Индийская ведическая медицина. Аюрведа: что это? Целебная сила аюрведических масел

Аюрведа переводится с индийского как «наука о жизни». Вопреки расхожему мнению, восточная система подразумевает не только проведение массажей, втирание масел и использование целебных трав. Аюрведа - это целый комплекс профилактических и лечебных методик, цель которых - обеспечить гармонию души и тела человека.

История

Древняя наука зародилась в Индии более 3,5 тыс. лет назад. Считается, что сакральные знания передали людям древнеиндийские боги, отчасти поэтому за пределами страны аюрведа долгое время рассматривалась как национальное учение и особой популярностью не пользовалась. Только с расцветом книжного дела у нее стали появляться сторонники по всему миру.
В 1985 г. ВОЗ признала древнюю систему как действительно эффективный метод альтернативного лечения. В России, согласно приказу Министерства здравоохранения, аюрведа входит в список оздоровительных методик, которые могут официально применяться в медицинской практике. Чем же объясняется такое доверие к восточным лекарям?

Философия

Аюрведа рассматривает человека как комбинацию из нескольких элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Оформляясь в группы, эти элементы образуют ткани и органы, а также основные жизненные силы (доши), которые контролируют все функции организма. Пока доши работают в согласии друг с другом, человек остается здоровым, как только баланс нарушается - возникает болезнь. Именно поэтому суть любого лечения состоит в том, чтобы восстановить хрупкое равновесие между управляющими субстанциями.

От соотношения дош в организме также зависит изначальная природа человека - пракрити. Это психические и соматические особенности пациента, которые даются ему от рождения и не меняются в течение всей жизни. Зная свою пракрити и следуя конкретным рекомендациям по образу жизни, человек может оставаться здоровым и счастливым. Диагносты, определяя врожденную конституцию пациента, устанавливают его склонность к различным заболеваниям.

Всего выделяют 3 главных типа пракрити: Вату, Питту и Капху.

Вата
Символизирует движение. Человек этого типа худощав, порывист, общителен. Он быстро усваивает информацию, обладает богатым воображением и острым умом. В то же время непостоянен, раздражителен, легко возбудим. Люди Вата плохо питаются, нерационально организуют свой график, мало отдыхают. Узнать их можно по тонкой сухой коже, холодным рукам, ломким ногтям с бледной пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: дефицит веса, бессонница, нервные расстройства, нарушения пищеварения.

Питта

Люди, управляемые стихией огня. Они часто рыжеволосые, с белой кожей, покрытой веснушками. Имеют среднее телосложение. Очень уравновешены, целеустремленны, педантичны. Для них важно жить по графику и всегда держать ситуацию под контролем. Человек Питта обычно делает хорошую карьеру. Он смел, отзывчив, вспыльчив, но не злопамятен. Любит хорошо поесть. Врачи отличают таких пациентов по сильному пульсу, который легко прощупывается. Ногти у Питты - гибкие с красноватой пластиной.

Частые заболевания: тепловые удары, пищеварительные язвы, гастриты, патологии печени.

Капха

Люди Капха обладают замедленным обменом веществ. У них, как правило, ширококостное телосложение, развитые мускулы, но плавные, неспешные движения. Капхи любят поразмыслить, не склонны к импульсивным поступкам. Они терпеливы, уравновешены, миролюбивы, верны. Много едят, но физически мало активны, поэтому часто страдают от лишнего веса. Пульс у таких пациентов может быть слегка замедленным, ногти - блестящие, здоровые, с белой пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: ожирение, сердечно-сосудистые и ЛОР-заболевания.

Любая лечебная программа в аюрведе подбирается с учетом пракрити.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Для выявления болезни, помимо традиционного осмотра, целители аюрведы применяют довольно нестандартные методики, например, обнюхивание пациента или пульсовую диагностику. После того как проблема становится очевидной, приступают к лечению.

Как и в традиционной медицине, терапия может быть симптоматической (Шамана) или этиологической (т. е. устраняющей причину заболевания, Шодхана). В лечебные комплексы входят:

  • ароматерапия;
  • цвето- и музыкотерапия;
  • вкусовая терапия;
  • апитерапия (лечение пчелиными укусами);
  • дыхательная гимнастика;
  • духовные практики (йога, медитация);
  • фитопрепараты.

Для приготовления лекарств в аюрведе используются более 700 растений, минералы и вещества животного происхождения. Особенно часто в рецептуру включаются дерево Ним, Туласи, Трифала, Босвеллия. Токсичные металлы перед смешиванием подвергают специальной обработке. Препараты изготавливаются в виде порошков, пилюль, таблеток, сиропов и растворов.

Важная роль в лечении отводится диете. Считается, что в рационе человека должны присутствовать все 6 основных вкусов:

  • кислый,
  • соленый,
  • сладкий,
  • острый,
  • горький,
  • вяжущий.

По мнению индийских лекарей, каждое из вкусовых ощущений обладает определенным воздействием на организм. Например, сладкое стимулирует образование кровяных клеток, а кислое улучшает пищеварение. Только полная палитра вкусов может обеспечить нормальную работу всего организма в целом.

Готовить разрешается исключительно из свежих продуктов. При этом важно соблюдать принцип их сочетаемости. Так, в одном блюде не должны присутствовать одновременно белки и жиры. Фрукты нужно есть отдельно от крахмалосодержащих овощей. Молоко не следует комбинировать с другими продуктами, содержащими белки.

Дважды в год в профилактических целях врачи прописывают своим пациентам очищающие процедуры - панчакарму.
В курс терапии обычно включают массаж, травяные клизмы, кровопускание, промывание носовых пазух.

Но пожалуй, главное в аюрведе - ее духовная составляющая. Приверженцы этой методики убеждены, что физическое здоровье человека напрямую зависит от состояния его души. Если пациент доволен собой, любит мир, умеет прощать обиды и избавляться от раздражения, то никакие недуги ему не страшны.

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371

Аюрведа зародилась в Индии более 5 тысяч лет назад. Аюрведа - «Наука о жизни», в переводе с санскрита. В древней Индии частью повседневного существования – было следование законам Аюрведы.

В этой стране по прежнему хранят знания, накопленные целителями прошлого и, с их помощью, помогают современному человеку бороться с тем, что является платой за прогресс - стрессы, постоянная усталость, слабое здоровье.

Аюрведа - это больше чем наука, это искусство достижения гармонии с собой и окружающим миром, не нарушая естественного равновесия тела, ума и души.

Она признана Всемирной Организацией Здравоохранения как очень эффективная система альтернативной медицины.

Ориентировочно первые записи об Аюрведе были сделаны более двух тысяч лет назад в Индии. Издревле врачи со всего света приходили в Индию изучать Аюрведу.

Китайцы, тибетцы, афганцы, персы, египтяне, греки и итальянцы осваивали эту древнюю медицинскую систему, а затем применяли ее на практике в своих странах.

Фармацевтические фирмы, в точности следуя древним рецептам, производят практически все лекарства классической Аюрведы, сохраняя даже их древние названия.

Как совершенная система медицины, Аюрведа избавляет человечество от многих ненужных проблем и болезней, ведь цель Аюрведы - достичь здорового состояния тела, ума и духа.

Для этого необходимо научиться жить, следуя принципу целостности жизни, ведь все во Вселенной взаимосвязано и взаимозависимо.

Аюрведа - это искусство здорового образа жизни, при котором все вредоносные влияния внешней среды бессильны перед безупречным здоровьем.

Знание философии, науки и религии в ведических писаниях рассматриваются как единое знание о счастье, здоровье и совершенствовании человека. Философия - это любовь к истине. Наука - открытие истины посредством эксперимента. Религия - непосредственное переживание истины и применение ее в повседневной жизни.

Что такое Аюрведа?

Аюрведа до сих пор очень популярна. В настоящее время в одной только Индии, что такое Аюрведа, изучается в более чем в ста колледжах.Также Аюрведа набирает популярность в других странах.

Количество желающих совершить тур в Индию для прохождения процедур Аюрведы постоянно растет. Аюрведа лечит весь организм в целом, восстанавливает нарушенный баланс между его частями, удаляя саму причину болезни.

Зачастую Аюрведическая терапия излечивает пациентов, которым бессильна помочь западная медицина. Секрет подобного успеха в том, что вайдьи (Аюрведические врачи) рассматривают организм как единое целое и лечат не болезнь, а человека, учитывая его возраст, особенности конституции и множество других факторов.

Главное – это профилактика заболеваний, которая включает в себя не только диету, гимнастику, массажи и другие процедуры, но и образ жизни, и рекомендации по поведению в обществе. Все это способствует поддержанию равновесия и предупреждает появление и развитие болезней.

Аюрведа как наука, представляет собой систематизированное знание, она основана не на постоянно меняющихся научных изысканиях, а на мудрости ведических священных писаний и содержит универсальные принципы, применимые в повседневной жизни.

Аюрведа рассматривает тесную взаимосвязь микро- и макрокосмоса, исходит из представления, что человеческое тело - есть слепок космоса (мироздания). Согласно учению о тридоша - в основе человеческого организма (клеток, тканей и органов) лежат пять первоэлементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля), из которых состоят главные составляющие жизни - вата, питта и капха и их тонкие основы - прана, теджас и оджас..

Эти жизненные энергии определяют внешнюю форму живого существа, управляют физическими и ментальными функциями организма и поддерживают его единство. Применительно к людям это означает, что наше физическое и душевное состояние определяется составом и взаимодействием этих тонких материальных энергий.

Соотношение дош может изменяться вследствие влияния любого фактора: употребляемой пищи, климата, погоды, социальных и личных отношений, мыслей и много другого. Эти факторы либо повышают, либо понижают содержание в теле одной, двух, трех дош (в той или иной степени). Различия во внешнем виде, интеллекте, чертах характера и биологических реакциях обусловлены относительным преобладанием той или иной дош. Чрезмерное преобладание или уменьшение количества одной из дош, стремящихся доминировать одна над другой, приводят к внутренним нарушениям организма и недостаточности тех или иных функций в нем.

Терапия

В Аюрведе применяются только натуральные продукты и никаких химически синтезированных препаратов, причем пища во многом приравнивается к лекарству.

В отличие от западной медицины, использующей сильнодействующие средства, которые имеют мгновенный эффект, но разрушают живые клетки и иммунную систему, аюрведическая терапия действует медленно, но верно, не имеет побочных действий и стимулирует иммунитет.

Здоровье, согласно Аюрведе, это живая гармония между окружающей средой, телом и разумом человека. В Аюрведе имеется множество различных методов лечения самых разных заболеваний. Процесс этот может быть медленным, но результаты не заставляют себя долго ждать.

Особенность Аюрведы состоит в том, что она трактует человека как единое целое, единство тела, разума и духа. Аюрведа тесно связана с традиционными практиками Индии, в частности с йогой. Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально.

В аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов.

Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Пища, во многом, приравнивается к лекарству.

Центры Аюрведы в Индии

Современному жителю западного мира не так-то просто стать истинным адептом Аюрведы. Этому нужно посвятить жизнь и отдавать все свое свободное время, а в несвободное время все равно соблюдать главные заповеди, медитировать, не падать духом, правильно питаться и дышать чистым воздухом.

Поэтому в современном западном мире мало истинных адептов Аюрведы. Однако тех, кто слышал об этой штуке и хотел бы с ее помощью омолодиться и оздоровиться, становится все больше.

Несколько Аюрведических процедур в отрыве от духовных занятий не могут вернуть организму здоровье.

Однако практика показывает, что даже такая полумера замечательно оздоравливает и омолаживает организм. После курса процедур можно сбросить лишний вес, вернуть гибкость и спокойствие, начать блаженно улыбаться.

В штате Керала традиции древней медицины сохранились в наиболее полной форме, поэтому центры и салоны Аюрведы, расположенные в Керале, стали наиболее популярными.

Местный климат и растительность создают идеальные условия для применения этих методик лечения. Благодатное воздействие Аюрведы туристы могут ощутить не только в специальных медицинских центрах, но и, не покидая выбранного отеля.

Общепризнанные высококлассные центры есть и в других районах Индии. Это можно делать за очень большие деньги в отелях-дворцах с видом на Тадж-Махал или на заснеженные Гималаи.

Это отели Amarvilas в Агре, Rajvilas в Джайпуре, Wildflower Hall в Машобре, The Ananda Resort в Ришикеше.

За более скромные деньги можно заниматься Аюрведой на побережье Гоа. Здесь группа аюрведистов найдется во многих отелях.

Если не в любом, то в соседнем. Обитатели Гоа знают прекрасный способ начать день - с утра пораньше помедитировать у пены прибоя и заняться йогой.

Аюрведические курорты Индии в основном имеют категорию 4* и 5*. Помимо лечения по всем основным программам, они предлагают отдыхающим комфортабельное проживание с полным пансионом, экскурсии, развлечения и разнообразные сервисы, включая трансфер до отеля, услуги переводчика при консультациях с доктором и т.п.

Также, есть различные типы Аюрведических курортов – с более жесткими условиями соблюдения правил Аюрведы, направленными строго на лечение и полное очищение организма и мягкими, позволяющими сочетать в себе оздоровление и отдых. Каждый сможет подобрать для себя необходимый вариант.

Аюрведические программы

Названия Аюрведических процедур звучат очень таинственно - бинди, кундалини, широдхара.Так же странно звучат имена цветов и трав, которые используют целители. Но эти неслыханные названия оборачиваются эссенциями сладкого апельсина, бергамота, гвоздики, лаванды или дубовой коры.

Они входят в состав масок и мазей, курятся в ароматических лампах, поднимаются паром, наполняют воздух ароматом. А процедуры чаще всего оборачиваются массажами, распариванием и обертыванием.

Одна из лучших Аюрведических программ для современного человека – это Панчакарма, или очищение организма от накопившихся в нем токсинов и шлаков.

Чтобы добиться результата, нужно пройти минимум трехнедельный курс, причем желательно – в сезон муссонов, когда влажная жара многократно усиливает эффект.

Специалистами индийских центров Аюрведы разработаны также программы «Антистресс», «Омоложение», «Долголетие», «Снижение веса» и другие, продолжительностью от 2 до 4 недель.

Масло, настоянное на травах, восстанавливает биоэнергетический баланс тела и души, приводит в расслабленное состояние.

С ним делают массажи и паровые бани. Не менее сильным действием обладают и эфирные ароматические масла. Когда Аюрведа сочетается с ароматерапией, получается Аромаведа.

Многие процедуры зиждятся на той части Аюрведы, которая называется наукой о Марме. Считается, что на нашем теле существует 107 точек Мармы, по которым в тело входит жизненная сила прана.

Эти точки расположены по всему телу, и именно на них воздействуют мастера Аюрведы во время точечного массажа.

А Прана циркулирует по каналам. Чтобы прочистить эти каналы, целители применяют все те же травяные смеси, пар и массаж. Так они избавляют от мигреней, снимают напряжение и улучшают самочувствие.

Одна из основных Аюрведических процедур называется широдхара.

Проводится она так: на середину лба, в область "третьего глаза", тонкой струйкой льется теплое кунжутное масло. В результате очищается разум, уходят тревоги, исчезают головные боли.

Аюрведический массаж делается обычно двумя мастерами, в четыре руки, с использованием душистого масла, настоянного на травах.

Во время массажа стимулируются точки Мармы, восстанавливается баланс доши, гармонизируется, очищается и омолаживается организм.

Массаж пиндашведа с теплыми маслами и вытяжками из трав спасает от стрессов и перегрузок, разрушает целлюлит и выводит токсины, помогает при артритах, очищает организм, улучшает обмен веществ и перераспределяет энергию.

Массаж лица с подогретым ароматическим маслом называется бинди.

Для детоксикации организма используется традиционная смесь гималайских трав.

С ней проводят полировку кожи, обертывание и глубокий массаж. Все это эффективно очищает и тонизирует организм.

Немало Аюрведических процедур направленных на лечение специфических болезней.

Они избавляют от сухости во рту, от импотенции или паралича лицевого нерва, придают телу гибкость, уму - остроту, а душе Р -живость.

Для тех, кто хочет достичь полного здоровья и счастья, Аюрведа предлагает сочетать лечение с самосовершенствованием, переходя со временем на все более высокий уровень.

Всего этих уровней пять, и лечением телесных недугов занимаются на самом первом, чтобы к последнему обрести истинное счастье.

первый уровень


-
лечение телесного недуга. Оно происходит с помощью правильного питания, аюрведических лекарств и очищения организма


в
торой уровень

Профилактика физических и психических болезней. Он включает соблюдение режима дня, употребление омолаживающих средств, упражнения хатха-йоги, дыхательные упражнения пранаямы, достижение чистоты тела

третий уровень

Развитие позитивного отношения к жизни и счастливых отношений с окружающими. Это работа над своим характером. Врач выступает наставником для пациента

четвертый уровень

Достижение правильного отношения к высшей цели человеческой жизни. Это работа над своими убеждениями и взглядами, чтение мантр, развитие аскетизма под руководством духовного наставника

пятый уровень

Развитие правильного понимания духовной реальности. Древнее знание гласит, что настоящего счастья можно достичь, если самоотверженно заниматься духовной практикой. На этом уровне лечения человек достигает максимального здоровья и счастья

Аюрведа указывает направление, помогает сделать первые шаги к исцелению, но основной путь пациент должен пройти сам, следуя строго предписаниям доктора.

Популярные виды массажа в Аюрведе

Абъянга

Это массаж всего тела. Заранее подготавливается теплое масло с экстрактами различных трав. Этот вид массажа помогает улучшить кровообращение и гибкость суставов, также помогает укрепить и тонизировать не только мускулы, но и сами суставы. Этот вид массажа также используется для очищения тела и выведения токсинов, которые скапливаются глубоко в тканях.

Массаж Гаршана

Считается, что этот вид массажа помогает при разложении жира посредством улучшения кровообращения и циркуляции лимфы. Он также помогает при очищении кожи и удалении мертвых клеток, что позволяет проявить всю эффективность массажных масел и увеличить эластичность кожи.

Сиродхара

В этом виде массажа масло ритмично льется на лоб, что дает эффект расслабления и понижает уровень депрессии, позволяя Вам самим контролировать его.

Нхаваракижи

В этом виде массажа тело обворачивается припарками из медицинской смеси, чтоб добиться повышенного потоотделения. Помимо массажа аюрведачарьи (аюрведические врачи) практикуют диеты и медикаменты в соответствии с нуждами пациентов.

протонаукой или паранаукой . Исследование, проведенное в 2008 году, определило, что около 21 % аюрведических препаратов, произведенных в США и Индии и продаваемых через Интернет, содержат опасные количества тяжелых металлов, таких как свинец , и мышьяк .

История аюрведы

Источники

Ведийские источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх - «Атхарваведе» . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них была уничтожена во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Классические источники

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов :

Первые три из списка являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям . Окончательное формирование аюрведического канона относится к 1000 г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман) . О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трёх субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трёх субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в лёгких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша , Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей . Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы . Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака , лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености .

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение , которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой , который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике , индийские врачеватели, следуя традиционным представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром.

Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки .

  • Уши , глаза , нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку .

  • Токсикология - Agada Tantra
  • Очистка генетических [ ] нарушений - Bajikarana (или Vajikarana)
  • Здоровье и Долголетие - Rasayana Tantra (расаяна)
  • Духовное лечение (психиатрия) - Bhuta Vidya, (Тантра , Прана , Йога)

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана , шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита» , «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, духовной и социальной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

  • земля (притхви) - представляет собой твёрдое вещество или энергию, упакованную в вещество.
  • вода (джала) - принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.
  • огонь (агни) - принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.
  • воздух (ваю) - принцип движения материи или газообразного состояния вещества.
  • эфир (акаша) - субстанция пространства, аналог физического вакуума.

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату . Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши - которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма . Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма .

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Насчитывается десять типов конституций Пракрити и Викрити, но традиционно из них выделяют только семь типов : вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трёх дош.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, паллиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают и увеличивают вес.
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты смазывают и увеличивают вес.
  • Солёный (Lavan) - Солёные теплые продукты стимулируют, смягчают, смазывают и увеличивают вес.
  • Горький (Katu) - Горькие продукты прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес.
  • Острый (Tikta) - Острые продукты тёплые, сухие, стимулируют и уменьшают вес.
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, солёное, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определённый физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для устранения дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав . Может включать слабительные, ванны, приёмы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Также следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям. Научное сообщество рассматривает аюрведу как псевдонауку . Некоторые исследователи считают ее протонаукой или паранаукой .

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утверждённым законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

Примечания

  1. Georg Feuerstein , Subhash Kak , David Frawley . In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212; ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414.
  2. История Древнего мира т. 3. Упадок древних обществ: в 3 т., Издание второе / Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.: Издательство «Наука», 1983.
  3. Ayurveda . American Cancer Society (26 August 2011). - «The effectiveness of Ayurveda has not been proven in scientific studies, but early research suggests that certain herbs may offer potential therapeutic value». Проверено 7 января 2015.
  4. Chaper 1: Psychomythology . - 3rd. - Oxford University Press, 2013. - P. 20. - ISBN 978-0-19-969388-7 .
  5. Quack, Johannes. Disenchanting India: Organized Rationalism and Criticism of Religion in India. - Oxford University Press , 2011. - P. , . - ISBN 9780199812608 .
  6. Manohar, P. Ram. The blending of science and spirituality in the Ayurvedic healing tradition // Science, Spirituality and the Modernization of India . - Anthem Press, 2009. - P. 172–3. - ISBN 9781843317760 .
  7. (2008) «Lead, mercury, and arsenic in US- and Indian-manufactured medicines sold via the internet». JAMA 300 (8): 915–923. DOI :10.1001/jama.300.8.915 . PMID 18728265 .

Сегодня все больше людей начинают склоняться к щадящим методам исцеления организма, основывающимся на исключении приема химических медикаментов. Древнейшей наукой о комплексном подходе к достижению здоровья организма является аюверда (Индия - страна происхождения данного учения). В настоящее время довольно-таки много людей ведут свой образ жизни, основываясь на методах аюрведы, которые благоприятно влияют на организм человека.

Понятие науки

Аюверда - что это такое? Толкование науки предполагает рассматривать каждого человека как часть Вселенной. Основываясь на данной тесной взаимосвязи, аюрведа рассматривает здоровье организма как связанные между собой:

  • сознание;
  • тело человека.

Исключительно в единении всего организма и достигается состояние полного баланса и здоровья человека. Отличительной чертой данного учения является то, что устранению симптомов заболеваний уделяется мало внимания, все действия направлены только на искоренение причины заболевания.

Индийская аюверда утверждает, что причинами возникновения всех болезней является нарушение баланса между телом и душой, которое случается вследствие стрессов, неправильного режима дня, питания, вредных привычек и других отрицательных факторов. В качестве лечения предлагаются процедуры по расслаблению, очищению организма, медитация, правильное питание, дыхательные упражнения и так далее.

Расширение границ

Считается, что аюрведа возникла более пяти тысяч лет назад, когда святые мудрецы открыли свои знания, полученные от Вселенной, людям. Рамки учения недолго ограничивались только территорией Индии, и в скором времени часть полученных знаний стала основой для процедур в европейской и арабской медицине. Именно аюверда (что это такое и основные принципы науки будут описаны ниже) рассказала миру о лечебных качествах мускуса, алоэ, сандала, различных травяных сборов и благовоний. На базе данного учения долгое время работала тибетская медицина, но в большинство западных стран аюрведа пришла только в прошлом столетии. Сегодня ее практикуют квалифицированные зарегистрированные врачи по всему миру, количество пациентов которых растет с каждым годом.

Основы науки сохранились неизменными до сих пор, в качестве базы берется очищение организма и единение тела с душой - это действенное средство для исцеления от болезней.

Определение равновесия организма

Итак, только в гармонии тела и души можно получить истинное здоровье. Если же ментальная и физическая составляющие организма находятся в дисбалансе, то человек чувствует себя плохо, ему требуется лечение. Учитывая, что традиционная медицина также считает, что большинство болезней порождают нервные расстройства, аюрведические знания, которые открыли тысячелетия назад, основаны на реальных проблемах в организме.

Древнее учение гласит, что каждый человек несет в себе энергию пяти стихий:

  • земли;
  • воздуха;
  • воды;
  • огня;
  • космоса.

Каждый из этих компонентов находится в определенном соотношении с другими, в результате достигается баланс в организме. Именно идеальное равновесие всех составляющих приводит организм в состояние пракрити, которое является эталоном здоровья.

К чему стремиться

Аюрведа учит тому, что каждый человек рождается уже в состоянии пракрити и, зная все его определяющие составляющие, способен самостоятельно контролировать свое здоровье. Внешние факторы имеют влияние на баланс душ в организме, что приводит человека в состояние вкрикрити, которое считается болезненным. Вернуть доши в прежнее положение можно различными методами, в том числе и препаратами, предоставляемыми в специализированных магазинах. Интернет-магазин "Аюверда Дом" предлагает только качественные товары от проверенных и сертифицированных производителей. Приобрести их можно по доступным ценам.

Определение доши

Данным термином в аюрведе именуется подвижная энергетическая субстанция. В каждом человеке есть три доши, которые должны находиться в определенном балансе между собой:

  • питта (энергия воды и огня);
  • вата (энергия воздуха);
  • капха (энергия земли, космоса и воды).

Более тонкие энергии

Итак, аюверда (что это такое, знают немногие) - довольно сложная наука. Помимо баланса дош в организме, для гармонии необходимо контролировать еще и состояние гун. Они представляют собой что-то неощутимое, легкое и эмоциональное. Гуны также делятся на несколько типов:

  • раджас - основа энергии и активности;
  • саттва - основа гармонии, баланса и разума;
  • тамас - основа грубости, инерции и разрушения.

Принципы лечения

Традиционная медицина основывается на лечении конкретного очага заболевания, аюрведа же направлена на комплексное оздоровление всего организма. Достигается это путем балансирования дош и гун в организме. Квалифицированный врач аюрведы способен правильно определить, какая именно доша вышла из своего нормального состояния, и вернуть ее обратно в гармонию с остальными составляющими. Все это делается исключительно натуральными средствами, полностью исключая химические медикаменты. Ознакомиться со списком применяемых в индийской медицине средств можно на сайте "Аюверда Дом".

Помимо этого, наука учит направлять свои эмоции в положительное русло во время лечения, ведь именно от эмоционального состояния во многом зависит результат проводимых мероприятий.

Оздоровление путем правильного питания

Данное направление оздоровления базируется не только на составлении рациона, а и на соблюдении правильного режима питания. Аюверда, питание по которой основано на определенных принципах, обязывает приступать к трапезе исключительно в умиротворенном состоянии. Для этого после расстройства или возбуждения нужно время для подготовки к приему пищи. Также в помещении, где осуществляется трапеза, должно быть тихо и спокойно, без отвлекающих факторов. Кроме этого, правила гласят, что основной прием пищи обязан происходить в полдень, а после окончания любой трапезы следует вставать из-за стола только через несколько минут.

Полезна аюверда для похудения, поскольку по ее основам следует приступать к еде только в момент наступления чувства голода, но не раньше чем через 3 часа после предыдущей трапезы. Запрещено есть после захода солнца и переедать. Трапезничать следует не спеша, хорошо пережевывая и только в сидячем положении. Еда обязательно должна быть теплой и свежей, приготовленной непосредственно перед приемом пищи, в крайнем случае в этот же день. Пить во время еды разрешается в небольших количествах и только тщательно прокипяченную теплую воду.

О продуктах

Учение прямо указывает на необходимость использования специй во время приготовления еды, поскольку они способствуют возбуждению аппетита и улучшению пищеварения. "Аюверда Дом" (индийский интернет-магазин) предлагает своим клиентам и различные качественные специи и пряные травы, которые будут полезны при соблюдении правил аюрведического питания.

Запрещено в питании использовать молочные продукты промышленного производства, такие как йогурты, сыр, молоко или мороженое. Вечером нельзя употреблять кислую и соленую пищу, кисломолочные продукты в том числе. Картошку вообще употреблять не рекомендуется, поскольку она противоречит принципам аюрведического питания, способствует появлению токсинов в организме. Молоко разрешается пить только отдельно от других продуктов. Для вкуса разрешается добавлять специи или сахар.

Сочетание продуктов

Считается, что молоко вообще нельзя ни с чем сочетать, особенно с кислыми продуктами (в первую очередь это касается цитрусовых). Также нужно учитывать время переваривания совмещаемых продуктов. Так, зерновые перевариваются долго, а значит, сочетать их, к примеру, с дыней нельзя, поскольку она усваивается организмом очень быстро. Мед по правилам питания нельзя употреблять в подогретом состоянии, а молоко - совместно с другими продуктами, содержащими белок. Все эти принципы основаны на весомых доводах и для каждой доши описаны отдельно.

Методы оздоровления

Любая лечебная процедура по древнему учению не может иметь побочных эффектов, поскольку основана только на использовании натуральных компонентов. В числе них различные топленые масла и более трех тысяч лекарственных растений, приобрести которые по доступной цене и в короткие сроки предлагает магазин "Аюрведа Дом".

Список процедур оздоровления богат различными методиками массажей, очищающими клизмами, религиозным пением, чтением мантр, медитациями и так далее.

Для женщин данная наука наиболее привлекательна, поскольку предлагает не просто оздоровить организм, а и омолодить его с помощью натуральных косметических средств и процедур. Для слабой половины человечества аюрведа (интернет-магазин с таким же названием имеет полный ассортимент) предлагает широкий выбор натуральных масел, которые могут использоваться различными способами. Натуральные косметические и лечебные средства способствуют устранению возрастных изменений, угревой сыпи, сухости кожи, а также успешно справляются и с другими проблемами без побочных эффектов.

Положительные стороны

Даже использование аюрведических знаний для устранения какой-то конкретной проблемы все равно благотворно будет влиять на весь организм в целом. Специализированные магазины предлагают своим клиентам не только масла и травы, а полноценные косметические продукты, изготовленные с соблюдением всех правил науки.

В их числе:

  • кремы;
  • маски;
  • средства по уходу за волосами;
  • средство по уходу за зубами;
  • косметические средства.

Все они имеют в составе минеральные компоненты, вытяжки из целебных трав и другие полезные ингредиенты. Интересно, что использование всех целебных средств индийцы начали еще задолго до европейцев. К примеру, сурьма и амла способны ухаживать за волосами, укреплять их и способствовать росту.

Заключение

В данной статье подробно описана аюверда, что это такое, на чем основывается наука и как применяется в повседневной жизни. Исключительно натуральные средства индийской медицины имеют только положительные отзывы со стороны покупателей, они помогают возвращать красоту и здоровье без побочных эффектов. Аюрведа учит умиротворению, гармонии и единению тела с душой, чего так сильно не хватает людям в современном мире. Но тем не менее, не изучив досконально науку, не начинайте применять ее методы на себе.



Случайные статьи

Вверх