Количество сигарет проводимых в европу из белоруссии. Таможенные правила беларуси. Где заполнить декларацию

Контрабандная белорусская табачная продукция поступает также на Украину и даже в страны ЕС. © Фото Евгения Шабанова

Как сообщил «КоммерсантЪ», исследование, проведенное Nielsen, показало, что в III квартале 2017 года основной объем нелегальных сигарет, ввезенных в Россиию, как и прежде, пришелся на Белоруссию. Но если год назад ее доля была примерно 0,9% от всего российского табачного рынка, то теперь она выросла более чем в два раза, достигнув 1,89%. Большая часть незаконно ввезенной в Россию продукции выпускается на гродненской табачной фабрике «Нёман».

Исходя из исследования Nielsen, объем незаконно ввезенной продукции из Белоруссии составляет 6,2 млрд сигарет, подсчитал руководитель отдела «БАТ Россия» по противодействию нелегальному обороту табачных изделий Максим Курганский. И это, отмечает он, без учета Дагестана, где, по данным TNS, уровень нелегальной торговли превышает 40% и почти весь этот объем представлен белорусским продуктом.

По словам Курганского, белорусские сигареты стали настолько популярны в России, что здесь их уже даже начали подделывать. Кстати, еще два-три года назад то же самое происходило с белорусскими сырами, колбасами и мясными консервами. Тогда Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии, обнаружив на российском рынке такие подделки (причем низкого качества), даже созвало в Минске специальную пресс-конференцию. Теперь эта история повторяется с сигаретами.

Всего на российском рынке общая доля продаж нелегально ввезенных сигарет из стран Евразийского экономического союза в III квартале составила 2,72%: 0,46% пришлось на Кыргызстан, 0,21% — на Казахстан, 0,17% — на Армению. Ключевая причина продолжающегося роста доли нелегальной табачной продукции — значительный разрыв в ставках акцизов в России и других странах ЕАЭС. Минимальная ставка акциза в России сейчас составляет 2123 рублей за 1 тыс. сигарет, в Белоруссии она в четыре раза ниже — около 500 руб., а в Казахстане — примерно 1100 за 1 тыс. шт.

«Устранить причину перетока дешевых сигарет в Россию должно сближение ставок акцизов на табачные изделия в ЕАЭС», — убежден вице-президент JTI в России Сергей Киселев. Также, по его мнению, нужен четкий механизм ценового отсечения нелегальной продукции с рынка. Беспокойство российских табачников понятно: объем легального рынка сигарет в России падает уже не первый год. По оценке PMI, в 2016 году продажи сократились на 4,6%, до 280,7 млрд штук, в январе—сентябре нынешнего года они снизились еще на 7,2%, до 193,9 млрд штук.

Минск не хочет уступать

В Белоруссии вопросы производства изделий из табака курирует государственный концерн (аналог отраслевого министерства) «Белгоспищепром». Местный табачный рынок разделен между двумя владельцами производственных мощностей: ОАО «Гродненская табачная фабрика „Нёман“», в котором доля государства составляет 100%, и частное ООО «Табак-инвест» (Минск) с долями рынка 79,9% и 20,1% соответственно. ГТФ «Нёман» и «Табак-инвест» выпускают сигареты как под собственными брендами, так и по контрактному и лицензионному производству.

Каждый год экспорт белорусских табачных изделий увеличивается, тогда как внутреннее потребление — падает. И здесь есть важный момент, объясняющий, почему из Белоруссии идет большой объем контрафактных сигарет. Причем не только в Россию, но и в Украину, а также Литву и Польшу, где акцизы на табачные изделия таковы, что контрабанда сигарет приносит даже больший доход, чем контрабанда наркотиков.

В Белоруссии практикуемая система государственного квотирования и производственная квота для внутреннего рынка существенно превышает его реальную потребность. Расчетная емкость внутреннего белорусского рынка составляет не более 20 млрд штук, тогда как на 2017 год объем квоты составляет более 29 млрд. Помимо этого, в республике сложилась диспропорциональная структура акциза, при которой нагрузка на нижний ценовой сегмент в два-три раза ниже, чем на остальную продукцию. И такая структура поощряет перепроизводство дешевых марок, которые по нелегальным схемам отправляются за рубеж.

В апреле председатель «Белгоспищепрома» Александр Забелло заявил, что Белоруссия продолжит отстаивать свои интересы в вопросах акцизов на сигареты в рамках ЕАЭС. Но, по его словам, республика к 2022 году будет постепенно сокращать разрыв в ставках. Евразийская экономическая комиссия приняла решение к этой дате установить единую для стран Союза индикативную ставку на сигареты в размере 35 евро за тысячу штук. При этом для всех стран разработан диапазон отклонений фактических ставок от индикативной.

Забелло считает, что вопрос повышения государственных акцизов в Белоруссии ставят транснациональные компании, которые «кровно заинтересованы в том, чтобы поглотить табачный рынок Республики Беларусь». По его словам, если страна пойдет на полную «гармонизацию» акцизов, то получит «только высокий ценовой сегмент». А в целом «вернется к тому, что было раньше — контрабанде». «Если бы мы выровняли акцизы с Российской Федерацией, то сегодня небольшой объем продавался бы отечественной продукции, а остальное хлынуло бы к нам из Украины, России и других стран, и бюджет не получил бы ничего», — утверждает он.

«На самом деле белорусское правительство просто сознательно закрывает глаза на „экспорт через контрабанду“ и даже устанавливает такие акцизы, которые его стимулируют, — объяснила в комментарии для „Росбалта“ эксперт гражданской кампании „Наш Дом“ Светлана Гречулина. — Дело в том, что гродненский „Нёман“, во-первых, государственный производитель, то есть по умолчанию получает режим наибольшего благоприятствования. А во-вторых — это один из крупнейших региональных налогоплательщиков, который в значительной степени содержит небогатую Гродненскую область и платит хорошие зарплаты — то есть важна и социальная роль. И пока так — никто в правительстве менять табачную политику не будет».

Вечная тема

Российские табачные компании в этом году даже предлагали обусловить выдачу Минску кредита в $1 млрд гармонизацией акцизных ставок на сигареты, чтобы сократить поток нелегальной белорусской табачной продукции в Россию. Ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром» (входят «дочки» корпораций British American Tobacco, JTI, Imperial Tabacco, «Донской табак» и другие). Об этом говорилось в письмах, направленных 14 апреля нынешнего года первому вице-премьеру Игорю Шувалову и министру финансов Антону Силуанову.

Необходимость нового условия для предоставления кредита аргументировалась высокой долей нелегальной продукции, поступающей из Белоруссии, что приводит к потерям для российского бюджета. В своем обращении ассоциация приводила актуальные на тот момент данные аналитической компании TNS: в приграничных с Белоруссией российских регионах доля нелегальной торговли за год увеличилась с 8% в 2016 году до 20% в 2017-м, а доля белорусской продукции в общем объеме нелегального рынка в начале 2017-го составила почти 30% (в 2016-м она оценивалась в 9,4%).

Причина роста — в разнице ставок акцизов и, как следствие, цен на белорусскую и российскую табачную продукцию. В январе 2016 года средняя цена пачки сигарет в Белоруссии составляла 33 российских рубля, в январе 2017 года из-за укрепления валюты РФ она уже стоила всего 22 рубля. Стоимость пачки российских сигарет за тот же промежуток времени выросла на треть. По данным агентства Nielsen, средняя ее цена в «нижнем» сегменте в 2016 году составляла 63,9 рубля, в «премиальном» — 115. Если не произойдет сближения акцизных ставок, это приведет к дальнейшему росту нелегального рынка и росту потерь российского бюджета, утверждали в «Табакпроме». Так, собственно, и произошло.

Решить проблему помогло бы сближение цен на сигареты белорусских и российских производителей, считали в «Табакпроме» и потому предлагали включить в условия выдачи кредита пункт об индексации цен на самую дешевую табачную продукцию Белоруссии: до уровня 60% от российского в 2017 году и 70% к 2018-му. «Выравнивание табачных налогов в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) позволит устранить одну из главных причин распространения нелегальных сигарет в России — разницу в ценах с соседними странами, — рассказывала тогда журналистам Яна Гуськова, директор по юридическим вопросам и внешнекорпоративным связям „БАТ Россия“. — Из-за более высоких акцизов сигареты в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу».

Однако, кажется, «белорусские контрабандисты» могут спать спокойно. Источник в правительстве Белоруссии неофициально сообщил «Росбалту», что там не ждут какой-то официальной реакции высших должностных лиц РФ на сложившуюся ситуацию. Причина якобы в том, что лично Владимир Путин активно выступает против курения как такового и потому не склонен публично как-либо вообще поддерживать представителей табачной отрасли. Отсюда и аналогичная позиция чиновников правительства РФ.

Вот он, долгожданный отпуск: лето, море и, конечно, шоппинг! Как удержаться и не накупить яркой одежды, посуды, качественных вин, ароматных масел и прочих заманчивых сувениров?

Обратить внимание на таможенные правила нужно еще при выезде из страны.

Если финансы позволяют, то никто и не мешает вам это сделать – кроме, возможно, таможни. Найти общий язык со строгим таможенником довольно просто, но к этому лучше подготовиться заранее, пишет .

ВЫЕЗД ИЗ БЕЛАРУСИ: ЧТО НУЖНО ДЕКЛАРИРОВАТЬ?

Обратить внимание на таможенные правила нужно еще при выезде из страны: есть вещи, которые обязательно нужно декларировать.

В число подлежащих обязательному декларированию входят все вещи не относящихся к товарам для личного использования и другие из списка(иначе конфискация и штраф):

  1. наличные деньги и/или дорожные чеки, если их общая сумма при единовременном вывозе превышает сумму, эквивалентную 10 000$;
  2. так называемые денежные инструменты: дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), ценные бумаги в документарной форме;
  3. товары, запрещенные и ограниченные к вывозу. Кстати, начиная с 29 марта, нельзя вывозить из Беларуси более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одного совершеннолетнего;
  4. культурные ценности.

СКОЛЬКО КИЛОГРАММОВ ВЕЩЕЙ МОЖНО ВВЕЗТИ В БЕЛАРУСЬ?

Наверное, все сталкивались на границе с людьми, которые спрашивают, когда вы в последний раз ездили за границу и сколько вещей сейчас везете с собой. Все любители шоппинга должны учитывать, что те, кто выезжает из Беларуси чаще одного раза в три календарных месяца, могут провезти через границу товар на сумму до 300 евро и весом до 20 килограммов. Если вы ездите реже, то можете провезти 50 кг вещей на сумму, эквивалентную 1500 евро.

К слову, вы можете перевезти эти вещи через границу любым удобным для вас способом – хоть на собачьей упряжке или на своих двоих. Главное здесь – то, что это должны быть товары для личного пользования. А это определяет таможенник, которого могут заинтересовать не только вес и эквивалентная сумма товара: даже если с этим у вас все в порядке, таможенник будет учитывать характер и количество вещей, а также частоту вашего пересечения границы.

Проблемы могут возникнуть, например, если у вас много однотипного товара, который, к тому же, потенциально сложно использовать одному. К слову, нормы ввоза скоро тоже изменятся, и не в лучшую для туристов сторону:

  • с 1 января 2019 нужно будет декларировать товары стоимостью более 1000 евро и/или весом более 50 кг;
  • а с 1 января 2020 – стоимостью более 750 евро и/или весом более 35 кг;
  • а после 1 января 2021 года придется декларировать товары стоимостью более 500 евро и (или) весом более 25 кг.

КАКИЕ НОРМЫ ДЕЙСТВУЮТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРИЛЕТАЕТ В БЕЛАРУСЬ САМОЛЕТОМ?

Если вы планируете ввезти дорогостоящие вещи, лучше выбрать самолет. При перемещении воздушным транспортом без уплаты таможенных пошлин и налогов ввозятся товары (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров), стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро. А вот вес по-прежнему должен быть не более 50 кг (включая табак и табачные изделия).

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ВВЕЗТИ БОЛЬШЕ?

Придется заплатить таможенные пошлины и налоги. Ставка составляет 30% от стоимости вещей, но не может быть менее 4 евро за 1 кг. Слава богу, платить придется только за перевес (то есть «остаток», который не вписался в нужные 50 или 20 кг в зависимости от вашей частоты пересечения границы), либо если ваши вещи в сумме стоят более 1500 евро (или 10 000 евро при пересечении границы на воздушном транспорте).

Получается, провозить вещи сверх лимита - дорогое удовольствие. Например, при провозе 60 кг вещей вы заплатите минимум 40 евро (по 4 евро за 1 кг сверх нормы в 50 кг). И то если вам разрешено ввозить 50 кг, а не 20, и если вы ввозите не дорогостоящую технику, а, например, одежду, игрушки и недорогую посуду.

СКОЛЬКО СИГАРЕТ И АЛКОГОЛЯ МОЖНО ВВЕЗТИ В БЕЛАРУСЬ?

Ответ прост: 3 литра на человека старше 18 лет. В эти 3 литра входит и пиво, несмотря на то, что оно может быть чуть крепче кефира. Если норма превышена, придется платить по 10 евро за каждый литр сверх лимита плюс сбор за совершение таможенных операций - 10 рублей.

Да, и всего на территорию Беларуси можно провезти не более 5 литров алкоголя (даже если вы готовы заплатить за 10 или 20). Нормы с ввозом табака те же, что и с вывозом: 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г. И, конечно, действуют они только для совершеннолетних: отдать блок сигарет маленькому ребенку, чтобы он провез их через границу, нельзя.

Фото: Gs.by

КАК ВВОЗИТЬ И ВЫВОЗИТЬ ЛЕКАРСТВА?

Если по медицинским показаниям вам нужно взять с собой лекарства, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, их надо задекларировать. Также нужно указать в декларации и предъявить таможенникам документ, подтверждающий обоснованность использования лекарства в медицинских целях. Это может быть выписка из медицинской документации или рецепт врача (заверенные подписью и печатью врача).

В документах обязательно должны быть указаны суточная потребность и дозировка лекарства. Если медицинские документы составлены на иностранном языке, они должны сопровождаться нотариально заверенным переводом на русский или белорусский язык. Такие лекарственные препараты подлежат таможенному декларированию. Разрешено ввозить в Беларусь и вывозить из страны наркотические средства в количестве, не превышающем трехсуточную потребность, психотропные вещества - в количестве не более 90 разовых доз.

Лекарства, реализуемые в других странах без рецепта, могут содержать вещества, ограниченные для ввоза в ЕАЭС (например, кодеин, псевдоэфедрин). Чтобы узнать, распространяются ли на лекарство запреты и ограничения при перемещении через границу, изучите его состав, проверив содержание в нем наркотических средств и психотропных веществ, указанных в разделе 2.12. «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры» перечня товаров, разрешенных для ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с этой территории.

ЗАЧЕМ ДЕКЛАРИРОВАТЬ ТЕХНИКУ (И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ)?

Таможня рекомендует при вывозе дорогостоящих товаров (например, фотоаппарата с сопутствующим оборудованием, ноутбука, дорогих украшений и др.) задекларировать их, как поясняется, «во избежание незапланированных трат». Этого можно не делать, если взять с собой соответствующие документы (паспорт изделия, гарантийный талон, чек договор купли-продажи, спецификация, счет-фактура (инвойс) к договору, счет-проформа к договору, товарная накладная).

Таким образом вы покажете, что товар был куплен на территории Евразийского экономического союза. Зачем все это нужно? Затем, что при возвращении в Беларусь вес и/или стоимость таких товаров не будут включаться в суммарный вес и стоимость провозимых вещей – то есть вы можете провезти их беспошлинно. Для этого при возвращении в Беларусь достаточно представить декларацию, которую вы заполняли при вывозе. Декларируя дорогостоящие товары, нужно заполнить декларацию сразу в двух экземплярах.

В декларации нужно указать серийный номер техники – телефона, ноутбука, фотокамеры, объектива. Один экземпляр декларации с отметками таможни возьмите с собой – его вы и покажете, возвращаясь в Беларусь.

МОЖНО ЛИ ВВОЗИТЬ В БЕЛАРУСЬ ЦВЕТЫ И РАСТЕНИЯ?

Растения при ввозе подлежат фитосанитарному контролю, а для ввоза семян и цветов в горшках необходимы специальные фитосанитарные сертификаты. Без фитосанитарного сертификата допускается ввоз овощей, фруктов, ягод, орехов и других товаров растительного происхождения общим весом не более 5 килограммов. Также можно ввозить не более 3 букетов цветов (не более 15 цветов в букете).

Фото: Gs.by

Также помните, что у страны въезда тоже могут быть свои правила касательно ввоза овощей, фруктов и растений. Например, недавно получила огласку история американки, которая заплатила штраф в 500 евро за провоз через границу одного яблока, которое оказалось у нее в сумочке.

Все усугублял тот факт, что фрукт девушке выдали на борту самолета – это была часть бортового питания, которую, оказывается, при въезде в США нужно было задекларировать.

МОЖНО ЛИ ВВОЗИТЬ В БЕЛАРУСЬ МЯСО, РЫБУ И ПОДОБНЫЕ ПРОДУКТЫ?

Да, но в небольшом количестве: один человек может ввезти до 5 килограммов готовой продукции животного происхождения, если она находится в заводской упаковке и при условии, как указывают таможенники, «благополучия в эпизоотическом отношении страны-производителя и страны вывоза».

Тем, кто, наоборот, вывозит подобные продукты из Беларуси, нужно учитывать, что у страны въезда могут быть свои правила, которые лучше изучить заранее. Исключения обычно могут сделать для детского питания и медицинских консерв.

Табачная продукция — сигареты, сигары, сигариллы, табак для трубок и кальянов, нюхательный и жевательный — требует особого подхода к перевозке и растаможке. Во-первых, сам табак нуждается в особых условиях хранения и перевозки, требует влагостойкой упаковки, которая не пропускает ни воздух, ни воду. Это в равной степени относится и к сигаретам, и к сигарам, и к нюхательному табаку. Однако у продукции в каждой форме выпуска есть свои требования.

Во-вторых, табачная продукция (а сейчас — и электронные сигареты, а также жидкости к ним) относится к подакцизным товарам, а значит, требует оформления на акцизной таможне. Ее обходится дороже: кроме пошлин, владельцу груза необходимо оплатить акциз и зафиксировать на упаковках акцизные марки.

Как и в чем перевозят табак?

Перевозку табака можно осуществлять на любых видах транспорта: , железнодорожном, автомобильном, . Чаще всего для перевозки , реже — морской и . Во время доставки важно защитить тару с табачной продукцией от воды и грязи, поэтому используют крытые фургоны или контейнеры. В контейнере нельзя перевозить другие виды товаров, тем более, продукты питания.

Табачную продукцию выкладывают в прочную, но не слишком жесткую тару. В противном случае товар может повредиться. Чаще всего такой тарой служат картонные коробки. В одной коробке перевозят табак одного типа и одного производителя. В противном случае товар может потерять свой запах.

При выкладке коробок в контейнер или фургон важно убедиться в том, что товар, лежащий внизу, не сомнется под тяжестью. Сама продукция может быть упакована в картон, бумагу и полиэтилен. Материал не должен пропускать воздух и влагу. Отдельные виды продукции (например, элитные сигары) перевозят и продают в специальной упаковке (например, в деревянных футлярах или шкатулках).

На упаковке (как товарной, так и грузовой) должно быть предупреждение о вреде курения.

Этапы перевозки табачной продукции

Торговать табачной продукцией (и быть участником внешнеэкономической деятельности) могут только те компании, которые имеют соответствующую лицензию. Поэтому перед тем, как проводить первую сделку с зарубежным (или российским) поставщиком, необходимо позаботиться о получении этой лицензии.

Обязательная сертификация в отношении табачной продукции отменена. Вместо сертификата необходимо получить декларацию о соответствии техрегламенту. Для этого часть товара направляется на экспертизу.

Наконец, третье, что нужно сделать прежде, чем начать перевозку, — оплатить акцизы и получить акцизные марки. Продукция уже должна быть промаркирована прежде, чем пройдет через границу.

В случае, если у вас уже есть лицензия и сертификация, вы получили и установили акцизные марки, вы можете приступать к непосредственной транспортировке:

  1. Погрузка на складе поставщика или производителя. Погрузку производят тем способом, который наиболее удобен для выбранного вами транспорта. Необходимо внимательно следить за размещением тары и ее состоянием.
  2. Перевозка. Во время транспортировки груз необходимо сопровождать. Сопровождение может взять на себя водитель автомобиля. Если это поезд, морское судно или самолет, предоставит специалиста.
  3. Прохождение границы. На границе сотрудники таможни проверяют документы, оставляют соответствующие пометки, осматривают и досматривают контейнер (фургон). Это предварительная проверка. Растаможить подакцизные товары непосредственно на границе вы не сможете.
  4. Растаможка на центральной или региональной акцизной таможне. Необходимо заранее уточнить, где именно находится таможенный пост, так как количество таких постов снизилось. С учетом их расположения прорабатывают оптимальный маршрут.
  5. Доставка по адресу клиента.

Порядок транспортировки зависит от ее способа, маршрута, схемы. Не всегда требуется прохождение границы, но акцизы оплачивают в любом случае, вне зависимости от того, где была изготовлена табачная продукция.

Таможенное оформление табачной продукции

Для вам необходимо подготовить документы, а также заранее получить декларацию о соответствии и акцизные марки. Сделав маркировку, оплатив все пошлины, сборы и акцизы, вы должны предоставить груз и транспортное средство сотрудникам акцизной таможни. Здесь также проводят досмотр и осмотр, изучают документы.

Инспекторам нужно предоставить:

  • лицензию;
  • декларацию;
  • грузовую таможенную декларацию;
  • договор с поставщиком;
  • документы, подтверждающие оплат;
  • транспортные документы.

Могут потребоваться и дополнительные бумаги. Если все данные соответствуют действительности, а документы оформлены по правилам, груз пропускают. С этого момента его можно отдать на реализацию.

С прошлых выходных на белорусской границе ввели новые ограничения. Теперь вы-ехать за рубеж с гречкой и десятидневным запасом тушенки в рюкзаке не получится. Оставить дома придется также макароны и отечественный стиральный порошок. А сыра и сахара можно взять с собой только 2 килограмма на человека. Кроме того, выезжая на автомобиле за границу чаще одного раза в пять дней, придется заплатить таможенную пошлину на топливо в баке. Такие меры принял Совет Министров Беларуси для защиты внутреннего потребительского рынка. Для чего ввели эти ограничения? Кто прогадал, а кто выиграл от подобных мер, разбирались корреспонденты «Знаменки».

Чтобы сделать невыгодным «челночный» бизнес и приостановить перепродажу товаров в приграничные страны, правительство запретило вывозить за границу белорусские холодильники и цемент, а также установило лимит на вывоз топлива, сливочного масла, мяса, сахара и сигарет. Таким образом Совет Министров Беларуси пытается защитить потребительский рынок.

Не секрет, в приграничье многие привыкли годами жить за счет того, что перепродают топливо , сигареты, продукты в соседних странах. Естественно, если литр бензина в Беларуси даже по курсу Нацбанка стоит меньше доллара, а в Польше или Литве - существенно больше (около 1,5 евро), то находится немало предприимчивых граждан, которые легко зарабатывают на разнице. Куда уж проще - залить полный бак бензином или дизтопливом, пересечь границу, там все распродать, положив валюту в свой карман, и вернуться обратно. Аналогично - с сигаретами и продовольствием . Заработок при этом выходит существенный и, заметьте, без всякой уплаты налогов, ведь «челноки», по сути, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. То, что из-за таких ходоков на границах создаются очереди и в них часами вынуждены стоять люди, выезжающие по работе или на отдых, спекулянтов не волнует. Так же как и то, что от их бизнеса страдает внутренний потребительский рынок и белорусские производители.
Ситуацию нужно было исправлять, и у правительства было несколько вариантов. Например, повысить цены до уровня цен сопредельных государств. Однако в последние месяцы товары у нас и без того подорожали, дальнейшее повышение цен больно ударило бы по кошелькам людей. Полностью запретить вывоз бензина, сигарет и сахара - тоже не выход. Поэтому было решено при вывозе за территорию Таможенного союза автомобильного топлива и некоторых социально значимых товаров взимать пошлины или сборы, которые будут компенсировать разницу цен у нас и в соседних странах. По словам государственного секретаря Совета Безопасности Леонида Мальцева, это общемировая практика защиты внутреннего рынка в интересах своих граждан.

Принятая мера тут же вызвала шквал возмущений тех, кто годами зарабатывал за счет «челночного» бизнеса: мол, как же так, теперь придется идти работать. Действительно, наживаться на разнице цен уже не получится. Однако принятое решение правительства затронуло не только спекулянтов . Из-за «челноков» пострадали обычные туристы и те, кто ездит за границу в командировки. Понятно, вряд ли кто-то из них берет в поездку по пять килограммов мяса и сахара. Но курильщики, к примеру, запасаются в дорогу сигаретами, чтобы за границей не переплачивать в несколько раз больше. А некоторые из тех, кто любит путешествовать дикарем, экономят на том, что везут с собой тушенку, макароны, крупы. Как быть с этими людьми? Возможно, следует дифференцировать выезжающих за рубеж и установить для них разные нормы вывоза. К примеру, туристы, раз в год отправляющиеся за границу по путевке, вряд ли покупают тур специально, чтобы вывезти и продать лишний блок сигарет.

Чтобы понять, как затронуло решение правительства обычных туристов, не имеющих отношения к «челночному» бизнесу , корреспонденты «Знаменки» поинтересовались их мнением по поводу установленных лимитов на вывоз топлива и товаров.

Алекcандр, инженер, г. Витебск:

Почитал, что пишут на форумах якобы пострадавшие из-за ограничения вывоза из Беларуси бензина. Это в основном те, кто живет в приграничных районах. Большинство из них, оказывается, нигде официально не работают, а занимаются «челночным» бизнесом. Хорошенькое дело, ни тебе налогов платить, ничего не надо. Не подумайте, что я кому-то завидую или учу жить. Ни в коем случае. Но этим ребятам хочется сказать откровенно: если уж вы занимались нелегальным бизнесом , из-за чего, собственно, и перекрыли вам кислород, то не стройте из себя обиженных и не устраивайте показательные выступления на всю страну. Сейчас из-за таких, как вы, обыкновенный турист (кстати, с куда более скромными, чем у вас, доходами) не сможет, отправляясь на отдых, взять с собой лишнюю пачку сигарет. Ему придется платить валютой, причем втридорога, за какие-нибудь низкопробные турецкие.

Светлана Анатольевна, преподаватель, г. Минск:

Собираемся с мужем поехать на автомобиле в Крым. Если честно, то лично нас эти ограничения по вывозу вообще не коснулись. Ну зачем, скажите, возить из Беларуси в Украину колбасу, тушенку или сыр? Разве что студенты, путешествующие с палатками, могут что-то взять с собой. Давно минули те времена, когда был дефицит и народ тащил с собой продукты. Благо в Украине очень развит придорожный сервис . Все свежее, вкусное и цены приемлемые. Приходилось видеть, как некоторые перекусывают, стоя на обочине и разложив еду на капоте автомобиля. Как турист со стажем, скажу: если не хотите проблем со здоровьем, питайтесь цивилизованно. Расплавившиеся от жары колбаса, сыр или что-то другое - не лучшая еда в дороге. Что касается сигарет, то мы с мужем не курим. Да и для курящих, думаю, двух пачек в дорогу предостаточно, а по приезде можно купить любое курево, какого ваша душа пожелает. А если где и дороже, чем у нас, то, может, пора подумать, что курение вредит вашему здоровью? На мой взгляд, все эти ограничения введены для тех, кто зарабатывал на разнице в цене товаров, так что туристам особо беспокоиться нечего.

Кстати

Что нельзя вывозить с территории Беларуси за пределы Таможенного союза:

Холодильники и морозильники бытовые ЗАО «Атлант»;

Плиты газовые бытовые напольные белорусско-российского совместного предприятия ОАО «Брестгазоаппарат»;

Цемент ОАО «Красносельскстройматериалы», Белорусского цементного завода, ПРУП «Кричевцементношифер»;

Синтетические моющие средства ОАО «Бархим»;

Крупу (независимо от организации-изготовителя);

Макаронные изделия.

Товары, вывоз которых ограничен:

Мясо (свинина) - 2 кг;

Мясо птицы - 2 кг;

Сахар белый - 2 кг;

Мука - 2 кг;

Сыры сычужные - 2 кг;

Масло животное - 1 кг;

Табачные изделия белорусского производства - 2 пачки;

Консервы мясные - 5 банок;

Консервы молочные - 5 банок.

Если очень нужно, то и эти товары можно вывезти в большем количестве. Для этого придется заплатить сбор в размере двукратной средней цены указанных товаров. Сделать это нужно до вывоза товаров из Беларуси за пределы территории Таможенного союза. Деньги принимают в белорусских рублях или иностранной валюте по курсу Национального банка, установленному на дату его уплаты, и зачисляют в республиканский бюджет. Оплатить сбор можно в любом банке, а на погранпереходе останется показать квитанцию сотруднику таможни.

Компетентно

Владислав Цыдик, председатель Комитета государственного контроля Минской области:

Помнится, в начале развала Советского Союза было нечто подобное, когда народ массово выезжал в Россию, Украину и другие близлежащие страны с сумками, набитыми сметаной и прочей снедью. Но сейчас ведь совсем другая ситуация. Да, некоторое напряжение наблюдается, но не настолько, чтобы возить туда-сюда бензин или что-либо еще. Наживаться за счет государства контролирующие органы никому не позволят. Ситуация управляема. А вообще у нас достаточно организованных структур, экспортирующих товар цивилизованным способом. Допускаю, что кто-то не хочет ущемлять себя, имея на разнице в цене товара, неплохой доход. Это весьма выгодный бизнес для них. Но система вывоза, еще раз повторюсь, должна быть упорядоченной и организованной. Ведь если речь идет о продуктах питания, где нужны особые условия перевозки, чтобы не допустить развития инфекции, то, например, из-за какого-то лишнего килограмма мяса недопустимо испортить имидж страны.

Григорий Козырев, заместитель председателя Добрушского райисполкома:

Наш район граничит с территорией России и Украины. Естественно, определенные люди стремились получить выгоду на разнице цен в государствах на товары и автомобильное топливо: на погранпереходах отмечали, что есть машины, которые чересчур часто пересекают границу, как правило, в украинском направлении. Но после принятия новых таможенных правил погранпереходы немного разгрузились.

Полосу подготовили Алеся ГОЛОВЧИЦ, Людмила ШЕСТОКОВИЧ, Татьяна ЯКИМЕНКО, «ЗН», фото БЕЛТА



Случайные статьи

Вверх