Имя сталина коба что означает. От кобы к сталину

В этом же возрасте Сталин прочел книгу Казбеги «Отцеубийца», которая его потрясла. Главный герой романа, Коба, посвятил всю свою жизнь борьбе против русских захватчиков.

Уроженец гор и страстный грузинский патриот, Казбеги сочинял будоражащие воображение рассказы о борьбе горских племен Кавказа с вторгшимися на их землю русскими войсками. Это были, по существу, выдуманные истории, очень похожие на схватки белых с индейцами, изложенные с позиций индейцев. <…>

В романе любовь, интриги и приключения переплетались с подлинными историческими событиями, имевшими место в 1845 г., когда отряды горцев, руководимые имамом Шамилем, вступили в бой с экспедиционным корпусом русских, возглавлявшимся наместником царя на Кавказе графом Воронцовым. Книга рассказывает о Иаго и Нуну, молодой крестьянской паре, постоянно разлучаемой судьбою, и об их верном друге по имени Коба, который изо всех сил пытается им помочь, полагаясь главным образом на свою храбрость, находчивость, ясный ум и способность выйти с честью из любой ситуации. Иаго заключен в тюрьму, а Нуну похищена в результате козней деревенского предателя Гирголы, который сотрудничает с русскими. Стремясь помешать увезти Нуну, Коба убивает одного из похитителей и становится разбойником, а затем устраивает дерзкий побег Иаго. Оба молодых человека живут в горах подобно Робин Гуду, водят дружбу с крестьянами, сражаются с казаками и захватывают несколько русских офицеров, которых доставляют Шамилю. И в тот момент, когда они уже готовы освободить Нуну и присоединиться к Шамилю, их постигает неудача. Попав в западню, расставленную Гирголой и его людьми, они бьются с во много раз превосходящими силами противника. Иаго убит, Нуну умирает после ложного обвинения в убийстве собственного отца, и только Кобе удается спастись. В эпилоге звучит выстрел мщения Кобы, и смертельно раненный Гиргола признается во всех своих злодеяниях.

Такер Р. С. 82–83

Коба стал для Coco Богом, взамен утраченного. Он стал для него смыслом жизни.

…Идеалом и предметом мечтаний Coco являлся Коба... Он хотел бы стать вторым Кобой, борцом и героем, знаменитым, как этот последний. В нем Коба должен был воскреснуть. С этого момента Coco начал именовать себя Кобой и настаивать, чтобы мы именовали его только так. Лицо Coco сияло от гордости и радости, когда мы звали его Кобой.

Иремашвили И. С. 12

Учитывая важную роль символического образа Кобы в жизни интересующей нас личности, стоит, пожалуй, подробнее остановиться на том, что в этом образе с самого начала привлекало Coco. Коба из «Отцеубийцы» - вовсе не сложная и тонкая натура, а довольно прямолинейный идеализированный тип героя, постоянно встречающегося в романах подобного жанра, - сильный, молчаливый, бесстрашный рыцарь, доблестный в бою, меткий стрелок, ловкий и изобретательный в трудных ситуациях. Подобные качества, конечно же, должны были понравиться любому задиристому подростку, желающему вообразить себя в роли героя. Но в истории, рассказанной Казбеги, Коба обнаружил еще одно свойство, которое, несомненно, сделало его для Coco Джугашвили особенно привлекательным: он выступает как мститель.

Тема отмщения проходит красной нитью через весь роман. Так, обычай кровной мести кавказских горцев многократно упоминается с одобрением. В романе простые люди Грузии горят желанием отомстить высокомерным русским завоевателям, которые захватили страну, ограбили и унизили ее народ. Сам Шамиль - «железный человек», храбрый военачальник, обожаемый своими сторонниками, - предстает как руководитель народного движения мстителей, который «олицетворял собой гнев народный». Иаго и Коба страстно желают отомстить не только непосредственным угнетателям (Гирголе и исправнику), но одновременно и русским властям, поддерживающим таких негодяев. И они видят в служении Шамилю ниспосланную небом возможность принять участие в коллективном акте отмщения. Таким образом, роман «Отцеубийца» не только дал Сосо идеализированный образ героя в роли мстителя, но и убедил его в том, что свершившийся акт - триумф отмщения - достойное дело, которому можно посвятить жизнь.

Такер Р. С. 83–84

Что же на самом деле означало имя Коба?

Как бы мы ни трактовали это слово, какие бы версии ни принимали за подлинные, - как ни странно, - мы приходим всегда к выводу, что этот псевдоним имел для молодого Джугашвили - символический смысл. И весьма глубоко символический.

Так, если исходить из того, что Коба (Кобе, Кова, Кобь) взято из церковно-славянского языка, то оно означает - волховство, предзнаменование, авгура, волхва, предсказателя, что весьма близко к предыдущему сталинскому псевдониму К. Като, но в более широком, и более обобщенном смысле.

Если же исходить из того, что это слово - грузинское и означает имя, то Коба - это грузинский эквивалент имени персидского царя Кобадеса, сыгравшего большую роль в раннесредневековой истории Грузии.

Царь Коба - покорил Восточную Грузию, при нем была перенесена столица Грузии из Мцхета, в Тбилиси (конец V века), где она и сохраняется в течение 1500 лет неизменно.

Но Коба не просто царь из династии Сассанидов, он - по отзыву византийского историка Феофана - великий волшебник. Обязанный в свое время своим престолом магам из раннекоммунистической секты, проповедовавшей равный раздел всех имуществ, Коба приблизил сектантов к управлению, чем вызвал ужас у высших классов, решившихся составить против Кобы заговор и свергших его с престола. Но посаженного в тюрьму царя-коммуниста освободила преданная ему женщина, и он вновь вернул себе трон. Эти подробности биографии царя Кобы кое в чем (коммунистические идеалы, тюрьма, помощь женщины в побеге, триумфальное возвращение на трон) совпадали с фактами биографии Сталина. Более того, они продолжали совпадать и тогда, когда Сталин расстался с этим псевдонимом, ибо в 1904-1907 гг. Сталин не мог, конечно, предвидеть 1936-1938 гг., но он знал, что его двойник царь Коба в 529 г. (за два года до смерти) зверски расправился со всеми своими бывшими союзниками, - коммунистами-маздакитами.

Следует отметить, что некоторые иностранные биографы Сталина, а вслед за ним и подражающие им отечественные, опираясь на указания некоторых своих поверхностных грузинских информаторов, считают, что псевдоним Коба Сталин заимствовал, якобы от имени героя одного из романов грузинского классика А. Казбеги - «Отцеубийца», которого также звали Кобой, и который предстает в романе, как абрек-горец, ведущий борьбу за независимость своей родины. Однако следует иметь в виду, что у самого А. Казбеги - имя Коба - вторично, взято оно от Кобы-царя, после которого оно и приобрело распространение в Грузии.

Похлебкин В. С. 47–48

Иосиф увлекался еще и романтической поэмой классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Эта поэма произвела на него глубокое впечатление на всю жизнь. Не питавший склонности к живописи, Coco, тем не менее, прилежно срисовал портрет Шота Руставели, который очень понравился окружающим. В этой связи мемуарист рассказывает трогательную и, не исключено, достоверную историю. Хозяину книжного магазина, куда часто приходил Coco, так приглянулся нарисованный портрет, что он предложил юному автору продать его. Мальчик продавать отказался, а отдал «просто так» и получил в качестве ответного дара две книги.

Громов Е. С. Сталин. Власть и культура. М.: Республика, 1998. С. 16

Я видел ее [поэму «Витязь в тигровой шкуре»] у Сталина, когда был у него в последний раз. Он очень любит эту поэму, и ему нравится этот перевод.

Н. Бухарин.

Цит. по: Николаевский Б. Тайные страницы истории. Париж, 1964. С. 63

Следует отметить, что в первый год пребывания в семинарии Coco сочинил ряд поэм на грузинском языке, которые были напечатаны в тифлисской литературной газете «Иверия» в 1895 г.

Такер Р. С. 88

Он взялся редактировать подпольный рукописный журнал, выходивший два раза в месяц.

Яковлев Н. Н. С. 31

Сталин нигде и никогда не упоминал о своей страсти к поэзии. Однако он был настоящим поэтом, отмечен живым классиком грузинской литературы Ильей Чавчавадзе, который, увидев искру необыкновенного дарования, включил его стихи в школьные хрестоматии еще в 1895 году, когда Иосифу было шестнадцать лет.

Красиков С. С. 98

Благодаря литературному покровительству Ильи Чавчавадзе, некоторые из его стихов и были опубликованы в его солидном литературно-художественном журнале, любимом грузинской интеллигенцией. Это уже была какая-то заявка о себе, своем мироощущении. В 1901 г. составитель пособия по грузинской словесности М. Келенджеридзе в числе лучших образцов грузинской классической литературы привел одно из этих стихотворений, подписанное «Сосело». В 1907 г. в «Грузинской хрестоматии или сборнике лучших образцов грузинской словесности» было приведено стихотворение И. В. Джугашвили, посвященное Р. Эристави.

Яковлев Н. Н. С. 36

Сталин писал стихи, - говорю я Молотову. - Я перевел несколько его стихотворений. Вот одно из них. Почитаю вам в своем переводе:

Он бродил от дома к дому,

словно демон отрешенный,

и в задумчивом напеве

правду вещую берег.

Многим разум осенила

эта песня золотая,

и оттаивали люди,

благодарствуя певца.

Но очнулись, пошатнулись,

переполнились испугом,

чашу, ядом налитую,

приподняли над землей

и сказали: - Пей, проклятый,

неразбавленную участь,

не хотим небесной правды,

легче нам земная ложь.

Это было в 1896 году написано. Ему не было еще семнадцать лет.

Сталин писал стихи до семнадцати лет. Это, когда все пишут стихи - так полагается. Хорошие писал, - говорит Молотов.

Чуев Ф. С. 314

В 1949 году, к 70-летию вождя, по инициативе Л. П. Берия будет предпринята попытка втайне от Сталина издать его стихи в подарочном оформлении на русском языке. Под строжайшим секретом к их переводам будут привлечены такие поэты, как Борис Пастернак и Арсений Тарковский. Однако в самый разгар работы пришло указание переводы стихов приостановить. Исходило оно от кого-то свыше всесильного Л. П. Берия.

Почему автор стихов не захотел пропагандировать себя как поэта, когда всячески способствовал пропаганде поэтического творчества Карла Маркса и Мао Цзэдуна? Неведомо. Его же поэтическая деятельность, продолжалась всего четыре года. Поиск прижизненных публикаций поэта Иосифа Джугашвили по объективным причинам ограничен. До нас дошла лишь малая толика их.

Красиков С. С. 98

Шел он от дома к дому,

Тихо псалмы напевал.

В молитве его и песне,

Как солнечный луч чиста,

Звучала мелодия чести,

Божественная мечта.

Сердца, обращенные в камень,

Будил вдохновенный напев,

Надежды и веры пламень

Вздымался выше дерев.

Но люди, забывшие правду,

Хранящие в душах тьму,

Вместо вина отраву

Налили в бокал ему.

Иди обратно.

Отраву испей до дна.

Молитва твоя чужда нам.

И правда твоя не нужна.

Когда луна из Зазеркалья

Расплещет свет на сонный мир

И голубою тенью дальней

Подсветит блещущий эфир,

Когда за рощей безмятежной

Расплещет звуки соловей

Разбудит песнь в груди моей,

Когда тоской воспоминанья

Родник в ущелье зазвенит,

Когда в тревожном ожиданье

Село в распадке замолчит,

Когда гонимый роком отрок

В беде увидит отчий край

И, разрывая тьмы волокна,

Увидит солнце невзначай,

Тогда тяжелый сумрак бездны

В больной рассеется груди

И белый ангел в поднебесье

Свободе славу протрубит,

Взойдет сиянье над планетой,

Как озаренная мечта,

И воспарит душа поэта

В лучах, возвышенно-чиста.

Плыви спокойно, величаво

Над беспокойною землей.

Развей серебряным сияньем

Тумана занавес густой.

Склонись, подобно человеку,

К земле, с улыбкою склонись.

Спой колыбельную Казбеку,

Чьи льды, искрясь, стремятся ввысь.

Но только знай, кто был обидой

Низвержен и повергнут в прах,

Сравниться думает с Мтацминдой,

Свет веры возродив в умах.

Блистай во тьме зимой и летом,

Лучами ясными играй,

Зеркальным блеском, мягким светом

Родную землю озаряй.

Я полечу к тебе навстречу,

Ладони к свету протяну,

И сердце птицей затрепещет,

Встречая светлую луну.

Поэту, певцу крестьянского труда,

князю Рафаэлу Эристави.

Когда бедой крестьянской доли

Ты, князь, унижен был до слез,

Немало ужаса и боли

Тебе увидеть довелось.

Когда ты ликовал и плакал

Над судьбами своей страны,

Твои псалмы под звуки арфы

Сошли с небесной вышины.

Когда, мечтою вдохновленный,

Заветных струн коснулся ты

И, словно юноша влюбленный,

Стране отдал свои мечты,

С тех пор с народом воедино,

Ты связан узами любви,

И сердце честного грузина

В твоей колотится груди.

Земля тебя за труд упорный

Должна наградой увенчать...

Уже пустило семя корни.

Жизнь будет всходы пожинать

Народ в веках тебя прославит,

Как прославляет этот стих.

Сынов, подобных Эристави,

Родная Грузия взрастит.

Приуныл сосед Ниника.

Сломлен старостью седой.

Голова его поникла.

Стал беспомощным герой.

Лишь вчера он был удалым,

Вел друзей в поля гуртом,

Проходил по полю шквалом,

Сноп ложился за снопом.

По жнивью шагал упрямо,

Утирая пот с лица.

Удалого сердца пламя

Озаряло молодца.

А теперь не ходят ноги.

Злая старость не щадит.

Не печалится убогий.

Внукам сказки говорит.

И, когда с долины ветер

Станет песни приносить,

Озаряется дед светом,

Опираясь на костыль.

Проклиная боль и старость,

Поднимается старик

И, детишкам улыбаясь,

Загорается на миг.

И. Джугашвили.

Цит. по: Красиков С. С. 98–101

Когда луна своим сияньем

Вдруг озаряет мир земной

И свет ее над дальней гранью

Играет бледной синевой,

Когда над рощею в лазури

Звучит свободно, не таясь,

Когда, утихнув на мгновенье,

Вновь зазвенят в горах ключи

И ветра нежным дуновеньем

Разбужен темный лес в ночи,

Когда, кромешной тьмой томимый,

Вновь попадет в свой скорбный край,

Когда кромешной тьмой томимый,

Увидит солнце невзначай, -

Тогда гнетущей душу тучи

Мне сердце пробуждает вновь,

Стремится ввысь душа поэта,

И сердце бьется неспроста:

Я знаю, что надежда эта

Благословенна и чиста!

Раскрылся розовый бутон,

Прильнул к фиалке голубой,

И, легким ветром пробужден,

Склонился ландыш над травой.

Пел жаворонок в синеве,

Взлетая выше облаков,

И сладкозвучный соловей

Пел детям песню из кустов:

«Цвети, о Грузия моя!

Пусть мир царит в родном краю!

А вы учебою, друзья,

Прославьте Родину свою!»

И. Джугашвили.

Цит. по: Мудрость вождей. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 182–183

Я убеждена в том, что духовная семинария, где он провел в общей сложности более десяти (sic!) лет, оказала большое влияние на формирование его характера и на всю его дальнейшую жизнь. Она развила и усилила его врожденные свойства. Религиозного чувства у него никогда не было. У молодого человека, который ни минуты не верил в духовное, не верил в Бога, бесконечные молитвы и навязанная дисциплина могли привести только к противоположному результату... Семинарский опыт внушил ему, что люди нетерпимы и грубы, что духовные пастыри обманывают свою паству, для того чтобы крепче держать ее в руках, что они занимаются интригами, лгут и что у них очень много других пороков, но очень мало достоинств...

Аллилуева С. С. 150

Меня сделало марксистом мое социальное положение... но прежде всего, жесткая нетерпимость и иезуитская дисциплина, так беспощадно давившая на меня в семинарии.

Из интервью Сталина Э. Людвигу.

Цит. по: Сталин И. В. Сочинения: В 13 т. М., 1946-1952. Т. 13. С. 113

От юношеских лет у него осталась разве стремительная походка, Иосиф не ходил, а почти бежал. Товарищи прозвали его «геза» (идущий прямо). Эту привычку И. В. Сталин сохранил почти до смерти.

Яковлев Н. Н. С. 31

Огромные личные жертвы матери и государственные стипендии позволили Иосифу проучиться в духовной семинарии до 19 лет. Стипендию, давшую возможность продолжить образование в семинарии, он смог получить благодаря замечательным успехам в горийском церковном училище, при окончании которого он был отмечен похвальным листом.

Ноймайр А. С. 333

Что до повседневной жизни, то Серго Орджоникидзе, близко знавший Иосифа в эти годы, много лет спустя напомнил мнение товарищей о нем: «Коба не понимает шуток. Странный грузин - не понимает шуток. Отвечает кулаками на самые невинные замечания».

Яковлев Н. Н. С. 31

У молодого Джугашвили начали проявляться скрытность и угрюмая отчужденность, характерные для него в более поздние годы.

Такер Р. С. 67

Людвиг. Что Вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?

Сталин. Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения.

Людвиг. Но разве Вы не признаете положительных качеств иезуитов?

Сталин. Да, у них есть систематичность, настойчивость в работе для осуществления дурных целей. Но основной их метод - это слежка, шпионаж, залезание в душу, издевательство, - что может быть в этом положительного? Например, слежка в пансионате: в 9 часов звонок к чаю, уходим в столовую, а когда возвращаемся к себе и комнаты, оказывается, что уже за это время обыскали и перепотрошили все наши вещевые ящики... Что может быть в этом положительного?

Сталин И. Т. 13. С. 113–114

Когда однажды инспектор семинарии монах Димитрий после обыска зашел к товарищу Сталину, товарищ Сталин сидел, читая книгу и как бы не замечая вошедшего. Монах спросил его:

Разве ты не видишь, кто перед тобой?

Товарищ Сталин встал, протер глаза и сказал:

Ничего, кроме темного пятна, не вижу.

Ярославский Е. О товарище Сталине. М., 1939. С. 10–11

Как-то вечером Джугашвили и Иремашвили тайком выскользнули из семинарии и отправились в дом рабочего главных тифлисских железнодорожных мастерских на собрание социал-демократической организации железнодорожников. Совершивший побег революционер, в черной рубашке с красным галстуком, с запавшими горящими голубыми глазами на худом бледном лице, несколько часов безраздельно владел их вниманием, рассказывая о страданиях политических заключенных в суровых сибирских краях.

Такер Р. С. 89

Людвиг: Когда я был у Масарика, то он мне заявил, что осознал себя социалистом уже с 6-летнего возраста. Что и когда сделало Вас социалистом?

Сталин: Я не могу утверждать, что у меня уже с 6 лет была тяга к социализму. И даже не с 10 или с 12 лет. В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили вкус к подпольной марксистской литературе.

Сталин И. Т. 13. С. 113

В ноябре 1896 года появилась первая запись о том, что Джугашвили читает запрещенные книги, вскоре другая.

Грей Я. С. 27

Иремашвили рассказывает: «Тайно, на занятиях, на молитве и во время богослужения, мы читали «свои» книги. Библия лежала открытой на столе, а на коленях мы держали Дарвина, Маркса, Плеханова и Ленина». Вначале, вспоминает Иремашвили, он и Coco, читали много грузинской литературы. Одним из любимых произведений была грузинская эпическая поэма XII века «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, в которой трое друзей-витязей вызволяют прекрасную девушку из заточения в крепости и таким образом спасают от принудительного замужества».

Такер Р. С. 88

В 9 вечера в столовой инспектором была усмотрена группа воспитанников, столпившихся вокруг воспитанника Джугашвили, что-то читавшего им. При приближении инспектора Джугашвили старался скрыть записку и только при настойчивом требовании решился обнаружить свою запись. Оказалось, что Джугашвили читал посторонние, не одобренные начальством семинарии книги, составлял особые заметки по поводу прочитанных им статей.

Из книги записей проступков учащихся Тифлисской семинарии за 1898-1999 гг.

Цит. по: Яковлев Н. Н. С. 123

Очень интересны записи в «Кондуитном журнале» духовной семинарии:

«Джугашвили, оказалось, имеет абонементный листок из «Дешевой библиотеки», книгами которой он пользуется. Сегодня я конфисковал у него соч. В. Гюго «Труженики моря», где нашел и названный лист.

Пом. инсп. С. Мураховский».

Надпись на донесении:

«Наказать продолжительным карцером. Мною был уже предупрежден по поводу посторонней книги - «Девяносто третий год» В. Гюго.

Инспектор семинарии иеромонах Гермоген». (Запись в ноябре 1896 г.).

«В 11 ч. в. мною отобрана у Джугашвили Иосифа книга «Литературное развитие народных рас» Летурно, взятая им из «Дешевой библиотеки», в книге оказался и абонементный листок. Читал названную книгу Джугашвили на церковной лестнице. В чтении книг из «Дешевой библиотеки» названный ученик замечается уже в 13 раз. Книга представлена мною о. (отцу. - Е. Г. ) Инспектору.

Пом. инспектора С. Мураховский».

Надпись на донесении:

«По распоряжению о. Ректора, - продолжительный карцер и строгое предупреждение». (Запись в марте 1897 г.)

«Джугашвили Иосиф (V, I) во время совершения членами инспекции обыска у некоторых учеников V класса несколько раз пускался в объяснения с членами инспекции, выражая в своих заявлениях недовольство производящимися время от времени обысками среди учащихся, и заявил при этом, что-де ни в одной семинарии подобных обысков не производится. - Ученик Джугашвили вообще непочтителен и груб в обращении с начальствующими лицами, систематически не кланяется одному из преподавателей (С. А. Мураховскому), как последний неоднократно уже заявлял инспекции.

Пом. инспектора А. Ржавенский».

Надпись на донесении:

«Сделан был выговор. Посажен в карцер, по распоряжению о. Ректора, на 5 часов. И. Д. (иеромонах Димитрий)». (Запись 16 декабря 1898 г.)

Яковлев Н. Н. С. 26

В переводе Иосиф прочитал Бальзака, Гюго и Теккерея, чья «Ярмарка тщеславия» произвела на него глубокое впечатление. Читал он книги по истории, экономике и биологии. Среди них: «Происхождение человека» Дарвина; «Сущность христианства» Фейербаха; «Этика» Спинозы; «Химия» Менделеева... Это была довольно смелая программа для молодого семинариста. Он ничего не забывал из прочитанного. Годы спустя Сталин цитировал и ссылался на многие из этих книг.

Грей Я. С. 26

Сосо прочел много произведений художественной литературы, среди них «Отцы и дети» Тургенева. Под влиянием этой книги Сосо поставил вопрос, насколько можно верить авторитету известных лиц, должны ли мы без критики принимать взгляды того или другого ученого. По этому вопросу среди нас велись большие споры.

Неизвестный свидетель ранних революционных лет Сталина.

РЦХИНДИ. Ф. 558, оп. 4, д. 665, л. 194

Он был праведник и сам считал себя непогрешимым. Никто ни разу не видел, чтобы взор его увлажнили слезы. Вершина добродетели, недоступная и леденящая. Он был справедлив и страшен в своей справедливости. Для священника в революции нет середины. Превратности революции могут привлечь к себе священника лишь из самых низких либо из самых высоких побуждений; он или гнусен или велик. Симурдэн был велик, но это величие замкнулось в себе, ютилось в недосягаемых кручах, в негостеприимно мертвенных сферах: величие, окруженное безднами. Иные горные вершины бывают так зловеще чисты…

Отрывок из романа В. Гюго «93-й год», который по мнению некоторых биографов утвердил семинариста И. Джугашвили в революционном выборе.

Цит. по: Гюго В. 93-й год. М.: Худ. лит., 1988

Чем-то вроде игры в тайное сопротивление и способа выразить свой протест стало для него увлечение книгами, чтение которых официально не одобрялось или вовсе было запрещено. В семинарию контрабандой проносили не только произведения русских классиков, но и политические издания, обладавшие определенной подрывной силой, например, книги об эволюционной теории Дарвина или «Капитал» Маркса. Овладев этими, казавшимися ему научными, основами, он взялся за организацию социалистического кружка, в который вошли несколько его однокашников, в том числе и уже ранее цитированный нами Иремашвили.

Ноймайр А. С. 335

По словам Иремашвили, во время дискуссий среди молодых социалистов в семинарии Coco имел привычку упорно настаивать на собственной правоте и безжалостно критиковать другие взгляды. В результате группа раскололась на тех, кто, уступая давлению, согласился стать послушным последователем Джугашвили, и тех, кто мыслил более независимо и не желал уступать деспотическим методам Coco.

Такер Р. С. 87–88

Длительное богословское образование привело также к тому, что он усвоил определенные схемы мышления, которые позднее придали стилю и аргументации его литературных трудов столь характерный догматизм и идущее от катехизиса жесткое разделение всего на абсолютные черно-белые категории… Адам Улам называл литературный стиль Сталина «декламаторским полным повторений и литургических созвучий», что выразилось также и в его манере речи с «типичной схемой повторяющихся вопросов и ответов».

Ноймайр А. С. 334

В годы обучения в семинарии, по некоторым данным, духовником Иосифа Джугашвили был настоятель Новоафонского монастыря, находившегося под особым покровительством царствующего дома (в память об Александре II, его строителе). Простому семинаристу этим была оказана большая честь. Это тем более интересно, что духовником семинаристов обычно назначался настоятель местного (в данном случае тифлисского) храма. Почему же Джугашвили попал к новоафонскому? Не потому ли что он собирался принять постриг и вступить в этот монастырь? Или его незримые покровители готовили его к какому-то иному, невиданному послушанию?

Яковлев Н. Н. С. 37

На пятом курсе нелегальная деятельность Иосифа, в которой немалую роль сыграл его идол Ладо (Кецховели), была расценена начальством как «подстрекательство к беспорядкам», и он был «по неизвестным причинам» исключен из семинарии. Каковы в действительности были эти причины, узнать теперь уже, скорее всего, не удастся.

Ноймайр А. С. 336–337

В 1899-м исключен из семинарии по одним сведениям - за революционную деятельность, по другим - за неявку на экзамен.

Фельштинский Ю. С. 3

«Вышиблен из православной духовной семинарии за пропаганду Марксизма».

Из анкеты Сталина 1931 г.

Я забрала его домой из-за болезни. Когда он поступил в семинарию, он был здоровым мальчиком. Перенапряжение и чрезмерная работа ослабили его здоровье, и доктора сказали мне, что у него может развиться туберкулез. Поэтому я забрала его. Он не хотел оставлять учебу. Но я забрала его. Он был моим единственным сыном.

Из интервью матери Сталина американскому журналисту Г. Кникербокеру.

Цит. по: Фельштинский Ю. Вожди в законе. С. 223

Екатерина прибавляет, что сын ее не хотел покидать семинарию и что она «взяла» его против его воли. Это звучит маловероятно. Плохое здоровье могло вызвать временный перерыв в занятиях, но не полный разрыв со школой, не отказ матери от столь заманчивой карьеры для сына. В 1899 г. Иосифу было уже двадцать лет, он не отличался податливостью, и вряд ли мать легко могла распоряжаться его судьбой. Наконец, по выходе из семинарии Иосиф вовсе не вернулся в Гори, под крыло матери, что было бы наиболее естественно в случае болезни, а остался в Тифлисе без занятия и без средств. Старуха Кеке чего-то не договорила журналистам.

Троцкий Л. С. 44

Иремашвили пишет, что «Иосиф покинул семинарию, унося с собой горькую и жестокую ненависть к школьному начальству, буржуазии и вообще ко всему, что служило для него воплощением царского режима».

Ноймайр А. С. 337

C полгода он перебивался, давая частные уроки, а 28 декабря 1899 г. поступает наблюдателем-метеорологом в Тифлисскую физическую лабораторию.

Яковлев Н. Н. С. 43

Из книги Великий псевдоним автора Похлёбкин Вильям Васильевич

6. Какие задачи ставил Сталин при выборе псевдонима? История его псевдонима «Коба» На букву "К" был первый стабильный псевдоним Сталина – Коба, под которым он вошел в историю революционного движения на Кавказе и под которым его, в основном, знали в партии до 1917 г. На букву "С"

Из книги Иосиф Джугашвили автора Прудникова Елена Анатольевна

Коба бросается в бой К тому времени он взял себе новый псевдоним, назвавшись именем человека, чья судьба до самой глубины тронула эту возвышенно-романтическую душу. Трудно сказать, когда Иосиф прочел роман Казбеги «Отцеубийца», но почему-то именно эта книга, одна из

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба Покрытые густыми лесами пустынные области, лежащие в южной части штатов Кампече и Кинтана-Роо, представляют собой самую труднодоступную часть интересующего нас региона. По этим территориям разбросано

Почти как Коба Сознаю возможную – особенно по нынешнему времени – бестактность такого заявления, однако из песни слова не выкинешь: своим новым взлетом, а возможно, даже и выживанием, Диди Сакартвело обязана, в первую очередь, осетинам. Конкретно говоря, Ос-Багатуру.

Из книги Политическая биография Сталина. Том 1. автора Капченко Николай Иванович

6. Коба и меньшевики Специального внимания заслуживает еще один довольно пикантный момент в политической биографии Сталина того периода. Речь идет о весьма распространенной среди исследователей жизни Сталина версии, согласно которой в первое время после образования

Из книги Сталин автора Белади Ласло

КОБА - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР Профессиональный революционер есть человек, который полностью отдает себя рабочему движению в условиях нелегальной и вынужденной конспирации. На это способен не всякий и, во всяком случае, не худший. Рабочее движение

Не только «звезды отечественной и зарубежной эстрады», как говорили во времена , если так можно назвать, тех, кто сегодня вызывает оскомину и раздражение одним только своим обязательным, проплаченным на годы вперед появлением на экранах телевизоров, а, действительно, кумиры миллионов, как правило, имели псевдонимы. Большинство руководителей Всероссийской коммунистической партии большевиков, интеллектуальным лидером, идейным вдохновителем которой был Владимир Ленин, по рождению и первому паспорту Ульянов, прошли, как и он, кроме ссылок и тюрем, через годы подполья, эмиграции, скрываясь от жандармов, полиции самодержавной Российской империи. Поэтому наличие фальшивых документов, а, следовательно, фамилий, биографий было обязательным условием для долгой жизни на свободе. Поэтому настоящая фамилия Сталина, которую он никогда не скрывал, за годы правления кумира, «вождя всех народов» естественным образом забылась, так как немногочисленные личные друзья и соратники по партии называли давним псевдонимом – Кобой, а миллионы советских людей знали его как генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Виссарионовича Сталина.

Количество придуманных партийных кличек, фамилий, устных и печатных политических псевдонимов государственных деятелей Советского Союза исчислялось десятками – на все случаи нелегкой, называя вещи своими именами, противоправной деятельности, жизни вне законов Российской империи, да и других стран Европы. Именно под ними они и вошли в историю нашей страны, избавившись от собственных фамилий как среди своей среды, так и среди простого народа, большей частью боготворившего их, например, такие:

Одним из самых любимых псевдонимов Джугашвили был Коба, сохранившийся до конца дней. Исследователи объясняют этот факт притягательностью для молодого революционера имени царя, покорившего Восточную Грузию, так как некоторые факты из его биографии были близки, даже совпадали с жизнью амбициозного уже тогда Иосифа Виссарионовича.

Сталин сменил местечкового Кобу, в тот период, когда нужно было широкое признание в партии, раздираемой на части склоками, внутренней борьбой, а Иосиф Виссарионович перебрался из Грузии в центральную Россию. Здесь древний царь, да еще и не русский, был не в авторитете, нужно было что-то новое – серьезное имя, несущее символ, харизму для товарищей по партии и простого народа, который еще предстояло повернуть на путь революционной борьбы против царизма.

Сталь, что тверже, острее железа, гнется, но не ломается, как булатный клинок. Так, на свет появился будущий руководитель страны Советов – Иосиф Виссарионович Сталин, придуманная фамилия полностью отразила внутреннюю сущность человека, самостоятельно выбравшего ее. Любопытный факт, еще некоторое время, видимо, по инерции, не желая расставаться с Кобой, он подписывал документы – К. Сталин.

С 1922 и по 1953 гг. И.В. Сталин являлся генеральным секретарем ЦК ВКП (б), бессменным лидером СССР, одним из создателей которого он был. Полновластным правителем он стал после 1929 года, постепенно оттеснив, как говорят, даже убив всех, хоть немного значимых конкурентов, претендентов на эту роль, в том числе Сергея Кирова.

Огромный вклад Сталина в становление молодого Советского государства, окруженного кольцом врагов – буржуазных стран Запада, тяжело доставшуюся победу над фашистской сложно переоценить. В то же время методы, которые использовались для этого, назвать гуманными могут только прекраснодушные оптимисты, не обращающие внимание на миллионы репрессированных, посаженных в тюрьмы и трудовые лагеря «по Троцкому», выселенных со своей малой Родины.

Тем не менее, социологические опросы последних лет неизменно показывают, что жители нашей страны больше и лучше помнят хорошие дела, совершенные им, и поэтому Сталин обычно входит в пятерку, а то и в тройку самых уважаемых людей России за все время ее существования.

Исходя из фактов, можно прийти к парадоксальному выводу: настоящая фамилия Сталина – Сталин, ведь молодой Иосиф Джугашвили остался на родине в Грузии, а участвовал в политической борьбе, строил Советское государство, защищал его от многочисленных врагов уже совсем другой человек, будущий единственный Генералиссимус Советского Союза.

Кто такой Коба Джугашвили? Вор в законе, бандит, грабитель или политик? Незнание отечественной истории приводит к порождению всяческие мифов. Коба Джугашвили - вор, криминальный авторитет, ставший впоследствии вождем советского народа. Эдакий Робин Гуд, добывающий деньги для партии. Такая версия в последнее время весьма распространена. В ней есть процент истины, но очень небольшой.

Кто такой Коба Джугашвили

Это человек, внушавший мистический страх всему миру. Он был величайшим преступником, диктатором, и, как сказал Черчилль, «непоколебимым полководцем».

На протяжении тридцати лет советские граждане смотрели с трепетом на фото Кобы Джугашвили. Политическое прозвище «Сталин» стало самым важным словом для каждого жителя СССР. Оно звучало по радио, гремело в песнях, неизменно присутствовало на страницах газет.

Коба Джугашвили - человек, который, имея грузинское происхождение, стал олицетворением В молодости он примкнул к большевикам, и здесь, не спеша, исподволь сделал карьеру. Сперва его не воспринимали всерьез. Коба Джугашвили выполнял исключительно грязную работу, в том числе и добывал необходимые деньги для партии незаконным путем.

Революционеры первой волны слишком поздно распознали в нем силу, способную уничтожить все, что может помешать его восхождению на политический Олимп. Ведь он был всего лишь Коба Джугашвили. Сталин появился позже и, собственно, мало имел общего с сыном сапожника из грузинского города Гори.

Итак, что такое «Коба Джугашвили»? Коба - революционная кличка. Джугашвили - фамилия человека, появившегося на свет в 1879 году, сына крестьянского алкоголика, систематически избивавшего жену и сына. А еще политического деятеля, произведшего в 1945 году неизгладимое впечатление на Черчилля и названного Рузвельтом «добрым дядюшкой Джо». Коба Джугашвили - Иосиф Сталин. Однако ниже рассказано не о Генералиссимусе Советского Союза. Здесь приведены факты из биографии Кобы Джугашвили - революционера и несостоявшегося священника.

Тайна Сталина

Он погрузил свою жизнь в непроницаемый мрак. Книги о детстве и юности Сталина появляться стали относительно недавно. Многие годы он был легендой, образом, символом репрессий, гонений и эпохи лагерей. Иосиф Сталин лично руководил регулярной чисткой архивов. Он окружил секретностью все, что каким-либо образом относился к раннему периоду его биографии. Но даже сегодняшние исследователи, получая доступ к некогда закрытым материалам, оказываются перед тайной. Джугашвили - самое мистическая и противоречивая личность в отечественной истории.

Ненаписанная пьеса о Кобе

Сталин очень уважал творчество хороших писателей, особенно тех, чьи произведения были запрещены. «Белую гвардию» он смотрел восемь раз. Однажды к Михаилу Булгакову приехал директор Художественного театра и предложил написать драматургическое произведение к юбилею «вождя». Писатель некоторое время колебался, но все же согласился. Так было создано романтическое произведение о молодом Кобе. В театре его приняли, чиновники были в восторге. Однако Сталин позже это произведение запретил.

Кто был заказчиком пьесы Джугашвили? Конечно же, сам герой этого произведения. Он же и запретил впоследствии работу над пьесой. Почему же Сталин передумал? Дело в том, что Булгаков, начиная работу над этим произведением, не имел никаких материалов. В Москве их просто-напросто не было. Тогда он собрался в Грузию, на родину Джугашвили. Не успел Булгаков выехать из Москвы, как получил телеграмму: «Необходимость отпала. Возвращайтесь».

В тридцатые годы был такой режиссер - Петр Павленко. Он снимал фильмы преимущественно о Сталине. Однажды один из коллег спросил его: «Почему бы вам не снять киноленту о молодом Сталине?» Режиссер жестко оборвал своего собеседника и произнес примечательную фразу: «Не стоит рассказывать о солнце, когда оно еще не взошло». Что-то в детстве и юности Джугашвили не вписывалось в образ «великого вождя».

Сосо

Сталин не хотел обнародовать историю революционера Кобы. Став Генсеком, он многое изменил в своей биографии, в том числе и дату рождения. Что же смогли узнать современные историки - исследователи, имеющие возможность высказывать независимую точку зрения?

Итак, согласно официальным данным, Иосиф Джугашвили родился 9 декабря 1879 года. Вероятно, он неслучайно всю жизнь носил сапоги. Отец Сталина много лет проработал на кожевенном заводе. Сосо был ребенком слабым, болезненным. Екатерина, жена сапожника, всегда мечтала о том, что сын станет священником.

Семья жила недалеко от русских казарм, и, быть может, поэтому сверстники называли Сосо «русским». Герой нашего повествования никогда не любил свою историческую родину. О том, что такое Грузия, он много лет спустя сказал так: «маленькая территория России».

Происхождение

Существует версия, что его родным отцом был вовсе не безграмотный сапожник, который в пьяном угаре избивал свою жену, а некий путешественник Пржевальский. Этот человек действительно приезжал в Гори в конце семидесятых годов. Его портрет можно найти в любой энциклопедии. И на этом портрете изображено лицо, подозрительно похожее на лицо Иосифа Виссарионовича.

Примечательно, что разговоры имели место еще до 1953 года. То есть тогда, когда лишнее слово о «вожде» боялся произнести каждый Возможно, такие слухи Сталин одобрял. Он ненавидел своего пьяницу-отца, кроме того, хотел иметь более знатного родственника. После смерти Сталина возникло еще больше версий о его происхождении. Согласно мнению ряда историков, все это не более чем слухи. Отцом генсека был простой сапожник, а матерью - поденщица.

Ненависть

Бесо, так звали односельчане отца Сосо, тачал сапоги, пил водку и избивал свою жену. Со временем Екатерина научилась отдавать отпор пьяному мужу. Бесо не смирился с этим и уехал в Тифлис. Мать с сыном остались вдвоем. Женщина страстно любила сына, но единственный метод, который она использовала в его воспитании, заключался в наказании. Иосиф в раннем возрасте уяснил простую истину: для того чтобы добиться своего, нужно бить. К слову, Екатерину сын разочаровал. Ведь он так и не стал священником.

С ранних лет в Иосифе копилась обида за мать. Труд поденщицы тяжел и неблагодарен. Женщина работала с утра до рассвета для того, чтобы дать единственному и любимому сыну все, что в ее силах. Нищета, вечное недоедание и болезненное самолюбие породили в мальчике ненависть прежде всего к богатым торговцам. А среди них были в Гори исключительно евреи.

Духовная семинария

В 1888 году мечта матери нашего героя сбылась. Иосиф поступил в духовное училище. Затем была Тифлисская семинария. Будущий Сталин был старательным учеником. В то время как мать его убирала в домах богатых евреев, он прилежно занимался. Но священником, как известно, так и не стал. В годы учебы Джугашвили познакомился с марксизмом. Позже вступил в подпольную революционную группу. В 1931 году, отвечая на вопросы немецкого писателя Эмиля Людвига, Сталин сказал, что к оппозиции стремился из-за строгого режима, который царил в семинарии.

На пятом году обучения Иосиф Джугашвили вдруг не явился на экзамены, за что и был исключен. После этого он некоторое время подрабатывал репетиторством. В 1899 году был принят в Тифлисскую обсерваторию.

Революция

К большевикам Джугашвили примкнул еще в 1903 году. Он принимал участие в организации стачки рабочих в Баку. В 1905 году впервые встретился с Лениным. Эти люди были совсем непохожи друг на друга. Один был сыном статского советника, потомственным дворянином. Другой - сыном пьяного сапожника, с детства страдающим от нищеты и унижения. Но в то же время было у них много общего. Не только стремление к революционной деятельности, но и, как ни странно, поэтичность, любовь в литературе. Ленин зачитывался Тургеневым. Сталин восхищался творчеством запрещенных писателей. Более того, в юности писал стихи.

Коба

Джугашвили, как истинный революционер, не раз оказывался в ссылке. Имя «Сталин» появилось в 1912 году. К тому времени он уже стал личностью довольно известной в революционных кругах. Джугашвили не раз оправдывал доверие Ленина. Принимал участие в провокационных акциях, ограблениях банков. В ЦК Джугашвили был введен лично Лениным. Генеральным секретарем он был избран в 1922 году. С этого момента Иосиф Джугашвили начинает постепенно избавляться от своих бывших соратников, многие из которых когда-то, в далеком в 1912-м, видели в Кобе всего лишь выскочку.

Задумывались ли вы хотя бы однажды, почему Сталина называли Сталин. Период советской власти очень сложный и неоднозначный. При всей жестокости внутренней политики, многочисленных репрессиях, ссылках и доносах именно в этот период страна стала одной из сильнейших держав в экономическом и политическом плане. Все это заслуга одного из самых неординарных политиков и руководителей государств того времени.

Детство великого вождя

В декабре 1878 года в грузинском городе Гори родился мальчик Сосо. Полное имя Иосиф Виссарионович Джугашвили .

С рождения имел два сросшихся пальца на ноге. Еще ребенком переболел оспой, в результате на лице остались раны. Подростком в аварии повредил руку, которая со временем стала высыхать и перестала развиваться.

Отцом мальчика был сапожник. Он много пил, часто избивал мать. Существуют мнения, что биологическим отцом являлся не Виссарион. Отношения с мамой у Иосифа были холодными.

В последний раз он виделся с матерью за год до ее кончины. На похороны сын не поехал, направив венок с памятной надписью.

Из-за физической ущербности мальчик не мог вступать в драки, поэтому предпочитал заговоры или стратегии в борьбе с противником. Отличался злопамятностью и жестокостью.

Почему Сталина прозвали Коба?

Почему молодой Джугашвили назвал себя Кобой также достоверно не известно. Иосиф Виссарионович никогда об этом не распространялся.

Существует несколько версий происхождения этого псевдонима:

  • Главным героем любимого грузинского романа Сталина «Отцеубийца» А. Казбеги был горец-одиночка Коба. Он был революционером и борцом за независимость своей родины, обладал чувством справедливости и благородства. По одной из версий, этот герой очень импонировал Джугашвили;
  • На церковнославянском имя Коба означает "предзнаменование предсказателя", "волховство". Один из псевдонимов Сталина - Като, был близок по смыслу;
  • Имя Коба носил средневековый царь Персии. При нем были расширены земли Грузии, основана новая столица. История жизни великого царя удивительным образом во многом совпадала с биографией Сталина.

Таким образом, имя «Коба» Иосиф Виссарионович носил достаточно долго. Сменил его только на более жесткого Сталина. Однако товарищи по партии называли его Кобой почти до самого конца.

История великой фамилии

Как известно, настоящее имя советского вождя - Иосиф Виссарионович Джугашвили. Однако по некоторым данным он имел около тридцати псевдонимов. Сегодня никто точно не знает истории возникновения этой фамилии, однако по этому поводу существует немало легенд:

  1. В Грузии Джугашвили был близко знаком с Людмилой Сталь и знал ее как человека - революционера. В память о ней была взята фамилия;
  2. Псевдоним был взят из-за сходства свойств стали и характера носителя фамилии;
  3. Родная фамилия Джугашвили в переводе с древнего грузинского языка - «сын стали»;
  4. Роль в выборе сыграла фамилия журналиста, издателя, переводчика Е. С. Сталинского;

Кроме того, такой псевдоним стал очень удачным с точки зрения политики. Он точно отражал характер деятельности Иосифа Виссарионовича на позиции руководителя государства, был похож на фамилию вождя мирового пролетариата Ленина и легко писался и произносился на разных языках.

Сталин и народ: почему не было восстания?

При всех ужасах того режима, изучая историю правления Сталина нас действительно удивляет почему народ был бездейственен и не свергнул эту жестокую власть. О причинах такого безропотного восприятия советских репрессий вам смогут рассказать еще живые бабушки и дедушки, которые жили в это не простое время.

Официальных версий несколько:

  1. Диктатура , установленная в те годы, была крайне жестокой. Люди не могли свободно говорить о своем недовольстве властью, так как существовала и, что немаловажно, работала система доносов. Любой человек мог сообщить в соответствующие органы об этих рассуждениях и высказываниях, после чего виновного отправляли в ссылку или расстреливали. Таким образом, человеческая покорность была достигнута путем устрашения;
  2. Советский Союз в те годы участвовал во многих войнах, в том числе вел гражданскую войну на некоторых территориях. Люди вынуждены были выживать в условиях войны. Все, кто не находился на передовой, работали по несколько смен в день на заводах для обеспечения военных. О перевороте не могло быть даже мысли;
  3. Социализм по своей сути идеализирует верховного вождя. Сталин был для людей неким божественным существом. Без него и его правления дальнейшая жизнь страны была немыслима. Существовал так называемый культ личности;
  4. Получив страну в полной разрухе, Иосиф Виссарионович сделал ее одной из самых передовых в мире, выиграл войну, создал ядерное оружие, чем защитил границы огромнейшего государства.

Скорее всего, все указанные причины играли свою роль в умах людей. Мы не имеем права их за это осуждать.

Почему вождь не ждал войны?

Нельзя сказать, что Иосиф Сталин вовсе не ожидал нападения Гитлера. Он понимал, что рано или поздно немецкие войска вторгнутся на территорию СССР. Поэтому подготовка к войне хоть и шла, но совсем не в том темпе, в котором было необходимо.

Причин было две:

  1. В тот период Германия воевала на Британском фронте. И хотя англичане несколько раз предупреждали Сталина о готовящемся нападении на Советский Союз, вождь считал это провокацией со стороны Англии. Он не верил, что Гитлер решится развязать второй фронт;
  2. В СССР знали о том, что германская армия не подготовлена к войне в зимний период. Рассчитывая на тщательность и любовь к порядку немцев, Иосиф Виссарионович рассчитывал, что война начнется не ранее 1942 года.

Ошибочно полагать, что подписанные соглашения с Германией до начала войны убедили советского руководителя в чистых намерениях Гитлера. Однако именно из-за эффекта неожиданности мы понесли тяжелейшие потери в первые месяцы войны.

Почему Сталин депортировал чеченцев и ингушей?

Примерно за год до окончания Великой Отечественной войны Сталин подписал указ о выселении чеченцев и ингушей с территории соответствующей АССР. Точная причина исторически остается не известной.

Однако существует несколько предположений:

  • По некоторым данным достаточно много, а это около 50 тыс. чеченцев и ингушей дезертировали во время войны. Достаточно большая часть этого населения не явилась на службу по призыву;
  • Данные народности сотрудничали с захватчиками;
  • В республике процветала антисоветская деятельность;
  • Территория была перенасыщена бандитскими группировками;
  • В Чечено-Ингушской АССР периодически возникали восстания против советской власти.

Известно, что народ выселили незаконно, разделив при этом территорию между Северной Осетией, Дагестаном, Грузией и вновь созданной Грозненской областью. Во время и после выселения погиб почти каждый четвертый житель республики.

В результате рассмотрения личности становится понятно почему Сталина называли Сталин. Все множество псевдонимов этого великого человека ушло на второй план и большинству современников он запомнился именно так. Можно много спорить о реабилитации Сталина и о его политических ошибках. Однако его огромная роль в судьбе Советского Союза и истории нашего нынешнего государства останется неоспоримой.

Видео про эволюцию псевдонима

В данном ролике историк Аркадий Лобанов расскажет самую достоверную версию о происхождении псевдонима «Сталин», почему на это повлияла любовная история вождя:



Случайные статьи

Вверх