Названия племен которые селились вдоль рек. Карта расселения славянских племен. II. Изучение нового материала

Удобная навигация по статье:

Какие племена были у восточнославянских народов?

Согласно информации, большая часть которой была получена в результате исследования древних письменных источников и археологических находок, племена восточных славян отделились из индоевропейской общности приблизительно в сто пятидесятом году до нашей эры, после чего их численность и влияние стали стремительно увеличиваться.

Как возникли племена восточных славян?

Первые упоминания о многочисленных племенах венедов, а также склавинов и антов (именно так в те времена называли первые славянские этносы) присутствуют в рукописях греческих, византийских, римских, а также арабских авторов. О ранних временах также можно почерпнуть информацию из русских летописей.

Само же дробление этого народа на восточных, западных и южных, согласно утверждениям некоторых учёных, происходит из-за их оттеснения иными народами, что было не редкостью в тот период (времена великого переселения народов).

Южнославянские (болгарские, словенские, а также сербохорватские и македонские) племена – это те общины, которые предпочли остаться на территории Европы. Сегодня они считаются прародителями сербов, черногорцев, хорват, болгар, а также словенцев и боснийцев.

К племенам западных славян (сленжанам, полянам, поморянам, а также богемам и полабам) учёные причисляют славян, переселившихся в северные широты. От этих общин, согласно авторам самых популярных версий появления славянских народов, произошли чехи, поляки и словаки. Южные и западные славянские племена были, в свою очередь, захвачены и ассимилированы представителями других народов.

Восточнославянские племена, к которым учёные относят тиверцев, белых хорват, северян, волынян, полочан, древлян, а также уличей, радимичей, бужан, вятичей и дреговичей, состоят из славян, переселившихся на территорию так называемой Восточноевропейской равнины. Потомками вышеперечисленных племён сегодняшние историки и исследователи-славянофилы считают украинцев, русских и белорусов.

Таблица: восточнославянские племенные союзы

Схема: восточные славяне в эпоху “Великого переселения народов”

Как племена славян сосуществовали с иными народностями?

Большая часть славянских племён была вынуждена перебраться на территории центральной Европы, в частности, на земли когда то великой римской империи, распавшейся в 476 году. При этом, завоеватели этой империи формировали в этот период новую государственность, которая хоть и базировалась на опыте наследия Римской империи, но отличалась от неё. В то же время территории, выбранные восточнославянскими племенами, не были так развиты в культурном плане.

Некоторые племена славян поселились на берегах озера Ильмень, впоследствии основав на этом месте город Новгород, другие – решили продолжить путь и обосновавшись на берегах реки Днепр, основали там город Киев, ставший впоследствии матерью городов русских.

Примерно к шестому-восьмому столетию восточные славяне смогли занять всю территорию Восточноевропейской равнины. Соседями их были финны, эстонцы, литовцы, лаьыши, мансы, ханты, а также угры и коми. Стоит отметить, что согласно имеющимся историческим данным, заселение и освоение новых территорий проходило мирно, без каких-либо военных действий. Сами же восточные славяне не враждовали с вышеперечисленными народами.

Противостояние восточных славян кочевникам

А вот на территориях, располагающихся на востоке и юго-востоке складывалась в это же время совершенного другая ситуация. В данных регионах равнина соседствовала со степью и соседями славянам там стал кочевой народ, называющийся тюрки. Регулярные набеги степных кочевников разоряли славянские поселения около тысячи лет. При этом, тюрки формировали свои государства на юго-восточных и восточных границах восточных славян. Их самое большое и мощное государство Аварский каганат, существовало в середине пятисотых годов и пало в 625 году, после распада Византии. Однако в седьмом-восьмом столетии на той же территории расположилось Булгарское царство. Большая часть булгар, обосновавшихся у среднего течения Волги, образовали государство вошедшее в историю как Волжская Булгария. Оставшиеся булгары, которые обосновались у Дуная сформировали Дунайскую Булгарию. Немного позже, вследствие ассимиляции представителей южнославянских племён с переселенцами-тюрками появился новый народ, назвавшийся болгарами.

Территории, освобождённые булгарами, заняли новые тюрки – печенеги. Этот народ впоследствии основали Хазарский каганат, на степных территориях, располагающихся между берегами Волги и Азовским с Каспийским морями. Позже племена восточных славян были порабощены хазарами. При этом восточные славяне обязались выплачивать Хазарскому каганату дань. Такие отношения славянских восточных племён с хазарами продолжались вплоть до девятого столетия.

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ

1. Обозначьте разными цветами территории расселения восточных, западных и южных славян.

Восточные славяне - зеленым цветом

Западные славяне - жёлтым цветом

Южные славяне - розовым цветом

2. Подпишите названия рек, вдоль которых расселились восточные славяне.

Волга, Десна, Сейм, Южный Буг, Днест, Прут, Припять, Буг, Днепр, Западная Двина, Ловать, Нева, Волхов

3. Подпишите названия племенных союзов восточных славян, о которых писал летописец:

1. «Эти славяне пришли и сели по Днепру… [в полях]» - поляне

2. «А другие сели в лесах» - древляне

3. «А другие сели между Припятью и Двиною [в болотах]» - дреговичи

4. «Иные сели по Двине, по речке, которая впадает в Двину и называется Полотой» - полочане

5. «Те же славяне, которые сели вокруг озера Ильменя, прозвались своим именем» - словене ильменские

6. «А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле» - северяне

7. «И сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра» - кривичи

8. «Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, а Вятко сел с родом своим по Оке» - радимичи и вятичи

9. «Было их множество: сидели они по Днестру и возле Дуная до самого моря» - тиверцы

Подпишите названия городов, ставших центрами этих союзов.

Киев, Искоростень, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Изборск, Псков, Новгород, Ладога, Ростов

4. Подпишите названия неславянских племён, соседних с восточными славянами.

Меря, мурома, мещера, мордва, венгры (мадьяры), ясы (аланы), валахи, авары, голядь, ятвяги, литва, земгалы, латгалы, чудь (эсты), водь, корела, весь.

5. Обведите границы трёх крупнейших государств начала IX в. и подпишите их названия.

Византийская империя

Хазарский каганат

Местом обитания восточнославянского союза племен вятичи стал бассейн течения Оки - верхнего и среднего и побережье реки Москва.
Расселялись вятичи, покидая территорию Днепровского левобережья либо верховья Днестра. Субстрат вятичей представлен был местным балтским населением. Вятичам удавалось дольше иных славянских племен сохранять языческие верования, сопротивляясь влиянию киевских князей. А визитной карточкой племени вятичей стала непокорность и воинственность.

Карта расселения славянских племен

Кривичи были племенной унией славян Востока, существовавшим в 6-11 веках. Местом их проживания стали территории современных областей, таких как Витебская, Могилёвская, Псковская, Брянская и Смоленская. В этот список входит также восточная Латвия. Основой для формирования Тушемлинской культуры стало пришлое славянского и балтского общества. Проходил этногенез кривичей с участием остатков финно-угорских и местных балтских - эстов, ливов, латгалов - племен, смешавшихся с пришлым многочисленным славянским населением. Кривичи подразделены на две огромные группы: это псковская и полоцко – смоленская группа.
Словене ильменские считаются племенным союзом, организованным восточными славянами на некоторых из области Новгородской территории, в том числе на территории около озера Ильмень, соседствующей с кривичами. Как гласит «Повесть временных лет», вместе с кривичами словене ильменские принимали участие в призвании варягов, родственных словенам, что считались беженцами с Балтийского Поморья. По мнению ряда историков, прародиной словен стало Поднепровье, иными выводятся из Балтийского Поморья предки ильменских словен, поскольку по преданиям, верой и традициями, типу жилья новгородцы и полабские словяне очень близки. В дальнейшем произошло формирование вятичей, кривичей и словен ильменских в великороссов.

Территории расселения славянских племен.

Дулебы выступают в качестве племенной унии славян Востока. Ими была населена зона бассейна реки, именуемой Буг, а еще правые притоки Припяти. Объединение дулебов распалось с наступление десятого столетия, а их области были в составе Киевской Руси.
Восточнославянский союз племен волыняне проживал на территории, местом расположения которой стали два побережья Западного Буга и исток р. Припять. О волынянах в русских летописях упоминаются впервые в 907 году. 10 век стал периодом образования на землях волынян Владимиро-Волынское княжество.
Древляне представляют восточнославянскую племенную унию, которым были заняты в 6-10 вв. зоны Полесья, Правобережного Днепра, места вдоль реки Тетерев, Уж. Наименование свое оно приобрели соответственно месту своего проживания - жили они в лесах.




проживания - жили они в лесах.
Племенной союз дреговичи. Не установлены точные границы обитания восточных славян, причисляющихся к этому союзу. Но как утверждают некоторые исследователи, в 6-9 веках дреговичами занималась территория в части расположенной посредине бассейна реки Припять, позднее южная граница расселения прошла южнее Припяти, а западная - в верховьях Неман. Когда происходило заселение Беларуси, движение дреговичей осуществлялось на север к той же реке Неман, и это указывает на южное происхождение племенного союза дреговичи.
Славянское племя Полочане считается составной племенной унии кривичей, проживающих на побережье реки Двина и притоках Полота. Отсюда название племени. Центр земли полочан - город Полоцк.
Местом обитания полян - племенной унии славян Востока, стал Днепр, примерно район современного Киева. Остается невыясненным происхождение полян, так как местом расположения их территория проживания стала граница между несколькими культурам области арехеологии.
Радимичи выступает в качестве унии племен славян Востока, живших на востоке Верхнего Поднепровья, по течению реки Сож в 9 веке. Земли радимичей стали местом прохождения путей по рекам, соединявших их с Киевом. Радимичи и вятичи аналогично проводили погребения - прах прятали в срубе. По мнению археологов и лингвистов материальная культура радимичей создавалась с участием племен балтов, обитавших в верховьях Днепра.

Восточнославянский союз племен северяне обитал примерно в 10 столетии на побережье реки Десна, Сейм, Сула. Происходит название северяне от скифско-сарматского направления, возводится к слову «чёрный», что и подтверждено наименованием города северян - Чернигов. В основном северяне занимались земледелием.
Тиверцы представляют восточнославянское племя, что было расселено в 9 веке на территории междуречья Днестра, Прута, Дуная, у Буджакского побережья на Чёрном море.

Уличи, выступают в качестве восточнославянского союза племени, существовавшего примерно в 10 столетии. Местом проживания уличей стала территория, расположенная в местах нижнего течения Днепра, Буга, на побережье Чорного моря. Роль центра племенного союза исполнял г. Пересечен. Уличам долго удавалось успешно противостоять действиям князей, желающих подчинить союз племени своей власти.

March 24th, 2014

Хотела обойтись без вступления, но наболело. Итак, за последние несколько недель я услышала для себя столько нового об истории России, Украины и сопредельных государств, что решила все же собрать в одном месте классические взгляды по этому вопросу. Классические в том смысле, что вошедшие в учебники и справочную литературу. Никто не утверждает, что это именно так и было. История - это живая наука, открытия совершаются если не каждый день, то, по крайней мере, с завидной периодичностью. Я уже не говорю о пламенных спорах, ведущихся в профессиональном историческом сообществе по таким ясным для каждого, читавшего школьный учебник или Википедию вопросам, как «Начало Руси», «Возникновение централизованного Московского государства» и т.д. Однако, в любом случае, на данном этапе развития исторической науки был выработан некий информационный «базис», с которым можно спорить в деталях, но, тем не менее, он представляет собой определенный научный консенсус.


Кстати говоря, расхождения между историками, будь они белорусами, украинцами или русскими, гораздо меньше, чем обычно кажется. Во-первых, научные труды все же принято основывать на фактах, которые, безусловно, часто можно трактовать по-разному, но, все же в рамках некоего научного поля. Во-вторых, эти самые труды считается неуместным наполнять идеологией. Профессионалы, независимо от национальной принадлежности, не пишут про «протоукров» или «родину слонов». Да, автор человек, никуда от этого не денешься, его личная позиция нет-нет да «просветится» где-нибудь, но именно «просветится», а не будет выжжена на первой странице. Анти-русскую/украинскую/белорусскую позицию им обычно предают последующие трактователи, с «классической версией» истории плохо знакомые.

Приведу только пару примеров: вчера прочитала «разоблачающую» статью о том, что украинские историки утверждают, что определение «русский» в летописях относится к Украине. Жуть какая, только есть одна проблема: российские историки думают примерно то же самое. Определение «русский» в летописях относится либо ко всей Русской земле, либо к южным княжествам, располагавшимся по преимуществу на территории современной Украины. Тексты летописей все есть в интернете. И идеология здесь не причем. Или вот еще: знакомая из Литвы (русская по национальности) возмущается: у них в школах абсолютно извращенную историю преподают. Якобы, Литва была большая и сильная и конкурировала с Москвой за «собирание земель русских». Возмутительно. И главное в детской энциклопедии Аванта+ (в Москве, кстати, изданной), то же самое написано.

К чему я все это пишу? К тому, что может, кому-то будет интересно «проглядеть» классический вариант истории территорий, входящих в современную Украину, чтобы когда на фэйсбуке кто-нибудь запостит про «отрезанные в 1954 году от Украины и присоединенные к Смоленской области земли» (для справки: Смоленская область с Украиной не граничит) или про то, что власть Украины распространялась на территории современной России (для справки: если ставить знак равенства между Украиной и Гетманщиной, то действительно распространялась), знать, что публикует автор: малоизвестный, но признанный факт или свою новейшую теорию. Засим заканчиваю свою пламенную речь и перехожу к сути вопроса.

Часть 1. От Расселения восточных славян до Даниила Галицкого.

1. Расселение восточных славян.
Вопрос прародины славян остается крайне спорным, поэтому касаться его не буду. Начну с того, что в V—VII вв. славяне широко распространились в Европе. Их многочисленные племена разделились на южных, западных и восточных. Восточные славяне, в свою очередь, так же разделились на два потока. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины. Затем она распространилась на север к верховьям Волги, к востоку от современной Москвы, и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины. Другая группа восточных славян переселилась на северо-восток, где столкнулась с варягами. Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареала обитания народа меря.

Восточно-славянские племена в VII-IX вв.

2. Начало государственности.
В середине IX века "северная ветвь" восточно-славянских племен, а также племенные союзы кривичей, чуди и мери платили дань варягам. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы. Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны. Эти князем стал Рюрик.

"Южная ветвь" славянских племен, тем временем, платила дань хазарам. От этой дани их избавили Аскольд и Дир, которые, по разным версиям, не то были дружинниками Рюрика, не то никак не были с ним связаны. В любом случае они были варягами. Таким образом, во второй половине IX века формируется два относительно независимых центра восточнославянской государственности: один в Киеве, другой - на Ладоге.

Древняя Русь в 862-912 году.

3. Объединение Древнерусского государства.
В 882 году по летописной хронологии (которая считается очень условной) Вещий Олег, по разным версиям не то "регент" при малолетнем Игоре (сыне Рюрика), не то воевода при Игоре взрослом, начинает расширять Новгородское государство. Он захватывает Смоленск и Любеч, а потом спускается по Днестру и, убив Аскольда и Дира, занимает Киев. Туда он переносит столицу государства.

Древнерусское государство в 882 году.

4. Походы Святослава.
Следующее значительное расширение границ Древнерусского государства связано с княжением Святослава Игоревича. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. Затем Святослав разгромил Волжскую Булгарию. В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом основные города хазар: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. С этим походом связано и утверждение Руси в Причерноморье и Северном Кавказе, где Святослав победил ясов (аланов) и касогов (черкесов) и где центром русских владений стала расположенная на таманском полуострове Тмутаракань.

В 968 году, под влиянием Византийской дипломатии, Святослав идет войной на Болгарию. За короткое время болгарские войска были разбиты, русские дружины заняли до 80 болгарских городов. Своей ставкой Святослав выбрал Переяславец, город в низовьях Дуная. Святослав овладел почти всей Болгарией, занял ее столицу Преслав и вторгся в Византию. Однако Византия быстро пресекла претензии князя на мировое господство - в 971 году его войско было разбито, а еще через год он погиб.

5. Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый
После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица, закончившаяся вокняжением в Киеве Владимира Красное Солнышко (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь, которые оспаривала Польша. После победы Владимира его сын Святополк взял в жены дочь польского короля Болеслава Храброго и между двумя государства установились мирные отношения. Владимир окончательно присоединил к Руси вятичей и радимичей.

Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» - потом они станут богатырями, главными героями былин. Племенные границы начали стираться, важной стала государственная граница.

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица, в результате которой князем стал Ярослав Мудрый (годы правления 1019-1054). Ярослав усиливает присутствие Руси на северо-западе. Походы 30-х годов на эстонскую чудь приводят к строительству опорного пункта Юрьева, очерчивая границы государства на севере. На 40-е годы приходятся и первые походы на Литву.

Древнерусское государство в XI в.

7. Феодальная раздробленность
Во второй четверти XII века Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Киев, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. Номинально Киевский князь все еще главенствовал над всеми русскими землями, поэтому этт титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей.

Древняя Русь в XII веке.

8. Татаро-монгольское нашествие.
В 1237 году на южных рубежах Рязанского княжества появились татаро-монголы. После ожесточенного сопротивления Рязань была взята. За ней последовали Москва, Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, а также новгородские пригороды Вологда и Волок Ламский. На Новгород татаро-монгольское войско по невыясненным причинам не пошло, а вместо этого развернулось и возвратилось в степи.

Вернулись татаро-монголы в 1239 году. Тогда были разграблены земли, по-видимому, не пострадали во время зимней кампании 1237—1238 гг.: Муром, Городец, Нижний Новгород и Гороховец.Но основной удар был направлен на южные города. 3 марта 1239 года один из монгольских отрядов разорил Переяславль Южный. После осады был взят Чернигов. После падения Чернигова монголы занялись грабежом и разорением вдоль Десны и Сейма. Гомий, Путивль, Глухов, Вырь и Рыльск были разрушены и опустошены.

Следующей целью монголов стали русские земли на правом берегу Днепра. К 1240 г. большая их часть (Галицкое, Волынское, Киевское, а также, предположительно — Турово-Пинское княжества) была объединена под властью сыновей волынского князя Романа Мстиславовича: Даниила и Василька. Своё наступление монголы начали с покорения Поросья — области зависимых от киевских князей Чёрных Клобуков. После Поросья монгольские войска осадили Киев. Не считая себя в состоянии самостоятельно противостоять монголам, накануне вторжения (то есть примерно осенью 1240 г.) Даниил отправился в Венгрию, вероятно, пытаясь склонить короля Белу IV оказать ему помощь. Предприятие это успехом не увенчалось. Киев был разорен.

Падение Киева стало знаковым событием — среди правящих кругов Галича и Волыни началась паника. Сидевший в Луцке Михаил Всеволодович бежал со своим сыном в Польшу. Туда же бежала супруга князя Даниила и его брат Василько. Правители Болоховской земли изъявили завоевателям покорность. Были взяты Ладыжин, Каменец, Владимир Волынский. Даниил с братом вернулись на Русь только после ухода монголов из их земель.

Татаро-монгольское нашествие на Русь.

9. Даниил Галицкий.
Свою зависимость от Золотой Орды признали практически все русские князья, включая Александра Невского, княжившего в Новгороде, который никогда не брали татаро-монголы. Среди них был и Даниил, под властью которого в 1245 году объединилось Галицко-волынское княжество. Однако если по отношению к Орде князья заняли примерно сходную позицию, то их отношение к Западу было принципиально различным. Владимирские князья предпочли отказаться от сотрудничества с папой Римским и смириться с ордынским вассалитетом ради сохранения своей веры, Даниил же, напротив, обратился к Западу. Он принял предложение римского папы Иннокентия IV: королевская корона и помощь против Орды в обмен на католизацию русских земель.

В январе 1254 года Даниил был коронован. Уже в 1253 году Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды, призвав к участию в нём сначала христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании, а затем и католиков Прибалтики. Однако и призыв к крестовому походу, и воссоединение церквей остались лишь декларацией. В то же время именно с этого момента можно говорить о расхождении исторических путей великорусских и малорусских земель.

Галицко-Волынское княжество в середине XIII в.

Дислеймер: наложение карт получилось кривовато, кроме того, контроль причерноморских территорий Галицко-волынским княжеством достаточно сомнителен - там господтвовали кочевники.

Продолжение следует...

Восточнославянские племена

Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой форме: как в виде относительно единовременных перемещений больших племенных групп, так и путем постепенного «расползания» отдельных родов и семей. В отличие от южного и западного направлений славянской колонизации, освоение большей части восточноевропейской территории (ее лесной зоны) осуществлялось большей частью мирно, без каких-либо серьезных столкновений с туземным финским и балтским населением. Основным противником человека в этих местах был не враждебно настроенный чужак, а безлюдные дремучие леса. Лесную часть страны на протяжении многих столетий приходилось не столько завоевывать, сколько заселять.

В южной, лесостепной зоне, напротив, славянам пришлось выдержать изнурительную борьбу, но не с местным населением, а с пришлыми кочевыми ордами. Так, по меткому замечанию одного историка, русская история с самого своего начала как бы раздвоилась: в ней, наряду с собственно европейской историей, всегда являвшейся подлинной основой национально-государственной и культурной жизни русского народа, возникла навязанная и неотвязчивая азиатская история, изживать которую русскому народу пришлось на протяжении целого тысячелетия ценой неимоверных усилий и жертв (Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462). Изд. 2-е, исправленное. СПб., 1999. Т. 1. С. 43 ). Но сам этот труд по изживанию азиатской истории был подлинно европейским трудом — медленным, упорным и крайне тяжелым преодолением варварства посредством цивилизации и культуры.

«Повесть временных лет» перечисляет следующие восточнославянские племена, расселившиеся во второй половине I тысячелетия между Балтийским и Черным морями: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, бужане (или волыняне, осколки племенного объединения дулебов), белые хорваты, северяне, угличи и тиверцы. Некоторые из этих племен известны под их собственными именами и другим средневековым авторам. Константин Багрянородный знает древлян, дреговичей, кривичей, северян, словен и лендзян (видимо, выходцев из района современного Лодзя); Баварский географ сообщает о бужанах, волынянах, северянах и угличах; арабские историки, отдавая предпочтение в своих сообщениях общему термину «славяне» («ас-сакалиба»), особо выделяют среди них волынян-дулебов. Большая часть восточнославянских племен, населивших Русскую землю, принадлежала к «склавенской» ветви славянства, за исключением северян, угличей и тиверцев — «антов» византийских хроник.

В заселении земель древней Руси участвовали подчас те же славянские племена, которые колонизовали Балканы и западноевропейские территории. Археологически это подтверждается, например, находками в лесной зоне Восточной Европы (в Днепровско-Двинском и Окском бассейнах) так называемых лунничных височных колец, чье происхождение прочно увязывается со Среднедунайскими землями, где они были весьма распространенным украшением местных славян — дрогувитов (дреговичей), северян, смолян (являвшихся, вероятно, родственниками древнерусских кривичей, чьим главным городом был Смоленск), и хорватов, которые первоначально обитали в Верхнем Повисленье и на землях современных Чехии и Словакии (Седов В. В. Лунничные височные кольца восточнославянского ареала. В кн.: Культура славян и Русь. М., 1998. С. 255 ).

С продвижением на север носителей лунничных височных колец, скорее всего, связана популярность «дунайской темы» в русском фольклоре, особенно удивительная в былинном эпосе севернорусских земель. Дунай, на берегах которого славяне осознали свою этническую самостоятельность и самобытность, навсегда остался в народной памяти колыбелью славянства. Летописное известие о расселении славян по Европе с берегов Дуная, по-видимому, следует рассматривать не как ученую, литературную, а как народную, долетописную традицию. Слабые отголоски ее слышатся в некоторых раннесредневековых латинских памятниках. Анонимный Баварский географ IX в. упоминает некое королевство Zerivani (Сериваны) на левом берегу Дуная, откуда «произошли все славянские народы и ведут, по их словам, свое начало». К сожалению, это название несоотносимо ни с одним из известных государственных образований раннего Средневековья. Еще более ранний Раввенский аноним поместил прародину славян «в шестом часу ночи», то есть опять же в Подунавье, к западу от сарматов и карпов (жителей Карпат), которые, согласно этой географо-астрономической классификации, обитали «в седьмом часу ночи». Оба автора писали свои сочинения в то время, когда у славян еще не было письменности, и, следовательно, почерпнули свои сведения из их устных преданий.

Реки вообще привлекали к себе славян — этого поистине «речного» народа, — как это отмечали еще византийские писатели VI в. «Повесть временных лет» свидетельствует о том же. Общие контуры расселения восточнославянских племен всегда соответствуют в ней речным руслам. Согласно известию летописца, поляне осели по среднему Днепру; древляне — к северо-западу от полян, по реке Припяти; дреговичи — к северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной; бужане — к западу от полян, по реке Западный Буг; северяне — к востоку от полян, по рекам Десне, Сейму и Суле; радимичи — к северу от северян, по реке Соже; вятичи продвинулись на восток дальше всех — к верховьям Оки; поселения кривичей протянулись вдоль верховьев Днепра, Волги и Западной Двины; озеро Ильмень и река Волхов, занятые ильменскими словенами, обозначили северную границу расселения, а Днестр и Южный Буг, освоенные тиверцами и угличами, — южную.

Арабские источники и Прокопий Кесарийский сообщают о продвижении славян еще дальше на восток — в Донской бассейн. Но закрепиться здесь им не удалось. В XI - XII столетиях, когда создавалась «Повесть временных лет», эти земли (за исключением Тмутороканского княжества) давно и безраздельно принадлежали кочевым племенам. Память о пребывании на них славян была утрачена, поэтому летописец и не включил Дон в число рек, по берегам которых «сели» наши предки. В целом летописное свидетельство о расселении восточных славян отличается высокой степенью достоверности и в главных чертах подтверждается другими письменными источниками, археологическими, антропологическими и лингвистическими данными.

Два миграционных потока в древнерусские земли

Итак, восточнославянский этнос не знал ни племенного, ни диалектного единства, ни общей «прародины», каковой вплоть до недавнего времени безоговорочно признавалось Среднее Поднепровье. В сложном процессе расселения восточных славян выделяются два основных потока, берущих свое начало на обширных территориях от низовьев Вислы до северодунайских земель. Направление одного из них пролегало через Южную Прибалтику в междуречье Днепра и Западной Двины, где он раздваивался: северо-восточный его рукав (ильменские словене и, отчасти, кривичи) ответвлялся в псковско-новгородские края, а юго-восточный (кривичи, радимичи и вятичи) «загибался» в бассейны Сожи, Десны и Оки. Другой поток устремлялся по Волыни и Подолии в Среднее Поднепровье (поляне) и, разветвляясь, уходил на север, северо-запад и северо-восток (древляне, дреговичи, северяне).

Рассмотрим каждый из этих потоков, присвоив им условные названия «северный» и «южный».

В северо-западных землях Древней Руси славянское население появилось не позже V в. — именно к этому времени относится возникновение культуры псковских длинных курганов, разбросанных по берегам Псковского озера, рек Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чадогощи. Ее археологический облик (вещевой инвентарь, погребальная обрядность и т. д.) резко отличается от местных балто-финских древностей и, напротив, находит прямые аналогии в славянских памятниках на территории Польского Поморья. С этого времени славяне становятся основным населением этого региона (Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 213 - 216 ).

Следующая волна «северного» потока славянского переселения археологически представлена браслетообразными височными кольцами — характерными женскими украшениями, не свойственными ни одной из финно-угорских и балтских культур. Очагом этого миграционного движения было Повисленье, откуда славянские племена, носители браслетообразных колец, заселили западную часть ареала культуры псковских длинных курганов, продвинулись в Полоцкое Подвинье, Смоленское Поднепровье и далее на восток в междуречье Волги и Клязьмы, достигнув в IX - X вв. южных берегов Белоозера. Местное финское и балтское население было довольно быстро подчинено и отчасти ассимилировано пришельцами.

Почти одновременно в эти же земли пришли дунайские смоляне, чьим отличительным признаком являются лунничные височные кольца. Эти разные группы славянского населения объединились в мощный племенной союз кривичей. Летописец отметил, что кривичи обитали «...на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск»; они же были «первии насельници... в Полотьски», в их земле стоял Изборск. О том, что кривичи были пограничным населением всего древнерусского Северо-Запада, свидетельствует, в частности, латышское название русских — krievs («криевс»).

Другим местом оседания славян, участников «северного» колонизационного потока, было северо-западное Приильменье и исток Волхова. Наиболее ранние славянские памятники (культура новгородских сопок) датируются здесь VIII в. Большая их часть сосредоточена по берегам Ильменя, остальные рассеяны в верховьях Луги, Плюссы и бассейне Мологи.

Что касается радимичей и вятичей, то современные данные полностью подтверждают летописное известие об их происхождении «из ляхов». Но если радимичи, подобно ильменским славянам и западным кривичам, сохранили южнобалтийский антропологический тип, то вятичи унаследовали некоторые расовые черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины.

«Южный» поток хлынул на Среднерусскую равнину несколько позднее. Заселение славянами Среднего Поднепровья и лесостепной полосы с ее черноземными просторами началось в последних десятилетиях VII в. Два обстоятельства способствовали этому: во-первых, уход из Северного Причерноморья булгар и, во-вторых, образование в степях между Волгой и Доном Хазарского каганата, который временно перекрыл воинственным заволжским кочевникам — печенегам и венграм — дорогу на запад; в то же время сами хазары почти не беспокоили славян на протяжении всей первой половины VIII в., так как были вынуждены вступить в длительную войну с арабами за Северный Кавказ.

Впрочем, заселяя Поднепровье, славяне еще долго предпочитали держаться лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи. В VIII в. здесь возникает раннеславянская роменская культура. В следующем столетии славянские поселения продвигаются еще дальше в глубь степей, как это можно видеть по памятникам боршевской культуры на Среднем и Нижнем Дону.

Антропологические исследования показывают, что в заселении лесостепной полосы принимали участие славянские племена, принадлежащие как к балтийскому антропологическому типу (высокий лоб, узкое лицо), так и к среднеевропейскому (низкий лоб, широкое лицо).

Расселение славян на древнерусских землях сопровождалось стычками между племенами, порой принимавшими весьма ожесточенный характер. Столкновения были вызваны покушениями на соседнюю территорию, прежде всего на охотничьи угодья.

Конфликты этого рода были, вероятно, повсеместным явлением, но «Повесть временных лет» запомнила только один из них: поляне, по словам летописца, «быша обидимы древлянами и окольними». Обидеть племя или народ — значит, нарушить добрососедские отношения. Следовательно, речь идет о каком-то попрании прав полян на занимаемую ими территорию со стороны соседних племен.

Похоже, суть конфликта проясняет одна из былин киевского цикла, сохранившая реалии «докиевской» эпохи. Однажды, во время очередного «почестного пира» в Киеве, к князю Владимиру явились его слуги — и в каком виде?

Все они избиты-изранены.
Булавами буйны головы пробиваны,
Кушаками головы завязаны.

Оказалось, что они «наехали во чистом поле» на толпу неизвестных «молодцов» — «за три ста и за пять сот», которые «избили-поранили» княжьих людей, «повыловили» всю «белую рыбицу», «повыстрелили туров-оленей» и «повыхватали ясных соколов». Обидчики назвались «дружиною Чуриловою». В дальнейшем выясняется, что этот Чурила Плёнкович живет «не в Киеве», а «пониже малова Киевца» (на Нижнем Дунае), причем своим могуществом и богатством он превосходит князя Владимира — двор у него «на семи верстах», обнесен «железным тыном», а «на всякой тынинке по маковке, а и есть по земчужинке». Эта былина как будто является фольклорным вариантом летописного известия о нападении «древлян и окольних» на угодья полян.

Два независимых друг от друга миграционных потока, вобравшие в себя разные группы славянских племен, обусловили «двуполюсное» развитие ранней русской истории. Русский юг и русский север долгое время шли если не совсем различными, то вполне самостоятельными путями. Охотно подчеркивая свои отличия друг от друга, они слишком часто забывали о том, что их объединяло. И в конце концов историческая задача достижения государственного и народного единения оказалась не по силам ни одному, ни другому. Поэтому можно сказать вслед за С. М. Соловьевым, что Новгородская и Киевская земли были не двумя центрами, а двумя главными сценами нашей древней истории. Подлинное средоточие Русской земли находилось не там и обнаружило себя не сразу. Зерно ее государственности — Владимиро-Суздальская Русь — медленно вызревало в стороне от кипучей жизни древнерусского пограничья.



Случайные статьи

Вверх