Народное ополчение. Первое и второе земское ополчение. Прокопий Ляпунов. Минин и кн. Пожарский

В центре столицы, на главной площади нашей страны, установлен хорошо известный всем памятник, созданный в 1818 году скульптором И. П. Мартосом. На нём запечатлены достойнейшие сыны России — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, в тяжёлый для Родины час сумевшие организовать и повести на борьбу с захватчиками многотысячное народное ополчение. События тех давних лет стали одной из славных страниц нашей истории.

Молодой и предприимчивый нижегородец

Когда родился Кузьма Минин, точно не известно. Принято считать, что произошло это около 1570 года в приволжском городе Балахне. Сохранила история и имена его родителей — Михаила и Домники. Известно также, что были они людьми состоятельными, и когда сыну исполнилось одиннадцать лет, переселились в Нижний Новгород — один из самых крупных волжских городов. В те времена было принято, чтобы сыновья с ранних лет по мере сил помогали своим отцам добывать хлеб. Так и Кузьма привычку к труду приобрёл ещё в юности.

Когда же повзрослел, то открыл собственное дело. Недалеко от стен Кремля появились принадлежавшие Минину бойня для скота и лавка с мясным товаром. Дела пошли превосходно, что позволило построить собственный дом в посаде Благовещенской слободы, где селились по тем временам люди с достатком. Вскоре нашлась и хорошая невеста — Татьяна Семёновна, которая, став женой, родила ему двух сыновей — Нефёда и Леонтия.

Призыв земского старосты

Среди прочего посадского люда Кузьма выделялся умом, энергией и явными задатками лидера. Благодаря этим качествам жители слободы, у которых он пользовался авторитетом, избрали Кузьму своим старостой. Но по-настоящему заложенные в нём способности раскрылись в 1611 году, когда в Нижний Новгород была доставлена грамота Патриарха Гермогена, призывавшего все сословия русского народа подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Для обсуждения этого послания в тот же день собрался городской совет, состоявший из представителей городских верхов и духовенства. Присутствовал на нём и Кузьма Минин. Сразу после того, как грамота была зачитана жителям Нижнего Новгорода, он обратился к ним с пламенной речью, призывая встать за веру и Отечество и для этого святого дела не пожалеть ни жизни, ни имущества.

Жёсткие требования войны

Жители города с готовностью откликнулись на его призыв, но для столь масштабного дела необходимы были энергичный и деловой хозяйственник, которому по силам было бы материально обеспечить войско, и опытный боевой командир, способный взять на себя командование. Ими стали Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, который не раз показал себя отменным воеводой. Теперь по всем вопросам, связанным с человеческими ресурсами и необходимыми денежными средствами, обращались непосредственно к Минину.

Используя данные ему полномочия и опираясь на поддержку войск Пожарского, он постановил, что каждый житель города обязан внести в общий фонд сумму, равную трети от всего своего имущества. В исключительных случаях эта сумма уменьшалась до пятой части от оценки всего, чем владел горожанин. Нежелавшие вносить положенную долю, лишались всех гражданских прав и переходили в разряд холопов, а все их добро полностью подлежало конфискации в пользу ополчения. Таковы суровые законы военного времени, и Кузьма Минин не вправе был проявлять слабость.

Формирование ополчения и начало боевых действий

Грамоты, подобные той, что получили в Нижнем Новгороде, были разосланы также и во многие другие города Руси. Очень скоро к нижегородцам примкнули многочисленные отряды из других районов, где жители с не меньшим энтузиазмом откликнулись на призыв Патриарха. В результате в конце марта на Волге было собрано многотысячное ополчение, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Базой для окончательного формирования войск стал многолюдный торговый город Ярославль. Отсюда в июле 1612 года ополченцы, в количестве более тридцати тысяч человек, выступили на перехват сил гетмана Яна Ходкевича, спешившего на помощь блокированному в Москве польскому гарнизону. Решающее сражение последовало 24 августа под стенами столицы. Численный перевес был на стороне интервентов, но боевой дух ополченцев лишал их этого преимущества. Князь Пожарский и Кузьма Минин руководили ходом сражения и своим личным примеров вселяли мужество в бойцов.

Осада Кремля

Победа была полной. Враги бежали, оставив в руках ополченцев богатые трофеи: шатры, знамёна, литавры и четыреста возов с продовольствием. Кроме того, было захвачено множество пленных. Гетман был отброшен от Москвы, но за кремлёвскими стенами оставались отряды польских полковников Струся и Будилы, которых ещё предстояло оттуда выбить. Кроме того, определённую силу представляли и их пособники — бояре, переметнувшиеся на сторону захватчиков. У каждого из них были свои дружины, с которыми также предстояло сражаться.

У осаждённых в Кремле поляков давно закончилось продовольствие, и они терпели страшный голод. Зная об этом, Кузьма Минин и Пожарский, во избежание лишних жертв, предложили им сдаться, гарантируя жизнь, но получили отказ. 22 октября (1 ноября) ополченцы пошли на приступ и захватили Китай-город, но сопротивление осаждённых продолжалось. От голода в их рядах началось людоедство.

Капитуляция поляков и вступление ополченцев в Кремль

Князь Пожарский смягчил требования и предложил захватчикам покинуть Кремль с оружием и знамёнами, оставив лишь награбленные ценности, но и на это поляки не согласились. Вышли только изменники - бояре со своими семьями, которых Кузьма Минин, стоя на Каменном мосту у ворот, вынужден был оберегать от казаков, горевших желанием тут же разделаться с предателями.

Понимая свою обречённость, 26 октября (5 ноября) осаждённые сдались и вышли из Кремля. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному. Повезло полку, которым командовал Будила: он оказался в расположении ополченцев Пожарского, и тот, сдержав своё слово, сохранил им жизнь, выслав впоследствии в Нижний Новгород. А вот полк Струся попал к воеводе Трубецкому и был полностью уничтожен его казаками.

Великим днём в истории России стало 27 октября (6 ноября) 1612 года. После молебна, совершённого архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, ополчение Кузьмы Минина и Пожарского под звон колоколов торжественно вступило в Кремль. К сожалению, до этого дня не дожил поднявший своим призывом русский народ на борьбу с захватчиками. За отказ подчиниться их воле поляки заморили его голодом в подвале Чудова монастыря.

Царская милость

В июле 1613 года произошло знаменательное событие, положившее начало трёхсотлетнему правлению Дома Романовых: на Российский престол взошёл первый их представитель — государь Михаил Фёдорович. Это произошло 12 июля, а уже на следующий день основатель монархической династии - в знак благодарности за его патриотические деяния - пожаловал Кузьме Минину чин думского дворянина. Это была достойная награда, так как в те времена этот чин был третьим по «чести», уступая лишь боярскому и окольничему. Теперь создатель ополчения имел право заседать в возглавлять приказы или быть воеводой.

С тех пор Минин пользовался безграничным доверием государя. Когда в 1615 году Михаил Фёдорович со своим ближайшим окружением отправился на паломничество в то охрану столицы поручил именно ему, так как знал, что, освободив Москву от прежних врагов, этот человек сумеет уберечь её и от будущих. И в дальнейшем государь часто доверял Минину ответственные поручения.

Смерть и загадка, связанная с останками героя

Кузьма Михайлович Минин умер 21 мая 1616 года и был погребён на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый Нижегородский Митрополит Филарет повелел перенести его прах в Спасо-Преображенский собор Кремля в Нижнем Новгороде. В тридцатых годах XIX века изрядно обветшавший к тому времени храм был снесён, и в 1838 году в стороне от него построили новый.

В его подземелье был перенесён прах Минина и ещё нескольких удельных князей. Через сто лет, проводя политику воинственного атеизма, большевики сравняли с землёй этот храм, и останки нижегородского ополченца попали в местный музей, а затем были перенесены в Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода. Его и принято официально считать местом погребения Кузьмы Минина.

Однако у исследователей есть на этот счёт некоторые сомнения. Существует предположение, что в Михайло-Архангельском соборе хранится прах совершенно иного человека, а останки прославленного героя до сих пор остаются в земле на том месте, где был разрушенный храм. Там теперь построено здание Нижегородской администрации и Городской думы, так что провести раскопки и подтвердить или опровергнуть сию гипотезу уже невозможно.

Благодарность потомков

После смерти Минина остался его сын Нефёд, который служил в Москве стряпчим — мелким чиновником в одном из государевых приказов. Помня заслуги отца, специальной грамотой закрепил за ним право вотчинного владения селом Богородским в Нижегородском уезде. Ему же принадлежал и участок на территории Кремля в Нижнем Новгороде.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский защитили Россию, и благодарные потомки в 1818 году установили в Москве памятник этим истинным патриотам своей Родины. Его автором был выдающийся скульптор И. П. Мартос, а создавался он на добровольные пожертвования граждан. Первоначально планировалось установить монумент в Нижнем Новгороде — колыбели но впоследствии решили перенести его в столицу, так как подвиг этих людей по своему масштабу выходит далеко за рамки одного города.

Первое ополчение

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. Противниками сложившего положения дел выступали все более широкие слои населения. С целью пресечь брожения в октябре 1610 года Гонсевский арестовал ряд представителей видных боярских фамилий. 30 ноября с призывом к борьбе с интервентами обратился патриарх Гермоген, который также был взят под строгий арест. Москва оказалась фактически на военном положении.

В стране созрела идея всенародного ополчения для освобождения Москвы от интервентов. В феврале-марте 1611 году к стенам Москвы подступило 1-е Ополчение Ляпунова и князя Трубецкого, а также казаки атамана Заруцкого. Решающее сражение, в котором приняли участие москвичи и один из воевод ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский, состоялось 19 марта. Однако освободить город не удалось: по совету Дмитрия Молчанова поляки подожгли город и этим остановили восстание москвичей. Тем не менее в руках ополченцев остались районы Белого города, и поляки, контролировавшие только Кремль и Китай-город, оказались изолированными. Но и в лагере ополченцев имелись внутренние противоречия, которые вылились в вооруженное столкновения, в одном из которых 22 июля 1611 года Прокопий Ляпунов был убит казаками, а ополчение стало разваливаться.

В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северные русские города.

Второе ополчение

Второе Ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского. Важным делом, которое смогли осуществить Пожарский и Минин, была организация и сплочение всех патриотически настроенных сил. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона». Однако земский совет не состоялся.

Тем временем первое ополчение полностью распалось. Иван Заруцкий и его сторонники ушли в Коломну, а оттуда в Астрахань. Вслед за ними ушли еще несколько сотен казаков, однако основная их часть во главе с князем Трубецким осталось держать осаду Москвы.

В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. 22 августа гетман Ходкевич попытался прорваться на помощь осажденным соотечественникам, но после трехдневных боев вынужден отступить с большими потерями.

22 сентября 1612 происходит одно из самых кровавых событий Смуты-- город Вологда был взят поляками и черкасами (запорожцами), которые уничтожили практически всё его население, включая монахов Спасо-Прилуцкого монастыря.

22 октября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

В Кремле поляки держались ещё месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боярам и всем русским людям выслать своих жён вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали к Пожарскому Минину и всем ратным людям с просьбою, чтобы пожаловали, приняли их жён без позору. Пожарский велел сказать им, чтобы выпускали жён без страха, и сам пошёл принимать их, принял всех честно и каждую проводил к своему приятелю, приказавши всем их довольствовать.

Доведённые голодом до крайности, поляки вступили наконец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещано. Сперва выпустили бояр -- Фёдора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Ивана Никитича Романова с племянником Михаилом Фёдоровичем и матерью последнего Марфою Ивановною и всех других русских людей. Когда казаки увидали, что бояре собрались на Каменном мосту, ведшем из Кремля чрез Неглинную, то хотели броситься на них, но были удержаны ополчением Пожарского и принуждены возвратиться в таборы, после чего бояре были приняты с большою честию. На другой день сдались и поляки: Струсь с своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили; Будзило с своим полком отведён был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка. Струсь был допрошен, Андронова пытали, сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось? Отыскали и старинные шапки царские, которые отданы были в заклад сапежинцам, оставшимся в Кремле. 27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского -- к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей; ополчения сошлись у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, и вот из Фроловских (Спасских) ворот, из Кремля, показался другой крестный ход: шёл галасунский (архангельский) архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую: вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидать этот дорогой для москвичей и всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль, и здесь радость сменила печаль, когда увидали, в каком положении озлобленные иноверцы оставили церкви: везде нечистота, образа рассечены, глаза вывернуты, престолы ободраны; в чанах приготовлена страшная пища -- человеческие трупы! Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество подобное которому видели отцы наши ровно через два века.»

В 1605г. умер русский Царь Борис Годунов, для России начался трагический период ее истории, получивший название «Смутного времени». Русский народ боролся против польских и шведских захватчиков и изменников-бояр за сохранение русской государственности.

Русское государство пришло в полное запустение и беспорядок. В Москве, в Кремле, сидели поляки. По всей стране бродили банды вооруженных людей - поляки, шведы, украинские казаки. Центральная власть фактически отсутствовала. На русском престоле непрерывно сменялись цари, многие земли - смоленские, северские, новгородские, псковские - оказались захваченными иноземцами.

В отличии от московских бояр русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Героическую оборону держали защитники осаждённого Смоленска. Полякам удалось захватить его ценой огромных потерь и неимоверных усилий лишь спустя два года после начала осады. Обличал предательство московских властей сам престарелый патриарх Гермоген. Его речи пробуждали в людях патриотические чувства, звали к борьбе. Было создано Первое земское ополчение Однако его попытки освободить Москву от поляков не увенчались успехом.

В Нижнем Новгороде возникло народное движение, направленное на освобождение русской земли от интервентов. Возглавил его нижегородский земский староста, купец Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную известность как «выборный от всея земли человек». Не раз выступая перед нижегородцами на площади перед съезжей избой в центре города, он призывал жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Российского государства, за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать «всё злато и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жён и детей своих». Призывы Минина были услышаны и получили поддержку. В городе начали собирать средства на создание нового ополчения. Размер налога на эти цели составил пятую часть всего имущества каждого горожанина.

Военной стороной движения руководил опытный воевода князь Дмитрий Пожарский, который к тому времени залечивал раны, полученные в предыдущих боях, в своём родовом имении Мугрееве. Ко времени начала похода в феврале 1612 г. о своей поддержке движения заявили многие русские города и земли: Дорогобуж, Вязьма, Коломна, Арзамас, Казань и др. Ратные люди из многих областей страны со своим вооружением и обозами вливались в состав ополчения.

В середине февраля 1612 г. передовой отряд ополчения направился в Ярославль. В конце марта туда подошли и основные силы во главе с князем Дмитрием Пожарским. Путь войска пролегал через города Юрьевец, Кинешму, Кострому. Ополчение пробыло в Ярославле четыре месяца. За это время были сформированы руководящие органы движения, создан «Совет всей земли» и временные приказы (органы управления) при нём.

Когда земское войско подошло к Троице-Сергиевой лавре, его руководители впервые узнали о том, что на помощь засевшим в Москве польским войскам движется корпус под командованием гетмана Ходкевича. Было решено спешно продолжить марш ополчения к столице. Передовые отряды ополченцев подошли к Москве немногим ранее поляков и расположились полукругом от Тверских до Пречистенских ворот. Первое столкновение между противниками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. В ходе этого боя полякам удалось переправиться через Москва-реку, и лишь вмешательство казацких сотен князя Трубецкого, стоявших под Москвой ещё задолго до прихода Минина и Пожарского и выступивших на их стороне, спасло положение. Не ожидавшие флангового удара польские роты вынуждены были отступить за реку к Поклонной горе. В ночь с 23 на 24 августа отряд из 500 человек, посланный Ходкевичем, под покровом темноты проник в осаждённый Кремль. Усиленные этим отрядом, засевшие там поляки совершили дерзкую вылазку из ворот Китай-города, переправились через реку и овладели позициями ополченцев близ церкви Святого Георгия. В то же время Ходкевич двинул свои полки к Донскому монастырю, стараясь зайти в тыл ополченцев с незащищённой, юго-восточной стороны. Однако земская пехота остановила продвижение поляков. Завязался упорный бой, в котором колоссальные потери были с обеих сторон, но удача всё же сопутствовала полякам. Ополченцы вынуждены были отступить на левый берег Москва-реки. Польские роты начали преследование и также переправились на левый берег.

В этот момент Кузьма Минин снова обратился к казакам с просьбой помочь в отражении атаки. Казаки ринулись в бой и опрокинули боевые порядки наступавших поляков. Пока шло это сражение, Минин сам вместе с отборной дворянской дружиной переправился на другой берег Москва-реки и ударил в тыл польским войскам. В стане Ходкевича поднялась паника. Бросив весь обоз, артиллерию и провиант, гетман спешно отступил из русской столицы. В значительной степени это предрешило судьбу польского гарнизона в Кремле. 26 октября 1612 г., убедившись в своей обречённости, он капитулировал.

Земская рать со стороны Арбата торжественным маршем, с развёрнутыми знаменами, под шум ликующей толпы горожан проследовала на Красную площадь. Там она соединилась с участвовавшими в освобождении столицы отрядами князя Трубецкого. Войска сошлись возле Лобного места и через Спасские ворота вошли в Кремль. Москвичи праздновали победу.

А в 1613 г. на заседаниях Земского собора (одного из самых известных в истории России) был избран на царство представитель новой ди-аастии - Михаил Романов. Таким образом окончание Смутного времени было закреплено в России юридически.

Смута была испытанием Московского государства на жизнестойкость. Подточенное внутренними конфликтами, расшатанное натиском интервентов, оно чуть было не рухнуло, чуть было не распалось… Однако в этот критический момент русскому народу хватило сил и мудрости «собрать землю», вывести её из состояния всеобщей войны и хаоса, отстоять свою независимость и государственность. В результате войны Московское государство было унижено, ограблено, потеряло многие свои территории, в том числе Смоленск, но оно выстояло и показало тем самым свою небывалую, колоссальную внутреннюю прочность. И это явилось главным залогом его блестящего будущего.

Героический подвиг жителей нижегородской губернии, участвовавших в ополчении Минина и Пожарского – это эпохальное событие в отечественной истории.

Не зря дата празднования Дня Народного единства приходится именно на ноябрь, когда произошло великое сражение, и бойцы изгнали польских захватчиков из столицы России.

Рассмотрим краткое изложение основных событий 1612 года.

1612 год в истории России

В начале XVII в. Россия была захвачена тяжелейшим кризисом в сфере политики и экономики, истоки которого можно проследить еще со времен Руси.

Страна в течение 15 лет подвергалась опустошению со стороны правящих бояр и лжецарей. Не улучшило положение и военное вмешательство Швеции и Речи Посполитой.

Но 1612 год так же стал годом окончания Смутного времени и началом окончательного избавления от польского ига, благодаря мощной патриотической волне, поднявшейся в Новгороде, и завершившейся победой в Москве.

Создание нижегородского ополчения

После развала первого ополчения, ремесленники и торговцы Нижнего Новгорода выступили с предложением собрать людей, проживающих в уезде, для борьбы с польскими захватчиками.

Создание нижегородского ополчения в сентябре 1612 г. стало поворотным событием в борьбе с иноземными захватчиками. Сбор добровольцев продолжался почти год.

Командный состав набирался из дворян, а рядовые ополчения формировались из крестьян и жителей губернии. Руководителями народного ополчения были назначены Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Кем были Минин и Пожарский

Минин Кузьма Минич родился в семье городского купца в Новгороде. До событий 1612 года Минин был владельцем мясной лавки. Но в 1608 году вступил в местное ополчение, участвовал в изгнании сторонников Лжедмитрия II. Позже был выбран на должность земского старосты.

После неудачи первого ополчения, был первым, кто призвал жителей Новгорода к противодействию врагу, и самостоятельно возглавил движение за создание народного войска.

Пожарский Дмитрий Михайлович принадлежал к княжескому сословию. В 1602 г. находился стольником при дворе Бориса Годунова, а в 1608 г. был отправлен на защиту Коломны в качестве воеводы. В конце 1610 года с братьями Ляпуновыми руководил сбором первого народного ополчения. Позже стал во главе второго.

Воззвание Минина к нижегородцам

Толчком к началу формирования войска стало воззвание к народу, произнесенное Кузьмой Мининым у стен Ивановской башни Нижегородского кремля.

В нем говорилось о необходимости собрать денежные средства и необходимые вещи для нужд ополчения.

Так же, в соседние города и губернии были разосланы грамоты для созыва крестьян, посадских людей и мелких крестьян для участия в освобождении отечества. На призыв Минина откликнулись даже представители дворянства и купечества, ставшие руководителями отдельных отрядов.

Таким образом, к марту 1612 года второе ополчение насчитывало порядка 10 тысяч человек разных сословий.

Когда поляки захватили Москву

К моменту формирования народного войска, объединенный польско-литовский гарнизон под командованием С. Жолкевского уже 2 года оккупировал территорию Москвы: Кремль, Китай-город и Белый город.

Польские войска успешно отбивали нападения войск Лжедмитрия II, возведя на русский трон короля Владислава IV. В августе 1610 года Семибоярщина – правительство Руси, состоящее из бояр, — духовные лидеры и московские жители дали присягу новому правителю.

Поход Минина и Пожарского на Москву

Из Новгорода отряд выступил весной 1612 г. Двигаясь к Ярославлю, войско, подкрепляемое добровольцами из близлежащих городов и деревень и деньгами из местной казны, росло.

В Ярославле был создан «Совет всея земли» — новое правительство Руси, которое возглавили дворяне и руководители ополчения. Продолжалась активная борьба за города и уезды, что значительно увеличивало состав войска и его славу освободителей среди русского народа.

Разгром гетмана Ходкевича и освобождение Москвы от польских интервентов

Тем временем 12-ти тысячное войско гетмана Ходкевича продвигалось к Москве на помощь польским захватчикам, осажденным отрядом казаков под предводительством князя Дмитрия Трубецкого. Узнав об этом, Пожарский направил два отряда освободителей в сторону Москвы.

22 августа князь Пожарский вышел к Москве-реке, у которой на Девичьем поле располагалось войско гетмана. Жестокая битва длилась три дня с перерывами на короткий отдых. В результате войско Ходкевича было повержено и обратилось в бегство.

Подвиг Минина и Пожарского

Но немалая часть поляков еще укрывалась за стенами Москвы. Из-за недостатка продовольствия, начался страшный голод, заставивший осажденных польских солдат питаться человеческим мясом.

Князь Пожарский предложил осажденным мирно покинуть стены Кремля, на что сначала получил отказ. Но вскоре поляки согласились и живыми вышли из города.

27 октября 1612 года состоялся торжественный вход войск Пожарского в ворота Кремля и великий молебен во славу спасителей России и освобождения столицы.

Роль Минина и Пожарского в истории России

Историческая роль подвига Минина и Пожарского состоит в создании особой патриотической атмосферы, которая смогла поднять боевой дух как крестьян, так и состоятельных людей.

Только благодаря этой героической волне, захлестнувшей всю северную часть России и дошедшей до стен Москвы, стало возможно будущее освобождение от польского-литовского влияния и восшествие на престол первого царя рода Романовых – Михаила Федоровича.

§ 73. Второе ополчение против поляков и освобождение Москвы

К осени 1611 г. положение Московского государства стало отчаянным. Поляки занимали Москву и взяли Смоленск после двухлетней геройской защиты. Вместе со Смоленском перешли во власть короля и другие города по юго-западной границе. Шведы, ставшие открытыми врагами Москвы после избрания Владислава в цари , захватили Новгород и Финское побережье. Таким образом, вся западная часть государства оказалась в руках врагов. Земское ополчение распалось. Казаки грабили и своевольничали. Никакого правительства не существовало, и русские люди, не желавшие повиноваться ни полякам в Москве, ни казакам под Москвою, были предоставлены самим себе. Города, ожидавшие обыкновенно указаний из Москвы, теперь не знали, что делать и откуда ждать совета и приказа. Отчаяние русских людей было полное: оплакивая свое погибшее царство, они просили Бога, чтобы Он сохранил хотя бы остаток народа русского от зол смуты и от насилия врагов. Казалось, всему приходил конец.

В эти ужасные дни раздавались, однако, голоса мужественных представителей духовенства. Выдержав тяжелую осаду, Троицкий Сергиев монастырь поступил под руководство нового архимандрита Дионисия . Дионисий, которого наша церковь чтит преподобным, был человек исключительной доброты и благородства. Он необыкновенно развил благотворительную и патриотическую деятельность своего славного монастыря. Братия монастыря призревала больных и раненых, хоронила умерших, одевала и кормила бедных, собирая их отовсюду, где только могла найти. Для того, чтобы обеспечить безопасность в смутное время себе и своим призреваемым, монастырь должен был просить защиты и помощи у казачьих бояр Трубецкого и Заруцкого (с которыми особенно был дружен известный келарь монастыря Авраамий Палицын). В то же время власти монастыря считали своим долгом нравственно действовать на народ, побуждая его соединиться против врагов веры и государства, против короля и поляков.

Авраамий Палицын на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В монастыре составлялись грамоты, призывавшие города идти на помощь русскому войску, осаждавшему Москву, и выбить из столицы польский гарнизон. Монастырская братия не принимала во внимание, что русское войско под Москвою стало казачьим, воровским и враждовало с земщиной, разогнав из-под Москвы земских людей. Всех русских людей одинаково призывали монахи на подвиг за веру и отечество в своих отлично составленных, красноречивых грамотах. Посылая эти грамоты по всей земле, они думали всех примирить и снова объединить в одном патриотическом движении.

Но не так думал патриарх Гермоген , живший в осажденном Кремле под стражею и угнетаемый поляками и изменниками за нежелание служить Сигизмунду. Он видел, что созванное им ополчение проиграло свое дело и распалось от казачьего воровства. Он знал, что казаки, имея в своих таборах Марину Мнишек , задумали воцарить в Московском государстве сына ее Ивана, называемого «Воренком». Считая казачье воровство и самозванщину главным злом, патриарх всеми средствами, как только мог, учил русских людей не верить казакам и бороться с ними как с лютыми врагами. Когда к нему проникали его почитатели за благословением и поучением, Гермоген устно передавал им свою мысль о необходимости борьбы с казачеством. Когда было можно, он писал грамотки о том же в города. Сохранилась такая его грамотка, посланная к нижегородцам.

Итак, в дни общего уныния и растерянности духовенство подняло свой голос и громко звало к борьбе за родину. Города, разобщенные друг от друга и лишенные всякого иного руководства, кроме увещаний духовных отцов, вступали в сношения между собою, посылали друг другу разные вести, отправляли из города в город послов для общего совета. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил. Почин взяли, наконец, нижегородцы. В главе их городской общины, как и везде, стояли земские старосты. Один из них, Козьма Минин Сухорук , отличался громадным умом и железной энергией. Под влиянием грамотки Гермогена он начал дело народного объединения тем, что предложил своим согражданам собрать казну и на нее устроить войско. Нижегородцы согласились и постановили приговор, по которому каждый домовладелец обязан был дать на ратных людей «третью деньгу», то есть одну треть своего годового дохода или же товара; были, сверх того, и добровольные пожертвования. Для сбора денег был всем миром избран тот же Козьма. Когда дело было налажено, тяглые люди оповестили нижегородского воеводу князя Звенигородского и соборного протопопа Савву Ефимьева о своем намерении устроить ополчение для очищения Москвы. Те собрали весь город, духовных, служилых и тяглых людей, в городской собор, прочитали Троицкую грамоту, которая тогда пришла в Нижний-Новгород, и объявили приговор тяглого нижегородского мира. Протопоп Савва и Минин говорили речи о необходимости идти на освобождение государства от внешних и внутренних врагов. Решили сбирать ополчение и выбрали в его начальники князя Дмитрия Михайловича Пожарского , который недалеко от Нижнего жил в своей вотчине и лечился от ран, полученных им при разорении Москвы. Затем начали из Нижнего посылать грамоты в ближайшие города, объявляя о своем ополчении и приглашая присоединиться к нему. В этих грамотах нижегородцы прямо говорили, что идут не только против поляков, но и против казаков, и не дадут им делать никакого воровства.

К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

Таково было начало Нижегородского ополчения . К ноябрю 1611 г. Пожарский уже приехал в Нижний и начал устраивать войска. По его желанию, Минин принял на себя заведование деньгами и хозяйством ополчения. В зиму 1611-1612 гг. к Нижнему присоединилось много городов (от Казани до Коломны), и у Пожарского собралось большое войско, с которым он мог выступить в поход. Так как подмосковные казаки враждебно отнеслись к земскому движению и сочли его за мятеж против своего правительства, то они послали свои отряды на север противодействовать нижегородцам. Вот почему весною 1612 г. Пожарский пошел не под Москву, а в Ярославль, главный город среднего Поволжья. Он желал прогнать казаков из северных областей и присоединить северные города к своему ополчению. Это ему удалось. Целое лето провел он в Ярославле, устраивая свои дела. В то время, как под Москвою его враги, поляки и казаки, взаимно стерегли друг друга и в непрерывной борьбе ослабляли свои силы, Пожарский окончательно устроил свое войско и собрал в Ярославле земский собор , которому и вверил управление всею землею и всем своим войском. В составе этого собора было духовенство с митрополитом Кириллом во главе. (Патриарх Гермоген уже скончался в начале 1612 г. под стражею в Москве, и Пожарский считал престарелого, жившего на покое, Кирилла как бы заместителем патриарха.) Участвовали в соборе и те немногие бояре, которые избежали московской осады и польского плена и приехали в Ярославль. На собор к Пожарскому были присланы из многих городов выборные люди от служилого и тяглого населения. Таким образом, состав собора был полон и правилен. Была мысль, не спеша под Москву, в Ярославле всею землею избрать и государя. Но обстоятельства заставили идти под Москву.

В июле 1612 г. Пожарский получил известие, что король Сигизмунд посылает гетмана Ходкевича с войском и провиантом на помощь своему московскому гарнизону. Нельзя было пропустить Ходкевича в Москву, потому что он надолго бы укрепил польскую власть в столице. Ярославское ополчение заторопилось к Москве. Казаки, бывшие в таборах под Москвою, относились к Пожарскому настолько враждебно, что даже подсылали к нему убийц, которые только случайно его не убили. Поэтому земское ополчение, подходя к Москве, очень остерегалось казаков и стало отдельно от казачьего лагеря. Казаки же, думая, что Пожарский пришел на них, испугались. Большая половина их с Заруцким и Мариною Мнишек убежала от Москвы и пошла к Астрахани, где Заруцкий задумал устроить особое казачье государство под покровительством Персидского шаха. Другая же половина казаков, с князем Трубецким во главе, пыталась вступить в переговоры с Пожарским. Эти переговоры еще не привели к миру и согласию, как пришел Ходкевич и напал на войско Пожарского. Шла жестокая битва, казаки вообще действовали вяло и в решительную минуту не думали помочь Пожарскому. Только тогда, когда Авраамий Палицын усовестил их, они опомнились, - и русские отбили гетмана. Ходкевич ушел обратно, не успев оказать польскому гарнизону в Кремле никакой помощи. Русские же рати помирились и дружно повели осаду. Трубецкой и Пожарский соединили свои «приказы» и своих дьяков в одно правительство и начали «всякие дела делать заодно», управляя вместе ратью и государством. Через два месяца, именно 22 октября 1612 г., русские взяли приступом Китай-город. Истощенные голодом и борьбою, поляки не могли долее сопротивляться: они дошли в осаде даже до людоедства. Вскоре после потери Китай-города польский начальник Струсь сдал Пожарскому и Кремль.



Случайные статьи

Вверх