Контроль цветовоспроизведения по серой шкале. Серая шкала

Ступенчатое контрольное изображение равномерного ряда оптических плотностей нейтрально-серых полей, изготовленных на прозрачной или непрозрачной основе и предназначенное для оценки и измерений качества тонопередачи при фотографической съемке, сканировании, копировальных и печатных процессах.


Смотреть значение Серая Шкала в других словарях

Шкала — шкалы, ж. (латин. scala - лестница). 1. Линейка с делениями в различных измерительных приборах. термометра. 2. Ряд величин, цифр в восходящем или нисходящем порядке (спец.).........
Толковый словарь Ушакова

Серая Ж. Разг. — 1. Женск. к сущ.: серый (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Шкала Ж. — 1. Линейка или циферблат с делениями в различных измерительных приборах. 2. Последовательность чисел, служащая для количественной оценки каких-л. величин.
Толковый словарь Ефремовой

Волна Серая — новые, недавно образовавшиеся фирмы, еще не вышедшие на получение устойчивой прибыли от своей деятельности.
Экономический словарь

Единая (плоская) Шкала — Промышленность:
термин из области трудовых взаимоотношений, означающий единую ставку оплаты
труда, при которой не учитываются
объем произведенной продукции........
Экономический словарь

Перевернутая Шкала — Предложение серийных облигаций, при котором
облигации с более ранним сроком погашения приносят более высокий
доход, чем облигации с более поздним сроком погашения. См. также serial bond.
Экономический словарь

Предлагаемая Шкала — Шкала цен, по которым серийные облигации с различными сроками погашения (serial bond) предлагаются в открытой продаже андеррайтерами. Шкала цен может также быть выражена........
Экономический словарь

Серая Волна — новые компании, далекие от вступления в стадию прибыльности (в рисковом финансировании).
Экономический словарь

Серая Компания — (сленг) -
компания,
инвестиции в которую обеспечат
прибыль лишь в далекой перспективе, когда волосы у
инвестора поседеют.
Экономический словарь

Тариф, Расценка, Ставка, Шкала Сборов, Таможенный Тариф — (1) Федеральный налог на импорт или экспорт, обычно устанавливается либо с целью увеличить поступления - доходный таможенный тариф (revenue tariff), либо с целью зашиты национальных........
Экономический словарь

Шкала — -
система чисел или иных элементов, принятых для оценки или измерения каких-либо величин. Шкалы используются для оценки и выявления связей и отношений между элементами........
Экономический словарь

Шкала Амортизации Активов, Система Ранжирования Амортизации Активов — Ранжирование сроков амортизации, разрешенное Налоговым управлением США (Internal Revenue Service, IRS) для данного класса амортизируемых активов. Система ADR была заменена, когда........
Экономический словарь

Шкала Бофорта — В управлении ущербом: условная
шкала для визуальной оценки и записи силы (скорости) ветра в баллах или волнения на море. Была разработана и предложена английским........
Экономический словарь

Шкала Доходности — -
система процентных ставок на
вклады,
депозиты, ценные
бумаги. Например сберегательные
банки разрабатывают Ш.д. по различным, принимаемым на
........
Экономический словарь

Шкала Личных Предпочтений — ранжирование товаров по степени реального спроса, применяемое в моделях маркетинга. Шкала ранжирования включает четыре ступени: безраздельное предпочтение - ситуация,........
Экономический словарь

Шкала Ллойдз Для Оценки Первого Имущественного Убытка — В страховании имущества:
шкала, которая часто применяется андеррайтерами по страхованию имущества для распределения сумм страховой премии между первичным и эксцедентным........
Экономический словарь

Шкала Меркалли — В управлении ущербом: шкала чисел с римскими цифрами, которая используется для описания результатов влияния землетрясения, путем отражения местного сейсмического........
Экономический словарь

Шкала Момента Магнитуды — В управлении ущербом и в страховании имущества: наиболее высокоточный, по мнению специалистов, способ измерения общей величины энергии, высвобождаемой при землетрясении,........
Экономический словарь

Шкала Приоритетов — выстроенная по
рангу
совокупность признаков, характеризующая их важность для лиц, осуществляющих
выбор или принимающих решения, исходя из этих признаков........
Экономический словарь

Шкала Ранжирования — - ранжирование товаров по степени реального
спроса, применяемое в моделях
маркетинга. Ш.р. включает четыре ступени: безраздельное предпочтение, когда постоянно........
Экономический словарь

Шкала Рихтера — В управлении ущербом:
классификация землетрясений по магнитудам, основанная на оценке энергии сейсмических волн, возникающих при землетрясениях. В шкале использован........
Экономический словарь

Шкала Совокупного Предложения — шкала, отражающая
взаимодействие между рынками товаров и денег. Определяет в сумме
уровень цен и
объем производства.
Экономический словарь

Шкала Цен — -
классификация цен на
товары и
услуги одной фирмы в зависимости от классификации товаров по качеству, исполнению,
модификациям и т.д.
Экономический словарь

Шкала, Грузовая — -
таблица, показывающая
изменение грузоподъемности и высоты надводного борта судна при изменении его осадки.
Экономический словарь


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материалы текстильные

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОКРАСКИ

Серая шкала для оценки изменения окраски


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ М о с к ■ а

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Центром стандартизации, метрологии, экспертизы и сертификации в легкой, текстильной и смежных отраслях промышленности «Легпромстандарт* (Центр «Легпромстандарт*) Госстандарта России и Открытым акционерным обществом Научно-производственным комплексом «ЦНИИШерсть* (ОАО НПК «ЦНИИШсрсть*)

ВНЕСЕН Госстандартом России, Техническим комитетом по стандартизации ТК 412 «Текстиль*

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 декабря 1999 г. № 822-ст

3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 105-А02-93 «Материалы текстильные. Определение устойчивости окраски. Часть А02. Серая шкала для оценки изменения окраски»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 2000

Настоящий стандарт нс может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России.

1 Область применения......................... 1

2 Технические требования........................ 1

3 Информация о характере изменения цвета текстильного материала при определении

устойчивости его окраски........................ 3

ГОСТ Р ИСО I05-A02-99

Введение

Получившая широкое распространение визуальная оценка изменения окраски основана на использовании специальных наборов ахроматических полос (от светло-серого до темно-серого цвета), иллюстрирующих последовательно увеличивающийся цветовой контраст (наблюдаемые цветовые различия). Общепринятое название таких наборов - серые шкалы.

В стандарте приведена точная колориметрическая характеристика шкалы, которую используют при изготовлении шкал, а также для сравнения используемых (рабочих) шкал с контрольными (нерабочими) для гарантии достоверности результатов испытаний.

Во избежание внешних механических повреждений и выцветания шкалы следует хранить в чехле из непрозрачного материала (коленкор, картон и др.).

В Российской Федерации серые шкалы выпускаются ОАО НПК «ЦНИИШерсть* (105023, г. Москва, ул. Малая Семеновская, 3).

Таблица 1 - Колориметрическая характеристика серой шкалы

Балл устойчи-вости окраски

Значение показателя цветового различия в единицах CIELab

Допуск в единицах CIELab

Баал устойчивости окраски

Значение показателя цветового рагличия в единицах CIELab

Допуск в единицах CIELab

Примечание - Значения в скобках относятся только к расширенной пятибалльной шкале.

2.5 Применение шкалы

Исходную пробу и испытательную (тестируемую) пробу располагают рядом в одной плоскости и ориентируют в одном направлении. Для исключения влияния подложки допускается складывать пробы в два или несколько слоев или подкладывать под них нейтрально серый фоновый материал. В одной плоскости с пробами располагают серую (ахроматическую) шкалу. Для получения оптимальной точности определения цветового различия проб они должны быть одного размера и формы. При необходимости для этого применяют рамку (маску) с прорезями, окрашенную в нейтральный серый цвет, соответствующий промежуточному баллу между баллами 1 и 2 серой шкалы (соответствует образцу № 5 атласа Munscll 0) Окружающий фон должен быть равномерно окрашен в тот же серый цвет.

Сравниваемые пробы и шкалу освещают естественным светом северной части небосвода в Северном полушарии и южной части - в Южном полушарии или эквивалентным источником света с интенсивностью освещения 600 лк или более. Свет должен падать на поверхность под углом около 45 \ а наблюдение должно осуществляться примерно перпендикулярно к поверхности пробы.

Визуально определяют цветовое различие (контраст) между исходной пробой и испытанной пробой путем сравнения с парами полос серой шкалы.

При использовании пятибалльной шкалы изменение первоначальной окраски испытанной пробы материала оценивают баллом, соответствующим той парс полос шкалы, для которой цветовое различие между полосами визуально ближе всего к цветовому различию (контрасту) между исходной и испытанной пробой материала. Если это различие ближе к значению цветового контраста, находящемуся между двумя соседними парами полос шкалы, чем к каждой из этих пар, то испытанной пробе дают оценку промежуточным баллом, например, 4-5 или 2-3. Это означает, что устойчивость окраски пробы выше нижнего балла оценки, но ниже верхнего балла оценки по шкале.

При использовании расширенной пятибалльной шкалы изменение первоначальной окраски рабочей пробы оценивают баллом шкалы, соответствующим той паре полос, для которой цветовое различие (контраст) между полосами ближе всего к цветовому различию (контрасту) между исходной и испытанной (тестируемой) пробой.

Оценку 5 баллов дают только в случае, если видимого цветового различия между испытанной пробой и исходной пробой материала не наблюдают.

> Атлас цветов Munscll. Дополнительная информация может быть предоставлена ОАО НПК «ЦНИИШерсгь* (105023, г. Москва, ул. Малая Семеновская, 3).

ГОСТ Р ИСО 105 -А02-99

После того, как проведено некоторое количество оценок, полезно сравнить все оцененные пары исходного материала и испытанных проб, которым была дана одинаковая оценка. Это позволит определить согласованность результатов, так как явной станет любая ошибка. Пары, идентичные другим парам данной группы, у которых не выявлено цветовых различий, следует проверить еще раз по серой шкале и, при необходимости, результаты их оценки скорректировать.

3 Информация о характере изменения цвета текстильного материала при определении устойчивости его окраски

3.1 При использовании серой (ахроматической) шкалы характеристики изменения цвета (цветовой тон, насыщенность, светлоту или их любое сочетание) не оценивают порознь, а дают интегральную оценку на основании общего наблюдаемого цветового различия (контраста) между исходным материалом и рабочей пробой (см. 5.5-5.7).

3.2 Если дополнительно к балльной оценке требуется отметить характер изменения цвета испытуемого материала, например, при оценке качества красителей для текстильных материалов, то цифровую оценку можно дополнить соответствующим качественным описанием, как это указано в таблице 2.

3.3 Если изменение цвета происходит по двум или трем характеристикам изменения цвета, то относительное значение каждого изменения нс указывают.

3.4 При недостаточности места для записи результата качественной оценки, например на этикетках образцов, допускается применять сокращения, приведенные в таблице 3.

Таблица 2 - Примеры дополнительного качественного описания изменения окраски

Балльно-словесная оценка

Контраст, соответствующий баллам серой шкалы

Характер изменения

Только уменьшение насыщенности окраски

сти, но цвет стал краснее

Уменьшение насыщенности и цветового

тона (цвет стал желтее)

Уменьшение насыщенности, изменение светлоты и цветового тона (цвет стал

промежуточный балл

Незначительное уменьшение насыщенно-

между 4 и 5

сти. но цвет стал краснее

Таблица 3 - Сокращение обозначения для записи качественной оценки цвета

Значение

Значение

Сокращения на английском языке

Сокращения на французском языке

Интенсивнее

УДК 677.04.001.4:006.354 ОКС 59.080.01 М09 ОКСТУ 8309

Ключевые слова: материалы текстильные, красители, устойчивость окраски, серая шкала, набор полос, цветовое различие, контраст, визуальная оценка, изменение первоначальной окраски, баллы

белого цвета . Чаще всего используют ступенчатое изображение равномерного ряда оптических плотностей нейтрально-серых полей. Широко применяется в цветоведении и колористике , для оценки и измерений качества тонопередачи при фотографической съемке , сканировании, при копировальных и печатных процессах (полиграфия).

Формы реализации серой шкалы

Серая шкала - это контрольное изображение равномерного ряда оптических плотностей нейтрально-серых полей, изготовленных на прозрачной или непрозрачной основе и предназначенное для оценки и измерений качества тонопередачи при фотографической съемке, сканировании, копировальных и печатных процессах. Значения яркости серой шкалы нередко выражают в процентах, при этом 0 % представляет белый цвет (отсутствие чёрного пигмента на белом фоне), 100 % - черный цвет (плашка глубокого чисто-черного пигмента).

В компьютерном представлении широко распространённая серая шкала использует на каждый пиксел изображения один байт (8 бит) информации. Такая шкала передаёт 256 оттенков (градаций) серого цвета, или яркости (значение 0 представляет черный цвет, а значение 255 - белый).

Цветная фотография Фотография в оттенках серого Фотография в виде набора чёрных и белых пикселей
На фотографиях: цветное изображение, изображение в градациях серого, растровое чёрно-белое изображение.

Преобразование цветного изображения в оттенки серого

В цветовых пространствах YUV и YIQ используемые в PAL и NTSC яркость Y" вычисляется следующим образом:

texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): Y" = 0.299 R + 0.587 G + 0.114 B

Для учёта особенностей восприятия изображения человеческим глазом (чувствительность к зелёному и синему цвету) в модели HDTV используют другие коэффициенты:

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): Y" = 0.2126 R + 0.7152 G + 0.0722 B

Применение

Серая шкала используется при конвертировании изображений в градациях серого в цветовую модель . Так как серая шкала располагается на диагонали в цветовом кубе модели RGB , то каждая составляющая получает одинаковые значения, равные значениям оттенков серого.

См. также

  • Канал (двоичный) en:Channel (digital image)
  • Тона сепии en:Sepia tone

Напишите отзыв о статье "Оттенки серого"

Ссылки

  • , includes a background on color filter use in traditional film photography, how black and white conversion works, and a comparison of digital conversion techniques

Литература

  • ГОСТ Р ИСО 105-А02-99 - Материалы текстильные. Определение устойчивости окраски. Часть А02. Серая шкала для оценки изменения окраски

Отрывок, характеризующий Оттенки серого

– Папа не поплывёт с нами, ангел мой. Так же, как и твой любимый братик, Светодар.... У них есть долг, который они должны исполнить. Ты ведь помнишь, я рассказывала тебе, что такое – долг? Помнишь ведь?.. Мы поплывём вместе с друзьями – ты и я... Я знаю, ты их любишь. Тебе с ними будет хорошо, моя милая. И я буду всегда с тобой. Обещаю тебе.
Девчушка успокоилась, и уже веселее спросила:
– Мама, скажи, а в твоей стране много маленьких девочек? У меня там будет подруга? А то я всё с большими и с большими... А с ними не интересно. И играть они не умеют.
– Ну что ты, милая, а как же твой дядя, Радан? – улыбнувшись, спросила Магдалина. – Тебе ведь всегда бывает с ним интересно? И сказки он тебе рассказывает забавные, правда ведь?
Малышка с минуту подумала, а потом очень серьёзно заявила:
– Ну, может не так уж с ними и плохо, с взрослыми. Только я всё равно скучаю по друзьям... Я ведь маленькая, правда? Ну вот и друзья мои должны быть маленькими. А взрослые должны быть только иногда.
Магдалина удивлённо на неё посмотрела, и неожиданно схватив дочку на руки, звонко расцеловала в обе щеки.
– Ты права, золотце! Взрослые должны играть с тобой только иногда. Я обещаю – мы найдём тебе там самую хорошую подругу! Тебе придётся только чуточку подождать. Но ты ведь умеешь это? Ты у нас самая терпеливая девочка на свете, правда ведь?...
Этот простой, тёплый диалог двух одиноких любящих существ, запал мне в самую душу!.. И так хотелось верить, что всё у них будет хорошо! Что злая судьба обойдёт их стороной и что жизнь их будет светлой и доброй!.. Но, к сожалению, так же, как и у меня, у них, я знала, не будет... За что платили мы такую цену?!.. За что наши судьбы были столь безжалостны и жестоки?
Не успела я обернуться к Северу, чтобы задать следующий вопрос, как тут же появилось новое видение, от которого у меня просто захватило дух...
В прохладной тени огромного старого платана на смешных низких скамеечках сидели четверо человек. Двое из них были совсем ещё молодыми и очень похожими друг на друга. Третий же был седовласый старец, высокий и сильный, как защитная скала. На коленях он держал мальчика, которому от силы было 8-9 лет. И конечно же, Северу не понадобилось объяснять мне, кто были эти люди...

Радомира я узнала сразу, так как в нём оставалось слишком много от того чудесного, светлого юноши, виданного мною в первое посещения Мэтэоры. Он лишь сильно возмужал, стал суровее и взрослее. Его синие, пронизывающие глаза теперь смотрели на мир внимательно и жёстко, как бы говоря: «Если не веришь мне – послушай меня ещё раз, ну а если и тогда не поверишь – уходи. Жизнь слишком ценна, чтобы отдавать её не стоящим».
Он уже не был тем «любвеобильным», наивным мальчиком, которому казалось, что он в силах изменить любого человека... что в силах изменить весь мир... Теперь Радомир был Воином. Об этом говорил весь его облик – внутренняя собранность, аскетически тонкое, но очень сильное тело, упорная складка в уголках ярких, сжатых губ, пронизывающий взгляд его синих, вспыхивающих стальным оттенком, глаз... Да и вся бушующая в нём, невероятная сила, заставлявшая друзей уважать его (а врагов считаться с ним!) явно показывала в нём настоящего Воина, и уж ни в коем случае не беспомощного и мягкосердечного Бога, коим так упорно пыталась показать его ненавидимая им христианская церковь. И ещё... У него была изумительная улыбка, которая, видимо, стала всё реже и реже появляться на усталом, измождённом тяжкими думами лице. Но когда она появлялась – весь окружающий мир становился добрее, согреваемый его чудесным, безграничным теплом. Это тепло заполняло счастьем все одинокие, обделённые души!.. И именно в нём раскрывалась настоящая суть Радомира! В нём открывалась его истинная, любящая Душа.
Радан же (а это явно был он) выглядел чуть моложе и веселее (хотя был на один год старше Радомира). Он глядел на мир радостно и бесстрашно, будто никакая беда просто не могла, не имела права его коснуться. Будто любое горе должно было обойти его стороной... Он, несомненно, всегда являлся душой любого собрания, освещая его своим радостным, светлым присутствием, где бы ни находился. Юноша будто искрился каким-то радостным внутренним светом, который обезоруживал молодых и старых, заставляя безоговорочно любить его и оберегать, как ценнейшее сокровище, приходящее порадовать Землю раз в тысячи лет. Он был улыбчивым и ярким, как летнее солнышко, с лицом, овитым мягкими золотыми кудрями, и хотелось смотреть на него, любоваться им, забывая о жестокости и злобе окружавшего мира...

Контроль цветовоспроизведения по серой шкале

Общие сведения

Правильность воспроизведения цвета цветной фотопленкой определяют по воспроизведению в негативе серого цвета различной светлоты без хроматических оттенков. Для получения правильного цветного негатива, обладающею требуемыми копировальными характеристиками, необходимо каждую заряжаемую в фотокамеру цветную пленку проверить, сняв в одном из кадров (лучше в 1...3 кадрах) серую 8-польную измерительную шкалу. При съемке серой шкалы наиболее эффективно контролируется цветовоспроизведение в градационном отношении, так как зрительный анализ ее изображения позволяет определить цветовые искажения и средства для их устранения. Серую шкалу снимают в кадре также при изменении условий освещения, смене растворов и при использовании рецептов обработки, отличной от стандартной.

Серая шкала позволяет определить: при правильной экспонометрии фотосъемки - отклонения в режиме обработки, а при правильной обработке - отклонения в съемочном процессе. Эффективно применение серой шкалы и для выбора различных рецептов и режимов обработки. Эффективность серой шкалы для контроля цветного процесса зависит от принятой градации ряда ее полей. Шкала представляет собой равноступенный ряд, так как именно равноступенность позволяет легко проводить измерения оптических плотностей изображения шкалы и визуально легче замечать ошибки тоновоспроизведения. Серая стандартная 8-польная шкала с константой плотности в отраженном свете 0,3 (изменение в два раза) позволяет при фотографировании реализовать восемь одновременных экспозиций, последовательно отличающихся друг от друга в два раза, т. е. выражать результаты измерений полей шкалы не только на стандартном сенситометрическим бланке , применяемом для построения характеристических и рабочих кривых негативов, но и на миллиметровой бумаге. Негативное изображение серой шкалы с равноступенными полями характеризует рабочую кривую негатива, полученную в рабочих условиях съемки и обработки. Ее ценность заключается в том, что она показывает степень светорассеяния на фотослое в съемочной камере в зависимости от при меняемого объектива и значения в кадре высших светлот объекта съемки как по площади, так и по интенсивности.

Рис. 1. Стандартные серые измерительные шкалы для экспонометрических испытаний кинофотоматериалов

Особую ценность представляет использование серой шкалы в индивидуальных условиях, позволяя визуально сравнивать различия в экспозиции, так как градация равноступенной 8-польной шкалы наглядно показывает, какое значение имела бы плотность негатива при изменении диафрагмы объектива на любое число делений. В стандартной шкале каждое поле эквивалентно одному делению шкалы диафрагмы или выдержек, т. е. каждая пара смежных полей показывает, как бы изменилась плотность в негативе любой детали объекта при изменении освещенности или выдержки в процессе съемки в два раза. Зрительный анализ изображения полей шкалы как в негативе, так и в позитиве позволяет находить причины цветовых и градационных искажений и средства для их устранения.

Серая шкала как аналог объекта съемки.

Для контрольных и измерительных съемок применяют 4-, 6-, 8- или 10-польные шкалы, выбор которых зависит от светлот конкретного объекта с определенным интервалом яркостей или от необходимости упрощения или уточнения расчетов. Различные шкалы имитируют различные объекты съемки по контрасту и интервалу яркостей. Изготовление шкалы описано в работе. В объектах съемки могут быть поверхности с различными светлотами. К наиболее светлым относятся свежевыпавший снег (95...99 %), белая бумага или ткань (до 80 % отражения), свежевыбеленные стены и другие подобные белые поверхности; к наиболее темным - черный мех (примерно 0,3 % отражения), черный бархат (- 0,6 %), черное сукно (1...2 %), черная типографская краска (2...4 %). Между этими крайними светлотами находятся средние, например, светлота лица человека (~33 % отражения) и другие серые поверхности. Совокупность светлот всех практически существующих поверхностей образует предельный светлотный ряд, создающий при освещении предельный яркостный ряд, который может быть принят аналогом объекта съемки с предельными светлотными характеристиками. При этом светлоты могут выражаться двумя основными практическими моделями серых шкал. Первая модель, когда выбирается предельно возможный на практике ряд светлот от поверхности темнее черного меха до свежевыпавшего снега, и вторая, когда этот ряд несколько сокращается для выражения практически фотографируемого ряда яркостей от черного бархата до белых тканей, облаков и бумаги. Первый ряд выражается равноступенной 10-польной шкалой со светлотами в коэффициентах отражения р, показанный на рис. 1,а. Светлоты его полей отличаются друг oт друга в два раза. С достаточной для практики точностью среднюю светлоту 10-польного ряда ρср можно выразить среднеарифметическим значением:

ρ ср =(0,85+0,42+0,2+0,1+0,05+0,025+0,012+0,006+0,003+0,0015)/10 = 0,16.

Второй ряд выражается равноступенной 8-польной шкалой (рис. 1, а, б) и его среднюю светлоту также можно выразить среднеарифметическим значением: ρ ср =(0,8+0,4+0,2+0,1+0,05+0,025+0,012+0,006)/8 = 0,199.

В этом светлотном ряду черный бархат является эквивалентом самых темных, неосвещенных мест в объекте съемки, аналогичных черному телу, поглощающему все излучения и не отражающему свет.

Рис. 2. Стандартные измерительные серые 8-польиые шкалы разных размеров и различного расположения полей

Например, такие темные места, как тени в складках одежды черного цвета, должны обязательно выделяться на изображении других черных деталей объекта. Поэтому светлота черного бархата (или черного меха) в шкале необходима и оправданна. Число светочувствительности на фотопленках установлено для проработки в негативе этой светлоты. Ее яркость при съемке экспонируется на негативную пленку и воспроизводится на ней плотностью D 1 = D min + 0,1.

Средний коэффициент отражения ρ=0,16 и 10-польная шкала приняты в основном за рубежом. На ρ=0,16 рассчитаны зарубежные фотоэкспонометры в режиме измерения яркости. Средний коэффициент отражения 8-польной шкалы ρ=0,2 принят для отечественных фотоматериалов и экспонометров. Съемочный объект с ρ ср =0,2 при стандартной обработке фотопленки «Фото-65» воспроизводит в негативе среднюю плотность D cp =1. Такому объекту соответствует образцовый объект (см. рис. 1).

Светооптические данные серой шкалы.

Стандартная измерительная 8-польная серая шкала (рис. 2) содержит поля определенной светлоты размером 100*100 или 80*80 мм. Для удобства сенситометрических измерений поле с ρ=0,2 может быть продублировано дополнительным полем увеличенного размера.

Светооптические данные шкалы следующие:

Номер поля Черный бархат Черное сукно Типографский шрифт Средние светлоты Опорная светлота для экспонометров Светлое лицо Белая ткань
1 2 3 4 5 6 7 8
Коэффициент отражения ρ 0,06 0,012 0,025 0,05 0,1 0,2 0,4 0,8
Светлота, % 0,6 1,2 2,5 5 10 20 40 80
Оптическая плотность D 2,1 1,8 1,5 1,2 0,9 0,6 0,3 0,0
Область световосприятия

Тени

Полутона Света

Стандартность шкалы заключается в следующем:

1. Ряд полей - равноступенный, позволяющий применять его в измерительных целях. Нумерация полей идет от черного (первое поле) к белому (восьмому). Нарастание светлоты полей принято выражать числами убывающей оптической плотности. Восьмому (белому) полю приписывается условно нулевая плотность D ср = 1. 2. Числа равноступенного ряда яркостей шкалы составляют геометрическую прогрессию. Визуально такой ряд яркостей воспринимается зрением также равноступенный по закону Вебера-Фехнера (логарифмический ряд). 3. Интервал (константа) оптических плотностей в отраженном свете равен 0,3 в логарифмическом выражении, что приравнено к изменению логарифмов экспозиций на стандартном сенситометрическом бланке. 4. Светлота каждого поля отличается от светлоты соседнего в два раза, что соответствует изменению диафрагмы съемочного объектива на одно деление шкалы или выдержки вдвое. 5. Исходным полем является восьмое с ρ = 0,8, отображающее условно широко распространенные высшие светлоты, а первое поле соответствует примерно светлоте черного бархата с ρ = 0,06, имитирующего не только эту темную ткань, но все темные места объекта съемки, очень мало отражающие свет. 6. Интервал светлот шкалы 1:128 соответствует практически предельному интервалу съемочного объекта на натуре и в помещении. 7. Фактура (цвет, тон) полей шкалы ахроматическая с матовой диффузно отражающей свет поверхностью (обязательное условие контрольной шкалы, обеспечивающее независимость яркости от направления падения света). Ряд светлот стандартной шкалы на практике может иметь несколько отличные данные, зависящие от исходного белого поля, условно обозначаемого оптической плотностью D=0,0. Другие поля должны быть взяты с последовательным понижением светлоты в два раза. Им будет соответствовать свой ряд коэффициентов отражения. Выбор исходного значения самого светлого поля может лежать в пределах 80...90 %, но обычно берется 80...85 % отражения. При составлении ряда светлот последнее поле (бархат) может несколько отличаться от ρ=0,006, но в экспонометрическом отношении это принципиального значения не имеет, так как абсолютные значения яркостей укладываются в интервал 1:100..1:150 и для практических измерений и визуального сопоставления плотности полей в негативе вполне достаточны.

Преимущества измерительной серой шкалы

заключаются в ее равноступенности с константой плотности 0,3, что позволяет: при фотографировании шкалы реализовать одновременно восемь экспозиций, последовательно отличающихся в два раза; при обработке пленки со снятой шкалой получать в негативе восемь участков, рассматриваемых как результат экспонирования одной и той же яркости с восемью разными диафрагмами или выдержками; проверять светочувствительность фотопленки по проработке в негативе первого поля снятой шкалы относительно плотности вуали; подбирать проявители по составу и времени проявления при съемке шкалы в различных экспонометрических режимах; при денситометрических измерениях плотностей шкалы получать рабочую кривую негатива при съемке в реальных условиях при заданных освещении, экспозиции, режиме обработки и выбранной фотокамере; визуально определять в негативе качество воспроизведения объекта по проработке полей шкалы в тенях и светах, контрасту изображения и средней плотности; наблюдать разницу в плотностях негатива как следствие двукратных изменений освещенности, диафрагмы и выдержки; применять серую шкалу как средство контроля при цветовоспроизведении в цветной фотографии.

Контрольная съемка серой шкалы

проводится в основном с целью согласования показаний экспонометра с освещением объекта, определения правильности съемочной экспозиции с нормальной обработкой и для контроля цветовоспроизведения. Серую шкалу рекомендуется снимать в одном кадре, но лучше в трех первых кадрах заряженной в фотокамеру пленки с тремя разными экспозициями. При этом следует определять: место шкалы в кадре и на объекте съемки, размер изображения шкалы, положение плоскости шкалы относительно фотокамеры и источников света и характер освещения шкалы. Особое значение приобретает съемка серой шкалы в цветной фотографии. Место шкалы в цветном кадре определяют возле сюжетно-важной детали, например под лицом или около лица человека, снимаемого крупным планом. Можно снимать шкалу вертикально возле края кадра. Остальное место должно быть занято деталями, помогающими определению качества изображения. При цветной съемке серая шкала должна освещаться только тем светом (балансным), на который рассчитан данный тип пленки. Основное требование к освещению шкалы - равномерность ее освещения по всей площади. При неравномерности теряется смысл ее применения. Обычно шкалу устанавливают в кадре во фронтальной плоскости относительно съемочной камеры. Если освещение объекта равномерное, то положение шкалы находится без труда. При съемках с боковым рисующим светом шкалу поворачивают в сторону главного источника света, но не более чем на 30°. При большем повороте (45°) размеры полей шкалы в изображении настолько уменьшаются, что изображение становится неприемлемым. Следует учитывать, что при боковом освещении объекта установленная фронтально относительно съемочной камеры шкала будет иметь освещенность меньше основной (ключевой) вследствие непрямого, а под углом падения света. В этом случае поля шкалы не могут нормально характеризовать общую экспозицию объекта. Если шкала имеет не матовую, а поверхность с бликами, то, например, черное поле, передаваясь в негативе повышенной плотностью, может создать впечатление передержки, несмотря на правильность экспозиции. Шкала требует равномерного освещения во всех случаях фотосъемки. При пятнистом освещении и различном цветном освещении объекта съемки (художественная съемка) применять шкалу нельзя.

Спектрозональная связь полей серой шкалы с цветами объекта съемки.

Цветность хроматического цвета (цветовой тон и насыщенность) обусловлена определенными соотношениями уровней (ступеней) его зональных яркостей в синей, зеленой и красной зонах спектра (с, в, к), выраженных на рис.3 высотой горизонтальной линии над осью абсцисс. Светлоты полей серой шкалы выражаются спектрозональными ступенями яркости разной высоты, показанными на рис.3 сверху и снизу шкалы. Каждый из серых цветов (полей) образован тремя равными ступенями во всех трех зонах спектра. Первое (черное) поле, не имеющее яркости, практически не отражает свет, поэтому на соответствующих ему малых зональных графиках ступени зональных цветов (синего, зеленого и красного) отсутствуют. Уровень светлот всех остальных полей шкалы показан высотой соответствующих ступеней - горизонтальной линией светлоты (яркости) по оси ординат. Восьмое (белое) поле предельно отражает свет во всех трех зонах спектра и его уровень светлоты показан на соответствующем зональном графике наибольшей высотой ступени - верхней горизонтальной линией. На рис.3 к зональным графикам и полям серой шкалы в качестве примера стрелками «привязаны» два хроматических цвета - сине-голубой вверху и оранжевый внизу рисунка. Зональные яркости каждого цвета приравниваются к зональным яркостям определенных полей серой шкалы (указаны стрелками). В отношении равной интенсивности у сине-голубого цвета синяя зона равновелика синей зоне 7-го поля шкалы (светлосерый цвет), зеленая зона равновелика зеленой зоне 5-го поля шкалы (средне-серый цвет), красная - красной зоне 2-го темного поля серой шкалы. Если в фотографическом процессе при съемке серой шкалы на цветном объекте удается в цветном изображении воспроизвести серую шкалу не только серой, но и получить соотношения яркостей ее полей, то при этом автоматически будут переданы без искажений соотношения зональных яркостей хроматического цвета, а следовательно, и сам хроматический цвет. Эти условия будут соблюдаться для каждого фотографируемого хроматического объекта, снятого в одинаковых условиях с серой шкалой, поскольку зональные яркости любого цвета всегда будут лежать в пределах величин зональных яркостей полей серой шкалы. Наблюдая хроматический цвет в цветном фотографическом изображении без серой шкалы, анализировать количественную сторону происшедших в нем зональных искажений не удается, поскольку зрение воспринимает лишь общее впечатление от цвета, а применение в объекте съемки серой шкалы дает возможность наблюдать по ней весь ход фотографической регистрации зональных яркостей цветов, так как она представляет собой как бы расчлененные зоны всех хроматических цветов, систематизированные в одном ряду. При цветном фотографировании следует учитывать, что эффективность применения для контроля цветовоспроизведения серой шкалы зависит прежде всего от ясного понимания цветов и их спектров, закономерностей образования цветов в природе и закономерностей фотографического воспроизведения тонов цветных объектов съемки. При учете в цветофотографическом процессе действий различных переменных факторов и сопоставляя их с изменениями параметров серой шкалы в негативе - позитиве можно установить такое сочетание условий съемки и обработки, которое явится благоприятным для наилучшего воспроизведения серой шкалы, а при этом и лучшим цветовоспроизведением. Практика показывает, что абсолютно точного воспроизведения шкалы получить не удается. Однако по визуальной оценке ее изображения (без непосредственного сравнения с оригиналом) серая шкала на цветном отпечатке может быть воспроизведена хорошо (особенно на диапозитивной пленке для «слайдов»). Практическая закономерность такова, что при наименьших искажениях серой шкалы получаются наименьшие искажения цветовоспроизведения. В художественной фотографии качество цветного изображения определяется в основном субъективными оценками, при которых объективное цветовоспроизведение по серой шкале (особенно при цветном и пятнистом освещении) не всегда будет признано правильным. Однако с помощью серой шкалы можно установить ряд условных положений, при которых объективные результаты будут полезны при цветной съемке. Например, те условия съемки объекта с серой шкалой и обработки, при которых воспроизведение шкалы получается наименее искаженным, а следовательно, с наибольшим приближением к правильному цветовоспроизведению, можно назвать нормальными условиями. При этом и съемочная экспозиция, и полученный негатив так же могут быть признаны нормальными. А при нормальной экспозиции можно определить и нормальное (не сенситометрическое) значение светочувствительности.

Рис. 3. Схема спектрозональной связи хроматического цвета объекта съемки с полями серой измерительной шкалы



Случайные статьи

Вверх