Нарния вики. Кэр-паравел

Фантастические миры создавали многие писатели. Обычно они настолько проникались свои детищем, что на свет появлялись несколько книг, рассказывающих историю волшебной страны от начала и до конца. Так вышло и с Нарнией. Вы не знаете, что такое Нарния? О, тогда у вас все впереди! Вам предстоят просто невероятные открытия и приключения, а пока мы просто попробуем рассказать, с чем вы столкнетесь на просторах этой уникальной сказочной страны.

Наверняка вы слышали об этой стране, даже если не читали книг, описывающих ее историю. По их мотивам было снято несколько красочных фильмов. Но если вы действительно не знаете, что такое Нарния, то мы с удовольствием откроем для вас эту тайну.

Уникальную страну создал на страницах своих книг писатель Клайв Льюис. Он написал целую серию произведений, полностью описывающих историю фантастической Нарнии от ее создания до гибели. С первых же строк книга погружает читателя в сказку. В более широком смысле Нарния понимается не как отдельная страна, а как целый мир, созданный одним Творцом, населившим его удивительными созданиями. Поклонники творчества Льюиса утверждают, что семь книг читаются буквально на одном дыхании. Они способны не только захватить воображение детской аудитории, для которой и предназначались, но и поразить взрослых, уставших от серых будней.

Немного о появлении Нарнии

Нельзя говорить о сказочной стране, не отметив ее создателя. был удивительным человеком. Достаточно упомянуть, что автор Нарнии являлся богословом и прославился своими проповедями на радио. Родившись в Ирландии, Льис был глубоко верующим человеком, но в подростковом возрасте потерял веру в Бога и вернулся в церковь только под давлением своего друга Дж. Р. Р. Толкиена.

Именно в этот период появились первые книги о фантастическом мире. Многие поклонники Льюиса пытались отыскать особое значение слова "нарния", сравнивая его с жизнью самого автора и проводя параллели с различными примерами из его проповедей. Но сам автор признавался, что название страны родилось после просмотра старинного географического атласа. Там на карте Италии отмечен небольшой городок Нарни, ставший прототипом некоторых регионов волшебной страны.

Евреи видят в Нарнии созвучие со словом, которое в переводе с иврита означает "Божья свеча". Неизвестно, чем руководствовался автор, приступая к написанию книги, но никто не может отрицать, что ее содержание несет в себе самый глубокий сакральный смысл, о котором хочется поговорить подробнее.

Описание Нарнии

Чтобы понять, что такое Нарния, фото картинок из книг будет недостаточно. Вам понадобится проникнуть в сам этот мир, наполненный любовью и ненавистью, злом и добром. Многие литературные критики считают, что, создавая свой мир, Льюис проводил параллель с нашим миром и постарался в своем произведении простым и красочным языком рассказать историю жизни и смерти, которую проживает каждый из нас.

Трудно в нескольких словах дать определение, характеризующее, что представляет собой Нарния. Значение данного произведения Льюиса в мировой литературе неоценимо. Оно возглавляет собой списки книг, рекомендованных к прочтению детям. Если описывать мир в стиле фэнтези, то стоит упомянуть, что автор уделил в книгах большое внимание рассказу о его создании. Нарнию создал великий Творец, предстающий в виде льва Аслана. Он сотворил мир, растения и всех живых существ, населивших земли этой уникальной страны.

Нарния довольно густо населена - здесь живут обычные животные, разумные говорящие звери, относящиеся к особому виду, мифические создания и потомки людей, когда-то попавших в Нарнию. Создав их всех, Аслан установил правила, которые должны соблюдать нарнийцы. Время от времени он появляется в жизни различных народов и вмешивается в происходящие события. Но Аслан выполняет скорее функцию наставника - мудрого и справедливого.

Нарния и христианство

Обывателю кажется невероятным, что фантастическая книга может быть тесно связана с христианской религией, но на самом деле это именно так. Не стоит забывать, что Льюис был богословом и в свое время потерял веру в Творца, прочитав массу религиозных книг, излагавших материал сухо и без эмоций. Автор Нарнии считал, что дети, изучающие обычную христианскую литературу, теряют живую веру. Они становятся условно верующими, имеющими хорошие теоретические знания о религии, но абсолютно лишенными религиозного "огня" в сердце. Именно этот факт вдохновил Льюиса на создание Нарнии. Он вложил в нее все свои представления о Боге и сумел передать их в понятном для детей виде.

Что значит Нарния с точки зрения христианства?

Тем, кто знаком с Библией, нетрудно будет уловить сходство с ней в истории о Нарнии. Чего стоит один Аслан, предстающий добрым Творцом всего живого! Он готов всегда направить и утешить, но он не оберегает своих любимцев от трудностей и неприятностей. Аслан проводит каждого героя книги своим путем, в конце которого трудно оставаться прежним. Ведь, преодолевая трудности, герои совершенствуются, в их душах просыпаются новые чувства и эмоции.

Удивительно, но автор эпопеи о Нарнии сумел не просто описать создание мира и место Творца в нем, но и поведать о глубокой радости, которая охватывает каждого, кто с этим Творцом встречается. Причем все это ненавязчиво читается практически в каждой строке литературного произведения. Льюис сумел простым языком рассказать о борьбе со злом, жертвенности и воскрешении. В некоторых книгах проводится даже явная параллель между вечной схваткой Бога и Сатаны за души людей. В этой роли выступает Аслан и культ богини Таш. Она символизирует собой смерть, горе и ложь, тогда как Аслан несет мир, любовь и свет.

Каждая из семи книг о Нарнии раскрывает определенные этапы развития этого мира, на всем протяжении существования которого зло пытается победить. И так же, как в Библии, повествование обрывается на гибели мира, или Апокалипсисе. Но конец мира является его началом, ведь всегда остается надежда.

Современные дети и Нарния: стоит ли читать эпопею о волшебном мире

Феномен книг Льюиса заключается в том, что священнослужители, которые всегда крайне отрицательно отзываются о литературе в жанре фэнтези, рекомендуют Нарнию для прочтения современным детям. Ведь книга учит добру и может дать малышу первые представления о том, как устроен тонкий духовный мир. Причем читать книгу стоит вместе с родителями, которые ненавязчиво могут провести параллель между событиями в Нарнии и библейским сюжетом. В этом случае ребенок лучше поймет все происходящее и легче адаптирует историю к реалиям современного мира. Это тем более актуально сейчас, когда и взрослые, и дети имеют мало возможностей повысить свою духовность и сделать правильный выбор между светом и тьмой.

Конечно, вы можете и не увидеть весь этот глубокий смысл в произведениях о Нарнии. Но в любом случае мы советуем вам познакомиться с этим удивительно добрым миром, напоминающим глоток свежей родниковой воды в выжженной солнцем пустыне.

Начинается земля, как известно, от столба. Если бы у жителей Нарнии возникла необходимость в «нулевом километре», им наверняка стал бы Фонарный столб, произрастающий в самом сердце волшебной страны. Во все стороны света на многие дни пути отсюда раскинулись удивительные земли, населенные пестрыми народами и полные диковинных достопримечательностей. Одни описаны, другие только названы, третьи и вовсе нигде не упоминаются - о них мы можем только гадать.

Клайва С. Льюиса часто сравнивают с Джоном Р. Р. Толкином, а «Хроники Нарнии» - с летописями Средиземья, но в подходе писателей к придуманным ими мирам есть как минимум одна принципиальная разница. Толкин посвятил проработке своей вселенной почти всю жизнь, его изданные черновики и наброски занимают полтора десятка томов, - при должной усидчивости мы можем познакомиться с Ардой во всех ее мелочах. Для Льюиса важнее не достоверность и не полнота декораций, а идейное наполнение книг, их неочевидный символизм. Мир Нарнии не назовешь детально проработанным. Простейший пример: все здешние обитатели (а также колдунья Джедис, прибывшая из иной вселенной) говорят на одном и том же английском языке, прекрасно понимая друг друга. Поэтому, рассказывая о вселенной Льюиса, мы должны стремиться не в подробностях описать имеющиеся здесь страны и народы, а разобраться, что они значат в идейном плане.

Мир Нарнии устроен иначе, чем наш. Он плоский и накрыт небесным куполом, по которому движутся огненный диск солнца и луна. На солнце есть жизнь: в книгах упоминаются белые птицы, цветы, ягоды. Звезды - человекоподобные существа, которые танцуют на небе, образуя созвездия и предвещая будущее. Материк, скорее всего, только один, и он занимает западную часть мира. Восточный океан вздыблен по краю диска десятиметровой волной, какие бывают на гребне водопада. За нею видна страна Аслана, которая, однако, уже не относится к миру Нарнии.

Вопреки ожиданиям, данное описание вовсе не соответствует средневековым христианским представлениям об устройстве вселенной. Уже на заре нашей эры большинство образованных европейцев были убеждены в сферичности Земли. Миф о том, что в Средние века нашу планету считали плоской, появился только в 19 веке и ко времени создания «Хроник» был неоднократно развенчан. Скорее всего, размещая Нарнию на диске, Льюис хотел показать, насколько разнообразной может быть Мультивселенная, созданная Творцом, абсолютно не ограниченным в собственных возможностях.

Нарния

Страна, название которой обычно распространяют на весь мир, весь цикл и вообще все, что связано с семью повестями Льюиса, занимает весьма скромное место на материке. Нарнию можно пересечь из конца в конец за несколько дней пешего пути, а для всадника здешние расстояния и вовсе игрушечные. Страна расположена на поросшей лесом холмистой равнине, по обоим берегам Великой реки. С востока Нарния ограничена побережьем Восточного океана, с севера - рекой Шриббл и пустошами Эттинсмура, с запада - массивным хребтом, а с юга переходит в горы Орландии. Северо-западная часть страны резко отличается от остальной территории: к югу от Шриббл тянутся безграничные болота, где обитает хмурый народ кваклей.

Основные достопримечательности Нарнии сосредоточены вдоль Великой реки. В ее верхнем течении находится равнина Фонарного столба - точка отсчета не только в географическом, но и в хронологическом смысле. Здесь гости с Земли наблюдали за сотворением Нарнии (а Джедис бросила в Аслана обломок столба, из которого в итоге и вырос фонарь), здесь было посажено дерево, хранящее страну от всех бед, здесь во время Столетней зимы встретились Люси Пэвенси и фавн Тумнус, здесь развернулась и Последняя битва. Эдмунд Пэвенси носил титул герцога равнины Фонарного столба.

Там, где Великая река впадает в Восточный океан, стоит замок Кэр-Паравел . Судя по всему, он был основан как столица еще первой королевской династией Нарнии, и с тех пор дважды приходил в запустение: во время Столетней зимы и тельмаринского владычества. В «Принце Каспиане» замок назван одним из трех магических мест Нарнии, наряду с Фонарным столбом и курганом Аслана. В правление Каспиана X у стен Кэр-Паравела вырос город. Помимо этого поселения, упоминаются еще три, все у Великой реки: Беруна, Бобровая запруда и Чиппингфорд. Живут в городах по преимуществу люди: разумные звери и волшебные существа, составляющие львиную долю нарнийцев, предпочитают каменным домам леса, реки и норы.

Замыкает тройку нарнийских мест силы Каменный стол - мегалитическое сооружение в полудне пути от Беруны, где Аслан принес себя в жертву и тем самым освободил народ Нарнии от Столетней зимы и власти Белой колдуньи. Со временем над Каменным столом возвели курган, испещренный лазами и пещерами. Недалеко от него находится Танцевальная поляна - традиционное место празднеств и собраний. Символика Фонарного столба (свет веры?) и Кэр-Паравела (Камелот?) не столь очевидна, зато курган Аслана «прочитывается» без труда - это, конечно, Голгофа.

К северу от Великой реки неподалеку друг от друга стоят еще две крепости: резиденция Белой колдуньи, выстроенная из обледенелого камня, и замок короля Мираза. Последний воздвигнут прапрадедом Каспиана X и был столицей в заключительный период тельмаринского завоевания. В экранизации «Принца Каспиана» рядом с замком находится городок, однако в книгах Льюиса это поселение не упоминается.

Символ Нарнии - алый лев, монеты носят название «львы» и «дубы». Государственный строй с самого сотворения мира и до конца света остается одним и тем же - это абсолютная монархия. Случались здесь периоды «дикого деспотизма» - при Белой колдунье, тельмаринцах, - однако большинство королей были просвещенными, справедливыми, благородными людьми. Именно людьми: настоящим правителем Нарнии может стать только человек из нашего мира. Впрочем, при всех положительных качествах, короли и не думали поступаться своими исключительными правами, а время от времени объявляли войну оборотням, ведьмам, злым великанам - по сути, тем же волшебным существам, только оказавшимся по другую сторону баррикад. Судя по всему, именно такими Льюис видел идеальных христианских государей.

Подземье

Как и всякий уважающий себя фэнтезийный мир, вселенная Нарнии разрослась не только вширь, но и вглубь. Громадная система взаимосвязанных пещер, описанная в «Серебряном кресле», известна под названием Подземье. Сюда входят и неглубокие подземелья, такие, как зал, где спит Отец Время, так и царство Бисм, расположенное в двух километрах от поверхности. В Бисме текут огненные реки, где плещутся саламандры, а рубины и алмазы там живые, из них можно выжимать сок. Несмотря на то, что в «Серебряном кресле» Подземье нарисовано преимущественно в унылых тонах (сама собой напрашивается параллель с мраком безверия), его обитатели - не менее жизнерадостные существа, чем остальные нарнийцы.

Орландия

Государство, также называемое Арченланд, - ближайший сосед и вернейший друг Нарнии. Орландия расположена в горах, тянущихся вдоль южной нарнийской границы. Среди гор выделяются Вершина бурь, охраняющая перевал на север, и двухглавый пик Олвин. Про Олвин рассказывают, что некогда это был двухголовый великан, поверженный королем Орландии и обратившийся в камень. Вдоль южного склона гор течет быстрая и холодная река, а за ней начинается Великая пустыня, отделяющая Орландию от Тархистана.

По существу, Орландия - та же Нарния, только поменьше и не с такой бурной историей. Большинство жителей здесь также составляют нечеловеческие существа, при этом короли и знать - людского племени. Из поселений упоминаются только столичный Анвард - замок недалеко от Вершины бурь - да жилище отшельника у южных границ страны. Правят Орландией потомки второго сына первого нарнийского короля, причем, в отличие от Нарнии, здесь династия не прерывалась как минимум до событий повести «Конь и его мальчик».

Тархистан

Крупнейшее из известных нам государств мира Нарнии, также именуемое Калормен. Тархистан во много раз крупнее Нарнии и Орландии; говорят, что эти государства, даже взятые вместе, не превосходят самую маленькую из тархистанских провинций. К счастью для северян, между Орландией и Тархистаном лежит Великая пустыня, непреодолимая для большого войска. Иначе южная империя давно поглотила бы соседей: ее армии многочисленны и постоянно при деле. Это позволяет предположить, что в мире существуют и другие страны, возможно, к югу или западу от Тархистана, с которыми тот ведет войну.

Природа Тархистана весьма разнообразна. Помимо пустыни на севере, упоминаются озера, горы, в том числе вулкан - «пламенеющая гора Лагора», соляные копи, даже такое экзотическое место, как «Дол тысячи запахов». Очевидно, в стране имеется достаточно плодородных земель, чтобы прокормить немаленькое население. Столица, город Ташбаан , расположена на южном рубеже Великой пустыни, на острове посреди реки. Отсюда всего два дня пути до Орландии, но чтобы добраться до дальних провинций Тархистана, потребуется несколько недель верхом. Ташбаан во много раз больше любого из городов северных государств. Он утопает в садах, его здания уступами поднимаются по склонам холма, увенчанного царским дворцом и храмом Таша. На краю пустыни рядом с Ташбааном находятся усыпальницы древних правителей. Другой город, который упоминается в «Хрониках», - Азим-Балда в центральной части империи, где сходятся все основные дороги страны и расположена штаб-квартира почтовой службы. От прочих поселений нам известны только названия: Техишбаан, Тормунт.

Тархистан - вотчина людей. Считается, что он был основан изгнанниками из Орландии, однако некоторые исследователи допускают, что здесь не обошлось без других переселенцев из нашего мира. Разумных зверей и волшебных существ тут почти нет: к первым тархистанцы относятся как к простым животным, вторых боятся. У жителей Тархистана смуглая кожа и светлые глаза, они носят вычурные одежды и говорят витиеватым языком. Во главе государства стоит Тисрок, который опирается на знатных тарханов и военных. В самом низу социальной лестницы находятся рабы. На севере считается, что тархистанцы умны, ленивы, жадны и коварны; в Тархистане полагают северян необразованными варварами, которые водятся с нелюдями. Тархистанцы - единственный в этом мире народ, у которого есть полноценная религия: пантеон возглавляет покровитель смерти Таш , которому приносят человеческие жертвы; среди других богов упоминаются Азарот и Зардина, «владычица мрака и девства»; есть и другие небожители.

Именно этот политеизм позволяет нам допустить, что под Тархистаном Льюис, возможно, не подразумевал ислам. Действительно, местная религия больше похожа на верования жителей Карфагена или Финикии. Однако описания - внешности, одежды, привычек, вооружения, городов тархистанцев, даже их денег-полумесяцев - утверждают обратное. Строго говоря, Тархистан - выражение западных, в значительной мере христианских стереотипов о чуждом и враждебном арабском мире.

Острова

В Восточном океане рассеяно множество островов - как известных в Нарнии и Тархистане издавна, так и обнаруженных Каспианом X в его плавании на «Покорителе зари». Ближайший к нарнийскому побережью остров - Гальма , славящийся мореходами. К юго-востоку от него лежит Теребинтия , где растут деревья, похожие на дубы. Если же плыть от Гальмы на северо-восток, можно достичь Семи островов , из которых, однако же, по именам известны только два: Муйл и Бренн, где находится главный порт архипелага - Алая гавань. Наконец, к востоку от побережья Тархистана находятся Одинокие острова - самые оживленные во всем океане. Местная столица - Узкая гавань на острове Дорн. Здесь расположена резиденция губернатора, а также идет бойкая торговля между островитянами, нарнийцами и тархистанцами. Остров Авра известен виноградниками, а большую часть Фелимата занимают сельские угодья. Все перечисленные земли составляют Двенадцать островов - заморские владения нарнийских королей. Когда в результате тельмаринского завоевания мореходство в Нарнии пришло в упадок, Двенадцать островов фактически стали независимыми, однако были возвращены под власть короны Каспианом X.

Дальнейшие острова, посещенные командой «Покорителя зари», сильно отличаются от Двенадцати. На Драконьем острове есть пещера с сокровищами, возжелавший которых становится монстром. Один из двух источников Острова мертвой воды обращает все предметы в золото. На Острове охлотопов обитает могущественный волшебник Кориакин, друг Аслана. На Темном острове сбываются сны - самые жуткие кошмары. Последний из описанных островов - владение звезды в отставке Раманду, - а за этим клочком суши вплоть до самого края мира простирается Последнее море . Каждый из дальних островов становится местом того или иного морального урока, который в традициях нравоучительных романов преподносит читателям Льюис.

Страна Аслана

Это не просто место, где Лев отдыхает между визитами в Нарнию и не просто еще один уголок Мультивселенной. Страна Аслана - цветущая, радостная земля на вершине высочайших гор - это все миры сразу, доведенные до абсолютного идеала, до непорочного совершенства. Кто знает: не проникни зло в Нарнию в момент ее сотворения, возможно, она получилась бы именно такой, идеальной?

Когда Нарнии приходит конец, Аслан судит ее жителей, и достойные обретают вечную жизнь в его стране. Царство Небесное? Да, но не только. «Все настоящие страны - только отроги Великих гор Аслана». Страна Льва - еще и платоновский мир идей, где собраны представления обо всем сущем как в нашем, физическом мире, так и в мифологической реальности Нарнии.

Дикий север

За рекой Шриббл начинается Эттинсмур - негостеприимные вересковые пустоши, которые тянутся на многие дни пути на север. Здесь обитают великаны - тупые невоспитанные гиганты, чье основное развлечение - пошвырять валуны да поколотить друг друга каменными молотами. Дикари, одним словом. А еще севернее, за очередной рекой, в горном замке Харфанг живут уже цивилизованные великаны. У них есть король с королевой, приемы, выезды на охоту и пиры, на которых роль главного деликатеса играют люди. Или квакли - великаны непривередливы. Мораль проста: образованный и обаятельный мерзавец куда опаснее примитивного, грубого варвара.

* * *

Как известно, средневековые бестиарии были скорее духовными, нежели зоологическими книгами. Собранные в них удивительные животные служили иллюстрациями тех или иных морально-этических норм, определенных аспектов христианства. Подобным образом следует расшифровывать и книги Клайва С. Льюиса. Эти детские повести далеко не так просты, какими кажутся - особенно с киноэкрана. Филип Пулман, к примеру, считает «Хроники Нарнии» шовинистической и реакционной литературой. Да и соответствуют ли книги Льюиса традиционным христианским ценностям, - вопрос вовсе не праздный. В конце концов, если бы смысл повестей лежал на поверхности, стали б мы сегодня, через пятьдесят с лишним лет после их появления, читать эти детские сказки?

Великим Львом - Богом, который является создателем всего мироздания. Почитание Аслана является истинной религией, которую исповедуют нарнийцы, отступление от которой ведёт к различным пагубным последствиям.

В различные времена на территории Нарнии или вблизи неё действовали Колдуньи, которые отвергали почитание Аслана, и преследовали за веру в Аслана или её утверждение. Нечисть Нарнии, существовавшая в разные периоды её развития, отдалена от Аслана и противится ему.

На юге нарнийского мира, в Тархистане, существует отвратительный по нарнийским представлениям культ Таш - богини, которая требует человеческих жертв. Её главный храм находится в Ташбаане. В храме выставлена статуя Таш, сделанная из камня и покрытая золотом, с алмазами, вставленными в глазницы. У неё туловище человека, голова хищной птицы и четыре руки. Пальцы заканчиваются когтями, напоминающими птичьи клювы. Среди почитателей Таш существует поверье, что взглянувший в лицо Таш немедленно умирает. При этом считается, что в такой смерти и заключена цель жизни любого верующего.

Сам Аслан замечает, что Таш является его религиозным антиподом. Если Аслан символизирует Жизнь, Свет, Радость, Правду, то Таш - это Смерть, Тьма, Горе, Ложь. Более того, человек, поклявшийся именем Таш и сдержавший клятву, на самом деле служит Аслану. И наоборот, призвавший Аслана лжец на самом деле служит Таш.

Также в Тархистане известно почитание Зардинах - владычицы мрака и девства, которой приносили жертву девушки, которые собирались выйти замуж.

Помимо Аслана упомянут его Отец.

В разные периоды своего развития в Нарнийском мире появлялись всплески атеизма. Например, у гномов в Нарнии подобная тенденция (атеизма или религиозной индифферентности) наблюдалась несколько раз достаточно явно, или как отрицание всякой веры или как готовность использовать ради достижения цели чего угодно. Также атеизм мог свойственен некоторым знатным тархистанцам, во всяком случае, такое явление зафиксировано в поздний период. Неизвестно,была ли религия у тельмаринов, но скорее всего они игнорировали культ Аслана, но были подвержены суевериям-вере в призраков южных лесов и т. д. Более-менее атеистично могли быть настроены некоторые представители знати, но не большинство тельмаринов. Простые солдаты, увидев ожившие деревья и Аслана, впали в ступор и сдались, при том что жители Старой Нарнии, включая великанов, серьёзного страха под руководством сильного лидера, вроде Мираза, не внушали.Подтверждение-победы тел Маринов,начиная со времён Каспиана Завоевателя.Даже страх перед морем и лесами не мешал тельмаринам держать гарнизоны вдоль побережья(одинтиз таких и перехватил Трама) и при нужде воевать в лесах,причём успешнее,чем сами нарнийцы.С этим столкнулся Каспиан,когда Мираз выследил нарнийское войско и нанес укрепившимся в Кургане Аслана нарнийцам ряд поражений.Лишь внезапная гибель короля и появление ходячих деревьев,Аслана и исчезновение моста деморализовало тельмарских солдат,позволив малочисленным старым нарнийцам взять их в плен.Кроме того,сам факт проигрыша в поединке их короля,по тельмарским обычаям означавший поражение армии и отсутствие возглавившего их полководца(Глозель и Соспесиан вместо командования ввязались в рукопашную с нарнийцами)

География

Нарния - это и весь созданный вторичный мир, и страна, как очевидно, в его центре. На территории этой страны впервые в этом мире появилась жизнь. Все остальные территории были населены выходцами из Нарнии и/или пришельцами с Земли / возможно, иных миров.

Нарния

Название «Нарния» связано не только с нарнийским миром, но особенно со страной Нарния внутри этого мира, которую Творец - Аслан - наполнил говорящими животными и мифическими существами. Нарния - страна гор, равнин и холмов, достаточная часть страны покрыта лесом. На востоке страну ограничивает Восточное Море , на западе - огромные горы , на севере - река Шриббл, на северо-северо-западе находятся равнины и те же горы, и на юге - иные горы, отделяющие Нарнию от Орландии.

Замки, города и поселения. Резиденция Королей - замок Кэр-Параваль, в устье Великой Реки. Известны замок Мираза и замок Белой Колдуньи. Города на реке - Беруна, Бобровая Плотина и Чиппингфорд (поздний период Нарнии).

Королями Нарнии могут быть только люди (или существа, имеющие доминирующую человеческую кровь) - «дети Адама и Евы».

Человеческое население европеоидного (англосаксонского и, вероятно, с такими же последующими примесями) типа. Роды первоначальной королевской династии и аристократии смешивались с наядами и дриадами, лесными и речными богами.

Орландия

Орландия - горная страна на юге от Нарнии. На севере ограничена горами, во многом из которых и состоит территория Орландии, а на юге - рекой Орлянка. Резиденция короля в замке Анвард, в сердце страны. Другие города или поселения в Орландии не упоминаются,хотя вероятно есть некий порт-принца Кора протархистански настроенные вельможи похищают на корабле, на корабле же преследует их король Лум. Орландия во всех текстах Хроник в союзе с Нарнией и постоянно оказывалась независимой-ни Белая Колдунья,ни Тархистан ни Тельмар её не захватывали.Даже в момент оккупации Нарнии тархистанцами перед гибелью мира она была независимой и король Тириан надеялся на помощь Орландии в организации партизанской войны.

Начало Орландии дано переселенцами из Нарнии, о каких-либо внешних вторжениях в антропологический/национальный облик орландцев неизвестно.

Первым королём Орландии был младший сын одного из нарнийских королей,династия не прерывалась и не менялась.Попыток восстановить гегемонию в Нарнии орландцы из-за небольших вооружённых сил не предпринимали.В стране развит институт рыцарства.

Тархистан

Тархистан (англ. Calormen , от лат. calor «жара») - это империя на юге нарнийского мира. На большей части страны субтропический и умеренный климат . Великая Пустыня находится на севере страны и является естественным барьером, в течение веков защищавшим Орландию и Нарнию от могущественных тархистанцев.

Культурный центр Тархистана - река, которая течёт с запада на восток вдоль южного края Великой Пустыни. Столица - Ташбаан - расположена на острове в середине течения реки. Важнейшие провинциальные центры связаны дорогами и регулярной курьерской связью. Официальный культ-поклонение богине Таш(от которой ведёт род Тизрок и знатнейшие тарханы), и ряду менее значимых божеств. На западе и юге ведутся войны с мятежниками и независимыми странами, о которых в Хрониках упомянуто косвенно-орландские и нарнийские купцы и послы бывали обычно в Ташбаане и на севере страны и мало интересовплись такими делами.

Основан группой беглых преступников, пришедших из Орландии и, очевидно, переселенцами с Земли/иного мира ирано-афганского и/или семито-аравийского (арабид) антротипа (или иных близких типов). Сильная армия (не только латная конница но и колесницы, армия такая крупная что отряд в тысячу копий считается небольшим), развито судоходство и военно-морской флот. Развита государственная почта, разветвленный чиновничий аппарат. Сильны позиции феодальной аристократии-тарханов, однако правитель-Тизрок, является абсолютным монархом. Развито рабовладение. Тархистан - крупнейший покупатель рабов, однако основные производительные силы - свободные общинники.

Тельмар

Территория к северо-западу от Нарнии. В 300-м году освоена Тархистаном. В 460-м земли захватывают пираты, попавшие на Земле на необитаемый остров и обнаружившие проход между мирами. В 1998 году от сотворения Нарнии из за страшного голода Тельмар развязывает войну и совершает завоевание Нарнийского королевства, пребывавшего в смуте.Это произошло примерно через девятьсот лет после исчезновения Певенси.Корнелиус упоминает некую Великую Битву,в которой решился исход войны,а часть гномов,сбежав с поля боя,мимикрировали под людей. Тельмаринские короли начинают новую династию нарнийских королей. Сильны позиции могущественных лордов, с которыми приходится считаться даже королю. Развиты феодальные отношения, однако власть короля сильна, но не так как в Тархистане, связана традицией и лордами.Тельмарины имеют сильную армию,упомянуты частые войны с великанами(в частности Мираз отправил на войну с великанами Эттисмура нелояльный аристократический дом Пассаридов)Развито начальное образование.Есть зачатки наук и даже ученые-книжники и маги.

По неизвестным причинам Одинокие Острова перешли во владение королей дома Каспиана Завоевателя, но из-за отсутствия флота власть тельмарских королей до Каспиана Мореплавателя там была номинальной и губернатор превратился в некоронованного правителя,покровительствующего пиратам и работорговцам.Но от формальной лояльности королям Тельмарской династии губернаторы не отказывались и упоминали множество эдиктов и указов,присланных из Нарнии и которыми(как уверял губернатор Гумп) они руководствовались.

По данным Хроник, тельмаринцы чистого европеоидного типа, как и орландцы и первоначальные (до Великой Зимы и прихода тельмаринцев) нарнийцы.

Восточное Море

Белая Колдунья (Джадис) появляется в четырёх книгах серии: «Племянник чародея», «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», «Серебряное кресло», мельком упоминается в книге «Принц Каспиан»

Джадис - последняя правительница мира Чарн, погубившая этот мир (об этом рассказывается в книге «Племянник чародея»); в Нарнию она попала из-за действий героя первой книги Дигори; также говорится (в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»), что её прародительницей была Лилит , и что в её венах течёт кровь джиннов и великанов. Джадис выглядит очень высокой, прекрасной и холодной женщиной.

На момент событий, происходящих в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», Колдунья держит в повиновении Нарнию на протяжении ста лет, сковав её вечной зимой. Именно с ней приходится сражаться четвёрке детей, попавших в Нарнию. Была убита в битве с Асланом.

В «Принце Каспиане» ведьма и оборотень говорили о возможности её возрождения.

В книге «Серебряное Кресло» описывается иная Колдунья - предстающая в образе Зелёной Дамы, способной превращаться в огромную змею. Происхождение её не совсем понятно, но рассказчик упоминает, что это та самая Колдунья, что сковала Нарнию льдом .

Среди обитателей Нарнии известны ведьмы, но это существа иного, несравнимо меньшего уровня, чем колдуньи.

Мифические существа

Прочие обитатели Нарнии имеют прообразы в земной мифологии: Кентавры , Драконы , Дриады , Наяды , Фавны , Менады , Минотавры , Пегас , Феникс , Сатиры , Морские змеи, Оборотни , Ведьмы, Единороги, Грифоны, боги рек, лесов и т. д. (несмотря на то, что Льюис был христианином) и т. д.

Есть подобие ангельской иерархии - народ Звезд.

Космология

Астрономия

Созвездия неба Нарнии отличаются от земных. Упоминаются летние созвездия Корабль, Молот, Леопард. Северная полярная звезда неба Нарнии носит название Острие Копья и ярче Полярной звезды Земли. Принцу Каспиану показали сближение планет Тарвы, Лорда Победы, и Аламбил, Леди Мира. Планеты видны в южной части неба (что исключает внутренние планеты), и сошлись на угловое расстояние меньше градуса. Такое сближение можно увидеть лишь раз в двести лет. На небе Нарнии ярко светит луна. Нарния обладает магнитным полем достаточной напряженности, чтобы можно было пользоваться магнитным компасом.

Многомирие

Мир Нарнии - один из бесчисленных миров, в которые входит и наш с вами мир, и мир Чарна. Миры эти соединяются посредством Леса-Между-Мирами . Это место с особой магией, для одних усыпляющей и умиротворяющей, для других опасной. Проникать из одних миров в другие через Лес-Между-Мирами возможно при помощи особых артефактов.

Также упоминается, что все настоящие миры - лишь отроги гор Аслана.

Время

Посетители Нарнии заметили, что течение времени, в то время как они отсутствовали в своём измерении, ведёт себя абсолютно непредсказуемо. Обычно время в мире Нарнии течёт быстрее чем в их родном мире, но это не всегда обязательно. Исходя из того факта, что Аслан способен создавать переходы между Землёй и Нарнией, скорее всего, все другие порталы подвластны ему и он может контролировать их направления и течение времени. Это значит, что время должно течь в обоих мирах независимо друг от друга.

Способы попасть в Нарнию

  • Через Лес-между-мирами c помощью особых, обладающих магией возвращения жёлтых и зелёных колец, через магию таинственного вещества - песка, принадлежавшего культуре затонувшей Атлантиды , из которого и были сделаны данные кольца. Так попали Дигори и Полли в первой хронике «Племянник чародея ». После приключений в Нарнии Дигори закопал кольца в саду. В последней книге серии «Последняя битва » герои хотели выкопать кольца, чтобы отправить Юстаса и Джил на помощь Тириану в Нарнию, но погибают и переносятся в Нарнию по воле Аслана.
  • Через Платяной шкаф . Так попала сначала Люси , а потом и другие дети Певенси в Нарнию во второй хронике Лев, Колдунья и Платяной шкаф .
  • Через пещеру на одном из островов. Таким образом пираты попали в Нарнию и поселились в стране Тельмар.
  • Если кто-то вызовет из Нарнии. Вызвать может Аслан или же тот, кто обладает Рогом Сьюзен . Так вызвал Каспиан X детей Певенси в хронике «Принц Каспиан».
  • Через картину . В хронике «Покоритель зари, или Плавание на край света »

    Наиболее значимые события в истории Нарнии

    1 Аслан своей песней дает Нарнии жизнь, сотворяя звезды и солнце, земли и воды, природу и говорящих зверей. Дигори Керк и Полли Пламмер невольно приводят с собой в Нарнию нескольких чужаков, в том числе - Джадис, королеву Чарна. Дигори сажает Древо Защиты. Джадис бежит на север. Франциск I становится королём Нарнии.

    180 Принц Коль, младший сын нарнийского короля Франциска V, ведет своих соратников в незаселенную Орландию и становится её первым королём.

    204 Группа преступников бежит из Орландии через Южную Пустыню и основывает Тархистан,

    300 Тархистанская Империя сильно разрастается. Тархистанцы колонизируют земли Тельмара, расположенные к западу от Нарнии за горным хребтом.

    302 Нарнийский король Гейл освобождает Одинокие острова от дракона. Благодарные жители избирают его императором.

    407 Король Орландии Олвин Светловолосый побеждает Пира, двухголового южного великана, обратив его в камень. Так возникла Гора Пира - двуглавая вершина.

    460 Пираты из нашего мира случайно попадают в Нарнию и захватывают Тельмар.

    570 Примерно в это время жил заяц по имени Лунный Свет.

    898 Джадис возвращается в Нарнию под именем Белой Колдуньи и объявляет себя королевой Нарнии.

    900 Из-за чар Белой Колдуньи в Нарнии начинается столетняя зима.

    1000 В Нарнии появляются четверо Певенси. Предательство Эдмунда. Самопожертвование Аслана. Поражение Белой Колдуньи и конец Долгой Зимы. Питер становится Верховным Королём Нарнии.

    1014 Король Питер предпринимает успешный поход на северных великанов. Королева Сьюзен и король Эдмунд посещают двор Тархистанского Тисрока. Орландский король Лум находит своего потерянного сына принца Кора и отражает предательское нападение тархистанского царевича Рабадаша.

    1015 Четверо Певенси охотятся на Белого Оленя и исчезают из Нарнии.

    1050 Рам Великий наследует трон Орландии.

    1052 Примерно в это время жила королева Лебедь.

    1998 Каспиан I Завоеватель возглавляет поход тельмаринцев на Нарнию и покоряет её. Он становится королём Нарнии. Старые нарнийцы вынуждены скрываться.

    2290 Рождение принца Каспиана, сына Каспиана IX. Мираз убивает своего брата Каспиана IX и узурпирует трон.

    2303 Принц Каспиан бежит от своего дяди Мираза. Гражданская война в Нарнии. С помощью Аслана и Певенси, которых Каспиан призывает Волшебным Рогом королевы Сьюзен, ему удается победить Мираза. Каспиан воцаряется под именем Каспиана X.

    2306-2307 Великое плавание Каспиана Х к Краю Света.

    2310 Каспиан Х берет в жены дочь волшебника Раманду.

    2325 Родился принц Рилиан.

    2345 Королева гибнет от укуса змеи. Рилиан исчезает.

    2356 Юстэс и Джил появляются в Нарнии и спасают принца Рилиана. Смерть Каспиана X.

    2534 Для защиты равнины Фонарного столба от частых разбойничьих набегов построены три сторожевые башни.

    2555 Обман Хитра (ослик, одетый в львиную шкуру, выдаётся им за Аслана). Тархистанцы проникают в Нарнию. Короля Тириана спасают Юстэс и Джил. Нарния захвачена тархистанцами. Последняя битва. Конец Нарнии.

    Техника и оружие

    Арбалет – применялось тельмаринами в фильмах "Принц Каспиан" и "Покоритель Зари".В книгах отсутствует.

    Лук – оружие, используемое для лучников.В книгах единственное дистанционное оружие.Нарнийские гнромы искустны в стрельбе из лука.Лук также используют тельмарины и тархистанцы.Гальмские матросы Каспиана тоже неплохо пользуются луками-после их обстрела теревинфский пиратский корабль попытался бежать,но был взят на абордаж.

    Меч – оружие для поражения врага.В Тархистане предпочитают кривой ятаган,в Нарнии.Тельмаре и Орландии-прямой обоюдоострый меч.

    Копье-основное древковое оружие.Применяется как пехотой,так и кавалерией,в том числе кентаврами.Используется и как охотничье оружие.

    Кольчуга-основной доспех в мире Нарнии.За исключением тархистанских кольчуг,нарнийские,орландские и тельмарские(и возможно островные) кольчуги схожи.Отдельно стоят кольчуги гномьей работы,самые лучшие в мире Нарнии.Именно такими пользовались Питер и Эдмунд. Кавалеристы Тархистана и тельмарские воины Мираза и Каспиана поголовно носят кольчуги.Но если тарзистанцы используют невысокие круглые шлемы со шпилем,обмотанные тюрбаном и маленькие круглые щиты,то остальные воины-люди предпочитают кеонические шлемы и треугольные щиты.

    Бригандина - в фильме "Принц Каспиан" основной тельмаринский доспех вместе со шлемом-морионом и круглым или продолговатым щитом с "македонским солнцем".В книгах тельмарины носят обычные лёгкие кольчуги.

    Боевой топор-наряду с луком любимое оружие гномов.Люди тоже его используют-Каспиан Мореплаватель при известии о пропаже сына чуть не зарубил лорда Дриниана боевым топором. Противовоздушный арбалет – оружие тельмаринов. Использовалось для поражения воздушных объектов и наземной живой силы.

    Катапульта(требушет) – мощное оружие тельмаринов. Использовалось для разгромления нарнийцев. Встречалось в фильме "Принц Каспиан".

    Швейная машинка – принадлежит Бобрихе в книге "Лев, колдунья и платяной шкаф".

    Каменный посох – оружие Джадис. Если коснуться посохом живого существа, то оно окаменеет.

Нарния - мир в стиле фэнтези, созданный англо-ирландским автором Клайвом Стейплзом Льюисом как декорация для его Хроник Нарнии , серии из семи сказок для детей.

В Нарнии животные могут говорить, живут мифические создания, и магия в порядке вещей. Сериал показывает историю Нарнии от её зарождения до конца. Главные герои - люди (как правило, дети), которые попадают туда из «нашего мира».
География
Нарния - это и весь изолированный мир, и страна в его центре, наиболее соответствующая этому миру. На территории этой страны впервые в этом мире появилась жизнь. Все остальные территории были населены выходцами из Нарнии либо пришельцами с Земли.
Нарния

Название «Нарния» связано не только с Нарнийским миром, но особенно со страной Нарния внутри этого мира, которую создатель Аслан - Великий Лев - наполнил говорящими животными и мифическими существами. Нарния - страна гор и равнин, в основном покрыта лесом. На востоке страну ограничивает Восточный Океан, на западе - огромные горы, на севере - река Шриббл, и на юге - континентальный раздел.

Экономическое сердце страны - Великая Река Нарнии, которая входит в страну на северо-западе и на востоко-юго-востоке впадает в Восточный Океан. Резиденция правительства - Кэр Паравел, в устье Великой Реки. Другие города на реке (с востока на запад): Беруна, Плотиная Дамба и Чиппингфорд.
Архенланд, или Орландия

Архенланд - гористая страна на юг от Нарнии. На севере ограничена континентальным разделом, а на юге Ветренной рекой. Резиденция правительства в Анварде, в сердце страны. Анвард - это одновременно имя столицы и столичного замка. Других городов или деревень в Архенланде не упоминается. Архенланд в хороших отношения с Нарнией.

Заселён младшим сыном одного из нарнийских королей.
Калормен, или Тархистан

Калормен (буквально Страна цветных ) - это Империя на юге Нарнийского мира. На большей части страны засушливый климат. Наиболее заметные георгафические объекты - вулкан Великая Гора Лагура и Великая Пустыня. Великая Пустыня находится на севере страны и является естественным барьером, в течение веков защищавшим Архенланд и Нарнию от агрессивных калорменцев. Культурный центр Калормена - Река Калормен, которая течет с запада на восток вдоль южного края Великой Пустыни. Столица - Ташбаан - расположена на острове в дельте реки. Город Азим Балда расположен на пересечении основных путей страны и является центром торговли и коммуникаций.

Основан группой беглых преступников, пришедших из Орландии.
Тельмар

Территория к западу от Нарнии. В 300-м году освоены Тархистаном. В 460-м территорию захватывают пираты, попавшие на Земле на необитаемый остров и обнаружившие проход между мирами. В 1998 году от создания Нарнии, Тельмар захватывает Нарнийское королевство. Потомки тельмарских императоров начинают новую династию нарнийских королей.
Восточный Океан

Множество островов и архипелагов усеивают Восточный Океан. Наиболее значимые из них: Галма, Семь Островов и Одинокие Острова. Все перечисленные - принадлежат Нарнийской Короне. Есть также Теребинтия, независимый остров. На дальнем конце Восточного Океана география становится фантастической (Нарнийский мир - плоский) и небо встречается с землей. Считается, что в этих местах лежит путь в страну Аслана.
Другие земли

К северу от Нарнии лежит Эттинсмур и Дикие Земли Севера, населённые великанами. Наиболее значимое поселение - Дом Харфанга, сообщество великанов, живущее в руинах некогда великого города. Земли к западу от Нарнии необитаемы. Подземелье расположено в глубоких пещерах под Нарнией. Страна Бисм лежит ниже этих пещер.
Обитатели
Люди

Сыны Адама и Дочери Евы входили в Нарнию несколько раз из собственного мира. Они и их потомки населяют страны Нарнийского мира.
Гномы

Гномы - нарнийская раса. Аслан назвал их «Сыновьями Земли», в противовес людям - «Сыновьям Адама» и «Дочерям Евы». Среди гномов существует как минимум две расы: Чёрные Гномы и Рыжие Гномы; различие между ними - цвет волос. Рыжие гномы поддерживают Аслана, Чёрные - более самолюбивы и воинственны. Все упоминаемые гномы - мужского пола, хотя известно, что от них может зачать и человеческая женщина.

Откуда взялись гномы, не известно. Однако, когда Аслан созвал первый совет, когда миру «ещё не было и пяти часов от роду», он попросил представиться Мастера Гномов («Племянник Чародея», гл.10).
Говорящие животные

В Нарнии также можно встретить многих животных нашего мира. Кроме того, там есть много говорящих видов этих животных. Когда Аслан дохнул на первые пары животных, некоторые из них не только обрели разум и речь, но и изменились в размере. Мелкие животные (грызуны, птицы и небольшие млекопитающие) крупнее своих неговорящих родственников, а более крупные животные - чуть меньше размером. Говорящие Звери делятся на четыре основные категории: птицы, копытные, млекопитающие и рептилии. Продолжительность их жизни такая же как у человека. Говорящих рыб и насекомых нет.
Ведьмы

В книгах Нарнии упоминаются только две ведьмы - это «Белая ведьма» (также известная как Джадис, императрица Чарна) и «Зелёная ведьма». Джадис - последний представитель королевского рода Харн; также говорится (в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»), что её прародительницей была первая жена Адама Лилит, и что в её венах течёт кровь Джинна и Великана. Несмотря на то, что она выглядит как высокая женщина, в ней нет человеческих кровей.

Зелёная Леди способна превращаться в змееподобного Червя и поступает так дважды в книге «Серебрянное Кресло». В первый раз, когда она убивает мать Принца Рилиана, в другой раз, когда она пытается убить самого Рилиана и его спутников. Никто не знает откуда она, единственное, что упоминается, так это то, что она - Джадис (), из «той же самой шайки Северных ведьм».

Также есть менее привлекательные колдуньи (как, например одна, которую Никабрик привёл на совет на Эсланово Взгорье в книге «Принц Каспиан»), и более злобные существа, которые могут классифицироваться как ведьмы в нашем культурном сознании. Они - определённо колдуньи более низкого ранга по сравнению с Белой ведьмой.
Мифические существа

Прочие обитатели Нарнии основаны на известных мифических существах: Домовые, Кентавры, Лютые, Драконы, Дриады, Гномы, Ифриты, Эттины, Фавны, Упыри, Грифоны, Ведьмы, Гамадриады, Жути, Демоны, Менады, Минотавры, Наяды, Огры, Оркнии, Пегасы, Поганочные люди, Фениксы, Сатиры, Морские змеи, Лешие, Духи, Феи, Люди Звёзд, Единороги, Оборотни, Воузы и Призраки.
Другие существа и обитатели

Нарния населена Кваклями-Бродяклями и Одностопами (существа выдуманы Льюисом). Есть также единичные персонажи, которые встречаются или населяют Нарнию, например: Азоп, Дионисий, Дед Мороз, Отец-время, Помона, Силений, и Таш.
Космология
Общая характеристика

Мир Нарнии - это плоский мир в геоцентрической вселенной. Его небо - купол, за пределы которого ни один смертный не может проникнуть.

Звёзды Нарнии - пылающие человекоподобные существа. Созвездия являются результатом волшебного танца на небесах, исполняемого звездами для провозглашения трудов Аслана, создателя Нарнии.

Солнце представляет собой пылающий диск, совершающий ежедневно оборот вокруг мира. У солнца своя экосистема, населённая огромными белыми птицами. Растительность на солнце обладает лечебными свойствами. Например, экстракт одного из огненных цветков, найденного в горах, может излечить любую болезнь или рану, а огневика (огненная ягода), растущая в долинах, будучи съеденной, работает против эффектов старения.

Земля Нарнии (имеется в виду та, что под ногами) - живой организм. Поверхность земли покрыта «мёртвой» почвой (так же, как и шкура или кожа живых существ покрыта ороговевшим слоем мертвых клеток), но более глубокие слои скальных породы живут жизнью, а многие из них даже съедобны. Нарнийские гномы прозваны «Сынами Земли».
Многомирие

Мир Нарнии - один из бесчисленных миров, в которые входит и наш с вами мир, и мир Харна. Миры эти соединяются посредством мета-мира, или соединяющей комнатой, известной также как Лес Между Мирами. Не много известно об этом лесе, но он является как бы местом (побочным эффектом многомерной системы миров), которое принимает форму густого леса с водоемами. С помощью волшебства (или устройства, например, колец, сделанных из деревьев, растущих в этом месте) через водоемы можно попасть в другие миры.
Время

Британские посетители Нарнии заметили, что течение времени, в то время как они отсутствовали в своём измерении, ведёт себя абсолютно непредсказуемо. Обычно время в мире Нарнии течёт быстрее чем в их родном мире, но это не всегда обязательно. Исходя из того факта, что Аслан способен создавать переходы между Землёй и Нарнией, скорее всего, все другие порталы подвластны ему и он может контролировать их направления и течение времени. Это значит, что время должно течь в обоих мирах независимо друг от друга.
История
Создание Нарнии



Случайные статьи

Вверх