Количество публикаций верховный совет ссср. Органы государственной власти и управления в ссср

- (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета… … Википедия

Верховный Совет СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета … Википедия

Высший орган гос. власти СССР, созданный в соответствии с Конституцией СССР 1936; состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В. С. СССР высший представительный орган Сов. гос ва. Его депутаты избираются непосредственно… … Советская историческая энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - – высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном… … Советский юридический словарь

Высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции СССР, в компетенцию подотчётных ВС СССР органов Президиума ВС… … Большая советская энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было… … Энциклопедический словарь конституционного права

Верховный Совет СССР - ВЕРХÓВНЫЙ СОВÉТ СССР, по Конституции СССР 1936 – высший орган гос. власти СССР (избран в 1937, 1 й созыв). До нач. войны состоялось 8 сессий ВС СССР 1 го созыва. 18 июня 1942 в Москве состоялась 9 я сессия ВС СССравни на к рой был… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Верховный Совет СССР - … Орфографический словарь русского языка

- ← 1979 1989 (СНД) → Выборы депутатов Верховного Совета СССР … Википедия

Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Книги

  • Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Сборник статей. Вып. 2 , . В 2009 г. в Иосифо-Волоцком монастыре состоялась очередная научно-практическая конференция по теме "Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель" . На этот раз работа конференции была связана с…
  • Великий и оболганный Советский Союз. 22 антимифа о Советской цивилизации , Сергей Кремлев. Советский Союз – это потерянный рай. Сейчас завеса лжи скрывает правду об СССР от русских людей, опутывая ее многочисленными мифами. Сергей Кремлёв заявляет, что было семь Советских Союзов,…

Верховный Совет СССР

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, или Верховный Совет СССР, был высшим представительным и законодательным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, действовавшим в период с 1938 по 1991 годы. С 1938 по 1989 год собирался на сессии, в 1989–1991 годах являлся постоянно действующим парламентом Советского Союза.

Поскольку советская политическая система отвергала доктрину разделения и независимости властей, Верховный Совет обладал не только законодательной, но и частично исполнительной и контролирующей властью. Издаваемые Верховным Советом СССР законы являлись источником права.

Верховный Совет формально считался коллективным главой государства (в промежутках между сессиями законодательные, представительские и иные функции Верховного Совета осуществлялись его Президиумом).

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменялся с момента избрания и начала работы в мае 1989 года первого Съезда народных депутатов СССР. Конституция 1936 года по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1930–1940 годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 года о трудовой дисциплине, законы 1939 года о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, то есть утратой всех средств существования. В 1947 году был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 года, но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 года, в феврале 1944 года, в апреле 1945 года). На первой из них депутаты ратифицировалиангло-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 год, апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 года Совета Народных Комиссаров (с 1946 года – Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти».

Конституция СССР 1977 года не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тысяч предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Работой Верховного Совета руководил Президиум, который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Состав Президиума не был постоянным и был определен Конституцией СССР. В Конституции СССР 1977 года Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление права помилования; прием в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почетных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации. 1 декабря 1988 года были приняты два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», существенно изменившие систему высших представительных органов СССР. Начиная с 1989 года, единоличным главой государства стал Председатель Верховного Совета СССР, а начиная с 1990 – Президент СССР.

В июне 1988 года, генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев на XIX конференции, объявил курс на политическую реформу. 1 декабря 1988 года был принят новый закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» и внесены необходимые изменения в Конституцию СССР 1977 года. 5 сентября 1991 года Съезд принял антиконституционный Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», радикально изменивший структуру органов власти.

Согласно закону в переходный период Верховный Совет СССР являлся высшим представительным органом власти Союза ССР, состоящим из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза. В Совет Республик входило по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами власти этих республик. Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами власти союзных республик.

На период до начала работы неконституционно сформированного Верховного Совета сохранялись полномочия законно избранного Верховного Совета и его органов. 26 декабря 1991 года сессия неконституционного Совета Республик приняла декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. В тот же день было издано распоряжение, в котором говорилось об освобождении народных депутатов СССР от выполнения служебных обязанностей на постоянной основе в Совете Союза Верховного Совета СССР и органах палаты со 2 января 1992 года.

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги «О текущем моменте» № 12(84), 2008 г. автора СССР Внутренний Предиктор

5. Поп всея Руси - верховный жрец? 05.12.2008 в первой половине дня государственные СМИ официально объявили о кончине «предстоятеля» РПЦ - патриарха Московского и всея Руси Алексия II , церковная карьера которого вряд ли могла строиться без соучастия в ней МГБ-КГБ . До этого

Из книги Первая атомная автора Жучихин Виктор Иванович

"Совет Министров СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

В НЕВЕДЕНИИ И ПРЕЗИДЕНТ, И ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ Расходы на советский Пентагон были такими, словно у бюджета страны был бездонный карман. Оказалось, что даже президент страны (по Конституции он и – Верховный Главнокомандующий) не мог назвать сумму военных

Из книги Газета Завтра 278 (13 1999) автора Завтра Газета

Драгош Калаич ВЕРХОВНЫЙ ИЗВРАЩЕНЕЦ В дни варварских бомбардировок Югославии все нормальные люди задумываются над тем, каковы же истинные причины, какова природа столь патологической жестокости агрессора? Неожиданный взгляд на поведение главного вдохновителя этой

Из книги Главная военная тайна США. Сетевые войны автора Коровин Валерий

Верховный комиссар РФ Возможна ли в России демократическая модель диктатурыПонятие «суверенная демократия» в России возникло в тот момент, когда наше общество вплотную подошло к необходимости решения вопроса преемственности сложившегося курса, который был обозначен

Из книги Сталин-Победитель Священная война Вождя автора Ошлаков М. Ю.

Из книги Письма президентам автора Минкин Александр Викторович

Москва. Кремль. Верховный главнокомандующий Д.МЕДВЕДЕВ. Уважаемые коллеги!У нас с вами очередная встреча, но она проходит в очень тяжелую для нашей страны неделю. Поэтому прежде всего я, конечно, рассчитываю на то, что мы с вами проконсультируемся о политических и иных

Из книги Свобода – точка отсчета [О жизни, искусстве и о себе] автора Вайль Петр

Верховный смех В одном из октябрьских «Огоньков» - замечательная фотография: смеющиеся Сталин, Ворошилов, Каганович, Калинин. Молотов. Орджоникидзе.Веселый или острящий Сталин - явление нечастое, но все же - а, наверное, именно поэтому - его шутки делались широким

Из книги Евреи при Брежневе автора Байгушев Александр Иннокентьевич

Часть 19. РАССТРЕЛЯННЫЙ И СОЖЖЕННЫЙ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ Согласно теории катастроф есть понятие критической массы, когда никакой ОМОН (свезенный со всей страны после предательского сигнала Зюганова!) уже не в силах сдержать толпу. В воскресенье 3-го октября с утра, казалось,

Из книги Гений Сталин. Титан XX века (сборник) автора Ошлаков Михаил Юрьевич

Верховный Главнокомандующий Сталин исполнял обязанности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР с 8 августа 1941 года по 4 сентября 1945 года. С 30 июня 1941 года он также являлся председателем Государственного Комитета Обороны, сосредоточившего в своих руках

Из книги К барьеру! Беседы с Юрием Мухиным автора Мухин Юрий Игнатьевич

Верховный Главнокомандующий - Говорят, что каков поп, таков и приход. Как вы оцениваете самого Сталина?- К сожалению, он очень поздно занялся вопросами командования армии. В отличие от Гитлера, Сталин не предполагал становиться военным вождем и даже не предугадывал

Из книги НЕсвобода слова. Как нам затыкают рот автора Мухин Юрий Игнатьевич

Верховный Суд и цензура Но это не единственный пример лукавства Верховного Суда, откровенно продемонстрированный в его Постановлении, – пример, когда Суд полностью закрыл глаза на конкретное требование закона «О СМИ» защищать свободу слова. Тут еще судьи могли сказать,

Из книги Продать и предать [Новейшая история российской армии] автора Воронов Владимир

Верховный главнообещающий Как известно, с высоких стен Кремля регулярно - раз в год, в канун 9 мая - раздаются дежурные посулы обеспечить ветеранов Великой Отечественной войны квартирами: к 60-летию Победы, к 65-летию… Быть может, кто-то и дождался. Еще с тех же стен почти с

Из книги Литературная Газета 6469 (№ 26 2014) автора Литературная Газета

Верховный суд теперь и высший Не должно быть разночтений в понимании и трактовке законодательных норм, считает Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной думы

Из книги Накануне империи [Прикладная геополитика и стратегия в примерах] автора Коровин Валерий Михайлович

Верховный Совет СССР (1937 – 1990).

Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.

Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12-19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва - в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв - 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X – 1979-1984 гг.; XI – 1984-1989 гг.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались всем населением СССР по избирательным округам с равной численностью населения. Для выборов в Совет Национальностей действовала специальная норма представительства: от каждой союзной республики - 32 депутата, от автономных республик – 11 депутатов, от автономной области – 5 депутатов и по 1 депутату от каждого автономного округа.

При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.

Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган - Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу – определение повестку дня, регламент и т.п.

Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) - вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.

Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.

Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941-1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)

В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.

Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.

Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.

Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.

В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.

Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. - А.И.Лукьянов.

Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);

Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Юридический отдел (1938-1989);

Отдел международных связей (1950-1988);

Информационно-статистический отдел (1938-1966);

Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);

Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);

Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 - Отдел наград);

Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 - Сектор по вопросам помилования)

Сектор выборов;

Сектор административно-территориального деления;

Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).

Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.

Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.

После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954-1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 - Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.

Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.

1 декабря 1988 г. были приняты два закона - «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.

Бюджетные комиссии (с 1966 - Планово-бюджетные комиссии);

Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);

Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);

Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);

Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946-1947).

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Конституции, являлся главным законодательным органом страны. Он призван был в лице депутатов представлять интересы народа. Но насколько это удавалось делать в реалиях советского времени? Давайте рассмотрим историю образования и дальнейшего развития Верховного Совета СССР, а также подробно разберем его основные задачи и функции.

До образования Верховного Совета наивысшим органом законодательной власти в государстве считался Съезд Советов СССР, состоящий из депутатов, которые избирались на местных съездах. Данный орган выбирал ЦИК, который, в свою очередь, отвечал за формирование исполнительных ветвей власти. Съезд Советов был учрежден сразу же после образования СССР в 1922 году и упразднен в 1936-м, когда ему на смену пришел Верховный Совет СССР. До провозглашения Советского Союза схожие функции исполняли Съезды Советов конкретных республик: Всероссийский, Всеукраинский, Всебелорусский, Всекавказкий. Всего с 1922 по 1936 год было проведено восемь Всесоюзных съездов Советов.

В 1936 году в Советском Союзе была принята очередная Конституция, согласно которой полномочия Верховного Совета и ЦИК СССР передавались новому институту - Верховному Совету. В отличие от своего предшественника, данный коллегиальный орган предполагал прямое избрание всем населением страны, имеющим право голоса. Считалось, что таким образом народ будет иметь больше рычагов для формирования властных структур, чем при косвенных выборах. Это преподносилось как следующий шаг на пути демократизации общества, с чем и было связано образование Верховного Совета СССР. Так власть пыталась сделать вид близости к народу.

Выборы в Верховный Совет СССР прошли в декабре 1937 года, а к своим непосредственным обязанностям он приступил с начала следующего года.

Верховный Совет СССР формировался из двух палат, имеющих равные права: Совета Союза и Совета национальностей. Первый из них избирался пропорционально количеству населения на каждом участке. Второй - представлял каждую республику или автономную единицу, причем для каждой административно-территориальной формы было предусмотрено определенное количество депутатов, невзирая на численность жителей на данной территории. Так, каждая республика в Совете национальностей была представлена 32 депутатами, автономная республика - 11, автономная область - 5, автономный округ - 1.

Президиум

Органом, который управлял работой данной парламентской структуры, являлся Президиум Верховного Совета СССР. Избирался он непосредственно после начала деятельности Совета конкретного созыва. Состоял изначально из тридцати восьми депутатов, хотя в дальнейшем численность корректировалась. Руководил его работой Председатель Верховного Совета СССР.

Члены Президиума, в отличие от остальных депутатов, работали на постоянной основе, а не собирались от сессии к сессии.

Первым Председателем Верховного Совета стал Михаил Иванович Калинин. В данной должности он находился почти до самой смерти в 1946 году, а до этого являлся главой ЦИК Советского Союза от РСФСР. Возглавляя Президиум Верховного Совета СССР, Калинин М. И. приобрел прозвище «всесоюзного старосты».

При нем, в 1940 году, вследствие того, что территория СССР значительно расширилась, в том числе путем включения в его состав новых республик и автономных образований, как результат проведения в жизнь пакта Молотова-Риббентропа, было решено увеличить число членов президиума на 5 человек. Впрочем, в день отставки Калинина данное количество было уменьшено на единицу. Самый известный Указ Верховного Совета СССР того времени был издан в июле 1941 года и назывался «О военном положении». Он означал собой тот факт, что Советский Союз принял вызов, брошенный ему нацисткой Германией.

После войны Михаил Иванович Калинин недолго пребывал на своем высоком посту. Из-за плохого состояния здоровья ему пришлось уйти с поста главы Верховного Совета в марте 1946 года, хотя и оставался членом Президиума до самой своей смерти от рака в июне этого же года.

После отставки Калинина Верховный Совет СССР возглавил Николай Михайлович Шверник. Конечно, он не обладал таким большим авторитетом, как его предшественник, чтобы вносить хоть какие-то коррективы в сталинскую политику. Собственно, после кончины Сталина в 1953 году Шверник был сменен известным ещё по Гражданской войне военачальником, популярным в народе маршалом Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Впрочем, он был больше военным, а не политиком, так что у него тоже не получилось выработать собственную независимую линию, несмотря на начало «оттепели» при Хрущеве.

В 1960 году главой Верховного Совета стаёт Леонид Ильич Брежнев. После смещения Хрущева в 1964 году он оставил данную должность, став Генеральным секретарем единственной в государстве партии. Главой Верховного Совета был назначен Анастас Иванович Микоян, но уже через год его сменил Николай Викторович Подгорный, так как предыдущий Председатель в некоторых вопросах пытался проводить независимую политику.

Впрочем, в 1977 году Брежнев снова занял пост главы Президиума Верховного Совета, на котором находился до самой своей смерти осенью 1982 года. Таким образом, впервые в истории должность партийного главы (фактического руководителя Советского Союза) и формально самый высокий пост в стране были сосредоточены в руках одного человека. Съезды Верховного Совета СССР тех лет носили чисто технический характер, а все основные решения принимало исключительно Политбюро. Это была эпоха «застоя».

Новая Конституция

В 1978 году вступила в действие новая Конституция, согласно которой депутаты Верховного Совета СССР переизбирались раз в 5 лет, вместо четырех, как было до того. Численность Президиума вместе с главой достигла 39 человек.

Эта Конституция подтверждала, что Верховный Совет СССР является коллегиальным главой Советского Союза. Кроме того, за Президиумом было закреплено исключительное право ратификации и денонсации международных соглашений, введения военного положения и объявления войны. Среди других полномочий данного органа следует отметить прерогативу присвоения гражданства, учреждения и награждения орденами и медалями, проведения референдумов. Впрочем, это далеко не полный перечень.

От Брежнева до Горбачева

После смерти Брежнева в 1982 году традиция совмещения высших партийных и государственных должностей начатая им, была продолжена. Исполняющим обязанности председателя Верховного Совета до избрания нового Генсека был назначен Василий Васильевич Кузнецов. После назначения Юрия Владимировича Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС он же был выбран на пост Председателя Президиума. Впрочем, занимал эти посты он недолго, так как уже в феврале 1984 года скончался.

Снова Кузнецов был поставлен и. о. главы советского парламента, и опять его сменил после избрания на пост новый Генеральный секретарь - Константин Устинович Черненко. Впрочем, и он прожил недолго, так как через год его жизненный путь оборвался. Опять к временным полномочиям приступил бессменный исполняющий обязанности главы Президиума В. В, Кузнецов. Но на этом данная тенденция была оборвана. Наступило время глобальных перемен.

Председательство А. А. Громыко

После прихода к власти в 1985 году в качестве Генерального секретаря Михаила Сергеевича Горбачева, была нарушена традиция, начавшаяся со времен Брежнева, когда высший партийный деятель одновременно возглавлял Верховный Совет. На этот раз Председателем Президиума был назначен Андрей Андреевич Громыко, до того бывший Министром иностранных дел. На этой должности он пробыл до 1988 года, когда попросился в отставку по состоянию здоровья. Менее чем через год Андрей Андреевич умер. Это был, пожалуй, первый после «всесоюзного старосты» Калинина глава Верховного Совета, который был способен проводить политику, не полностью совпадавшую с линией Генсека.

В это время в стране под руководством Генерального секретаря М. С. Горбачева проводился курс на демократизацию общества, которому была дано название "перестройка". Именно он занял кресло председателя Верховного Совета после отставки Громыко.

Как раз с 1988 года началась активная фаза перестройки. Не могла она не коснуться и деятельности собственно Верховного Совета. Состав Президиума был значительно расширен. Теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета. Но что более важно, с 1989 года Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, так как его единолично возглавил Председатель.

С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа началась вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум.

В первой половине марта 1990 года была учреждена новая должность - Президент СССР. Именно он теперь стал считаться официальным главой Советского Союза. В связи с этим Михаил Горбачев, вступивший на данную должность, отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их Анатолию Ивановичу Лукьянову.

Расформирование

Именно при Лукьянове завершил функционирование Верховный Совет СССР. 1991 год стал той точкой, после которой советское государство уже не могло существовать в прежнем виде.

Переломным моментом стал августовский путч, который потерпел поражение и тем самым констатировал невозможность законсервировать старые порядки. Кстати, одним из деятельных членов переворота был глава парламента Анатолий Лукьянов, который, правда, непосредственно в состав ГКЧП не входил. После провала путча он, по разрешению Верховного Совета, находился в следственном изоляторе, откуда был отпущен на волю только в 1992 году, то есть уже после окончательного распада Советского Союза.

В сентябре 1991 года был издан закон о существенном изменении режима функционирования Верховного Совета. Согласно ему, закреплялась самостоятельность Совета Союза и Совета Республик. В первую палату входили депутаты, кандидатуры которых были согласованы с руководством конкретной республики. Во вторую палату избиралось по двадцать депутатов из каждой республики Советского Союза. Это было последнее изменение, которое претерпел парламент СССР.

Тем временем, после неудавшейся попытки государственного переворота, все больше бывших советских республик объявляли о государственном суверенитете и выходе из состава СССР. В начале последнего месяца 1991 года крест на существовании Советского Союза фактически был поставлен в Беловежской Пуще, на съезде лидеров России, Украины и Беларуси. 25 декабря президент Горбачев сложил свои полномочия. А на следующий день на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и ликвидации СССР как государства.

Верховный Совет СССР формально считался большую часть времени своего существования коллективным главой государства, наделенным очень широкими функциями, но на самом деле реальное положение вещей было далеко не таким. Все основные решения, касающиеся государственного развития, принимались на заседаниях Центрального Комитета партии или Политбюро, а в определенный период времени и единолично Генеральным Секретарем. Так что деятельность Верховного Совета была ширмой, прикрывающей людей, которые реально руководили страной. Хотя большевики и пришли к власти, используя лозунг: «Вся власть Советам!», но на деле он никогда не был претворен в жизнь. Только в последних годах декларируемые функции данной парламентской структуры начали хоть частично соответствовать реальным.

Вместе с тем нельзя не отметить, что именно законы и указы Верховного Совета являлись своеобразным оповещением народа и мирового сообщества о тех решениях, которые принимала правящая верхушка. Таким образом, определенные функции у этого института все-таки имелись, хотя они и значительно отличались от декларативных его прав и прерогатив, закрепленных в советской Конституции.

Верховный Совет СССР. Советской страной управляют лучшие люди из народа, избранные трудящимися. Это партийные и беспартийные советские граждане, заслужившие доверие трудящихся своей государственной и общественной деятельностью, своей самоотверженной работой на фабриках, заводах и полях, своими достижениями в области науки, техники, культуры, своей героической борьбой с врагами советской Родины.

Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. В феврале 1946 года в Верховный Совет было избрано 1339 депутатов. Среди депутатов Верховного Совета СССР рабочие составляют 38 процентов, крестьяне – 26 процентов, служащие, интеллигенция – 36 процентов. Женщин среди депутатов – 227 человек. Значительную группу депутатов составляют военнослужащие.


Совершенно иной состав выборных органов в буржуазно-помещичьих государствах. В царской Государственной думе (в1912 году) из 439 депутатов было 67 земледельцев (преимущественно кулаков), 11 рабочих и ремесленников. Все остальные депутаты были из помещиков, капиталистов, царских чиновников, буржуазной интеллигенции, духовенства. Подлинными представителями трудящихся в Думе были только 5 рабочих-большевиков, да и тех царское правительство сослало в Сибирь.

Законодательную власть в СССР осуществляет исключительно Верховный Совет СССР. Это означает, что только он имеет право издавать в Советской стране законы.

В капиталистических странах законы издает власть, принадлежащая буржуазии. Там закон выражает волю господствующих эксплуататорских классов и направлен против народа. Советские законы выражают волю трудящихся. В Советской стране впервые в истории человечества закон не противоречит народу, а служит народу. Советское социалистическое государство представляет, выражает и защищает интересы всего народа.

Интересы советского социалистического государства и интересы трудящихся едины и неразрывны. Вот почему исполнение советских законов безусловно необходимо в интересах укрепления советского государства, укрепления и развития социалистического строя, а следовательно, и в личных интересах советских граждан.

Совет Союза и Совет Национальностей. Верховный Совет СССР состоит из двух палат. Одна из них называется Совет Союза, другая – Совет Национальностей.

Возникает вопрос: почему Верховный Совет СССР состоит из двух, а не из одной палаты? Вот почему.
У всех граждан Советского Союза, без различия национальности и расы, основные интересы одинаковые, общие. Все советские люди кровно заинтересованы в том, чтобы хозяйственная и оборонная мощь Советского Союза укреплялась, чтобы материальное благосостояние и культурный уровень трудящихся неуклонно повышались, чтобы был обеспечен прочный демократический мир между странами.

Общие интересы всех советских граждан, независимо от их национальности, представляют в верховном органе государственной власти СССР депутаты Совета Союза. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

Но Советский Союз является многонациональным государством. В нашей стране живет около 60 наций, национальных групп и народностей. У граждан различных национальностей, населяющих СССР, есть еще свои, особые интересы, связанные с национальными особенностями каждого народа- особенности его языка, хозяйства, культуры, быта.

Эти особые интересы каждого из многочисленных советских народов представляют в верховном органе государственной власти СССР депутаты Совета Национальностей. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам. От каждой союзной республики избирается одинаковое число депутатов, независимо от количества населения, проживающего в этой республике. Таков же принцип выборов депутатов в Совет Национальностей от автономных республик, автономных областей и от национальных округов.

Две палаты имеют и буржуазные парламенты. Они называются там: верхняя и нижняя палаты, палата лордов и палата общин, сенат и палата депутатов и т.п. Но между палатами Верховного Совета СССР и палатами буржуазных парламентов нет ничего общего.

В капиталистических странах обе палаты являются органами буржуазной власти. В верхние палаты доступ представителям народных масс особенно затруднен. Верхние палаты обладают особыми преимуществами перед нижними палатами. Например, в Англии палата лордов состоит из высшей знати: принцев, герцогов, графов, баронов, а также архиепископов и епископов. Некоторые члены палаты лордов назначаются королем, передают свои права по наследству. Все законы, принятые нижней палатой, должны проходить через верхнюю палату, которая имеет право задержать их. Верхние палаты являются оплотом реакционной буржуазии.

Ничего подобного нет и не может быть у нас, в Советском Союзе. В СССР обе палаты представляют интересы трудящихся. Обе палаты избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Президиум Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР работает на своих сессиях. Постоянную, текущую работу по управлению страной ведут другие высшие государственные органы, прежде всего Президиум Верховного Совета СССР. Он избирается на совместном заседании обеих палат Верховного Совета СССР из числа депутатов в составе председателя, 16 его заместителей (по числу союзных республик), секретаря и 15 членов. Председателем Президиума Верховного Совета СССР избран депутат Н.М. Шверник.

Президиум Верховного Совета СССР является высшим, постоянно действующим органом государственной власти Советского Союза, избираемым Верховным Советом СССР и ему подотчетным. Он созывает сессии Верховного Совета СССР, назначает новые выборы в Верховный Совет, издает указы, награждает орденами и присваивает почетные звания СССР, назначает высшее командование Вооруженных Сил СССР, объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных обязательств по взаимной обороне от агрессии, объявляет общую или частичную мобилизацию, утверждает договоры СССР с другими государствами, назначает полномочных представителей СССР в других государствах и т.д.

В капиталистических странах нет органов власти, подобных Президиуму Верховного Совета СССР. Там государство возглавляется одним человеком – королем, президентом. Они не ответственны перед парламентом, стоят над парламентом, имеют право задержать любой закон, принятый парламентом, и даже распустить парламент. В Советском Союзе во главе государства стоит не один человек, а коллектив, коллегия – Президиум Верховного Совета СССР. Это, по выражению товарища Сталина, коллегиальный президент СССР.

Совет Министров СССР. Министерства. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Советского Союза является Правительство СССР, именуемое: Совет Министров СССР. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат. Он ответственен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему.

Совет Министров СССР образуется в составе председателя Совета Министров, его заместителей, министров СССР и председателей комитетов, работающих при Совете Министров на правах министерств. Председателем Совета Министров СССР является И.В. Сталин.

Совет Министров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение. Совет Министров СССР объединяет и направляет работу министерств СССР, принимает меру по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы. Совет Министров принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан и осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами. Он руководит общим строительством Вооруженных Сил страны.

Министерства - это органы, ведающие отдельными отраслями государственного управления и народного хозяйства. Они подразделяются на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Общесоюзные министерства существуют только в масштабе СССР. Они ведают такими отраслями народного хозяйства, которые имеют всесоюзное значение и требуют управления ими из одного центра непосредственно на всей территории Советского Союза. Конституция СССР относит к таким отраслям отдельные отрасли тяжелой промышленности (черная и цветная металлургия, машиностроение, угольная, нефтяная промышленность и т.п.); средства транспорта; средства связи; внешнюю торговлю. Возьмите, например пути сообщения, связывающие все республики и области нашей страны, и вы легко поймете, почему для управления подобными отраслями необходимы общесоюзные министерства.

Союзно-республиканские министерства, то есть такие, которые существуют и в масштабе СССР и в каждой союзной республике, ведают теми отраслями народного хозяйства и государственного управления всесоюзного значения, руководство которыми из центра целесообразно осуществить главным образом через одноименные министерства союзных республик. К таким отраслям относятся пищевая, лесная и другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, внутренняя торговля и т.п.

Ведению союзно-республиканских министерств подлежат Вооруженные Силы СССР, сношения советского правительства с иностранными государства, государственная безопасность, государственный контроль, финансы, здравоохранение и другие.

Республиканскими министерствами называются такие министерства, которые существуют только в союзных республиках. Они ведают отраслями народного хозяйства и государственного управления республиканского значения. К таким отраслям Конституции союзных республик относят местную промышленность, коммунальное хозяйство, автомобильный транспорт, просвещение, социальное обеспечение и другие. Республиканские министерства подчиняются Совету Министров союзной республики. В автономных республиках также есть министерства.



Случайные статьи

Вверх