реже. Индикатором безопасности может стать факт продажи изделий в крупных американских и канадских магазинах; в этих странах весьма суровые нормы по содержанию свинца в посуде. Кроме того, можно отправить производителю или продавцу запрос относительно содержания свинца. С подозрительностью стоит относиться к кустарной посуде, ко всяческим мелкосерийным handmade изделиям маленьких фирм, а также традиционным терракотовым вещам, потому что содержание свинца там может быть значительным и представлять опасность для здоровья. Подобные изделия не стоит использовать регулярно, если вы не уверены, что свинца там нет.

Если говорить о винтажной и антикварной керамической посуде возрастом примерно от 40 лет, то свинец там запросто может быть… но не исключены и другие варианты. Отмечают, что чаще он присутствует в посуде, расписанной яркими красками; в однотонных белых изделиях его присутствие менее вероятно, но не исключено. Вот я встречал мнение относительно того, что в изделиях из настоящего классического фарфора (porcelain) без надглазурной росписи свинца быть не должно, потому что они проходят обжиг при очень высокой температуре (около 1300С), которая делает бессмысленным его применение. В указанном ранее материале от департамента здравоохранения Калифорнии тоже написано, что свинец редко встречается в однотонной белой посуде.

С другой стороны, я отправлял в компанию Noritake запрос относительно изделий одной из их серий, давно снятых с производства (выпускалась с 1963 по 1985 годы). Это белая посуда с платиновой отделкой, сделанная, насколько я могу судить, из классического просвечивающего фарфора (porcelain). Мне ответили, что она может содержать свинец, и что ориентироваться надо на время покупки/производства. Переломной точкой стал 1973 год. Если изделие было выпущено/куплено ранее 1973 года, оно может содержать свинец, если после 1973 – то если и содержит, то в незначительных количествах, потому что именно в том году вошли в действие строгие нормы FDA. Если дата производства (она не указана на изделиях) и дата покупки неизвестны, то следует руководствоваться следующим правилом: для подачи и употребления пищи изделия использовать можно, для хранения – нет. В первом случае – если на них нет повреждений и признаков деградации, во втором случае – вне зависимости от наличия каких-либо дефектов.

Подобные запросы я направлял ещё в Bernardaud и Mikasa, но ответы были неудовлетворительными. Точнее, от Bernardaud вообще никакого ответа не было, а от Mikasa пришёл ответ следующего содержания: сейчас в нашей посуде свинца нет (или его концентрация не представляет опасности), а что было раньше – мы не знаем, и даже не знаем, в какие годы какая серия производилась. Дело в том, что не так давно (в 2008 году) эту фирму купила компания Lifetime Brands – и вот результат, полная потеря истории.

Что же у нас получается в итоге? Винтажную и антикварную посуду лучше не использовать ежедневно и для хранения пищи / напитков, если она была произведена ранее середины 1970-х годов. Более современные изделия крупных американских и европейских фирм, скорее всего, безопасны (современные – практически наверняка безопасны). При этом опасность могут представлять современные изделия мелких производителей, если они не гарантируют, что свинца в них нет, или что его содержание минимально. Для повседневного использования – в том числе и особенно детьми! – лучше выбрать посуду, относительно содержания свинца в которой у вас нет сомнений. Если говорить о времени производства, то я лично ради перестраховки провожу границу по началу 1990-х годов.

Ещё один нюанс: не стоит использовать изделия, произведённые в 1970-х годах или ранее, на которых есть признаки сильного износа, деградации глазури, сколы в местах, соприкасающихся с едой / напитком, трещины, паутинки трещин на глазури. Относительно паутинки трещин (crazing), впрочем, нужно сделать ремарку: под глазурью, собственно в керамическом «теле» изделия, свинца нет или почти нет, но в трещинки могут просачиваться кислые жидкости и пища, которые оттуда полностью не вымываются и способствуют деградации глазури и выделению из неё свинца. Это моя гипотеза (не знаю, верна она или нет). В любом случае, как отмечает департамент здравоохранения Калифорнии, даже если на посуде нет повреждений, утечка свинца всё равно может происходить.

Добавлю, что при прочих равных большую опасность могут представлять изделия с надглазурной росписью яркими красками (там может быть не только свинец, но и кадмий). Если эта роспись находится на стороне, соприкасающейся с едой или напитком, а изделие было сделано очень давно (50 и более лет назад), то регулярно использовать его я бы не стал, особенно если на росписи присутствуют следы износа, и если она занимает большую часть поверхности. При этом позолота и платиновое покрытие угрозы не представляют.

Можно ли проверить, есть ли «утечка» свинца из посуды? Да, но я не нашёл соответствующие тесты в России. В США они бывают в продаже и стоят сравнительно недорого, а вот в России простых бытовых тестов на свинец, похоже, нет, а прочие обойдутся в довольно крупную сумму.

Наконец, стоит отметить, что содержащую свинец (в заметных количествах) посуду не рекомендуется сильно нагревать, помещать в микроволновую печь и мыть в посудомоечной машине.

Опасность свинца и признаки свинцового отравления

Коварство свинца заключается в том, что при отравлении этим металлом люди, как правило, меньше всего подозревают свинец. Симптомы на начальном этапе довольно обычные: головные боли, потеря аппетита, общая слабость, боли в животе, повышенная утомляемость, усталость, раздражительность, нервозность, тошнота, периодическая рвота. Затем могут появиться забывчивость, анемия, потеря памяти, нарушения физической и умственной работоспособности, депрессия. Далее может возникнуть кайма свинцового цвета на деснах. Со временем свинец накапливается в костях и зубах, где может оставаться до конца жизни, потому что выводится он из костей чрезвычайно медленно. Высокое содержание свинца в организме может способствовать развитию подагры, что, как предполагают, было распространено среди богатых европейцев, постоянно использовавших хрустальную посуду и для употребления, и для хранения спиртных напитков (Emsley J., 2005).

Имейте в виду, что стандартный анализ крови обычно не включает исследование содержания свинца. На свинец нужно делать отдельный, специальный анализ. Если после прочтения статьи вы подозреваете, что свинца в вашем организме значительно больше, чем нужно, обратитесь в медицинское учреждение и сделайте анализ. Вообще, слова «больше, чем нужно» здесь не очень-то уместны, потому что свинец человеку не нужен вообще. Чем его меньше, тем лучше. Однако какое-то количество свинца, я думаю, всё равно содержится в организме каждого человека.

Для полноты картины стоит добавить, что свинец из человеческого организма выводится, но очень медленно. Период его полувыведения из мягких тканей – несколько недель, из костей – 10-20 лет (данные разнятся). (Период полувыведения – это время, за которое доля свинца сокращается вдвое). Кроме того, отмечу, что во время беременности отложившийся в организме свинец / поступающий в организм свинец может начать направляться в тело ребёнка, в отдельных случаях провоцируя выкидыши, мертворождения, преждевременные роды, а также негативные особенности развития ребёнка.

На детей свинец влияет особенно негативно, потому что детским организмом он усваивается гораздо активнее, чем взрослым, а выводится хуже. Возможные проблемы при отравлении детей свинцом: плохое и странное поведение, гиперактивность, пониженная масса тела, задержки в развитии, снижение уровня интеллекта. При больших концентрациях могут возникнуть судороги, необратимые изменения в мозгу, проблемы с почками, даже кома; не исключён и летальный исход (в особо тяжёлых случаях; например, в XIX веке бывали смерти детей на фабриках, производивших посуду – от отравления свинцом в результате постоянной работы со свинцовосодержащей глазурью).

27.03.2018

Мы привыкли, что в хорошем заведении напитки подают в хрустале, а дома его держат для особых случаев.

Обращаться с ним надо нежно: мыть только вручную, специальными средствами, и стараться не разбить и не поцарапать. Чтобы сэкономить, раньше использовали стекло с немного измененным составом. Оно прочнее хрусталя, но стенки толстые, грани не играют на свету, нет такой кристальной прозрачности и мелодичного звона. Наконец, лет 10 назад появилось хрустальное стекло, которое выглядит точно как хрусталь, но не содержит вредного свинца и намного прочнее.

Такое стекло хорошо смотрится и в дорогом ресторане, и в винном баре, его можно мыть в посудомоечной машине и ронять без риска.

Как делают хрусталь?

Искусственный хрусталь стали делать, имитируя природный - он же горный хрусталь, разновидность кварца, из которого изготавливают украшения. В составе искусственного хрусталя - 24% оксида свинца, который выплавляют вместе с кремнием, содой, другими оксидами. Впервые с таким составом хрусталь изготовил английский мастер Джордж Рейвенскрофт в 1676 году.


Свинец придает стеклу пластичность. Поэтому у хрустальных бокалов такие тонкие стенки, можно изготовить очень мелкие детали и украсить сетью граней или гравированным рисунком. Второе, за что отвечает свинец - преломление света. Вот почему хрусталь такой прозрачный и так эффектно играет на гранях. Внешне это похоже на то, как мерцает ограненный бриллиант - отсюда и ассоциации с чем-то драгоценным, роскошным. Однако постоянная замена разбитого хрусталя обходится дорого, и фабрики все эти века искали другие составы, чтобы придать посуде прочность.

Как делают хрустальное стекло?

Раньше хрустальным стеклом считалось то, в котором оксида свинца меньше, чем в хрустале - 13-23%, а оксидов калия - 17%. Такими, например, были традиционные венецианское и чешское стекло, но их все равно относят к хрусталю.


Сейчас производители отказываются от свинца, который считается токсичным тяжелым элементом. Вместо оксида свинца добавляют, к примеру, кремний и титан - как это делают в . Эта марка изготавливает бокалы, графины и декантеры из запатентованного материала Tritan™, точный состав которого держат в секрете. Готовую посуду закаливают в контрастных водяных банях при температуре от 15 до 70 градусов, охлаждают и тщательно шлифуют, а срез делают лазером по еще мягкому краю, чтобы он был идеально ровным и тонким.

В результате посуда из такого стекла получается очень прочной, прозрачной, красиво преломляет свет, как настоящий хрусталь. Тонкие стенки не бьются, и бокалы можно мыть в посудомоечной машине. Чтобы они были еще прочнее, уязвимые участки чуть утолщают и уплотняют.

Словом, современное выглядит, как хрусталь, но гораздо прочнее и безвреднее для организма. Такое сочетание - идеальный ход для заведений, где посуда нужна и презентабельная, и практичная.

Производство рукотворного хрусталя

Во времена Древнего Рима считалось что хрусталь - это изменившие свои свойства вода.

С егодня простое стекло заменило хрусталь. Крупные Российские предприятия, не выдержав наплыва дешевого товара, закрывают свои производства. Многие пытаются под видом хрусталя продавать стеклянные вещи, это такой маркетинговый ход, рассчитанный на не очень знающего потребителя.

Подарки как символ эпохи, огромные картины, скульптуры, ковры ручной работы и конечно изделия из хрусталя, такими подношениями баловали придворные чиновники своих кумиров, и все с царским размахом. Хрусталем одаривали "высокопоставленных" и в царское время, в советский период, дарят хрусталь и сейчас.

Варка хрусталя


Хрусталь тоже стекло, но в него обязательно добавляют окись свинца, который придает материалу совершенно новые свойства, это прозрачность и мелодичный звон. Помимо свинца в состав хрусталя входят и другие компоненты, например, сурьма, мышьяк. Все засыпается в огромную, с трех этажный дом, печь, в ней варится около ста тонн хрусталя.

Опасен или нет свинцовый компонент хрусталя?

Специалисты по поводу свинца поясняют так:

Когда производится варка хрустальной массы, свинец оказывается уже в химической связи с другими компонентами стекла и более выделиться уже никуда не может.

Поэтому хрустальная посуда совершенно не опасна.

Стеклодувы и конвейер


Далее за дело берутся стеклодувы. У мастеров стеклодувов все просто и слажено, мягкий стеклянный шар опускают в нужную форму из жаропрочной стали. Более сложные вещи выдувают, без каких либо заготовок. В соседнем цехе работает конвейер, ножницы автоматически отрезают кусочек расплава, который выплевывается на вращающуюся форму, порисуется, снимается и изделие готово. На конвейерах делаются чайные стаканы, стопки, небольшие рюмочки и т.д. Редкой вещью из хрусталя считается, конечно же, только изделие ручной работы.


Отжиг


Важным этапом производства хрусталя является, так называемый "отжиг" изделия - это процесс при котором температура разогретого хрусталя в течении четырех часов медленно опускается до комнатной. Если остудить стекло резко, то внешние слои отдадут тепло быстрее внутренних и фужер просто разорвет.

Гранение


Следующий этап - гранение. На этом этапе вазы, фужеры, подносы гранят - наносят клинообразные канавки. Чем глубже и острее края, тем больше преломляются и отражаются лучи света и хрусталь начинает сверкать всеми цветами радуги.

Химическая шлифовка


Дальше происходит химическая шлифовка хрусталя, в том числе и серная. Воздух в этом цехе пропитан едкими испарениями, через несколько минут начинает першить в горле. После нанесения огранки алмазная грань становится матовой, чтобы сделать ее прозрачной изделия укладываются в специальные кассеты, подвешиваются на специальной установке и поочередно окунаются, то в кислоту, то в воду. Постепенно верхний слой разъедается, и поверхность становится идеально гладкой, отполированной.

Конец 70-х в советской семье хрусталь считается признаком достатка. Предприятия наращивают темпы и объемы производства, посуда из этого материала становится массовой и как следствие качество хрусталя снижается. А сегодня в моде обычное стекло, а хрусталь если и останется эталоном изысканного вкуса, то только для любителей роскошной и дорогой посуды.



Случайные статьи

Вверх