Как побороть боязнь сцены: наука публичных выступлений. Как научиться выступать перед публикой, если вы интроверт

Вадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды - когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, - работает», - рассказал он ЧТД.

Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты - генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат.

Расслабить тазовый пояс

Я работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей.

Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» - «отпусти себя», убери лишнее напряжение.


Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так:

1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» - это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» - не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе.

2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться.

3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно.

Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете - Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения».

Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» - нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух.

Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе.

Поза и голос - это ваш выбор

Еще один секрет, чтобы не нервничать - устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед.

Колени должны быть мягкими - не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго!

Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, - это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит - нижний регистр. Потом это происходит автоматически.

Мужчины часто говорят - зачем мне верхи, для чего мне пищать?

Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом - а потом говорят, что даже петь стали по-другому.

Немцы и русские не умеют расслабляться

Начинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь».

Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было - я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства.

У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы».

Жизнь - боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти».

Надо ли представлять, что все в зале голые?

Публика - это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник - тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» - вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком.

Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх - это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние.

Чем заняться мозгу, пока ты говоришь

Конечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие - мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял.

Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много.

Найти несчастную жертву

Заучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать.

В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона.

Включить сценариста и режиссера

Потренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон - то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать.

Второй вопрос - цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру - какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, - другая; если к прессе - задача в том, чтоб они хорошо написали.

Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет , как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом.

«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель

Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору.

«Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина

Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию.

Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель - получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить - как он называется.

Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события - исходное, основное и завершающее.

Исходное событие лежит вне территории «пьесы» - что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой - от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет!

Основное событие (кульминация) может быть разной - основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма - если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась.

Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части.

Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике.

Куда девать руки и как плакать на сцене

Если вы тот человек, который постоянно напряжен, - ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям.

Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? - не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион - надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена - это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь.

Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели.

После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал - когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!»

Умение выступать публично необходимо сегодня практически каждому работающему человеку, особенно актуально это для руководителей разного уровня. Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина ораторских провалов – это внутренний страх, который надо перебороть.

Уверенность в деловой жизни напрямую зависит от способности человека ясно выразить свои желания и убеждения.

И практика публичных выступлений помогает приобрести эту уверенность.

Мощное напряжение, возникающее у подавляющего большинства людей перед публичным выступлением, связано в первую очередь с неуверенностью в себе и внутренней закомплексованностью. Человек, привыкший общаться в режиме диалога с одним лицом или в небольшой компании с несколькими людьми, внезапно оказывается перед большой и непонятной для него аудиторией, от общения с которой можно получить все, что угодно.

Главный совет, который дают практически все психологи: постарайтесь воспринимать своих будущих слушателей не как враждебную силу, а как друзей, которые всегда помогут вам. К выступлению надо начинать готовиться заранее.

Осознание страха.

Выступать перед большой аудиторией боится каждый. Побудьте внутри воображаемой ситуации выступления одну-две минуты, а потом спросите себя, что вы чувствуете - радость от того, что вам предоставили трибуну, безразличие или напряжение, граничащее со страхом. Если вы будете честны с самим собой, то обнаружите, что ваше тело слегка напряжено, что вы чувствуете дискомфорт и мышечные зажимы в каких-либо группах мышц и телесных зонах, а ваше дыхание значительно участилось. Отсутствие этих и других подобных же признаков скоре всего означает, что вам не удалось глубоко войти в такую воображаемую ситуацию. Постарайтесь не просто осознать наличие страха, но и увидеть его мышечный «рисунок».

К свободе через расслабление.

Тренируйтесь в умении быстро и легко расслаблять все участки своего тела, включая и те его зоны, которые регулярно напрягаются при одной только мысленной картине публичного выступления. Существует масса методов релаксации, описанных во многих книгах по аутогенной тренировке и психотренингу, которыми вполне можно овладеть самостоятельно. Добившись полного расслабления с помощью мысленного психотренинга, перенесите этот образ в картинку своего публичного выступления. Попытайтесь представить и реально почувствовать, что вы совершенно свободны от сковывающего вас страха и напряжения.

Позитивное направление мысли.

Научитесь думать о предстоящем публичном выступлении с удовольствием, осознавая, что вы побеждаете сами себя и преодолеваете внутренний барьер. Сделайте удовольствие не просто умственной установкой, но реальным живым переживанием, энергия которого ощутима во всем вашем существе, включая тело.

Идеальный оратор.

Мысленно войдите в образ яркого блестящего оратора, речь которого льется абсолютно свободно. Конечно, это не должно быть пустой болтовней без участия души и сердца. Запомните ощущение свободы и наслаждения, которую вам дает эта фантазия, после чего попытайтесь вносить этот умственный образ в свое реальное поведение и речь.

Тренинг красноречия в жизненных ситуациях.

Начните тренировать свое искусство публичного выступления с отрабатывания новой роли и образа в малых группах, среди друзей и знакомых, учась рассказывать интересные истории и приковывать к себе внимание слушателей как можно дольше, все время подбрасывая в него, словно дрова в костер, новую информацию и энергию вашего интереса к слушающим.

Работа над интонацией.

Старайтесь сделать более богатой и эмоционально-насыщенной вашу интонацию - ведь она индикатор вашего подлинного отношения к тому, о чем вы только что говорили. Если вы говорите, что вас нечто очень интересует, но при этом ваша интонация скучна и невыразительна, никто из слушателей вам просто не поверит.

Послушное тело.

Сознательно работайте над вашим телом в процессе общения. Наблюдайте, как вы двигаетесь, какие позы чаще всего принимаете в общении, как реагируют на них ваши партнеры по общению, какие движения и жесты вы любите делать. Вырабатывайте собственный репертуар поз, движений и жестов, которые вам позволят во время публичного выступления успешно балансировать между обаянием и защищенностью.

Упругость в общении.

Помните одно из правил жизни, которое установил себе Лев Толстой в молодости: не пропускать ни одного оскорбления или колкости в свой адрес без того, чтобы немедленно не ответить на него вдвойне колко и решительно. Попробуйте представить, что слово, особенно острое и колкое - это своего рода мячик, который нужно уметь эффективно и точно бросать и ловить. Учитесь делать это с упругим изяществом в самом обычном общении, и это поможет вам в общении экстремальном, к которому в какой-то степени можно отнести публичное выступление.

А американский психолог, Специалист по имиджу, Лилиан Браун дает интересные рекомендации:

«Перед выступлением полезно составить некий контрольный список, похожий на те, которыми пользуются пилоты авиалайнеров, отмечая важные пункты перед вылетом".

Ваш личный список может содержать примерно следующее:

    моя внешность в полном порядке, волосы, грим (если нужно) и одежда соответствуют случаю; я могу смотреть в глаза своим слушателям; у меня правильная осанка, я свободен и могу расслабиться; выражение моего лица и мои жесты выражают дружелюбие; моя речь - одна из лучших, не могу дождаться момента, когда можно будет произнести ее перед моими слушателями; я хорошо знаю свою речь; я знаю, что хочу сказать; мои заметки хорошо организованны; мне легко пользоваться ими; мои слушатели просто великолепны; я нравлюсь моим слушателям; я хочу выступать перед ними; мне нравится выступать перед ними, и они это чувствуют; знаю, как можно расслабиться во время выступления; я распространяю атмосферу уверенности и дружелюбия; мое ораторское искусство находится на высоком уровне; я знаю, что когда моя речь закончится, я буду доволен проделанной работой; они наверняка захотят, чтобы я продолжил свое выступление, но я закончу свою речь раньше; надеюсь, что мне еще предстоит выступать с речами и докладами. когда мое выступление закончится, я испытаю чувство удовлетворения от аплодисментов и от доброжелательных комментариев.

А самый известный специалист по вопросам публичных выступлений Дейл Карнеги в своей книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» обучает приемам эффективных выступлений. Согласно экспериментам, проведенным Институтом технологии Карнеги, личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания. Эта истина так же верна и в области ораторского искусства. Однако личность является столь неуловимой, неосязаемой и таинственной, что почти невозможно дать указания относительно ее развития. Тем не менее, следующие рекомендации, по мнению автора, обязательно помогут оратору добиться наилучших успехов.

1. Не выступайте, когда вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.

2. Ешьте умеренно перед выступлением.

3. Не делайте ничего, что могло бы подавить вашу энергию. Она обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы.

4. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. Если у оратора мешковатые брюки, нечищенные ботинки, непричесанные волосы, если из его нагрудного кармана торчат авторучка и карандаши или если у женщины безвкусная, переполненная чем-то сумка, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к самому себе.

5. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Профессор Оверстрит говорит: "Подобное рождает подобное". "Если мы заинтересованы в наших слушателях, то есть основания полагать, что они также занитересуются нами... Очень часто еще до того, как мы начали говорить, нас порицают или одобряют. Поэтому есть все основания считать, что своим поведением мы стремимся вызвать положительную реакцию".

6. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам. В качестве участника компактной аудитории человек будет смеяться, аплодировать и одобрять то, что вызвало бы у него сомнения или возражения, если бы он находился в одиночестве или являлся одним из группы слушателей, разбросанных в большом зале.

7. Если вы выступаете перед небольшой группой слушателей, то соберите их в небольшом помещении. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с ними. Сделайте ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.

8. Позаботьтесь о том, чтобы воздух в зале был свежим.

9. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал вам прямо в лицо и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.

10.Не становитесь за какими-либо предметами мебели. Сдвиньте столы и стулья в одну сторону. Уберите все уродливые предметы и хлам, которые часто заполняют сцену.

11. Если на сцене сидят приглашенные гости, то они наверняка будут время от времени двигаться, и каждый раз, когда они будут делать малейшее движение, они обязательно привлекут внимание ваших слушателей. Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека. Поэтому зачем вам создавать трудности и конкуренцию для самого себя?

Практику, приобретённую в процессе выступлений, можно использовать в повседневной деятельности: обладание ораторским искусством поможет лучше убеждать руководство и коллег, доказывать свою точку зрения. Поэтому тот, кто хочет перестать бояться, должен начать выступать. По мнению специалистов, трудно только первые пять раз. А если не преодолеть себя, то бояться придется всю жизнь. Конечно, волнение будет присутствовать всегда, и это хорошо, ведь волнение тонизирует, а вот страх уйдет. И на его место придет успех!


Ларошфуко

Многие выступающие сталкиваются с проблемой - как же начинать выступление, чтобы сразу понравится? Как появиться на сцене? Как встать, чтобы это выглядело естественно? Как сразу завоевать доверие публики? С чего начать? Как произвести благоприятное первое впечатление? Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление - поэтому важно использовать шанс первый и единственный. Существуют закономерности впечатления и восприятия, которые должен учитывать любой человек, появляющийся в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами:

После того, как вы сказали "Здравствуйте", вы произнесли 70% своей речи!

А после приветствия вы уже будете только дополнять уже сложившееся впечатление о вашей личности. В психологии существует понятие «импритинг» - то есть «впечатывание» образа человека в сознание публики. Если первое впечатление позитивное - оно начинает работать на вас неким «шлейфом», все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала. Если негативное - против вас будет работать отрицательный «шлейф», подсознательно публика будет уже настроена скептически.

Автор неоднократно становился свидетелем ситуаций, когда компетентные, умные, знающие люди не могли произвести убедительного первого впечатления и откровенно проваливали свою речь. Причина провала была только одна - неудачное начало, слабое первое впечатление, которое уже не получилось исправить. В результате даже потенциально сильные и содержательные выступления и презентации не достигали своей цели, или даже оратор становился посмешищем в глазах публики.

И наоборот. Автор много раз наблюдал, как после удачного начала, подкрепленного дальнейшим выступлением, публика меняла отношение к человеку. Он становится полубогом. Ну, если не полубогом, то, как минимум, человеком гораздо более уважаемым! За счет чего происходит этот эффект? За счет того, что значимость, или психологический вес человека, становится в наших глазах гораздо выше, когда мы видим, что он обладает каким-либо мастерством, талантом, редким умением. Когда мы видим, как работает мастер, мы как бы присутствуем при рождении маленького чуда. А разве красивое, убедительное, увлекающее, радующее людей публичное выступление не чудо и не шедевр? Без сомнения, речь - это маленькое (или большое) чудо, сравнимое с чудом сотворения на наших глазах музыки, чуда актерского перевоплощения или рождения картины-шедевра.

Так как же произвести сильное и убедительное первое впечатление?

Каковы закономерности восприятия? Что должно происходить в самом начале выступления? Прочитаем еще раз заголовок. В самом выражении «постановка на публике» заключен некий двойной смысл. Первый смысл, прямой и буквальный, происходит от слова «ставить» или «стоять» - куда и в какую позу себя поставить, какое положение тела принять? И зачастую это является проблемой для оратора, который не знает, какое место на сцене, в зале ему занять, как встать, как сесть, что делать с ногами и куда девать руки? И второй смысл - переносный. Есть такое устойчивое словосочетание в нашем языке - «он поставил себя в коллективе». Что имеется ввиду? Что этот человек заслужил уважение, авторитет, положение в негласной ранговой иерархии коллектива. Если же оратор является новым человеком для слушателей - он должен заслужить уважительное отношение. Сразу! Времени на раскачку у оратора мало! И даже если выступающего знают, положение на сцене обязывает на особую роль. И в этой роли - он все равно новый человек для публики.

При этом первый и второй смысл словосочетания «постановка на публике» тесно связаны между собой. От расположения в зале и позы сильно зависит первое впечатление, произведенное нами на зрителей. А от первого впечатления, как следствие, зависит и дальнейшее отношение зрителей к вам - симпатия и доверие к вашим словам, либо холодная нейтральность и желание поспорить. И наша задача, разумеется, за счет своих знаний и мастерства добиваться максимально убедительного первого впечатления.

Кредит доверия от сцены

Это важное явление, которое выступающий обязан использовать. Само по себе знание об этом кредите доверия должно прибавить уверенности вам, как оратору! Сцена или любое место выступления дает не только испытание на прочность для оратора, но и несет некий изначальный положительный для оратора эффект. Главное место дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Этот эффект изначального кредита доверия и уважения идет еще откуда-то с подсознательных детских времен. Когда мы были школьниками, в класс входила учительница, она занимала главное место - и мы автоматически начинали уважать, слушать и бояться. А кто это забывал делать, тому напоминали, кто здесь главный. Более того, вся система образования закрепляла этот эффект и в институтах, училищах, академиях, а потом и на работе. Главный тот - кто на сцене! Это усвоилось нами с молоком всех наших «альма матерей». И осталось в нашем подсознании. Мы не всегда знаем, кто и почему доверил человеку сцену, но раз ему доверено, значит, так и надо! Значит, он имеет право стоять перед нами и внушать нам свои мысли! Изначально сцена наделяет оратора некоторой властью над умами людей, и люди уже готовы к этому - ведь именно оратор находится на сцене, а они сидят в зале. Ведь именно оратору доверено вещать перед публикой!

Изначальный кредит доверия и уважением - это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Как их нейтрализовывать - это отдельная тема. А закономерность первоначального кредита доверия важно знать и использовать - то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением этот кредит уважения от зала.

Правило семи секунд

В течение какого времени формируется первое впечатление? Это не часы, не десятки минут и даже не минуты. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И мы уже знаем, что первое впечатление всегда одно. Конечно, теоретически можно попытаться сгладить и исправить, но это очень сложно. Первое впечатление похоже на отпечаток пятерни на еще влажном мягком цементе или след ботинка на свежем асфальте - оно застывает и закрепляется на века. При появлении человека на сцене у зрителей в сознании, в мозгу, начинает формироваться наш образ, представление о нас, или, как я говорю, новый «файл», которого раньше не было. И этот файл мы формируем сами именно нашим поведением за это короткое время. Уже через семь секунд люди думают, что они многое про нас поняли. Уже через семь секунд зрители думают, что они нас уже прочитали. К этому времени зритель уже оценил оратора и сделал вывод: интересен - неинтересен, симпатичен или нет, нравится - не нравится, умный - глупый, сексуален - несексуален. В реальности, наша личность может совершенно не соответствовать этому образу в сознании, но это представление рождается как результат нашего поведения и судить будут по нему. При этом слушатели могут совершенно ничего и не знать ни про первое впечатление, ни про формирование образа, все это работает помимо их воли, то есть подсознательно, помимо сознания, не подчиняясь осознанному решению. Этот эффект работает не только для публичного ораторского случая, но и для личного общения. Наверняка вы когда-то ощущали на себе, что если человек сразу при знакомстве не понравился, это шлейфом несет отпечаток на дальнейшее к нему отношение. И наоборот, если сразу понравился, расположил, то и дальше хочется с ним общаться и сближаться.

Говорят, что бывает даже любовь с первого раза.

Показательны результаты следующего психологического исследования. Были опрошены работодатели, начальники, кадровики с одним вопросом - когда, в какой момент вы для себя принимаете внутреннее решение о приеме или нет человека на работу? И по статистике получился интереснейший результат. Большинство работодателей приходили к выводу, что это внутреннее решение созревало у них в течение всего лишь первой минуты. А чем, спрашивается, работодатель занимается в следующие двадцать минут собеседования? Правильно. Убеждает самого себя, что решение верное. И тогда, если человек понравился, начальник пропускает минусы и преувеличивает плюсы, не обращает внимания на недостатки и жадно ловит достоинства. Пусть не семь секунд, а минута, но в любом случае, это очень короткий промежуток времени.

Вы были студентами? Вспомните, тот же воздействие первого впечатления часто наблюдается на экзаменах. Если студент сразу произвел положительное, приятное впечатление, профессор начинает его «тащить»: задавать хорошие вопросы, исключать трудные вопросы, не замечать слабые ответы, прощать ошибки, помогать формулировать, подсказывать, давать новый шанс. А если сразу не понравился - то дело труба. Профессор будет всячески топить вредными вопросами, выискивать ошибки, пропускать хорошее, и при первой возможности отправит на пересдачу. И все это также происходит подсознательно, начальник, как и профессор не осознают этого эффекта, они находятся, можно сказать, в плену первого впечатления, которое управляет их отношением и действиями.

Когда начинается выступление?

Совершенно верно, тогда, когда пошло формирование первого впечатления, а не когда вы открываете рот! Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену - семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис - впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале - вы уже в поле внимания. Внимание публики автоматически реагирует на движущиеся и новые объекты - и вся публика повернет к вам голову - «та-а-к, ну, кто это там сейчас будет у нас выступать, вот этот, что ли, ну давай, давай, сейчас посмотрим, чего ты стоишь…» Все зрители невольно начинают вас оценивать - что такое, кто такой, как идет, как двигается, куда идет? Поэтому помните - выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис!

Никакой кухни!

Разберем типичные ошибки неопытного оратора. Видел много раз следующую картину. Выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

Представляете, если мы увидим приготовления президента к торжественной речи на Новый Год - как его гримируют, напомаживают, подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, дают наставления, одергивают, застегивают и причесывают? Мы разочаруемся, это снижает значимость человека.

Поэтому - никакой кухни на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.

Поведение Хозяина

В этом емком слове - Хозяин - заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость.

Если Вы хотите успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его уже имеете.

(Древний афоризм.)

К сожалению, публика заставляет оратора все делать быстрее и провоцирует его на суету, вследствие дискомфорта и психологического давления, которое она создает самим фактом присутствия. В чем причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина.

Выход на сцену

Отсюда вывод. Идем на сцену уверенно и спокойно, с видом Хозяина и абсолютно независимо - так, как будто в зале никого нет. Не допускайте еще одной типичной ошибки - коммуницирования на ходу. Это когда оратор общается с публикой, еще не дойдя до места выступления, с помощью улыбочек в зал, веселых приветствий, помахиваний залу рукой, обращений к старым знакомым и расшаркиваний. Это смотрится, как жгучее желание завоевать доверие дешевым способом, понравится публике и сразу демонстрирует зависимость от нее. Такое кокетство уважения у публики не вызовет, сразу становится понятно, что человек очень хочет понравится. Наоборот, вызывает уважение поведение Хозяина - абсолютная уверенность, независимость от аудитории, то, что оратор не стремится набрать дешевых бонусов, проявляет выдержку и хладнокровие, и раньше, чем нужно, говорить не начинает. Никакого заигрывания!

Если человек специально не хочет понравится - он нравится больше!

Как ни парадоксально, но это так. Потому что мы уважаем сильных людей и восхищаемся уверенными личностями. В этот момент такой человек становится в наших глазах лидером, вожаком и даже вождем.

Важно знать, что желательно идти не через центр зала, потому что в эти семь секунд вы будете демонстрировать зрителям свою… спину, что не совсем правильно для первого впечатления. Лучше выходить как будто бы сбоку, заходя через один из флангов сцены. В идеале, желательно выйти из-за кулис и там же скрыться после выступления, но кулисы сейчас сохранились только в театрах. Во время уверенной ходьбы смотрим только вперед, оценивая, как дойти до главного места. Главное место всегда расположено по центральной оси зала и на удобном расстоянии от первых рядов, не слишком далеко, но и не слишком близко - не наваливаясь на первые ряды.

Занимаем центральное место

Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно, часто так бывает, когда выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение - извините, я тут с краю постою, я, простите, ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? И это уже не Хозяин - а маленький человек… Хозяин всегда достоин главного места. Поэтому не обесценивайте себя речью с краю, а смело ищите главное место, достойное вас!

Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяносто градусов». То есть угол обстрела, или сектор охвата аудитории, должен быть примерно 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обзора будет уже под 180 градусов, и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего влияния, а на первом ряду слишком напрягутся. Если слишком далеко, угол будет градусов 45 и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное. Найдя взглядом во время спокойной ходьбы на сцену главное место, смело занимаем его, как и подобает Хозяину, поворачиваемся к залу и фиксируемся на нем.

Как в этот момент встать?

Встать сейчас в прямом смысле слова - какую позу принять, каково положение тела, рук, ног должно быть для наилучшего восприятия оратора?

Типичные ошибки неопытных ораторов. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Камень, например, за пазухой не поместился, но зато сейчас как достанет… Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью. Знаете, как родился жест рукопожатия? В средневековье этого жеста еще не существовало, и когда воины встречались на одной тропе, они издалека показывали друг другу правую руку. Это означало - у меня нет в руке оружия, и я иду с добрыми намерениями. Постепенно этот жест трансформировался в рукопожатие при сближении. Поэтому руки оратора люди должны видеть для того, чтобы от него не исходило ощущение угрозы.

А знаете, как родился жест объятия с дружеским похлопыванием по спине? Здравствуй, дорогой, сколько лет, сколько зим…!!! Воины сходились и во взаимном объятии прохлопывали друг друга на предмет незадекларированного оружия за спиной. Смысл уже забылся, а традиция осталась.

Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства. Это еще и поза вредного преподавателя:

- Ну-ну, молодой человек, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…

Понятно, что это тоже не оптимально для восприятия публикой.

Еще распространенная ошибка. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди ниже пояса - «поза футболиста». Тоже читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые надо сразу рождать у аудитории.

И еще одна ошибка. Руки в карманах. Это выглядит абсолютно вульгарно, а для бизнес-аудитории является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики. А если вы так будете выступать на приеме у президента, вас больше никогда к нему уже не пригласят. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Иногда оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в карманы, думая, что хотя бы эту проблему он решил, и никто теперь его суетящихся рук не заметит. Как бы не так! В карманах-то суетливые руки заметны еще больше. Особенно, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Любой движущийся предмет привлекает внимание гораздо сильнее - и вся публика будет завороженно смотреть только на низ туловища оратора, потеряв интерес ко всему остальному. И это, разумеется, тоже не то впечатление, в котором оратор должен быть заинтересован.

По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения - тетрадки, шпаргалки, записи на листах, а также на всякий случай - ручки, фломастеры, маркеры. Все предметы в руках визуально усиливают дрожащие и играющие руки. Исключение - если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.

Так в какой же позе оптимально начинать и вести речь, где должны быть руки и что делать на сцене?

Основная стойка оратора

Это главная стойка оратора, с которой надо начинать речь и проводить большую часть времени на сцене. После начала выступления можно время от времени от нее отходить, но важно не забывать возвращаться. Разберем основную стойку - для тренировки лучше выполнять последовательно, а потом уже автоматически и сразу.

Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее ширины плеч («ножки вместе») это со стороны смотрится довольно изящно, но когда вы начнете говорить, неизбежно почувствуете некоторую неустойчивость - площадь опоры слишком мала. Если ноги шире плеч, это, конечно, устойчиво и удобно, но выглядит со стороны угрожающе и даже агрессивно - человек занимает больше пространства, чем ему необходимо. Еще засучить рукава - и будет полная картина «эсесовец на посту». Иногда на тренингах девушки говорят - а как же, мол, вот учат же профессиональных моделей и манекенщиц стоять в «третьей позиции», как раз ножки вместе, спинка прогнута…? Да, эта стойка красиво смотрится, но учтите, если фотомодель начнет говорить, люди в зале разбегутся… Задача моделей и других блондинок - украшать пространство своим присутствием, но никак не покорять публику своей речью и интеллектом. Поэтому оптимально в стойке ноги именно на ширине плеч, даже для женщин.

Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Сутулость - проблема современного человека, большинство людей ходит согнувшись - годы, заботы, тревоги, усталость, тяжелая жизнь… И если мы на сцене увидим сутулого человека - будет именно такое и впечатление, плюс от него будет исходить ощущение неуверенности и скованности. Действительно, когда мы тревожимся или волнуемся, интуитивно тело человека сжимается и съеживается, чтобы стать незаметным в минуту опасности. И как раз так на сцене и воспринимаемся. В результате первое впечатление будет неизбежно смазано. Очень важно продемонстрировать на публике прямую противоположность сказанному - уверенность, силу, энергию, свободу, лидерские качества, в том числе за счет хорошей осанки.

К сожалению, у большинства людей сутулость уже вошла в привычку, поэтому прямая осанка для многих является некомфортной и долго ее держать непросто. Это так. Но любую дурную привычку можно вытеснить новой более конструктивной привычкой, как вместо сигареты в момент волнения можно себя приучить к леденцам. Поэтому важно сформировать себе привычку именно к прямой, королевской, если хотите, осанке. Знаете, как в старые времена гусар приучали держать аристократическую стать? Гусар должен был вдохнуть на полную грудь - и так дальше и стоять, жить, говорить, дышать. А как будущих светских дам приучали к благородной осанке? Был еще более жестокий способ - корсет. Когда женщину затягивали в корсет на сорок шнурков, осанку волей-неволей она держала (скорее, конечно, неволей). Для женщин, кстати, возможно использование не мысленной ниточки в космос, а представление, что вы подпираете головой балкон или небесный свод - готовитесь в кариатиды. Еще вариант - несете на голове легкий, но хрупкий предмет - нельзя уронить. Тренироваться можно с книгой на макушке, и тогда дадите фору восточным женщинам, известным своим изяществом и особой статью - натренированной кувшинами с водой на голове.

Иногда человеку у меня на тренинге некомфортно держать осанку не потому, что он патологически сутулится, а только потому, что слишком старается и напрягается. Сделаем вместе такой эксперимент. Сильно напрягите правую руку в кулак. Сильно-сильно. Еще сильнее! Еще сильнее!!! А теперь пальцы руки расслабьте, а форму кулака оставьте. Чтобы держать форму кулака - усилий, оказывается, почти не требуется. Так и наши мышцы спины, ответственные за осанку, настолько сильны, что для того, чтобы держать тушку в прямостоящем положении им не требуется даже сильно напрягаться - пять процентов их возможностей вполне достаточно. Некоторые даже умеют спать стоя - солдаты на посту, лошади в поле… Поэтому форму тела оставляем - а лишнее напряжение мысленно сбрасываем, и в целом тело расслабленно.

Плечи на «вешалку», грудь расправляем колесом. Эти правила дополняют хорошую осанку. Плечи на мысленную вешалку, как будто вы пиджак. Для того, чтобы повесить «пиджак», делаем круговое движение плечами назад и фиксируем плечи чуть сзади. Поцелуйтесь лопатками. Грудь расправляем на вдохе (вспомним гусар) и дальше дышим свободно, набирая перед речью воздуха на 80% возможностей легких для полноценного использования наших грудных резонаторов и сильного грудного голоса. Дышать и до и во время речи лучше (по ощущениям) брюшным дыханием, то есть «животом». Все равно будут наполняться только легкие, но объем и эффективность вдоха будет гораздо выше.

Важно, что глубокое дыхание помогает снизить волнение перед выступлением. Прием «четыре секунды». Медленно и глубоко вдыхаете в течение четырех секунд, задерживаете дыхание на четыре секунды, медленно и сосредоточенно выдыхаете за те же четыре секунды.

«Когда женщина выпрямляет спину и расправляет плечи - у неё появляется грудь». Этот афоризм правдиво иллюстрирует особенности женского строения организма. Иногда женщины стесняются расправлять грудь, справедливо полагая, что от этого она визуально увеличивается. Но, думается, что это даже хорошо. Грудь - символ жизненной силы и красоты как для женщин, так и для мужчин. И хорошего человека должно быть много! А хороший оратор даже просто обликом должен привлекать внимание и стремиться производить сильное, яркое впечатление. К тому же сцена, расстояние между выступающим человеком и публикой скрадывают габариты оратора, делают его маленьким - особенно в большом зале. Поэтому на сцене желательно визуально казаться крупнее, больше, занимать жестами и движениями все доступное пространство, чтобы компенсировать этот негативный фактор. Тогда визуально габариты вашей личности будут больше, вы будете ассоциироваться с большей силой, мощью. Сцена - не место для скромного поведения!

Интересно, что прямой позвоночник тесно связан с состоянием здоровья человека. Любой медик вам скажет, что через позвоночник, посредством спинного мозга, совершается иннервация (стимуляция нервными сигналами) внутренних органов. Позвоночник и его спинной мозг являются неким проводником этих сигналов от нервных центров головного мозга. Если у человека существует хроническая сутулость, и как следствие, сколиоз (искривление позвоночника) это постепенно приводит к нарушениям иннервации и хроническим заболеваниям внутренних органов. Правда, человек этого часто не замечает, поскольку в молодом возрасте эта сутулость компенсируется резервами организма. Но молодость вещь не вечная, и когда резервы организма истощаются, болезни начинают подкатывать равномерной чередой. Поэтому важно формировать осанку не только для восприятия публикой, но и для здоровья.

Что означает формировать осанку? Это означает тренировать ее в жизни. В жизни, как известно, всегда есть место подвигу. И для формирования новой привычки необходимо завязать узелок на память и вспоминать об осанке по нескольку раз в день. Придумайте себе «якоря», «зацепки». Например, вижу людей - выпрямляю позвоночник, делаю основную стойку.

Чтобы время от времени проверять осанку, можно использовать такой метод. Спиной прислониться к стене. Должно быть четыре точки соприкосновения: затылок, лопатки, попа, пятки. Вы будете удивлены, но это настоящая прямая осанка. Многие на этой проверке ее почувствуют впервые. И настоящая прямая осанка прямее, чем обычно кажется человеку.

Если ваш случай запущен и сутулость явно заметна и плохо исправляется, то есть еще один радикальный метод. В аптеках продается корректор осанки - упругая конструкция, которая закрепляется на плечах и спине и держит осанку не хуже корсета.

Передняя нога на полступни вперед. Это следующее правило основной стойки оратора. Вес тела переносим на 60 процентов на переднюю ногу. Появляется легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям. Обычно, для большинства людей, передней ногой является толчковая, самая сильная, та, которой вы отталкивались при прыжках в длину, на уроках физкультуры в 8 классе. Зачем нужен этот вектор вперед? Такое положение тела считывается публикой как готовность на диалог, готовность идти навстречу людям, отсутствие страха и волнения. Сравните. Если наклон будет назад, то ощущение будет, как будто бы публика отталкивает оратора и он делает шаг назад. А потом еще назад. А потом еще назад. И скрывается в тумане за кулисами. Наклон назад - публика как будто отталкивает выступающего. Вектор вперед - оратор идет навстречу людям и готов к диалогу!

Руки брошены вдоль корпуса , локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Никакой суеты в руках, руки брошены и расслаблены, только чуть прижаты локти. Зрители воспринимают это положение рук как отсутствие угрозы, как уверенность в себе и в своей правоте. И это хорошие ассоциации! Бывает, что руки у выступающего плохо управляемы, живут своей жизнью и бросить их вниз в начале речи не получается. Это называется «руки мешают». И действительно, в таких случаях оратор своим суетливым рукам не находит места и они реально начинают ему мешать.

Помните, такой эпизод есть в кинофильме «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли. Она играет актрису, которая играет Жанну д-Арк. Жанна на коленях перед иконой молится своей святой. Но вдруг Чурикова выходит из образа и у нее начинается истерика, она вскакивает и начинает бить себя по рукам:

- Не могу, не могу! Мне руки мешают, я не могу, не могу, не могу! Мешают они мне, мешают, ничего не могу с ними сделать!!!

Режиссер не растерялся:

- Пилу мне!!! Какая больше мешает - правая или левая?!

Актриса, выходя из истерики:

- Так, все… Уже не мешают. Все нормально. Давайте работать! Камера, включаем, камера, давайте работать!!!

Так и мы на тренингах, на всякий случай держим пилу. А если серьезно, то избавиться от суеты в руках помогает использование тяжестей во время речи. Можно исключить суету солидными книгами, гирями или другими тяжелыми предметами.

Учтите, что руки брошены вдоль корпуса только в начале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.

Голова в положение допустимой надменности. То есть подбородок чуть выше линии горизонта. Если подбородок будет слишком задран, от человека появится ощущение презрительности. Если подбородок ниже линии горизонта, будет ощущение угрожающего взгляда «исподлобья». Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» - готовность к улыбке, полуулыбка. Если выражение лица расслабленное и нейтральное, оно будет восприниматься как угрюмое. Поэтому лучше добавлять полуулыбку, то есть уголки губ чуть приподняты. Если будет выступать в Америке, то надо улыбаться изо всех сил во все 33 зуба, во всю свою голливудскую улыбку, иначе с вами не будут связываться («он что, неудачник?»). Но в нашей культуре подчеркнутая улыбка будет раздражать народ («чо щерится?»). Еще, мол, ничего смешного не сказал, а уже скалится. Поэтому оптимально - уголки губ приподняты, улыбка Джоконды.

Какие ассоциации на эту стойку? Это древнегреческий или древнеримский памятник. В то время именно в этой позе ваяли всех героев, победителей соревнований и других лучших людей. Если это был мыслитель, он держал свиток в руке. Именно эта поза отражала их силу духа, достоинство и величие. Это Ленин на броневике. Только пролетарский вождь использует указующий в светлое будущее жест, а все остальное похоже. И не зря Ильича изображали в этой позе - ведь он должен был запечатлеться в массовом сознании как трибун, лидер и сильный человек. Также это поза статуи Свободы в США - символа всех поколений американцев. Это наши рабочий и колхозница на ВДНХ - только шаг они делают помощнее. Это артист балета, выходящий на триумф под овации и букетный дождь. Все эти образы отражают успешность, силу, лидерские качества. И все это неслучайные - это правильные ассоциации, и в этой стойке оратор им соответствует.

У основной стойки оратора два полезных свойства. Во-первых, она формирует у публики нужное первое впечатление от оратора. И, во-вторых, если вы постоите в этой стойке секунд тридцать - то почувствуете прилив уверенности, силы, некоторого пафоса, желания сказать что-то мощное:

- Римляне! Сограждане!

Или хотя бы:

- Россияне!

Сама по себе основная стойка создает нужное внутреннее состояние достоинства, большей уверенности, силы. Почему так происходит? Потому что не только внутреннее состояние отражается на внешнем облике и позе. Но и наоборот тоже верно. Внешнее формирует внутреннее. Сама поза также обладает формирующим действием и отражается на внутреннем психологическом состоянии. Поэтому я не устаю повторять участникам на тренингах - даже если вы волнуетесь перед выступлением, не забывайте просто силой воли поставить себя в основную стойку и волнение снизится!

А если у вас сидячее выступление? Например, во время совещания, переговоров, конференции. Все равно, правила те же самые, только сидя. Как если бы памятник сел. Конечно, «кто ж его посадит, он же памятник?», но когда-то оратору говорить приходится и сидя. И тогда - корпус подан вперед, а не откинут назад на спинку. Грудь расправлена. Позвоночник прямой. Голова приподнята. Ноги на ширине плеч, одна нога чуть спереди. Руки брошены на вниз колени или положены сверху на стол - а позже, во время речи включается уместная жестикуляция. Нежелательно обвиваться ногами вокруг ножек стула - выглядит жалко. И уж если говорить сидя, то лучше на относительно жестком сидении, что помогает энергетике оратора. Есть такой хитрый прием у переговорщиков - оппоненту подсунуть мягкое кресло или диван. И тогда человеку становится совсем хорошо, он расслабляется, и включать в таком состоянии речь и логику уже гораздо сложнее - тонус пропадает.

Никакой суеты! С этим должна сочетаться основная стойка оратора. Особенно поначалу, когда устанавливаются отношения с залом, когда любое лишнее движение будет подсознательно трактоваться публикой как волнение. Правило такое. Вы выходите, фиксируетесь на главном месте в стойке оратора и делаете паузу. В паузе ведете себя как человек-скала, как памятник самому себе. Никаких заигрываний, ужимок, подергиваний плечами, сжиманий кистями, поигрыванием пальчиками, движений губами, постукиваний ногами. Это исключаем! Наоборот. Человек - скала! Это сила, уверенность, собранность. Такое впечатление и сформируется у публики.

Перед началом выступления делаем паузу. Зачем нужна пауза? Какую роль она выполняет? Почему бы и не сразу начать говорить? Пауза выполняет очень важную функцию. Во-первых, она привлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы в середине выступления сделаете паузу, внимание зала вернется к вашему выступлению. Во-вторых, в паузе, собственно, и происходит так называемая «постановка на публике», то есть окончательно устанавливаются отношения между оратором и аудиторией, «кто главный» - оратор говорит, публика слушает. Конечно, пауза, это испытание для нервов оратора, но если вы прошли это испытание, публика вас зауважает. Аудитория примет ваше право быть лидером на время этого выступления.

Сколько по времени должна быть пауза? Давайте ее оценим на примере театра. Перед началом спектакля в театре всегда происходит некая суета в зале, шумок, обсуждение программок, шуршание оберток. Все уже сидят, но внимание зала еще рассеянное. И представьте себе такую картину. Занавес открывается, на сцену свет и мы видим человека, стоящего в нашей основной стойке оратора лицом к залу и держащего паузу. И чем больше артист, тем больше у него пауза…

Что будет происходить с публикой? Постепенно она затихнет и соберет внимание на этом актере. Тех, кто еще не готов, соседи будут подталкивать - тихо, ш-ш-ш, уберите конфеты, уже началось… Внимание театральной публики будет собираться по нарастающей параболе. И через некоторое время установится максимум - пик внимания публики. В театре наступит мертвая тишина с полным вниманием зала - что дальше?

Это напоминает такой сюжет в Ералаше. Весна. Мальчик стоит в луже. Лужа большая, глубокая. Вокруг собираются взрослые - мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься!? Он стоит, молчит, держит паузу. Еще больше взрослых собирается - мальчик, зачем ты здесь стоишь, что ты стоишь, простудишься, что, зачем, простудишься… Он невозмутимо стоит, держит паузу. Уже толпа взрослых, все к нему руки тянут - мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься, что, зачем, что ты здесь стоишь, что ты здесь стоишь…!!!??? И, наконец, со словами «А вот оно что!» он прыгает на месте в луже, фонтан брызг, все прохожие мокрые. Вот это крепкие нервы у мальчика! Он просто так не расходует свою энергию. Он собрал внимание, выдержал паузу, и кпд его хулиганских действий стало гораздо выше! Так же и на публике. Вы выйдите, зафиксируетесь в основной стойке оратора, сделаете паузу - и все внимание зала будет собираться на вас:

И высший пилотаж - на пике внимания - а вот оно что! Речь у меня тут! И звучат ваши первые слова. Если это Большой театр, что время от появления до пика внимания публики я оцениваю примерно в 12-15 секунд. Если это обычный конференц-зал на пятьдесят человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. На это время и необходимо ориентироваться. Если аудитория совсем маленькая, можно сократить паузу и до 3-х секунд, но пауза должна быть!

Если пауза передержана - что будет происходить с публикой? Правильно, когда пик внимания пройден, оно неизбежно будет ослабляться и опять пойдет шумок:

- А что такое? А чего они? Они что, прикалываются над нами?

Поэтому хорошему оратору важно чувствовать время и начинать говорить на пике внимания!

Что делать в паузе? Сама пауза также не должна быть пустой - пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью. Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Почти все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, играли мимикой лица. И, наконец, Станиславский вышел сам и стал внимательно смотреть в зал - и все студенты почувствовали заполненность, значение паузы, даже его внутренние размышления. Он молча смотрел в зал две минуты, и аудитория не скучала - насыщенная пауза держала внимание.

Поэтому правило такое. В паузе вы собираете взгляды людей из разных секторов зала, оцениваете их готовность, думаете об их лицах и внутреннем состоянии:

Внешне ничего специально демонстрировать не надо - это приведет к фальши. Только внутренняя работа делает паузу насыщенной, а не пустой.

Помним, что вы должны находиться в состоянии Хозяина зала. А чем занимается Хозяин по жизни? Делом. И вот он вышел на сцену и у него есть дело - он выбирает для своего дела людей. Хозяин - хороший психолог, он наблюдает и оценивает - кто ему подойдет, а кто нет, с кем можно сварить кашу, а с кем только компот, кого взять на работу, а кто не потянет. И тогда пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет такой паузы - в концентрации внимания на людях в зале.

С какого текста начать? И только когда уже публика готова к восприятию, вы открываете рот и начинаете говорить. Предложу универсальное начало почти для любой речи:

- Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Меня зовут … (имя)! Я являюсь … (кем являетесь)! Тема моего выступления… (и далее по теме).

У публики вначале есть естественное любопытство - кто это, что это, что из себя представляет человек. И начало выступления - это возможность удовлетворить это любопытство и с помощью презентации поднять свою значимость, сделать себе «пиар». Знаете, чем отличается пиар от хвастовства? Только одной позицией. Поводом. Если есть повод - это пиар, в хорошем смысле этого слова. Если нет - это уже хвастовство и выглядит невыгодно. Начало же речи - это всегда повод - хотели узнать, кто сейчас выступает? Ну, пожалуйста, мне не жалко, рассказываю. Разумеется, это годится только для новой публики. Если же публика и так вас знает, то самопрезентация уже не требуется.

Можно искать и другие начала для речи, но это универсальное начало годится всегда, даже когда ничего в голову не приходит.

В избранное

Инструкция

Осознайте, в чем вашего страха. Их может быть много. Попробуйте выполнить следующее упражнение: вспомните свое предыдущее выступление, сосредоточьтесь на звуках, деталях, почувствуйте изменения в вашем организме. Подумайте с кем и чем связано ваше волнение: с самим собой или со слушателями. Далее работу постройте по тем направлениям, которые вызывали у вас проблемы.

Составьте план выступления, логически построенного и тщательно продуманного. При его составлении, а это - основа вашего выступления, необходимо проанализировать литературные источники, выбрать из них три–четыре и изучите их внимательно. Во время чтения необходимо сделать выписки с указанием .Найдите общие положения и то, что их отличает, отметьте это в плане. Хорошо, если это будет развернутый план.

Представьте себе одного из слушателей, поставьте на его место себя и подумайте, что он ждет от вашей лекции, в чем нуждается и чем заинтересуется. Проанализируйте свой план с его позиции: что будет непонятным, неинтересным, а чего может не хватить.
Предусмотрите потребности ваших слушателей, это поможет наладить продуктивное взаимодействие.

Лучше, если текст выступления будет состоять из логических блок-схем. Основные мысли выделите цветом, оформите на пронумерованных карточках небольшого размера.

Не стоит буквально понимать высказывание « лекцию». Во время выступления необходимо установить зрительный контакт. Это поможет удержать внимание слушателей, следить за реакцией на ваши слова. Тогда вы будете иметь возможность на чем-то остановиться подробно и получить обратную связь.

Перед выступлением попробуйте заняться визуализацией. Представьте себе в деталях ваше идеальное выступление: как будете выглядеть, что говорить, как себя будут вести слушатели. Сценарий должен быть выстроен в позитивном ключе. Постарайтесь почувствовать радость и удовлетворение от прекрасно сделанной работе.

Подумайте, что может вызвать вопросы и особый интерес у аудитории. Если используется -то терминология, приготовьте словарик и постарайтесь перевести сложные понятия на более простой язык. Один мудрый человек , что «талант настоящего профессионала состоит в том, что он может рассказать о сложном просто».

Продумайте, как можно интонационно украсить вашу речь. Используйте свои сильные стороны: эрудированность, чувство юмора, начитанность. Манеру выступления выберите комфортную для аудитории. Тон «всезнайки» может раздражать слушателей. По ходу выступления можно задавать вопросы, которые будут активировать внимание слушающих, если вдруг вас перестанут слушать: «Вы согласны со мной?», «Вы добавить что-то хотите?». Очень эффективен прием использования интересных примеров, шуток.

Позаботьтесь о своем внешнем виде. Взлохмаченный лектор с кругами под глазами после бессонной ночи, в мятой одежде вызовет лишь жалость. Одежда должна быть комфортной, аккуратной, лучше в классическом стиле. Макияж у желательно должен быть естественный, мягкий. При выборе украшений учитывайте уровень доходов вашей аудитории и социальный статус.

Если перед выступлением вы все же почувствовали волнение, погуляйте 5 минут, пройдитесь быстрыми шагами.

Во время выступления постойте, выпрямив руки по бокам, почувствуйте, как напряжение «утекает» в пол, пошевелив при этом кистями.

Хорошо проверенный прием – глубокое дыхание. Подышав несколько минут, вы почувствуете, как ваш организм «проветрился» и расслабился.

Умение логически, строить выступления приходит с опытом. Используйте любую возможность участия в различных мероприятиях. А ваша подготовка, доброжелательность и будут залогом ваших успешных выступлений.

Источники:

  • как преодолеть волнение

Рано или поздно многим из нас выпадает быть услышанным на публичном выступлении. Начиная с рассказа в детском саду про оторванную мишкину лапу или с экзаменов в школе, заканчивая презентациями деловых проектов или просто тостом в кругу семьи. А что делать, если перед выступлением подкашиваются ноги?

Инструкция

Воспринимайте ближайшее пусть даже неожиданное выступление не как обузу, а как подарок судьбы. Готовьтесь к нему так, как будто ждете один из самых приятных моментов . Тренируйтесь у зеркала, запишите собственный голос на диктофон. После каждого прослушивания ваш голос будет становиться все увереннее, а вы обретете навык красноречия.

Страх заставляет мямлить даже самого уверенного в себе оратора, если он вовремя не обуздает эту вырвавшуюся из-под контроля эмоцию. Перед тем, как произнести речь, воспользуйтесь дыхательной практикой. Сделайте три медленных глубоких вдоха полными легкими, задержите воздух на несколько и выдохните. Вы почувствуете спокойствие, потому что сердце уже не будет выпрыгивать из груди, а мозг наполнится кислородом.

Люди не самого выступления, а осуждения слушателей. Чтобы заинтересовать их, смотрите им в глаза. Не каждому, а поделите аудиторию на три части, уделяя одинаковое внимание каждой из них. Когда вы увидите, что вас слушают, вы ощутите уверенность в собственных силах.

Не думайте о том, всем. Делайте акцент на собственной компетентности и находчивости. Умейте нивелировать вопросы и давать на них достойные ответы. Для этого подумайте , о чем у вас могут спросить во время или после вашего выступления и какой ответ вы считаете наиболее уместным.

Чтобы не попасть впросак, готовьтесь к выступлению заранее. Это, пожалуй, наиболее действенный способ из всех предложенных выше. Если вы разбираетесь в материале, умеете объяснять его «своими словами», то выйдите к аудитории с улыбкой, расправите плечи и выступите на самом высоком уровне.

Видео по теме

Полезный совет

Уделите внимание внешнему виду. Постарайтесь выглядеть безупречно, одежда на вас должна быть удобной, не стеснять движения. Ведь даже высокие каблуки или слишком тесные ботинки могут стать источником дополнительного волнения перед публикой.

Ответственные моменты довольно часто заставляют людей . Причем неважно, происходит ли что-то приятное или нет. Как успокоиться в таких случаях и перебороть волнение , мешающее сосредоточиться? Что нужно делать, чтобы прийти в нормальное состояние?

Вам понадобится

  • - абонемент в тренажерный зал/на занятия йогой.

Инструкция

Высыпайтесь. Для того чтобы меньше волноваться, нужно больше отдыхать. Если вы не выспались, у вас больше шансов поддаться волнению. Когда вы чувствуете себя свежим, вы менее раздражительны и несдержанны. Хороший сон поможет быстрее прийти в нормальное состояние.

Чаще смейтесь. Во время смеха вырабатываются эндорфины. Ученые доказали, что именно эти гормоны отлично снимают напряжение. Если вы сильно волнуетесь, попробуйте вспомнить что-нибудь смешное, что-нибудь, что сможет порадовать вас. Волнение в таком случае немного спадет.

Занимайтесь спортом. Во время спорта тоже вырабатываются эндорфины и снимается нервное напряжение. Заставьте свое тело работать, и волнение исчезнет само собой.

Держите все под контролем. Чаще всего, людям приходится волноваться, когда что-то пошло не так, как было запланировано изначально. Попробуйте, насколько это возможно, избежать ситуаций, вышедших из под контроля. Внимательно следите за своими делами, настроением, взаимоотношениями. Попробуйте сделать так, чтобы у вас не было причин для волнения.

Расслабьтесь. Закройте глаза, глубоко вдохните воздух, постарайтесь ни о чем не думать. Представьте шум моря или пение птиц. Посидите так 5 минут. Дайте своему мозгу и нервной системе небольшую передышку.

Правильно питайтесь. Остановите свой выбор на продуктах, содержащих углеводы. Такая пища способствует повышению уровня серотонина, который отвечает за стабильное эмоциональное состояние. Откажетесь от кофеина и большого количества сахара.

Идите навстречу своим страхам. Довольно часто волнение у людей вызывает именно страх. Чтобы избавиться от него, нужно встретиться с ним лицом к лицу. Ищите свои страхи и безжалостно избавляйтесь от них.

Будьте оптимистом. Всегда думайте о том, что все обязательно будет хорошо. Позитивный настрой уже большой шаг на пути к успеху.

Обратите внимание

Постоянное волнение может вызвать стресс.

Выступление перед публикой, будь то ответ в учебном заведении или презентационное выступление на работе, может вызывать сильное волнение. Чтобы побороть его, нужно продумать для себя комплекс мер, действенных именно в вашем случае.

Инструкция

Постарайтесь расслабиться. Первое, что хочется сделать, если вас одолевает страх перед выступлением, - сжаться в комок и стать как можно незаметнее. Этот порыв лишь усугубит ваше волнение, и каждая минута перед выступлением будет доставлять вам психологический дискомфорт. Поэтому расслабьте все мышцы вместо того, чтобы напрягать их.

Примите открытую позу. Не скрещивайте руки и ноги. Во-первых, это позволит крови лучше циркулировать, а, во-вторых, продемонстрирует присутствующей аудитории вашу открытость и уверенность в себе.

Чтобы ваш организм понял, что ничего страшного не происходит, постарайтесь восстановить дыхание. Чаще всего оно учащается, когда вы волнуетесь. Глубоко вдохните, считая до четырех, а затем резко выдохните. Повторите такое упражнение 10 раз.

Если вы чувствуете, что ваш голос срывается от волнения, перед выступлением сделайте речевую гимнастику. Расскажите часть своей речи вслух, не раскрывая при этом рта. При этом постарайтесь сделать так, чтобы ваша речь была выразительной, т.е. были слышны повышения и понижения голоса. Это расслабит лицевые и горловые мышцы, и справиться с волнением будет значительно проще.

Уймите дрожь в коленях, если таковая имеет место. Одним из способов, которым можно это сделать, является мысленное направление своего внимания в них. Если этот способ не помогает, то можно попробовать «обмануть» свой мозг. Посмотрите на свои колени и заставьте их . Чаще всего они прекращают это делать.

Запишите основные мысли своего выступления, если ваше волнение связано с тем, что вы боитесь забыть часть своей речи. В любой момент вы сможете обратить свой взгляд на шпаргалку и вернуться к нити . Можно вложить этот листок в папку, чтобы ваши слушатели ничего не заподозрили.

Страх перед публикой и перед публичными выступлениями – довольно распространенное явление. В большинстве случаев он связан с неоправданным ожиданием осуждения или неприятных для себя последствий. Побороть этот страх довольно сложно, для этого необходимо работать над собой.

Источник страха

В первую очередь вам необходимо понимать, что является источником вашего страха. Вы можете прекрасно подготовиться к выступлению, знать, что и как вы будете рассказывать, но страх от этого никуда не пропадет. Вы боитесь неопределенности. Это страх показаться смешным, получить осуждение, насмешки, допустить грубую ошибку и т.д. Необходимо помнить, что зритель всего лишь смотрит и слушает вас, у него нет намерения нападать или осуждать. Осознав это, вы решите большую часть проблемы.

Готовьтесь к выступлению перед публикой

Чтобы не попасть в ситуацию, когда вы запнетесь и начнете чувствовать давление со стороны публики, готовьтесь к своему выступлению заранее. Составьте подробный план, который будет содержать все детали вашего выступления. Вы можете составить миниконспект, подкрепив его необходимыми схемами и картинками.

Готовый план вы можете проверить на практике, отрепетировав свое выступление, например, стоя перед зеркалом или выступив перед небольшой группой людей. Вы также можете записать свое выступление на видеокамеру, а затем разобрать его в поиске возможных ошибок.

Расслабьтесь перед выступлением

Ожидание предстоящего выступления на публике может сказаться на вашем самочувствии, вы можете ощущать неуверенность и некоторое напряжение в теле. Чтобы избавиться от этого, попробуйте сделать несколько медленных и глубоких вдохов или задержите дыхание на несколько секунд. Вы также можете представить себе расслабляющие процедуры. Лягте, например, на пол и представьте, что плывете или падаете в ущелье. Ваша задача – почувствовать, как ваше тело расслабляется.

Выступление на публике

Выйдя к зрителям, первое, что вам необходимо сделать – это признать, что зрители не могут знать, как вы себя ощущаете в данный момент. Если вы волнуетесь или нервничаете, зритель об этом не знает. Не думайте также, что публика может заметить наличие у вас таких ощущений. Эти мысли заставят вас нервничать по-настоящему.

Если вы хотите выглядеть уверенно, чтобы зритель в этом не сомневался, стойте прямо и расправьте плечи, говорите спокойно и по возможности улыбайтесь. Помните, что в подавляющем числе случаев зритель не заметит ваше волнение, если только вы сами его прямо не проявите.

Не думайте за зрителей

Стоя перед публикой, вы неизбежно будете ловить взгляд зрителей. Помните, что не имеет значения, что они думают во время вашего выступления. Не пытайтесь анализировать и пытаться понять их мысли, иначе любая мимика на их лице будет воспринята вами в свой адрес. Если вы считаете, что действительно говорите что-то не то или допустили ошибку, исправляйтесь и продолжайте свою речь.

Видео по теме

Человеку свойственно волноваться, когда он попадает в непривычную обстановку. Особенно ярко это проявляется на собеседованиях, экзаменах, первом свидании и т.д. Чтобы справиться с волнением и не допустить развития паники, нужно переменить свое отношение к незнакомым ситуациям.



Случайные статьи

Вверх