Мифы древней руси для детей. Древние мифы Руси. Герои мифов Древней Руси

Современная западная массовая культура традиционно «кормит» общественность мифами о России. Здесь и медведи, и вечная зима, и ставшие неотъемлемой частью образа Ленин, КГБ, АК-47 и водка. Справедливости ради, стоит сказать, что мифы о русинах иноземцы складывали еще во времена становления Древнерусского государства. И зачастую мифы эти рождались не от умысла злого, а от непонимания чужого мира. Ниже - «горячая десятка» мифов о наших предках…

Русские живут в «подземной норе, вымощенной бревнами»

Арабские купцы, путешествующие через земли славян по торговым путям «Из варяг в греки» и обратно, записывали в свои дневники различные тонкости быта и культуры других народов. Правда, записи такие носили достаточно часто субъективную окраску, что и становилось почвой для возникновения мифов.

Загадочная русская баня

Одной из наиболее известных ошибок арабских хроник, дошедших до наших дней, стала запись о жилище славян. Арабы полагали, что славяне круглый год живут в «подземной норе, вымощенной бревнами».

В норе этой - одна комната и лавы, а в центре навалена куча из камней, что подогревают огнем. Арабы утверждали, что люди лили воду на камни, и в норе этой становилось так жарко и душно, что спать им приходилось абсолютно голыми.

Если славянин, то обязательно язычник

На протяжении многих столетий после 988 года, когда князь Владимир крестил Русь и приказал «рубить церкви по градам», многие жители Европы считали, что земли славян - край язычников. Впрочем, не исключено, что западноевропейская элита прикрывала этим мифом свои попытки «окатоличить» своих братьев по вере.

Борода - признак нечистоплотности

На Руси действительно носили бороды. Борода считалась фундаментальной добродетелью православного русского человека. Но на западе это породило миф о том, что славяне по природе своей нечистоплотны.

Русская борода

На самом же деле в русских банях мылись куда чаще, чем в Лувре, где, чтобы перебить «срамной запах» пользовались парфюмом, а дамы гоняли блох в своих высоких причёсках специальными длинными деревянными палочками.

Войны-славяне воюют на деревьях

Этот весьма нелепый миф родился после того, как славяне совершили несколько набегов на Византию. «Войны эти не носят ни доспехов, ни железного меча, а случае опасности залезают на деревья», - осталось в хрониках.

На самом деле русские войны никогда не «прятались» на деревьях, они умели прекрасно вести бой в лесу. Миф этот появился, возможно, и из-за разницы в тактике ведения боя. Русские войны отступали в лес вовсе не из страха, а от того, что в прямом бою не могли совладать с тяжелой византийской конницей. В лесу же византийские катафрактарии теряли свое преимущество.

Славяне идут в бой голыми

Константин VII Багрянородный, византийский император, в своем труде «Об управлении империей» писал, что славянские воины выходят в бой голыми. От того родились мифы о варварстве и неистовстве славянской армии.

Древние славяне в бою

На самом деле, в бой русины выходили не в неглиже, а лишь с оголённым торсом. Правда, снимали кольчуги с тела, как правило, только командиры отряда, чтобы показать намерение биться с врагом насмерть. Это означало и отказ от возможности вести переговоры, которые так любили византийцы. Выход на бой в таком виде, вовсе не означал, что у славян не было средств защиты и археологические находки тому подтверждением.

По русским поселениям ходят медведи

Миф о медведях, популярный и сегодня, имеет весьма древние корни. Родился он до крещения Руси. Византийские историки еще в IX веке упоминали о том, что «в варварском, чужом крае славян, люди поклоняются медведям как богам, а медведи живут среди людей и ходят по поселениям их».

В России по улицам ходят медведи

Родился миф из-за славянского бога Велеса, одним из воплощений которого был медведь. Так миф о русском медведе дошёл с Древней Руси до современной Красной площади. Справедливости ради следует отметить, что медведи по русским селениям действительно иногда ходили, правда, происходило это на ярмарочных выступлениях.

Славяне нетерпимы к другим религиям

В западном мире существовал миф, что славяне не признают никакую веру, кроме православия. Хотя Крещение Руси и было весьма болезненным процессом для местных жителей, с приходом христианства в землях славян установилась и веротерпимость.

Уже в Киевской Руси существовали и синагоги, и католические храмы, основанные германскими купцами, что приезжали на Русь торговать. И хотя на язычество было наложено табу, капища древних богов все еще оставались.

Толерантность

Толерантность русских сохраняется и сегодня. Только на территории Москвы (по состоянию на 2011 год), кроме 670 храмов и 26 часовен РПЦ, действуют 9 старообрядческих храмов, 6 мечетей и неизвестное количество мусульманских молельных домов, 7 синагог и 38 культурных еврейских центров, 2 храма Армянской Апостольской церкви, 5 буддийских храмов, 3 лютеранских и 37 молельных домов протестантских конфессий.

Славяне - негостеприимные затворники

Долгое время европейцы не отваживались путешествовать по славянским землям. Многие считали, что славяне закрытый и агрессивный народ. Первая религиозная миссия в земли славян во времена правления княгини Ольги закончилась для миссионеров неудачей, что уверенность о негостеприимстве местных жителей только подогрело.

На самом же деле у славян был даже языческий бог гостеприимства. А мифы о кровожадности местного населения родились на той почве, славяне не знали пощады к тем, кто посягал них их земли, богатство или веру.

Гостеприимство - русский обычай

Стоит отметить, что хлебосольностью русские отличаются и сегодня. Если, в Америке традиционно виновник торжества ждёт даров от коллег, то в России всё наоборот: как только у человека появилась мало-мальская причина что-то отметить, он тут же накрывает стол. Общеизвестны и ярмарочные забавы, популярные в России и сегодня.

Славяне «живут между деревьев»

Сегодня принято считать, что древние славяне были преимущественно земледельцами. Однако это не так. Даже на момент становления и расцвета Киевской Руси, большая часть земель была покрыта лесами. Известный подсечно-огневой способ земледелия выглядит сомнительным для широкого распространения, поскольку требовал значительных усилий и времени.

Земледелие развивалось очень медленно и имело локальный характер. Занимались же славяне преимущественно охотой, рыболовством и собирательством. Многие соседи считали, что славяне, подобно варварам, «живут между деревьев». Предки наши действительно нередко селились лесах, однако, там они строили избы и даже укрепления. Постепенно лес вокруг уничтожали, и на месте возникало поселение.

Л еший - хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Частый персонаж русских сказок. Другие названия: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа - глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь.

К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Народная легенда рассказывает о лешем как о порождении дьявола: «Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а черта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы».


К оргоруши, или коловерти - мифические существа мелкого размера, служащие на посылках у домовых. Как самостоятельный персонаж почти не встречается, в отличие от южнославянских злыдней. Смертные их видят в основном и образе кошек, преимущественно черной масти.

По другой версии, коргоруши - помощники дворового и приносят своему хозяину припасы или деньги, воруя их из-под носа соседского дворового. Соседские коргоруши, в свою очередь, могут поступать подобным образом, устраивал «случайное» битье посуды или потери, которые нельзя ни предусмотреть, ни отвратить.

К оляда - славянско-русский мифологический персонаж, связанный с циклом плодородия. В образе ряженого (козел и др.) - участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки). Однако в большинстве колядок о Коляде говорится как о существе женского рода.

Коляда - солнце-младенец, воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.

Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г.

В осточные славяне верили, что кроме обычных людей в давние времена землю населяли разные фантастические люди и народы: великаны, людоеды, морские люди, люди с песьими головами. Все эти сказания были заимствованы из книг XIII–XVII веков, привезенных на Русь из Византии и Европы, и пришли в культуру восточных славян вместе со многими апокрифическими сказаниями. Эти книги содержали пересказы сочинений античных писателей об устройстве земли и живущих на ней народах. Наиболее известными из них являются «Александрия» – легендарные сказания о жизни Александра Македонского, а также «Козмография» – книга, в легендарной форме повествующая о географии земли и населяющих ее народах.

Больше всего легенд было известно о великанах – первых людях на земле, которые насыпали высокие курганы и строили огромные оборонительные валы. Эти люди были такими высокими, что лес для них был как трава для современных людей. Великаны могли передавать друг другу различные предметы через горы. Они даже ради забавы могли перебрасывать друг другу топоры и свои боевые палицы с одной горы на другую. Но великаны прогневали Бога неправедной жизнью. И Бог истребил их, устроив потоп. А после потопа возникли современные люди. До сих пор некоторые древние курганы в народе считают могилами великанов и рассказывают легенды о найденных там огромных костях.

А как на земле появились первые люди? Восточнославянские легенды отвечают на этот вопрос так. Бог вылепил человека из глины, как гончар лепит горшок. А еще Бог, как заправский пекарь, сначала пытался сделать человека из теста, но от этой идеи Ему быстро пришлось отказаться. Правда, другие говорят, что Бог пытался сшить человека из разных лоскутов кожи, как портной шьет костюм или платье. Откуда же произошли эти сказания?

В Библии рассказывается, как человек был вылеплен из земли, из праха: «И создал Господь человека из праха земного». Но в народную традицию эти сюжеты попали не как церковные каноны, из Библии, а из апокрифических книг. На Руси была известна книга «Как сотворил Бог Адама», с точки зрения которой в творении человека участвовал не только Бог, но и Сатана.

В осточные славяне полагали, что земля круглая, как тарелка, и по краям она сходится с небом. Землю окружает бескрайний океан. Обычный человек не может дойти до этих мест – их достигают только души умерших. А небо – это огромный сводчатый купол, покрывающий всю землю. Небо очень твердое. Его сотворил Бог на третий день создания Вселенной, чтобы жить там вместе с ангелами и душами святых людей.

Наши предки не очень хорошо представляли, что происходит на краю земли – там, где она соединяется с небом. В одних легендах говорилось, что в этих местах живут племена диких одноглазых людей, очень сильных и свирепых. В других – что на краю земли живут самые обычные люди. Только когда женщины там стирают белье, они вывешивают его сушить на рогах молодого месяца. А небо используют как большую полку, на которую удобно класть разную домашнюю утварь.

М ифы, которые объясняют происхождение земли и рассказывают о первоначальном существовании земли, природы и человека, называются космогоническими (это слово образовано от двух греческих слов со значениями «космос» и «рождать»). Один из наиболее древних космогонических мифов – это миф о сотворении мира из чудесного золотого яйца. Образ мирового яйца, из которого возник космос, был известен многим народам: древним грекам, индийцам, иранцам, китайцам. Их мифы гласят о том, что вначале не было ни земли, ни неба, мир был свернут в куриное (или утиное) яйцо. В финской мифологии это яйцо сносит утка на единственный холм, возвышающийся среди океана. Потом яйцо падает, разбивается, и из нижней половинки образуется земля, а из верхней его части – небо. В мифологии восточных славян этот сюжет ученые восстанавливают на основе сказок, в которых можно увидеть лишь его отголоски.

В русских сказках тоже встречается образ яйца, уроненного уткой в воду. Например, в сказке о трех царствах так рассказывается о происхождении мира. Герой отправляется в подземный мир на поиски трех царевен и попадает сначала в медное, затем в серебряное, а потом в золотое царство, где и находит царевен. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которые он по очереди сворачивает все три царства. Когда герой возвращается домой, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства. Кроме того, всем известна сказка о Курочке Рябе, которая содержит очень древний мотив разбивающегося золотого яйца.


Стр. 1 из 75

© Прозоров Л.Р., 2016

© ООО «Издательство «Яуза», 2016

© ООО «Издательство «Эксмо», 2016

Предисловие

Каждое историческое событие существует в ореоле мифов. Чем оно известнее, тем больше мифов, вокруг него. Скажу более, большая часть «известных каждому фактов» о том или ином историческом событии – миф.

Тут надо определиться с тем смыслом, который мы вкладываем с слово «миф». Собственно, любое историческое событие существует в памяти людей, облекается какими-то смыслами, воспринимается под углом определенного взгляда общества на себя и на мир. Такое восприятие само по себе можно назвать «мифом». Но мифы в таком смысле в этой книге мы трогать не станем. Оставим самое, пожалуй, употребительное значение слова «миф» – то есть массово распространенные, но не соответствующие истине сведения о том или ином историческом факте.

Мифы, прошу прощения за банальность, бывают разные. Исторические мифы условно делятся на три основные категории.

1. Мифы субкультурные, или, если угодно, сектантские. «Власти скрывают – но мы-то знаем правду» – лозунг этого рода мифов. Последователи интернетного «философа» Дмитрия Евгеньевича Галковского верят, скажем, что московская Русь была английской колонией, а приверженцы «древнерусской церкви староверов-инглингов» верят, что византийское летоисчисление «от сотворения мира» на самом деле «славяно-арийское», и произошло от «сотворения мира» с древним Китаем в некоем «звездном храме Коляды»

2. Обывательские. «Ну это ж все знают» – никто, правда, не знает откуда именно – максимум могут назвать фильм или роман. Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции, якобы жаловалась отцу Ярославу Мудрому в письмах на дикость парижан; немецкие рыцари в рогатых шлемах провалились под лед на Чудском озере, а Невский сказал про «кто с мечом к нам придёт»; славяне всегда были миролюбивые, а Екатерина II продала Америке Аляску…

3. Академические – последние называются «историографической традицией». «В научном плане этот вопрос давно решён!» – к сожалению, иногда «решён» он бывает без особой оглядки даже на известные в момент «решения» источники, а ведь источники в поле зрения ученых могут появиться и новые. Примеры подобных мифов многочисленны – «Путь из варяг в греки», религиозная реформа Владимира и пр.

Твёрдых перегородок между тремя разновидностями мифов, конечно, не существует. Наиболее активно между собою сообщаются вторая и третья разновидности. Общепринятые мифы складываются под влиянием исторических знаний – и академических мифов. В свою очередь, учёные рождаются на белый свет и растут отнюдь не в башнях из слоновой кости, и с детства пропитываются многими обывательскими представлениями. Иной раз «везёт», однако, и мифам субкультурным – так, выдумке Гумилёва про усыновление русского князя Александра Ярославича Батыем и побратимству его же с сыном Батыя Сартаком суждено было разойтись из узкого кружка гумилевцев-евразийцев в массы, попасть и в научные труды (грешен, поверил и я – пока не оказалось, что единственным источником, откуда мог почерпнуть эти сведения Лев Николаевич, был… роман «Ратоборцы» советского писателя Югова).

Иногда мифы смыкаются в самоподдерживающийся цикл. Историк ведь тоже человек. Он сперва маленьким, не умеющим читать, посмотрит, скажем, кино «Викинги», или, в лучшем случае, «И на камнях растут деревья». Потом прочтёт романы про вездесущих викингов (тысячи их… я про романы). Потом в университете ознакомится с освящённым многовековым повторением набором мнений трёхсотлетней давности про победительных всепроникающих норманнов, про «путь из варяг в греки» и пр. И уже с таким «бэкграундом» в мозгу будет читать источники.

Как думаете, увидит он в этих источниках рассказ, как Данию и Швецию регулярно грабили с VII (как минимум) по начало XIII века латвийское племя куршей и эстонцы? Как балтийские славяне облагали скандинавские страны данью? Как шведы общенародным ополчением, с верховным конунгом во главе, осаждали одну крепость одного из латышских племён, а когда удалось слупить с осаждённых выкуп, сочли это за чудо божье? Как норвежцы, плывя морем мимо берега бьярмов, побоялись свернуть в реку, «ибо берега её были густо заселены»?

А потом этот историк будет писать труды, с оглядкою на которые станут сочинять популярные книжки и романы, снимать фильмы и сериалы…

«Варяжский» вопрос – только один пример. А на самом деле такое – на каждом шагу.

Выше мы определили миф, как историческое представление, распространенное в той или иной среде, но не соответствующее истине. Тут впору читателям озадачить меня пилатовским вопросом: «Что есть истина?» Не рискну здесь отвечать на него в общефилософском смысле, а в смысле историческом за таковую принимаются (или, точнее, должны приниматься) данные источников – то бишь летописей, хроник, указов и ярлыков, и так далее – вплоть до берестяных грамот и даже средневековых граффити (да, да, пращуры не меньше нашего были охотники писать на стенах, в том числе на стенах церквей – где их творения сохранялись под слоями новых и новых фресок, прежде чем открыться взгляду реставратора). То есть стопроцентной истиной их всё же считать нельзя – все их оставили живые люди, склонные и честно заблуждаться, и преднамеренно лгать. Иные – особенно это касается летописей, саг и преданий – дошли до нас в Боги знают котором списке или пересказе, по пути обрастая ошибками по принципу «испорченного телефона», или додумываниями переписчика/пересказчика. Но поверять одни источники можно только иными источниками – а никак не тем, что их данные Вас почему-то не устраивают, или Вы подозреваете автора в неискренности. Здесь работа историка сильно напоминает работу следователя, имеющего дело с показаниями свидетелей и уликами (в роли последних выступают данные археологии). Поэтому уместным выглядит и выдвинутый известным историком Аполлоном Григорьевичем Кузьминым принцип «презумпции невиновности» в применении к источникам. То есть в доказательствах нуждается не правота источника, а недоверие исследователя.

Увы, параллель со следователем можно продолжить. Есть и план, и отчетность, и давление начальства, крайне неодобрительно относящегося к «висякам» или подниманию уже «закрытых» другими дел, есть мнение коллег, есть корпоративная этика и «честь мундира»… В некотором смысле историку даже труднее. Уволенного следователя могут взять на службу в какой-нибудь ЧОП или отдел безопасности корпорации – а куда податься уволенному историку? На грошовую зарплату учителя? С другой стороны, от следователя зависят судьбы живых, а кому, казалось бы, будет прок, если до истины докопается историк? Участники событий в большинстве случаев давным-давно мертвы…

Из книги Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения автора Деметер Георгий Степанович

Физическое воспитание в Древней Руси

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что в Древней Руси называли «пороками»? Пороком наши предки называли метательную машину, особенно широко применявшуюся в X–XV веках для метания камней, крупных стрел, бревен и других снарядов при осаде и обороне крепостей. На вооружении русского войска находились малые и

Из книги Я познаю мир. Сокровища Земли автора Голицын М. С.

Освоение железных руд в Древней Руси Геологи, занимающиеся историей своей науки, доподлинно знают: добыча железа на территории Руси осуществлялась с доисторических времен. Установлено, что у полян это ремесло существовало уже в IX веке. О выработке железа есть упоминания

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Международные связи Древней Руси Направления внешней политики Древней Руси:– Византия: торговля, дипломатические союзы (Ольга, Владимир), совместная борьба с кочевниками, вооружённые конфликты, военные противостояния (Игорь, Святослав, Олег). Это один из главных

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Культура Древней Руси Письменность: распространение стало возможным с принятием христианства (Новгородский кодекс, Остромирово Евангелие).Литература:– летописание (появление в XI в. «Повести временных лет», автор – монах Нестор, окончательная редакция – ок. 1118 г.,

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Существовали ли энциклопедии в Древней Руси? Хотя в Средние века и не знали самого слова «энциклопедия» (оно появилось только в XVIII веке во Франции), но сборники справочного характера были известны очень широко.Конечно, центральное место среди них занимали сборники

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Кто был самой образованной женщиной в Древней Руси? В истории древнерусского государства оставили о себе память не только князья и бояре, не только мужественные правители-воины, но и образованные правительницы. Имя знаменитой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда

Из книги автора

Как измеряли постройки в Древней Руси? Иностранные путешественники, побывавшие в средневековой России, писали об удобстве и функциональности деревянных построек, возводимых русскими мастерами. В частности, А. Олеарий восхищался пропорциональностью храмов и говорил,

Из книги автора

Какие деньги были в Древней Руси? В качестве платежного средства древние славяне использовали самые разные предметы: меха – шкурки соболей, белок, лисиц, куниц и других ценных пушных зверей; куски ткани – полотна. Отсюда, между прочим, и произошло хорошо известное нам

Из книги автора

Как награждали воинов в древней Руси? Обычай награждать воинов за мужество и героизм возник еще в рабовладельческих государствах. Так, в древнем Риме отличившихся воинов награждали перстнями с изображением императоров.Древнерусские князья награждали своих дружинников

Из книги автора

Какие энциклопедии были в Древней Руси? Хотя в средние века и не знали самого слова «энциклопедия» (оно появилось только в XVIII веке во Франции), но сборники справочного характера были известны очень широко.Конечно, центральное место среди них занимали сборники поучений по

Из книги автора

Крепости древней Руси. Укрепленные пункты, послужившие родоначальниками крепостей и служившие для охраны древней Руси от внешних врагов, известны в летописях под названием городов, городков, острогов и острожков. Слово "крепость" появилось в официальных актах с ХVII ст. и

0 У большинства значимых и не очень государств, имеются легенды и верования, в которых повествуется о могущественных божествах, храбрых героях, и жадных и недальновидных правителях. В России имеется так же очень много интересных мифов и сказаний, которые уходят на тысячи лет в прошлое нашей страны. Сегодня былая вера вновь усиливает своё влияние, и этому активно способствует интернет и информация представленная в различной научной литературе. В этих документах представлено великое прошлое нашей прародины. Много упоминаний в летописях касается мифической страны, которая называется Беловодье . Именно об этом заповедном месте говорится в древнейшей книге всех славян - "Русские веды ". Добавьте наш сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда получать интересную и свежую информацию.
Однако, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось указать вам на несколько наших публикаций связанных с тематикой различных суеверий и культов. Например, кто такая славянская богиня Девана , кого называют Бабой Ягой , узнайте больше о Славянских богинях , кто такой бог Перун и т. п.
Итак, продолжим, Мифы и легенды Руси, значение ?

Миф - это рассказ, который передаёт представления людей о возникновении мироздания, о героях и божествах, о мире и о месте человека в нём.


Легенда - это письменное свидетельство о неких исторических личностях или событиях из их жизни, по сути представление недостоверных фактов реальной действительности.

Книга Велеса

Согласна этим древним текстам, наши предки, под предводительством князя Яра сначала направили свои стоп за Урал, а позже поселились в Семиречье. Наконец они обосновались в Индии и Иране, где выделились славяне, то есть так называли тех, кто прославлял своих богов и предков.
К сожалению достоверных фактах о столь далёком времени у нас не осталось, большинство летописей и книг были сожжены или уничтожены особым образом. Это произошло после воцарения на наших землях христианства, а его служители огнём и мечом вытравливали из памяти людей воспоминания о древних временах и славных деяниях пращуров. Поэтому картина происходящего в то время может быть реконструирована только исходя из второстепенных источников, самые главные из которых, это европейские хроники, как правило латинские и германские, а так же документов оставшихся от чехов и поляков. Кроме того многие исследователи обращают своё внимание на тексты византийских и арабских авторов .

Фольклор славян

К сожалению, большинство информации мы можем почерпнуть, как раз у тех, кто всячески искоренял языческие религии, то есть у христианских служителей культа. У них имеются книги, где описываются самые разные обряды, которые комментируются и всячески порицаются. Простая деревенская мифология к счастью никуда не делась, её до сих пор упоминают в этих ваших интернетах. Я имею ввиду разную живность, вроде русалок , домовых , ведьм, духов, кикимор и кощеев бессмертных .
Гораздо позже, на смену олицетворению сил природы и мифическим животным стали приходить вполне человекообразные и понятные существа, например Леший. Первоначально данный персонаж делал только добрые дела, помогал найти дорогу в лесу, мог вывести на след пропавшей четвероногой живности и т. п. Правда, если человек начинал активно "свинячить " в лесу, то он мог осерчать, и заставить того заплутать, причём иногда такой индивидуум мог умереть, так и не найдя выхода к людям. Однако, после того, как в России стал править бал культ Христа, то Леший вдруг оказался злым и опасным существом.

Поскольку древние славяне занимались земледелием, то им, как воздух, была необходима помощь "берегинь", которые проливали на поля росу, и вообще всячески заботились об урожае. Первое время эти создания считались повелителями колодцев и мелких водоёмов, и выглядели, как девушки с крыльями. Однако позже, под влиянием европейской культуры, они превратились во вредных русалок.

Археология

Для того, чтобы лучше изучить быт наших предков, проводятся археологические экспедиции, в которых люди около трёх месяцев копаются в земле, пытаясь таким образом представить, что было на этом месте много веков назад. Причём некоторые находки действительно радуют, поскольку не редкость, когда откапывают клады с женскими и мужскими украшениями, на которых главенствующее место занимает языческая символика. Кроме того, соседние народы так же обладают памятью предков, и у них можно узнать много интересных легенд и сказок об нашем общем прошлом. Например, красной нитью сквозь все источники проходит информация о величии древней Киевской Руси. Многие считают, что тот старый Киев находился совсем в другом месте, а в нашем времени об этом событии сохранились лишь крупицы информации.

Верования

Что характерно, наши пращуры поклонялись деревянным идолам, и исповедовали тотемизм и анимизм (донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи ). В их мировоззрении два мира, потусторонний и реальный были крепко связаны между собой. В том, духовном мире проживали духи и божества, а реальный предназначался обычным людям и животным. Потусторонний мир был хорошо известен древним славянам, они слагали о нём легенды и сказки, и поэтому он был для них не менее реальный, чем тот, в котором они проживали сами.

Тотемность

В древние времена, славяне верили, что их предки всегда находятся рядом с ними, предоставляя защиту, еду и одежду. За это им искренне поклонялись, и верили, что некоторые души после смерти обрели образ животных.
У каждого славянского племени имелся свой особенный тотем. Некоторые племена считали, что их божество - это волк , и устраивали праздник зимой, в день солнцестояния, надевая шкуры и представляя себя этими хищниками. Они считали, что таким образом можно гораздо легче вступать в связь с душами умерших, и получить от них мудрость, защиту и поддержку. Именно такой была Древняя Русь, ведь именно об этой жизни слагались мифы и предания.
Наши пращуры преимущественно проживали в лесу, а здесь выживали только сильнейшие. По праву, самым опасным и хитрым животным леса считался Медведь . Для славян он стал не только защитником от разной нечисти, но и помогал с урожаем.
Помимо медведя, очень высоко ценился тотем Олень либо Лось. С того времени остался обычай вышивать на разных тканях Олениху, которая являлась богиней плодородия. Причём на всех без исключения вышивках Олениха была с рогами, хотя в реальной жизни у неё их не наблюдается. Это делалось для того, чтобы разместить в рогах солнце, показывая таким образом, что Олень является символом тепла, света и солнечных лучей.

Создания мира

Первые цивилизованные народы считали, что мир родился из яйца. Например это утверждали древние греки, иранцы и китайцы. Подобные легенды имеются и у наших предков.

Миф 1 . В нижних мирах царевич получил в подарок три царства, которые были хитро упакованы в три яйца. После того, как он прибыл в наш мир, преодолев огромное количество препятствий и злых существ, ему было достаточно разбить скорлупу и они появились прямо перед ним. Существовало три королевства - Золотое , Медное, Серебряное .

Миф 2 . Когда пространство было пустынно, над океаном пролетала неизвестно, как оказавшаяся там утка. Она роняет яйцо, которое падает вниз. От удара оно раскалывается на две ровные части, из верхней тот час образуется небесный свод, тогда, как нижняя превращается в мать сырую землю.

Миф 3 . В своё время существовало золотое яйцо невиданной ценности. Его охранял ужасный змей, обладающий огромной силой и мощью. Однако, на любую силу может найтись другая, ещё большая. Именно так и произошло, к змею явился герой, и после долгой битвы убил его, а яйцо расколол. Именно так образовались три царства - небесное, подземное и срединное, то есть наше.

Карпатская песня

У жителей Карпат имеются песни, в которых говорится о том времени, когда не было вообще ничего, а вокруг простиралось одно лишь море синее. А посреди того моря возвышался огромный дуб. Однажды к этому дереву подлетели два голубя , и стали думать да гадать, как создать землю и всё сущее. Нырнули они в море, и достали оттуда песка и золотых самородков. Разбросали они тот песок вокруг дуба вместе с золотом, и выступила из моря чёрная земля, и потекли по ней полноводные реки, а вокруг зазеленела травушка, небо обрело синеву и на него взошло солнце.

Триединство

Во многих легендах мы можем обнаружить характерные черты трёхчастности, в которой наша Земля, это середина мира, над ней находятся небеса, а в недрах прячутся самые страшные твари и чудовища.

Страна Ир

В старых мифах довольно часто можно услышать об острове Буяне, который расположен в море-океане. На нём растёт дуб, а у его подножия лежит волшебный алтырь камень. По мысли наших предков, этот остров и является центром всего мироздания.
Правда иногда утверждается, что это место находиться в Святых Горах, которые порой называют деревом Ирий. Именно в это место по мнению древних славян стремятся улететь все птицы, и именно там проводит холодный сезон красавица Весна. Некоторые исследователи утверждают, что самые старые легенды упоминают про страну Ир, которая якобы находится на дне морском. Именно там по их мнению проживают самые могущественные силы, которые управляют нашим миром.

География

У древних людей все стороны света имели свои, строго функциональные свойства, которые напрямую были связаны с различными божествами. В то время самые плодородные земли располагались на Востоке, и поэтому то место оказалось заселено Богами. Однако, если человек отваживался отправиться на северо-запад, то обратно его уже никто не ждал, поскольку та земля была краем вечной зимы и смерти. Славяне предполагали, что две реки - Дунай и Дон являются чертой, за которой нет жизни. За этой водной преградой проживали души умерших, и тем, кто отважится преодолеть непроходимые болота, чащи и диких животных, ожидает скорая и страшная гибель. Именно там после смерти, человека ждал вечный покой или большие неприятности. Всё зависело от того, насколько правильно каждый из славян исполнял законы предков и молился древним божествам.

Прочтя эту познавательную статью, вы теперь узнали кратко о Мифах и легендах древней Руси , и теперь не окажетесь в затруднительной ситуации, если вдруг снова вам встретятся упоминания про древние времена.



Случайные статьи

Вверх