Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера - важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни - конец»; «В многолюдстве нет добра»; «Ручайся только за себя».
Греки говорили, что оставили их семь мудрецов - семь политиков и законодателей того времени, о котором мы рассказываем. Это были: Фалес Милетский, Биант Приенский, Питтак Митиленский, Клеобул Линдский, Периандр Коринфский, Хилон Спартанский, Солон Афинский. Впрочем, иногда в числе семерых называли и других мудрецов, иногда приписывали им и другие изречения. Стихотворение неизвестного поэта говорит об этом так:
Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!» - Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте - «Познай себя самого!» - проповедовал Хилон;
«Сдерживай гнев», - увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем», - поговорка была митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», - повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», - Фалеса Милетского слово.
Говорили, что однажды рыбаки на острове Кос вытащили из моря великолепный золотой треножник. Оракул ведел отдать его самому мудрому человеку в Греции. Его отнесли Фалесу. Фалес сказал: «Я не самый мудрый» - и отослал треножник Бианту в Приену. Биант переслал его Питтаку, Питтак - Клеобулу, Клеобул - Периандру, Периандр - Хилону, Хилон - Солону, Солон - обратно Фалесу. Тогда Фалес отослал его в Дельфы с надписью: «Аполлону посвящает этот треножник Фалес, дважды признанный мудрейшим среди эллинов».
Над Фалесом смеялись: «Он не может справиться с простыми земными заботами и оттого притворяется, что занят сложными небесными!» Чтобы доказать, что это не так, Фалес рассчитал по приметам, когда будет большой урожай на оливки, скупил заранее все маслодавильни в округе, и, когда урожай настал и маслодавильни понадобились всем, он нажил на этом много денег. «Видите, - сказал он, - разбогатеть философу легко, но неинтересно».
Биант с другими горожанами уходил из взятой неприятелем Приены. Каждый тащил с собою все, что мог, один Биант шел налегке. «Где твое добро?» - спросили его. «Все мое - во мне», - отвечал Биант.
Питтак справедливо правил Митиленами десять лет, потом сложил власть. Народ наградил его большим земельным наделом. Питтак принял только половину и сказал: «Половина больше целого».
Клеобул и его дочь Клеобулина первыми в Греции стали сочинять загадки. Вот одна из них, ее разгадает всякий:
Есть на свете отец, двенадцать сынов ему служат;
Каждый из них родил дочерей два раза по тридцать;
Черные сестры и белые сестры, друг с другом несхожи;
Все умирают одна за другой, и все же бессмертны.
Хилон говорил: «Лучше решать спор двух врагов, чем двух друзей: здесь сделаешь одного из врагов другом, там - одного из друзей врагом». Кто-то похвалился: «У меня нет врагов». - «Значит, нет и друзей», - сказал Хилон.
Солона спросили, почему он не установил для афинян закона против отцеубийства. «Чтобы он не был нужен», - ответил Солон.
Кроме того, семерым мудрецам, вместе и порознь, приписывали и другие уроки жизненной мудрости. Вот некоторые их советы:
Не делай того, за что бранишь других.
О мертвых говори или хорошо, или ничего.
Чем ты сильнее, тем будь добрее.
Пусть язык не опережает мысли.
Не спеши решать, спеши выполнять решенное.
У друзей все общее.
Кто выходит из дома, спроси: зачем?
Кто возвращается, спроси: с чем?
Не чванься в счастье, не унижайся в несчастье.
Суди о словах по делам, а не о делах по словам.
Вы скажете, что это и так все знают?
Да, но все ли так и поступают?
Впрочем, ведь и сами мудрецы, когда их спросили, что на свете труднее всего и что легче всего, ответили: «Труднее всего - познать самого себя, а легче всего - давать советы другим».
Еще до того, как возникла философия, грекам уже было хорошо известно, кто такой жрец, поэт, врач, законодатель. И «вдруг» появляется еще одна, незнакомая прежде социальная фигура — мудрец, в более поздней терминологии — философ. Но довольно быстро мудрецы, затем философы становятся заметными в системе древнегреческой культуры. К ним привыкают. Привыкают и к их спорам, которые занимают все более важное место в жизни древнегреческого полиса. Более того, обнаруживается, что крупный греческий город без философских дискуссий немыслим. Например, в диалоге Платона «Протагор» описывается, как восприняли в Афинах приезд софиста Протагора. Встреча людей, способных вступить в спор с известнейшим софистом и учителем мудрости, трактуется как важное интеллектуальное событие. В Греции во время Олимпиад и других праздников начинают проводиться соревнования между мудрецами. В этом же диалоге Платона приведен первый список мудрецов. Ими стали: Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант Приенский, Солон из Афин, Клеобул Линдийский, Периандр и Хилон из Спарты.Питтак Митиленский
Питтак вследствие удачного начальствования над митиленянами во время войны с афинянами и убийства главы противников, был назначен выборным правителем. Получив в свои руки власть, он подавил беспорядки и для предупреждения их на будущее время пересмотрел законы, особенно уголовные. В связи с этим одно из самых известных высказываний, записанное в Дельфийском храме, звучит как «Замечай удобное время». Он учил знать меру во всем и поступать с каждым согласно его значе-нию в жизни. По этому поводу он говорил: «Друга не хули, а врага не хвали —
нерасчетливо это» . Расчетливым же, по его мнению, было желание всем нравиться и никого не бранить. Он учил полагаться на друзей и терпеть, если они причинили убыток. Лелеять в себе благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность и мастерство.
Также его слова Платон упоминает в «Протагоре»: «С неизбежностью и боги не спорят».
Биант Приенский
Однажды Биант плыл на корабле, большинство пассажиров которого, а также и команда, не отличались особым благочестием. Вдруг разразилась сильная буря, и пассажиры корабля стали взывать к богам, моля их о спасении. Тогда Биант прикрикнул на них: «Тише, а не то боги услышат, что вы здесь!». Он считал, что «большинство людей дурны» . Советовал не болтать, потому что можно пожалеть, если вдруг промахнешься, больше слушать и соображать, что делаешь. «О богах стоит говорить только то, что они существуют» и вообще говорить к месту. Один нечестивец стал спрашивать у Бианта, что такое благочестие. Тот промолчал. Тогда нечестивец спросил: «Почему ты молчишь?» Биант ответил: «Потому что ты спрашиваешь не о своем деле». Он говорил, что нужно посмотреть на себя в зеркало: если ты выглядишь прекрасным —
то и поступать надо прекрасно, а если безобразным —
то надо исправлять природный недостаток благочестием и добропорядочностью. Биант говорил, что благочестие приобретается страхом и что убеждение лучше, чем сила. Благородству способствует характер, а трудом приобретается терпение. Власть будет только если что-то делать, но верховенство достичь можно только с помощью славы. Он учил любить рассудительность и в молодости приобретать благополучие, а в старости —
мудрость.
Солон из Афин
Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. Чтобы поправить свое материальное положение, юноша занялся заморской торговлей, и она принесла ему богатство. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликте с афинскими аристократами, хотя сам принадлежал к их числу. Большую популярность приобрели его стихи, благодаря которым он стал знаменит и приобрел влияние. В своих стихах и речах Солон призывал простой народ и аристократов к взаимным уступкам ради общего блага Афин. Например, он учил советовать согражданам не самое приятное, а самое полезное. Быть к своим более кротким, а с чужими не водиться. Самое известное высказывание Солона —
«Познай самого себя». А познав себя, научись не говорить более справедливого, чем говорят родители, почитай богов и учись подчиняться, потому что, только научившись этому возможно управлять другими. Солон учил быть добропорядочным и честным, не врать и нести ответственность, если требуешь этого от других.
Когда Солон оплакивал своего сына, кто-то сказал ему: «Зачем ты это делаешь? Ведь это бесполезно!». Солон ответил: «Оттого и плачу, что бесполезно».
Клеобул Линдийский
Клеобул был правителем Родосского города Линдоса. Он учил во всем знать меру, обуздывать удовольствие и быть здоровым телом и душой. Клеобул говорил, что своих дочерей надо выдавать замуж по возрасту девицами, а по разуму женщинами. То есть он считал, что и девочек надо воспитывать. Он много внимания уделял семейным проблемам. Например, Клеобул также считал, что разумный человек не должен на людях ни миловаться со своей женой, ни ссориться с ней. Первое признак глупости, а второе —
бешенства. Также он должен брать себе в жены женщину из ровни, потому что если она знатнее и богаче —
то можно приобрести не родственника, а тирана. Он учил уважению к родителям и сдержанности не только в поступках, но и в словах. Клеобул говорил, что намного полезнее слушать и больше молчать. Так, например, не стоит смеяться шуткам остряка, потому что можно стать ненавистным тем, на кого они направлены. Когда человек беден, Клеобул учил его не унижаться, а когда богат —
не заноситься. Чувство меры, которое было основным в его учении, должно проявляться абсолютно во всем.
Периандр
Периандр был вторым коринфским тираном. Репутация его в античной традиции двойственная, как и у его отца. С одной стороны, он обычно причислялся к семи мудрецам; в этом качестве ему приписывается изречение: «все обдумывай». С другой стороны, Геродот описывает Периандра как тип злого тирана. Согласно его рассказу, сначала Периандр был милостив, но изменился из-за общения с тираном Милета Фрасибулом, который, срывая на поле самые высокие колоски, тем самым подал Периандру совет уничтожать всех выдающихся людей в городе. Геродот рассказывает в частности, что Периандр, случайно (в гневе) убив свою жену Мелиссу, затем пожелал доставить ей погребальные одеяния; с этой целью он велел всем коринфским женщинам собраться в храме Геры в праздничных нарядах, после чего их неожиданно окружили телохранители и раздели догола. Cогласно Геродоту, его сын Ликофрон, узнав о причине смерти матери, перестал разговаривать с отцом; Периандр сослал его, однако, когда Ликофрон был убит на Керкире, пошёл войной на керикирян и отобрав 300 сыновей знатнейших людей острова, послал их в Лидию для оскопления. Аристотель также называет Периандра «настоящим тираном, но человеком воинственным». В отличие от отца он окружил себя телохранителями; он запрещал собираться группами на площади, боясь заговоров; с той же целью —
воспрепятствовать скоплению народа —
запретил общественные праздники и частные пиршества и т.д.; он запретил приобретать рабов и предметы роскоши —
меры, направленные, прежде всего против аристократии. Он говорил, что «удовольствия смертны, а бессмертна только добродетель», но, в то же время, «лучше умереть в скупости, чем жить в нужде» . Как правитель, он учил браниться с таким расчетом, чтобы скоро стать другом, любить старые законы, не только наказывать прегрешающих, но и останавливать намеревающихся, а неудачи скрывать, чтобы не радовать врагов.
Хилон из Спарты
Хилон в 55-ю олимпиаду стал эфором и сочинил элегические стихи в двести строк. Когда Хилона приглашали на пир, он долго и подробно рас-спрашивал обо всех, кто будет на пиру. Он говорил при этом: «С кем приходится плыть на корабле или служить на войне, тех мы поневоле терпим и на борту, и в шатре. Но в застолье сходиться с кем попало, не позволит себе никакой разумный человек». Также во время застолья он учил «сдерживать язык» . Особенную славу среди эллинов ему доставило пророчество о Кифере; познакомившись с тем, каков он есть, Хилон воскликнул: «Лучше бы ему не возникнуть или возникнув, утонуть!». Все его учение понизано призывом, записанным в Дельфийском храме, «будь предусмотрителен!». Он учил не разговаривать пьяным, потому что это всегда плохо кончается. Не обижать ближних, потому что можно в ответ услышать нечто огорчительное. Думать, прежде чем говорить, и обуздывать свой гнев. Хилон учил ходить на обеды друзей медленно, на беды —
быстро, свадьбу устраивать дешевую, защищать свою семью, уважать старших и величать покойных. Будучи мудрым человеком и прожив долгую жизнь, на старости лет он советовал не торопиться в пути, имея в виду жизненный путь, потому что время пролетает очень быстро и стоит наслаждаться каждым отведенным моментом.
_______________________
Фрагменты ранних греческих философов. М. , «Наука», 1989. Ч. 1 —
От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, С. 91 —
94.
В Древней Греции основоположниками античной философии считаются «7 мудрецов». Почему в кавычках? Оттого что в действительности мудрецов было больше. Есть несколько списков, где фигурируют разные имена. Зато количество везде совпадает.
Первый список, дошедший к нам, принадлежит Платону и датируется он IV в. до н.э. Согласно Платону в списке «Семи мудрецов» находятся: Фалес Милетский, Биант Приенский, Солон Афинский, Питтак Митиленский, Хилон Спартанский, Мисон Хенейский, Клеобул Линдийский.
Более поздний вариант списка принадлежит Диогену Лаэрцию (Лаэртскому). Нет, это не тот Диоген, который жил в бочке. Диоген Лаэрция – позднеантичный историк философии. Так вот в его списке вместо малоизвестного Мисона стоит имя правителя-тирана Периандра Коринфского. Полагают, что Платон специально убрал Периандра из-за ненависти к деспотам и тиранам. Существуют и другие списки. Во всех них неизменно присутствуют 4 имени: Фалес, Биант, Солон и Питтак. С течением времени имена мудрецов обросли легендами. Так древнегреческий философ Плутарх в труде «Пир семи мудрецов» описал их несуществующую встречу в Коринфе.
Мудрость «7 мудрецов» не относится ни к мифологии, ни к науке. Это скорей чисто житейская мудрость, изложенная в сжатых мудрых высказываниях.
Давайте поближе познакомимся с мудрецами и их великими изречениями .
Именно с имени Фалеса Милетского начинается любой список «7 мудрецов». Его называют «Отцом философии» и считают первым античным учёным. В 585 г. до н.э. спрогнозировал солнечное затмение, после чего стал знаменит. Согласно легенде, Фалес установил высоту пирамид по их тени, чем несказанно удивил египетского фараона. А изучив египетскую геометрию и их 365-дневный календарь, ввёл эти новшества в Древней Греции. Также в честь Фалеса названа геометрическая теорема. Согласно учению Фалеса всё возникло и возникает из воды, а затем обратно превращается в воду. В конечном итоге, всё есть вода.
Биант Приенский – общественный деятель и древнегреческий мудрец. Биография его неизвестна. Существуют лишь несколько описаний фрагментов жизни Бианта. Он славился своими мудрыми судебными решениями.
Солон Афинский – древнегреческий политик, законодатель, философ и поэт. Был архонтом, высшим должностным лицом, в Афинах во время социальных смут. Во время своего правления ввёл более демократичные законы: запретил долговое рабство, отменил все долги, разделил граждан на 4 имущественных разряда и всем дал возможность участвовать в политической жизни. После своего архонтства большую часть жизни Солон посвятил путешествиям. В библиотеке Конгресса США даже стоит его статуя.
Питтак Митиленский – древнегреческий мыслитель и законодатель. Председательствуя на высокой должности в городе Митилена, подавил внутригородские беспорядки и пересмотрел уголовные законы. У греков почитался наравне с Ликургом и Солоном.
Хилон Спартанский – древнегреческий поэт и политический деятель. Был членом правительственной коллегии в Спарте. Некоторые исследователи полагают, что многие нормы жизненного устройства Спарты принадлежат Хилону. Хоть он не отличался многословием, но речи, произнесённые им, вызывали уважение и почёт. Говорят, что в старости Хилон признался, что не совершил ни одного противозаконного поступка. Только один раз он попросил своего товарища оправдать друга, которого осудили по закону.
Мисон Хенейский – древнегреческий мудрец, который прожил тихую скромную жизнь в своей деревушке. Философ Аристоксен полагает, что Мисон остался безызвестным как раз по причине, что был не из города. Умер Мисон Хенейский в возрасте 97 лет. Его имя в списке Платона говорит о мудрости его изречений.
Самое известное высказывание мудреца Мисона Хенейского.
Клеобул Линдийский – древнегреческий мудрец, прославившийся своими загадками, песнями и великими изречениями. Он был красив и силён. Интересовался египетской философией. Некоторые из его высказываний высечены на дельфийском храме Аполлона.
Периандр Коринфский – древнегреческий государственный деятель и мудрец. Правил в Коринфе 40 лет. До общения с тираном города Милета Периандр был весьма милосердным. А после стал жестоким правителем-деспотом. Его политика была направлена против родовой знати. При нём созданы военные части из наёмников и территориальные суды. Периандр ввёл таможенные пошлины, государственную чеканку монет, контроль за доходами граждан и закон против роскоши. Боясь заговоров, он запретил собираться группами на площадях и окружил себя телохранителями. Помимо всего прочего был поклонником прекрасной архитектуры, о чём свидетельствует обширное строительство во время его правления.
Все вы знаете о семи мудрецах. Они жили в VII-VI в. до Р.Х. Разные свидетельства причисляют к семи мудрецам разных мыслителей, но, как правило, во всех списках встречаются четыре мудреца - это Фалес, Солон, Биант и Питтак. Большинство высказываний семи мудрецов посвящены некоторым нравственным предписаниям. Таким образом, возникает этическое философствование, выражавшееся в форме неких положений, максим, или гном. В качестве примера можно привести развитие темы меры. Практически у каждого мыслителя встречается такая мысль, что мера лучше всего. Клеобул: «мера лучше всего», Солон: «ничего - слишком», Питтак: «знай меру» и т.д. Это основное направление их мудрости - открытие гармонии в мире и человеке. Множество гномов выражают просто некие этические мысли, например: «Отца нужно уважать», «Лучше быть ученым, чем неученым», «Будь сдержан на язык», «К несправедливости питай ненависть», «Благочестие блюди» и т.д. Однако среди всех высказываний семи мудрецов следует выделить несколько. Прежде всего, это максима, о которой говорят Хилон и Фалес, и которая была выбита над входом в дельфийский оракул: «Познай самого себя». Эту фразу Сократ считал самой мудрой и избрал девизом своей собственной философии. Это уже не просто фраза, но девиз познания, самопознания, то, что стало целью и методом дальнейшей философии. И еще одну мысль Солона я бы выделил: «О тайном догадывайся по явному». Здесь выражается принцип дальнейшего научного познания. Причинность надо искать не среди явлений, а за явлениями надо искать скрытую причину, о которой можно судить по этому явлению.
Лекция 3
Первым греческим философом по традиции считается Фалес Милетский. Вообще греческая философия возникла одновременно в двух местах. С одной стороны - в Восточной Греции, на побережье Малой Азии, т.е. в Ионии. Иония состояла из нескольких городов-полисов, одним из которых был Милет, известный тем, что в этом городе родились самые первые философы. Практически одновременно философия возникает на юге современной Италии. Основателем ее является Пифагор.
Несколько слов о периодизации античной философии. Ее обычно делят на три периода. Первый период - это досократики. Само название ставит временной и тематический предел. Второй период - то, что можно назвать классической греческой философией: это философия Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период - философия эпохи эллинизма. Эллинистическая философия после Аристотеля представлена вначале тремя школами - стоицизмом, эпикурейством и скептицизмом. Кроме них существовали перипатетическая и академическая школы, а в первые века после Р.Х. к ним добавилась неоплатоническая школа.
Сейчас мы займемся первым периодом древнегреческой философии, философии досократовской. Я вам уже рекомендовал книгу «Фрагменты древнегреческих философов». Дело в том, что произведения философов, живших до Платона, до наших дней не дошли. Известны только цитаты из работ этих философов, упоминаемые у других мыслителей, живших гораздо позднее, чем философы-досократики. Поэтому о философии досократовского периода мы можем судить только по фрагментам, цитатам или просто по изложениям некоторых их мыслей. Встречаются они в первую очередь, конечно, у греческих философов - у Платона и Аристотеля, а также у мыслителей, живших в первые века после Р.Х., в том числе и у отцов Церкви. Много цитат мы находим у Августина, Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Максима Исповедника и т.д. По этим фрагментам мы можем в более или менее правильной форме восстановить те философские взгляды, которых придерживались мыслители досократовского периода. Первоначально сборник фрагментов, собранных немецким филологом Дильсом, вышел в Германии в конце XIX в. Впоследствии книга неоднократно переиздавалась с дополнениями, но уже под редакцией ученика Дильса - Кранца. Первоначальное название книги - «Фрагменты досократиков». В русском издании книга вышла под названием «Фрагменты ранних греческих философов», потому что в нее были включены фрагменты мыслителей, которых не принято называть досократиками, - Гомера, Гесиода и др. Обратите внимание, что во «Фрагментах» часто цитируются отцы Церкви. И когда будете читать эту книгу, обращайте на это особое внимание, смотря, как отцы Церкви относятся к тому или иному мыслителю: или просто цитируют, или осуждают, или одобряют то или иное положение. Таким образом вы не только научитесь понимать античную философию, но и научитесь правильно с ней работать, выработаете христианское отношение к античной философии.
Итак, первым философом милетской школы (по традиции начинают именно с нее) является Фалес Милетский. Годы жизни его, как и многих других философов того времени, восстановить точно невозможно. Считается, что он жил в конце VII - первой пол. VI вв. По некоторым данным цифры уточняются, так что в учебниках философии можно найти такие годы: 625-547 до Р.Х. Фалесу приписывается несколько произведений, в числе которых «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология» или «Астрономия». Причем «Морскую астрологию» считают подложным произведением, скорее Фалесу не принадлежащим. О жизни Фалеса вы можете узнать из книги Диогена Лаэртского. Советую вам при подготовке к семинарским занятиям прочитывать соответствующие места из Диогена Лаэртского.
Диоген Лаэртский указывает, что Фалес своей мудрости, в том числе и математике, научился в Египте. Однако Фалес внес много нового по сравнению с тем, что знали египетские жрецы. Египтяне могли делать некоторые геометрические вычисления. Фалес же, в отличие от них, ввел некоторый элемент доказательности в геометрию. В частности, он доказал несколько теорем в отношении треугольников (о равенстве треугольников по стороне и двум углам и т.д.). Внес он серьезный вклад и в астрономию - как следует из названия двух его произведений, он указал дни равноденствия и солнцестояния. Он предсказал солнечное затмение, которое случилось в 585 году. Хотя, как отмечают многие исследователи, Фалес еще не знал причину солнечных затмений и расчеты основывал только на эмпирических наблюдениях, которые вели египетские жрецы. Фалесу также принадлежит введение календаря в 365 дней и деление его на 12 месяцев. Он пытался объяснить причину, по которой происходят разливы Нила, и т.д. Даже сам круг вопросов, которыми занимался Фалес, показывает, что он был энциклопедически одаренный человек. Нас же интересуют в первую очередь его философские вопросы и ответ на вопрос, почему именно Фалес считается первым философом.
Среди его философских положений выделяются два. И именно эти положения упоминаются у Аристотеля. Первое положение: Фалес сказал, что начало всех вещей - вода. Мы помним, что примерно похожее высказывание есть у Гомера, который говорил, что «Океан всему прародитель». Однако, тем не менее, именно Фалеса мы считаем философом, а Гомера нет. Почему? У Гомера Океан, вода как стихия, стоит у начала родословия богов, т.е. вода есть только генетическое начало мира. Фалес же считает, что вода есть начало онтологическое, т.е. тот элемент, та субстанция, которая лежит в основе всех вещей. Фалес первым поставил вопрос о субстанции, о том, что лежит в основе многообразия нашего мира. То, что мир многообразен и полон огромного количества предметов, для всех очевидно. Проблема возникает тогда, когда мы поставим вопрос: а не лежит ли в основе этого многообразия нечто единое, объединяющее все эти предметы? И если лежит, то что это такое? То, что объединяет все многообразие предметов и лежит в его основе, называют субстанцией, или по-гречески - hupostasis, что дословно можно перевести как «под-лежащее, лежащее под». Фалес первым поставил этот вопрос и первым дал на него ответ, сказав, что в основе всего лежит вода. На основании этого обычно делается вывод (как увидим, совершенно необоснованный), что Фалес в основе своей стихийный материалист.
Аристотель, цитируя Фалеса, размышляет, почему Фалес началом всех вещей посчитал воду. Я уже говорил, что вполне возможно влияние Гомера. Кроме того, указывает Аристотель, Фалес не мог не заметить, что в основе всей жизни лежит вода - пища содержит воду, сперма всех живых существ влажная, что все живое рождается из воды и живет за ее счет.
Второе положение Фалеса - все полно богов. И доказательство этого Фалес находил в том, что магнит притягивает к себе железо. Таким образом, душа - это двигательное начало. Она есть не только у живых, но и у вещей (такая концепция, приписывающая жизнь неживым предметам, называется гилозоизмом). Поэтому одушевлена вся вселенная, так что, цитирует Фалеса Анахарсис у Плутарха, не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела. Бог - это ум космоса, и космос - прекраснее всего, ибо он - творение бога.
У древних греков семь властителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до Р. X., жизненная мудрость которых, выраженная в кратких афоризмах, стала известна всей Элладе. Согласно Платону («Протагор»), этими мудрецами были Клеобул из Линдоса,… … Философская энциклопедия
- «СЕМЬ МУДРЕЦОВ», древнегреческие авторы кратких сентенций («гном») на темы житейской мудрости (напр., «познай самого себя» Фалеса, «ничего слишком» Солона и т. п.). Состав «Семи мудрецов» в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных … Энциклопедический словарь
VII–VI вв. до н. э., первым о них упоминает Платон, называя Фалеса Милетского, Солона Афинского, Биаса из Приены, Питтака Митиленского (см. Алкей), Клеобула из Линда, Мизона и Хилона Спартанского. Четверо первых выступают и в более поздних… … Античные писатели
Древнегреческие авторы кратких изречений (гном) на темы житейской мудрости (например, познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона, что возмущает тебя в ближнем того не делай сам Питтака, наслаждения смертны, добродетели бессмертны Перианд … Современная энциклопедия
Древнегреческие авторы кратких сентенций (гном) на темы житейской мудрости (напр., познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона и т. п.). Состав Семи мудрецов в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях) … Большой Энциклопедический словарь
СЕМЬ МУДРЕЦОВ - СЕМЬ МУДРЕЦОВ, др. греч. представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1)… … Античная философия
“Семь мудрецов” - СЕМЬ МУДРЕЦОВ, древнегреческие авторы кратких изречений (гном) на темы житейской мудрости (например, познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона, что возмущает тебя в ближнем того не делай сам Питтака, наслаждения смертны, добродетели… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
В древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7 6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе.… … История Философии: Энциклопедия
В древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (гл. обр. государственных и исторических деятелей 7 6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно … Новейший философский словарь
Др. греч. представители ранней этич. рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1 (подчёркнутым… … Философская энциклопедия