Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
В современном языке есть немало слов, которые изначально имели иное значение. И уже мало кто помнит, какой же смысл вкладывали люди в то или иное высказывание раньше. В этой рубрике мы разберем, кто такой лицемер в современном понимании, и что означало это слово в прежние времена.
Слово, обозначающее лицемерие, впервые появилось еще в Древнем Риме. Так называли актеров, которые выступали в масках с изображением радостных, грустных или злых гримас. Подразумевалось, что такой человек способен «менять лицо» в зависимости от обстоятельств.
В русском языке, помимо слова «лицемер», буквально означающего «примерять лица», в отношении актёров употреблялась и другая форма - «лицедеи». Это название отражало способность изобразить нужные эмоции, а именно «сделать лицо» в зависимости от обстоятельств.
Несколько иной смысл стали вкладывать в это слово в период Средневековья. Именно к этому времени относится известная картина – на ней изображено лицемерие в виде бедно одетой женщины, которая просит подаяние. Несмотря на то, что выражение лица у нее смиренное и благостное, из-под юбки видны волчьи лапы.
Говоря простыми словами, можно заключить, что в то далекое время первоначальное значение слова уже претерпело изменения, и так называли людей, способных притворяться и обманывать, преследуя свои, совсем не благие, цели. В русском языке для таких личностей существует и другое определение, часто употребляемое в народе, - «волк в овечьей шкуре».
В современном понимании, слово «лицемер» является характеристикой для неискреннего человека, способного на лесть и подхалимство ради того, чтобы произвести наилучшее впечатление.
В наши дни ответ на вопрос, что значит «лицемер», скорее может дать профессиональный психолог, нежели филолог. Это качество причисляется к отрицательным чертам личности, и причины недостатка кроются в эмоциональном состоянии и психологических особенностях человека.
Такие люди стараются казаться лучше, чем они есть. Нередко под маской доброжелательного и приветливого человека скрывается мелочность, зависть и злость. Подобная личность может улыбаться и отпускать комплименты собеседнику, а затем «облить грязью» и сделать подлость ради собственной выгоды. Для него не существует особенных моральных ограничений, лицемер уверен, что для достижения цели все средства хороши, и не гнушается клеветой, вероломством и прочими неблаговидными поступками.
Таким людям ничего не стоит пообещать сделать что-либо для другого человека, но в последний момент отказать ему в содействии. При этом он всегда выдумает себе оправдание, прикрываясь «лозунгами» и возвышенными мотивами.
К сожалению, распознать лицемера сразу практически невозможно. Истинная сущность таких людей скрыта за мнимой добротой и благородством.
Понимание, что же они представляют на самом деле, приходит, в большинстве случаев, после того, как лицемер обманул доверие и заставил испытать горькое разочарование.
Понять с первого взгляда, что на пути повстречался лицемерный человек, довольно непросто, но всё же возможно.
Заподозрить лицемера можно и в практически незнакомом человеке, часто их выдают мелочи.
Как правило, подобные личности имеют неестественную улыбку, в разговоре делают длительные паузы и часто запинаются, будто подбирая наиболее удобные выражения.
Если человек способен замечать свои недостатки и готов с ними бороться, первоначально нужно разобраться с причинами.
Разобравшись с причинами, будет намного легче бороться с отрицательной чертой характера.
Любой психолог скажет, что самая драгоценная победа - это победа над собой, и не стоит ждать, что справиться с недостатком будет легко. Но если поставить цель и двигаться в нужном направлении, рано или поздно усилия увенчаются успехом.
Лицемерие и двуличие осуждается не только людьми, но и религиями. И если большинство дисциплин не причисляют к числу смертных грехов подобную черту как таковую, то поступки, которые характерны для лицемеров, можно найти в этом перечне. К ним относятся, по большей части, вероломство и предательство, причем лицемер предает не только других, но и изменяет собственной душе.
Православие приравнивает лицемеров к лжецам, а в исламе подобное поведение равносильно прелюбодеянию.
У иудеев поступки, совершаемые со злым умыслом и ради собственной выгоды, считаются страшным грехом. Человек, сотворивший такое, подлежит преданию анафеме, то есть отлучению от молений и религиозных обрядов.
В заключение можно сказать, что лицемерие неприемлемо не только для верующих. Люди, живущие обманом и ложью, не смогут занять достойное место в обществе и заслужить уважение других. Они не «приживутся» ни в одном коллективе и вряд ли обзаведутся друзьями.
Лицеме́рие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели..
По мнению Игоря Кона, лицемерие - это «отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий».
Согласно Зигмунду Фрейду, культурное лицемерие - особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт.
Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга («Теория когнитивного диссонанса» (Стэнфорд, 1957) принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит: два элемента мышления находятся в диссонантных отношениях, если из одного из них следует противоречие другому, и это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс . Пути преодоления диссонанса экспериментально изучены и описаны Фестингером в этой книге и в последующих работах: «Факторы сдерживания и усиления: психология недостаточного поощрения» (Стэнфорд, 1962), «Конфликты, решение и диссонанс» (Стэнфорд, 1964).
Лицемерие - есть грех двоедушия, духовный недуг души человеческой, подлежащий исповеданию в таинстве исповеди, помогающем душе человека получить исцеление от Господа. «В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи - дьявол. Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге, ею всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя» (см. Мф. 12. 25). Лицемерный, двоедушный человек живет двумя жизнями. Одна из них видна окружающим, другая - внутренняя, сокровенная. В Новом завете лицемером считается: 1. Человек делающий что-либо с тем намерением, чтоб видели люди.(См. Матфея 6:1)
В исламе лицемеров обозначают термином мунафик , а лицемерие - нифак . Мунафик внешне себя показывает набожным мусульманином, но не является верующим. Первое же упоминание о лицемерах было ниспослано пророку Мухаммеду в самом конце мекканского периода его жизни. Признаки лицемеров проявляются либо в убеждениях, либо в поступках.
Ислам считает лицемерие худшим грехом, чем неверие. Согласно Корану, после смерти лицемеры будут вечно пребывать в нижнем (самом мучительном) уровне ада. Блуждая между верой и неверием, лицемеры занимаются интригами и создают вокруг себя смуту. Они могут совершать действия, соответствующие шариату, но делают они это напоказ. Лицемеры с трудом поднимаются на молитвы, дают ложные клятвы, пытаясь отвратить окружающих от религии. Они распространяют среди верующих ложные слухи; посмеиваются над знамениями Аллаха; поступают только в соответствии со своими личными интересами; в бою они убегают от врагов, а в случае победы пытаются заполучить свою долю от военных трофеев.
Лицемерие в поступках имеет место в случае некоторой схожести поступков людей с поступками лицемеров. При этом, нельзя утверждать, что лицемерие проникло в убеждения таких людей. Согласно преданию, пророк Мухаммад сказал: «Имеется три признака лицемерия человека: разговаривая с кем-то, он лжёт, не сдерживает своих обещаний, не сохраняет в неприкосновенности то, что ему доверили другие люди». Вероятность того, что лицемерие в некоторых поступках может стать убеждением людей их совершающих, велика. Мусульманину, ощущающему в себе признаки этого вида лицемерия, необходимо раскаяться и срочно принять меры для своего исправления.
Лицемерие в иудаизме отрицательный и непристойный поступок. Примеры можно найти в Торе, Талмуде и Галахе: «וַיִּשְׂנְאוּ אֹתוֹ וְלֹא יָכְלוּ דַּבְּרוֹ לְשָׁלֹם»}