Исторические эпохи по порядку. Эпохи в искусстве по порядку. Презентация по истории костюма на тему "хронология исторических эпох в искусстве"

(составлена в соответствии с курсом лекций)

«Мы раздавлены наследием. Современный человек изнурен обилием своих технических средств, но и столь же обеднен переизбытком своих богатств... Мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами. Но в делах искусства эрудиция есть род немощи... Она подменяет ощущения гипотезами и встречу с шедевром-бесчисленными воспоминаниями... Венера становится документом»

П. Валери

«Как бы не была совершенна теория, она только приближение к истине.»

А. М. Бутлеров

«Искусство – это не способ мышления, а способ восстановления ощутимости мира. Формы искусства меняются для того, чтобы сохранить ощутимость жизни.»

В. Шкловский

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Ок.40 тыс.лет до н.э. Палеолит (древнекаменный век). Возникновение искусства
Ок.25 тыс.лет до н.э. Палеолит. Первые изображения на стенах пещер. Палеолитические "венеры".
Ок.12 тыс.лет Палеолит. Росписи и петроглифы в Ла Мадлен, Алтамире, Фон де Гом.
Ок.5-4 тыс.лет до н.э. Неолит (новый каменный век). Изображения и петроглифы на скалах Онежского озера и Белого моря.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
5-4 тыс.лет до н. э. Искусство Раннего царства в Египте. Искусство Двуречья до образования государств
28-26 век до н.э. Искусство Древнего Царства в Египте. Пирамиды в Саккара и Гизе: Хеопса, Хефрена Миккерина. Раннединастический период в Двуречьи.Шумерское искусство.
24 век до н.э. Искусство Аккада
22 век до н.э. Искусство позднешумерского периода. Статуя Гудеа.
21 век до н.э. Искусство Среднего Царства Египта. Гробницы номархов, изображения царей, бюст Сенусерта, Сфинкс.
19 век до н.э. Искусство Старовавилонского периода. Стелла Хаммурапи. Искусство Хеттов.
16-14 век до н.э. Искусство Нового царства в Египте. Амарнское искусство. Храмовые комплексы Карнака и Луксора. Изображения Эхнатона и Нефертити. Гробница Тутанхамона.
13-11 век до н.э. Искусство раннего Ирана. Искусство позднего времени в Египте. Династия Рамессидов. Храм Сети в Абидосе,храм в Абу-Симбеле.
9-7 век до н.э. Искусство новоассирийского царства. Дворцы Саргона II, Ашшурнацерпала, висячие сады, зиккурат Мардука-Этеменанки
6-5 век до н.э. . Искусство Урарту. Нововавилонское царство. Ворота Иштар.
АНТИЧНОСТЬ
30-13 век до н.э. Эгейское искусство. Крито-микенское искусство. Дворец в Кноссе, Львиные ворота в Микенах, гробница Атрея.
11 век до н.э. Гомеровская Греция
8-7 век до н.э. Этрусское искусство. Гробницы в Тарквиниях
7-6 век до н.э. Греческая Архаика. Храм Апполона в Коринфе, статуи Клеобиса и Битона, куросы и коры.
5-4 век до н.э. Греческая классика. Афинский Акрополь, статуи Фидия, Мирона, Поликлета. Галикарнасский мавзолей.
3-2 век до н.э. Эллинистическая Греция. Статуи Праксителя, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Искусство Римской республики. Пантеон.
1-4 век до н.э Искусство Римской империи. Помпейские росписи. Статуи Августа, Цезаря, Колизей, римские термы, базилика Максенция.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
1-5 век н.э. Раннехристианское искусство. Живопись катакомб.- Мозаики мавзолея Санта Констанца, базилика Санта Мария Маджоре в Риме, баптистерий в Ровенне.
313 г. Официальное признание христианства
.6-7 век н.э. Эпоха Юстиниана в Византии. Храм Св.Софии в Константинополе,Сан-Витале в Ровенне. Эпоха варварских королевств в Европе.Мавзолей Теодориха, Эхтернахское евангелие
8-9 век н.э. Эпоха иконоборчества в Византии. Усиление роли светского искусства, прикладное искусство. Империя Карла Великого в Европе. Каролингское возрождение. Капелла в Ахене, Утрехтская псалтырь.
сер. 9-10 век Македонское возрождение в Византии. Античные традиции. Мозаики Св.Софии Константинопольской. Миниатюры. Оттоновская эпоха в Европе. Евангелие Оттона, распятие Геро,вестверк церкви в Кельне.
10-12 век Средневизантийская культура. Крестовокупольная архитектура. Упрочение иконографического канона. Мозаики в Фокиде, на Хиосе и Дафни, фрески Нерези, Парижская псалтырь, Владимирская Богоматерь. Романское искусство в Европе. Церковь Сент-Этьен в Новере, рельефы церкви в Тулузе, Нотр Дам в Пуатье, соборы в Майнце и Вормсе. Домонгольская архитектура Др.Руси. Соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде, Мирожский монастырь во Пскове, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Гиоргиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом, Церковь Спаса на Нередице.
13-15 век Поздневизантийское искусство. Палеологовское возрождение. Исихазм. Фрески Студенице, Сапочан, мозаики Кахрие-Джами, фрески Феофана Грека. Готическое искусство вЕвропе. Нотр Дам в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Солсбери, Кельне, скульптура в Наумбурге, ратуши европейских столиц и городов (Брюгге и др.). Послемонгольская архитектура Др.Руси. Кремли древнерусских городов, церковь в Изборске, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, фрески Снетогорского монастыря, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде с фресками Феофана Грека, церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом. Расцвет иконописи Новгорода и Пскова.
1453 г. Падение Византии
13 век Проторенессанс в Италии. Джотто (1266-1337), Дуччо (1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344).
14 век-15 век Раннее Возрождение в Италии. Архитектура Брунеллески (1377-1446), скульптура Донателло(1386-1466), Вероккио (1436-1488), живопись Мазаччо (1401-1428), Филиппо Липпи (1406-1469), Доменико Гирландайо (1449-1494). Пьерро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431- 1506). Сандро Ботичелли (1445-1510), Джорджоне (1477-1510)
15 век Начало Возрождения в северной Европе.
16-17 века Упрочение Московского государства. Московский кремль и соборы, колокольня Ивана Великого, Соловецкий монастырь, церковь Вознесения в Коломенском. Андрей Рублев, Дионисий (Ферапонтово). Поганкины палаты во Пскове, московские палаты Кириллова. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях, Сухарева башня, Кижский погост. Симон Ушаков (1626-1686), Прокопий Чирин Годуновский и Строгановский стили в иконописи.
нач.16 века Высокое Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициан (1477-1576)
2-я пол.16в. Позднее Возрождение и Маньеризм в Италии. Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1568)
15-нач.17 века Возрождение в Северной Европе. Нидерланды: братья Ван Эйк (к.14-сер.15в). Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Гуго ван дер Гус(1435-1482), Иероним Босх (1450-1516), Питер Брейгель Старший (1532-1569). Германия: Ганс Голбейн Младший (1477-1543), Албрехт Дюрер (1471-1528), Матиас Грюневальд (1475-1530). Франция: Жан Фуке (1420-1481), Жан Клуэ (1488-1541). Испания: Эль Греко (1541-1614)
НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ЕВРОПА
17 век
БАРОККО
Италия. Римское Барокко:М. Фонтана, Л. Барромини, Лоренцо Бернини (1596-1680). Фландрия: П-П. Рубенс (1577-1640), А. ван Дейк (1599-1641), Я. Йорданс (1593-1678), Ф.Снейдерс (1579-1657). Франция: Версальский дворец. Ленотр, Лебрен
АКАДЕМИЗМ И КЛАССИЦИЗМ
Италия, Болонский академизм:братья Караччи (сер.16-н.17в.), Гвидо Рени. Франция: Н. Пуссен (1594-1665), К. Лоррен (1600-1652)
РЕАЛИЗМ
Италия: Караваджо (1573-1610). Испания: Х. Рибера (1551-1628), Д. Веласкес (1599-1660), Э. Мурильо (1618-1682), Ф. Сурбаран (1598-1664). Франция: братья Ленен (к,16-сер.17в.в.) Жорж де Латур (1593-1652), Голландия: Ф. Хальс (1680-1666), Рейсдаль (1603-1670), Ян Стен (1620-1679), Г.Метсю (1629-1667), Г.Терборх (1617-1681), Ян Вермер Дельфтский (1632-1675), Рембрандт (1606-1669)
18 век.
БАРОККО
Италия: Ж.Тьеполо (1696-1770). Россия. Петровское барокко: Д. Трезини (1670-1734), А.Шлютер, И.Коробов. Русское барокко: Ф.- Б. Растрелли(1700-1771)
РОКОКО
Франция: А. Ватто (1684-1721), Ф. Буше (1703-1770), Ж. Фрагонар (1732-1806). Россия: И. Вишняков (н.18-сер.18в.)
АКАДЕМИЗМ И КЛССИЦИЗМ
Англия: Д.Райнольдс (1723-1792), Т. Гейнсборо (1727-1788).Франция: революционный классицизм Ж.-Л. Давид (1748-1825), Россия: Д. Левицкий (1735-1822). Архитектура строгий классицизм: А. Кокоринов (1726-1772), М. Казаков (1738-1812), И. Старов (1745-1808), Д. Кваренги (1744-1817), Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800). Скульптура: М. Козловский (1753-1802)
РЕАЛИЗМ
Италия: А.Каналетто (1697-1768), Ф.Гварди (1712-1793). Англия: У.Хогарт (1697-1764). Франция: Шарден (1699-1779), Ж.-Б. Грез (1725-1805). Россия: И. Никитин (1680-1742), А. Матвеев (1702-1739), А. Зубов. (к.17-сер.18в), М. Махаев (1718-1770), А. Антропов (1716-1795), И. Аргунов (.1729-1802), Ф. Шубин.(1740-1805)
РОМАНТИЗМ
Италия: С. Роза(сер.17-к.17в), А.Маньяско (1667-1749). Россия: В. Баженов (1738-1799), Ч. Камерон (1740-1812), Ф. Рокотов(1730-1808), В. Боровиковский (1757-1825), С. Щедрин (1745-1804)
19 век
РОМАНТИЗМ
Франция: Т. Жерико (1791-1824), Э. Делакруа (1798-1863). Англия: Д.Констебл (1776-1837). Германия: назарейцы: К-Д. Фридрих(1774-1840), Ф. Овербек (1789-1869), П,Корнелиус (1783-1867). Россия: О.Кипренский (1782-1836)
КЛАССИЦИЗМ И АКАДЕМИЗМ
Франция: Ж.-Д. Энгр (1780-1807). Россия. Архитектура высокий классицизм: А. Воронихин (1759-1814), А.Захаров (1761-1811), Тома де Томон (1760-1813), К. Росси (1778-1849), В. Стасов (1769-1848). Скульптура. И. Мартос (1752-1835) Академизм. Живопись: П. Клодт (1805-1867), К. Брюллов (1799-1852), Ф. Бруни (1799-1875), А. Иванов (1806-1858)
РЕАЛИЗМ
Франция: О.Домье (1808-1879), Ж. Милле.(1814-1875), Г.Курбе (1819-1877), К. Коро (1796-1875), барбизонцы - Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), К. Тройон (1810-1865), Ш.-Ф. Добиньи (1817-1878). Германия: А. Менцель (1815-1905), бидермаейер - М. Швиндт (1804-1871), К. Шпицвет (1808-1885). Россия: В.Тропинин (1776-1857), А. Венецианов (1780-1847), П. Федотов (1815-1852), В.Перов (1834-1882). Передвижники: И.Крамской.(1837-1887), Н. Ге (1831-1894), Н. Ярошенко (1846-1898), В.Верещагин (1842-1904), А. Саврасов (1830-1897), И. Шишкин (1832-1898), А.Куинджи (1842-1910), И. Репин (1844-1930), В.Суриков (1848-1916), И. Левитан (1860-1900), В. Серов (1865-1911)
СИМВОЛИЗМ
Англия. Прерафаэлиты (Братство прерафаэлитов-1848-53) Д.-Г. Росетти (1828-1898), Дж.-Э. Миллес (1829-1896),У. Моррис (1834-1896). Франция: Пюви де Шаван(1824-1898), Г. Моро (1826-1898), О. Редон(1810-1916). Группа"Наби": П. Боннар (1867-1947), Э. Вюйяр (1868-1940), М. Дени(1870-1943). Россия: М. Врубель (1856-1910), М. Нестеров (1862-1942), Мир искусства": М. Сомов (1869-1939), А. Бенуа (1870-1960), М. Добужинский (1875-1942), Н. Рерих (1874-1947), А. Остроумова-Лебедева (1871-1955). "Голубая роза": В. Борисов-Мусатов (1870-1905), П. Кузнецов (1878-1968), скульптура А. Матвеев (1878-1960), С. Коненков (1874-1971). Германия: М. Клингер.(1857-1920)
2-я пол.19в.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Франция (1 выставка-1874, последняя 1884): Э. Мане (1832-1883), К. Моне (1840-1926), О. Ренуар (1841-1919), Э. Дега (1834-1917), О. Роден (1840-1907). Россия: К.Коровин (1861-1939), И. Грабарь (1871-1960), А. Голубкина (1864-1927)
к.19-н. 20в.
МОДЕРН. СЕЦЕССИЯ
Архитектура. Россия: Ф. Шехтель (1859-1926). Испания: А. Гауди-и-Корнет (1852-1926)
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
А. Тулуз-Лотрек (1864-1901), А. Модильяни (1884-1920), П. Сезани (1839-1906). В.Ван Гог (1853-1890), П. Гоген (1848-1903)
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
Ж.Сера (1859-1891), П. Синьяк (1863-1953)
20 век
ФУНКЦИОНАЛИЗМ.
В. Гропиус (1883-1969), Ле Корбюзье (1887-1965), Мис Ван Дер Рое (1886-1969), Ф.-Л. Райт (1869-1959).
КОНСТРУКТИВИЗМ
Россия:. Архитектура: братья Веснины (Леонид 1880-1933, Виктор 1882-1950, Александр 1883-1959), К. Мельников (1890-1974), И. Леонидов (1902-1959)., А. Щусев (1878-1949) Живопись. Группа ОСТ: А. Дейнека (1899-1969), Ю. Пименов (1903-1977), Д. Штернберг (1881-1948), А. Лабас (1900-1983)
ФОВИЗМ
Франция: А. Матисс (1869-1954), А. Марке (1875-1947)
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Германия: "Синий всадник" Ф. Маркс (1880-1916). Г. Грос(1893-1954), О. Дикс (1891-1969), Э. Барлах (1870-1938), Грундиг Х. (1901-1958) и Л. (1901-1977), О. Нагель(1894-1967). Скульптура: В. Лембрук (1881-1919), К. Кольвиц (1867-1945).
КУБИЗМ,
Франция: П. Пикассо (1881-1973), Ж. Брак (1882-1963), Ф. Леже (1881-1955).
КУБОФУТУРИЗМ
Россия: "Бубновый валет" (1910-1916): И. Машков (1881-1944), А. Лентулов (1882-1943), П. Кончаловский (1876-1956), М. Ларионов (1881-1964), Н. Гончарова (1881-1962),-Н. Фальк (1886-1958)
ФУТУРИЗМ
Италия: У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Д. Балла (1871-1958), Ф.-Т. Маринетти (1876-1944)
ПРИМИТИВИЗМ
Франция: А. Руссо (1844-1910). Россия: М. Шагал (1887-1985), Н. Пиросмани (1862-1918)
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Россия: В. Кандинский (1866-1944), К. Малевич (1878-1935), П. Филонов (1883-1941), В. Татлин (1885-1953), О. Розанова (1885-1918). Америка: П. Мондриан (1872-1944), Д. Поллок. (1912-1956)
СЮРРЕАЛИЗМ
С. Дали (1904-1989), А. Бретон (1896-1966), Д. ДеКирико (1888-1978), Р. Магритт (1898-1967)
ПОП-АРТ 60-г.20в
Америка: Р. Раушенберг (1925-к. 90-х), Д. Розенквист, Э. Уорхол Р. Лихтенстайн (р.1923),
РЕАЛИЗМ 20 в.
Италия. Неореализм: Р. Гуттузо (1912-1987), А. Пиццинато (1910- 80-е г.), К. Леви (1902-1975), Д. Манцу (р.1908- к.90-х). Франция. Неореализм: А. Фужерон (р. 1913) , Б. Таслицкий (р. 1911). Мексика: Д.-А. Сикейрос (1896-1974),Х.-К. Ороско (1883-1942), Д. Ривера (1886-1957). США: Р.Кент (1882-1971). Советский Союз. Социалистический реализм. Живопись: К. Петров-Водкин (1878-1939), И. Бродский (1883-1939), Б. Греков (1882-1934), А. Пластов (1893-1983), В. Фаворский (1886-1964), С. Герасимов(1885-1964), П. Корин (1892-1967), Кукрыниксы (М. Куприянов 1903-1993, П. Крылов 1902-1990, Н. Соколов р. 1903), М. Сарьян (1880-1972). Скульптура: Андреев Н. (1873-1932), И. Шадр (1887--1941), В. Мухина (1889-1953). Суровый стиль 60-х г. (аналог неореализма). Живопись: Г. Коржев (р.1925), Т. Салахов (р.1928), братья Смолины, В. Попков (1932-1974), Н. Андронов (1929-1998), Дм. Жилинский (р.1928), М.Савицкий (р.1922), П. Оссовский (р. 1925), Т. Яблонская (р.1917), Д. Бисти (р.1925). Ленинградская школа: Е. Моисеенко (1916-1988), В. Орешников (1904-1987), А. Русаков (1898-1952), А. Пахомов (1900-1973), В. Пакулин (1900-1951) , В. Звонцов (р. 1917), Я. Крестовский (р. 1925), В. Мыльников, М. Аникушин (1917-1997) и др. Прибалтийская школа: Заринь И. (р. 1929), Скульме Д., Красаускас С. (1929-1977). Архитектура: В.Кубасов Посохин М., братья Насвитасы Гротескный реализм 70-х г.: Назаренко Т. (р1944), Н Нестерова (р.1944,), Овчинников В..Салонный реализм (кич, натурализм): И. Глазунов И. (р. 1930), Шилов А., Васильеев В.
ПОСТМОДЕРНИЗМ 80-90 г.г. 20 в.


Схема общей цикличности истории искусства

(по Ф. И. Шмиту и В. Н. Прокофьеву)

Общая спираль эволюции искусства во времени показывает как чередуются в реальной художественной практике этапы господства ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО и ПОДРАЖАТЕЛЬНОГО начал. Таким образом, вся левая часть I) представляет творческие методы, основанные на выразительности (символическое и абстрактное искусство, нетяготеющее к формам реального мира), правая же часть II) - на подражательности (натуралистическое реалистическое, классическое искусство, стремящееся к воплощению своих идей в формах близких реальности). Но это не означает, что в "выразительные" эпохи полностью отсутствуют "подражательные" направления и наоборот. Речь идет именно о ведущей тенденции. Для более точной характеристики того или иного этапа необходимо ввести еще такие понятия как канонические и неканонические стили в искусстве (по другой терминалогии норматиивные и ненормативные стили). Эти параметры могут соединятся как с "подражательностью", так и с выразительностью", что создает дополнительное многообразие вариантов и лишает данную схему монотоности. Так, например, в Новое время существуют несколько стилей. Их разнобразие складывается в том числе и благодаря тому, что в одном случае это каноническая подражательноость, а в другом - неканоническая. Необходимо отметить и особое положение такого направления как реализм. В виде определенной тенденции он существует с самого момента возникновения искусства и до сего дня (с 17 в. как метод и с 19 как полнооценный художественный стиль). По своей сути он является неким синтезом подражательности и выразительности, каноничности и неканоничности, чем, вероятно, и можно объяснить его универсальность и постоянное присутствие в любых эпохах.

Примечания:

1.Понятие каноничности – от термина канон (греч. норма, правило), то есть система правил, закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства. 2.Основные работы, в которых рассмотрена и прокоментирована предложенная схема циклов развития искусства: Шмит Ф. И. Искусство - его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков. 1919, его же: Искусство. Основные понятия теории и истории. Л. 1925, Прокофьев В. Об искусстве и искусствознании. М. 1985, Климов Р. Б. Заметки о Фаворском. Советское искусствознание – 74, – 75. М. 1975 и М. 1976.

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

История человечества делится на три эпохи (к текущему моменту: в будущем могут и новые начаться):

Первая эпоха: от появления человечества (2-2,5 млн. лет назад) до неолитической революции (примерно 8 000 г. до н.э.).

Вторая эпоха: от неолитической революции (примерно 8 000 г. до н.э.) до промышленной революции (конец 18 - начало 19 века).

Третья эпоха - от промышленной революции (конец 18 - начало 19 века) до настоящего времени.

[Даты указаны по лучшему результату: разумеется, до сих пор можно найти племена, которые по уровню развития ещё в Первой эпохе живут.]

Неолитическая и промышленная революции - это сверхважные события в истории человечества, уступающие разве что лишь появлению человечества. С сожалением вынужден констатировать, что я совершенно не понимаю их причин. Нет, в споре с человеком, уверенным, что он их понимает, я могу сгенерировать более-менее правдоподобное объяснение, но реального понимания у меня нет. Впрочем, подробности - ниже.

1. Первая эпоха и неолитическая революция.

Характерная черта Первой эпохи - отсутствие сколь-либо заметного современникам прогресса. Иллюзия незыблемости, неизменности мироздания и образа жизни.

Чтобы увидеть прогресс, надо смотреть как учёные - на периоды времени в СОТНИ ТЫСЯЧ лет, и притом с вниманием к мельчайшим деталям. Только так можно заметить какое-то подобие прогресса.

Живя же в таком обществе, прогресса увидеть нельзя: этот слабый-слабый повышательный тренд на отрезках времени в несколько поколений невозможно вычленить из флуктуаций, колебаний уровня жизни по множеству самых разных причин.

Такие общества могут существовать стабильными на протяжении сколь угодно большого периода времени. У них нет никаких внутренних причин к развитию. Совершенно неудивительно, что где-нибудь в джунглях Амазонки можно найти племена, которые живут в Первой эпохе до сих пор. И если их не найти, то могут в таком состоянии оставаться и на протяжении многих тысячелетий, десятков тысяч и сотен тысяч лет. Если при помощи "машины времени" любого их жителя переместить в прошлое на тысячелетие-другое, он попадет во вполне знакомую ему культурную среду.

Удивительно другое: а почему же некоторые из таких сообществ всё-таки смогли взойти на следующую ступень развития?

Причины решительно непонятны.

Разве раннее земледелие чем-то превосходит охоту?

Люди биологически более приспособлены именно к охоте. Психиологически такая деятельность воспринимается более приятной. Труд земледельца - совсем наоборот. Следовательно, чтобы люди предпочли быть земледельцами, на то должны были быть очень веские причины.

Говоря про хлеб, не представляйте себе тот, что Вы каждый день едите. И не представляйте себе средневековый хлеб. Тот хлеб, который готовили первые земледельцы, был малопитательным, невкусным и дико, чудовищно трудоёмким в приготовлении!
То же самое касается риса, кукурузы и прочих съедобных растений.

Конечно, результат охоты был нестабильным, ибо зависел не только от мастерства охотников, но и от объективных причин вроде изменений численности и миграций животных. Но разве земледелие лучше? Это в Третью эпоху земледелие даёт стабильный результат. Это во Вторую эпоху результат земледелия хоть и рискован, но риск умеренный. В Первую эпоху земледелие крайне ненадежно. Примерно на том же уровне, что и охота.

Антропологам известны примеры племен примитивных земледельцев и охотников, живущих по соседству друг с другом в одинаковых природных условиях. Как правило, их уровень жизни вполне сравним. Так почему же произошел переход к земледелию?

У неолитической революции есть и вторая загадка - независимое, но почти синхронное начало ее в нескольких регионах планеты (разница во времени измеряется в тысячелетиях, но на фоне двухмиллионнолетней истории человечества это действительно один момент).

Придумать обоснование я могу, но оно меня самого не убеждает. Не могу понять эту загадку.

2. Вторая эпоха.

Вторая эпоха, в отличие от Первой, имеет выраженную нестационарность: общество, вступившее во Вторую эпоху, не может оставаться неизменным тысячелетиями или даже веками. Оно неизбежно будет иметь периоды экономического и технического взлета, которые хоть и зачастую компенсируются последующими спадами, однако же всё-таки есть. В отличие от обществ Первой эпохи.

Другая важная черта Второй эпохи - полная зависимость от сельского хозяйства.
Совсем не случайно среди экономистов Второй эпохи было широко распространено мнение, что богатство создается только в сельском хозяйстве, а все остальные люди лишь перераспределяют его.

Видите в стране Второй эпохи спад? Скорей всего, он начался с неурожайных лет.
Видите подъём? Наверняка он начался с хороших урожаев.

Третья характерная черта Второй эпохи, кардинально отличающая её от Третьей - ОБРАТНАЯ зависимость между ростом совокупного и подушевого дохода жителей любой страны.

Если страна богатеет - уровень жизни большинства её жителей (кроме малочисленной верхушки) падает. И наоборот. Например, с середины 14 (от начала "Чёрной смерти") и до середины 15 века Европа переживала колоссальный спад... но никогда в истории уровень жизни европейских крестьян не был так высок! Он будет превзойдён лишь с концом Второй эпохи.

Для нас, жителей Третьей эпохи, это выглядит парадоксально, однако дело обстоит именно так. Почему? Именно потому, что экономика Второй эпохи жёстко связана с сельским хозяйством, а динамика численности населения мальтузианская.

Как правило, общеэкономический подъём сопровождался ростом численности населения. А это заставляло использовать менее плодородные земельные участки, увеличивая совокупный продукт, но сокращая предельный. Вот и выходит, что если совокупный продукт страны вырос, скажем, с 1000 условных единиц до 2000, то численность её жителей возросла, к примеру, от 100 до 250, и на каждого условного жителя приходится не по 10 условных единиц дохода, а по 8.

Для историков и экономистов Вторая эпоха интересна своей НЕЕДИНСТВЕННОСТЬЮ, возможностью сопоставлять альтернативные пути развития.

Первая эпоха тут не подходит: как бы парадоксально это ни звучало, но человечество было единым. Дело в том, что хотя путешествия людей и распространение информации были очень медленными, появление нового знания было намного более медлительным. Тем самым знание распространялось по всему человечеству, почти не устаревая.

Третья эпоха тем более не годится: с началом промышленной революции единство мира стало окончательным и необратимым (без полной деградации человечества и скатывания обратно во Вторую эпоху).

А во Второй эпохе вариации были. Цивилизации Европы, Азии и Северной Африки - это единая система. С глубочайшей древности они связаны друг с другом торговыми путями. О существовании друг друга они прекрасно знали.
Но вот цивилизации Южной и Центральной Америки - совсем другое дело! Они к евроазиатскосевероафриканской цивилизации отношения не имеют. Тем интересней проводить сопоставления двух альтернативных путей развития во Вторую эпоху, чтобы понять, какие черты являются обязательными, а какие - случайно закрепившимися. Поэтому безумно жаль, что конкистадоры разрушили и уничтожили совершенно бесценные свидетельства о том, как были устроены южно- и центральноамериканские страны.

3. Промышленная революция.

Если неолитическая революция была задолго до начала письменной истории человечества, то промышленная революция произошла при полном свете истории. Нам досконально известно, что и как происходило. Но ПОЧЕМУ произошла промышленная революция - загадка ничуть не меньшая!

Когда любители "альтернативной истории" заявляют, что египтяне ну никак не могли таскать такие камни, как в пирамидах, им обычно приводят в пример различные гигантские камни из Петербурга. Первый рефлекс жителей Третьей эпохи - сказать "Ну это же было на тысячи лет раньше!". Но стоит только включить разум, как становится понятным удивительный факт: да, разница в веках и тысячелетиях, однако каких-то принципиальных изменений нет! Что можно сделать в начале 18 века н.э., то можно сделать и за тысячу-другую лет до н.э., ну может разве что людей потребуется чуть больше, и работать им придется чуть дольше: разница всего лишь в разы, а даже не в десятки раз.

Вторая эпоха характеризуется цикличностью развития. В ней были как грандиозные взлеты, так и грандиозные падения. Если сравнивать только пики развития, то совершенно непонятно, чем же европейский пик 18 века был таким особенным, что позволил перейти в Третью эпоху.

Классическое объяснение - от науки и техники.

Аргумент от науки явно не работает. На протяжении Первой эпохи науки не было вообще, а на протяжении Второй эпохи она либо была никак не связана с техникой, либо была её следствием: т.е. сначала эмпирическим путём изобретается новое устройство, и только потом находится объяснение, как оно работает. НТП, т.е. прогресс техники как следствие научного прогресса - это характерная черта Третьей эпохи. До промышленной революции (и даже спустя десятилетия после неё) его не существовало. Следовательно, развитие науки никак не могло быть причиной промышленной революции.

С аргументом от техники тоже непросто. Что было такого в Европе 18 века, чего не было, например, в Александрии птолемеевского Египта? Даже паровой двигатель, и то был!

Можно двигаться и вперёд: в средневековой Европе были крупные взлеты и в 11-13 веке, и с середины 15 до середины 16. Тем не менее, как это было характерно для всех экономических подъёмов во Второй эпохе, они завершились спадом и откатом назад.

Можно двигаться и назад. Средиземноморье 13 в. до н.э., накануне Катастрофы бронзового века - чего там не хватало для промышленной революции? Не понимаю.

То же самое и в других крупных цивилизациях. И в Индии, и в Китае, и в Японии точно так же были и высокие подъёмы, и глубокие спады. Почему, почему ни один подъём не позволил начать промышленную революцию?

Чем больше и глубже изучаешь историю этих стран, тем менее понятно, почему Европа их опередила: долгое время они были вполне сопоставимы, притом Европа нередко являлась несколько отстающей по всем параметрам. Доминирование Европы появилось только накануне промышленной революции.

Ещё одна парадоксальная черта промышленной революции - её НЕЗАМЕТНОСТЬ для современников.
Практически никто не понимал, что является свидетелем переломной точки в истории человечества. Даже у умнейших и наблюдательнейших людей, например у Адама Смита, не видно понимания роли промышленности.

А вот для сравнения слова Роджера Бэкона, относящиеся примерно к 1260 году:
"Может статься, что изготовят машины, благодаря которым самые большие корабли, управляемые одним-единственным человеком, будут двигаться быстрее, чем если бы на них было полно гребцов; что построят повозки, которые будут перемещаться с невероятной быстротой без помощи животных; что создадут летающие машины, в которых человек... бил бы по воздуху крыльями, как птица... Машины позволят проникнуть в глубины морей и рек".

Но почему же в конце 18 века промышленная революция произошла, а в конце 13 - нет? Я не знаю.

4. Третья эпоха.

Она длится слишком мало времени, чтобы можно было делать сколь-либо серьёзные выводы. Поэтому кратко назову некоторые важные отличительные черты её, которые заметны уже сегодня:

Неоспоримая "стрела времени". История не стационарна и не циклична, и это очевидно даже для обывателей.
- Научно-технический прогресс вместо технического прогресса, характерного для предыдущих эпох: сначала открывается знание о мире, и потом на основе него создаётся новая техника.
- Прямая связь между совокупным и подушевым доходом. Развитие страны повышает уровень жизни её граждан.
- Выход из "мальтузианской ловушки".
- Маленький мир. Если во Вторую эпоху ещё имеет смысл делить человечество на отдельные цивилизации, то в Третью весь мир - это единая система, все элементы которой сильно связаны друг с другом.

[Про Первую эпоху и неолитическую революцию]

Тезис о стабильном производстве прибавочного продукта может быть воспринят как указание на повышение в процессе неолитической революции уровня и качества жизни: до нее люди жили-де на грани голодной смерти, а после этого в результате перехода к более прогрессивным технологиям жизнь стала более изобильной. Такое понимание было широко распространено до 1970-х, когда американский антрополог Маршалл Салинз доказал его ошибочность.

В своей монографии Экономика каменного века (1973) М.Салинз, обобщая этнографическую и историческую информацию, сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и собиратели . Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледельцев голодовки носили более тяжелый и регулярный характер . Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать. Причина тому – не мнимая лень отсталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значения накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи).

Возникает парадоксальный вывод, который называют «парадоксом Салинза»: в ходе неолитической революции совершенствование аграрного производства ведет к ухудшению уровня жизни . Можно ли в таком случае считать неолитическую революцию прогрессивным явлением, если она понижает уровень жизни? Оказывается, можно, если рассматривать критерии прогресса более широко, не сводя их только к среднедушевому потреблению.

В чем именно заключалась прогрессивность неолитической революции, можно объяснить по модели, которую предложили американские экономисты-историки Дуглас Норт и Роберт Томас.

В раннепервобытном обществе господствовала общая собственность: из-за немногочисленности населения доступ к охотничьим угодьям и местам рыбной ловли был открыт всем без исключения. Это означало, что существовало общее право на использование ресурса до его захвата (захватит тот, кто будет первым) и индивидуальное право на использование ресурса после захвата. В результате каждое племя, собирающее добычу с очередного участка, куда оно перекочевало, было заинтересовано в хищническом потреблении ресурсов общего доступа «здесь и сейчас», без заботы о воспроизводстве. Когда ресурсы территории истощались, ее покидали и уходили на новое место.

Такая ситуация, когда каждый пользователь озабочен максимизацией личной сиюминутной выгоды без заботы о завтрашнем дне, экономисты называют трагедией общей собственности. Пока природные ресурсы были изобильны, проблем не возникало. Однако их истощение из-за роста населения привело примерно 10 тыс. лет назад к первой в истории революции в производстве и в социальной организации общества.

Согласно парадоксу Салинза, охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие . Поэтому пока демографическая нагрузка на природу не превышала некоторого порогового значения, первобытные племена не занимались производящим хозяйством, даже если для этого были подходящие условия (скажем, пригодные для культивирования растения). Когда же из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, то рост населения требовал перехода с охоты на земледелие, либо вымирания охотников от голода. В принципе возможен и третий выход - остановить демографическое давление у критического предела. Однако первобытные люди редко прибегали к нему из-за непонимания экологических закономерностей.

Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей. Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты. Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата чужаками и разрешать поземельные конфликты между соплеменниками. В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности.

Д.Норт и Р.Томас предложили считать главным содержанием Первой экономической революции (так они назвали неолитическую революцию) появление прав собственности, закрепляющих исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Преодоление трагедии общей собственности позволило остановить падение предельного продукта труда, стабилизировало его.

Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется, таким образом, не непосредственно в росте среднедушевого уровня жизни, а в повышении плотности и численности населения. Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз. Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.

[Про Александрию птолемеевского Египта]

Первый пример, слишком далекий и, однако же, смущающий, - это пример птолемеевского Египта. Следовало ли останавливаться на нем, идя самым длинным путем? Тем не менее в Александрии между 100 и 50 гг. до н.э., за семнадцать или восемнадцать веков до Дени Палена, состоялось явление пара. Такая ли уж малость, что «инженер» Герон изобрел тогда эолипил, своего рода паровую турбину, - игрушку, приводившую, однако, в движение механизм, способный дистанционно открывать тяжелую дверь храма? Это открытие произошло вслед за немалым числом других: всасывающим и нагнетательным насосами, инструментами, предвосхитившими термометр и теодолит, боевыми машинами, правда более теоретическими, нежели практическими, заставлявшими работать сжатие или расширение воздуха, или силу огромных пружин. В те далекие века Александрия блистала всеми оттенками страсти к изобретательству. На протяжении уже одного или двух веков там полыхали разные революции: культурная, торговая, научная (Евклид, Птолемей-астроном, Эратосфен); Дикеарх, видимо живший в городе в начале III столетия до н.э., был первым географом, «начертившим на карте линию широты, которая проходила бы от Гибралтарского пролива до Тихого океана, следуя вдоль Тавра и Гималаев».

Внимательное рассмотрение долгой александрийской главы, конечно, увлекло бы нас слишком далеко, через интересный эллинистический мир, вышедший из завоеваний Александра, где территориальные государства (такие, как Египет и Сирия) заняли место прежней модели греческих городов-полисов. Вот трансформация, которая не может не напомнить нам первые шаги современной Европы. Напрашивается также констатация, которая впоследствии будет часто повторяться: изобретения шли группами, большими количествами, сериями, как если бы они опирались друг на друга или, скорее, как если бы какое-то данное общество выталкивало их все вместе на передний план.

Однако как бы ни была блистательно интеллектуальна долгая александрийская глава, она в один прекрасный день завершилась без того, чтобы ее изобретения (а между тем их особенностью была обращенность к техническому приложению: в III в. Александрия даже основала школу инженеров ) вылились в какую бы то ни было революцию в промышленном производстве.

Вина за это лежит, вне сомнения, на рабовладении, которое давало античному миру всю удобную для эксплуатации рабочую силу, в какой он нуждался. Таким образом, на Востоке горизонтальная водяная мельница останется рудиментарной, приспособленной единственно для нужд помола зерна, задачи тяжкой и повседневной, а пар будет служить лишь в своего рода хитроумных игрушках, потому что, как пишет один историк техники, «потребность в [энергетической] мощи, превосходившей те ее виды, что были тогда известны, не ощущалась». И значит, эллинистическое общество осталось безразличным к подвигам «инженеров».

Но не несет ли за это ответственность и римское завоевание, которое последовало вскоре за этими изобретениями? Эллинистические экономика и общество уже несколько столетий были открыты миру. Рим же, напротив, замкнулся в рамках Средиземноморья и, разрушив Карфаген, поработив Грецию, Египет и Восток, трижды закрыл выходы в широкий мир. Было ли бы все по-иному, если бы Антоний и Клеопатра одержали победу при Акциуме в 31 г. до н.э.? Иными словами, не возможна ли промышленная революция лишь в сердце открытого мира-экономики?

[Про зависимость между совокупным и среднедушевым доходом]

До такого превращения традиционный рост совершался с перебоями, как последовательность взлетов и остановок, или даже спадов, на протяжении веков. Различаются очень продолжительные фазы: 1100-1350, 1350-1450, 1450-1520, 1520-1720, 1720-1817 гг. Эти фазы противоречили друг другу: во время первой население росло, во второй – резко упало, вновь росло в третьей, пребывало в состоянии застоя в четвертой и стало стремительно возрастать в последней из них.

Всякий раз, когда росло население, наблюдался рост производства и национального дохода – словно для того, чтобы оправдать старую пословицу «Богатство заключено только в людях». Но всякий раз доход на душу населения понижался или даже скатывался вниз, тогда как в течение застойных фаз он улучшался. Именно это показывает длинная кривая, рассчитанная на материале семи веков Фелпсом Брауном и Шейлой Хопкинс. Таким образом, имелось расхождение между национальным доходом и доходом на душу населения: рост национального продукта происходил в ущерб тем, кто трудился , это было законом Старого порядка. И я предположу в противоположность тому, что говорилось и повторялось, что начатки английской промышленной революции были поддержаны ростом, принадлежащим еще Старому порядку. До 1815 г., или, вернее, до 1850 г. (а иные сказали бы до 1870 г.) не было постоянного роста.

С середины XIX века, который сломил специфический ритм роста при старом порядке, мы как будто вступаем в другую эру: вековая тенденция (trend) – это тенденция к одновременному подъему численности населения, цен, ВНП, заработной платы, прерываемому лишь случайностями кратковременных циклов , как если бы «постоянный рост» нам был обещан навсегда.

По поводу Второй эпохи и промышленной революции рекомендую "Материальную цивилизацию, экономику и капитализм" Фернана Броделя.

Основные периоды развития мирового искусства.

Первобытное искусство – искусство первого человека, племен, населявших нашу планету до появления первых цивилизаций. По территории оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, т.к. до сих пор существуют народности, живущие вне цивилизации. К предметам первобытного искусства относятся наскальные рисунки, скульптурные изображения, рельефы и рисунки на предметах быта, оружия, украшения и ритуальные предметы, архитектурные постройки культового характера.

Искусство Древнего мира – это искусство первых цивилизаций: Египта, Греции, Рима и прилегающих государств и цивилизаций. Искусство тесно связано с языческими верованиями, практически полностью посвящено божествам и мифологическим героям. В ранние периоды искусство разных цивилизаций имеет схожие черты первобытного, но в более поздние периоды происходит резкое отличие в архитектурных постройках, принципах и правилах изображения человека, животных и т.д.

Средневековье – качественно новый этап в развитии всего европейского искусства, начавшийся с принятия странами западной Европы христианства, и в этом смысле объединивший тематику и направление стиля разных народов. Подразделяется на романский и готический стили.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (и в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались на возвышенностях и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной иторжественной силы, подчеркнутой массивностью стен и объемов, ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиляделились на отдельные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами). В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля– литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п.

Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е. относящийся к германскому племени готов) - художественный стиль, заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (12 - 15\16 вв). Готическое искусство оставалось культовым и религиозным, соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, торжественное величие и динамика, изобилие пластичности выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Живопись существовала преимущественно в виде витражей. В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство. Собственные варианты Готикискладывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и др. странах Европы.

Возрождение , Ренессанс - эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14–16 вв., в других регионах – конце 15–16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светского, гуманистического, обращением к античности, "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения - открытие чувственности и многообразия окружающей действительности сочеталось с разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. Наиболее сильно Возрождение реализовалось в Италии, где различают периоды Проторенессанс (13 и 14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 –начало 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). Крупнейшие мастера этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей этих стран является их связь с искусством поздней готики. Это произведения И. Босха, П. Брейгеля Старшего и др.

Барокко (итал. barocco– причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, эффектная зрелищность, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи это эмоциональность, ритм, свобода мазка, в скульптуре –текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Наиболее яркими представителями были П.П. Рубенс, А. ван Дейк.

Академизм – оторванность от практики, от жизненных реалий, направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Академизмнасаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 11–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству, как к эталону. Художественное произведение рассматривалось как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и чувствами. В архитектуре Классицизма отличают логичность планировки и ясность объемов. В живописи основными элементами стали линия и светотень, локальный цвет. Неоклассицизм (18 – начала 19 вв) стал общеевропейским стилем, также формировался в основном во французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре это изысканный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь, стремление к суровой простоте, драматизм исторических и портретных образов, господствование традиции академизма.

Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. - устремленность к безграничной свободе ибесконечному, жажда совершенства и обновления, личная и гражданская независимость. Разлад идеала и действительности лег в основу романтизма; утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции (Э. Делакруа).



Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане О. Ренуар, Э. Дега изображали мгновенные, «подсмотренные» в реальности ситуации, использовали неуравновешенные композиции, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. К. Монеи др.выработали систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света и воздуха., богатства красок. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" экспонировалась в 1874 в Париже. В картинах сложные цвета разлагались на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы. Понятие Импрессионизм вскульптуре – это стремление к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный), направление в искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. и стремившееся к точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Натурализм– это внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изображение, пристрастие к воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, создание необычных, подчеркнуто индивидуальных по облику зданий, фасады построек модернаобладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных выразительных средств в модернестал орнамент. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура и графика модерна.Один изизвестных живописцев и графики того направления - П. Гоген.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действенный) – это убежденность в познаваемости реального мира. Это творчество Рембрандта, Д. Веласкеса и др.

Годы до новой эры.
4 тыс. лет. Объединение мелких государств в долине Нила. Первая пирамида. Шумеро-Аккадское царство в Месопотамии. Изобретение клинописи. В долине Инда возникает хараппская цивилизация. В долине Хуанхэ разводят шелковичного червя, выплавляют бронзу; возникает узелковое и рисуночное письмо.
2,5-2 тыс. лет. Минойская цивилизация. Ассирийское государство со столицей в Ниневии. Финикийцы создают буквенное письмо, открывают путь в Красное море. Трипольская земледельческая культура в Приднепровье.
2 тыс. лет. Арийские племена проникают в Индию, а греки-ахейцы - в Элладу.
1,5 тыс. лет. В Китае возникает государство Шан (Инь).
1400 г. Исход евреев из Египта под водительством Моисея.
Ок. XV в. Отделение праславянских племен от индоевропейского единства.
XV-XIII вв. Период Ахейской Греции.
1300-1200 гг. Хетты открывают способ получения железа. 970-940 гг. Правление царя Соломона, постройка Иерусалимского храма.
IX-VIII вв. Первые упоминания о государстве персов.
800 г. Основание финикийцами Карфагена.
776 г. Первые Олимпийские игры.
753 г. Легендарная дата основания Рима.
660 г. Первый император Японии.
560 г. Рождение Будды.
551 г. Рождение Конфуция.
489 г. - IV в. н. э. Государство Великая Армения.
461 г. «Золотой век» Перикла в Греции. Строительство Парфенона.
334-325 гг. Завоевания Александра Македонского на Востоке.
317-180 гг. Империя Маурьев в Индии.
264-146 гг. Три Пунических войны Рима с Карфагеном и разрушение Карфагена.
246 г. Начало строительства Великой Китайской стены.
146 г. Подчинение Греции Риму.
73-71 гг. Восстание римских рабов под предводительством Спартака.
49-44 гг. Диктатура Юлия Цезаря в Риме.
6 г. до н.э. - 4 г. н. э. Вероятная дата рождения Иисуса Христа.

Годы новой эры.
I век. Возникновение христианства.
Ок. 29 г. Распятие Иисуса Христа по приказу римского прокуратора Понтия Пилата.
I-II вв. Первые упоминания о славянах у античных авторов.
132-135 гг. Начало рассеяния евреев по всему миру.
164-180 гг. Чума опустошает Римскую и Китайскую империи.
III-IX вв. Цивилизация майя в Америке.
395 г. Разделение Римской империи на Восточную и Западную.
IV-V вв. Введение христианства в Грузии и Армении.
476 г. Падение Западной Римской империи.

Начало Средневековья.
482 г. Крещение франков. Первое королевство франков.
570 г. Рождение Мухаммеда, основателя ислама.
630 г. Образование арабского государства.
Конец VII в. Образование Болгарского государства.
711-720 г. Завоевание арабами Испании.
732 г. Битва при Пуатье. Остановлено продвижение арабов в Европу.
VIII- X вв. Хазарский каганат.
г. Первые летописные сведения о Новгороде.
г. Легендарная дата основания Киева.
IXв. Образование Киевской Руси.
Конец IX - начало X в. Образование Чешского государства.
Xв. Образование Древнепольского государства.
1054 г. Разрыв между православием и католичеством.
1096-1099 гг. Первый крестовый поход.
1136-1478 гг. Новгородская феодальная республика.
1147 г. Первое упоминание о Москве.
1206-1227 гг. Время правления Чингисхана. Возникновение государства монголов.
1236-1242 гг. Татаро-монгольское нашествие на Русь и страны Европы.
1242 г. Разгром Александром Невским немецких рыцарей на Чудском озере.
Сер. X в. - 1569 г. Великое княжество Литовское и Русское.
1325 г. Основание царства ацтеков в Мексике.
1348-1349 гг. Чума уносит половину населения Англии.
1370-1405 гг. Правление великого эмира Тимура-завоевателя.
1378 г. Победа московского войска над татарами на реке Воже.
1380 г. Куликовская битва - разгром татар под руководством Дмитрия Донского.
1389 г. Битва на Косовом поле (разгром сербов турками).
1410 г. Разгром Тевтонского ордена польско-литовско-русской ратью (Грюнвальд).
1431 г. Сожжение Жанны д’Арк по приговору инквизиции.
1445 г. Библия Гуттенберга. Начало книгопечатания в Европе.
1453 г. Падение Константинополя и Византии под ударами турок.
1478 г. Начало инквизиции в Испании.
1480 г. «Стояние на Угре». Окончание татаро-монгольского ига.
1492 г. Изгнание арабов из Испании. Открытие Америки Колумбом.
1517 г. Мартин Лютер выступает против власти пап. Начало Реформации.
1531-1533 гг. Завоевание Писарро государства инков.
1533-1584 гг. Правление Ивана Грозного.
24 августа 1572 г. Варфоломеевская ночь (резня гугенотов во Франции).
1588 г. Гибель «Непобедимой Армады» (испанского флота).
1596 г. Брестская уния. Образование греко-католической («униатской») церкви. 1604-1612 гг. «Смутное время».
г. Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского.
г. Избрание Михаила Романова на царство.
1620 г. «Отцы-пилигримы» основывают колонию за океаном, в Новой Англии.
Начало буржуазной революции в Англии считается началом Нового времени.
1640 г. Начало буржуазной революции в Англии. 1644 г. Маньчжуры овладевают Китаем.
1654 г. Решение о переходе Украины под власть царя России (Переяславская рада).
1667-1671 гг. Крестьянская война под руководством Степана Разина.
1682-1725 гг. Царствование Петра I.
1701-1703 гг. Война за испанское наследство. Усиление Англии на море.
27 июня 1709 г. Полтавская битва.
1762-1796 гг. Царствование Екатерины И.
1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева.
1775-1783 гг. Война за независимость американских колоний. Образование США.
24 июля 1783 г. Георгиевский трактат о переходе Грузии под защиту России.
14 июля 1788 г. Взятие Бастилии и начало Французской революции.
1793-1795 гг. Присоединение Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии к России.
1812 г. Вторжение армии Наполеона в Россию. Бородинская битва.
1815 г. Поражение Наполеона в битве при Ватерлоо.
1837 г. Воцарение в Англии королевы Виктории.
1853-1856 гг. Крымская война. Оборона Севастополя.
19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права в России.
1861-1865 гг. Гражданская война в США между Севером и Югом. Отмена рабства.
1862 г. Объединение Германии Бисмарком.
1867 г. Создание двуединой Австро-Венгерской империи.
1877-1878 гг. - Русско-турецкая война, освобождение болгар, сербов, румын.
1896 г. Коронация Николая П. Катастрофа на Ходынском поле.
1904-1905 гг. Русско-японская война. Гибель «Варяга», падение Порт-Артура.
г. «Кровавое воскресенье». Начало революции в России. Манифест 17 октября.
г. Первая Государственная Дума.
1911-1913 гг. Революция в императорском Китае.
1914 г. Убийство эрцгерцога Фердинанда и начало Первой мировой войны.
1917 г. Февральская революция в России, свержение самодержавия.
1917г. Победа Октябрьской революции в Петрограде. Образование РСФСР.
1417 г. Образование Украинской Народной и Советской республик.
1918г. Революция в Германии, образование независимых Польши и Чехословакии.
1918 г. Окончание Первой мировой войны. Начало Гражданской войны в России.
1919г. Версальский мирный договор между союзниками и Германией.
1919-1923 гг. Кемалистская революция в Турции, крушение Османской империи.
30 декабря 1922 г. Образование СССР.
1929 г. Начало коллективизации в СССР. Мировой экономический кризис.
1931-1933 гг. Великий голод в СССР.
30 января 1933 г. Установление диктатуры нацистов в Германии.
1436-1939 гг. Мятеж генерала Франко и гражданская война в Испании.
1437-1938 гг. Массовые репрессии в СССР.
г. «Хрустальная ночь» (резня евреев в Германии).
г. Пакт Молотова-Риббентропа. Начало Второй мировой войны.
22 июня 1941 г. Нападение Германии на СССР.
г. Битва под Москвой - первое поражение вермахта
г. Подписание декларации 26 государств о борьбе против Германии.
1442-1943 гг. Битва под Сталинградом. Бои в Северной Африке.
г. Курская битва. Высадка союзных войск в Италии.
г. Высадка союзных войск в Нормандии.
8-9 мая 1945 г. Безоговорочная капитуляция Германии.
1945 г. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны.
1445-1946 гг. Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками.
1947 г. Принятие США «Плана Маршалла».
1448 г. Провозглашение государства Израиль.
1949 г. Образование НАТО. Провозглашение ГДР, ФРГ, КНР.
1950-1953 гг. Война в Корее.
1955 г. Заключение Варшавского договора.
4 октября 1957 г. Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли.
12 апреля 1961 г. Первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин (СССР).
1961-1973 гг. Война во Вьетнаме.
1966-1976 гг. «Культурная революция» в Китае.
1968 г. Вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию.
21 июля 1969 г. Первый человек на Луне (Н. Армстронг, США).
1975 г. Хельсинское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе.
1980-1988 гг. Ирано-иракская война.
1985 г. Начало «перестройки» в СССР.
26 апреля 1986 г. Авария на Чернобыльской АЭС.
1991 г. Референдум о судьбе СССР (70 % - за сохранение Союза). Путч ГКЧП.
г. Беловежские соглашения и распад СССР.
1991-1992 гг. Распад Чехословакии, Югославии.
г. Начало «шоковой терапии» в России.
1994 г. Начало войны в Чечне.
г. Союз России и Беларуси. Вывод российских войск из Чечни.
г. Обвальное падение рубля (дефолт) в России.
г. Бомбардировка Югославии авиацией НАТО. Операция «Буря в пустыне».
г. Отставка Б. Н. Ельцина. Его преемник - В. В. Путин.
г. Избрание В. В. Путина Президентом РФ.
11 сентября 2001 г. Грандиозный теракт в Нью-Йорке. Тысячи погибших.
г. Вторжение войск США и союзников в Ирак. Падение режима Хусейна.
г. «Оранжевая революция» в Украине.
г. Катастрофическое цунами в Индонезии. Ураган «Катрина» в США.
г. Кризис власти в Украине.

Некоторые исторические династии
Начиная с легендарного Дзимму, потомка богини солнца Аматерасу, вступившего на престол 11 февраля 660 года до н. э., в Японии сменилось 134 императора.
Начиная с Апостола Петра, первого епископа Рима, казненного около 65 года, на Святейшем престоле сменилось 344 папы, из которых 39 не признаны («антипапы»).



Случайные статьи

Вверх