История и виды пирогов на руси. Краткая история выпечки Кто придумал пирожок

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • I love working with HugeDomains! They have so many great domains. The payment plans are useful if needed as well. Everything about working with Huge is easy. Love it. - Andrew Pincock, 8/22/2019
  • Thank you HugeDomains for making it possible for me to finally acquire my domain after 10 years of watching and waiting and not ever being able to afford to buy hollyhuber.com after I first started to publicly share my stem cell journey that gave me a second chance at life! I never imagined anyone would care about the girl with debilitating Multiple Sclerosis who couldn"t wait for the FDA and ventured on the most untraditional medical journey that led me to the newest field of medicine. Again, thank you and now I can continue to share my own story:) - Holly Huber, 8/21/2019
  • Fast and convenient. Payment option is also satisfactory. - Charles Yu, 8/19/2019
  • More

Вряд ли, покупая очередную булочку или плюшку, кто-то задумывается о том, какой путь пришлось пройти выпечке для того, чтобы принять современные формы. Дорогу эту нельзя назвать простой, ведь пятьсот лет назад выпечка была повседневным блюдом, которое, тем не менее, имело мало общего с сегодняшними пышными булочками и слойками.

Раннее средневековье
В средние века выпечка являлась роскошью и немногие имели возможность полакомиться булочками или хлебом из пшеничной муки. Мы сознательно не относим к понятию выпечки обычный хлеб, который в то время пекся из ржаной муки, часто с добавлением отрубей. Несмотря на то, что технология выпечки была проста и доступна любому, у кого имелась дровяная печь (таковые имелись почти у всех), получить хотя бы немного пшеничной муки и меда, чтобы сделать сладкие булочки - было уже прерогативой состоятельных господ. Богатые феодалы часто баловали себя пирогами с самыми разными начинками - от мяса и рыбы до ягод и яблок. И хотя бедняки могли добыть себе все ингредиенты, столь сложные рецепты не были в ходу среди простонародья.


XV век
Приблизительно в 15-м веке в Европу начинают массово проникать специи и товары с Востока, в числе которых на столы европейцев попадают и изрядно засушенные образцы азиатской кулинарии. Так появляются булочки с шафраном, зеленью, перченые пироги или десерты с гвоздикой и розмарином. Начинается новый этап в истории выпечки, который во многом был определен опытом, перенятым у восточных культур. Примерно в то же время появляются первые пряники - с начинкой и без, покрытые глазурью и медом.


XVI и XVII века
Налаживание межкультурных связей между странами, в том числе приводит и к тому, что методы выпечки развиваются с огромной скоростью. В наборе рецептов появляются первые торты, пироги усложняются в рецептуре, а количество вариаций на тему булочек приближается к витринам современных кондитерских. Экономический рост и прогресс начинают формировать средний класс, который совсем не против полакомиться вкусными пшеничными булочками. Как следствие, сокращается разрыв между слоями и сладкую выпечку начинают продавать на улицах.

Приблизительно в это время, мучные изделия становятся настолько популярными, что готовить сладкие булочки становится хорошим тоном для любой уважающей себя хозяйки. В Англии повсеместно открываются школы кулинарии для дам самого различного возраста, а количество рецептов, которые переписывались от руки или передавались из уст в уста, мало уступает количеству рецептов в интернете.


Промышленная революция, которая началась в 1760 году, привела к тому, что некоторые процессы в мучной кулинарии стали автоматизироваться. Так началась эпоха массовой выпечки, огромных пекарен и целых заводов по производству хлебобулочных изделий. Результатом этого процесса стало снижение стоимости мучных продуктов, которые теперь могли себе позволить даже самые бедные слои населения. Кушать сладкие булочки по праздникам могли даже бедняки, которые жили на милостыню. В то же время, мучная кулинария начала занимать нишу мелкосерийного выпуска - пекарни, обслуживающие несколько домов или одну улицу стали повседневной реальностью европейских городов.


XIX век
XIX век - время бурного роста по всем фронтам, в том числе и в химической промышленности. Для мучной кулинарии это важно прежде всего тем, что повара получили в руки новые инструменты, которые помогли создать еще более нежное и вкусное тесто - разрыхлители, подсластители и много других добавок, которые мы привыкли видеть на этикетках фабричных булочек. В викторианской Англии рождается культура быстрого питания, в которой выпечка занимает важное место. Булочка с кофе - стандартный набор жителя Лондона образца середины 19-го века.


Пирожки – это пирог в миниатюре. Начали готовиться пирожки так же давно, как и сам пирог. В крестьянских семьях принято есть из одной большой плошки, что связано прежде всего с практическими целями (наличие небольшого количества утвари, отсутствие воды для мытья посуды и т. п.). Поэтому привыкли русские люди готовить еду сразу на всех. Отсюда и пироги, большие по размеру, которые изначально не резались, а отламывались каждым членом семьи: большой кусок доставался мужчине – хозяину (отцу, деду), потом куски поменьше отламывали сыновья, после них – женщины, маленькие же ломти пирога доставались детям. Естественно, что такое употребление пирога было не совсем удобным, и хозяйки начали формировать небольшие по размеру пирожки с начинкой. Такие пирожки удобно было есть, их брали с собой в поле, их раздавали детям на улице.

Каких только пирогов и пирожков нет в русской кухне! Открытые, закрытые, решетчатые, круглые, трехи четырехугольные, низкие и высокие, с одним видом фарша и многослойные, свадебные курники, украшенные фигурками из теста, кулебяки, расстегаи, ватрушки, подовые (испеченные на поду в русской печи) и пряженые (жареные)… Перечислять можно без конца, тем более большинство связанных с выпечкой русских терминов, увы, практически забыто.

Подают пирожки чаще всего как закуску. Они могут быть также и самостоятельным блюдом, и как дополнение к национальным супам, особенно к ухе, щам, борщам. Больше всего распространены пирожки из дрожжевого теста, но делают их и из пресного, сдобного и слоеного теста.

Существует несколько традиционных форм пирожков: лодочка, елочка, саечка, расстегаи, пирожки квадратные, треугольные, круглые и т. д. Размеры их тоже могут быть различными – от очень маленьких (закусочных) до больших, которые перед подачей приходится нарезать. Чаще всего пирожками называют однопорционные изделия, а пирогами – многопорционные, нарезные.

К пирожкам относятся и расстегаи. Название «расстегай» образовалось по признаку, определяющему внешний вид изделия. Как известно, расстегай – это пирожок, у которого сверху остается незащипанной середина. Иными словами – незакрытый, «расстегнутый», пирожок.

Наиболее распространенные формы пирожков:

лодочка – начинку кладут на середину лепешки, закрывают краями теста, защипывают их, и пирожок переворачивают швом вниз:

елочка – делают так же, как лодочку, но шов защипывают в виде елочки и пирожок не переворачивают;

саечка – пирожку придают цилиндрическую форму, одну боковую сторону смазывают маслом, и укладывают изделия на листы вплотную друг к другу, дают расстояться и выпекают;

расстегай московский – тесто раскатывают кружком, на середину кладут начинку, края теста приподнимают и защипывают так, чтобы середина осталась открытой.

расстегай новотроицкий – тесто раскатывают кружком, кладут начинку, закрывают края теста и защипывают его елочкой, но так, чтобы в середине осталось отверстие;

карасик, калачик – тесто раскатывают удлиненной лепешкой, на одну половину кладут начинку, закрывают ее другой половиной лепешки. Тесто по шву хорошо обжимают. Изделию придают форму калачика, изогнув его так, чтобы углы соединились;

беляши – тесто раскатывают в виде круглых лепешек, на середину кладут фарш, а края теста поднимают и защипывают елочкой, в середине оставляют круглое отверстие.

Из истории русской выпечки

Русские праздники – всегда были удивительным сочетанием душевного подъема с простыми застольными удовольствиями. Просто угощенье всегда рассматривалось нашими предками как непременная часть любого торжества. Просто угощение всегда рассматривалось нашими предками как непременная часть любого торжества. И заглянув в нашу седую старину, мы порой встретим на удивление близкие нам сегодня картины.

«Охоч до праздников русский народ, и в эти две недели от Рождества вплоть до Крещения никто уже не возьмется ни за какую работу. Для большинства людей пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», — наступала пора взаимных угощений, веселья и радости.

Если с чем и согласится в этой цитате из книги 1899 года наш современник, так это насчет работы. Похоже, что многословные споры министров и депутатов, — много это или мало 10 дней новогодних праздников, — давным-давно были решены нашими предками. Традиция длительного неторопливого празднования и взаимного угощения на Рождество была на Руси незыблема.

Начиная с 1700 года благодаря указу Петра Первого (решившего ввести в России григорианский календарь) Рождество фактически слилось с празднованием Нового года. «Колядки», «колядовать» — все мы помним об этом еще древне языческом обычае. Но, конечно, на памяти современных людей колядки – это рождественские песни, это стучащиеся в дверь дети, надеющиеся получить конфеты и сладости. Впрочем, не спешите. Не все так просто. Колядки – это еще и очень простое невзыскательное кушанье, издавна выпекаемое к празднику. Сегодня оно почти забыто, но еще 200-300 лет назад его знали все. «Колядки», «калитки» или «преснушки» — род пирожков из пресного ржаного теста.

Для теста берут одну ржаную муку, или пополам с пшеничной, 2 стакана муки, 1 стакан жидкости (вода, молоко, простокваша), соль на кончике ножа. Замесить тесто и оставить на 20-30 минут «отдохнуть», прикрыв салфеткой, чтобы не обветрилось. Потом раскатать тесто в жгут, нарезать на равные части, скатать шарики и раскатать из них тонкие лепешки, придать им круглую или овальную форму. Положить начинку и защепить или загнуть края. Начинка может быть из ягод: стакан ягод (черника, земляника, малина и т. д.) 2 ст. л. сахара, а также картофеля, моркови, творога, сыра или брынзы, грибов, каши. «Колядки» выпекают при температуре 200-220 градусов. Готовые горячие пирожки смазывают растопленным маслом.

И если «колядки» и «калитки» более или менее известны, то «преснушки» — вообще для многих пустой звук. Упоминается о том, что они готовились в Ярославской губернии.

Вообще, блюда из теста – наиболее характерны для нашей исторической кулинарии. И, прежде всего, праздничной парадной. Пожалуй, ни один русский историк не останавливался столь подробно на описании нашей старинной кухни, как Николай Костомаров. В своем «Очерке домашней жизни русского народа в XVI и XVII столетиях» (1887) он дал на редкость детальные характеристики блюд нашей кулинарии, способов приготовления и обработки продуктов. О пирогах там целый раздел:

«Из кушаньев, приготовляемых из теста, занимают первое место пироги. По способу печения они были пряженые и подовые. Подовые были всегда из красного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупчатая или толченая, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Вообще все русские пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, маленькие пирожками».

Слово «пряженый» незнакомо нынешнему читателю. Между тем лет 150-200 назад оно было вполне употребимым. Читаем к примеру, «Словарь Академии Российской». Так вот, «пряженый – приготовленный посредством пряжения (жарения) в масле».

Праздничные пироги – одна из лучших традиций нашей кухни. Традиций очень давних, теряющихся в веках. Особенно много выпечки приурочивалось к церковным городовым праздникам.

«Пироги пекли с разною начинкой: из яиц, капусты, рыбы, грибов рису, гороху и пр. Должно думать, что пироги с начинкой, были также кулебяки, — старинное и любимое русское кушанье, которое превосходит многих заморских выдумок по пирожной части. – Пироги сладкие, приготовлявшиеся на сахаре, с изюмом, вареньем и пряными кореньями, заменяли в то время нынешние кондитерские, и назывались левашниками. Они имели форму трубъ. – Употребляли еще пироги подовые с сахаром, мясом, яйцами, сыром, пряженые с сахаром, пряженые с сыром, пряженые кислые с сыром. – Русские весьма любили пироги, от чего произошла поговорка: не красна изба углами, а красна пирогами».

Причем, выпечка – предмет, очень связанный с областями России. Проще говоря, в каждой губернии – свои пироги. В Костромской — преженики, преженцы, для которых замешивали густую опару на дрожжах из пшеничной муки на молоке и яйцах. Их начиняли, «чинили», изюмом, рисом, рябой, яйцами и жарили в виде пирожков. Пекли пресное печенье в виде круглого кренделя – витушка, куличка, шишуля, гогуля, свертыш. И з жгутов пресного теста – печенье в виде спирали, бантов, восьмерок.

Печенье в виде птиц – жаворонки, грачи, утки, скворцы – выпекали во Владимирской губернии.

В архангельской губернии, как и повсюду, на Рождество дети ходили колядовать, за что получали шаньги и калачи. На Поморском берегу такой обход вообще назывался «шаньги славить». На Северной Двине детей угощали козулями – фигурным печеньем в виде коров, коз, других животных.

И, конечно, главный праздник для выпечки теста – масленица. Он справедливо считается одним из самых «кулинарных» во всем году. Блины, блины, блины! Пшеничные, гречневые, овсяные, пшенные, заварные, дрожжевые… Мы говорим «Масленица» — подразумеваем «блины». Эти радостные дни издавна пропитаны их вкусным запахом. Раньше, пишут в старых книжках, в воскресенье накануне сырной недели «старшие в семье женщины выходили на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и, призывая месяц выглянуть в окно и подуть на опару, приготовляли ее из снега».

А уж как ели блины в старину! Вот сами почитайте. Это отрывок из книги известного русского ученого-этнографа А. В. Терещенко:

«Всю неделю пекут из гречневой или пшеничной муки блины на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь объем сковороды; блины же не больше как чайное блюдечко, тонкие, легкие и большею частью из молока и яйцах, из одной пшеничной муки, называются оладьями. В богатых домах подают к блинам жидкую икру. В Малороссии и смежных с ней местах пекут такие же блины, и готовят вареники. Это небольшие пирожки, похожие на сибирские пельмени, с тою разницей, что их начиняют свежим творогом, и потом на несколько минут опускают в кипяток, вынув из воды, немедленно подают к столу горячими: их едят с маслом с маслом и сметаной. Блины подают повсюду горячими; остывшие теряют свое достоинство. Есть блиноманы, которые едят только горячие, что обжигают язык и рот, но масло смягчает их обжогу. Повсеместное подбивание блинами на масле и водкой, родило поговорку: не житие, а масленица».

Кстати, если вы обратили внимание, настоящие русские блины – гречневые. Это сегодня все мы привыкли делать их из пшеничной муки, а раньше ее использовали нечасто. Что, в общем, легко объяснимо: даже белый ситний хлеб был скорее праздничным угощением.

Ну и, конечно, привычная ассоциация – «к теще на блины». Откуда она? Дело в том, что на Руси у молодых семей, которые отделились от родителей после свадьбы, действительно была такая традиция. Тещи учили дочек печь блины. Заранее припасались все необходимые принадлежности: таган, сковороды, половник и кадушка для опары. То есть должен был принести мешок гречневой муки и коровье масло. Приглашение тещи считалось за великую честь. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к возможной вражде между ним и тещей.

Впрочем, не следует считать, что блинная традиция на масленицу существовала на Руси повсеместно. Вот что отмечет та же Екатерина Авдеева (известный русский кулинар XIX века): «Не знаю, почему не вошли в употребление гречневые блины в Сибири, но только там их почти не знают, а пекут на масленице тонкие, молочные блины, аладьи, пряженики, и прежде, почти в каждом доме, кто только имел состояние, пекли хворосты, род пирожного…».

«Скажу несколько слов о любимых старинных кушаньях, которые сохранились еще и до сих пор. Одно из первых составляют гречневые блины и их отлично приготовляют в Курск, а едят с маслом, сметаною, икрою и маслинами; припечень сверху обсыпают яйцами или намазывают свежим творогом, а в пост обсыпают луком, жареным в масле, или снеткками».

Кстати говоря, это неожиданное для сегодняшнего дня наблюдение делает не только она. Конечно, блины на Руси существовали давно. Другое дело, что именно как масличное угощение они использовались далеко не всегда. Скажем больше: нет никаких письменных указаний на это до XVI века. То есть была и масленица, были и блины. Но вот об этом можно, в частности, прочесть у знаменитого русского историка Николая Костомарова (1817 — 1885):

«Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь, — символом масляницы были пироги с сыром и хворосты, — вытянутое тесто с маслом. Пекли также тестяные шишки, левашники, перепечи, орешки: все эти виды подавались в масле; такие же кушанья готовились в пост с растительным маслом ».

Так что и известный всем «Домострой» (середина XVI века), и гораздо менее популярна «Роспись царским кушаньям» (1610 – 1613 года) – все это обходилось без «блинных» ассоциаций на масленицу. И тому есть простое объяснение. Дело в том, что изначально на Руси, как и во многих других странах мира, Новый год – был весенним праздником. По древней традиции, он издавна праздновался в начале марта. И в этом смысле языческая масленица (или комоедица, как она называлась тогда) просто предшествовала ему. Так на Руси продолжалось примерно до конца XV века, когда в 1492 году Великий князь Иван III, дедушка Ивана Грозного, одобрил постановление Церковного собора о переносе Нового года на 1 сентября.

Одновременно церковные власти учредили вместо языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. Даже сам термин «масленица» возникает лишь в XVI веке. Период проведения древнего славянского праздника сократился до одной недели. И она оказалась передвинутой в первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название «сырной» или «мясопуста», предшествуя времени Великого Поста.

Таким образом, церковь, с одной стороны, «победила языческие суеверия». А с другой – сохранила народную традицию накрывать обильные столы со всевозможной снедью. Употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а также яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов. После этого масленица полностью превратилась в христианский религиозный праздник. А ее название стало соответствовать православному обычаю: мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Блины, пирожки, шаньги и ватрушки – не счесть числа всем эти названиям в русской кухне. Наша выпечка по праву завоевала совершенно отдельное место в отечественной кулинарии. И одновременно сделала эту нашу кулинарию абсолютно уникальной страницей в книге мировой гастрономии.

,

Слайд 1

История пирогов на Руси

Слайд 2

Презентация к уроку СБО. Тема: Русская кухня.
Учитель: Костина О.А. ГБС(К)ОУ №46 (VIII вида) «Центр РиМ»

Слайд 3

Пироги на Руси начали печь очень давно. Пироги приготовляли и употребляли на Руси вначале исключительно по праздникам. Пирог заменял собой полноценный обед – начинки были самыми разнообразными: мясо и рыба, овощи и фрукты, грибы и каши, ягоды, зелень и яйца. Брали пироги с собой в дорогу, на пашню, в поле.

Слайд 4

Красна изба не углами, а пирогами

Слайд 5

Само слово «пирог», происшедшее от древнерусского слова «пир», указывает на то, что ни одно торжественное застолье не могло обходиться без пирогов. При этом каждому празднеству соответствовал особый вид пирогов, отсюда разнообразие русских пирогов, как по внешнему виду, так и по тесту, начинкам и вкусу.

Слайд 6

Русские ритуальные кушанья немыслимы без пирогов. Особенно если речь идет о семейных праздниках и обрядах. Никакой именинный стол, например, не обходился без пирога с капустой.

Слайд 7

А в крещенские праздники пекли пироги-кресты из кислого теста. Некоторые хозяйки клали в них монетку или пуговку «на счастье».

Слайд 8

Особые традиции касаются пирогов, которые пеклись на именины. В день именин было принято печь пироги как со сладкой начинкой, так и с соленой и рассылать их родным и близким как своеобразное приглашение на праздник. Отсылали ровно столько пирогов, сколько планировали позвать гостей. Принесший пироги ставил их на стол со словами: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать».

Слайд 9

Что касается дома самого именинника, то здесь пекли особый именинный пирог – «каравай», который разламывали в разгар празднества над головой виновника торжества. Тогда начинка (обычно изюм и орехи) сыпалась на голову именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

Слайд 10

Наличие пирога на домашнем столе считалось в ту пору залогом благополучия. Молодых девочек учили печь пироги смолоду. Любая девица на выданье должна была уметь печь пироги в совершенстве, потому как, по древнерусской традиции, на следующий день после свадьбы молодая невеста угощала пирогом собственного приготовления гостей, которые судили о домовитости будущей хозяйки.

Слайд 11

Пироги почитались в России порой выше хлеба. Недаром русские пословицы гласят: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Красно гумно стогами, а стол – пирогами». Наличие пирога на русском столе говорило прежде всего о благосостоянии семьи, о ее достатке.

Слайд 12

Состав и компоненты, применяемые для изготовления выпечки, зависели в первую очередь от достатка семьи. К примеру, в семьях крестьян их пекли из ржаной муки темного цвета и более светлой пшеничной. Обычно они были большими, размер достигал мужского кулака. Начинкой служил творог, а также горох, каша, рыба и иногда мясо. В зажиточных семьях мука использовалась просеянная и всегда белая пшеничная.

Слайд 13

Интересно, а чем же их смазывали? Для этого использовалась овсяная крупа и гороховая мука. Эти компоненты придавали готовому печному изделию ярко-красный цвет.

Слайд 14

Русские пироги в русской кухне занимали особое место: без них не обходился ни один праздник. Пекли именинные, крестильные, свадебные русские пироги; из пресного, дрожжевого, слоеного теста; открытые и закрытые; маленькие пирожки и большие пироги; со всевозможными начинками: с яйцом и луком, с грибами и картофелем, говядиной и бараниной, из рыбы, из курятины, из ягод.

Слайд 15



Случайные статьи

Вверх