«Каждый выбирает для себя»: стихотворение-рассуждение о выборе в жизни человека. Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу

Это прекрасное стихотворение принадлежит перу Юрия Левитанского. Часто ошибочно авторство приписывается Борису Пастернаку, Булату Окуджава и даже Омар Хайяму.

Это стихотворение – рассуждение, в котором нет ни грамма суеты. Оно отточено и сформулировано бесконечно емко, как мысль, которую долго вынашиваешь в себе, как философия и смысл жизни, к которым долго шел.

Это стихотворение – рассуждение о жизни, о том, что мы сами являемся творцами своей жизни, что только перед собой мы ответственны за свой выбор, сделанный в жизни, и только себя мы можем корить за ошибки и неправильно выбранный путь.

Это стихотворение – размышление, пропущенное через сердце, тонкое и очень личное. Стихотворение, по сути, про одиночество, про место в этом мире.

«Манера Юрия Левитанского говорить с читателем тактична, ненавязчива, но одновременно покоряюща, властна…… И принципиальное разнообразие размеров, ритмов, необычных интонационных зачинов и неожиданных концовок. И длинная, нескончаемая строка, словно бикфордов шнур, тянущаяся к рифме, которая вдруг взрывается, когда этого уже и не ждешь, и озаряет строку, строфу, все стихотворение светом нового смысла..» Юрий Болдырев.

Об авторе стихотворения «Каждый выбирает для себя»

Юрий Левитанский родился 22 января 1922 года в украинском городке Козельце Черниговской области в еврейской семье. Учась в седьмом классе, начал публиковать стихи в газетах. Во время войны Левитанский был военным корреспондентом, пройдя путь от солдата до офицера, был награжден многочисленными орденами и медалями.

Юрий Левитанский мало писал о войне, возможно, потому что хотел забыть страшные мгновенья, потому что знал, чем стала война для миллионов людей.

Левитанский писал: «Я нетипичная фигура. Я давно все зачеркнул. Войну и эту тему для себя лично. Я люблю Европу, Вену, Прагу… Когда в Прагу вошли в 1968-м советские танки, я просто плакал…»

В 1948 году вышел первый поэтический сборник стихов Юрия Левитанского «Солдатская дорога», а в 1963 году его книга «Земное небо» принесла поэту известность. Самая же популярная книга стихов «Кинематограф» была написана, когда поэту было уже 50 лет.

Юрий Левитанский был человеком скромным, стихи выдавал скупо, расставался с ними застенчиво и неохотно.

В 70-е и 80-е годы Левитанский подписывал множество писем в защиту диссидентов (начиная с процесса Синявского и Даниэля), после чего его каждый раз на некоторое переставали печатать, закрывали возможность встреч с читателями.

В период перестройки вышло несколько книг Левитанского, он печатался в журналах, давал интервью.

«Давно уже пора решить кардинальный вопрос: а кто мы? Кто мы? Не Сталин, а мы?.. Наши власти такие, какие мы…» И далее Левитанский повторял слова Тютчева: народ-младенец. «Что можно изменить в обществе, если оно пропитано ложью, пьянством, юродством? - Я не верю, что народ наш так генетически задуман на веки вечные…» - говорил Левитанский в интервью журналу «Огонек».

В последние годы Левитанский погружается в общественную жизнь, пытается даже баллотироваться в Думу. Он остро переживал события, происходящие в России. Он умер 25 января 1996 года скоропостижно, от сердечного приступа, выступая на «круглом столе» московской интеллигенции, проходившем в мэрии. Он говорил о трагедии чеченской войны.

Каждый выбирает для себя… (поет Сергей Никитин)

Каждый выбирает для себя (читает Чулпан Хаматова, солист Матвей Блюмин)

«Каждый выбирает для себя» и другие стихи Юрия Левитанского в кинематографе.

Многие стихи Юрия Левитанского были положены на музыку и исполняются популярными бардами, в частности – Виктором Берковским, Татьяной и Сергеем Никитиными и братьями Мищуками.

Песни на стихи Юрия Левитанского звучат во многих кинофильмах, например, «Москва слезам не верит», «Рыцарский роман», «Солнечный удар».

277. Тематический конкурс. "Каждый выбирает для себя... 6." ©

* Всем кажется лучшим то, от чего отказались. Луций Анней Сенека, младший
* То лишь было возможным, что состоялось. Джеймс Джойс
* Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону. Публий Теренций
* В общем-то, сказать можно всё. Надо лишь правильно выбрать время, иначе, правда станет хуже лжи. Сергей Лукьяненко
* Люди способны вынести почти все, что угодно, если у них нет выбора. Мужество, - когда у вас есть выбор. Терри Андерсон
* Жизнь - это непрестанный выбор между созиданием и разрушением. Виктор Кротов

=========================================================== =====================================

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

© Юрий Левитанский. 1983 г.

=========================================================== =====================================

ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
на 277-й Тематический конкурс "Каждый выбирает для себя... 6." ©

Форма, объем, жанр и стилистика ваших стихотворений произвольные!
© ПК «Золотой Папирус»
=========================================================== =====================================

УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

§ 1. В Конкурсе могут принимать участие все авторы, зарегистрированные на сервере (портале) Стихи.ру в соответствии с правилами сервера.
§ 2. К участию в Конкурсе допускаются новые и ранее опубликованные стихотворения, созданные авторами собственноручно и опубликованные на Стихи.ру в соответствии с правилами публикации на сервере.

§ 3. От одного автора принимается только одно конкурсное стихотворение на вышеозначенную тему. В качестве конкурсной работы допускаются небольшие циклы стихов, если они связаны одной идеей и их форма не допускает публикации по отдельности (объем цикла регулируется только здравым смыслом автора).
3.1. Стили, формы, жанры и количество строк стихотворений Правилами не ограничиваются!
3.2. Принимается одно стихотворение "вне конкурса", которое подаётся после стихотворения, представленного на конкурс.

§ 4. Если участник возражает, чтобы его стихотворение комментировалось Ведущими, он вправе озаглавить заявку пометкой "БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ". Если такой заголовок в заявке отсутствует, Ведущий вправе высказывать свои критические замечания и рекомендации.

4.1. Критерии оценки работ при рассмотрении заявок:
– Техника (грамотность, рифма, ритм);
– Содержание и глубина раскрытия темы;
– Художественная выразительность (образы, тропы, лексика);
– Личное впечатление.

§ 5. Ведущий имеет право игнорировать и не принимать заявки от сомнительных (по его усмотрению!) авторов.
§ 6. Некорректная форма общения, переход на личности и нецензурная лексика повсеместно запрещены!

§ 7. ЗАЯВКА ПОДАЁТСЯ ПО ФОРМЕ:

Пример:
[email protected] - Юрий Пестерев. "Душа покоя не находит" =
Вне конкурса: Светлана Пугач. "Мы видим свет" =

Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!
!!! Просьба сообщать о взносе в Призовой Фонд / Банк Лото Конкурса, если вы решили стать его учредителем!

§ 9. Призовой Фонд Конкурса - Гран-при Оргкомитета Клуба (5ООО (+) стихобаллов)
... плюс ваш Призовой дополнительный Фонд / Банк Лото, формирующийся взносами авторов – участников Конкурса.
9.1. Если у вас есть желание принять участие в конкурсе не ради самого декларируемого участия, но и разыграть вами же образованный Фонд, любые ваши посильные взносы ждёт логин - almaz57
9.2. Образованный Призовой фонд Конкурса предназначен для награждения победителей Конкурса / розыгрыша Папирус-Стих-Лото - из числа его пайщиков–учредителей.
9.3. Произведения – победители и призеры Конкурса публикуются на странице Международной Литературной Премии «Золотой Папирус».

§ 10. СРОК ПРИЁМА ЗАЯВОК:
С момента публикации – 21 октября 2018. - до набора не более 50 (пятидесяти) заявок.

§ 11. Принимая участие в конкурсах Золотого Папируса, вы автоматически соглашаетесь с Правилами Проведения Конкурсов (ППК).

ИЗ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ:
§ 5. Если количество поданных заявок превышает установленные нормы, ведущие Конкурса вправе объявить о втором туре. В этом случае выявляются победители первого и второго туров, которые выходят в финал и соревнуются между собой.

УДАЧИ ВАМ в Конкурсе!

=========================================================== =====================================

277. Конкурс. "Каждый выбирает для себя... 6." =

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею -
Каждый выбирает для себя.

Юрий Левитанский

Однажды возник вопрос: что я выбираю? А как я выбираю? На основании чего я выбираю? Ведь цепочка событий, которые были причиной и результатом выборов на разных этапах жизни, привели меня в этот самый момент. Значит набор выборов составляют мою жизнь? От осознания важности и ответственности этого факта возникают всё те же вопросы… Что я выбираю? Как я выбираю? На основании чего я выбираю? Кто я? Куда иду?

Современный ритм жизни побуждает человека быстро и не всегда осмысленно принимать решения, чтобы успеть среагировать на те или иные обстоятельства. Некоторые бытовые ситуации, доведенные до автоматизма, кажутся обычными и не важными. А в ключевые периоды жизни человек часто колеблется в своём выборе, исходя из приоритетов сложенных мировоззрением на данном жизненном этапе.

Следовательно, свобода выбора тут не полная, а ограничена рамками полученного жизненного опыта и, обычно, ориентирования на внешние обстоятельства. К примеру, часто выбирая будущую профессию абитуриенты склоняются в своём выборе не к своим истинным интересам и талантам, а к тому, что модно, популярно или приносит больший доход.

В следствии этого не все студенты доучиваются в рамках выбранной специальности. Большой процент людей открыто заявляет о том, что их утомляет работа, которая им не нравится. Жизнь таких людей превращается в сущее мучение и бег по кругу: дом-работа, работа-дом. Часть людей не признаются в этом явно другим или даже себе, но каждый день возвращаясь с работы домой чувствуют усталость… в первую очередь психологическую. А это отбирает силы человека, необходимые для того истинно важного, для чего он пришёл в этот мир.

И причиной всему этому был однажды сделанный выбор, который изменить уже нельзя, так как ценный ответственный момент прошёл.

Судьба - это не дело случая, а результат выбора. Судьбу не ожидают, её создают.

Уильям Брайан

Что такое выбор?

Всё начинается с выбора. Согласно словарю, выбор — разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив путём принятия на себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей.

Выбор сопровождает нас по жизни с первых осмысленных шагов, действий, первых самостоятельных решений. О философии выбора, если это можно так назвать, мы знаем с детства. Помните, в сказках на пути главного героя часто встречался камень на распутье с указателями в разные стороны и предупреждением, что с человеком случится, если он выберет то или иное направление.

Выбирают всегда между чем-то и чем-то. Или между кем-то и кем-то. Но сам выбор — это всегда лишь череда обстоятельств, действий, мотиваций и предпочтений с последующим за всем этим результатом.

Но недостаточно просто сделать выбор. Выбирая, мы мысленно оцениваем последствия выбора, его положительные и/или отрицательные стороны. Иногда это получается даже неосознанно, но мы почти всегда ожидаем, что сделанный нами выбор принесёт нам пользу в той или иной области. То есть, связываем результаты своего выбора с проявлениями во внешнем мире.

Можно выделить несколько видов или уровней выбора:

  • Простой выбор — в ситуации заданности как альтернатив, так и критериев для их сравнения.
  • Смысловой выбор — в ситуации заданности альтернатив, но необходимости самостоятельного построения общей системы критериев для их сравнения и решения задачи на смысл каждой из них.
  • Экзистенциальный выбор — в ситуации, когда не только критерии предпочтения, но и сами альтернативы не заданы, а должны быть построены самим субъектом.

Экспериментальные исследования и клинический опыт свидетельствуют о правомерности рассмотрения выбора, особенно в его высших, наиболее сложных формах, как особого рода внутренней деятельности, имеющей свою мотивацию, инструментальные средства и динамику формирования и развёртывания.

Большую роль в процессе выбора играет сознание, от активности которого зависит возможность человека обнаружить альтернативные способы и варианты действия. Ключевым звеном выбора, однако, является не поиск, анализ и сравнение альтернатив, а внутреннее принятие ответственности за реализацию одной из них.

Учитывая двойственность природы человека, выбор можно рассматривать в контексте проблемы разрешения нравственных конфликтов, борьбы мотивов, добра и зла, возвышенного и низменного в человеке. И в этом заключается свобода человека — в праве выбора. Человек, становящийся свободным, становится неподконтрольным системе материи.

Для того чтобы лучше понять, чем по своей сути является выбор, обратимся к цитате из книги Анастасии Новых “АллатРа” :

Ригден: То, что мы считаем собственной волей — это иллюзия нашего восприятия с позиции мышления индивидуального разума трёхмерного измерения. Если рассматривать на нашем примере, человек всего лишь своим выбором активирует входящие в него потоки информации и тратит свою жизненную силу на воплощение этой Воли. Воля, будь то исходящая от Духовного начала (мира Бога), либо исходящая от Животного начала (Животного разума) — это сила извне, точнее сказать, это информационная программа, внедрённая в некую структуру, которая её и выполняет. Подмена от Животного разума состоит в том, что Личность человека воспринимает формы проявлений одной из этих двух глобальных сил, как собственную волю, которой по факту она не имеет.

Анастасия: Другими словами, то, что человек считает собственной волей и непомерно этим
гордится, таковой не является. Это всего лишь сила, вошедшая в него извне посредством информации, которую он выбрал. Она активирует в нём чувства, эмоции, мысли, которые толкают его на те или иные действия в рамках программы этой Воли, что связано с затратами жизненной энергии.

Ригден: Совершенно верно. Люди, находясь под влиянием гордыни от Животного начала, любят уподоблять себя высшим силам, наделённым собственной Волей. Но далеко не каждый задаётся вопросами: «По чьей воле на самом деле свершается то или иное действие?», «Кто подталкивает на эти мысли?», «Кто порождает те или иные желания?», «Кто во мне противостоит и кому?», «Кто задаёт вопросы, и кто на них отвечает?». И уж совсем единицы тех, кто разбирается в себе, понимая процесс противостояния между Животным началом и Духовным началом, между Волей, исходящей от духовного мира и Волей от Животного разума. Конечно, Животный разум силён, но это не сравнить с основной силой из мира Бога. Если таковая явно проявляется, Животный разум не в силах противостоять ей напрямую, но способен отвлекать её Проводника (человека, стоящего на духовном пути) своими «пустяками», чтобы сбить с верного направления, зацепить какими-то очередными иллюзиями и так далее. Зачатки проявления воли в плане творения появляются у человека только тогда, когда он, созревая духовно, выходит из-под власти Животного разума, то есть из шестого измерения, попадая в седьмое. И то, это будет не проявление «воли» как таковой в нынешнем человеческом понимании, а просто новое качество и расширение возможностей Проводника божественной Воли.

Анастасия: Да, такие подмены от Животного разума сопровождают человека, как существо, живущее в материальном мире, на каждом шагу. Если человек не работает над собой, он просто впустую растрачивает свою жизнь на материальные желания, на временное и смертное.

Ригден: С одной стороны, обычный человек жаждет влиять на события своей жизни, жаждет перемен судьбы в лучшую сторону. Но всё это потребности духовной стороны, которые его мозг с успехом переворачивает в сторону Животного начала. Вследствие такого «перевернутого» понимания, человек вместо духовной свободы уже жаждет «свободы» в рамках материи: богатства, славы, удовлетворения своего эгоизма, полной чаши своего временного бытия. Если человек долгое время концентрируется на своих материальных желаниях, из года в год прилагает много усилий к их исполнению, то рано или поздно случается цепочка событий, которая приводит к желаемому результату, даже когда он к тому времени становится человеку уже и не нужным. Иными словами, Личность может оказывать определённое влияние в трёхмерном измерении, достигать желаемого, но этот процесс сопровождается огромными затратами сил, энергии и длителен во времени. Но тут вопрос в ином, стоит ли жизнь и свои колоссальные возможности тратить на достижение временных материальных желаний тела?

Что такое разумная Личность? В новой конструкции, в новом теле, формируется и новая Личность — это кем ощущает себя при жизни любой человек, тот, кто совершает выбор между Духовным и Животным началами, анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно-эмоциональных доминант.

Следовательно мы не можем ничего выбрать по собственной воле. Мы всего лишь наблюдаем за происходящим и выбор человека заключается в том, каким ему быть в данный момент. Не в будущем или прошлом, а только здесь и сейчас. Другого времени у нас нет.

Дуальность природы человека подразумевает выбор служения, чью волю проводить. Выбор, будем ли мы проводниками мира духовного либо же мира материального, отражает нашу свободу от привязанности к уровню трёхмерности и мыслям, которые зацикливают человека на желаниях и эмоциях, продиктованных потребностями тела и сознанием.

Шекспировское «быть или не быть» ставит нас перед постоянным экзистенциальным (существующий в основе мира, проявляющийся в реальности и не зависящий от воли человека; связанный с бытием, с существованием человека) выбором - выбрать жизнь истинную и вечную или временное иллюзорное существование.

Выходит, что нет в жизни ни мелочей, ни случайностей. Когда стоит вопрос жизни или забвения — нет места оценке ситуации. Важна каждая секунда, которая даёт шанс и возможность стать Человеком. И истинная потребность человека заключается в том, чтобы получать опыт и выбирать тот путь, который ведёт к развитию Личности.

В последнее время то там, то здесь слышатся строчки «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе…». Кто-то согласен с ними, кто-то - нет, но они никого не оставляют равнодушными, и хоть на минуту, но заставляют задуматься над своей жизнью. На правильной ли мы дороге, кто на самом деле наши попутчики, и во что мы верим, когда произносим слова молитвы… Так кто же автор этих строк? Разбираемся вместе.

Поэт

Он поэт и наш с вами современник. Строки из его многочисленных стихотворений у всех на слуху. Они про одиночество, про бесконечный поиск самого себя в этом огромном мире, про любовь и дружбу и, конечно же, про быстротечность всего сущего, кроме надежды. Если вы еще не догадались, о ком идёт речь, то разрешите представить - Юрий Левитанский. Именно он автор известных строк: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу…».

Годы переживаний

Юрий Левитанский прошёл всю войну. Великая Отечественная всегда была для него незаживающей раной. Иначе и быть не могло. Человек глубокой души не может увидеть и тут же забыть. Он пропускает всё через себя, и многое, если не всё, остаётся с ним навсегда. Оно болит и ноет, но в то же время оно очищает и даёт право чувствовать жизнь тоньше и глубже. Поэтические произведения Ю. Левитанского - яркое тому подтверждение. Стихотворение «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе…» не является исключением. Критики удивлялись тому, что его поэтические произведения из года в год становятся всё прозрачней, невесомей, словно душа его продолжает молодеть, так и не склонившись перед непрерывным течением времени. Видно, знала что-то…

Творчество

В стихотворении «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе…» он не осуждает читателя за выбранный им жизненный путь и говорит о том, что "ни к кому претензий" нет. Ю. Левитанский лишь предлагает еще раз отойти в сторону и взглянуть на себя и на свою жизнь со стороны: кому мы служим - «дьяволу или пророку», какие слова любви мы знаем, что на самом деле таит наше обращение к Богу - веру, смирение или страх, и, наконец, какую роль мы играем, во что переодеваемся - в «щит и латы» или берем с собой «посох и заплаты». Никто не знает, в чём истина, и почему случается так или иначе. Никто не может сказать наверняка, от чего зависит наш выбор, правильный он или ложный, и существует ли он на свете. Поэт не обособляет и себя, и признает, что «выбираю тоже - как умею». Но в то же самое время он предупреждает, что незнание или нежелание знать не освобождает от ответственности, наказание в любом случае постучится в дверь, и какая она будет - "мера окончательной расплаты" - мы вновь выбираем сами.

Стихотворение «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе…» - это, прежде всего, размышление. Оно строгое, но не громкое. Оно принципиальное, но понимающее и не осуждающее. Оно простое, но мудрое. Впрочем, как и все творчество поэта, как и он сам.



Случайные статьи

Вверх