Консервативная политическая идеология. Консерватизм и его практическое воплощение в политике разных стран

Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Ключевым в понимание консерватизма как политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.

В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Сорвеменные разновидности консерватизма:
  • традиционализм;
  • либертаризм;
  • неоконсерватизм.

Либерализм — совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Выясняя существо и основные принципы либерализма , следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса — торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма — идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо.

Консерватизм и неоконсерватизм

В основе консерватизма (от лат.conservare - сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вешей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Предпосылкой возникновения консерватизма послужила Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Но в его основе по-прежнему лежали идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.

Неоконсерватизм отличает стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, соци&пьная стабильность, взаимная ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало своих приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (республиканская партия), Японии (ли- берально-консервативная), Англии (консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах.

1. Возникновение и сущность консервативной идеологии

2. Либерально-консервативный этатизм

3. Республиканский этатизм

4. Концепция либертаризма

5. Неоконсервативная идеология

1. Возникновение и сущность консервативной идеологии

Исторически консервативная идеология сформировалась в конце XVIII - начале XIX вв. Термин "консерватизм" (от лат. Conservo - сохраняю) был впервые использован французским писателем Р. Шатобрианом, который с 1818 г. начал издавать журнал "Консерватор". Консервативная мысль изначально апеллировала к "незыблемым", естественным устоям общественной жизни, основывалась на принципиальном отказе от идеи прогресса. В этом отразились антиреволюционные настроения элитарных социальных групп феодального общества, недовольных новыми порядками. Но в то же время консерватизм представлял собой нечто большее, нежели политическую программу определенных общественных сил. Он являлся целостной мировоззренческой системой, особым типом мышления, восприятия окружающего мира.

Первоосновой консервативной идеологии можно считать традиционализм - специфическую сторону общественного сознания, связанную с естественным стремлением человека стабилизировать, сохранить, укрепить существующий социальный порядок как привычную среду обитания. Ценности традиционализма являлись важнейшей составной частью мировоззренческого комплекса доиндустриальных общественных систем. Но они проявлялись скорее в качестве определенного умонастроения, стиля поведения. Естественный, "инстинктивный" традиционализм не требовал дополнительной аргументации, системы доказательств. Ситуация изменилась с появлением либерализма - мировоззренческой системы, основанной на идеалах прогресса, отрицания прошлого во имя будущего. Как альтернатива начала формироваться столь же целостная, рационально обоснованная идейно-политическая доктрина, отражающая принципы традиционализма.

Работы Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда, С. Колриджа и др. заложили основы охранительного, или традиционного консерватизма. Лейтмотивом этой концепции стал протест против безусловного прогрессизма, культа индивидуалистических и эгалитарных ценностей, морального утилитаризма, материалистической, сугубо прагматичной ориентации политики. Консерватизм отвергал саму рационалистическую "количественную" форму мышления как основу человеческих представлений о мире и обществе. Механическому восприятию действительности, культу логики и рационализма, экономическому детерминизму консерватизм противопоставлял познание, основанное на целостном восприятии жизни, интуитивном опыте человека. Консервативная идеология базировалась на особого рода социальном пессимизме - отказе видеть в человеческом разуме феномен, способный рационально осознать все стороны общественного бытия, познать смысл сущего, сознательно сконструировать и реализовать принципиально новый общественный механизм.

По представлению консерваторов, развитие общества есть процесс естественный и стихийный. Социальное творчество заключается не в радикальной ломке общественного порядка во имя рационально избираемых глобальных целей, а в решении ситуативных, текущих задач путем проб и ошибок, накопления позитивного опыта, поиска баланса между прагматичной политикой и базовыми традиционными ценностями. Стабильность, равновесия, преемственность - это основные ориентиры общественной жизни, способные преодолеть влияние прирожденной человеческой греховности, самонадеянности.

Залогом стабильного существования общества, по мысли консерваторов, является патриархальное государство. Сама власть божественна по происхождению. Но власть монарха и аристократии определяется не только сакральными, священными полномочиями. Во главе государства находится элита, несущая, прежде всего, особую ответственность за судьбу общества. Это аристократия не только крови, но, прежде всего, духа. Залог их власти - не политическое одобрение народа, а исключительно личные качества, "добродетели", верность традициям, готовность опереться на результаты многовекового естественного отбора институтов и форм экономической, политической, социальной организации общества. Демократия же, с точки зрения консерватизма, это просто организованное насилие большинства над меньшинством. Демократически устроенное государство не объединяет, а разделяет и противопоставляет людей. Оно является результатом искусственного компромисса между эгоистическими притязаниями и не основывается на нравственно-политическом единстве общества. Истинное государство - органическое по своей природе и форме. Оно объединяет не только живущих ныне, но и многие поколения предков и потомков. Это организм со своей судьбой, не делимой на индивидуальные судьбы, общим интересом, не являющимся суммой частных интересов.

2. Либерально-консервативный этатизм

К началу ХХ в. объективные предпосылки существования охранительного традиционного консерватизма были исчерпаны. С углублением модернизационных процессов, сокращением традиционных социальных групп и укреплением основных классов индустриального общества, консервативная идеология оказалась лишена прежнего охранительного пафоса. Начался распад консервативной идеологической традиции на два течения, которые ориентировались на совершенно разные модели политического поведения и представляли собой результаты синтеза отдельных аспектов традиционного консерватизма с либеральной идеологической доктриной. Одно из них носило этатистский характер, воспроизводило консервативную концепцию органического государства. Второе основывалось прежде всего на присущих традиционному консерватизму идеях естественности, стихийности общественного развития.

Предпосылки для становления этатистской идеологии либерального консерватизма сформировались на рубеже XIX-XX вв. прежде всего в тех странах Европы, которые оказались охвачены процессов ускоренной, "догоняющей" модернизации. В Германии, России, Австро-Венгрии, Италии начались крупномасштабные реформы в социально-экономической и политической сферах, призванные ответить на "вызов Запада", предотвратить превращение этих стран в периферию индустриально развитого мира. Но прямое восприятие опыта либеральных преобразований, ориентация на принципы классического либерализма угрожали могуществу правящей элиты этих стран - непосредственного инициатора проводимых реформ. Не соответствовал либеральный проект и особенностям политической культуры данного общества, специфике массового сознания. Образовавшаяся идеологическая ниша была заполнена либерально-консервативным этатизмом.

Либеральный консерватизм являлся умеренно-реформистской концепцией. Он не подвергал сомнению общую целесообразность модернизации, однако ограничивал ее рядом оговорок. С точки зрения либерально-консервативного этатизма реформаторство может носить лишь прагматический и ограниченный характер, тогда как приоритет национальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исторически избранный путь нации. Тем самым, конечной целью преобразований считалось благо государства, а специфика проводимых реформ зависела, прежде всего, от своеобразия национальной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей.

Консерватизм (Conservatism), от лат. Conservo - сохраняю, идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, система воззрений, ориентированных на сохранение и поддержание существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства.

Эта «охранительная» тенденция общественно- политического мышления коренится в так называемом тради­ционализме -обычной психологической склонности людей дер­жаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию же естественный традиционализм превращается в совершенно оп­ределенных исторических обстоятельствах - в эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требова­ниями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Бёрка (1729-1797), Жозефа де Местра (1753 -1821), Луи де Бональда (1754-1840), Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848) и других мыслителей этой эпохи.

По историческому содержанию это была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп (аристократии, духовенства и пр.) представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу. Впрямую атаковать лозунги свободы и общест­венного прогресса было бессмысленно, поэтому консерватизм искал более изощренную теоретическую опору своим устремле­ниям. И нашел ее в конце концов в естественном традициона­лизме, в идеях непрерывности, преемственности и органично­сти общественного развития.

Основополагающие (классические) консервативные ценности были сформулированы англичанином Э. Берком в его работе «Размышления о революции во Франции». В общем виде они могут быть представлены следующим образом:

1) Религия составляет основу гражданского общества. Человек есть по своей природе существо религиозное и для него более естественно религиозное смирение и работа над собой, нежели политическая и общественная деятельность.

2) Общество представляет собой продукт исторического развития, а не произвольного конструирования. Государство возникает не в результате общественного договора. В политических институтах воплощена мудрость предшествующих поколений, накопленная столетиями. Изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно.

3) Инстинкты и чувства людей в общественной жизни имеют не меньшее значение, чем их разум. Общественная и государственная жизнь в значительной мере основана на предубеждениях, опыте и привычках.



4) Общество по своей значимости стоит выше индивида. Именно поэтому права личности неразрывно связаны с ее обязанностями. Зло коренится в природе человека, а не в общественном устройстве, поэтому все планы по коренному переустройству общества безосновательны. Гораздо важнее задача по воспитанию человека.

5) Всякое общество - это прежде всего иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Люди друг другу не равны. Неравенство естественно и необходимо. Именно благодаря неравенству осуществляется управляемость и упорядоченность общественной жизни. Все ценное, что создано людьми во всех сферах жизнедеятельности, обусловлено их неравными способностями, талантом отдельных личностей. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.

6) Существующие формы общественной жизни и государственного управления предпочтительнее неопробованных проектов. Не существует теорий, ведущих к уничтожению всех зол. Стремления уничтожить в обществе всякую несправедливость, как правило, приводят к еще большим бедам. Общество допустимо совершенствовать лишь в рамках возможного.

Выбор таких исходных консервативных ценностей предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему .

«Исторический органицизм» означает истолкование общественных про­цессов по аналогии с развитием любого живого организма, кото­рое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в лю­бом организме ничего «лишнего» или «неразумного».) Кроме то­го, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя так­же переделывать, перестраивать общественный организм по сво­ему разумению - будет только хуже.

Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии идея естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципи­ально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отме­ченности Богом наконец.

Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определен­ную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требовани­ем всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «ор­ганическую целостность» государства, нации и т.д.

Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и полити­ческих институтов, норм, правил, ценностей и пр. Ведь в исто­рическом процессе множеством поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т.д. Эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надеж­нее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защи­щать самыми решительными средствами.

Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на со­хранении существующего положения вещей, все же не может от­вергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются - но только такие, которые согласуются с суще­ствующими порядками и развиваются подконтрольно . Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Ведь это только кажется, что революции разви­ваются по рациональным планам, на самом же деле они пред­ставляют собой хаос, взрыв, обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно.

Кроме того, по­степенные, эволюционные изменения в обществе старым испытанным методом проб и ошибок оставляют возможность коррек­ции, исправления возникающих нежелательных последствий. По­сле революционной же ломки исправить уже ничего нельзя.

Консервативная идеология, возникшая как антипод либера­лизма, нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, - потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего . И поскольку потреб­ность эта постоянна, то и консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции. При этом в соответствии со свои­ми собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения.

В XX в. консерватизм сумел ассимилировать даже некоторые базовые принципы либеральной идеологии: свободные рыночные отно­шения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и т.д. Этому, правда, в немалой сте­пени способствовало то, что на протяжении длительного време­ни консерваторы и либералы вынужденно держали «единый фронт» против идеологии социализма.

Подлинный ренессанс консерватизма наступил в 70-80-е годы прошлого столетия. К этому моменту либеральные и соци­ал-демократические лозунги слегка поблекли, столкнувшись с низкой эффективностью моделей государства всеобщего благо­состояния, нагруженного неподъемными социальными про­граммами. Не добавили им популярности и первые серьезные вспышки энергетического, экологического и прочих техноген­ных кризисов, справляться с которыми действовавшим в тот период политическим элитам явно не удавалось.

В таких сложных условиях инициаторами перемен выступи­ли именно консерваторы. Они смогли «поступиться принципа­ми» собственного изготовления и, взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, предложили обществу обшир­ную программу антикризисных мер, во многом сумев ее реали­зовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высво­бождение предпринимательской инициативы, снижение нало­гов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.

По меткому ироничному выражению одного из западных политологов, неоконсерватор – это «либерал, схваченный за горло реальностью».

В рамках новой неоконсервативной стратегии были сущест­венно урезаны многие социальные программы, несколько со­кращен госаппарат, сужены функции государства и т.д. Это дало свои плоды - в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение.

Вместе с тем современные неоконсерваторы не забы­ли и ценностей доиндустриальной эпохи - прочная семья, вы­сокая нравственность, культура, духовность и пр. Все это, вме­сте взятое, и обеспечило в 70 -80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии . В 90-е, правда, маятник «либе­рализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторо­ну, но несильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени они укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияния социалистической идеологии. Неоконсерватизм сегодня зачастую опасно близко соседствует с национализмом.

Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.

Система воззрений основоположников консерватизма базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных «правых». В отличие от Аллена, С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально-психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально-политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, вытекающего из культа разума и свободы.

Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:

Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю. Если какое-либо социальное явление сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность - показатель этой ценности;



Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

Общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой не свободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима;

Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума. Нет смысла полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода. Такая мудрость содержится в наследии прошлого;

Неверие в возможность социального равенства между людьми; - частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка;

Ограниченность возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты;

Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно-реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;

Незыблемость устоявшегося социального порядка, неприкосновенность привилегий высших слоев, общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);

Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка - семьи, религии и частной собственности;

Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства.

Основные политические идеи консерватизма:

Цель политики - защита статус-кво от любых поползновений революционеров;

Цель политики - выработка реформаторского типа социальных изменений;

Цель политики - поиск в прошлом таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда;

Идея защиты семьи, религии и национального величия;

Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений консерватизма и возникает неоконсерватизм.

В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриального общества - творческий труд, уникальность личности, образование. Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения в управлении, предлагается дополнить электоральный выбор выдвижением наиболее достойных (уважаемых) граждан.

Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к участию в управлении предприятиями как средству преодолеть отчуждение труда и, следовательно, стабилизации общественной жизни.-

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.

Государство для неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т. д.

Основными политическими идеями неоконсерватизма являются:

Только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;

Свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;

Классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

Главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.

Несмотря на новации в содержании, неоконсервативная идеология сохранила твердую приверженность следующим принципам:

1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев;

2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;

3) Признавая формально – юридическое равенство, он однозначно выступает против экономического и социального равенства людей;"

4) Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствованию свободной конкуренции;

5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка.

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

1. Национал-консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства. К числу приверженцев «национал-консерватизма» может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и «просвещенных патриотов» до расистов и даже неофашистов, а также «промежуточные» политические направления.

2. Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

а) против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т. к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

6) за неприкосновенность частной собственности, стихийного «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции;

в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации «социалистической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;

г) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.

3. Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений:

4. Религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества

Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Она отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндустриальному обществу.

Социальную базу неоконсерватизма составляет "новый средний класс", заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого "молодого капитала", сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.).

Несмотря на очевидную прогрессивность, неоконсерватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриализму - углубляющейся социальной дифференциации в странах Запада, потенциально чреватой социальными конфликтами; увеличивающегося разрыва в условиях жизни между Севером и Югом, который сдерживает развитие международного разделения труда и расширение рынков наукоемкой продукции.

В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита и т. д.).

Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.

Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

Социал-демократическая идеология

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

Социалистическая идеология сегодня остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.

Марксизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этой идеологии (ленинизм, маоизм, сталинизм). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство - распад мировой системы социализма.

Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ при сохранении социального мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.

К началу 90-х годов ХХ в. в мире существовало более 80 социал-демократических партий, около 30 из них - правящие (часто в коалиции с другими партиями), почти повсеместно они представлены в парламентах своих стран, 70 самых крупных и влиятельных партий объединены в Социнтерн.

Сегодня социал-демократы пристально изучают уроки поражения в практическом воплощении своей идеологии. Они считают, что в ходе дальнейшего развития теории социализма следует найти баланс между коллективистскими и индивидуальными началами общественной жизни. В целом, лидеры современной международной социал-демократии уверены в том, что социализм станет заметной силой XXI в., если сможет осилить свою идеологию и политику, которая завела социализм в ряде стран в тупик. По мере демократизации различных общественных систем радикальные, конфронтационные идеологии теряют своих приверженцев. В странах с высоким уровнем классовой поляризации населения спор различных идеологий является основой эволюции политических режимов.

Базовыми ценностями социал-демократии признаются свобода, справедливость, солидарность. Они не осуществимы без механизма демократии - политической, экономической, социальной, международной. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает «возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа», с «гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства». Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся людям. Международная демократия обеспечивает преодоление неравенства в международном масштабе, устранение тоталитарных режимов и дисбаланса в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.

Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.

Основными принципами социал-демократизма являются:

1) отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу,

который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;

2} осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;

3) признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;

4) стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.

Характерные черты социал-демократизма:

Материалистическая трактовка общественной жизни;

Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;

Гуманистический характер текущих и конечных целей, социальный коллективизм;

Исторический оптимизм.

Основные политические идеи.

Отрицание всякой диктатуры как формы политической власти;

Приверженность принципу демократического парламентаризма;

Ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;

Приоритет мирных, демократических средств достижения поставлен­ных целей;

Государственное регулирование экономики и развитие рыночных меха­низмов;

Ориентация на мирное сосуществование различных государств и их до­статочную безопасность.

Другие политические идеологии современности.

К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.

Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.

Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В-настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.

Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.

Экстремистские идеологии - неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении различных целей.

3.Политическая культура общества: сущность, функции, типы.

Сам термин появился впервые в XVIII в. трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория сформировалась только в конце 50 - начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум и другие.

Понятие политическая культура интерпретируется в литературе многозначно, как и понятие политики. В частности, в печати отмечалось более сорока ее определений.

Теория политической культуры возникла на стыке различных наук - философии, социологии, психологии, представители которых пытались преодолеть формальные способы ее изучения. Этим во многом объясняется наличие разных трактовок понятия политическая культура.

Психологические трактовки этого понятия делают акцент в его содержании на совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Например, С. Верба считает политическую культуру элементом политической системы, обеспечивающим «субъективную ориентацию политики», включающим, поэтому в себя совокупность практических убеждений, символов и ценностей. Некоторые концепции включают в политическую культуру и национальный характер, и отношение государства к гражданам, и политическое сознание в целом (Л. Дитлер).

В современной политологии принята систематизация концепций политической культуры, предложенной Д. Каванахом.

1. Психологические интерпретации политической культуры, определяющие ее как совокупность внутренних ориентаций человека (т. е. сфера политического сознания и психологии).

2. Технологические интерпретации, включающие в политическую культуру установки и формы политического поведения.

3. Объективистские определения политической культуры через нормы и образцы поведения граждан.

4. Нормативные интерпретации политической культуры как модели желательного политического поведения и мышления.

Несмотря на различие всех подходов к определению политической культуры, они однозначно подчеркивают направленность ее на субъект политической деятельности.

Это дает возможность определить политическую культуру как кодекс поведения гражданина, стиль его деятельности в политическом процессе, обусловленный ценностными представлениями о политических явлениях.

Несмотря на широкое различие мнений в объяснении феномена политической культуры, с достаточной четкостью прослеживается два наиболее общих концептуальных подхода.

Один из них заложен основоположниками изучения современной политической культуры американскими социологами Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Ими было введено понятие политическая культура и дано определение, считающееся в зарубежной литературе классическим.

Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.

Как видно из изложенного, политическая культура в данном понимании - явление всецело субъективное и по природе своей индивидуальное. Из ее состава исключены политические институты и организации, да и в целом вся совокупность объективированных элементов.

Другой подход в определении политической культуры сформулирован российскими авторами. В основе другого подхода в определении политической культуры лежит понимание политической культуры как субъективно-объективного феномена, как способа духовно-практической деятельности и отношений в сфере политики.

Вот одно из развернутых определений, данных в литературе в рамках рассматриваемого подхода.

Политическая культура - это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях.

Политическая культура имеет свои сферы:

Сфера сознания;

Сфера поведения;

Сфера практического функционирования.

Сфера политического сознания проявляется в системе устойчивых ориентаций субъекта (индивида, группы, класса, нации) в зависимости от того, чья политическая культура нас интересует в отношении политической системы в целом и отдельных её элементов. Одной из таких ориентаций является отношение к политике. Отношение это может быть разным, широким по амплитуде колебаний.

Например, у американцев, в отличие от итальянцев и французов, интерес к политике выражен слабо, уровень их политической активности существенно ниже уровня участия в социальной и экономической жизни общества. Для Америки это - норма, сложившаяся исторически. Случается, правда, кратковременные "взрывы", когда на волне массовых движений в политику включаются рядовые граждане. Но волна сходит, граждане возвращаются в частную жизнь, а на политической арене остаются профессионалы, для которых политика такой же бизнес, как для другого - торговля мылом. Другой параметр культуры политического сознания – это отношение к государству к государству, политическим партиям и организациям.

Можно занимать устойчивую критически-отчужденную позицию в отношении государства как института, что характерно для американцев, или же быть к нему лояльным, как немцы, а можно всецело отождествлять себя с государством -типичный пример - наше общество.

Для такой страны как Франция однопартийная система - нонсенс. У нас

такая система считалась само собой разумеющимся явлением. То же можно сказать относительно той или иной политической системе. Культура политического сознания проявляется также в приоритетности ориентаций на политические ценности – свободу, равенство, справедливость, социальную защищённость, автономию, терпимость и т.д.

Одни индивиды склонны ориентироваться на равенство, другие - на свободу. Для одних важнее социальная защищённость, даже если она достигается ценой тоталитарных порядков, для других – автономия.

Еще один параметр культуры политического сознания – модели идеологической идентификации и самоидентификации.

Рядовых граждан, и особенно политиков, часто делят на "левых" и «правых», «либералов» и «консерваторов», «радикалов», «популистов» и т.п. При том в рамках каждой культуры складываются свои идентификационные стереотипы. В США, например, не принято разделять на левых и правых. Они предпочитают характеризовать взгляды того или иного лица как «либеральные», «консервативные», «центристские», «радикальные». Зато французы, как и многие европейцы, охотно согласятся, что вот эти «левые» – а эти вот – «правые».

В стране Советов существовала устойчивая модель политической идентификации: монолитная масса «советских людей» однозначно ориентированная на построение коммунистического общества и «жалкая горстка» «антисоветчиков». В действительности монолит не был монолитным, «антисоветчики» выступали не против советского строя, а против партократии и тоталитаризма. Тем не менее, эта схема существовала и широко использовалась нашими идеологическими институтами и репрессивными органами.

Ещё один элемент культуры политического сознания – политический язык.

Политический язык - не какой-то специализированный, а определенным образом "организованная" часть общего языка, (прежде всего терминологическая), которая наиболее активно используется в политических текстах. В его лексике, стилистике, семантике, синтаксисе зашифрованы поведенческие установки его носителей.

Достаточно сравнить речи Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Путина в их чисто лингвистическом плане, чтобы проследить эволюционную кривую советской и российской политической культуры. С другой: стороны, если сравнить их с речами Рузвельта, Трумэна, Эйзенхауера, Кеннеди, Клинтона и Буша, то увидишь политико-культурные контуры совсем другого – вовсе не обязательно враждебного, но другого мира. Например, политический язык, в котором велик удельный вес понятий, терминов, оборотов, заимствованных из военной области или широко используемых в ней, - «борьба за», «наступление на» и т.д. явно принадлежит другой политической культуре, нежели язык, включающий в себя такие обороты, как "соблюдение интересов", «взаимовыгодные отношения», «выигрыш», «честная игра» и т.п.

В зависимости от типа политической культуры и особенностей конкретного языка, языки политики различаются по степени их идеологизированности, эмоциональной окрашенности, религиозно-нравственной насыщенности, использованию стилистических оборотов и лексики (метафора, гибербола) и т.д.

Политическая культура не ограничивается сферой сознания, она распространяется и на политическую деятельность, включая в себя культуру политического поведения, как практического отношения субъектов политического процесса к политической системе, к самому этому процессу и друг к другу. Только в отличие от сферы сознания политическая культура проявляется здесь не в представлениях, убеждениях и установках, а в относительно устойчивых моделях поведения субъекта, практического его участия в политической жизни.

Существует 4 вида «конвенционального» (легитимного) участия в политической жизни:

2- участие в работе партий и других общественных организаций и проводимых ими мероприятиях;

3- участие в политической жизни общины;

4- контакты с официальными лицами на разных уровнях.

Что касается «неконвенционального» (иллегитимного) поведения, то сюда обычно относят различные формы "протеста": участие в демонстрациях, митингах протеста (часто с нарушением закона) против «безнравственных действий властей», отказ повиноваться «несправедливым» законам.

Политическая культура распространяется и на сферу практического функционирования системы в целом и образующих её институтов. Сюда включаются:

1- электоральный процесс (организуемые государством, партиями, общественными организациями выборы);

2- культура принятия политических решений на разных уровнях;

3- культура восприятия и регулирования социальных конфликтов.

В разных странах модели этих действий различны. Взять хотя бы отношение к конфликтам. В США, например, социальные конфликты воспринимаются как норма, как естественное и даже в некоторой степени желательное явление. При этом он рассматривается не как конечная стадия развития противоречия, за которой следуют катаклизмы, а как столкновение интересов, которое, будучи выведено на поверхность, может быть улажено быстрее и безболезненнее, нежели при подпольном его протекании. Это помогает политикам не избегать конфликтов, а управлять ими, не доводя до социального взрыва.

Итак, политическая культура распространяется на все сферы политической жизни общества и включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования, существующих в данной системе институтов.

Обобщая сказанное выше, можно предложить следующее определение политической культуры.

Политическая культура - это система, исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, функционирования, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим себе и к политической системе, в рамках которой протекает этот процесс, тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Структура политической культуры состоит из следующих элементов.

1. Общезначимые политические знания, которые складываются из теоретических (научных) и практических, получаемых через различные средства информации, причем необходимо их сочетание: теоретические знания без информации, как и информация без научного ее осмысления, не позволяют понять сложные явления политики.

2. Культура политического мышления включает способности анализировать сведения и события, давать им правильную оценку и формировать свое отношение к ним, принимать решение об участии в политических действиях.

3. Культура политических чувств. Она предполагает у субъектов политики наличие не только хладнокровия, настойчивости, выдержки, но и жестокости, грубости. В конкретной политической деятельности постоянно складываются ситуации, в которых такие чувства служат механизмом поведения, регулятором деятельности групп и лидеров.

4. Культура политического поведения складывается в целом на основе политических традиций, господствующих в данном обществе. Она, в определяющей степени, зависит от культуры политического мышления, политических знаний и чувств, а также особенностей их воплощения в индивиде в форме политических ориентации.

Политическая культура имеет несколько уровней функционирования ценностных отношений.

1. Мировоззренческий, общекультурный уровень - выработка общекультурных ориентаций, отношения к власти в целом, отношения к идеологии, насилию и свободе, политическим явлениям.

2. Уровень политической культуры, характеризующий отношение к власти как центру господства и принуждения, отношение к своим гражданским правам и государству.

3. Уровень политической культуры, показывающий конкретное отношение гражданина к политическим явлениям и процессам. Например, к деятельности президента, политическим партиям, нациям и т. д.

Применительно к каждой политической культуре можно говорить о её относительно устойчивом «ядре» и «периферии», которую составляют либо утрачивающие прежнее значение, либо новые элементы, только начинающие обретать культурный статус. Отдельные элементы «нижних», «архаичных» пластов сохраняющие функциональную значимость и входящие в «ядро», способны продолжать движение по вертикальной оси, входя в новую политическую культуру. Эта черта прослеживается в обществах, переживших несколько революций и глубокие социальные потрясения (СССР, Китай, Франция). С другой стороны, существуют страны типа Англии, где предпринимаются шаги по искусственному сохранению элементов прошлой культуры, в которых видят фактор стабилизации существующей политической системы. Даже самые интегрированные из национальных политических культур заключают в себе автономные, структурированные образования, именуемые в социологии субкультурами.

Субкультура – система (подсистема) политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенных групп или регионов и отличающихся в своей системной целостности ориентаций и моделей, присущих другим группам, регионам, нации в целом.

Политическую субкультурупорождают только те группы, члены которой объединены совместным и специфическим, ставящим их в особое положение по сравнению с другими группами и нацией в целом, опытом воспроизводства политической жизни.

Политические субкультуры формируются на разных базах. Наличие противоборствующих или просто противостоящих социальных классов и групп с более или менее развитым самосознанием ведет к становлению социально-классовых субкультур, например субкультура рабочего класса. В развитых странах эти субкультуры присутствуют в более "стертом" виде, нежели 50 или 100 лет назад, но существуют.

Наряду с ними существуют во многих странах национально-этнические субкультуры. 0ни характерны для районов компактного проживания национально-этнических меньшинств, сохраняющих культурную самобытность. Такие меньшинства и присущую им самобытность можно обнаружить в Индии, Китае, Канаде, Великобритании, США, России. Помимо социальных и национальных субкультур существуют и региональные политические субкультуры. В условиях локализации национальных меньшинств они совпадают с национально-этническими субкультурами. Эта разновидность субкультуры складывается в странах, территория которых формируется на протяжении длительного времени, включая всё новые в культурном отношении регионы (США, Россия). В ряде стран сформировались религиозно-политические субкультуры. Они оказывают мощное влияние не только на политическую жизнь, но и на судьбу страны в целом (Ирландия, Ливан, Иран).

Рост глобальных политических проблем и движение к интеграции населяющих мир народов в качественно новую планетарную социальную общность способствуют формированию общей и политической метакультуры, основанной на общечеловеческих ценностях. Но и в этом случае роль политической субкультуры, как фактора стабилизации общественно-политическойжизни будет очень велика.

Функции политической культуры.

Общая функция политической культуры определяется самой её сущностью. Это воспроизводство определенной системы общественныхотношений. Оно может осуществляться несколькими путями:

1 - Политическая социализация, т.е. приобщение субъекта политического процесса к определенной социальной общности посредством усвоения определенных норм и ценностей. Так, например, в процессе семейного и школьного воспитания и обучения, участия в работе детских и молодежных политических организаций, молодой человек усваивает, то, что хотят ему внушить приверженцы данной политической культуры: существующая в стране политическая система - самая демократическая в мире; в решении политических вопросов во всем надо полагаться на власти (или не полагаться); многопартийная система - зло (или благо); частная собственность - зло (или благо) и т.д. и т.п. Потом собственный опыт скорректирует политические убеждения, но первоначально - только через посредство политической культуры – определённой системы установок.

2 – Интеграционная функция – обеспечивает на основе усвоения субъектом политических норм и ценностей, присущих данной социальной общности, сплочение этой общности. Политическая культура - мощный фактор жизнестойкости общества, класса, нации, группы, индивида. Даже после распада её материального субстрата культура продолжает оказывать мощное воздействие на сознание и поведение её носителя.

3 – Обеспечение исторической преемственности, непрерывностиполитического процесса. Как и общая культура, она связывает уходящие и приходящие поколения, дает им общий язык, предлагает общий взгляд на вещи, обеспечивает через передачу опыта экономию социального времени.

4 – Функция коммуникацииобеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

5 – Функция идентификации, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

6 – Функция ориентации, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

7 – Функция адаптации, выражающая потребность человека в приспосабливании к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

Консерватизм (от лат. conservate - сохранять, охранять) - одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.
Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.
Консерватизм как политико-идеологический феномен первоначально оформился на Западе, а точнее - в англосаксонском культурно-историческом пространстве.
Основные принципы:
- общество - это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать;
- существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование;
- недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений;
- упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией;
- пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида.
Основные политические цели:
- защиты традиционных устоев общественной жизни, незыблемость сложившихся ценностей;
- пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти;
- решительный отказ от вмешательства государства в экономику, социальную сферу и частную жизнь;
- идея национального величия, поддержки сильного государства, где власть должна принадлежать аристократической элите;
- главное право личности - право иметь собственность и свободно ею распоряжаться.

Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х

реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др.,



кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую

дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие

акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с либеральными

идеями (неоконсерватизм).

Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в

постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений и бережное

готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных

потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в мире.

Политическая идеология либерализма.

Либерализм - это политическая система, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения.

Либеральное содержание общественных отношений проявляется в наличии системы сдержек давления органов политической власти, призванной гарантировать свободу личности и обеспечить защиту прав граждан. Основу системы составляет частнопредпринимательская экономика, организованная на рыночных принципах.

Сочетание либеральных и демократических принципов общественных отношений позволяет выделить политическую систему под названием «либеральная демократия ». Современные западные политологи считают, что данное понятие обозначает еще не осуществленный идеал, поэтому предлагают режимы демократически развитых стран обозначать термином «западная полиархия» (правление многих). В остальных же политических системах реализуетсялиберально-авторитарный режим. В принципе речь идет лишь о большей или меньшей степени проявления авторитаризма во всех политических системах.

Либерализм и неолиберализм

Как самостоятельное идеологическое течение (мировоззрение) либерализм возник в конце XVII в. благодаря трудам таких ученых, как Дж. Локк, III. Монтескье, Дж. Милль, А. Смит и др. Основополагающие идеи и установки классического либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г. Само же понятие «либерализм» вошло в общественно-политический лексикон в начале XIX в. В испанском парламенте (кортесах) «либералами» называли группу депутатов легатов-националистов. Окончательно либерализм как идеология сформировался к середине XIX в.

В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, государством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, приоритету частной собственности).

Основополагающими признаками либерализма являются:

§ индивидуальная свобода;

§ уважение и соблюдение прав человека;

§ свобода частного владения и предпринимательства;

§ приоритет равенства возможностей перед социальным равенством;

§ правовое равенство граждан;

§ договорная система образования государства (отделение государства от гражданского общества);

§ разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;

§ невмешательство государства в частную жизнь.

Однако следование классической модели либеральной идеологии привело к поляризации общества. Ничем не ограниченный либерализм в экономике и политике не обеспечивал социальной гармонии и справедливости. Свободная, ничем не ограниченная конкуренция способствовала поглощению слабых более сильными конкурентами. Во всех секторах экономики доминировали монополии. Аналогичная ситуация складывалась и в политике. Идеи либерализма стали переживать кризис. Некоторые исследователи даже стали говорить о «закате» либеральных идей.

В результате длительных дискуссий и теоретических поисков в первой половине XX в. были пересмотрены отдельные базовые принципы классического либерализма и выработана обновленная концепция «социального либерализма» -неолиберализм.

В основу программы неолибералов легли такие идеи, как:

§ консенсус управляющих и управляемых;

§ необходимость участия масс в политическом процессе;

§ демократизация процедуры принятия политических решений (принцип «политической справедливости»);

§ ограниченное государственное регулирование экономической и социальной сфер;

§ государственное ограничение деятельности монополий;

§ гарантии определенных (ограниченных) социальных прав (права на труд, на образование, на пособие в старости и др.).

Кроме того, неолиберализм предполагает защиту личности от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы.

Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекает тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.

Современный либерализм

]Краткий обзор (из википедии)

На сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. К либерально-демократическим политическим системам относят такие разные по культуре и уровню экономического благополучия страны, как Финляндия, Испания,Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай или Тайвань . Во всех этих странах либеральные ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.

В силу того, что в Западной Европе и Северной Америке большинство политических течений выражают солидарность с идеалами политического либерализма, возникла необходимость более узкой классификации. Правые либералы делают акцент на классическом либерализме, но при этом возражают против ряда положений социального либерализма. К ним примыкают консерваторы, которые разделяют ставшими традиционными в этих странах политические либеральные ценности, однако часто осуждают отдельные проявления культурного либерализма как противоречащие нормам морали. Следует отметить, что исторически консерватизм являлся идеологическим антагонистом либерализма, однако после окончания Второй мировой войны и дискредитации авторитаризма ведущую роль в западном консерватизме стали играть умеренные течения (либеральный консерватизм, христианская демократия). Во второй половине XX века консерваторы были наиболее активными защитниками частной собственности и сторонниками приватизации.

Собственно «либералами» в США называют социалистов и вообще левых, в то время как в Западной Европе этот термин относится к либертарианцам, а левых либералов называют социал-либералами.

Либертарианцы полагают, что государство не должно вмешиваться в личную жизнь или предпринимательскую деятельность, кроме как для защиты свободы и собственности одних от посягательств других. Они поддерживают экономический и культурный либерализм и выступают против социального либерализма. Часть либертарианцев полагает, что для реализации верховенства закона государство должно обладать достаточной силой, другие утверждают, что обеспечение законности должно осуществляться общественными и частными организациями. Во внешней политике либертарианцы, как правило, являются противниками любых военных агрессий.

Основными целями своей политики либеральные партии наиболее часто считают укрепление либеральной демократии и правового государства, независимости судебной системы; контроль над прозрачностью работы правительства; защиту гражданских прав и свободной конкуренции. Вместе с тем, наличие слова «либеральный» в названии партии само по себе не позволяет определить, являются ли её сторонники правыми либералами, социал-либералами или либертарианцами.

Общественные либеральные движения также отличаются большим разнообразием. Некоторые движения выступают в поддержку сексуальной свободы, свободной продажи оружия или наркотиков, за расширение функций частных охранных структур и передачу им части функций полиции. Экономические либералы часто выступают за единую ставку подоходного налога или даже замену подоходного налога подушевым, за приватизацию образования, здравоохранения и государственной системы пенсионного обеспечения, за перевод науки на самоокупаемое финансирование. Во многих странах либералы выступают за отмену смертной казни, разоружение, отказ от ядерных технологий, защиту окружающей среды.



Случайные статьи

Вверх