Методы исследования памяти и внимания. Диагностика познавательных процессов младших школьников

Запоминание 10 слов. Методика направлена на исследование непосредственного запоминания и отсроченного воспроизведения. Состоит в том, что испытуемый должен запоминать и воспроизводить предъявленные ему психологом 10 слов. Слова зачитываются 3-4 раза. Количество слов, которое испытуемый запомнил непосредственно после предъявления, служит показателем непосредственного запоминания; количество слов, которое испытуемый смог вспомнить через час после предъявления, служит показателем отсроченного воспроизведения. Эта методика позволяет судить о состоянии кратковременной памяти.

Пиктограмма - методика для исследования опосредованного запоминания графическим образом. Испытуемому читаются слова и словосочетания. Он должен придумать образ, ассоциативно связанный с каждым из этих слов, и нарисовать его. Через час испытуемому показывают его рисунки и просят вспомнить с их помощью названные психологом слова. Наряду с опосредованным запоминанием, методика «Пиктограмма» позволяет выявить особенности графики, мышления больного, в ней могут проявиться особенности личности и эмоционально состояния.

Опосредованное запоминание (по Леонтьеву) - методика направлена на исследование опосредованного запоминания. Проведение её похоже на проведение «Пиктограммы», но отличие в том, что испытуемому предлагается готовый набор картинок, из которых он выбирает картинку, ассоциативно связанную с запоминаемым словом. Методика также дает информацию об особенностях мышления.

Корректурная проба. Цель методики – выявить способность к концентрации внимания и работоспособность испытуемого. Она состоит из нескольких рядов букв, написанных в случайном порядке. Испытуемый должен находить и отмечать заданные буквы. Методика выявляет колебания внимания, динамику работоспособности (врабатываемость, утомляемость), темп психической деятельности.

Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Может быть использована для определения темпа психической деятельности, объема внимания. Методика состоит из 5 таблиц, на которых в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый должен последовательно находить каждое число, при этом засекают время. Методика выявляет колебания темпа психической деятельности, выраженные нарушения внимания.

Проба Крепелина. Пациента просят из 100 последовательно вычитать 7, 13 или 17. Анализируют допущенные ошибки и время, которое тратится на вычитание. Методика выявляет колебания темпа психической деятельности, выраженные нарушения внимания и интеллекта.



Глава 7. Нарушения интеллекта

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) – это способность к приобретению знаний, опыта и умение использовать их на практике (умение ставить и решать жизненно важные задачи).

По Векслеру, интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами - успешно меряться силами с окружающим миром.

Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Основой интеллекта является мышление, к предпосылкам относятся память, внимание, речь, моторика, познавательная активность, эмоции, воля.

Различают: врожденное или рано приобретенное (до 3 лет) снижение интеллекта - умственная отсталость (малоумие) и утрату ранее приобретенных (в течение жизни) интеллектуальных способностей – деменцию (слабоумие).

7.1 Умственная отсталость

Умственная отсталость – это врожденное или рано-приобретенное (до 3-х лет) снижение интеллекта, при котором нарушается как мышление, так и предпосылки интеллекта, т.е. это общепсихическое недоразвитие с преимущественным поражением интеллекта. Ранее данное состояние обозначалось термином «олигофрения», в настоящее время он изъят из МКБ-10.

Главными критериями умственной отсталости всегда считались:

Тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактно-логического мышления

Непрогредиентный характер интеллектуальной недостаточности.

По данным ВОЗ, а также многих зарубежных и отечественных авторов распространенность умственной отсталости в популяции колеблется от 1 до 3%. Данная патология среди мужчин встречается в 1,5 раза чаще, чем среди женщин.

Причины нарушений интеллекта – генетические факторы, хромосомные заболевания (синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфелтера, трисомия-Х, XYY и др.), антенатальные факторы (внутриутробные инфекции, Rh-конфликт, конфликт по факторам системы АВО, интоксикации, внутриутробная гипоксия и асфиксия плода, прием матерью некоторых лекарственных препаратов – антибиотиков, барбитуратов, нейролептиков и др., злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами), интранатальные факторы (асфиксия в родах), постнатальные факторы, действующие на ребенка в возрасте до 3-х лет (комы, ЧМТ, токсическая дифтерия, менингоэнцефалиты), наследственные дефекты обмена (фенилкетонурия, мукополисахаридозы и др.). К особо опасным внутриутробным инфекциям относятся краснуха, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция, грипп.



Для умственной отсталости характерен полигенный тип наследования, т.е. у родителей, имеющих компенсированные отклонения, может родиться больной ребенок.

Исследование слухоречевой памяти

Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия), лист 1

Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсро­ченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребен­ка со слухоречевым материалом.

Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единствен­ном числе именительного падежа.

Процедура предъявления методики достаточно разработана и описана в ряде предлагаемых источников . В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов).

Оценить возможность удержания порядка слов представляется достаточно трудным. По результатам исследования может быть построена кривая запо­минания.

Анализируемые показатели:

    объем слухоречевого запоминания;

    скорость запоминания данного объема слов;

    объем отсроченного воспроизведения;

    особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вер­бальных парафазии и т.п.);

    особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия.

Возрастные особенности выполнения . Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9±1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы. Для детей младше 7 лет используется словарный материал меньшего объема (5-8 слов).

«Запоминание двух групп слов» (лист 1)

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а так­же возможности удержания порядка предъявляемого материала: Для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова - 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов - 3 слова).

Примечание. Для запоминания используются простые, частотные, не связан­ные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения.

Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно так­же вводить соревновательную и иные формы мотивации.

Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за друж­кой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произно­сит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни од­ного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать за­мечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произ­носились слова.

Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно.

Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова.

Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъяв­ляется вторая группа слов в описанном выше порядке.* Вся процедура повторяется.

Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.

Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели:

    количество необходимых для полного запоминания повторений;

    возможность удержания порядка слов;

    наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу;

    наличие трудностей избирательности мнестических следов;

    наличие негативного влияния групп слов друг на друга.

Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии про­извольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъяв­лений, а из 5-ти слов - с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен.При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенно­сти запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужно­го в данный момент слова.Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количе­стве 5+3.Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более одного-двух слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (одно-два слова).

Исследование зрительной памяти (лист 2)

Методика направлена на исследование особенностей зрительного запомина­ния. Для запоминания предлагается ряд абстрактных зрительных стимулов. Ребенку предъявляется колонка из трех стимулов, находящаяся в правой части листа. Время экспозиции стимулов достаточно произвольно и зависит от задач исследования. Оно составляет 15-30 сек. При этом левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после окончания экспозиции (время и характер интерферирующей деятельности после экспозиции могут варьироваться в зависимости от задач исследова­ния) ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами безусловно должна быть закрыта..

Анализируемые показатели:

    количество правильно узнанных стимулов;

    возможность удержания ряда зрительных стимулов;

    характер ошибок узнавания (по пространственным признакам).

Методика используется в основном для детей, начиная с 5-ти лет.

Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка

Исследование особенностей внимания и работоспособности возможно при анализе выполнения любых, в том числе и школьных, заданий, однако на практике удобнее стандартные методы.

Методика Пьерона - Рузера (лист 3)

Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения.

Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.

В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обо­значениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен рас­ставить в предлагаемом бланке.

Процедура проведения

Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигур­ки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в тре­угольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ниче­го в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (сле­дует еще раз повторить, где и что нарисовать, - устно). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 ми­нуты),- отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.

Примечание. Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на обра­зец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: ста­рательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

Анализируемые показатели:

    возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;

    общее количество заполненных фигур;

    число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);

    количество ошибок (общее);

    количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения ко­личества ошибок);

    распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа.

Возрастные особенности выполнения. Методика может применятся в работе с детьми, начиная с 5,5-летнего воз­раста до 8-9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться водной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

Хорошими результатами выполнения методики считаются:

    быстрое запоминание условных обозначений;

    ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;

    незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).

Корректурная проба (лист 4)

Данная методика аналогична методике Пьерона - Рузера и используется для детей, умеющих опознавать буквы, начиная с 7-8-ми лет. Методика также предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, проявления признаков утомления и пресыщения. При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачер­кивать 3-4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для млад­ших школьников).

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устой­чивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу ука­зывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу ра­боты, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; если ошибки распределя­ются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внима­ния, трудностях его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

Анализируемые показатели:

    темповые характеристики деятельности;

    параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

    количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптичес­кого типа и т.п.);

    динамика распределения ошибок зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе;

    наличие факторов пресыщения или утомления.

Таблицы Шульте (листы 5; 6)

Методика применяется для исследования темповых характеристик сенсомоторных реакций и особенностей (параметров) внимания у детей, начиная с 7-8-летнего возраста. Ребенку предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25. Сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы. Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 сек.

Анализируемые показатели:

Время, затраченное на каждую таблицу;

Параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

Количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени (15 сек, 30 сек);

Сравнительные характеристики времени, за которое ребенок находит каждые пять цифр (равномерность выполнения задания);

Ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или про­странственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.

Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте), лист 7

Методика была предложена для исследования работоспособности - упражняемости, выявления параметров утомляемости и «врабатываемости». Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шуль­те. Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание - в зависи­мости от знака перед строкой) двух цифр. При этом его предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 секунд (или каж­дую минуту) делается отметка на листе, в том месте; где в настоящий мо­мент остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы.

По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кри­вые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на нали­чие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.

Анализируемые показатели:

Темп работы;

Наличие истощения или пресыщения деятельности (дифференциация процессов);

- «врабатываемость» в деятельность (по временным характеристикам деятельности);

- параметры внимания (устойчивость внимания, возможность его переклю­чения).

Примечание. В данном варианте методика может использоваться с момента овладения ребенком счетными операциями в пределах 20.

Включает диагностика памяти, мышления, диагностика внимания, восприятия и воображения. Такая диагностика просто необходима в старшем дошкольном возрасте. Если не учитывать индивидуальные особенности и возрастные характеристики дошкольников, то вряд ли эффективным будет развитие познавательной сферы. И это будет способствовать успешному интеллектуальному и эмоционально-волевому становлению личности будущих школьников.

Перед поступлением в школу следует исследовать уровень сформированности .

Диагностика внимания

Диагностика внимания проводится не дольше 15 минут. За э то время дошкольник может устать, и внимание будет отвлеченным. В таком случае объективным результатов не получить.

Существуют разные группы методик исследования различных процессов, в том числе направленных на основные свойства внимания.

Одна из них диагностика внимания с помощью методики «Корректурная проба» . На бланке с изображенными буквами нужно отметить или повычеркивать похожие буквы, что и буквы в первом ряду. На все про все дается лишь 5 минут.

Чем больше букв правильно вычеркнуто, тем больше объем . На концентрацию же внимания указывает наименьшее количество ошибок при выполнении задания.

Нормой считают объем внимания в 400 знаков и больше. При этом на хороший уровень концентрации указывает допустимое количество ошибок 10 или менее. Эти нормы только для детей рассматриваемого нами возраста, т.е. у старших дошкольников 6-7 лет.

Диагностика памяти

За 30 секунд детям предлагается посмотреть на картинки, стараясь запомнить 12 из них. Картинки представлены в виде таблицы.

Когда таблица убирается, детей просят нарисовать или перечислить картинки, изображенные на таблице.

Чем больше правильно названных картинок, тем выше уровень . Для старших дошкольников нормой считается 10, или хотя бы 6 правильно названных или нарисованных картинок.

Диагностика мышления

Для диагностики таких процессов, как мышления есть много методик. Одни используются довольно часто. Другие разработаны совсем недавно и еще не получили своего признания. Мне нравится методика под названием «Времена года» . Суть данной методики состоит в том, чтобы за 2 минуты ребенок смог догадаться, какое время года изображено на картинке. После этого он должен обосновать свой ответ, пояснить, почему он так считает.

Оценивают ответы следующим образом:

  • 10 баллов начисляется за правильные ответы на все картинки, если ребенок смог доказать, что именно это время года изображено на картинке. Не менее 8 признаков подтверждения на всех картинках, по 2 признака на каждую картинку.
  • За правильное определение сезона и обоснование 5-7 признаков ребенок получает 8-9 баллов.
    правильное определение и обоснование 3-4 признаков дают ребенку лишь 6-7 баллов.
  • Подтверждение своего мнения по 1-2 признакам указывают на 4-5 баллов.
  • Самый низкий уровень развития мышления ребенок проявляет при 0-3 баллах за попытку определить время года и обосновать признаки. Но попытки были неудачными.

Диагностика развития восприятия

В специальной рубрике о психических сторонах личности мы будем подробно останавливаться на разных методиках относительного каждого вида . Здесь же мы кратко затронем одну из методик, направленных на диагностику зрительного опознавания изображения.

Методика считается одной из самых легких. Детям представлены пять карточек с разными изображениями. Картинки педагог выбирает на свое усмотрение.

Картинки окрашены в черный и хроматические цвета.

Всего наборов два. Во втором наборе такие же в точности пять картинок. Но среди них встречаются лишние. Их тоже несколько.

Сначала детям показывают карточки из первого набора. Дошкольники должны из своего набора отобрать похожие картинки.

Затем используется только основной первый набор картинок. Детей просят назвать, какая форма и цвет у фигурки.

Можно задать вопрос о месторасположении фигурки. И так взрослый может выявить основные стороны восприятия ребенка: форму, цвет, пространственное расположение.

Выполнив правильно все задания по обеим наборам, ребенок покажет достаточный уровень зрительного восприятия. Если же ребенку сложно давались ответы на поставленные взрослым вопросы, то можно начинать коррекционную работу.

Диагностика развития воображения

Для диагностики воображения у детей можно использовать методику «Дощечка» , суть которой строится на экспериментировании.

Для исследования нужно выбрать деревянную дощечку. Она должна состоять из четырех маленьких частичек квадратной формы. Все части соединяются петлями.

Эту дощечку разворачивают перед детьми и предлагают с ней поиграть. Взрослый показывает, что такую дощечку можно сгибать и складывать.

Когда дети проверять все способы игры с дощечкой, взрослый начинает задавать вопросы, что получается у детей, на что похожа фигура, полученная из дощечки.

Так можно играть долго, пока дети не устанут.

Каждый ответ ребенка оценивается в один балл.

Применение данных процессов психики носит эмпирический характер. В практике дошкольного заведения используют часто такие методы, как наблюдение. В результате наблюдений также можно получить общие сведения об уровне развития того или иного психического процесса.

Методика «корректурная проба» (буквенный вариант), методика «отыскивание чисел (таблицы Шульте)», методика «10 слов», методика «память на числа», «память на образы» Леонтьева.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Свойства памяти: Точность, Объём, Скорость процессов запоминания, Скорость процессов забывания. Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Методика «10 слов » Лурия.

Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Протокол в виде таблицы, по вертикали количество повторений слов (пять и через час), по горизонтали список слов, 10 штук, плюс колонка для добавочных слов. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Методика «отыскивание чисел».

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, на них расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60 на 60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обследуемым на каждую таблицу. Результаты можно выразить графически. Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следует уточнить характер этого явления - признак ли это повышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки - пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок в каждой последующей таблице. Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они почти не запоминаются и поэтому в процессе исследования их можно использовать повторно.

Вниманием называют процесс урегулирования поступающей информации с точки зрения приоритетности для субъекта и исполнения назначенных задач. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Диагностика внимания – это изучение тех или иных ее свойств посредством разных методик. В этой статье представлен обзор наиболее известных методик.

Какие основные свойства внимания?

  1. Объем – число предметов, на которые может сосредоточить внимание человек в доли секунды.
  2. Переключаемост ь – способность быстро перейти от одного вида деятельности к другому.
  3. Избирательность – расстановка приоритетов в зависимости от поставленных задач и личной важностью.
  4. Устойчивость – способность длительное время сохранять концентрированность на определенном объекте или виде деятельности.
  5. Концентрация – уровень сосредоточенности человека при наличии шума или других помех.
  6. Распределение – возможность направлять внимание одновременно на несколько разнохарактерных объектов.

Методики диагностики объема внимания

Оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Горбова (35*35 см) и указки. Такое исследование должно проходить субъективно. Испытуемому дается инструкция, согласно которой он должен показать указкой все числа от 1 до 25. Важно, чтобы человек находился на таком расстоянии от таблицы, чтобы ее полностью видеть.

Методика «Крестики» . Испытуемому дважды демонстрируются таблицы с различным распределением крестиков. После предъявления он должен занести крестики в свой бланк, как он их запомнил. На выполнение 1-4 карточки отводится по 10 секунд, 5-6 – 15 секунд, а для 7 и 8 – 20. Количество правильных ответов заносится в таблицу и интерпретируется в оценку в баллах.

Методики исследования переключаемости внимания

Субъекту предлагаются 5 неидентичных таблиц с числами от одного до двадцати пяти. Прежде чем начать исследование, дается четкая инструкция: «Покажите и назовите все числа от 1 до 25. Постарайтесь сделать как можно быстрее и без ошибок». Исследователь должен зафиксировать время, потраченное на каждую таблицу, для дальнейшей расшифровки результатов теста.

Поиск чисел с переключением . Для проведения опыта понадобится таблица Горбова-Шульте. В таблицу занесены числа 1-25 черного цвета и 1-24 красного цвета. Необходимо поочередно называть черные числа в порядке возрастания и красные числа в порядке убывания. Время на исполнение в среднем 90 секунд.

Важно проводить опыт индивидуально с каждым испытуемым, а также заранее подготовить протокол. В протоколе отмечают время на каждый из 5 этапов (10 чисел) и регистрируют ошибки.

Анализ данных проводят по специальной формуле, рассчитывая сначала каждый этап отдельно, а затем общий результат. Рост количества ошибок и затраченного времени указывает на истощаемость нервных процессов.

Протокол исследования оценки переключения внимания:

Регистрация времени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
t1 1
2
3
4
5
24
23
22
21
20
t2 6
7
8
9
10
19
18
17
16
15
t3 11
12
13
14
15
14
13
12
11
10
t4 16
17
18
19
20
9
8
7
6
5
t5 21
22
23
24
25
4
3
2
1

Методики исследования избирательности внимания

Тест Мюнстерберга . Это ряд букв, среди которых встречаются слова. Испытуемому предлагают найти и подчеркнуть все слова за 2 минуты. В протоколе отмечают время, затраченное на выполнение задания, и ошибки.

(ТТ) предусматривает поиск трехзначных чисел среди фонового материала. Субъекту предлагаются 10 трехзначных чисел, которые он должен найти среди 100 трехзначных чисел.

Прежде чем начать тест четко дается инструкция: «Перед вами бланк, верхние два столбца – это числа эталоны, которые необходимо отыскать в нижних столбцах. Найденное число обведите кружочком, а в верхнем столбце вычеркните. Работать нужно быстро».

Выделяют 3 стиля работы:

  1. систематический – методично сканировать все числа;
  2. оптимальный – упорядочено искать соответственно последовательности искомых эталонов;
  3. хаотичный – беспорядочный просмотр всего фонового материала.

В среднем человек тратит 190-210 секунд для выполнения задания. Проведенные исследования нормы обнаружили, что успешность представительниц слабого пола значительнее, чем у мужчин, с годами в обеих группах успешность снижается. Коэффициент успешности соотносится с коэффициентом интеллекта в целом и степенью академического обучения.

Методики исследования устойчивости внимания

Наиболее популярный , который помогает изучить устойчивость внимания исследуемого при простой монотонной деятельности. Необходимо сложить числа, напечатанные одно под другим, записать полученный результат без десятка. Испытуемого предупреждают, что после каждого слова «Стоп» он должен начинать работу с новой строчки. Работать нужно быстро и безошибочно.

По результатам опыта строят кривую утомляемости. Увеличение количества ошибок и/или снижение скорости выполнения задания к концу эксперимента говорит об истощаемости.

Исследование концентрации внимания

Корректурная проба Бурдона . За определенное время (обычно 30 или 60 секунд) необходимо вычеркнуть указанные в инструкции цифры или буквы. О хорошей стабильности и сосредоточении внимания свидетельствуют следующие показатели:

  • время;
  • затраченное на выполнение заданий;
  • количество ошибок.

Существует еще масса разных способов исследовать внимание, так как оно непосредственно связано с познавательной деятельностью и памятью, соответственно и с интеллектуальным развитием. Расстройство внимания не является характерным для каких-либо психических болезней и типов психического реагирования. Однако, можно зафиксировать специфику их видоизменений при различных психических отклонениях.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Случайные статьи

Вверх