Максим богданович - биография, фотографии

Максим Адамович Богданович - белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.
Родился в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители.
В ноябре 1896 года Адам Богданович с детьми переехал по службе в Нижний Новгород.
В 1902 году Максим поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. Во время Революции 1905 года принимает участие в ученических и студенческих демонстрациях, за что получает аттестацию «неблагонадёжного ученика». В 1906 году крестная мать Максима В. Сёмова выписывает для него газету «Наша доля», а потом и «Нашу ниву».
1907 год считается началом литературной деятельности Максима Богдановича. Его первым значительным художественным произведением был рассказ «Музыка» на белорусском языке, который сразу же напечатала «Наша нива».
В июне 1908 года Богдановичи вновь переезжают по причине изменения места службы отца - на этот раз в Ярославль. Там Максим Богданович пишет первые лирические стихотворения: «Над могилой», «Придёт весна», «На чужбине», которые были опубликованы в «Нашей ниве». Там же печатается стихотворение «Края мой родной! Как заклятых богом…», в котором чётко прозвучала тема социального угнетения и национального возрождения белорусов; краткий стихотворный лирический рассказ «Из песен белорусского мужика» - реалистичная импрессия, полная веры в творческие силы народа; стихи «Тьма», «Пугач», «Разрыта могила», а также переводы с Генриха Гейне, Фридриха Шиллера.
В 1909 году Максим заболел туберкулёзом.

Окончив в 1911 году гимназию, он посещает Вильну, знакомится с Вацлавом Ластовским, Антоном и Иваном Луцкевичами и другими деятелями белорусского Возрождения. Будучи в Вильне, молодой поэт ознакомился в частном музее братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов, и под их впечатлением написал стихотворение «Слуцкие ткачихи». В этом произведении автор рассказывает печальную историю крепостных ткачих, поэтизируя умения мастериц ткать золотые пояса, куда они добавляют «вместо персидского образца цветок родины василька».
В том же году Максим Богданович намеревался поступить на Филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль, поступив в Демидовский юридический лицей.
Во время учёбы сотрудничает в ярославской газете «Голос»; много пишет, печатается в различных российских и белорусских изданиях, приобретает известность.
В период 1909-1913 годов поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия. Это нашло отражение в статьях «Глубины и слои» (напечатана в «Нашей ниве»), «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусского письменности» и «Новый период в истории белорусской литературы».
В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок» (на титуле обозначен 1913 год). Сборник содержал 92 стихотворения и 2 поэмы.
В 1914-1916 годы поэт пишет цикл стихов «На тихом Дунае», поэму «Максим и Магдалена», другие произведения. Писал Максим Богданович стихи и на русском языке, например, «Зачем грустна она была», «Я вспоминаю Вас такой прекрасной, стройной», «Зелёная любовь», «Осенью». К этому времени относятся и переводы на белорусский произведений А. Пушкина и Э. Верхарна. Кроме того, в печати появляются публицистические статьи Максима Богдановича на русском языке, посвящённые вопросам истории литературы, национальным и общественно-политическим проблемам; выходят исторические и краеведческие-этнографические брошюры, а также литературоведческие рецензии, фельетоны.
Летом 1916 года, закончив лицей, Максим Богданович вернулся в Минск (он уже давно мечтал о возвращении на родную землю), где жил на квартире Змитрока Бядули. Хотя он был уже тяжело болен, но много работал в Минской губернском продовольственном комитете и в Белорусском комитете помощи жертвам войны, а свободное время отдавал литературному творчеству. Организует кружки молодёжи, которым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер.
В феврале 1917 года друзья поэта собрали деньги, чтобы он мог ехать в Крым лечиться от туберкулёза. Но лечение не помогло. Умер Максим Богданович 25 мая 1917 года в возрасте 25 лет.

…. Хто мы такія?
Толькі падарожныя, — папутнікі сярод нябёс.
Нашто ж на зямлі
Сваркі і звадкі, боль і горыч,
Калі ўсе мы разам ляцім
Да зор?

Максім Багдановіч

Максим Богданович, один из самых любимых поэтов Беларуси, родился 9 декабря 1891 года. Он прожил всего лишь 25 лет. При жизни была издана единственная книга его стихов «Венок». Большую часть времени провел за пределами Беларуси, но, как никто другой, он дарил ей свою любовь, свои сердце и разум, свое творчество.

Первые 8 месяцев своей жизни Максим Богданович провел в Минске на Троицкой горе, в доме № 25 по улице Александровской (в 1991 году, в честь 100-летия со дня рождения белорусского классика, этой улице было дано его имя).

Отец Максима Богдановича, Адам Егорович Богданович (1862-1940), работал преподавателем 1-го городского училища. Человек многогранных знаний, известный этнограф, фольклорист, именно он создал в доме атмосферу высокой духовности и напряженной работы мысли. Его исследование «Пережитки древняго мIросозерцанIя у белоруссовъ» (Гродна, 1895) стало на долгие годы настольной книгой сына.


Маленький Максим с матерью Марией Афанасьевной

Однако отец Максима писал: «Чтобы покончить с вопросом о наследственности, скажу, что, по моему мнению, его (Максима) поэтический талант есть дар его матери, в ней самой дремавший в неразвитом состоянии».

Мать Максима — Мария Афанасьевна Мякота (1869-1896)- тоже была одаренным и талантливым человеком. Мальчику было только пять лет, когда её не стало (об этой удивительной женщине читайте мой следующий рассказ). После этой семейной трагедии Богдановичи покинули Беларусь, жили сначала в Нижнем Новгороде, а потом в Ярославле.

Пройдет время, но и там, на приволжских просторах, останется в глубине сознания эмоциональный образ той земли, где Максим родился, где осталось его детство, нежность материнской ласки, его мечты и надежды. Отсюда такая безукоризненная форма его стихов, которая так легко кладется на музыку.

В 1902 году Максим поступает в Нижегородскую мужскую гимназию. Заканчивает учебу в Ярославле в 1911 году, куда был переведен по службе его отец. Ещё обучаясь в гимназии, Максим Богданович заболел туберкулёзом и это очень повлияло на его становление как человека и творца. К тому же, уход из жизни от этой же болезни его матери и брата отчётливо показали ему насколько тонкая нить связывает больного туберкулёзом с жизнью. Часы могут остановиться в любой момент и поэтому нельзя тратить ни одной минуты. Богданович спешит жить.

Летом 1911 года, будучи взрослым человеком, по приглашению сотрудников редакции газеты «Наша ніва» Ивана и Антона Луцкевичей Максим Богданович посещает родину, где его уже знали как поэта. Еще в 1907 году газета «Наша ніва» напечатала его первое произведение – повесть «Музыка». Проведя несколько дней в Вильно, которая в начале прошлого века считалась центром белорусской культуры, он знакомится с коллекцией раритетов Великого княжества Литовского – белорусские иконы, резьба по дереву, рукописи. Максим впечатлен увиденным, особенно знаменитыми слуцкими поясами.


Братья Луцкевичи предложили ему после Вильно отдохнуть в фольварке Ракутёвщина, принадлежащему родному дяде Антона и Ивана Луцкевичей – Вацлаву Лычковскому (между Минском и Молодечно, станция «Уша»).

Родная земля стала для Максима источником особого творческого вдохновения. Этот период его жизни ряд исследователей творчества Богдановича сравнивают с пушкинским Болдино. Здесь родились его знаменитые два цикла стихов – «Старая Беларусь» и «Место», поэмы «У вёсцы» и «Вераніка».

Именно здесь, в Ракутёвщине, родился один из шедевров белорусской поэзии – стихотворение .

Поэтический талант юноши многогранен: он раскрывается в философской, любовной, пейзажной лирике. Стихи о природе занимают важное место в творчестве Максима. Мир природы, бесконечно разнообразный в своих формах, звуках и красках, любой порой года и в любое время дня и ночи волновал поэта.

Сборник стихов Максима Богдановича «Венок»

Плакала лета, зямлю пакідаючы;
Ціха ліліся слязінкі на поле.

В этих строчках мы чувствуем грустное прощание с чем-то очень дорогим и близким, когда сжимается сердце и хочется плакать, как «Плакала лета, зямлю пакідаючы».

«Ціха па мягкай траве сінявокая ноч прахадзіла» — читаем мы и реально ощущаем ночь и верим, что она действительно тихонько идет по земле.

Помимо своих стихов, Богданович переводил на белорусский язык Горация, Овидия, Гейне, Шиллера.

Особая страница его поэзии — любовная лирика. Юноша влюбляется в Анну Кукуеву.

Анна, – сестра друга Максима, красивая девушка с темными глазами и тонкими чертами лица, гимназистка, участница веселых студенческих вечеринок. Прекрасно играла на пианино, знала несколько иностранных языков. Светлое чувство любви к ней легло в основу поэмы Богдановича «Вероника», где поэт создает полный очарования образ своей возлюбленной.

Максим знал, что Анна будет поступать в Петербургскую консерваторию, и собирался сам поступить в Петербургский университет, чтобы быть рядом с любимой. Но мечтам не суждено было сбыться. Тетушка Анны, опекавшая девушку, узнав о том, что у Максима туберкулез легких, делает все, чтобы помешать их любви, и практически силой, заставляет племянницу выйти замуж за другого. В 1913 году Максим пишет свой знаменитый романс «Зорка Венера».

Разумом Максим понимал реальность такого финала. Разумом, но не душой.

Мне доўгае расстанне з Вамі
Чарней ад Вашых чорных кос
Чаму ж нядобры час прынёс
Мне доўгае расстанне з Вамі?

В 1916 году, окончив Ярославский Демидовский юридический лицей, Максим уезжает в Минск и устраивается на работу секретарем «Губернского продовольственного комитета». Минск был тогда прифронтовым городом: шла первая мировая война. Вместе с Ядвигиным Ш., Зоськой Верас, Всеволодом Фальским Максим Богданович помогал беженцам. По вечерам допоздна засиживался в городской публичной библиотеке имени Пушкина на улице Преображенской (ныне улица Интернациональная,31) — занимался составлением белорусского букваря и хрестоматии для начальных классов.

Жил Богданович в доме №14 на Мало-Георгиевской улице 9 (ныне улица Льва Толстого), где тогда же проживал и писатель Змитрок Бядуля. В 1986 году этот дом хотели снести: не вписывался в план застройки. Однако он был спасен - его демонтировали и перенесли на улицу Рабкоровскую. Сейчас здесь размещается филиал Государственного музея Максима Богдановича «Белорусская хатка».


История дома очень интересна. В начале Первой мировой войны тут находилась бесплатная столовая для беженцев. Позже, когда волна беженцев спала, правую часть дома стал снимать вместе с сестрами Змитрок Бядуля. Так как Максим был болен, то Бядуля поселил его в той части дома, где был отдельный вход. Его гостями были Аркадь Смолич, Ядвигин Ш., Владислав Голубок, Лявон Заяц. Именно здесь поэт написал шедевры белорусской патриотической лирики — поэму «Страцім – лебедзь», знаменитое стихотворение «Пагоня». В ставшем позднее знаменитым доме также жили Зоська Верас, Язеп Лесик, Александр Червяков.

Новый, 1917 год Максим встретил со своими минскими друзьями. Было много планов и надежд: в новом году решили издавать белорусский журнал. Но судьба распорядилась иначе. Давняя тяжелая болезнь постепенно отнимала силы. В конце февраля Максим простился с родным городом и уехал на лечение в Ялту. Больше он сюда не возвратился…

Отцу даже в голову не пришло волноваться за сына. Настолько спокойными были письма от него. «У отца и без меня забот много», — так ответил он хозяйке, решив, очевидно, что ничего не поможет…» (Из воспоминаний Адама Богдановича).

Он так и не отправил отцу свое последнее письмо: «Здравствуй, старый воробей. Молодому воробью плохо…».

Как не раз вспоминал Адам Богданович, у Максима была очень сильная духовная связь с матерью. Она умерла в 27 лет от той же болезни, и также как сын мужественно держалась до последней минуты, умудряясь что-то напевать своим тоненьким голосом в перерывах между приступами кашля.

25 мая 1917 года на 26-м году жизни Максима Богдановича не стало. Он похоронен в Ялте на старом ялтинском кладбище. На скромном деревянном кресте, с согласия отца, была сделана надпись: «Студент М.Богданович». Только единицы из современников понимали тогда, что на небосклоне белорусской поэзии загорелась очень яркая звездочка.

Родился Максим Богданович в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители.

Биография

Максим Адамович Богданович (белор. Максім Адамавіч Багдановіч ; 27 ноября (9 декабря) 1891, Минск - 13 (25) мая 1917, Ялта) - белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.

Происхождение

Прапрадед Максима по отцовской линии крепостной Сте¬пан был первым в роду, кто стал носить фамилию Богданович, по его отчиму Никифору Богдановичу, как вошедший в состав его «двора» податной единицей; по отцу же он был Скокличем. Прадед Лукьян Степанович был дворовым, садовником; женой его была Арина Ивановна Юневич. Дед Юрий Лукьянович был дворовым, поваром, принадлежал к Косаричскому сельскому обществу Лясковичской волости Бобруйского уезда; к этому обществу и отец Максима, Адам Егорович, был приписан вплоть до увольнения для поступления на государственную службу.

Дед Юрий Лукьянович ещё молодым человеком был привезён своим помещиком, паном Лаппо, на службу в купленное имение при местечках Холопеничах Борисовского уезда, где он и обосновался, вступив в брак с бабушкой поэта Анэлей (Анной) Фоминой Осьмак. По воспоминаниям Адама Богдановича, она была «человеком удивительно кроткой и возвышенной души, с тонким чувством такта, вместе с тем обладала замечательными матема¬тическими способностями ». Кроме того она была прекрасной рассказчицей народных сказок, унаследовав этот дар частично от своей матери Рузали Казимировны Осьмак. Передача сказочного сюжета для последней была творческим актом; каждый раз она вносила в обработку сюжета новые черты; говорила сильно и нараспев, придавая повествованию заметную ритмичность, которую Адам Богданович старался сохранить в записях её сказок. По этим сказкам Максим впервые познакомился с бело¬русской речью. Знала она также множество белорусских песен и вообще была носительницей и хранительницей народной старины: обрядов, обычаев, гаданий, преданий, пословиц, поговорок, загадок, народных лекарственных средств и пр. Она была известна в Холопеничском округе как ворожбитка-знахарка и блюстительница народного обряда в выдающиеся моменты жизни («радзшы, хрэсьбшы, вяселлі, хаутуры, сеубы, зажыши, дажыню, талака, улазшы » и пр. и пр.); к ней приходили за советом и руководством и во всех торжественных случаях приглашали распорядительницей - «парадак даваць ». Многое из огромного запаса её знаний Адам Богданович использовал в своих этнографических работах, через них она оказала влияние и на правнука, который своеобразно переработал полученный материал в своём творчестве. Например, «Змяшы цар » из цикла «У зачараваным царстве », представляет собой поэтическую переработку народного поверья, помещённого в труде отца «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов » (1895 год).

Мать Максима Мария Афанасьевна, по отцу Мякота, по матери, Татьяне Осиповне, - Малевич. Татьяна Осиповна была поповной. Отец её был мелкий чиновник (губернский секретарь), служил смотрителем игуменской уездной больницы. Уже в зрелом возрасте он женился второй раз на молодой попадьянке Татьяне Осиповне Малевич 17-ти лет и имел от неё четырёх дочерей и сына. Тяжёлая болезнь отца, получавшего грошовое жалованье, привела к тяжёлому материальному положению и дети ещё перед смертью отца были отвезены в детский приют. Мальчик вскоре умер в больнице, а девочки оставались до 14 лет в приюте, условия жизни в котором были плохими.

Мать Максима, будучи живым талантливым ребёнком с роскошными волосами, обратила на себя внимание попечительницы приюта губернаторши Петровой, которая взяла её к себе в дом и послала учиться в женское Александровское училище, а по окончании обучения в нём отправила её в Петербург в женскую учительскую школу, поселив на квартире у своих родственников Петровых.

Мария Афанасьевна много читала. Как отмечал Адам Богданович, «её письма поражали и меткостью наблюдений, и живостью, и картинностью языка ». Ей даже был написан рассказ, который, по мнению мужа, показывал, что она имела «изобразительность » и могла стать хорошей писательницей. Адам Богданович также особо отмечал её «мучительную живость воображения ».

Необыкновенная живость восприятия, чувства и движений была основной, выдающейся чертой её натуры. Подвижная, всегда весёлая, с искристыми глазами, с косой чудовищной величины, она вдобавок обладала грацией котёнка и той неотразимо чарующей прелестью, которую принято называть женственностью. Её карточки не дают никакого понятия не только об её духовном облике, но даже и о внешнем. Это - маска, лишённая жизни; а она была вся сверкающая, поющая жизнь, вся движение, радость, восторг.

Детство

На момент свадьбы Адаму Богдановичу было 26, а Марии - 19 лет. Он вспоминал о супружестве как об одном из счастливейших. Учитель 1-ого городского училища Минска Адам Егорович Богданович (1862-1940) и его жена Мария Афанасьевна (1869-1896) были материально обеспечены: Адам зарабатывал до 1500 рублей в год при готовой квартире с отоплением и освещением, располагавшейся на Троицкой горе на улице Александровской в доме Коркозовича, что во дворе, во втором этаже, в то время в нём помещалось 1-е приходское училище и учительские квартиры, позднее это был дом 25 (ныне здесь участок улицы М. Богдановича (белор.)русск. напротив сквера возле Театра оперы и балета. Первенец Вадим родился 6 (18) марта 1890 года, Максим - 27 ноября (9 декабря) 1891 года в 9 часов вечера.

В 1892 году семья перебралась в Гродно, где Адам Богданович получил работу в Крестьянском банке. Жили на окраине города, на Новом Свете 15 по Садовой. Здесь 14 (26) ноября 1894 года родился третий сын Лев, а в мае 1896 года - дочь Нина. Условия были хорошими для воспитания детей: мягкий климат, во дворе сад, а кругом сады, поля, недалеко лес и Неман. Мать пыталась применить к детям фребелевскую систему для воспитания чувств, но те развивающим игрушкам предпочитали живое общение.

Как в Гродно, так и в Минске, у Богдановичей собиралось много людей. В Минске было много революционно настроенной интеллигенции - народовольцы и сочувствующие им, но после «лопатинского провала », в связи с арестами и зародившимся страхом, круг их постепенно редел и разлагался. В Гродно же собирались преимущественно культурные работники: врачи, лучшие офицеры, учителя. Много, особенно в Минске, приходило молодёжи. Звучали декламации литературных произведений, песнопения, велись дискуссии. «Разнообразно, красочно-заманчиво, интересно жилось », - вспоминал Адам Богданович.

Через месяц после родов дочери у Марии Богданович была обнаружена чахотка (туберкулёз лёгких). Лечение («деревня, кефир, кваякол, кодеин ») не помогли и 4 (16) октября 1896 года мать будущего поэта умерла. Похоронена она была на Гродненском православном кладбище перед церковью, вправо от главных ворот и дороги в церковь; под дубовым крестом с табличкой.

По мнению отца, Максим на него походил более внешними чертами: походкой, манерой себя держать, жестами, речью и т. п., напротив, по складу своего характера, мягкого и женственного, по весёлости своего нрава, живос¬ти, отзывчивости и впечатлительности, по полноте и мягкости наблюдений, по силе воображения, пластичности и вместе живописности продуктов его творчества всего более напоминал свою мать, особенно в детстве.

По его мнению, поэтический дар, в ней самой дремавший, Максим также унаследовал от матери, или быть может, от его прабабушки Рузали.

В ноябре 1896 года Адам Богданович с детьми переехал по службе в Нижний Новгород. Здесь у него завязались дружеские отношения с Максимом Горьким, с которым они вскоре породнились, женившись на сёстрах Е. П. и А. П. Волжиных. Горький часто бывал у них дома, он оказал влияние на любовь мальчика к литературе.

Адам Богданович был учёным, занимался исследованием истории, этнографии и фольклора белорусского народа. Максим любил читать его записи.

В одном из писем к другу Максим отмечал: Меня воспитывал отец. Тогда я показывал вам его библиотеку. В ней есть всё существенное, что появляется в литературе всего мира. Мы с детства проходили эту мировую школу… Разумеется, главное внимание обращалось на славянские литературы…

Гимназист

В 1902 году Максим поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. Во время Революции 1905 года принимает участие в ученических и студенческих демонстрациях, за что получает аттестацию «неблагонадёжного ученика ». В 1906 году крестная мать Максима В. Сёмова выписывает для него газету «Наша доля», а потом и «Нашу ниву ». В конце года Богданович присылает белорусские книги и газеты в Нижегородскую тюрьму революционеру белорусского происхождения Степану Зенченко.

1907 год считается началом литературной деятельности Максима Богдановича. Его первым значительным художественным произведением был рассказ «Музыка » на белорусском языке, который сразу же напечатала «Наша нива ». В нём рассказывается легенда о Музыке, который «много ходил по земле и всё играл на скрипке ». Необычные были его скрипка, и музыка. Когда плакала скрипка в руках музыканта, то каждый «плакал по своей доле », когда грозно гудели струны, «люди поднимали опущенные головы, и гневом великим блестели их глаза ». За его творчество «злые и сильные люди » бросили Музыку в тюрьму, где тот и погиб. Но не погибла память о нём. В этом аллегорическом произведении молодой автор рассказывает о на протяжении столетий многострадальной судьбе Белоруссии и выражает надежду на скорые перемены к лучшему.

В июне 1908 года Богдановичи вновь переезжают по причине изменения места службы отца - на этот раз в Ярославль. Там Максим Богданович пишет первые лирические стихотворения: «Над могилой », «Придёт весна », «На чужбине », которые были опубликованы в «Нашей ниве ». Там же печатается стихотворение «Края мой родной! Как заклятых богом… », в котором чётко прозвучала тема социального угнетения и национального возрождения белорусов; краткий стихотворный лирический рассказ «Из песен белорусского мужика » - реалистичная импрессия, полная веры в творческие силы народа; стихи «Тьма », «Пугач », «Разрыта могила », а также переводы с Генриха Гейне, Фридриха Шиллера.

Первым из переводов присланных в редакцию «Нашей нивы » был стих С. Ю. Святогора «Две песни », вышедший в печать со стилистическими поправками Янки Купалы, но с другой подписью: корректор Ядвигин Ш. подписал стихотворение придуманным им для Максима Богдановича псевдонимом Максим Криница. Он писал: Каждый своим псевдонимом определяет своё кредо, своё направление, а что за душой этого юноши, лицеиста, эстета? Ему эти Бядули да Гаруны не подойдут. Ему нужен чистый-чистый псевдоним, ясный, как юность. Да будет Криница! Это будет псевдоним-подсказка: из народных источников ему нужно черпать свои стихи!

В последующих письмах к редакции газеты поэт протестовал, что его переделали в Максима Криницу.

В 1909 году Максим заболел туберкулёзом.

Окончив в 1911 году гимназию, он посещает Вильну, знакомится с Вацлавом Ластовским, Антоном и Иваном Луцкевичами и другими деятелями белорусского Возрождения. Будучи в Вильне, молодой поэт ознакомился в частном музее братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов, и под их впечатлением написал стихотворение «Слуцкие ткачихи ». В этом произведении автор рассказывает печальную историю крепостных ткачих, поэтизируя умельство мастериц ткать золотые пояса, куда они добавляют «вместо персидского образца цветок родины василька ».

Там же Богданович знакомится с патриархом белорусского национального возрождения Брониславом Эпимах-Шипило русск., с которым он потом будет вести переписку. В ноябре 1911 года, будучи уже в Ярославле, Богданович напишет в редакцию альманаха «Молодая Беларусь » письмо с просьбой напечатать два его стихотворения вместе с небольшим литературоведческим очерком о сонетной форме присланных стихотворений.

Лицеист

В том же году Максим Богданович намеревался поступить на Филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль, поступив в Демидовский юридический лицей.

По словам отца, «внутренняя сторона » жизни Максима Богдановича чуть ли не целиком поглощалась его учением как под¬готовкой к общественной и литературной работе, его писательством, его творчеством; на всё остальное и времени, и сил оставалось очень мало.

Много времени уходило на изучение западно-европейских и славянских языков и литератур, особенно на изучение белорусского языка истории, этнографии, литературы.

Во время учёбы сотрудничает в ярославской газете «Голос»; много пишет, печатается в различных российских и белорусских изданиях, приобретает известность.

В тот период были написаны стихотворные лирические рассказы «В деревне » и «Вероника ». Оба - дань восхищению поэта женщиной. Поэтическое описание глубоких чувств женщины к ребёнку, присущих даже маленькой девочке - идейный замысел произведения «В деревне ». Фабула «Вероники » - воспоминание о девочке, которая незаметно для автора, «в красе своей весны » выросла, разбудив в душе поэта первую любовь, а с ней - тягу к идеальному, прекрасному, к поэзии. Музой для Максима Богдановича послужила Анна Кокуева, сестра его одноклассника, талантливая пианистка. В этот же период пишутся стихи «Вчера счастье только глянуло несмело », «Больше всего на свете хочу я » и знаменитое произведение лирики любовных переживаний - стихотворение «Романс ». Тогда же были созданы стихи, которые потом составили цикл «Старая Беларусь », «Город », «Звуки Отечества », «Старое наследие ». Основным содержанием произведений была борьба за гуманистические идеалы, на первый план выходила тема подневольной жизни белорусского народа, сильно звучали идеи национально-освободительной борьбы против царской империи.

В период 1909-1913 годов поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия. Это нашло отражение в статьях «Глубины и слои » (напечатана в «Нашей ниве »), «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия », «За сто лет. Очерк истории белорусского письменности » и «Новый период в истории белорусской литературы ».

В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Магдалены Радзивилл русск. тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок » (на титуле обозначен 1913 год). Посвящение - «Венок на могилу С. А. Полуяна русск. (умер 8 апреля 1910) » - сделал Вацлав Ластовский без разрешения автора, но после Богданович одобрил его инициативу. Сборник содержал 92 стихотворения и 2 поэмки, расположенные на 120 страницах, разделён на циклы: «Рисунки и песнопения », «Думы » и «Мадонны ». В письмах к издателю были предложения включить в «Мадонны » «Любовь и смерть » (13 стихотворений) и до 5 переводов из «Старого наследия », добавить 22 перевода из Поля Верлена и образовать раздел «С чужой почвы ». Однако книга вышла без дополнений и без послесловия «Опять увидел я хутора » к поэме «Вероника ». В полном собрании стихотворений Максима Богдановича 1992-1995 годов издатели вставили всё вышеперечисленное.

В своих «Воспоминаниях о М. Богдановиче » Вацлав Ластовский рассказывал историю создания «Венка »:

За несколько месяцев после выезда из Вильнюса Максим Богданович отослал в редакцию «Нашей нивы » рукопись, в котором были собраны его стихи… под заголовком «Книжка избранных стихов » с просьбой выпустить отдельной книжечкой. Рукопись эта пролежала в редакции более полугода, поскольку не было денег, чтобы напечатать её. И только в 1913 году были добыты деньги на издание рукописи.

По словам Ластовского, на издание «Венка » Иван Луцкевич выделил 150 рублей, а во время набора Вацлав Ивановский и Иван Луцкевич нашли «ещё некую сумму » денег от Магдалены Радзивилл. В благодарность к княгине на титульном листе книги было постановлено поместить знак лебедя - отсылка к гербу Завишей русск., к которым принадлежала Магдалена Радзивилл.

Рисунок на акладку дал я из своего собрания. Этот рисунок в 1905 году сделал один из учеников Штыглицавскай школы. Рисунок напоминает немного венок, ради этого я и постановил, используя права издателя, поместить на книжке до авторского ещё и свой заголовок - «Венок ». Выходила надпись: «Венок, книжка избранных стихов ».

В 1914 году в «Нашей ниве » № 8 была помещена заметка под названием «Певец красоты ». Это была первая рецензия на сборник «Венок », написал её Антон Луцкевич: «… не общественные темы занимают главным образом поэта: он прежде всего ищет красоты ».

Тема смерти у Максима прошла через всю его творческую жизнь. «Амур и грустный и красивый стоит с повязкой на глазах у склепа… » Поэт верил в вечную жизнь. Стихотворение «На кладбище » имеет могучую силу, как сама смерть. Стихотворения «Думы », «Свободные думы » Максима Богдановича насыщены христианским спокойствием, чувством божественного бессмертия. Он постоянно общается со звёздами, с небом, глядит ввысь, не под ноги. Самый сильный стих по силе воздействия «Прыйдзецца, бачу, пазайздросьціць бяздольнаму Марку ».

В 1914-1916 годы поэт пишет цикл стихов «На тихом Дунае », поэму «Максим и Магдалена », другие произведения. Писал Максим Богданович стихи и на русском языке, например, «Зачем грустна она была », «Я вспоминаю Вас такой прекрасной, стройной », «Зелёная любовь », «Осенью ». К этому времени относятся и переводы на белорусский произведений А. Пушкина и Э. Верхарна. Кроме того, в печати появляются публицистические статьи Максима Богдановича на русском языке, посвящённые вопросам истории литературы, национальным и общественно-политическим проблемам; выходят исторические и краеведческие-этнографические брошюры, а также литературоведческие рецензии, фельетоны.

В декабре 1915 года Богданович поехал в Москву, чтобы посетить белорусского историка Владимира Пичету. Исследователь повлиял на взгляды поэта, которые он высказал в статье «Белорусское возрождение ».

Максим Богданович поддерживал тесную связь с Ярославской белорусской радой, объединявшей беженцев-белорусов Первой мировой войны, оказывал землякам всяческую помощь; очень тяжело переболел, заразившись тифом, но выздоровел и продолжил работу.

Последний год

Летом 1916 года, закончив лицей, Максим Богданович вернулся в Минск (он уже давно мечтал о возвращении на родную землю), где жил на квартире Змитрока Бядули. Хотя он был уже тяжело болен, но много работал в Минской губернском продовольственном комитете и в Белорусском комитете помощи жертвам войны, а свободное время отдавал литературному творчеству. Организует кружки молодёжи, которым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер.

В это время Максим Богданович написал такие знаменитые произведения, как «Потерянный лебедь » и «Погоня ».

«Потерянный лебедь » - это поэтизация библейского мифа о лебеде, согласно которой один только лебедь отказался от Ноева ковчега, сам вступил в единоборство со стихией потопа, однако трагически погиб. Хотя сам лебедь погиб, но дал жизнь другим птицам. В мифе осуждается непокорность, Богданович же её восславил.

«Погоня » - один из самых темпераментных и драматических произведений поэта. Автор обращается к героическим страницам белорусского прошлого, призывает защищать свою Мать-Страну. Слова поэта были положены на музыку белорусского музыкального ансамбля «Песняры », белорусского мужского хора под управлением Николая Равенского, камерного мужского хора «Уния » и др..

В феврале 1917 года друзья поэта собрали деньги, чтобы он мог ехать в Крым лечиться от туберкулёза. Но лечение не помогло. Умер Максим Богданович на рассвете 13 (25) мая 1917 года в возрасте 25 лет.

Судьба творческого наследия

Архив поэта хранился у Адама Богдановича, оставшегося в Ярославле. Чтобы сохранить рукописи, он убрал их в сундук, отнёс его в погреб и спрятал под лёд. Во время подавления Ярославского восстания в 1918 году дом Богдановичей на Сенной площади был сожжён, лёд растаял, сундук обгорел, в него проникла вода. После Адам Богданович просушил и разгладил пострадавшие, но всё же сохранившиеся рукописи. Когда ими заинтересовался Институт белорусской культуры, он передал их приехавшему за ними сотруднику института. В 1923 году отцом были написаны «Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича ».

Литературное наследство Богдановича значительно: кроме сборника «Венок », изданного при его жизни (1913), пятидесяти с лишним стихотворений и значительного количества критических и публицистических статей, напечатанных в разных периодических изданиях («Наша нива », «Вольная Беларусь », «Гомон » и другие), в переданных Институту белорусской культуры отцом покойного поэта рукописях сохранилось свыше 150 стихотворений и ряд прозаических статей и заметок.

Произведения поэта переведены на два десятка языков мира, публиковались в Великобритании, Германии, Польше, России, Франции, Югославии и других странах.

Ещё в 1950-е годы в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов.

В 1991-1995 годах издано полное собрание сочинений поэта в трёх томах.

Творчество

По мнению литературоведа И. И. Замотина (1873-1942), в творчестве Богдановича находили отражение литературные искания и предреволюционные настроения начала века, белорусское возрождение и старина, личные переживания; на многих его стихотворениях и повестях лежит общий грустный колорит, вызванный противоречивой эпохой, а также обусловленный болезнью поэта и предчувствием близкого конца; но Богданович верит в обновление жизни и ждёт его с надеждою.

Максим Богданович создал много прекрасных образцов гражданской, пейзажной, философской лирики; написал ряд любовных стихов, посвящённых Анне Кокуевой (ярославская знакомая поэта, в которую он был влюблён).

Лирика Богдановича тесно связана с устной народной поэзией, национально-освободительными идеями, проникнута любовью к трудовому народу. В некоторых стихах звучит протест против мира насилия и социальной несправедливости: «Пан и мужик » (1912), «Двинемся, братья, скорей! » (1910), «Межи ».

Несмотря на то, что Богданович владел белорусским языком не безупречно, он сознательно приобщал его к достижениям стихотворной формы (особенно в области строфики) и художественного стиля, осуществлённым в античной и западно-европейской литературах, в чём имел большой успех. Кроме того он оставил немало подражаний и переводов.

На поэзию Богдановича повлияли произведения французских символистов, российских акмеистов. Однако он стремился к созданию собственной белорусской поэзии, органического слияния белорусских и зарубежных традиций, призывал в своих статьях «держаться народной песни, как слепой держится забора ». Богданович создал прекрасные пейзажи родной Белоруссии и внёс большой вклад в развитие поэтической культуры белорусского народа.

Богданович впервые в белорусском литературе применил такие формы как сонет, триолет, рондо, верлибр и другие классические стихотворные формы. Стихотворение «В Вильнюсе » стало первым примером жанра городской поэзии в новой белорусской литературе.

По мнению отца поэта, в творчестве сына отразилась лучшая сторона его души, «а может быть, и вся она целиком. Его лирика есть история его душевных переживаний, живописно рассказанных им самим, а его другие писания свидетельствуют о его взглядах и убеждениях, о его общественных интересах. »

Память

В 1927 году, через 10 лет после смерти поэта, Валентином Волковым был создан «Портрет Максима Богдановича », который сейчас хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Работают музеи Богдановича в Минске, Гродно, Ярославле; имя поэта носят улицы во всех областных центрах Белоруссии, в Нижнем Новгороде, Ярославле и Ялте, школы и библиотеки в различных белорусских городах. Ему посвящена оперы «Звезда Венера » (Юрий Семеняко - Алесь Бачило) и «Максим » (Игорь Паливода - Леонид Прончак). В 1991 году имя Максима Богдановича внесено в календарный список ЮНЕСКО «Годовщины выдающихся лиц и событий »

В апреле 2008 года московский Государственный исторический музей согласился передать 6 полноценных поясов Слуцкой мануфактуры, которые вдохновили Максима Богдановича на создание стихотворения «Слуцкие ткачихи » в частный белорусском музей братьев Луцкевичей. Договор об экспозиции слуцких поясов в Национальном художественном музее был подписан лишь на год.

С 1986 года открыт музей в Гродно, в котором, по некоторым данным, с 1892 по 1896 год жила семья Богдановичей. Мемориальная вывеска на доме была установлена ещё в 1965 году. Но по другим сведениям Богдановичи жили в одном из соседних домов.

К созданию музейных коллекции в Гродно приложила руку и известная белорусская поэтесса Лариса Гениюш. Были переданы даже её вышивки, на которых васильки - цветы, что так нравились Максиму. Но раритетный сборник стихов Богдановича «Венок » 1913 года издания Лариса решила оставить в наследство своему сыну Юрку, что жил за границей. После смерти поэтессы её сын собирался перевезти «Венок » в Польшу, но под угрозой конфискации сборника на польской границе, решил оставить в наследство музея и его.

Залы экспозиции: портретная галерея знаменитых людей; литературно-общественное движение конца XIX - начала ХХ веков; гродненский период жизни семьи Богдановичей. Есть четыре мемориальные комнаты: кабинет отца, комната матери, детская, гостевая, а также отдел «Гродненская литературная: прошлое и настоящее ».

2016-08-29

Родился известный поэт в 1891 году (9 декабря) в городе Минске. Его семья была педагогами: отец – преподавал в училище, мать, когда Максиму исполнилось 5 лет умерла. Тогда они проживали на Александровской улице (сейчас эта улица носит имя поэта). Небольшой отрезок времени детства Богдановича прошел в Гродно – именно туда через 8 месяцев после рождения Максима переехала вся семья.

В 1907 году вышло первое произведение поэта на белорусском языке под названием «Муз"ыка». Вскоре он был напечатан в газете «Наша нива».

После окончания гимназии в 1911 году Максим приезжает в Вильно, где знакомится будущими поэтами (В.Ластовским, братьями Луцкевичами и иными деятелями).

После посещения музея древних раритетов Максим создает стихотворение «Слуцкие ткачихи», куда вкладывает все свои впечатления от увиденного в музее.

При поддержке княгини Радзивилл (1914 год) в типографии издается сборник произведений Богдановича под названием «Венок» (тираж 2000 экз.). В благодарность Магдалене Радзивилл на титульном листе книги был поставлен знак лебедя, который являлся отсылкой к гербу Завишей, к которым и принадлежала Магдалена.

В 1916 году поэт возвратился в Минск. Несмотря на то, что он уже был тяжело болен в это время, он много работал, а свободное время отдавал общественной работе. Работал в молодежных кружках. В этот период Богданович создает произведения "Потерянный лебедь" и "Погоня". Последнее стало национальным гимном. У него было множество творческих планов, однако осуществить эти планы он уже не смог.

В феврале 1917 года во время обострения болезни Максим отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 25 мая в возрасте 25 лет поэт умер. Похоронен Максим Богданович в Ялте.

На стихи Богдановича накладывалась музыка. Многие из этих музыкальных произведений стали народными. Популярный белорусский ансамбль "Песняры" также исполнял песни на стихи М.Богдановича.

Произведения великого поэта были переведены на несколько десятков языков мира.

Его именем названы улицы Республики Беларусь и России. Его имя носят библиотеки и школы Беларуси.

О жизни поэта снято 4 фильма, ему посвящена опера «Максим» и оперетта «Зорка венера».

Максим Богданович оставил богатое творческое наследие после себя, вошедшее во многие учебники по белорусской литературе.

Богданович Максим Адамович - белорусский поэт. Лирика Богдановича связана с народной поэзией, проникнута любовью к трудовому народу.


Богданович Максим Адамович родился 27 ноября (9 декабря) 1891 года. Поэт, переводчик, литературный критик и публицист, классик белорусской литературы. Родился в семье известного этнографа и историка, одного из руководителей местной организации «Народная воля» А. Е. Богдановича. Окончил Ярославский юридический лицей. В возрасте 25 лет умер от туберкулеза легких.

Впервые выступил в печати в 1907 со стихотворением в прозе «Музыкант» в газ. «Наша нива», издаваемой в Вильно. Единственный прижизненный сборник стихотворений «Венок» вышел в Вильно в 1913 на белорусском яsыке в типографии Мартина Кухты.

Литературное наследие Богдановича было впервые полностью собрано и издано АН БССР в 1927-29 при участии отца поэта.

Богданович известен как переводчик на белорусский язык поэтических произведений с русского, украинского, польского, французского, других европейских языков. Писал стихи по-белорусски и по-русски, однако последние значительно меньше.

Увлечение славянской народной поэзией побудило Богдановича создать стихотворное переложение отрывка из "Слово о полку Игореве" - «Песню про князя Изяслава Полоцкого». "Слово о полку Игореве", по свидетельству отца поэта, Богданович читал еще в детстве (в оригинале и в переводе А. Майкова). Переложение впервые опубликовано в календаре «Нашей нивы» на 1911. Богданович воспринимал "Слово о полку Игореве" как произведение, равно принадлежащее трем славянским культурам: русской, украинской и белорусской и тесно связанное с устной народной традицией. Богданович обратил внимание на социально-эстетические основы поэтической образности памятника: «Многие места в „Слове“ переполнены образами и сравнениями... взятыми из быта народа-земледельца». Богданович писал о интонационном и ритмическом богатстве текста "Слово о полку Игореве". В другой статье («Червонная Русь. Австрийские украинцы») Богданович назвал "Слово" старинной песней-былиной. Поэтическое переложение Богдановича, которое И. П. Еремин считал «вольным переводом», воспроизводит фрагмент о князе Изяславе Васильковиче («Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ... Трубы трубятъ городеньскіи»). «Можно предположить, что Богданович предпочел именно „Песню“ из-за последних ее строк. Переведенный отрывок из „Слова“ приобретал для самого поэта оттенок лирического напоминания о древнем городе, видавшем тевтонских рыцарей и монголов, шведов и Наполеона, бережно хранившем память о великом белорусском революционере Кастусе Калиновском и его друзьях». В комментарии к «Песне» в издании «Белорусские поэты» отмечено, что у Богдановича речь идет не о Гродно, а о Городне. Перевод фрагмента у Богдановича в целом близок древнему тексту. Однако в его начале опущено слово «единъ же», тем самым не передано противопоставление Изяслава другим князьям, игра глаголом «притрепати» у Богдановича не воспроизведена. Фраза «и с хотию на кровать...», являющаяся одним из «темных мест» "Слова", не вошла в переложение. Говоря о том, как Изяслав «изрони» душу, Богданович опустил эпитет «жемчужную», сняв при этом важную для поэтики "Слова" ориентацию на христианское представление о душе-жемчужине. Эпитет «храбрый» (о теле Изяслава) Богданович заменил на «удалая» (душа). Переложение фрагмента "Слова" у Богдановича - это первое поэтическое воспроизведение текста памятника на белорусский язык. Полный перевод на белорусский язык был опубликован лишь в 1921 Янкой Купалой. На русский язык «Песню про князя Изяслава Полоцкого» Богдановича перевел Н. В. Банников.



Случайные статьи

Вверх