Как рассказать про космос детям: картинки, мультфильмы и описания. Как рассказать о космосе детям

Интересные факты о космосе, как правило, привлекают к себе массу читателей во всем мире. Тайны и загадки Вселенной не могут не волновать наше воображение. Что же скрывается там, высоко-высоко в небе? Есть ли жизнь на других планетах? Как много времени нужно, чтобы добраться до соседней галактики?

Согласитесь, ответы на эти вопросы хочется получить всем, независимо от возраста, пола или, скажем, социального статуса. Даная статья расскажет про самые интересные факты о космосе и космонавтах. Читатели узнают много нового о том, о чем раньше и не догадывались.

Раздел 1. Десятая планета Солнечной системы

В 2003 году обнаружили за Плутоном еще одну - десятую - планету, вращающуюся вокруг Солнца. Ее назвали Эрида. Это стало возможным благодаря развитию современных технологий, несколько десятилетий назад про такие интересные факты о космосе и планетах ученые не знали. Позднее удалось также определить, что за Плутоном находятся и другие естественные которые по решению специалистов вместе с Плутоном и Эридой стали называть трансплутоновыми.

Интерес ученых к вновь открытым планетам обусловливается не только стремлением к пространства в непосредственной близости (по космическим меркам) к планете Земля. Очень важно определить, может ли новая планета принять людей в случае необходимости. Важно также оценить, какие опасности таит новый объект для продолжения жизни на Земле.

Некоторые исследователи космоса полагают, что интересные факты о космосе в целом и изучение особенностей десятой планеты в частности может помочь в разгадывании загадок, связанных с неопознанными летающими объектами, наличием на земной поверхности грандиозных сооружений, а также не нашедшими реального объяснения гигантскими кругами на полях.

Раздел 2. Загадочная спутница Луна

Неужели прекрасно знакомая всем землянам Луна хранит множество тайн? Действительно, самые интересные факты о космосе свидетельствуют о том, что спутник планеты Земля таит в себе много загадочного. Перечислим лишь некоторые вопросы, ответов на которые пока не существует.

  • Почему Луна имеет такие большие размеры? В Солнечной системе нет больше естественных спутников, сравнимых по размерам с Луной, - она лишь в 4 раза меньше нашей родной планеты!
  • Как можно объяснить тот факт, что диаметр диска Луны во время полного затмения идеально закрывает солнечный диск?
  • Почему Луна вращается практически по идеальной круговой орбите? Это очень сложно объяснить, особенно если иметь в виду, что орбиты всех других известных науке естественных спутников представляют собой эллипсы.

Раздел 3. Где находится двойник Земли

Ученые утверждают, что у Земли есть двойник. Оказывается, что на нашу родную планету очень похож Титан, который является спутником Сатурна. На Титане есть моря, вулканы и плотная воздушная оболочка! Азот в атмосфере Титана составляет точно столько же в процентном отношении, как и на Земле - 75%! Это удивительное сходство, которое, несомненно, требует научного объяснения.

Раздел 4. Тайна Красной планеты

Красной планетой Солнечной системы, как известно, называют Марс. Подходящие для жизни условия - состав атмосферы, возможность наличия водоемов, температура - все это свидетельствует о том, что поиски живых существ на этой планете, хотя бы в примитивной форме, небесперспективны.

Было даже подтверждено наукой, что на Марсе есть лишайники и мхи. Это означает, что простейшие формы сложноорганизованных организмов существуют на этом небесном теле. Однако продвинуться в его изучении очень непросто. Возможно, основным проблемным фактором является большое что является естественным препятствием для непосредственного изучения этой планеты - полеты космонавтов все еще очень ограничены из-за несовершенства техники.

Раздел 5. Почему прекратились полеты на Луну

Многие интересные факты о полетах в космос связаны с нашим естественным спутником. На Луну приземлялись американцы, ее исследуют российские и восточные специалисты. Однако загадки все еще остаются.

После успешного полета к Луне и высадки на ее поверхность (если, конечно, эти факты действительно имели место быть!) программа изучения естественного спутника была практически свернута. Такой поворот событий вызывает недоумение. Действительно, в чем же дело?

Возможно, некоторое понимание этой проблемы приходит, если учесть высказывание американского побывавшего на Луне, о том, что это уже занято такой формой жизни, в борьбе с которой человечество не имеет шансов выстоять. К сожалению, широкой общественности практически ничего не известно о том, что на самом деле знают ученые.

Несмотря на то, что полеты космических кораблей с космонавтами к Луне прекратились, тайны этого необыкновенного спутника неизменно привлекают внимание исследователей на Земле. Непознанное обладает притягательной силой, особенно если объект находится в непосредственной, по космическим меркам, близости.

Раздел 6. Космический туалет

Создать эффективно функционирующие в условиях невесомости системы жизнеобеспечения - это очень непростая задача. Система канализации должна работать бесперебойно, обеспечивая хранение биоотходов и их своевременную выгрузку в штатном режиме.

При старте корабля и выходе в космос не остается ничего другого, как воспользоваться специальными подгузниками. Эти средства позволяют обеспечить временный, однако весьма ощутимый комфорт.

Интересные факты о первом полете человека в космос свидетельствуют о том, что первоначально созданию сантехнических приборов для космонавтов придавалось очень большое значение. Особенное внимание уделялось индивидуальным анатомическим особенностям членов экипажа. В настоящее время подход к оснащению санитарной зоны космического аппарата стал более универсальным.

Раздел 7. Суеверия на борту

Нельзя не отметить, что интересные факты о космосе и космонавтах не могут не затрагивать и такие повседневные для обычной жизни моменты, как, например, традиции и поверья.

Многие отмечают, что космонавты - это очень суеверные люди. У многих такое утверждение вызовет недоумение. Неужели это действительно так? На самом деле, космонавты ведут себя таким образом, что кажется, будто бы они очень мнительные люди. Обязательно в полет берется веточка полыни, запах которой напоминает о родной Земле. При старте российских космических кораблей всегда включают песню «Земля в иллюминаторе».

Старты в понедельник Сергей Королев не любил и даже переносил запуск на другую дату, несмотря на конфликты по этому поводу. Четких разъяснений он никому не давал. Когда космонавты все-таки стали стартовать в понедельник, по роковому совпадению произошел ряд аварий (!).

24 октября - это особенная дата, связанная с трагическими событиями на Байконуре (взрывом баллистической ракеты в 1960 году), поэтому, как правило, в этот день на космодроме работы теперь не ведутся.

Раздел 8. Неизвестные интересные факты о космосе и российской космонавтике

История развития российской космонавтики - это яркая череда событий. Замечательно, что ученым, конструкторам и инженерам удавалось добиться успеха. Но, к сожалению, были и трагедии. Освоение космоса - это чрезвычайно сложное направление, связанное с работой в экстремальных условиях.

Для тех, кто очень дорожит историей освоения космоса, дороги сведения и о значимых достижениях в развитии космической отрасли, и о кажущихся небольшими, и даже не имеющими ценности фактах.

  • Многие ли знают, что памятник Юрию Гагарину в Звездном городке имеет одну интересную особенность - в правой руке первого космонавта зажата ромашка?
  • Удивительно, но первыми живыми существами, которые отправились в космическое путешествие, были черепахи, а вовсе не собаки, как принято считать.
  • Чтобы ввести противника в заблуждение, в 50-х годах 20 века было построено 2 космодрома - деревянная имитация и настоящее сооружение, расстояние между которыми составило 300 км.

Раздел 9. Забавные открытия и интересные факты о космосе детям и взрослым

Открытия в космической отрасли, ставшие достоянием общественности, иногда имеют забавный характер, несмотря на реальную научную ценность.

  • Сатурн - это очень легкая планета. Если представить, что можно провести опыт с ее погружением в воду, то можно будет наблюдать, как эта удивительная планета будет плавать на поверхности.
  • Размер Юпитера таков, что внутри этой планеты можно «разместить» все планеты, которые вращаются по своим орбитам вокруг Солнца.
  • Малоизвестный факт - первый звездный каталог составил ученый Гиппарх в очень далеком от нас 150 году до н.э.
  • С 1980 года «Лунное посольство» продает участки лунной поверхности - к настоящему времени продано уже 7% поверхности Луны (!).
  • Чтобы изобрести авторучку, которой можно было бы писать в невесомости, американские исследователи потратили миллионы долларов (российские космонавты используют в условиях космического корабля в полете для письма карандаш, и никаких проблем не возникает).

10. Самые необычные заявления NASA

В центре NASA неоднократно можно было слышать заявления, которые воспринимались, как необычные и вызывающие удивление.

  • Вне условий земного тяготения космонавты страдают «космической болезнью», симптомами которой являются боль и тошнота из-за искаженного функционирования внутреннего уха.
  • Жидкость в организме космонавта стремится к голове, поэтому наблюдается закупорка носа, а лицо становится одутловатым.
  • Рост человека в космосе становится больше, так как давление на позвоночник уменьшается.
  • Храпящий в земных условиях человек в условиях невесомости во сне не издает никаких звуков!

Космос для детей дошкольного возраста, какая интересная тема! А самое главное, что нам родителям даже не нужно увлекать ею детей. Они сами интересуются Луной, планетами солнечной системы, что там в небе, насколько далеко от нас звезды и имеют ли они названия (имена). Дошкольники обладают очень пытливым умом и наша задача дать им ответы в игровой форме. У нас с сыном собралась уже целая серия занятий-игр о космосе. Если вы собираетесь дать своему дошкольнику ответы на вопросы, уверена, что в одной из моих статей вы найдете об этом информацию, которая даст ответ на уровне развития вашего ребенка. В конце статьи вы увидите список на всю серию занятий.

Из статьи космос для детей дошкольного возраста вы узнаете

  1. Стихи о космосе для самых маленьких
  2. Изучаем с ребенком туманности в космосе
  3. Видео для детей о космосе

Кстати о космическом пространстве. Недавно просматривала папку творческих работ, куда я собираю работы Александра и подписываю дату их исполнения. Так вот, там я нашла одну замечательную картину, которая поразила меня и мужа до глубины души. Александру нравятся блестящие материалы для рисования, мы много их использовали к новогодним праздникам. И вот 5 месяцев назад (сами понимаете разгар весны) Александр выпросил у меня все тюбики с блестками. Чтобы не было гигантских потерь я поставила на стол краски в палитре, воду, кисточки и ушла на кухню. Вот что нарисовал мой дошкольник.

Звездное небо рисунок3 года 6 месяцев

Невесомость: как ее почувствовать

Невесомость вещь, которую нелегко почувствовать на Земле. Она чувствуется на определенной глубине под водой – так тренируются космонавты, в современных скоростных лифтах также можно ее почувствовать, а для детей самый легкий способ это качели. Но не просто при катании на качелях, а почти при 90 градусном наклоне, когда мягкое место ребенка как бы отрывается от сиденья. Вот в эти доли секунды и чувствуется невесомость.

Изучая невесомость в рамках проекта космос для детей дошкольного возраста, мы посмотрели пару видео. Они рассчитаны на детей постарше – школьников, но нам всё равно было интересно.

Урок из космоса: Физика невесомости

Опыты дилетанта: Невесомость на Земле

После просмотра второго видео Александр понял, что космонавты в течении года тренируются для полета в космос. Одна из главных тренировок – это вестибулярный аппарат. Который, как мы с вами знаем, заканчивает свое развитие в 7-10 лет , а сейчас моему дошкольнику всего 3 года 11 месяцев. При последних походах в парк, я заметила, что мой юный космонавт старается бежать там где он раньше ходил пешком, хочет выше “лететь” на качелях и даже нашел в нашем парке вот такую установку для катания на досках, где он старается добежать до самого верха. Но пока это ему не удается.

О том какие упражнения в домашних условиях мы делали для тренировки вестибулярного аппарата, можно .

Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты

Я хотела завершить наш полет на Луну, о котором мы говорили в посте , запуском лунохода. Но не луноход, никакая другая из 276 машинок Александра не захотели двигаться при помощи воздушного шарика . Хорошо, что я пробую всё сама до показа ребенку, иначе бы разочарование постигло нас обоих. Ничего, значит запустим шарик в виде ракеты! И даже если все мамы планеты уже провели этот трюк со своими детьми, я всё равно хотела повторить, так как эмоции ребенка этого стоят .

Попробовав в детской комнате, я поняла, что ее длины не достаточно для восхитительного запуска. Поэтому наш опыт был перенесен в зал, где один конец шерстяной нити (можно использовать любую) я привязала к двери на террасу, а второй к детскому стульчику. Длина полета примерно 5 метров. Заранее я одела на нить пластмассовую трубочку и скотч, чтобы шарик прикреплялся к трубочке.

Это я мужа привлекла к помощи , он держит ракету из шара.

Этот сюрприз ждал Александра по возвращению из лицея. Ребенок бежал снимать обувь и мыть руки, чтобы посмотреть что там мама выдумала на этот раз. Стоит ли говорить, что мы повторили опыт с запуском ракеты множество раз?
10,9,8,7,6,5,4,3,…ПУСК!

Но самое главное наверное не новые впечатления ребенка, а его новое умение, которое он приобрел после того. Как же долго мы с Александром учились дуть! , на кораблики, при и много еще чего мы делали на эту тему. И вот наконец-то, почти к 4-ём годам свершилось – ребенок просто сам захотел надуть воздушный шарик. Он хотел запустить СВОЮ ракету и он это сделал! Я не знаю сколько раз в тот день он надувал шарики, вечером папа взмолился о пощаде и просил убрать эти шарики с глаз долой , но не тут то было…

В последнее время Александр очень любит всё записывать и, наверное трудно в полной мере понять что я под этим имею ввиду, поэтому приведу наглядный пример. Мы часто занимаемся по распечатанным мною материалам – проведения по линиям, для практики руки. Вот так и в этот раз, в распечатанных материалах о космосе, были задания обвести цвета звезд выделенные пунктирными линиями. Ребенок обвел их, взял маркеры и начал писать только что обведенные слова на английском языке на магнитной доске.

Первое слово было написано им заглавными буквами и я просто обратила его внимание, что в заданиях он их писал письменным шрифтом. Что привело к тому, что на доске были написаны слова двумя шрифтами. Весь процесс занял у Александра 30-40 минут, в связи с чем одно из запланированных занятий было перенесено на следующий день. Но в таких ситуациях я придерживаюсь точки зрения “дай ребенку сделать то, что ему интересно” .

И да, пишет мой дошкольник то левой, то правой рукой. Он еще явно не определился, а может быть и не определится. Время покажет, этот процесс нельзя форсировать.

Что-то я отвлеклась от темы космоса .

Стихи не только развивают память и литературный вкус, они также могут быть очень познавательными. Если вы только начали тему, то будет полезным выучить вот это замечательное стихотворение Хайта. В нем представлены планеты солнечной системы по порядку в очень легкой, запоминающейся форме. Его изучение можно приурочить ко Дню Космонавтики или просто к интересному занятию. После того, как ваше дитя будет знать порядок планет, вы можете сделать макеты и создать .

А вот еще один стих про Млечный путь, написала его Римма Алдонина. Чтобы дошкольник хорошо понял о чем идет речь в стихотворении, посмотрите с ним детскую энциклопедию на развороте о Млечном пути. А логическим продолжением после изучения, будет интереснейшее творчество – рисование туманностей, о которых мы поговорим с вами ниже.

Опыт на тему космос – создаем туманности

В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей. В рамках проекта космос для детей дошкольного возраста мы провели опыт, который наглядно, ярко и интересно покажет как выглядят туманности. У него есть только один недостаток: очень трудно остановиться! Так и хочется попробовать разные цвета, их сочетание, изменить жирность молока. Я посоветую вам уважаемые родители, продолжать пока ваш дошкольник не исчерпает свои вопросы.

Справка: Туманность - участок межзвездной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба.

Мы решили изучить туманности более подробно (для нашего 3-ех годовалого уровня конечно). Сначала прочли о них в имеющихся книгах.

Приступим к созданию нашей туманности.

Для этого нам понадобилось:

  • молоко с хорошей жирностью (я брала 6%)
  • пипетка
  • пищевые красители
  • ватные палочки
  • средство для мытья посуды

Первый опыт с туманностью я провела сама. Результат превзошел даже мои ожидания – туманность была прямо как из космоса! Концентрировала внимание ребенка на том, что если просто перемешивать всё палочкой, то очень быстро наше молоко превратится в грязную жидкость. Рисовать на молоке нужно аккуратно, спокойно передвигая цвета по поверхности. Александру конечно же не терпелось сделать подобную красоту самому и когда мой “шедевр” был закончен, я налила чистое молоко для ребенка.

Сначала он капнул из пипетки несколько капель разного красителя. Желательно капать его на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем ребенок берет ватную палочку, макает ее в моющее средство и опускает в центр цветной капли.

Наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке. Мы повторили эти рисунки четыре раза, первый был мой, в общей сложности у меня ушло два пакета молока. Я покажу вам как это делал ребенок и его туманности.

Данный опыт, на тему космос, нам очень понравился. Если вам интересно почему краситель сразу не смешивается с молоком и цвета красителя не смешиваются друг с другом, вот небольшая справка:

Молоко помимо воды содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе. Протеины и жир весьма чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые ослабляют химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижают поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается. Вот в чем секрет этого занимательного химического опыта. Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте еще капельку моющего средства.

Космос – видео для детей дошкольного возраста

Как известно, детки воспринимают информацию по разному. Кому-то нужно потрогать, чтобы понять. Кому-то увидеть, а кому-то необходимо проработать тему в игре, в стихах, в творчестве. Завершающим шагом в освоении космоса детьми дошкольного возраста, может быть просмотр видео. Я поделюсь с вами только теми, от которых мой мальчик остался в восторге.

Видео о космосе Энциклопедия дошколятам

Астрономия для самых маленьких

Видимо автор названия предполагал, что дети начинают интересоваться данной наукой в начальной школе, он просто не знаком с моим сыном . Но мы с вами говорим о дошкольниках и, чтобы вы не усадили перед экраном малыша лет двух, я вам подскажу, что видео подойдет лет с 4-5.

Любители Пеппы смогут внимательно изучить расположение планет в солнечной системе. При этом видео начинается с самой далекой планеты от Солнца к самой близкой.

И напоследок упомяну видео моего детства, которое подойдет старшим дошкольникам и младшим школьникам. Фантастическая повесть девочке Алисе, ее отце геологе и птице Говоруне. Помните?

Тайна третьей планеты

Итак дорогие друзья, как вы видите, космос для детей дошкольного возраста очень увлекателен и не стоит ждать пока они начнут изучать астрономию в школе. Просмотрите другие наши занятие о космосе и уверена, что вы найдете интересные игры своим дошкольникам, а также множество опытов и экспериментов.

Детям о космосе – понятно и доступно – реально ли это? Конечно, да. Можно рассказать детям о космосе так, что они надолго увлекутся этой интересной темой. Но начнем с начала.

Что знает ваш малыш о солнечной системе и о планете, на которой мы все живем? Ничего? Тогда вам обязательно нужно посвятить этому интересному моменту пару дней. Если пару раз в неделею проводить уроки «познания окружающего мира», уделяя внимание то одному, то другому моменту, ребенок будет развиваться и узнавать много нового. А ведь дошкольники в возрасте 4-7 лет весьма любознательны и любят слушать о таких вещах.

Итак, что рассказать детям о космосе?

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко — протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе девять планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет — наша Земля.

Солнце — это большая и очень горячая планета — это звезда, — огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло. Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные — больше Солнца. Самые яркие среди всех звезд на небе — это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина. Все планеты Солнечной системы меньше Солнца. Самая большая из них — это Юпитер. А самая интересная — Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, давай выучим с тобой небольшой стишок:


(Если ребенку интересно, можно рассказать ему о каждой из планет немного больше. А можно и просто ограничиться их названиями.)

Из всех планет Солнечной системы жить мы можем только на Земле, потому что здесь есть воздух, вода, и здесь нужная нам для жизни температура. Если посмотреть на нашу планету из космоса, она кажется голубой. На ней видны океаны и материки (суша).

Но не только планеты кружатся вокруг Солнца. Вокруг него вращаются еще и кометы и астероиды. Кометы можно узнать по их длинному хвосту. Иногда кометы пролетают недалеко от Земли и их можно увидеть. Хвост кометы — это газ и пыль.

На небе очень много звезд, но есть некоторые группы звезд, которые ученые назвали созвездиями. Созвездие — это несколько звезд, которые вместе очень похожи на какую-то фигуру. Созвездий на небе — 12: Овен (похоже на барана), телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы.
Человек давно пытается узнать, есть ли жизнь на какой-нибудь еще планете, летает на другие планеты и исследует их, чтобы узнать, из чего они состоят. Первый человек, который полетел в космос — это Юрий Гагарин. Он первый облетел вокруг Земли на ракете. С тех пор прошло уже много лет, и люди научились строить космические корабли и постоянно изучают космос. Есть и день космонавтики — праздник, когда поздравляют всех, кто занимается изучением космоса — это 12 апреля. К этому дню мы обязательно сделаем поделку или аппликацию.

А в завершение покажите ребенку мультфильм про путешествие астероида, кометы и звезды на нашу планету. Очень интересный и познавательный мультик. Называется он «География для самых маленьких». Там рассказывается немного про космос, и много внимания уделяется нашей планете (океанам, морям, горам, материкам — настоящий мини-курс географии).

Юлия Мазнина

Космическая тема начинает интересовать многих детей уже в возрасте 3-х лет. Рано? Думаю, что нет. Люди, еще древние, впервые задумались о том, что находится за пределами того, что мы можем достать рукой, и куда мы можем добраться своими ногами, когда распрямились и подняли взгляд вверх — к Солнцу, Луне и звездам. Шутка, но ведь даже волк воет на Луну. Понимание нашего места во Вселенной необходимо для гармоничного развития ребенка также как и знание того, откуда берется товар на полках магазина, чтобы потом не увидеть недоумение в глазах ребенка, который вдруг узнал, что чеснок в земле растет, а не на дереве, ведь в магазине он продается таким чистым. Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы это было малышу интересно малышу сейчас, и чтобы ему эта тема была интересна в будущем? Поделимся с вами идеями, которые легли в основу проекта Клуба Увлеченных Мам . Оно, и правда, получилось большим и насыщенным, но обо всем по порядку.

Как рассказывать о космосе?

  1. всевозможные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  2. красочные картинки с небольшими мамиными пояснениями;
  3. наглядные эксперименты.

С картинками все понятно — их в сети Интернет пруд пруди. И видео есть, и даже онлайн-трансляции с Международной космической станции и не только с нее. Но картинки на экране монитора и просмотренное видео, это не прожитая, не пропущенная ребенком информация. Скорее всего, по истечении какого-то времени она просто улетучится из головы. А сделанная поделка останется, и останутся эмоции и воспоминания о том, как они с мамой играли.

В космос можно играть? Очень даже можно!

И можно ставить космические эксперименты, не выходя из своей квартиры? Можно! Все то большое космическое пространство, которое нас окружает, с его сложными и до конца еще не выясненными законами мы стараемся нет не объяснить, а показать малышам через наблюдение, ощущение, движение. Поэтому проект и получился «научно-познавательным».

А теоретические пояснения, которые даны в сценариях, даны не для детей, а для взрослых, чтобы они

  1. более осознанно играли;
  2. могли ответить на вопросы малыша, которые, поверьте, обязательно будут.

Если вы отлично ориентируетесь в теме космоса, теорию можно пропускать и просто играть, ориентируясь на прилагаемый к каждому сценарию «Маршрут путешествия».

А закрепить полученные за время игры знания и немного посмеяться, можно, отвечая на вопросы космической викторины, которые также прилагаются к каждому сценарию.

Конечно, вы можете облечь проект или какие-то его части в сказку. Если вы не успели и не захотели что-то проиграть, но рассказать малышу об этом все-таки хочется, можно придумать небольшую сказку или историю из жизни одного мальчика. которого зовут так же, как и вашего малыша. Мы так делаем с младшим сыном: ему недавно исполнилось 4 года, интерес к космосу у него периодически возникает, но надолго не задерживается. Поэтому обычно я ему сначала рассказываю сказку о космических приключениях мальчика Пети (есть у нас кукла с таким именем), а потом мы играем в приключения это самого мальчика Пети.

Оживить можно не только Всезнайку, с которым малыш путешествует по космосу, но и те объекты и предметы, которые он там встречает. Солнце и планеты Солнечной системы, астероиды и кометы, созвездия и галактики могут рассказывать сами о себе, а луноход, марсоход, космический зонд могут передавать сообщения в реальном времени.


Большое путешествие в космос: День 10. Ледяные гиганты: Уран, Нептун. Карликовые планеты. Пояс Койпера

Поэтому, приложив немного фантазии, и вы обязательно найдете способ, как рассказать малышу о космосе так, чтобы ему было захватывающе интересно.

С чего начать и о чем рассказывать

Знакомство со Вселенной

Четырехлетний малыш уже наверняка не раз слышал слова космос и Вселенная. Поэтому мы предлагаем начать с объяснения, что такое Вселенная, и составления космического адреса нашей планеты в этой самой Вселенной.


Земля как планета Солнечной системы

После того, как познакомились со Вселенной в целом, стоит обратить внимание на ту планету, где мы с вами живем.

Начать можно с рассказа о том, что раньше люди представляли Землю, совсем не так, как мы сейчас.

Потом можно внимательнее посмотреть на нашу планету из космоса:

  • выяснить, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца,
  • и узнать, что из этого следует;
  • выяснить, что особенного у полярных областей;
  • и наконец, разобраться, а действительно ли Земля круглая.

А потом заглянуть и внутрь Земли, чтобы не осталось тайн и загадок. Или почти не осталось…

Как люди покоряли космос

После того, как малыш так много узнал о той планете, на которой живет он сам, живут его мама, папа, друзья и вообще все люди, закономерно рассказать малышу о том, как люди покоряли космос:

  • рассказать о том, кто придумал ракету, которая может улететь в космос,
  • кто построил первую такую ракету,
  • и почему она может летать там, где не могут летать самолеты, вертолеты, воздушные шары и дирижабли;
  • рассказать, почему ракету называют ракетоносителем, и что она «носит»;

  • рассказать о том, что такое спутник,
  • и по какой траектории он движется;
  • рассказать, кто побывал в космосе до человека,
  • о том, как прошел первый полет человека в околоземном пространстве,
  • и когда состоялся первый выход в открытый космос,
  • рассказать о том, зачем построили МКС,
  • и чем на ней космонавты сейчас занимаются.

Вы можете просто рассказать малышу об этом или проиграть с ним каждую веху в освоении космоса, так как сделали это участники первого онлайн-потока :

Играем в космонавтов

Конечно же, малышу захочется почувствовать себя настоящим космонавтом. Постройте космодром и соберите ракету.

Организуйте тренировки будущих космонавтов, а затем примите в космонавты самых лучших с произнесением клятвы и прослушиванием гимна космонавтов, придумайте позывной и не забудьте соблюсти все традиции перед полетом.

А еще малыш-космонавт может провести целый день на международной космической станции.

Полет на Луну

Когда малыш станет уже опытным космонавтом, можно расширять горизонты и отправляться дальше — покорять Луну. Сначала запустить луноход, а потом и самим на нее слетать, чтобы оставить там следы, которые будут там и через миллионы лет, полюбоваться на кратеры, собрать пробы лунного грунта, покататься на лунном автомобиле и найти флаги прошлых экспедиций.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Знакомимся с Солнцем поближе

Луну освоили? Самое время познакомиться поближе с Солнцем — единственной звездой нашей планетной системы:

  • разобраться, почему оно светит,
  • почему на нем возникают солнечные пятна, вспышки и протуберанцы;
  • узнать, что такое солнечный ветер,
  • и какое отношение солнце имеет к полярным сияниям;
  • выяснить, потухнет ли оно когда-нибудь.

Путешествия по планетам Солнечной системы

И, конечно же, нужно побывать на планетах Солнечной системы, чтобы поискать там жизнь и убедиться, что таких благоприятных условий для жизни, как на Земле нет больше ни на одной планете Солнечной системы: где-то невыносимая жара, а где-то леденящий холод, одна планета вращается слишком быстро, другая — слишком медленно, поверхность одной — высушенная солнцем и ветрами пустыня, поверхность другой — кипящая жидкость, закрытая толстым слоем не пригодной для дыхания атмосферы. Все планеты нашей Солнечной системы разные, и все — очень интересные.


Исследуем Марс
Изучаем Венеру
Исследуем газовые гиганты: Юпитер и Сатурн
Изучаем ледяные гиганты: Уран и Нептун

Астероиды, кометы и улетающие к границам Солнечной системы космические зонды

Путешествуя к Юпитеру, вы обязательно придется преодолеть пояс астероидов. Ученые до сих пор точно не знают, как он образовался: осколки ли это каменной планеты Фаэтон, которая когда-то вращалась вокруг Солнца между Марсом и Юпитером, или остатки того вещества, из которого когда-то сформировался Юпитер и другие планеты Солнечной системы.

А еще вам может повезти, и вы встретите комету, движущуюся к Солнцу и все более распушающую свой хвост. А если последуете за ней, двигаясь от Солнца, то можете попасть туда, где она родилась, — в облако Оорта (сферу из твердых и ледяных тел разного размера, окружающую нашу Солнечную систему).

А вы знали, что в ядрах комет не раз находили органические молекулы? Поэтому астрономы порой говорят, что кометы разносят жизнь по Вселенной. И хотя в пределах Солнечной системы, кроме как на планете Земля, жизни ученые пока не нашли, они предполагают, что где-то в глубинах космоса она может быть. Почему бы не отправить туда послание подобно пластинкам на борту космических аппаратов «Вояджер» и «Пионер», которые покинули Солнечную систему и движутся в межзвездном пространстве один в направлении созвездия Жирафа, а другой — в направлении созвездия Щит. Вечные космические странники, отправленные с Земли. Кто знает, увидит ли кто-то эти послания…

За границами Солнечной системы: скопления звезд и созвездия, галактики, туманности, черные дыры и один очень интересный способ путешествия сквозь пространство и время

Вдоволь попутешествовав по просторам Солнечной системы, конечно же, захочется отправиться дальше, чтобы

  • посмотреть, как устроена наша галактика Млечный путь, и какие еще бывают галактики;
  • узнать, почему мы видим звездное небо так как видим, и сколько звезд на небе;
  • разобраться, зачем звезды объединяют в созвездия, почему их так назвали и что такое зодиак;
  • полюбоваться на скопления звезд и туманности;
  • увидеть, как рождается сверхновая звезда, узнать, какие виды звезд бывают, сколько они живут и как умирают;
  • понять, как образуются черные дыры, и испугаться при мысли о том, что в центре галактики может быть черная дыра;
  • самим догадаться, как масса искривляет пространство, и как можно быстро путешествовать через пространство и время.

Увлекательно, правда?

И, конечно же, путешествовать по странам ли или по безбрежным просторам космоса лучше в компании, поэтому мы вновь приглашаем Вас на онлайн курс «Большое космическое путешествие» с обратной связью ведущих и, конечно же, конкурсом среди участниц! Мы стартуем 10 апреля. Осталось совсем немного времени! Спешите успеть!

Какими источниками пользоваться, рассказывая о космосе

Медиа-ресурсы

У космических путешествий с малышом есть одна особенность: по большей части вы не сможете увидеть то, о чем рассказываете. Конечно, в телескоп вы сможете рассмотреть Луну и даже найти на ней те самые горы, озера, моря, заливы, кратеры, которые красивыми именами обозначены на лунной карте, в определенное время вам может посчастливиться увидеть на небосклоне Венеру, Марс или даже Юпитер с Сатурном, если у вас мощный телескоп местоположение подходящее. Эксперименты, игры и творческие работы дадут представление о том, как выглядят космические объекты, как они устроены, что с ними происходит в глубинах космоса. Но глазу-то все равно хочется настоящих картинок или живых фотографий.

В сети Интернет сейчас огромное количество информации, посвященной космосу: начиная от развивающих мультфильмов для детей и заканчивая фотографиями туманностей и далеких галактик, сделанных космическим телескопом Хаббл, и онлайн-трансляциями с Международной космической станции.

Печатные материалы

В сети Интернет вы также найдете множество раскрасок и печатных материалов на космическую тему. Они позволят разнообразить ваши космические будни с малышом, и заодно потренируют руку малыша, разовьют математические навыки, логику и мышление.

Путешествуя в сети в Интернет в поисках печатных материалов не забывайте и о иноязычных ресурсах. Ключевые слова для поиска на англоязычных сайтах: «space printables».

Музыка

И конечно же путешествовать лучше с музыкой. Именно детских космических музыкальных произведений немного, то так как космос — это тема для любого возраста, и многие взрослые композиции детям очень нравятся. Скачать подборку ссылок на музыкальные произведения на космическую тему можно .

Книги

Даже в наш век цифровых технологий, яркие картинки с экрана ноутбука или планшета, не могут заменить настоящей книги, которую можно читать сидя у мамы на коленях или листать одному, разглядывая картинки. Игры, эксперименты, творческие работы и книги отлично дополнят друг друга. Книг на космическую тему сейчас тоже очень много. Они рассчитаны на самый разный возраст: для малышей, для дошкольников, для младших школьников, для подростков. Есть космические сказки (Е. Левитан), есть энциклопедии, есть художественные книги для детей постарше. Какие-то книги переводные, какие-то написаны нашими авторами. В одной книге больше про одно, зато совсем нет информации про другое.

Среди такого изобилия книг на космическую тему очень трудно советовать что-то конкретное. При выборе книг о космосе, особенно энциклопедий, мы советуем вам ее пролистать и обратить внимание на то, вся ли нужная информация в ней есть. Особенно это касается переводных книг, так как в них зачастую почти совсем нет информации о том, как осваивали космос в СССР. Но согласитесь, в нашей с вами бывшей стране сделано было очень даже не мало.

Вместо заключения

И еще пара слов о проекте «Большое космическое путешествие». Ваши дети задают вам вопросы о космосе? Вы сразу можете на них ответить? Я — нет. Конечно же, можно взять энциклопедию о космосе и прочитать ответ в ней. С старшим сыном, у которого зрительный и слуховой каналы восприятия ведущие, это срабатывало. А вот с младшим сыном-кинестетиком это уже не работает. Пока я достану книгу с полки, он уже переключится на что-то другое. Поэтому я или сразу рисую то, о чем он спрашивает, на бумаге, или беру его за руку и веду делать пару экспериментов из «Большого космического путешествия». Как показал прошедший год, на очень многие вопросы детей там можно найти не только ответ, но и эксперимент, наблюдение и творческую работу в придачу.

А какие вопросы о космосе дети задают вам? Поделитесь в комментариях! А мы расскажем, как с помощью можно на них ответить!

Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,

Случайные статьи

Вверх