История екатерины второй. Правление екатерины второй

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников

Правление Екатерины II (кратко)

Правление Екатерины II (кратко)

Двадцать первого апреля 1729 года рождается принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Церптская, которую в будущем будут знать как Екатерину Вторую Великую. При этом, семья её была весьма стеснена в средствах и поэтому ей удалось получить только домашнее образование, которое повлияло на личность девушки.

В 1744 году происходит событие, которое стало значимым не только для принцессы, но и для всей истории Российской империи. Именно её выбирает Елизавета Петровна в качестве невесты Петра Третьего. Прибывшая ко двору Софья с огромным удовольствием начала заниматься самообразованием, изучая историю, культуру и язык новой родины. При крещении она получает имя Екатерина Алексеевна.

Церемония венчания с Петром происходит двадцать первого августа 1745 года, но этот брак принёс женщине лишь несчастье, так как Пётр совсем не обращал на неё внимания. На довольно продолжительный период балы и охоты становятся для императрицы единственными развлечениями. А двадцатого сентября 1754 года он рождает сына Павла, которого у неё сразу же отбирают. Сами же супруги не стесняясь заводили любовников.

После рождения дочери императрица Елизавета заболевает. Кроме того, открывается переписка Екатерины Второй с австрийским послом. Вскоре после кончины Елизаветы Пётр восходит на престол.

Исследователи утверждают, что планирование заговора против мужа императрица начала ещё задолго до этого вместе со своими фаворитами. В 1761 году она рождает втайне сына от одного из них (Орлова).

В результате грамотно проведённой в гвардейских частях пропаганды двадцать восьмого июня 1762 года части приносят Екатерине присягу, а Пётр отказывается от престола.

Во внутренней политике Екатерина Вторая придерживалась идей Просвещения. Именно просвещенный абсолютизм императрицы способствовал укрепления самодержавия, усилению бюрократического аппарата и унификации системы управления. Благодаря активной деятельности Уложенной Комиссии стало возможным проведение многих новаторских реформ.

Внешняя политика императрицы Екатерины была более успешной и активной. Особенно важным заданием было обезопасить южные границы государства. При этом, огромное значение имели турецкие кампании. В них столкнулись интересы России, Франции и Англии. Также, огромное значение в период правления Екатерины уделялось присоединению Белоруссии и Украины к России.

Иностранка по происхождению, она искренне любила Россию и заботилась о благе своих подданных. Заняв престол посредством дворцового переворота, супруга Петра III попыталась воплотить в жизнь русского общества лучшие идеи европейского Просвещения. В тоже время Екатерина выступила против начавшейся Великой Французской революции (1789-1799 гг.), возмутившись казнью французского короля Людовика XVI Бурбона (21 января 1793 г.) и предрешив участие России в антифранцузской коалиции европейских государств в начале XIX в.

Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская) родилась 2 мая 1729 г. в немецком городе Штеттин (совр. территория Польши), а скончалась 17 ноября 1796 г. в Санкт-Петербурге.

Дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Ангальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской) была в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Получила домашнее образование, в курс которого кроме танцев и иностранных языков входили также основы истории, географии и богословия.

В 1744 г. она вместе с матерью была приглашена в Россию императрицей Елизаветой Петровной , и крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны. Вскоре было объявлено о ее помолвке с великим князем Петром Федоровичем (будущим императором Петром III), а в 1745 г. они венчались.

Екатерина понимала, что двор любит Елизавету, не принимает многих странностей наследника престола, и, возможно, после смерти Елизаветы именно ей при поддержке двора предстоит взойти на русский престол. Екатерина изучала труды деятелей французского Просвещения, а также юриспруденцию, что оказало существенное влияние на ее мировоззрение. Кроме того, она прилагала как можно больше усилий, чтобы изучить, а, возможно, и понять историю и традиции Российского государства. Из-за своего стремления познать все русское Екатерина завоевала любовь не только двора, но и всего Петербурга.

После смерти Елизаветы Петровны, отношения Екатерины с мужем, никогда не отличавшиеся теплотой и пониманием, продолжали ухудшаться, принимая явно враждебные формы. Опасаясь ареста, Екатерина при поддержке братьев Орловых, Н.И. Панина, К.Г. Разумовского, Е.Р. Дашковой в ночь на 28 июня 1762 г., когда император находился в Ораниенбауме, совершила дворцовый переворот. Петр III был сослан в Ропшу, где вскоре при загадочных обстоятельствах погиб.

Начав свое правление, Екатерина попыталась воплотить в жизнь идеи Просвещения и устроить государство сообразно с идеалами этого мощнейшего европейского интеллектуального движения. Она чуть ли не с первых дней правления активно участвует в государственных делах, предлагая значимые для общества реформы. По ее инициативе, в 1763 г. была проведена реформа Сената, которая значительно повысила эффективность его работы. Желая усилить зависимость церкви от государства, и предоставить дополнительные земельные ресурсы дворянству, поддерживающему политику реформирования общества, Екатерина провела секуляризацию церковных земель (1754 г.). Началась унификация управления территориями Российской империи, и было упразднено гетманство на Украине.

Поборница Просвещения Екатерина создает ряд новых учебных заведений, в том числе для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).

В 1767 г. императрица созвала комиссию, в которую вошли представители всех слоев населения, включая крестьян (кроме крепостных), для сочинения нового уложения — свода законов. Чтобы направить работу Уложенной комиссии Екатерина написала «Наказ», текст которого основывался на сочинениях авторов-просветителей. Этот документ, по сути, являлся либеральной программой ее царствования.

После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица самостоятельно разрабатывала важнейшие законодательные акты и, пользуясь неограниченностью своей власти, претворяла их в жизнь.

В 1775 г. был издан манифест, дозволявший свободное открытие любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранявшееся вплоть до 1917 г. В 1785 г. Екатерина издала жалованные грамоты дворянству и городам.

На внешнеполитической арене Екатерина II продолжала проводить наступательную политику на всех направлениях — северном, западном и южном. Итогами внешней политики можно назвать усиление влияния России на европейские дела, три раздела Речи Посполитой, укрепление позиций в Прибалтике, присоединение Крыма, Грузии, участие в противодействии силам революционной Франции.

Вклад Екатерины II в русскую историю настолько значителен, что память о ней хранят многие произведения нашей культуры.

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления частоназывают «золотым веком» Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

  1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

28 июля 1762 г. произошел государственный переворот, возведший на государственный престол жену Петра III Екатерину Алексеевну, провозглашенную императрицей Екатериной II. Первые же царственные распоряжения новой императрицы Екатерины Алексеевны обнаруживают ее сметливый ум и умение ориентироваться в сложной обстановке.

Помимо амнистий и награждений, столь обычных для любого переворота, Екатерина предпринимает ряд экстренных мер. Почти тотчас всю армейскую пехоту Петербургского и Выборгского гарнизонов она подчиняет лично преданному ей К. Разумовскому, а кавалерию - графу Бутурлину. Немедленно в армии были отменены все нововведения прусских порядков. Уничтожена зловещая Тайная канцелярия. Запрещением вывоза хлеба довольно быстро ликвидируется резкий взлет цен на хлеб в Петербурге. Кроме того, новая императрица 3 июля снижает и цены на соль.

Шестого июля был издан манифест о воцарении Екатерины. В сущности, это был памфлет против Петра III. Выпятив все наиболее «противныя» тогдашнему обществу поступки Петра III, новая императрица расписала недостойное отношение бывшего императора к русской церкви и православию вообще. Екатерина отменяет и указ Петра III о секуляризации церковных имений.

И все же первое время взнесенная на трон Екатерина чувствует себя неуверенно и крайне боится придворных интриг. Она делает отчаянные попытки задушить готовый вот-вот вспыхнуть вновь свой старый роман со С. Понятовским.

И все же главная опасность в придворной ситуации была не в Понятовском - был живой, хотя и бывший уже император Петр III. Именно это обстоятельство гложет новую императрицу первые дни и ночи после переворота. Для ликвидации отрекшегося Петра III не нужны были специальные заговоры: вдохновители переворота 28 июня с первого взгляда понимали желания новой царицы. Ход дела в Ропше до сих пор неизвестен, но то немногое, что известно, заставляет не сомневаться в убийстве Петра Федоровича. Отправленный в Ропшу, Петр III был в трансе, недомогал. 3 июля к нему был послан лекарь Лидерс, а 4 июля - второй лекарь - Паульсен. Весьма симптоматично, что 6 июля утром, в день убийства из Ропши был похищен камердинер Петра III, вышедший в сад.

Вечером того же дня всадник доставил Екатерине II из Ропши пакет, где была записка с пьяными каракулями Алексея Орлова. В ней, в частности, говорилось: “Матушка! Готов идти на смерть; но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка - его нет на свете. Но никто сего не думал, как нам задумать поднять руки на государя! Но, государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князь Федором; не успели мы разнять, а его уже и не стало».

Момент был критический, ведь «милосердная государыня” могла и прогневаться и даже наказать виновных, погубивших несчастного Петра III. Но она этого не сделала - никто из присутствовавших в Ропше ни в июле 1762 г., ни потом наказаны не были. Скорее наоборот, все успешно продвигались по служебным и иным ступеням. Само убийство было скрыто, так как было объявлено, что Петр III скончался от геморроидальных «прежестоких колик». Вместе с тем записка Орлова свято хранилась Екатериной II более тридцати лет в особой шкатулке, где и нашел ее сын, император Павел. Видимо, это должно было служить свидетельством личной невиновности перед сыном.

Торжественный въезд Екатерины II в Москву произошел 13 сентября. 22 сентября в Успенском соборе Московского Кремля состоялся традиционный пышный спектакль коронации.

Дворянские аристократические круги как раньше, так и теперь не замедлили обратиться к проектам ограничения самодержавной власти. В частности, Никита Панин неутомимо Стал добиваться утверждения проекта ограничения власти самодержца так называемым императорским советом. Когда нажим Панина достиг максимума (в декабре 1762 г.), Екатерина была вынуждена подписать указ в целом. Но в тот же день, решившись пойти на риск, она рвет его.

Наконец, еще один штрих в придворной борьбе за трон - “дело Мировича». Еще в сентябре 1762 г. в Москве на обеде у поручика Петра Хрущева зашла речь о правах на престол печально знаменитого Ивана Антоновича. Один из офицеров Измайловского гвардейского полка, некий И. Гурьев неосторожно заметил, что уже около 70 человек стараются об “Иванушке”. В итоге же и Хрущов, и Гурьев были сосланы навечно в Сибирь. Настороженная императрица через Никиту Панина дала строжайшие инструкции по охране Ивана Антоновича Приказ гласил теперь о немедленном уничтожении знатного арестанта при малейшей попытке к его освобождению. Но не прошло и двух лет, как такая попытка состоялась.

На охране Шлиссельбургской крепости стоял в те годы Смоленский пехотный полк. Подпоручик этого полка Василий Мирович случайно узнал, что в крепости заключен бывший император Иван Антонович. Честолюбивый подпоручик вскоре решил освободить узника и провозгласить его императором. Заготовив подложный манифест и присягу и найдя немногих сторонников в полку, в ночь на 5 июля с небольшой командой он арестовал коменданта Бередникова и напал на гарнизонный караул, угрожая ему незаряженной пушкой. Но все было тщетно. Как потом выяснилось, капитан Власьев и поручик Чекин, увидав происходящее, тотчас убили заключенного. Верховный суд приговорил Мировича к смертной казни. На петербургском обжорном рынке палач отрубил ему голову. Труп казненного и эшафот были тут же сожжены. В сущности, это была неудачная попытка типичного дворцового переворота, с той только разницей, что руководитель готовил его неумело, не сосредоточив в своих руках основные рычаги механизма переворота.

Все эти, иногда и острые, дворцовые интриги и конфликты, хотя и создавали вокруг трона обстановку неуверенности, но отнюдь не определяли сложности социально-политической обстановки в стране в целом.

Екатерина II и “просвещенный абсолютизм”

Царствование Екатерины II продолжалось более 30 лет и оставило глубокий след в отечественной истории, породив самые разноречивые суждения и о самой Екатерине и о результатах ее правления. За 17 лет прожитых в России до восшествия на престол. она сумела неплохо узнать страну, ее историю, традиции и обычаи. Довольно рано Екатерина пристрастилась к чтению и вскоре от французских романов перешла к трудам философов-просветителей - тех, кто был в то время властителями дум образованной Европы. Впоследствии, уже став императрицей она и сама занималась сочинительством. Ее перу принадлежат пьесы. статьи, сказки, мемуары, работы по истории, языкознанию. И это помимо разнообразной переписки, а также работы над законопроектами, лишь часть из которых ей удалось реализовать.

Увлекаясь возвышенными идеями, Екатерина, тем не менее, готова была пожертвовать чем угодно ради сохранения власти. При этом за время пребывания на вторых ролях она стала опытным царедворцем, хорошо разбиралась в людях, знала психологию, умело использовала их достоинства и недостатки, научилась угождать, нравиться. Императрица была не безразлична к лести, но важные посты при ней получали прежде всего те, кто обладал необходимыми знаниями и способностями. Впрочем, все они были лишь слугами, талантливыми исполнителями воли императрицы, никогда и ни с кем не делившей своей власти.

Итак, ко времени вступления на престол у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины II основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период в литературе получил название “просвещенного абсолютизма”. Идеи “просвещенного абсолютизма” были в этот период (несколько десятилетий перед Французской революцией 1789 г.) достаточно широко распространены в Европе. Под влиянием этих идей изменилось само представление о роли монарха и его взаимоотношениях с подданными. В монархе начинают видеть как бы первого слугу государства, главу общества, о котором он обязан заботиться. Составной частью идеологии “просвещенного абсолютизма” была теория общественного договора, сформулированная еще в XVII в. Томасом Гоббсом и др. мыслителями. Согласно ей государство создано людьми договорившимися между собой о передаче ему, государству, части своих прав, чтобы оно их защищало. Значит, раз государство - творение человеческих рук, то, следовательно, его можно совершенствовать для общего блага с помощью удобных и полезных законов. Эти идеи развивали французские просветители, в частности, Шарль Луи Монтескье, автор сочинения “о духе законов”, которое высоко ценила Екатерина II. Монтескье полагал, что есть три формы правления: монархия, республика и деспотия. Чтобы монарх не стал деспотом необходимы законы, по которым он будет править и которые будут определять его, а также и его подданных права и обязанности. Далее необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Задача монарха - постепенно совершенствовать законы. Это разделение гарантирует и политические свободы граждан. При соединении в одних руках хотя бы двух из этих функций неизбежно наступает произвол. Объем прав и обязанностей граждан зависит от их принадлежности к тому или иному сословию - духовенству, дворянству или к горожанам. Сформулированные Монтескье идеи были взяты Екатериной на вооружение и стали фактически основой ее теоретических воззрений. Впрочем, далеко не все историки согласны с тем, что Екатерина II действительно всерьез разделяла идеалы Просвещения. Эти воззрения наложились на представления императрицы о национальных интересах и нуждах России. Прежде всего Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе. Вместе с тем, считая главной заслугой Петра европеизацию России, она относилась весьма критично к современной ей Европе и вовсе не считала необходимым заимствовать оттуда все подряд. Более того, став с годами истинной патриоткой, она была убеждена, что это Европе следует во многом брать пример с России.

Реформы государственного управления

Вступив на престол, Екатерина не начала тотчас исполнять свои замыслы, а постаралась сперва поближе познакомиться с состоянием государственных дел. Для решения ряда насущных дел она создала несколько комиссий во главе с высшими сановниками. Тем самым она давала возможность подданным высказать свои пожелания. Однако решение некоторых проблем откладывать было нельзя, и уже в первые годы царствования Екатерины II, которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных органов управления страной. Это была сенатская реформа 1763 г.

Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной степени утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны (ЕII выяснила, что они не знают, сколько точно городов есть в Российской империи). Утвержденный Екатериной проект реформы Сената (подготовленный Никитой Паниным) предусматривал разделение Сената на 6 департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по прежнему сохранял функции высшего контрольного и судебного органа. Сочетание этих функций в одном учреждении стало главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Другая важная реформа - секуляризация церковных земель В 1764 г. Екатерина подписала указ, по которому все монастырские земли с крестьянами передавались в ведение специально созданной Коллегии экономии, а сами крестьяне получили название экономических. Их правовой статус был приравнен к государственным. Все подати они отныне должны были платить напрямую государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься промыслами. Другим следствием реформы стало изменение положения Православной Церкви в государстве. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества.

Третье преобразование начала царствования Екатерины касалось системы управления территориями Империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии. Даже исконно русская Новгородская губ. и в XVIII в. делилась на пятины. Сохранялись некоторые прежние привилегии у прибалтийского дворянства и т.д. Екатерина считала такое положение нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое раздражение у нее вызывал статус Украины (самоуправление, городские вольности, ограниченное крепостное право для крестьян и др.). Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего гетмана Украины гр. Кирилла Разумовского. В течение последующих десятилетий были окончательно уничтожены остатки украинских вольностей. Говоря о национальной политике Екатерины нельзя не упомянуть о приглашении в Россию немецких колонистов. Им предлагались пустующие черноземные земли на юге России и т.н. Новороссия позднее отвоеванная у Турции. Уже к сер. 60-х гг. XVIII в. в Россию прибыло более 30.000 переселенцев, которым были предоставлены налоговые льготы, большие земельные наделы (не менее 60 десятин), обеспечена свобода вероисповедания, предоставлена свобода от рекрутских наборов). Вообще Екатерина была весьма веротерпима. При ней значительно облегчилось положение иноверцев.

Деятельность “Уложенной комиссии”

Результаты деятельности образованных Екатериной комиссий не удовлетворили императрицу, поскольку она убедилась в том, что их члены заботятся в основном о своих узкосословных интересах. Ей пришла мысль расширить круг участников разработки новых законов, создав законодательную комиссию из представителей различных социальных групп и регионов страны. Это новое учреждение получило название Комиссии для сочинения проекта нового уложения или Уложенной комиссии. Подобные комиссии бывали в России и ранее, однако впервые шла речь о привлечении к работе выборных депутатов, которые к тому же должны были привезти с собой наказы своих избирателей. Сама Екатерина написала для депутатов Комиссии Наказ, в котором определила свои представления о содержании и характере законов, которые предстояло разработать.

Работа над Наказом продолжалась в 1765 - 1767 гг. Это был программный документ всего начального периода екатерининского царствования. Это был манифест “просвещенного абсолютизма”. Надо принять во внимание, что Наказ был всего лишь инструкцией для депутатов, которые сами должны были разрабатывать законопроекты. Однако выгоду от распространения Наказа получила и сама Екатерина - опубликованный на русском и европейских языках он широко разошелся по Европе и способствовал стремительному росту популярности Екатерины в образованных кругах европейских стран. Ее стали называть “философ на троне”.

Уложенная комиссия начала заседать в Москве в 1767 г. Она состояла из 572 депутатов от всех слоев населения России кроме крепостных. Ее функции ограничивались лишь подготовкой законопроектов, т.о. их полномочия были значительно уже, чем у европейских парламентариев. Огромное значение, однако, имела предоставленная депутатам возможность открыто высказываться по всем вопросам государственной жизни государства. Уже вскоре после начала заседаний выяснилось, что ее депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования большинства из них, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических знаний. Но главное - депутаты в своей массе оказались весьма консервативными: их волновали прежде всего узкосословные и групповые интересы. Идеи Наказа оказались забыты. Заседания продолжались до декабря 1768 г., на не принесли никаких плодов. Не было подготовлено ни одного законопроекта! Разочарованная Екатерина под предолгом начавшейся войны с Турцией распустила Комиссию. Работу продолжали только частные комиссии, работавшие над конкретными законопроектами. Окончательное упразднение Комиссии последовало только в декабре 1774 г.

Так закончился первый этап екатерининских реформ, характерной особенностью которого было стремление императрицы осуществить преобразования совместно с представителями различных социальных групп. Важнейшим выводом, сделанным Екатериной из этой попытки, было представление о глубоком консерватизме широких слоев ее подданных, а следовательно, и о невозможности по-настоящему радикальных реформ. Одновременно императрица получила картину настроений всех слоев общества и отныне вынуждена была учитывать их, определяя тактику и темпы дальнейших преобразований. Однако, дальнейшие реформы были отодвинуты серьезными внутри- и внешнеполитическими потрясениями.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.



Случайные статьи

Вверх