Михаил в православии. Архангел кто такой? Кто такой Архангел Михаил

21 ноября — сплошной ангельский день. В православном календаре он звучит как собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Почему именно этот архангел «возглавляет» небесные воинства? Какие чудеса из Ветхого и Нового Завета связанны с ним? Об этом мы и расскажем далее.

Кто, как Бог?

Верховному Ангелу — Михаилу — досталось необычайное имя, что с еврейского переводится «Кто, как Бог». Архангел Михаил заслужил у верующих еще одного название — Архистратиг. Что значит это слово? Старший воин или вождь. Почему этому небесному вестнику уделяют столько внимания? В чем заключается его первоверховность? С этим негласным статусом связанно библейское повествование.

Небесная война

Библия дает сведения о произошедшей на небе войне. Это было еще до сотворения человека. Возгордившийся Денница восстал против своего Творца. Вместе с противником Бога последовала и часть ангелов. «Ополчение» против неблагодарных ангелов, превратившихся в бесов, возглавил Архистратиг Михаил.

Вот как это событие описано в книге Откровения:

И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр. 12:7-9).

С этой историей связана традиция изображать верховного ангела с огненным мечом в руках или непосредственно во время низвержения дьявола.

Но это далеко не единственное упоминание Архангела Михаила в Библии. Он, как небесный посланник от Всевышнего народу Израильскому, фигурирует в книге пророка Даниила (Дан. 10:13, 21).

Этот небесный воин вспоминается и в пророчестве о судном дне:

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан. 12:1).

Считается, что именно Архистратиг Михаил помогает Иисусу Навину и израильскому народу на пути к земли Обетованной. Некоторые исследователи Священного Писания даже предполагают, что по Чермном море израильтяне шли вслед за Михаилом. Ангел в виде огненного столпа заставил море расступиться. Считается, что этот же Божий помощник спас трех израильских отроков от смерти в огненной печи.

В Ветхом Завете можно найти еще несколько историй удивительной помощи некого небесного вестника. Обычно этого посланника отождествляют с Михаилом.

Нельзя предполагать, что архангел Божий связан только с ветхозаветной историей и в Новом Завете уже не фигурирует. Самый известный пример помощи этого ангела в нашем мире — это так называемое чудо Архистратига Михаила в Хонех, вспоминаемое 19 сентября.

Почему заговорила немая девочка?

Это событие произошло в IV веке в Иераполе — сегодня турецкий город Памуккале. В этой местности находились Михайловская церковь и источник с целебной водой. Храм выстроил один благочестивый человек, дочерь которого исцелил Архангел Михаил. А произошло это так.

Жителю Лаодикии, у которого росла немая дочь, во сне явился вестник Божий и сказал, что его ребенок обретет дар речи. Для этого надо сходить к целебному источнику и выпить из него воды.

Отец, в то время еще далеко не верующий и соответственно не крещенный, все равно осознал промыслительность видения. Вместе с дочерью он отправился к источнику. И девочка действительно заговорила после того, как испила чудотворной воды.

Отец с дочерью поблагодарили небесного помощника и приняли крещение. Возле источника со временем выстроили храм, покровителем которого стал Архистратиг Михаил. На этом месте многие люди получали исцеления. Среди них были даже язычники, затем уверовавшие и принявшие крещение. Именно с идолопоклонниками и связана еще одна удивительная история.

Кто сделал расселину в горе?

При Михайловском храме служил некий благочестивый пономарь Архипп. Благодаря его миссионерству многие язычники становились христианами.

За это другие идолопоклонники возненавидели Архиппа и решили разрушить церковь и убить пономаря. Для исполнения лукавого замысла они соединили в одно течение две горных реки и направили эту разрушающую силу на храм.

Архиппа усердно молился покровителю храма. И совершилось чудо: явившийся Архистратиг Михаил ударил своим мечом по горе, высек в ней широкое отверстие, куда и направил водный поток.

Испуганные язычники сбежали, а христиане благодарили своего покровителя за помощь. Это удивительное место получило название Хоны — переводится как «расселина», «отверстие».

Молитва Архистратигу Михаилу

По сегодняшний день к Архангелу Михаилу обращаются верующие в самых разных жизненных ситуациях. Ему молятся о преодолении ересей и расколов в Церкви. Также он считается покровителем воинов. Его защиты просят и при бесовских искушениях.

Предлагаем вам ознакомиться с текстом молитвы Архистратигу Михаилу:

О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божьих (имена) , от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертного и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшного и праведного Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Вы также можете посмотреть мультфильм о чуде Архангела Михаила:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает - кто как Бог.

Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого.

Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет. Мин. 8-го ноября). Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба.

В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Апок. 12, 7-9).

Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Апок. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом.

Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указу́ет на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия.

У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее (Дан. 10, 13, 21; 12,1).

Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8 (21) ноября).

Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисееве» (Иуд. 9), и послужил его погребению, а диавол противился тому. Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

Архистратиг силы Господней, Архангел Михаил, являлся Иисусу Навину при взятии Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5,13-15).

Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь. Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого, Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят.

Древность так глубоко была уверена в подлинности явления Архангела Михаила Иисусу Навину, что на месте явления, еще в первые времена христианства, был воздвигнут монастырь во имя святого Архангела Михаила.

Вообще святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни.

6 сентября ст. ст. Православная Церковь отмечает праздник называемый «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

Во Фригии, близ города Иераполя, находился храм во имя Архангела Михаила и при нем целебный источник. Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм. Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом храме, явился святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина).

Россия также удостоилась явления Архистратига Михаила, как и другие страны. Это было в 1608 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при нашествии поляков на Русь, когда Архангел Михаил явился архимандриту Иосифу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицем, со скипетром в руках и сказал врагам, несколько месяцев осаждавшим обитель: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». И неприятель, простояв у стен обители без всякого успеха, вынужден был отступить со стыдом.

Защита городов русских Пресвятой Богородицей осуществлялась всегда Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Поэтому крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах.

Архистратиг Михаил в Ветхом Завете именуется как «князь великий, стоящий за сынов народа», он предстоит пред Престолом Господним. В Ветхом Завете святой Архангел Михаил был Ангелом Хранителем одних вождей и владык народа израильского, в Новом Завете Православная Церковь признала его поборником и заступником всеобщим, она всех и каждого истинного христианина побуждает взывать к первейшему из Ангелов о помощи и ходатайстве пред Богом. Церковь признает Архистратига Михаила своим Божественным украшением, и мира дольняго ограждением и утверждением (служба 6(19) сентября, кан. п. 1). Она учит, что святой Архангел Михаил крепостию божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих божественное имя его (там же, пес. 3), именует его проповедником божественным, непостыдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших (пес. 3), молитвенником за людей спасительным (пес. 3). Словом, - она всех и каждого заставляет взывать к великому Архистратигу Божию: «под кров божественных крыл твоих прибегающия верою, Михаиле, божественный уме, соблюдай и покрывай через все житие: и в час, Архангеле, смертный страшный, ты предстани помощник, всем нам благоприемнейший» (служба на 8 (21) ноября, ст. на хвалит.).

Итак, Архангел Михаил - победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей, защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов.

Архангелу Михаилу молятся об избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России.

6 (19) сентября празднование «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)» (IV).

8 (21) ноября Святая Церковь прославляет все Небесные Силы во главе с Архистратигом Михаилом. Архистратиг Михаил прославляется как вождь Небесных Сил и называется этот праздник - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

Тем, кто украшается именем первого из Архангелов, т. е. именем Михаил, приличнее всего отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Молитвы Архангелу Михаилу

Молитва 1-я

Свтый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимы и пресущественны Троицы, первый во Ангелех предстотелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамлй злобу и коварства єго на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимс: буди щит несокрушим и забрало твердо Свтей Церкви и православному oтечествию нашему, oгражда их молниеносным мечем твоим oт всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износ им oт Престола Цар царствующих просвещение и силу, радость, мир и uтешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венча єго славою и победами над супостаты, да познают вси противлющиис нам, яко с нами Бог и свтии Ангели Его!

Не oстави, o Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославлющих днесь свтое им твое; се бо, аще многогрешнии єсмы, oбаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но єже oбратитис ко Господу и oживленным быти oт Него на дела блага. Oзари uбо uм наш светом Божиим, да возможем разумети, что єсть вол Божи o нас блага и совершенна, и ведети вс, яже подобает нам творити и яже презирати и oставлти. Uкрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да uтвердившес в законе Господни, престанем прочее влатис земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечна и небесна безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покани, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение o гресех наших, да oстающее нам число дней временнаго жити нашего во изглаждении зол, соденных нами, совершим. Егда же приближитс час скончани нашего и свобождени oт uз бреннаго сего телесе, не oстави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, oбыкших преграждати души человечестей восход в горн, да, oхранеми тобою, безпреткновенне достигнем oных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечна, и сподобимс uзрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Oтцем и Свтым Духом, во веки веков. Аминь. (Из службы со акафистом).

Молитва 2-я

O свтый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Цар воеводо! Прежде Страшнаго суда oслаби ми покатис oт грехов моих, oт сети ловщих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седщему на Херувимех, и мoлис o ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

O, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех u Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый oружниче, крепкий воеводо Небеснаго Цар! Помилуй м грешнаго требующаго твоего заступлени, сохрани м oт всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи oт uжаса смертнаго и oт смущени диавольскаго, и сподоби м непостыдно предстати Создателю нашему в чac страшнаго и праведнаго суда Его. O, всесвтый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молщагос тебе o помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби м тамо купно с тобою славити Oтца и Сына и Свтаго Духа во веки веков. Аминь. (Из древней рукописи).

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим т присно мы, недостойнии, да твоими молитвами oградиши нас кровом крил невещественны твое славы, сохран нас, припадающих прилежно и вопиющих: oт бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.

Кондак, глас 2

Архистратиже Божий, служителю Божественны славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

Вконтакте

Архистратиг Михаил - ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как христианство, иудаизм и ислам.

неизвестен , Public Domain

Этимология и интерпретация имени

Выражение «Архангел Михаил » состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др. -евр. מלאך ‎ «малах », означает «посланник», а с добавлением «арх» - «старший посланник». «Ми ка эл» (др. -евр. ‏מיכאל‎) буквально означает вопросительное «Кто как Бог? » в значении «никто не равен Богу ».

Poulakis Theodoros (1620 - 1692) , Public Domain

Канонические тексты

Ветхий Завет

Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:

  • «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских » (Дан. 10:13).
  • «Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего » (Дан. 10:21).
  • А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». (Дан. 12:1)

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:

  • явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему » (Чис. 22:22);
  • явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч » и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав. 5:13-15);
  • уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба (4Цар. 19:35);
  • спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих » (Дан. 3:95).

Новый Завет

В Соборном послании Иуды рассказывается:

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд. 1:9).

Это единственное место в канонических текстах, где Михаил назван архангелом. Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого это сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождение или Вознесение Моисея». Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея» .

В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»

(Откр. 12:7-9)

Христианская эсхатология

Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде, на который он призовёт души трубным гласом.

неизвестен , Public Domain

Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии:

«Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

Апокрифические сказания

Книга Еноха

В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:

«…сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы Господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил».

Еврейские апокрифы

В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий Божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом.

Христианские апокрифы

Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:

  • «Евангелие от Никодима» (IV век) сообщает, что Михаилу Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нём праведников, чтобы отвести их в рай.
  • «Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем как они входят в Небесный Иерусалим:

И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его - град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам».

  • «Хождение Богородицы по мукам» (X век) представляет Михаила как проводника Девы Марии по аду, который показывает и объясняет ей причины мучений грешников. В начале апокрифа приводятся хайретизмы по подобию акафиста, в которых Богородица так обращается к Михаилу:

Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.

  • «Апокрифическое Откровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гавриил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, - то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое ». Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.

Иконография

В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Начиная с XII века, изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп - сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.

Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса».

Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архистратига Михаила».

Православная иконография Михаила

Илл. Название Описание
Архангел Михаил (из деисуса) Помимо изводов в полный рост, существуют и поясные варианты.
Лоратный Архангел Михаил Облаченный в одежды византийских придворных архангел предстает в качестве стражи Царя Небесного. В руках у него «мерило» (жезл) - символ власти. В руке может быть лабарум (древко с полотнищем) - боевой штандарт императора, символ властных полномочий. Он может быть изображен в т. н. лоратных одеяниях : далматике (узкая длинная одежда с широкими рукавами, вышитым оплечьем и подолом) и лоре (широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; часть одеяния византийских императоров), в расшитых золотом и камнями сапогах.
Архистратиг Михаил Образ архангела в воинских доспехах. Этот тип изображения появляется в иконографии «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Затем архангела как архистратига начинают изображать в латах не только в сцене явления иудейскому полководцу, но в других композициях - маленькая коленопреклоненная фигурка полководца (см. справа) исчезает. Одеяние архангела повторяет доспехи римского полководца: короткая туника, поверх которой надет украшенный рельефом металлический панцирь с наплечниками и набедренниками; алый офицерский плащ завязан узлом на левом плече.
Архангел пронзает копьем дьявола
Архангел попирает ногой богатого старика (душит). Изображение встречается в балканских иконах и фресках.
Архангел Михаил Воевода Архангел изображен скачущим на красном крылатом коне. Эсхатологический сюжет. Пламенный архангел трубит, возвещая конец времен. Одной рукой он победно воздел Евангелие, другой держит восьмиконечный крест и копье, которым повергает сатану в геенну. Под копытами крылатого коня иногда изображены рушащиеся земные царства. Между руками архангела переброшена радуга. В верхнем углу иконы в небесном сегменте изображается Спас Эммануил перед горним престолом.
Чудо архангела Михаила в Хонех Архангел попирает копьем змея. Справа может присутствовать башня со старцем
Чудо о Флоре и Лавре Архангел стоит на вершине горы. По его сторонам Флор и Лавр, внизу лошади.
Собор Архистратига Михаила
(Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных)
Три отрока в пещи огненной
Поклонение Кресту Редко встречающееся изображение ангела в иконописи.

Образ архангела Михаила присутствует в сюжетах, где силы небесные сослужат Христу. Так, в изводе «Служба святого Василия Великого» святителю предстоят архангелы в диаконских облачениях и с покровенными руками. Архистратиг изображается на иконах «Собор архангелов», «Собор архангела Михаила», а также в композициях, составной частью которых являются ангельские силы, например, Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе».

Фотогалерея



Полезная информация

Архангел Михаил
Архистратиг Михаил
др.-евр. ‏מיכאל‎
ивр. ‏מִיכָאֵל‏‎‎‎
транслит. Михаэ́ль
досл. «Кто как Бог?»
др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ

Празднование

Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).

Почитание в христианстве

В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός - главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом - Иуд. 1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех - см. раздел Чудеса архангела Михаила). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель, и его главная святыня - Михалион - находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:

Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется, что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».

Чудеса и явления архангела Михаила

Чудо архангела Михаила в Хонех

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвящённый архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия, и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

Чума в Риме

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.

Спасение Сипонта

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды услышали сильный гром и увидели облако, сходящее на гору Гарган с огнём, дымом и молниями. Это устрашило их и обратило в бегство. Узнав о явлении архангела Михаила, они отказались от арианской ереси.

Спасение отрока близ Афонской горы

Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

Спасение наследника

Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его, когда он садился на коня.

Спасение Новгорода

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Архангел и Жанна д’Арк

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию - короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.

Чудо о Флоре и Лавре

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых - они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Молитвы

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.

Величание

Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

Архангел Михаил — небесный покровитель
Свято-МИХАЙЛО-Афонского монастыря

Ангельский мир

Мир ангелов — мир невидимый, сотворенный Богом раньше видимого мира. Мы почти ничего не знаем об этом мире, поскольку в Библии он не описан.

Ангелы — существа духовные, обладающие личностью, умом, волей и могуществом. Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», в этом слове определено их назначение. Ангелы - посланники Божии, то есть посредники в осуществлении воли Бога относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Кроме этого ангелы ходатаи за людей пред Богом и воины в борьбе с Его врагами. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение Богу по сравнению с другими ангелами.

Архангел Михаил в Священном Писании

Михаил — главный архангел. Его имя упоминается и в Ветхом, и в Новом Заветах. При этом, как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако его имя упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила (Дан.10:13, 21; 12:1).

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем войска Господня», он главный борец против зла, существующего в мире. Отсюда его церковное «имя» - архистратиг, то есть старший воин, вождь, военачальник. Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами, имя его в переводе с еврейского значит «кто как Бог», или «кто равен Богу». По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия.

Когда один из наиболее приближенных к Богу ангелов — Люцифер (в переводе с латыни — «светоносный» или утренняя звезда, «Денница») удалился от Бога настолько, что стал источником зла, и увлек за собой треть ангелов, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой.., буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Архангел Михаил первым призвал всех не увлекшихся пагубным примером ангелов к борьбе с дьявольским искушением: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!». Он со своим войском одержал победу в битве против Люцифера и его бесов (падших ангелов), которые были «низвержены в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Это противоборство между добром и злом теперь продолжается на земле, все люди являются его участниками.

Ангельская иерархия

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», согласно Дионисию ангельская иерархия состоит из 3 триад:

Первый лик ангелов

  • Серафимы (пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней (Ис. 6:2-3));
  • Херувимы (распространители познания, излияние мудрости, просвещение (Быт. 3:24; Иез. 10; Пс. 17:11));
  • Престолы (на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой (Иез 1:15-21; 10:1-17)).

Второй лик ангелов

  • Господства (наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения (Кол. 1:16));
  • Силы (творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим (Рим. 8:38; Еф. 1:21));
  • Власти (имеют власть укрощать силу дьявола (Кол. 1:16)).

Третий лик ангелов

  • Начала (им поручено управлять Вселенной и стихиями природы (Рим. 8:38; Еф. 1,21; Кол. 1:16));
  • Архангелы (учители небесные, учат людей, как поступать в жизни (Откр 12:7));
  • Ангелы (наиболее близки к людям, они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни).

Священное Писание нас учит, что великий духовный мир, населен разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Ангелы — это общее имя для всех чинов Небесной Иерархии, так как слово «Ангел» это название не существа, а служения, как о них и пишет Апостол Павел в Послании к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14).

Непостижимость ангельского мира

В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий. Священное Писание называет их «духами» (Евр. 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол 1. 16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39).

Митрополит Кирилл объясняет: «Ангелы - реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом. «Смотрите, - говорит Слово Божие, - не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 10).

Святитель Григорий Богослов указывает, что ангельский мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове». В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия,- в точности знает только один Бог».

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. Из Священного Писания и Священного Предания Церкви мы знаем, что над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.

О роли архангела Михаила

Архангел Михаил считается покровителем воинов, сражающихся за правое дело. Почитается он как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в печали и хранитель спящего человека. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием архангела Михаила как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал также почитаться как защитник душ умерших.

Архангел Михаил часто изображается в воинских доспехах с копьем или мечом в руке, потому что и после победы в этой битве архистратиг не перестает бороться за славу Бога и за дело спасения человеческого рода. И, согласно, Откровению Иоанна Богослова во время последней битвы небесных и дьявольских сил Михаил и его ангелы опять низвергнут Люцифера вместе с его войском: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).

Как защитник и покровитель иудейского народа, Архангел Михаил предводительствует израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), он встает на пути Валаама, чтобы уберечь народ израильский от проклятий и поражения от Моавитян (Числ. 22). Михаил помогает Иисусу Навину (одному из главных помощников Моисея и его преемнику) при завоевании израильтянами Обетованной земли (Нав.5:13-15). Он уничтожает армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Архангел Михаил является пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства (Дан. 10:13, 21). И хотя не во всех местах Библии помогающий ангел назван по имени, христианская традиция отождествляет этого ангела с архангелом Михаилом. В Ветхом Завете архангел Михаил выступает Ангелом Хранителем только израильского народа, в Новом Завете Православная Церковь признает его покровителем и защитником каждого праведного христианина.

Апокрифические источники описывают архангела Михаила как хранителя душ умерших:

  • Иисус Христос после своего сошествия во ад, вверил Михаилу души праведников, чтобы он сопроводил их в рай («Евангелие от Никодима»).
  • Архангел Михаил совершает ритуал омовения души умершего перед ее входом в Небесный Иерусалим («Откровение Павла»).
  • Он сопровождает Деву Марию по аду, объясняя ей причины мучений грешников («Хождение Богородицы по мукам»).

Большая роль отводится архангелу Михаилу и в дни будущих испытаний, описанных в Откровении Иоанна Богослова. Архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога и призовут людей на Страшный суд. Помимо низвержения дракона в небесной битве «добра и зла», Архангел Михаил и его армия будут помогать праведным людям в период предстоящих преследований при Антихристе.

В ведении архангела Михаила также Книга жизни, в которой запечатлены все человеческие судьбы и грехи. Об этом пророчествовал Даниил: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены, будут записанными в книге» (Дан.12:1). Такое представление о Михаиле нашло своё отражение в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

В одной из гомилий египетских христиан об архангеле Михаиле (гомилия - проповедь, содержащая истолкование прочитанных мест св. писания) рассказывается о том, как архангел Михаил в день Страшного Суда вымаливает у Бога спасения для грешников, просит не отдавать их дьяволу, соблазнившему их в земной жизни. И после разрешения: «Перестань плакать, о мой избранник Михаил, о мой управитель добрый. Разве хорошо им... те, которые покаялись … войти в эти все муки. Но ради тебя, о мой избранник Михаил, и твоих слез, которые ты пролил из-за них, повелеваю тебе, чтобы ты выполнил все свое желание в отношении тех, которые слева, и причислил их к тем, которые справа от меня», Михаил забирает на правую сторону все души из тех, которые грешили на земле и (вместе с тем все же) сделали немного добра.

С давних времен архангел Михаил очень любим и почитаем верующими людьми. В Византии происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в его честь. Многие больницы строились рядом со Свято-Михайловскими храмами и имели Архангела своим представителем. Императоры и военачальники Византии считали архангела Михаила своим покровителем на войне, поскольку он является Архистратигом Сил Небесных. Чеканились даже монеты с изображением Архангела. Многие знатные люди были похоронены в храмах Архангела Михаила в надежде на его защиту в день Страшного Суда. Согласно греческим преданиям архангел Михаил присутствует при смерти человека.

Истории о чудесах и явлениях архангела Михаила

До нашего времени в виде легенд и преданий дошли несколько историй о чудесах и явлениях архангела Михаила, наиболее известные из них:

«Чудо в Хонех»

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. Появление источника и храма при нем было предсказано еще святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который проповедовал в тех местах. Источник исцелял не только христиан, но и иноверных. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу и архангелу Михаилу, чтобы уберечь святое место, не дать врагам погубить святыню. Тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

«Чума в Риме»

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена его скульптура, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта язычниками архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что язычники были остановлены и, пораженные его явлением, приняли святую веру. Сипонтийские граждане хотели выстроить церковь во имя архистратига Михаила, но он, вновь явившись епископу, возвестил, что сам уготовил себе храм на горе рядом с городом. Там, в пещере, была обретена вытесанная в камне небольшая церковь. В алтаре ее открылся источник воды, от которого многие получали исцеления, и другие чудеса совершались в той церкви по молитвам святого архистратига Михаила. Это место, известное как город Монте-Сент-Анджело и сейчас привлекает многочисленных паломников.

«Грешница, ставшая святой»

Евдокия, жившая во времена царствования императора Траяна, была удивительной красоты женщиной. Но, как часто бывает, красота не всегда сопутствует целомудрию, Евдокия увлеклась широким путем удовольствий. Через некоторое время она стала очень богата. В одну из ночей Евдокия услышала под своим окном громкое чтение о Страшном Суде, мучении грешников и всеобщем воздаянии. Наутро она призвала к себе монаха, прося научить ее покаянию. Монах научил ее поститься и молиться о своем спасении. Неделю Евдокия провела в своей комнате в плаче и молитве, и в последний день увидела светозарного юношу, который взял ее за руку и вознес на небо. Юноша назвался архангелом Михаилом и рассказал Евдокии о великой радости на небе о покаянии каждого из грешников. Евдокия приняла крещение и посвятила свою жизнь Господу.

«Спасение отрока близ Афонской горы»

Согласно преданию, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного юношу, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

«Спасение наследника»

Согласно истории, некий богатый человек, узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумал его убить. Он оставил его одного в лесу, бросил в море, но юноша благодаря заступничеству архангела Михаила остался невредим. Тогда богач отправил его к своей жене с письмом, в котором просил её погубить отрока, но Михаил заменил письмо требованием немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погиб от собственного меча, который пронзил его, когда тот садился на коня.

«Спасение Новгорода»

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сейми възбрани поити на Великий Новъгородъ» (этот запретил мне идти на Великий Новгород).

«Архангел Михаил и Жанна д"Арк»

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской, был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию - короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем Орлеанском небе и сражался на стороне французов.

«Чудо о Флоре и Лавре»

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых - они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Помощь Архангела Михаила насельникам Мандамадосского монастыря

Сохранилось много историй о том, как архангел Михаил спасал жителей прибрежных селений на островах Эгейского моря во времена расцвета пиратства. Не страшась ничего, пираты грабили селения, сжигали дома, захватывали в плен людей, которых потом продавали в рабство. По горячей молитве жители всегда получали помощь от святого военачальника.

Особенно полюбился пиратам остров Лесбос - богатый и изобильный. Недалеко от селения Мандамадос, некогда возвышался величественный монастырь Святых Небесных Сил бесплотных, время основания которого теряется в глубине веков. Монастырь был хорошо укреплен, пиратам никак не удавалось преодолеть монастырские стены, но жажда наживы была велика, и они поставили себе задачу, во что бы то ни стало попасть в обитель. Выбрав подходящий момент, после зимней тишины монахи находились в беспечности и не ждали нападения, один из пиратов вскарабкался на стену и уже через минуту открыл монастырские ворота. Монахи так и не успели понять, что же произошло, как были все убиты. В живых остался только послушник Гавриил, который и был свидетелем чуда явления архангела Михаила. Грозный воин с огненным мечом заставил бежать пиратов, позабыв про оружие и награбленное.

А Гавриил в благодарности припал к иконе Архангела Михаила, икона на какое-то мгновение преобразилась - лик стал как живой. Гавриил молил архангела Михаила упокоить души братьев и сподобить его изобразить дивный лик, который он увидел минуту назад. Гавриил, смешав белую глину и кровь своих братьев, начал лепить образ небесного заступника, чувствуя помощь и вдохновение. И чудесным образом руки сами собой изваяли образ грозный, но исполненный Божественной благодати. Чудотворная икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником. Икона совершенно не пострадала от времени. Иногда глаза Архангела наполняются слезами, благодать творит чудеса с теми, кто прибегает к его образу с верой.

Служители Мандамадосского монастыря трепетно сохраняют легенды о помощи архангела Михаила, здесь и древние истории о том, как он помог с деньгами, которых не хватало на возведение новой церкви, и современные о чудесной помощи уроженцам Мандамадоса в исцелении. Привлекает внимание история о внезапном исчезновении иконы Архангела Михаила из монастыря на целую неделю и чудесном ее возвращении на прежнее место. Это случилось в 1936 году в тот период, когда турки жестоко напали на греческую часть Кипра. Согласно легенде, спустя несколько лет в монастырь приехал мужчина и сразу направился к иконе Архистратига Михаила со словами: «Это мой спаситель!». Когда пономарь монастыря выслушал историю приезжего о боях с турками, он подтвердил, что спасение, несомненно, было от архангела Михаила: «Тогда, во время событий на Кипре, его икона на целую неделю исчезала из храма».

Дни памяти Архангела Михаила

8 ноября/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных (празднование установлено в начале IV века).

Самый известный и уважаемый ангел, чье имя встречается на страницах Ветхого и Нового Завета, а также во многих других писаниях - архангел святой Михаил.

Небесный рыцарь Михаил

Михаил известен многим религиям мира, но наиболее часто его имя упоминается в христианских писаниях. Ему молятся об исцелении и просят о помощи, благодарят за свершение заветных желаний. Писаниями неоднократно зафиксированы его явления на Землю.

В небесном мире существует определенная иерархия, и каждый Божий посланник имеет собственный чин. За Михаилом закреплено два чина - архангел и архистратиг.

Ангел - «вестник», приставка арх - «главный». Архангелы стоят над обычными ангелами-хранителями. Их цель - направить человечество на путь истинный, показать правильную дорогу и направление мыслей.

Архистратиг - главнокомандующи ангельского войска.

В древнеиудейских писаниях пророками указано, что святой Михаил был предводителем херувимов. Он стоял у основания райских ворот для охраны тропы к главному дереву жизни. Дальше он сопровождал израильский народ во время изгнания из египетской земли: вел их по безопасным дорогам, предотвращая беды.

На Синае Михаилу даровал 10 заповедей, и он же стоял на дороге Валаама.

В православных писаниях архангел Михаил встречается в роли главнокомандующего ангельского войска, который несет идею кары над падшими и помощи нуждающимся в вечной битве добра против зла. Религиозные писания приписывают архистратигу победу в долгой и кровавой битве против бывшего шестикрылого серафима - сатаны.

Михаил также выступает в роли главного судьи во время Страшного суда. Он призывает души звуками трубы и ведет справедливые заседания над каждым грешником.

Благодаря Михаилу в православной иконописи эта тематика приобрела традиционные мотивы. Вся иконография Страшного суда грешников изображена во главе с архангелом.

Сам же святой Михаил стал отождествляться с покровителем умерших душ. Поэтому представляя Михаила или обращаясь к нему, говорят:

«Святой архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на Страшном суде».

Подтверждающие строки

На страницах Завета описано множество ангелов, но все они встречаются без личных имен. В некоторых отрывках можно найти упоминание сильного и могущественного ангела:

  • явление Валама;
  • записки Иоанна Богослова;
  • явление Иисусу Навина;
  • спасение отроков с пещеры.

Подтверждение имени архангела можно найти в:

  • книге пророка Даниила;
  • описании про Страшный судный день.

Внешнее описание архангела

На иконах, ангела можно встретить в полный рост или до пояса. Чаще руки его заняты копьем, мечом, деревянной тростью, стеклянным шаром-сферой или весами. На многих изображениях ангел подпирает ногами сатану, в одной руке держит оливковую веточку, в другой - щит.

На копье часто изображен красный крест как символ победы над дьяволом. Также встречаются изображения, где архистратиг держит в руках меч и щит.

Начиная с XII века архангел Михаил на иконах Страшного суда грешников выглядит как воин с чашей весов. На одной стороне расположен дьявол, который пытается перевесить их. Вторая вариация иконописи Страшного суда - это тоже большие весы в руках ангела, но в чашах расположены грехи и праведные дела людей.

В других картинах ангел изображен верхом на коне и в доспехах. В руках его оружие, а внешний вид показывает глубокую сосредоточенность перед боем.

Встречаются также иконы, где Михаил нарисован с левой стороны иконостаса или возле северных дверей - это подчеркивает его высокий ангельский чин.

Православная иконография

Православные верующие почитают Михаила и очень часто изображают его на картинах.

Также существует множество икон, где Михаил изображен в сюжетах о его делах и чудесах.

Чудеса архангела Михаила

Архистратиг Михаил встречается в канонической истории много раз. Точную периодичность событий отследить нельзя, но можно выделить отдельные подвиги ангела.

Первое чудо

В приданиях описано, как в Фригии стоял молитвенный дом, построенный в честь архангела Михаила. Его возвел житель селения в благодарность за чудесное спасение дочери водой из исцеляющего родника. В этом доме 70 лет служил верный пономарь Архип, проповедующий христианскую веру. Язычники не любили служителя и решили убить его, вместе с тем разрушив стены храма.

Узнав о грядущей беде, Архип стал молиться архангелу. Ангел его услышал, спустился с небес и ударил копьем по скале, из которой вытекли потоки воды, тем самым защитив стены храма от разрушения.

Второе чудо

В 500-х гг. н. э. в Риме ходила чума. Служитель церкви Григорий ходил по улицам города и читал молебен больным и умершим. Вскоре на крыше храма Адриана он увидел архангела, который убирал свой меч в ножи. После этого был замечен спад эпидемии, и вскоре чума ушла из города.

Третье чудо

В 640 году итальянский город Синопту осаждали лангобарды. Архистратиг явился местному епископу во сне и обещал помощь запуганным гражданам.

В предании описывается, что ланборгарды услышали сильный грохот и увидели большое черное облако. Оно сходило на ближайшую гору, оно пылало огнем и сверкало молниями. Захватчики испугались такого природного проявления и оставили покинули город.

Четвертое чудо

Недалеко от Афона один отрок нашел много сокровищ. Злоумышленники проведали это и решили утопить искателя, чтобы забрать богатства себе.

Архангел предотвратил беды и спас отрока. В его честь болгарский царедворец построил молебный храм, а найденные сокровища пошли на оформление фасада.

Пятое чудо

Один мужчина узнал, что соседский сын вскоре должен получить в наследство много золота. Он задумал убить его и забрать богатство себе. Он привязывал юношу к дереву в чаще леса, топил, бросал со скалы, но все время наследнику удавалось чудесным образом спасаться. Потому что ему всегда помогал архангел Михаил.

Тогда мужчина придумал отправить его к своей жене с письмом, где просил убить наследника. Архангел узнал об этом и подменил листок. В нем было указано: «срочно выдать замуж за старшую дочку за молодого парня». После свадьбы наследника с девушкой мужчина умер от несчастного случая, поранившись собственным ножом.

Шестое чудо

В Волоколамских писаниях говорится, что на Новгород нашло войско хана Батыя. Михаил защитил город от нашествия, запретив Батыю идти в атаку.

Войско остановилось и больше не нападало на город, и Батый больше никогда не ходил на русских земли.

Седьмое чудо

Архистратиг Божий Михаил помогал Жанне д’Арк в виде знаменитого голоса. Ангел поручил ей выполнять свою миссию - короновать короля Карла VII.

Во время освобождения Орлеана от английский колонизаторов архангел появился в облаке белого света, окруженный верными помощниками-ангелами, и сражался на стороне французов.

Восьмое чудо

На Балканах ангел Михаил научил священнослужителей Флора и Лавра умело управляться с лошадьми: скакать, ухаживать, охотиться. До этого ангельского чуда балканские острова не знали о таком животном и испытывали некоторые трудности.

После этого предания во всех православных иконописаниях мученики изображены верхом на лошадях. Их поводья держит архангел и управляет наездниками.

Молитвы архангелу Михаилу

Михаила считают защитника дома и спящих людей, а также защитником душ умерших, и этому есть апокрифические подтверждения:

  • архангел сопровождает Деву Марию по дорогам ада;
  • Иисус Христос доверил ангелу умершие души;
  • он присутствует во время смерти человека;
  • он омывает души умерших.

Из этих писаний сложились знания, что Михаил - главный ангел, который встречает, следит и провожает умерших души. Поэтому ему молятся в моменты страшного горя или смуты.

Также ангелу можно молиться в церкви за упокой души, просить покоя умершему человеку.

Михаил-целитель

Целительские способности архангелу приписаны еще с древних времен, когда считалось, что болезни - это проделки сатаны, и архистратиг Михаил победит нечистую силу. Поэтому раньше были распространены именные молебны в стенах больниц.

Существует ряд молитв, где присутствует просьба о чудесном выздоровлении. Некоторые служители церкви уверяют, что это одна из самых сильных молитв.

Покровитель нового дома

Михаила считают верным помощником строителей при закладке нового дома или покупке жилья. Ему молятся не для финансового благополучия, а для безопасной и быстрой стройки.

Также молитвы повторяют при новоселье, чтобы злые силы не поразили домашний очаг и не забрали хозяина дома. Лик архангела в одной из комнат будет отличным помощником в семейном благополучии.

Заключение

Архангел Михаил - высший небесный ангел, помощник человечества во многих земных делах, верный Божий помощник и первый враг сатаны. Михаил описан во многих древних преданиях и имеет множество ликов. Ему можно молиться, прося о помощи.



Случайные статьи

Вверх