Клетка основа строения и роста живых организмов. Конспект урока на тему "клетка - основа строения и роста живых организмов". Задания повышенной трудности

Конспект урока на тему: « Клетка – основа строения и роста живых организмов »

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

-Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других.

Цели, задачи:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.

Этап урока

Деятельность на уроке

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Слайд1

Добрый день.

Слайд 2

Добро пожаловать в научную лабораторию. Сегодня на уроке я вам предлагаю стать учёными-исследователями. Чем занимаются учёные?
Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки. Делают выводы.

Слайд3

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник - руководит работой группы.
Помощник – читает задание.
Все остальные – эксперты.

2. Актуализа­ция знаний

Слайд4

Работа по группам:

Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира, часть природы. Докажите.

(Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает).

А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

Мы выросли.

Как вы думаете, почему?

Выдвигаются гипотезы детей.

Слайд5

Как вы считаете, о чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: «Клетка - основа строения и роста живых организмов».

3. Постановка учебной задачи

Слайд6

Чтобы мы можем узнать по этой теме?

Постановка задач урока: (ответы детей)

Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют? …..

Сколько видов клеток существует?

Чем они могут отличаться и почему?

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки

Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания, учитель)

А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Слайд7

Рассказ учителя:

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

Слайд8

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

Слайд9

Давайте составим план нашего исследования:

План

    Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя. (работа с микроскопом, работа с учебником с. 20)

    Определить значение клетки (работа с учебником с. 21)

    Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

С осторожностью рассматривать вещества.

На партах микроскоп. Детям предлагается рассмотреть и зарисовать клетки луковой шелухи

Работа по плану.

1) Работа в группах. Группы получают дополнительное задание:

1 группа - Что такое ядро? Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа - Что такое оболочка? Значение.

Какой вывод мы можем сделать о строении клетки?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро

В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и многоклеточные. Большинство организмов многоклеточные.

Из скольких клеток состоит наше тело?

А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.

Вывод : клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

Слайд10

2) Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека

Назовите их. (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

Что общего в их строении?

Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки? / на …. у них есть лучики/ - как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.

Что является опорой нашего тела? (скелет, кости) эти клетки выглядят так…

Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Слайд11

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам . Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм.

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

А сколько живут клетки? (Столько сколько живёт человек или животное)

Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

5. Закрепле­ние знаний и способов действий

Вспомните, какова тема нашего урока.

На какие вопросы мы хотели найти ответы?

Что мы узнали о клетке?

Слайд12

Закончите предложения:

Всё живое имеет….. (клеточное строение).

Главными частями клетки являются: ………..(оболочка, цитоплазма и ядро).

Живые клетки ……… (дышат, питаются, растут и размножаются).

Клетки отличаются…….. (по размерам, форме и выполняемым функциям).

Микроскоп – прибор для изучения ……….. (объектов маленького размера).

Так почему мы растём?

6. Подведе­ние итогов уро­ка. Рефлексия. Домашнее задание

Подведём итоги урока. Закончите предложения:

Слайд13

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

Домашняя работа:

Подготовить кроссворд по теме «Клетка – основа строения и роста живых организмов. Пересказ стр. 20-23

Приложение:

Листок исследователя

    Строение клетки

Зарисуй строение клетки луковой шелухи. Подпиши главные части клетки.

«Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Цели, задачи:

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре¬зультат своих действий, слушать мнения других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре¬зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.


    Какие клетки мы можем увидеть без помощи микроскопа?

    Значение клеток:___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

    Какие виды клеток встречаются в человеческом организме?


__________________ _________________ __________________ __________________

    Докажи, что клетка живая.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок окружающего мира в 4 классе. «Клетка – основа строения и роста живых организмов».

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему " Клетка – основа строения и роста живых организмов" Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока по предмету «Окружающий мир». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Клетка – основа строения и роста живых организмов», 4 класс. На данном уроке используются приёмы критического мышления, различные формы работы с текстом.
Задачи:
1. Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
2. Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
3. Вызвать интерес детей в познании самого себя.
Оборудование:
- раздаточный материал (индивидуальный и классный; микроскоп, луковая шелуха, дольки апельсина, куриные яйца, горох, целлофановые пакеты)

1. Вводная беседа с проверкой домашнего задания.
- Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?
- Да.
- Докажите.
- Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.
Люди всегда болели, получали травмы, ушибы. Кто были первыми целителями?
- Женщины
- Назовите «Отца медицины»
- Гиппократ
- С какими областями знаний связана медицина?
- физика, химия, биология.
- Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.
- Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?
- Наше тело: голова, туловище, конечности.
Проверим себя: послушаем стихотворение «Тело человека».
Быть у каждого должна
Очень умной … (голова)
Я верчу ей как умею
Голова сидит на … (шее)
Животик, спинка, грудь
Их вместе … (туловищем) зовут.
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из чашечки напиться.
Бегут по дорожке быстрые ножки.
Я споткнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
Но наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть то, что под ней спряталось. Но в настоящее время мы очень много знаем о том, что внутри нас.
- Что вы знаете?
- А откуда?
- А как эти знания у нас появились?
- Надо сказать огромное спасибо ученым
- Итак, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.
Игра «Угадай слово»
Один ученик встает перед классом (водящий), другой - за его спиной показывает классу
таблички с терминами, которым надо дать толкование. Желающие ученики объясняют
водящему значение слова (в его признаках), водящий по толкованию угадывает термин.
Таблички, которые удалось от¬гадать, вручаются водящему. Неудачные толкования слов
коллек¬тивно исправляются. Ученик, предложивший неверное толкова¬ние слова, получает
штрафное очко.
Слова для толкования:
Сердце, желудок, печень, легкие, глаза, кишка.
Решение кроссворда
Слова записать по горизонтали, отгадать выделенное слово по вертикали.

1. То, с помощью чего человек дышит (легкие)
2. Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).
3. Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)
4. орган, где находится органы – язык и зубы. (рот)
4. Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).
5. Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)
- И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое, какое целое? – организм.
Дайте определение:
Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
2. Физминутка
3. Определение темы урока
- ребята, а кто-нибудь из вас знает, какого вы были роста и веса при вашем рождении?
- ваш организм менялся со временем, что с вами произошло?
- Мы выросли.
- Как вы думаете, почему?
Поработаем с учебником.
«К ответу готов!». Класс делится на группы. Каждая группа работает с учебником.
Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его,
выбрать самое важное и интересное, подготовить сообщение на 1-2 минуты.
Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый.
По его рассказу оценивается качество подготовки группы.
С.19.
Итак, дополните предложение на доске:
_____________ - основа строения и роста живых организмов. Это является темой нашего урока.
Все живые организмы состоят из клеток.
Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли. Только микроб – это одна клетка, а лист яблони – 500 миллионов клеток. Есть клетки – гиганты (хотя сейчас вы о них не догадываетесь), а есть клетки, которые сложно рассмотреть даже в микроскоп. Английский естествоиспытатель Роберт Гук более 200 лет усовершенствовал микроскоп и, рассматривая покров бузины, неожиданно обнаружил живые клетки.
4. Практическая работа.
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу в группах: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.
1. Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
2. Препарат закреплен на предметном стекле.
3. Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.
На доске порядок действий.
1. Рассмотреть клетку.
2. Заполнить лист.
3. Проиллюстрировать клетку.
Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.
- Заслушали командиров групп:
- Форма разная, но увидели стенку клетку и внутри точку.
Перед вами на столе лежат долька апельсина и яйцо, попробуйте объяснить, для чего они лежат. Вам необходимо сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике на стр. 20-21 учебника.
- Самостоятельное чтение двух абзацев.
Беседа после знакомства с текстом:
-Для чего вам предложена долька апельсина? (пример видимых глазу клеток, не видно только строение самой клетки)
А вот ещё примеры форм растительных клеток:

Ребята, сформулируйте вывод, что такое клетка:
Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.
- рассмотрите рисунок на стр. 22 (разные клетки – костная, нервная, мышечная клетка, клетки эпителия).
- в группах пообщайтесь, и определите, что общего в их строении. Какие есть отличия.
Прочитайте текст и дайте определение понятия «Ткань».
- клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу.
5. Итог урока:
-Что узнали?
- Что произвело наибольшее впечатление?
- Что хотели бы узнать?
Игра «Экзаменаторы». Она проводится инди¬видуально или по группам. Учащимся предлагается, используя учебник или дополнительную литературу, подгото¬вить вопросы для класса по изученной теме.
Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится (На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину)
6. Оценивание и домашнее задание:
Качественная оценка работы в группе.
По желанию, можете подготовить сообщения об учёных и их исследованиях раскрывающих причины роста любого организма, объясняющих связь жизни клетки с образом жизни человека.
7. Рефлексия

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп. Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть ………………………………………………………Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее, и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.

Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоят эти шарики.

Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

    Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

(На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)

Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.)

Именно клетка составляет основу любого организма. Слайд 1

Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать строение клетки, узнать какую работу она выполняет в организме?)

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока?

1. Узнать строение и функции животной клетки.

2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки.

3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду. Слайд 2

Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому.

Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ »!!! Слайд 3

А зачем нужно знать строение клетки. (Ответы учеников)

Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое - волнующее, таинственное, неизвестное.

Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?

(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал). Слайд 4

Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одну из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.

Так клетка, кажется мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна… Эти слова станут нашим девизом.

Игра «Дополни предложение»

Когда говорят, что организм человека работает как часы, имеют в ввиду, что нервная система, одновременно управляя жизнедеятельностью всех систем, позволяет телу совершать все необходимые движения с помощью опорно-двигательного аппарата, что у человека здоровое сердце, которое обеспечивает движение крови по организму, а хорошие легкие - газообмен. В тоже время пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи, а мочевые органы и органы пищеварения совместно выводят из тела отработанные продукты обмена веществ. Каждая система органов необходима для жизни и деятельности человеческого организма.

Человек относится к миру живой природы

Отправимся в путешествие ….

Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

Рассмотрим, как выглядят ткани разных органов человека

Увидели много-много шариков, которые по форме похожи на клетку.

Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

Выступления учащихся

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением клетки. Слайд 6

Любая клетка покрыта снаружи оболочкой ./ мембраной/ Оболочка отделяет содержимое клетки и клетку от внешней среды. В ней есть отверстия поры . Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества. Слайд 7

Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма . Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. Эта жидкость переносит питательные вещества. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме располагается ядро. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни. Слайд 8

Метахондрии – расположены в цитоплазме клеток. Форма их различна. Они могут быть овальными, палочковидными, нитевидными. Участвуют в обмене кислорода, называют «энергетические станции» клетки.

Эндоплазматическая сеть Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды клетки. Представляет собой систему трубочек и полостей . Здесь вырабатываются питательные вещества.

Лизосомы - это маленькие пузырьки. С их помощью осуществляется внутриклеточное пищеварение. Основная их роль вывод из клеток, отработанных продуктов питания

Микрофиламенты –это очень тонкие белковые нити диаметром 5-7 нм. Они помогают клетке двигаться

Почти во всех животных клетках содержатся полые цилиндрические неразветвленные органеллы, называемые микротрубочками . Они помогают клетке сохранять свою форму.

Вывод : клетки любого человеческого органа, соединенные между собой межклеточным веществом, образуют ткань этого органа/ нервные клетки образуют нервную ткань, жировые клетки – жировую, мышечные клетки – мышечную ткань/

Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями. Слайд 9

Урок окружающего мира в 4 классе

УМК система Л.В. Занкова

Учитель Титова Светлана Анатольевна МБОУ «Степновская СОШ»

Тема урока . Клетка – основа строения и роста живых организмов.

Цель. Организовать работу учащихся с текстом для получения следующих результатов :

предметных: 1. называет составляющие клетки; 2. называет виды клеток и виды тканей; 3. устанавливает причинно – следственные связи; 4. рассказывает о жизнедеятельности клетки; 5. рассказывает о продолжительности жизни клеток;

метапредметных

    познавательных:

Находит необходимую информацию для решения дидактической задачи с помощью учебника;

- осуществляет запись ( фиксацию ) информации в форме таблицы , схемы;

2. коммуникативных:

- распределяет функции, роли в совместной деятельности , учитывая интересы и возможности партнёров ;

3. регулятивных:

Планирует действия в соответствии с поставленной задачей;

Осуществляет контроль по результату.

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Введение в тему урока.

Какие задания вы выполняли дома?

Работа в группе.

Покажите друг другу свои фотографии, свои записи.

Какой можно сделать вывод?

Почему вы подросли?

Измеряли свой вес, рост и записывали в рабочую тетрадь. С помощью родителей записали рост и вес при рождении. Сравнили фотографии (я дошкольник, я в настоящее время).

Дети делятся впечатлениями в группах.

Мы подросли, поменялась наша внешность, изменился вес….

Предположения детей: все живые организмы растут; кости стали больше; мы состоим из клеток, а они растут….

3. Целеполагание.

Ребята, вы сделали много предположений по поводу того, почему человек растет. Но, истина всегда одна. Какую цель можно поставить на урок?

Дети формулируют цель:

Узнать причину роста человека.

4. Работа по теме урока.

1.Работа в группе (рис. на стр. 20 «Строение клетки», клетка куриного яйца в блюдце и рис. «Клетка луковой шелухи» (увеличение под микроскопом).

Сравните рисунки и куриное яйцо. По итогам наблюдений заполните схему «Строение клетки»

Какие выводы можно сделать?

Представьте свои схемы, расскажите, из каких частей состоит клетка.

2. Работа с текстом. Преобразование информации в схему, таблицу. Дети получают пакеты с заготовленными таблицами, схемами, готовыми словами и выражениями. Нужно, используя текст учебника, заполнить таблицы и достроить схему (стр. уч. 21-23).

Таблица для гр. № 1.

Схема для гр. № 2

Протяженность жизни клетки

Таблица для гр. № 3.

Таблица для гр. № 4.

Жизнедеятельность клетки

3. Представление результата работы групп.

Дети сравнивают куриное яйцо и рисунок, заполняют схему

Строение клетки

ядро цитоплазма оболочка

ВЫВОД 1: куриное яйцо – это клетка.

ВЫВОД 2: клетки бывают невидимые глазом и такие, которые можно увидеть без микроскопа.

Дети рассказывают о строении клетки, демонстрируя схему.

При помощи текста дети заполняют таблицы и составляют схему.

Дети демонстрируют результаты: гр. № 1.

название ткани

пример

костная

костная ткань, хрящевая

кости ног, кости рук

эпителия

эпителиальная ткань

кожа

нервная

нервная ткань

нерв глаза

мышечная

мышечная ткань

мышцы рук

гр. № 2

Протяженность жизни клетки

долго коротко

мышечная клетка клетки эпителия

нервная клетка (обновляются через 1-2 дня –

в кишечнике; обновляются

через 1-2 нед – клетки кожи

Таблица для гр. № 3.

Причинно – следственные связи

следствие

клетки много работают

клетки получают много питательных веществ, кислорода

клетки мало работают

клетки получают мало питательных веществ, кислорода

спортсмен постоянно занимается физической работой

увеличиваются и крепнут мышцы

мышцы слабеют

человеку нужна посторонняя помощь, ходит с трудом

человек долго болеет, лежит в кровати

слабеют мышцы

гр. № 4.

Жизнедеятельность клетки

доказательство, условие, примеры, следствие

клетка- живой организм

дышит, питается, размножается, растет, умирает

клетка гибнет

нет кислорода, нет пищи

клетка растет и делится

есть дыхание, есть питание

клетки работают

одни вещества превращаются в другие

5. Рефлексия.

Так почему же человек растет?

Покажите процесс деления клетки при помощи схемы. В каждой группе имеется подсказка. Но, вы можете справиться с заданием без нее.

Схема «Процесс деления клетки»

подсказка:

Организм человека состоит из клеток. Клетки - живые организмы. Они растут, делятся, их становится больше, и мы растем.

Дети демонстрируют схемы:

6. Домашнее задание

- № 9 стр. 5 (рабочая тетрадь)

Учитель начальных классов Файзуллина О.В.

Так клетка, кажется мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.

Цель урока:

пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи:

образовательные:

Создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

Обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

Проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

Развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

Формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

Пропагандировать здоровый образ жизни;

Воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

Формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Оценка.

Методы:

словесный – беседа на основе знаний учащихся;

наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;

практический – работа с интерактивными тренажерами;

исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;

Методические приемы:

логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;

технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.

Оборудование : компьютер, микроскопы, мультимедийный проектор, эк ран

Ход урока:

Этапы урока, цель

Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, школьные принадлежности, микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,… Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Возьмитесь за руки и повторяйте: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!
2. Постановка цели и темы урока Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся

3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

II . Актуализация знаний. Цель: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме.

1. Введение новых знаний с опорой на опыт детей.. Цель: выявить уровень знаний по изучаемой теме Изучение нового материала: Введение в тему. Погружение в тему.

III .Физминутка (3мин) IV .Первичное закрепление нового материала.

V .Работа по учебнику

VI . Закрепление Цель: повторить и закрепить изученный материал.

VII. Итог урока

1.Рефлексия. (1 мин)

2.Домашнее задание

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть ………………………………………………………Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков. Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоят эти шарики Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

    Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

( На доске надпись:КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)
- Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.) Именно клетка составляет основу любого организма. слайд - Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать строение клетки, узнать какую работу она выполняет в организме?)
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока? 1. Узнать строение и функции животной клетки. 2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки. 3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду.
Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому. Вперёд в « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ »!!!

А зачем нужно знать строение клетки. (Ответы учеников)

Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое - волнующее, таинственное, неизвестное.


Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?
(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).) Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одну из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.
Игра «Дополни предложение»
Когда говорят, что организм человека работает как часы, имеют в ввиду, что нервная система, одновременно управляя жизнедеятельностью всех систем, позволяет телу совершать все необходимые движения с помощью опорно- двигательного аппарата, что у человека здоровое сердце, которое обеспечивает движение крови по организму, а хорошие легкие - газообмен. В тоже время пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи, а мочевые органы и органы пищеварения совместно выводят из тела отработанные продукты обмена веществ. Каждая система органов необходима для жизни и деятельности человеческого организма.
Человек относится к миру живой природы Отправимся в путешествие ….
Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

Рассмотрим, как выглядят ткани разных органов человека

Увидели много много шариков, которые по форме похожи на клетку

Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

Выступления учащихся

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением клетки. Любая клетка покрыта снаружи оболочкой ./ мембраной/ Оболочка отделяет содержимое клетки и клетку от внешней среды. В ней есть отверстия поры . Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма . Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. Эта жидкость переносит питательные вещества. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме располагается ядро. Ядро главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.
Метахондрии – расположены в цитоплазме клеток. Форма их различна. Они могут быть овальными, палочковидными, нитевидными. Участвуют в обмене кислорода, называют «энергетические станции» клетки.
Эндоплазматическая сеть Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды клетки. Представляет собой систему трубочек и полостей . Здесь вырабатываются питательные вещества. Лизосомы - это маленькие пузырьки. С их помощью осуществляется внутриклеточное пищеварение. Основная их роль вывод из клеток, отработанных продуктов питания Микрофиламенты –это очень тонкие белковые нити диаметром 5-7 нм. Они помогают клетке двигаться Почти во всех животных клетках содержатся полые цилиндрические неразветвленные органеллы, называемые микротрубочками . Они помогают клетке сохранять свою форму. Вывод : клетки любого человеческого органа, соединенные между собой межклеточным веществом, образуют ткань этого органа/ нервные клетки образуют нервную ткань, жировые клетки – жировую, мышечные клетки – мышечную ткань/ Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями
Вставить пропущенное слово Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... - плотной прозрачной оболочкой. Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные.... . Важнейшим органоидом клетки является.... , которое хранит наследственную информацию. Энергетический центр клетки … . Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды Выписать основные функции клеток
    Обеспечивают организм кислородом Защищают от микробов Помогают двигаться Образуют влажный защитный слой
Вывод: все живые клетки дышат, питаются, растут, размножаются и погибают. При размножении клетки делятся, затем снова растут и снова делятся, образуют новые, себе подобные клетки. Замена погибших клеток в организме происходит постоянно, пока человек живет. Деление клеток способствует росту человека – его костей, мышечной и всех других тканей, заживлению порезов, ран, поврежденных мышц, срастанию сломанных костей
Самостоятельная работа Тест
1. Кто является первооткрывателем клеток? А. М. Ломоносов Б. Дж. Бруно В. Р. Гук 2.Как называется прибор для наблюдения за живыми клетками? А. Бинокль Б. Микроскоп В. Телескоп 3. Какие организмы состоят из клеток? А. Только растения Б. Только животные В. Все живые организмы 4.Установите соответствие:

1 Ядро

5. Что является причиной роста любого организма?

А. Питание клетки

Б. Дыхание клетки

В. Деление клетки /способствует росту человека, его костей, заживлению ран, порезов, поврежденных мышц, срастанию поломанных костей./

6. Сколько видов клеток находится в организме человека?

А. 100

Б. 200

В. 300

К сожаление нам пора возвращаться путешествие подошло к концу

Вывод: клетка - живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу. Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями.

Так клетка, кажется, мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.

Выставление оценок

1. Стр. 12-13,учебник Т.с.4-5

2. Подготовить сообщение об открытии клетки

3.Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.

Урок окончен, всем СПАСИБО!



Случайные статьи

Вверх