Как появились мифы и легенды. Основание рима

Как появились мифы и легенды

На заре цивилизации родились мифы и легенды, которые вобрали в себя весь мир древних людей, их дела и мысли. По своей сути мышление древнего человека было сказочным, но он не придумывал сказки, а отражал в мифах всю свою действительность. И хоть в то время люди не понимали многих вещей, они представляли разные явления природы и все неопознанное в виде мифических существ - чудовищ и богов. Так и зародились древние легенды.

За долгое время до появления письменности у древних народов существовали различные мифы, в которых рассказывалось о героях, совершавших подвиги, о властных богах, о происхождении Вселенной. В этих историях отразилось первое и довольно примитивное представление людей об окружающем мире, который казался им загадочным и полным чудес.

Легенды - это разновидность сказочной прозы. Их передавали из одного поколению к другому в виде устных преданий. С появлением письменности легенды о подвигах героев и волшебных превращениях стали записывать на бумагу. При этом каждый писатель придумывал все новые невероятные и интересные сюжеты. В основе этих сказаний часто находятся предания о событии или исторической личности, которые существовали и происходили в действительности. Обычные события редко были источниками записей и рассказов. Легенды чаще всего описывали значительные подвиги и тех людей, кто на самом деле увековечил свое имя в истории.

Первобытные мифы переплетались с религиозными убеждениями людей. Главными героями в них были божества и таинственные существа, которые имели необычную силу. Некоторые сказания были такими необычными, что их пели под музыкальное сопровождение, и это придавало им особое очарование.

Мифы древней Греции наполнены особыми образами, в которых жизнь людей тесно переплетается с жизнью богов. История Древней Греции неразрывно связана с верой в богов, которые жили на горе Олимп. Древние греки верили, что у богов на Олимпе есть своя жизнь, похожая на человеческую, но которая недоступна простым смертным. Боги помогала людям или наказывали их за грехи. Поэтому и стали появляться легенды о богах и о героях, обладающих большой силой. Такие имена как и в пояснениях не нуждаются. Греческая мифология считается самой известной, и все ее сюжеты очень поучительны и интересны.

Мифы древнего Рима пронизаны особым отношением к богам. Римские жители долго отказывались придавать своим богам человеческие черты характера и внешний облик. Но, в конце концов, некоторую часть сказаний они позаимствовали у греков. И если для древних греков божество является похожим на человека, то для римлян боги были существами со сверхъестественной силой. Они создавали легенды о богах, которые были совсем не похожи на людей. Самым известным сказанием считается миф об основании Рима. Также очень популярны были сказания о персонажах, которые жертвовали собой или совершали подвиги ради Рима. Это Рем и Ромул, братья Горации и многие другие.

Мифы древнего Египта рассказывают современным людям о религии, надеждах и взглядах древних египтян. Нет такого мифа Египта, в котором не менялся бы сюжет и образы. В мифологии древних египтян можно выделить три главных сюжета мифов:

В современном мире древняя мифология воспринимается как сказка. Но без этой удивительной и временами поучающей сказки иногда не могут обойтись люди, как и в наше время, так и в будущем.

об этих двух братьях, которых нашла и выкормила волчица, придумана специально и уже после того, как зародился город. Именно для того, чтобы подчеркнуть: Рем был слишком дикий и необузданный, чтобы править Римом. В этой истории Рем является носителем отрицательных сил, и когда его убирают, получается чистая и светлая картинка. И хотя это лишь одна из трактовок, она довольно любопытна.

Известно, что после непродолжительного пребывания в логове волчицы, близнецы Ромул и Рем попадают в семью свинопаса Фаустула и его жены Акки Ларенции. Говорят, она была проституткой, но какое это имеет отношение к делу?..

Подростковый период мальчишки прожили как обычные обитатели Авентинского холма, правда, связались с бандой малолетних преступников и даже участвовал в налетах. Но пришло время взрослеть, становиться мужчинами и подчиняться правилам. Во время праздника Луперкалий (это когда мужчины надевали на себя козьи шкуры, бегали наперегонки и стегали сыромятными ремнями беременных женщин, чтобы те легче разрешались от бремени) Рем приходит к финишу первым. Это значит, что из двоих братьев именно он первым перешел границу от беззаботной юности к взрослой жизни. Однако тут же компрометирует себя, решая съесть потроха козы, принесенной в жертву богу Фавну (праздник Луперкалий устраивали у священного грота Фавна, именно там когда-то волчица подобрала и спасла мальчиков).

Вот так Рем делает первый шаг в сторону смертного приговора. Дальше он предстает перед нами сильным, но абсолютно «безбашенным» парнем, а вот Ромул, напротив, человеком, уважающим правила и богов.

Следующий эпизод – война за освобождение Альба-Лонги, родного города братьев. Рем попадает в плен, а Ромулу достается вся «грязная работа»: он освобождает брата, свергает Амулия и возвращает престол своему деду, когда-то незаконно свергнутому Нумитору.

И вот мы подобрались к кульминации. Нумитор решает, что двум братьям надо основать свой собственный город. Но как определить более достойного? Кто из двоих назовет его своим именем и будет в нем править? Нумитор отдаст эту привилегию тому, кто увидит больше благоприятных знамений.

Ромул и Рем разделяются и идут каждый на «свой» холм. Рем на Авентинский, поросший лесом и населенный дикими животными, а Ромул -- на Палатинский. Первым нечто интересное видит Рем – с левой, благоприятной, стороны, пролетают шесть коршунов. Но в тот же момент Ромул также видит проносящихся коршунов, их двенадцать, и они появляются тоже слева. Так что Ромул побеждает.

И сразу же приступает к закладке города. Выпускает копье, которое приземляется в месте, где будет построен первый очаг и разведен первый огонь. Именно здесь берет свое начало мифический «квадратный Рим».

Все жители нового города, и сам Ромул, отдают себе отчет в том, что надо полностью подчиниться богам. Основать город должен кто-то, кто симпатичен божествам, уже заслуживший «доверие» Зевса и никогда не зливший его. Почему? Да потому что боги, благословляя Рим, уступают людям часть своих территорий, и, чтобы «процесс прошел гладко», требуют к себе уважения, жертв и подношений. Ясное дело, съевший козу Рем на роль основателя Рима не подходит.

Ромул красуется на обертке шоколада одной известной фирмы

Ромул делит свой город на зоны, -- где живут, где молятся, где проходит общественная жизнь, и так далее… А теперь ему надо сделать самое главное – очертить границы Рима. Для этого нужен плуг, который будет вести прямую линию, поднимаясь и оставляя землю невспаханной лишь в тех местах, где намечены въездные ворота. Ромул идет за плугом с покрытой головой, а тога его повязана необычным способом – по особо торжественному случаю. Если комья земли, выходящие из-под плуга, ложатся вне границ нового города, Ромул заботливой рукой возвращает их внутрь квадрата. Поднимая и опуская плуг, Ромул медленно и вдумчиво прокладывает борозду, голова его опущена вниз. Только так, демонстрируя смирение, можно получить одобрение богов и заручиться их поддержкой в будущем.

И вот граница города очерчена, построена первая оборонительная стена (из дерева, а может быть из камня?). И Рем совершает свою последнюю ошибку – желая потешиться над братом и его затеей, он перепрыгивает через оборонительный вал. Это было таким святотатством, что разъяренный Ромул прямо на месте убивает своего брата. И остается править городом один.

Вот так и заканчивается противостояние между подчинившимся богам и порядку Ромулом, и сильным, но опасным и неуправляемым Ремом.

СЛОВАРИК ДЛЯ ГОСТЕЙ ИТАЛИИ:

Ромул Romolo Рòмоло
Рем Remo Рèмо
Рим Roma Рòма
Основатель Рима Fondatore di Roma Фондатòре ди Рòма
Красивый миф Bel mito Бель ми`то
Семь холмов Sette fori Сетте фòри
Римляне Romani Ромàни
Римские холмы Fori romani Фòри ромàни
Братья Fratelli Фратèлли
Брат Fratello Фратèлло
Легенда об основании Рима Leggenda della fondazione di Roma Леджèнда делла фондацьòне ди Рòма
Древний город Citta` antica Читтà анти`ка
Красивейший город Una citta` bellissima Уна читтà бели`ссима

История рождения двух братьев Рема и Ромула (Remus и Romulus) – основателей Рима – окружена мифами, и сегодня историки разбираются: на самом ли деле существовали означенные исторические персонажи, и так ли начиналась история о Вечном городе? Далее мы кратко расскажем ту самую легенду о Ромуле и Реме!

Знаменитая легенда

Согласно легенде, мальчики родились у Реи Сильвии, жрицы храма Весты . Задолго до этих событий, дед близнецов, царь Нумитор, благополучно правил городом Альба-Лонги. Был у Нумитора младший брат, Амулий, который отчаянно завидовал успехам старшего брата.

Заручившись поддержкой недобросовестных советников Нумитора, Амулий решил свергнуть брата с престола и занять его место. Это и случилось поздней ночью: подкупленная стража открыла ворота дворца и повстанцы захватили царя Нумитора.

Помимо этого, был схвачен и убит сын царя. Амулий быстро разделался со всеми неугодными ему придворными и занял престол.

Оставалась еще племянница Амулия, дочь Нумитора – Рея Сильвия. Со временем она могла выйти замуж и родить детей, которые имели бы возможность претендовать на трон. Этого Амулий допустить не мог.

Судьба Реи Сильвии была определена сразу – ее отправили жрицей в Храм Весты. Весталки не имели право выходить замуж и рожать детей, им суждено было на роду оставаться вечными девственницами. Подстраховавшись таким образом, Амулий избавился от всех предполагаемых наследников мужского пола и занял трон.

Однажды отправившись за водой, Рея Сильвия встретила в одной из пещер мужчину – им оказался Марс – отец Ромула и Рема. Не всегда Марс был богом войны – изначально он считался у древних римлян и этрусков богом плодородия.

Благодаря чуду Рея Сильвия родила спустя время близнецов, крепких мальчиков.

Услыхав об этом, Амулий пришел в ярость. Он только-только укрепился во власти, и тут возникла новая угроза в лице предполагаемых наследников. Амулий приказал доставить всех троих – мать и ее детей – во дворец, а затем вывезти их к Тибру и избавиться.

Мать Ромула и Рема – Рею Сильвию – столкнули в воду , по легенде она не утонула, а стала женой речного бога (по другой версии Рея Сильвия была заточена в темницу, где и провела остаток своих дней).

Младенцам было несколько дней от роду, и которым даже не дали имена, решено было утопить. Но палачи просчитались – по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу, под тень древней смоковницы.

Плач голодных младенцев услыхала волчица. Она только недавно родила собственных щенков, поэтому материнский инстинкт был намного сильнее инстинкта хищника.

Волчица не только не причинила детям вреда, но и вытащила их из воды, перетащила в сухую пещеру и выкормила их собственным молоком. По преданию, волчице помогали чибис и дятел – ухаживали за младенцами, приносили еду к пещере.

В волчьем логове близнецы пробыли совсем недолго . Однажды детские голоса услыхал проходивший мимо царский пастух – Фаустул. Приглядевшись, он заметил волчицу и двух детей. Вернувшись, он рассказал об увиденном своей жене, Акке Ларенции.

У пастуха и его супруги было свое дитя, но ребенок умер в младенчестве, а после долгое время у пары не было детей. Появление двух мальчиков супруги восприняли как дар небес . Возвратившись к пещере, супружеская пара забрала близнецов и стала отныне воспитывать их как своих. Одного из мальчиков нарекли Ромулом, другого – Ремом.

Мальчики росли крепкими и смышлеными детьми, быстро завоевав доверие местных жителей. Постепенно они создали свою команду, которая в случае необходимости защищала родные места, а порой и не гнушалась нападать на соседние деревни.

О самой величественной достопримечательности , истории строительства сооружения узнаете на страницах нашего сайта!

Путешествуя по красивейшему городу, вам обязательно пригодиться карта метро Рима – ищите ее .

Обзор самых комфортабельных отелей Рима в центре найдете в следующем материале: .

История их возвращения

Такая жизнь продолжалась до тех пор, пока один из братьев – Рем – не попал в плен. Схватившие Рема пастухи, как оказалось, служили никому иному, как свергнутому некогда царю Нумитору.

Бывший правитель Альба-Лонги остался жив , но жизнь его была отнюдь не сладкой. Но у него была земля, небольшое стадо и пастухи в услужении. Они-то и привели к Нумитору однажды захваченного в плен Рема.

Расспросив юношу и сопоставив факты, Нумитор догадался, что видит перед собой собственного внука, одного из пропавших сыновей его дочери Реи Сильвии.

Тем временем Ромул с отрядом отправился выручать брата. Ворвавшись в город, они проникли в царский дворец и убили Амулия. Нумитору была возвращена власть, и жители Альба-Лонги вздохнули с облегчением – уж больно жестоким правителем оказался Амулий.

Спустя несколько лет Нумитор посоветовал внукам основать собственный город и расширять его по мере возможностей.

Основание Рима

Вечный город был основан 21 апреля 753 года до н.э. Правда, связано это было с весьма печальными событиями.

Перед тем, как основать город, братья никак не могли договориться – на каком из семи холмов он будет находиться. Рем предлагал Аветинский, а Ромул – Палатинский, связывая его с событиями из их собственной жизни. Выбор склонился в пользу Палатинского.

Постепенно на холме стали появляться первые постройки – будущий Вечный город. Встал вопрос: чьим именем будет он назван?

Снова заспорили братья, но решили так – каждый из них сядет на своем холме и будет считать пролетавших коршунов: у кого коршунов будет больше, тот и будет считаться выигравшим спор. Так и поступили. Рем на Аветинском холме насчитал шесть коршунов, Ромул – на Палатинском – двенадцать. Братья было заспорили о нечестных подсчетах, но их спор прекратили те, кто пришел вместе с ними. Выходило, что основателем Рима мог считаться Ромул, и он будет строиться на Палатинском холме.

Ромул провел широкую линию на земле, словно очерчивая границы (померии) будущего города, и возвестил, что ни один горожанин без его разрешения не переступит границу. Рем заявил, что границу эту перейдет даже младенец, и в шутку перепрыгнул несколько раз через линию. Ромул пришел в ярость и в запале убил собственного брата – Рема, сказав при этом: «Так я поступлю с каждым, кто нарушит мой приказ».

Ромул дал городу собственное имя (Ромул – «Roma», город Ромула) . Был проведен длинный ритуал рождения нового города: Ромул и его соратники по очереди перепрыгнули через огонь, чтобы доказать, что их помыслы чисты; затем была вырыта яма, куда все по очереди бросили по комку земли, принесенной из Альба-Лонги. Этим они показывали, что связь с родной землей остается у каждого, и Рим отныне будет также считаться их родным городом.

Так как Romulus считался основателем Рима, отныне он нес огромную ответственность за Рим и за всех его жителей.

Понемногу Рим разрастался, со временем появились постройки не только на Палатинском, но и соседних Аветинском и Капитолийском.

Правление

Romulus-правитель был озабочен тем, как увеличить население города. Так как основную массу жителей на момент основания составляли мужчины (притом, далеко не лучшие категории населения – беглые рабы, каторжники, бродяги), соседние поселения не спешили породниться с ними.

Поэтому правитель пошел на хитрость: во время городского праздника римляне просто захватили понравившихся женщин (в историю сей факт вошел как «похищение сабинянок»). Одна из сабинянок, Герсилия, стала женой самому основателю Рима, родив ему сына Авилия и дочь Приму.

Скандал тогда разгорелся нешуточный, вплоть до военных угроз со стороны соседних территорий. Долгая кровопролитная война, право за обладание лучшими землями , претензии на власть… Наконец, племена римлян и сабинян решили примириться.

Заключили меж собой соглашение два сильных правителя – Ромул и Тит Таций, правившие впоследствии вместе в течение шести лет (после смерти Тация в одном из походов Ромул стал единоправным царем). Сабиняне поселились на одном из семи холмов – Капитолийском.

Romulus становится первым, кто ввел новую систему правления – сенат . Свое многочисленное войско он делит на легионы, а из остального населения Рима выбирает лучших из лучших, дабы составить из них городской совет. Он называет их «отцами», потому что они заботятся не только о собственных сыновьях, но и о других жителях Рима.

Потомки будут называть их – патриции. Это будущие сенаторы, призванные решать основные вопросы жизнеобеспечения Рима.

Царь поделил жителей на патрициев и плебеев, задав тем самым задачи каждому из них – патриции решают вопросы насущные, плебеи занимаются земледелием и скотоводством. Однако каждый плебей был защищен законодательно, и каждый бедняк мог выбрать себе патрона – защитника (именно отсюда берет начало понятие патроната).

При Ромуле появляются свои праздники и обычаи. Убийство собственного брата (а Ромула долгие годы мучили угрызения совести за содеянное) послужило толчком к созданию Ромулом праздника Лемурий – в честь усопших.

Похищение сабинянок дает начало римскому обычаю похищать невесту перед свадьбой. А в честь женщин-сабинянок, которые примирили представителей двух племен – римлян и сабинян – Ромул установил праздник Матроналий.

Правил Romulus около 38 лет . Но во время одного из походов Ромул исчез. Случилось это при странных обстоятельствах: по свидетельству Плутарха, на месте сражения вдруг возникла странная туча, появлению которой сопутствовали ветры и вихри. Народ в панике бежал с поля боя, но после того, как туча рассеялась, Ромула не нашли – ни живым, ни мертвым.

Римская мифология приписывала Ромулу чуть ли не вознесение на небо. Но часть историков склоняется к версии, что в результате заговора в Сенате Ромул был убит своими же соратниками.

Но в 2007 году, при раскопках на Палатинском холме , была обнаружена пещера, где якобы и жили мальчики, пока их вскармливала волчица.

Вход в пещеру оказался настолько труднопроходим , что сначала исследования проводились при помощи небольшой видеокамеры.

Визуальные исследования показали наличие декоративной отделки на стенах пещеры, элементов мозаики и лепки.

Была выдвинута версия, что эта пещера служила убежищем и пристанищем для опальных близнецов, местом, где их выкармливала волчица.

Позднее народ Рима сделал из этого места святилище и поклонялся священной волчице.

Благодаря заботам Ромула, его руководству, Рим превратился из небольшого поселения на Палатинском холме в величественный город, который пронес свою славу через века – от древних времен до сегодняшних дней.

Вконтакте

Священный город на семи холмах. Основание Рима

Италия... Благословенный Рим... Как гласит известная поговорка, все дороги ведут в Рим. Действительно, куда же могут приводить все дороги государства, если не в его столицу? Это популярное выражение возникло еще в Древнем Риме, который всячески стремился завоевать все ближние и дальние территории, которых только могли достичь его войска. Для возможности быстрого передвижения людей и грузов римляне строили качественные дороги, которые расходились лучами от сердца государства — Рима. По этим «лучикам» в столицу плыли неимоверные богатства, текли реки беженцев, которые оседали в пригороде и благодаря усилию которых город разрастался с неимоверной быстротой.

Рим во времена Средневековья переживал свой расцвет. Но ни тогда, ни гораздо позже его жители понятия не имели, как возник их главный город. Граждане Рима довольствовались древней легендой, которую знал и стар и млад. Сегодня эту легенду знает каждый римский школьник, каждый житель столицы Италии. Ее с большим удовольствием рассказывают гиды, водя экскурсии по улочкам города.

В одном из музеев Рима находится изображение волчицы, выполненное в бронзе. Некоторые ученые пребывают в уверенности, что той волчице не мене двух тысяч лет, во времена Древнего Рима она украшала собой главную площадь древнего города.

Легенда о Ромуле и Реме, а также о волчице, вскормившей их своим молоком

Это случилось в те времена, когда погибла легендарная древняя Троя. Некоторым ее защитникам удалось спастись, они ушли в море. Многие месяцы носили волны утлые суденышки, пока их не прибило к берегу. Измученные люди увидели перед собой покрытые травами, лесами и кустарниками равнины. Солнце в этой земле было теплым, море — ласковым, земля — плодовитой. Это и была Италия, область Лаций. Здесь сын древнего героя Энея построил город и дал ему название Альба-Лонга.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея. В описываемое нами время правителем был Нумитор — честный, благородный и добродушный человек. Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым. Он во что бы то ни стало хотел свергнуть власть брата своего Нумитора, и в конце концов это ему удалось. Добродушного Нумитора брат не боялся, поэтому ему была сохранена жизнь. Были убиты дети и внуки правителя, а дочь Рею Сильвию вынудили стать весталкой — жрицей богини Весты. Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. Согласно легенде, их отцом был Марс — бог войны.

Узнав об этом событии, Амулий очень испугался и разгневался, ведь мальчишки, окрепнув, могли отомстить ему за сверженного деда, убиенных родственников и сломанную жизнь матери. По приказу Амулия Рея Сильвия была казнена, а ее новорожденных детей было решено отдать на волю волнам, бросить в Тибр. Сделать это было поручено рабу, который, разместив детей в корзине, оставил ее на берегу реки. Он решил, что с приливом вода поднимется и унесет корзину по реке в море.

Настал прилив, вода поднялась, но корзина не сдвинулась с места, поскольку зацепилась за торчавшую корягу. Когда вода спала, дети выпали на землю. Они промокли, проголодались и стали громко плакать. В то время к реке подошла огромная волчица, чтобы попить воды. Услыхав детский плач, волчица не набросилась на близнецов, а лишь подошла к ним, облизала, обогрела своим дыханием и накормила молоком. Эту картину увидел пастух, пасший неподалеку овечье стадо. Он подобрал детей и воспитал как умел.

Названный отец дал имена малышам. Одного было решено назвать Ромулом, второго Ремом. Братья росли сильными и крепкими. Они занимались охотой, помногу путешествовали по родной земле, заслужили всеобщее расположение местных жителей. Каждый из них постепенно создал себе отряд из единомышленников. К братьям стекались беглые рабы, местные пастухи, бродяги. В одной из стычек с отрядом Амулия Рем попал в плен.

И вот он стоит перед глазами правителя. Старый Амулий был поражен благородным видом простого пастуха и стал расспрашивать о происхождении юноши. Рем на это отвечал: «Мы, Ромул и Рем, — близнецы-братья. Раньше мы считали себя сынами пастуха, но знай же, о правитель, — наше рождение окутано тайной. Наш приемный отец поведал нам, что, будучи совсем маленькими, мы были вскормлены волчицей, на съедение которой были брошены».

Амулий пришел в ужас — неужели это дети Реи Сильвии?

На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия. Вспыхнуло восстание против правителя, власть в стране была возвращена деду близнецов — Нумитору. Сами Ромул и Рем решили поселиться отдельно, для этого было решено построить большой город. Для строительства выбрали территорию, на которой располагались семь холмов, которые могли служить защитой от будущих набегов врагов. Первые постройки появились на Палатинском холме — месте, где братьев нашел пастух.

Пришло время называть город. И вот тут между братьями вспыхнула ссора, каждый из них хотел назвать город своим именем и стать в нем правителем. Было решено спросить подсказки у богов. Для этого братья расселись отдельно друг от друга и стали ожидать знамения в виде полета птиц. Первым птиц увидел Рем — это были коршуны в количестве шести штук. Но тут же мимо Ромула пролетело двенадцать коршунов. Близнецы опять заспорили, кому же из них достанется первенство.

Ромул начал копать глубокий ров, чтобы окружить насыпь, на которой будут строиться стены, окружающие город. Рем, насмехаясь, перескочил сквозь ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата лопатой и, стоя над его трупом, провозгласил: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены города Ромула!»

Ромул провел священный обряд основания города, дал ему свое имя, после чего стал его первым рексом — правителем...

Правда это или красивый вымысел? Древнеримские ученые уверяли, что с точностью сумели вычислить время основания Рима. По их мнению, это произошло в 753 году до нашей эры. Сегодня же мы знаем, что не Ромулом и Ремом был построен этот замечательный город, легенда была выдумана одним из древних баснописцев.

Город под названием Альба-Лонга был в действительности. В то время здесь существовал обычай сжигать трупы умерших граждан. Как свидетельствуют археологические раскопки, так же поступали с умершими и жители Палатинского холма. Это подтолкнуло исследователей к мысли, что на холмах поселились именно выходцы из Альба-Лонги. События и образы из легенды находят свое подтверждение в реально происходивших событиях. Но все же это всего лишь красивая легенда, а братья-близнецы — всего лишь мифические герои.

Дальнейший жизненный путь Ромула, уже ставшего правителем города, также является прекрасным мифом.

В предании говорится, что Ромул, став рексом, окружил себя охранниками — ликторами. Поскольку население города было довольно немногочисленно, здесь были рады всем, кто приходил на холмы на поселение, в том числе преступникам и изгнанникам с других земель. Римляне уже тогда были воинственным народом, они совершали сокрушительные набеги на другие города, захватывали пленных, которые становились рабами граждан. Рим прославился как город разбойников и беглецов. Девушки из других городов отказывались выходить замуж за римлян, а собственного женского населения было очень мало.

Тогда хитрый Ромул решил устроить пышные празднества, к которым делались большие приготовления. Гуляния привлекли в город массу людей, многие из гостей прибыли со своими семьями — женами и детьми. Когда внимание зрителей было отвлечено играми на арене, по знаку Ромула в толпу бросились юноши-римляне, каждый из которых схватил на руки девушку и унес в свой дом. Между племенами, подвергшимися подобному позору, и Римом началась долгая кровопролитная война.

Некоторое время спустя к Риму подошли войска сабинян, одного из племен, опозоренного Ромулом. В живописной долине между двумя холмами, где расположился Рим, состоялось сражение между армиями римлян и сабинян. Падали сраженные мечами и стрелами воины, текли реки крови. И тут послышались громкие крики и плач - к сражающимся воинам бежали похищенные когда-то сабинянки, прижимая к груди маленьких детей. Они просили мужчин приостановить вражду, ведь в этой войне с обеих сторон гибли дорогие им люди — отцы, братья, мужья. Мольбы женщин тронули закаленные сердца воинов, враждующие стороны заключили мир. Объединенными племенами сабинян и римлян правили совместно Тит Таций и Ромул...

Слияние нескольких территорий под предводительством Рима происходило на самом деле. Не так быстро, как о том повествует сказание. Для этого требовались даже не десятки, а сотни лет.

Легенда это была, быль или вымысел, но знаменитая во всем мире волчица, вскормившая молоком Ромула и Рема, считается священным животным в современном Риме, так же как и в древние времена.

Рим переживал взлеты и падения. Были времена, когда его влияние ощущалось в разных уголках планеты — Европе, Африке, Азии. Римляне во все времена гордились, что они граждане Рима — уникального города, уникального великого государства.

В наши дни, когда уже нет огромной империи, мы о Риме знаем больше, чем сами древние жители древнего города. Нам на помощь пришла наука, при помощи которой можно узнать многие факты, разгадать многие загадки и тайны древних. Теперь мы можем понять и постичь их великие замыслы, результатом которых и стал Рим — вечный город, история которого еще не добежала своего конца.

Оригинал записи и комментарии на

Рем
Remus
Капитолийская волчица , кормящая Ромула и Рема
Имя при рождении:
Род деятельности:
Дата рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Отец:
Мать:
История Древнего Рима

Основание Рима
Царский период
Семь царей Рима

Рождение и детство

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы , изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - он устроил торжественный праздник - Консуалии , с играми , борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины) . В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию . Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Ромул - царь Древнего Рима

Устройство Ромулом римского государства

Основатели

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: «Здесь будет город».
«Город, как солнце» - ответил Рем.

Ромул сказал: «Волей созвездий
Мы обрели наш древний почет».
Рем отвечал: «Что было прежде,
Надо забыть, глянем вперед».

«Здесь будет цирк, - промолвил Ромул, -
Здесь будет дом наш, открытый всем».
«Но надо поставить ближе к дому
Могильные склепы» - ответил Рем.

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие - куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий - курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям - быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственными делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Ромул счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Каждой из трёх триб он предписал выбрать трёх человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трёх самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами ещё 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.

Дети Ромула

У Ромула была дочь Прима и сын Авилий , рождённые ему, по одной из версий, Герсилией .

Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля , в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином .

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города » Тит Ливий.

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий .

Аналогии в культурах других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил . Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе . Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике . Наконец, легенда об убийстве Ромулом родного брата очень напоминает библейскую историю о Каине , убившем родного брата Авеля .

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

В случае с Ромулом его братоубийство произошло из-за борьбы за власть, и это сюжет повторявшийся многократно в течение всей истории Рима. В случае с Каином мы видим такую же зависть и злобу, возникшую на фоне собственной неудачи и успехов родного брата, принёсшего угодную Богу жертву. Интересно, что сразу после истории с убийством брата, Каин предстаёт в Писании строителем первого в истории человечества города.

Эта аналогия приходила на ум ещё античным авторам. Вот, что пишет о Ромуле Аврелий Августин (Августин блаженный) в своём труде «О граде Божьем» (2 часть, 15-я книга, 5 глава):

О первом основателе земного града – братоубийце, которому соответствовал по нечестию братоубийства основатель Рима.

Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4). Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов:

Первые стены, увы, обагрилися братскою кровью.

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они – злы...

В честь Ромула и Рема названы спутники астероида (87) Сильвия : Ромул S/2001 (87) и Рем S/2004 (87), открытые в 2001 и 2004 гг.

Примечания

См. также

  • Амала и Камала - дети, якобы воспитанные волками

Ссылки

  • Социально-экономические отношения и оформление римской государственности в царскую эпоху (2009). Архивировано
  • Дионисий Галикарнасский. Римские древности (2009). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 2 апреля 2009.
  • Ромул и Рем. Основание Рима . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.


Случайные статьи

Вверх