Некоммерческая организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Некоммерческие организации

Является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность , направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров , выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Некоммерческие организации на основании ст. 24 Закона N 7-ФЗ вправе осуществлять виды деятельности , не запрещенные действующим законодательством . Деятельность должна соответствовать целям, для которых некоммерческая организация была создана и которые указаны в учредительных документах .
Закон N 7-ФЗ и ГК РФ (ст. 50) разрешают некоммерческим организациям вести , но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация . Согласно ст. 24 Закона N 7-ФЗ предпринимательской деятельностью признаются:
1) производство товаров , выполнение работ и оказание услуг , приносящие прибыль и отвечающие целям создания НКО ;
2) приобретение и реализация ценных бумаг ;
3) реализация имущественных и неимущественных прав ;
4) участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика .
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения указанных целей или для обеспечения дополнительных источников финансирования . Прибыль от не подлежит перераспределению между членами или участниками некоммерческой организации , а направляется на достижение целей, ради которых она создавалась. Для некоммерческих организаций критерии соответствия предпринимательской деятельности уставной законодательно не определены. Не раскрывают понятие «критерии соответствия » и специальные законы об отдельных видах некоммерческих организаций .
В подобной ситуации единственный выход — определить в уставе НКО , какой коммерческой деятельностью вправе заниматься данная организация . При этом учредители могут предусмотреть несколько видов коммерческой деятельности . В этом отношении в Законе N 7-ФЗ ограничений нет.
Чтобы понять, в каких случаях НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью , приведем пример. Допустим, одна из целей создания НКО охрана здоровья граждан . Организация содержит пансионат , и все доходы , получаемые от реализации путевок, направляются на его содержание, создание более комфортных условий для отдыха и на другие подобные цели. При таких условиях деятельность НКО , связанная с реализацией путевок сторонним покупателям, может быть признана предпринимательской , но соответствующей основным целям создания данной некоммерческой организации . В этом случае действующее законодательство об НКО не нарушается.
Предположим, образовательное учреждение осуществляет торговлю алкогольной продукцией или табачными изделиями и всю выручку от предпринимательской деятельности направляет на развитие образовательного процесса . Подобная деятельность явно не соответствует тем целям, для достижения которых создавалась данная организация , — воспитания и образования учащихся .
Действующее законодательство отдельно регулирует вопросы осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями различных организационно-правовых форм . Рассмотрим некоторые из них.
Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества , общества и иные хозяйственные организации , а также приобретать имущество , предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества , общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации .
Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели , даже если это не указано в их уставах.
Существует следующее ограничение в осуществлении предпринимательской деятельности общественными объединениями . Это территориальная сфера их деятельности. Региональные общественные объединения осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта Российской Федерации . Местные общественные объединения осуществляют свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления .

--

  • В соответствии с Законом N 95-ФЗ в целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, […]
  • Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, […]
  • Юридическое лицо при передаче политической партии или ее региональному отделению пожертвования в виде денежных средств перечисляет их на счет политической партии или ее регионального […]
  • Обратим внимание, что в учредительных документах некоммерческого партнерства можно установить иные правила распределения только той части имущества, которая соответствует имущественным […]
  • При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой […]
  • Имущество некоммерческой организации может формироваться за счет денежных поступлений и за счет имущественных взносов (передачи имущества в натуре). В соответствии с действующим […]

Юридические лица, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, признаются некоммерческими организациями (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности (п. 5 ст. 116 ГК РФ).

В отличие от коммерческих организаций, которые могут создаваться в строго предусмотренных ГК РФ формах, перечень форм некоммерческих организаций, приводимый в п. 3 ст. 50 ГК РФ, является открытым и может быть дополнен федеральными законами. Закон о некоммерческих организациях в пределах диспозитивного правового регулирования наряду с предусмотренными ГК РФ потребительскими кооперативами, общественными, религиозными организациями (объединениями), учреждениями, фондами, ассоциациями (союзами) включил в перечень некоммерческих организаций также некоммерческие партнерства, некоммерческие автономные организации, государственные корпорации и др.

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Второе из приведенных требований означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

    служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

    соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Необходимо отметить, что в Законе о некоммерческих организациях (п. 2 ст. 24), в отличие от ГК РФ, указано только первое условие - некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Второе условие о необходимости соответствия предпринимательской деятельности уставным целям некоммерческой организации в этом Законе отсутствует.

С точки зрения общих принципов применения норм законодательства не вызывает сомнения приоритетность норм Гражданского кодекса (п. 2 ст. 3 ГК РФ), который устанавливает специальную, а не общую правоспособность некоммерческих организаций.

Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности вообще имеет неоднозначную оценку. С одной стороны, она позволяет некоммерческим организациям в современных условиях недостаточного финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Заслуживает всяческого поощрения деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих к общественно полезному труду незрячих, глухих, людей с другими дефектами здоровья, способствующая социальной реабилитации. Однако под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима правового регулирования стала осуществляться разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи. Такая ситуация бросила тень на многие положительные инициативы.

Для разрешения этой ситуации законодатель, в частности, пошел по пути унификации налогообложения прибыли, получаемой организациями независимо от их вида. Концепцией гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», вступившей в силу с 1 января 2002 г., в отличие от ранее действовавшего налогового законодательства, является определение круга налогоплательщиков независимо от квалификации организации в качестве коммерческой или некоммерческой. Плательщиками налога на прибыль являются также и некоммерческие организации. Принцип исключения из налогооблагаемой базы доходов некоммерческих организаций, получаемых ими не от предпринимательской деятельности, остался только в части невключения в налоговую базу так называемых целевых поступлений, к которым согласно п. 2 ст. 251 НК РФ относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. В Кодексе приводится исчерпывающий перечень таких целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Что же такое предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и, в каких формах она может осуществляться?

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы:

    предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

    предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

И здесь мы можем ответить на поставленный выше вопрос: противоречит ли требованиям ГК РФ о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие некоммерческой организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары. Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, и их предпринимательская деятельность, связанная с созданием и участием в коммерческих организациях.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания или участия в хозяйственных обществах. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 121 ГК РФ).

Примерами ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций могут служить, например, запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), возможность для общественных фондов и благотворительных общественных объединений создавать и принимать участие только в хозяйственных обществах (ст. 118 ГК РФ, п. 4 ст. 12 указанного выше Закона).

В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах.

Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК РФ), сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). По общему правилу, доверительным управляющим может быть только коммерческая организация (п. 1 ст. 1015 ГК РФ).

Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены, прежде всего, на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней «коммерциализации», чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

В целом ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте. По части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало, чем отличается от правоспособности коммерческой организации.

Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, полученные ими от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и также учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Любая коммерческая организация (кроме учреждения) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам несет его собственник (п. 2 ст. 120 ГК РФ, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами - обращается в доход государства. Особенности распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, Закон о некоммерческих организациях устанавливает для некоммерческих партнерств. Такое имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства. Особенности распределения имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства сближают эту форму некоммерческих организаций с хозяйственными обществами и товариществами, однако заметим, что имущество ликвидируемого хозяйственного общества (товарищества) поступает в собственность участника (товарища) без ограничения его размера пределами взноса в уставный (складочный) капитал.

Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями (п.1 ст.50 ГК). Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности (п.5 ст.116 ГК). Такая особенность потребительских кооперативов вполне оправданна, поскольку эта форма некоммерческой организации создается и осуществляет свою деятельность именно для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ, в частности социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи и пр. Конкретные цели некоммерческой организации определяются ее учредительными документами.

Содержащийся в Гражданском кодексе подход к выделению из числа других юридических лиц некоммерческих организаций вызывает заслуженную критику специалистов в области предпринимательского права. "При таком подходе, - пишет В.И. Андреев, - оказывается, что деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации не имеет практического значения. Нередко некоммерческие организации осуществляют целиком предпринимательскую деятельность, не отвечая по правилам п.3 ст.401 ГК". И далее: "Гражданский закон не позволяет создание иных организационно-правовых форм юридического лица как коммерческой организации, хотя и разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, ставя тем самым под сомнение и в теоретическом плане само деление на коммерческие и некоммерческие организации" Андреев В.И. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. - М., Юрайт. 2001. - С. 72..

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п.1 ст.50 ГК). Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями (п.3 ст.50 ГК), т.е. предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Необходимо отметить, что в Законе о некоммерческих организациях (п.2 ст.24) в отличие от ГК указано только первое условие: некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Второе условие о необходимости соответствия предпринимательской деятельности уставным целям некоммерческой организации в этом Законе отсутствует.

С точки зрения общих принципов применения норм законодательства не вызывает сомнения приоритетность норм Гражданского кодекса как акта высшей иерархии (п.2 ст.3 ГК), который устанавливает специальную, а не общую правоспособность (хозяйственную компетенцию) некоммерческих организаций.

Указанное противоречие вызвало неоднозначное понимание и правоприменение. В литературе высказывается точка зрения, что "требование соответствия всякой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций их уставным целям применительно к отдельным видам некоммерческих организаций не является бесспорным" Кудрявцева Г.А. Федеральное законодательство России о праве общественных объединений на осуществление предпринимательской деятельности // Право и экономика. - 1998. - № 9. - С. 11.. Автор приводит в качестве возможного несоответствия уставным целям организации участие некоммерческой организации в хозяйственном обществе, производящем непрофильные для целей организации товары. Так, не вызывает сомнения участие общественной организации инвалидов в акционерном обществе, производящем протезы для инвалидов.

Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности вообще имеет неоднозначную оценку. Она позволяет некоммерческим организациям в современных условиях недостаточного финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Заслуживает всяческого поощрения деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих к труду незрячих, глухих, людей с другими дефектами здоровья к общественно полезному труду, способствующих социальной реабилитации. Однако под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима правового регулирования стала осуществляться разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи. Такая ситуация бросила тень на многие положительные инициативы.

Для разрешения этой ситуации законодатель, в частности, пошел по пути унификации налогообложения прибыли, получаемой организациями независимо от их вида. Концепцией гл.25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", вступившей в силу с 1 января 2002 г., в отличие от ранее действовавшего налогового законодательства, является определение круга налогоплательщиков независимо от квалификации организации в качестве коммерческой или некоммерческой. Плательщиками налога на прибыль являются также и некоммерческие организации. Принцип исключения из налогооблагаемой базы доходов некоммерческих организаций, получаемых ими не от предпринимательской деятельности, остался только в части невключения в налоговую базу так называемых целевых поступлений, к которым, согласно п.2 ст.251 НК РФ, относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованных указанными получателями по назначению. В Кодексе приводится исчерпывающий перечень таких целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Что же такое предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и в каких формах она может осуществляться?

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п.2 ст.24 Закона о некоммерческих организациях). Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы:

предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

И здесь мы можем ответить на поставленный выше вопрос: противоречит ли требованиям ГК о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, и их предпринимательская деятельность, связанная с созданием и участием в коммерческих организациях.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (п.1 ст.121 ГК).

Примерами ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций могут служить, например, запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п.4 ст.12 ФЗ от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), возможность для общественных фондов и благотворительных общественных объединений создавать и принимать участие только в хозяйственных обществах (ст.118 ГК).

В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст.825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п.3 ст.1027 ГК). По общему правилу, доверительным управляющим может быть только коммерческая организация (п.1 ст.1015 ГК).

Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней "коммерциализации", чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

В целом ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте. По части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало чем отличается от правоспособности коммерческой организации.

Это обстоятельство, а также возможность некоммерческих организаций нести самостоятельную имущественную ответственность (кроме учреждений) позволяют отдельным авторам ставить резонные, на наш взгляд, вопросы о наличии у большинства некоммерческих организаций экономических предпосылок для применения к ним процедур несостоятельности (банкротства) Свит Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. - 2000. - № 10. - С.23.. Как известно, в настоящее время пункт 1 ст.65 ГК содержит закрытый перечень некоммерческих организаций, которые могут быть признаны банкротами, - это потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. По мнению указанного автора, все некоммерческие организации, обладающие имуществом на праве собственности, могут быть включены в перечень субъектов, к которым могут быть применены процедуры банкротства. Это позволит создать дополнительные гарантии для кредиторов в отношении возможности взыскания задолженности, а некоммерческим организациям - использовать меры по восстановлению платежеспособности и освобождению от долгов, предусмотренные законодательством о банкротстве.

Верно, на наш взгляд, также то, что процедуры банкротства, применяемые к некоммерческим организациям, должны иметь определенные особенности, обусловленные их спецификой. В частности, это касается восстановительных мероприятий и процедуры внешнего управления. Проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности не должно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера, ради которой создана организация. Поэтому важная роль в восстановлении платежеспособности должна отводиться не расширению предпринимательской деятельности организации, а приведению в надлежащее состояние ее дел (взыскание долгов, реализация недвижимого имущества, не имеющего существенного значения для деятельности организации и т.п.) и получению помощи от учредителей и иных лиц.

Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, полученные ими от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и также учитываются на отдельном балансе (п.2 ст.298 ГК). Любая коммерческая организация (кроме учреждения) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (п.2 ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях).

Правовая природа предоставленного учреждению права самостоятельного распоряжения доходами от приносящей такие доходы деятельности неоднозначно оценивается специалистами. Большинство ученых придерживаются мнения, что закрепленное в ст.298 ГК право является правом хозяйственного ведения Маттей У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - М., Норма. 1999. - С. 331; Комментарий к ГК РФ / Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра. 1995. - С. 321; Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под ред. Тихомирова М.Ю. - М., Изд-во М.Ю. Тихомирова. 1998. - С.67.. Другая точка зрения, нашедшая отражение не только в научной доктрине, но и в законодательных актах, состоит в том, что доходы, получаемые учреждением от предпринимательской деятельности, поступают в собственность учреждения, поскольку только собственник может самостоятельно распоряжаться имуществом Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М., Юрист. 2000. - С. 172.. Третьей точкой зрения является позиция, что право самостоятельного распоряжения учреждением доходами от приносящей такие доходы деятельности является особым вещным правом, которое не укладывается ни в рамки оперативного управления, ни в рамки права собственности Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2000. - С. 357.. И наконец, последняя концепция состоит в том, что государство остается единым и единственным собственником имущества учреждения, принадлежащего ему на праве оперативного управления. Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение приобретает право самостоятельно, в рамках специальной хозяйственной компетенции, распоряжаться полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет этих доходов имуществом. Сами же доходы и приобретенное имущество по-прежнему принадлежат учреждению на праве оперативного управления Ершова И.В. Предпринимательское право. - М., Юриспруденция. 2002. - С. 213..

Оставляя за рамками этой статьи подробное рассмотрение многолетней и многоаспектной дискуссии ученых и практиков о правовой природе права учреждения на доходы от предпринимательской деятельности, отметим, что в любом случае вряд ли справедливой и рациональной является позиция законодателя об ограниченной ответственности учреждения только денежными средствами, в том числе и по обязательствам, вытекающим из предпринимательской деятельности учреждения. Вслед за позицией отдельных ученых, нашедшей подтверждение и в судебной практике, представляется, что по обязательствам, возникшим из предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, учреждение должно нести полную ответственность имуществом, приобретенным за счет этого дохода, а не только денежными средствами Ершова И.В. Указ. соч. - С.214; Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2005 г. № 4940 // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 4. - С. 14..

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами - обращается в доход государства. Особенности распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, Закон о некоммерческих организациях устанавливает для некоммерческих партнерств. Такое имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства Залесский В.В. Некоммерческие партнерства: уплата членских взносов // Право и экономика. - 2007. - № 1. - С. 18.. Особенности распределения имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства сближает эту форму некоммерческих организаций с хозяйственными обществами и товариществами, однако заметим, что имущество ликвидируемого хозяйственного общества (товарищества) поступает в собственность участника (товарища) без ограничения его размера пределами взноса в уставный (складочный) капитал.

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

3.1. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Государственные бюджетные учреждения, являющиеся государственными академиями наук, вправе осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Консультации юриста по ст. 24 Закона О некоммерческих организациях

Задать вопрос:


    • Ответ юриста:
  • Илья Нармацкий

    Экономика. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?ПОЧЕМУ?

    • Некоммерческие организации , в том числе некоммерческие партнерства, ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона 7-ФЗ, п. 1 ст....

    Игорь Авиловичев

    Виды фондов как некоммерческих организаций. Большое спасибо всем за помощь. Я надеюсь, что кто-нибудь всё-таки ответит на вопрос о ВИДАХ (!!!) фондов как некоммерческих организаций. Пожауйста, помогите. Это вопрос контрольной работы.

    • Ответ юриста:

      Классическими разновидностями фонда как организационно-правовой формы некоммерческой организации следует признать благотворительный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях) и общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях) . Негосударственные пенсионные фонды, созданные в соответствии с федеральными законами для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фондов в соответствии с заключенными с ними договорами, а также деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, считаются не фондами, а особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций социального обеспечения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 апреля 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах"), хотя их правовое положение весьма близко к статусу обычного фонда. Вместе с тем деятельность таких фондов связана с исключительно коммерческим использованием денежных средств граждан и распределением между ними полученных в результате доходов. Поэтому их некоммерческая природа вызывает серьезные сомнения. В то же время Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, вопреки названию, являются не фондами, а представляют собой самостоятельные финансово-кредитные государственные учреждения.

    Мария Зайцева

    Подскажите пожалуйста где взять правила регистрации некоммерческого благотворительного фонда!???

    • В налоговой наверно.

    Мария Куликова

    у какой формы НКО может быть один учредитель?

    • Ответ юриста:

      Практически у любой: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Статья 15. Учредители некоммерческой организации 1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Константин Селевачев

    К какому виду организации приравнивается некоммерческое партнерство. - к какому виду организации приравнивается некоммерческое партнерство для налоговой отчетности - где посмотреть по каким документам оно отчитывается перед налоговой инспекцией

    • Ответ юриста:

      Некоммерческие организации, в том числе некоммерческие партнерства, ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-

Некоммерческая организация — юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Действует Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков (извлечение прибыли – не основная цель; не распределяет прибыль между участниками). Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности.

Перечень форм некоммерческих организаций является открытым. Закон о некоммерческих организациях в пределах диспозитивного правового регулирования наряду с предусмотренными ГК РФ потребительскими кооперативами, общественными, религиозными организациями (объединениями), учреждениями, фондами, ассоциациями (союзами) включил в перечень некоммерческих организаций также некоммерческие партнерства, некоммерческие автономные организации, государственные корпорации.

Требования к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным:

предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую;

некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями; последнее означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям: а) служить достижению целей организации; б) соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности (в Законе о некоммерческих организациях указано только первое условие, но, нормы ГК РФ приоритетны, а в нем закреплена именно специальная правоспособность некоммерческих организаций).

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве. Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы: а) предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией; б) осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях. Противоречит ли требованиям ГК РФ о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие некоммерческой организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания или участия в хозяйственных обществах. В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования, сторонами в договоре коммерческой концессии. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней "коммерциализации", чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, полученные ими от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и также учитываются на отдельном балансе. Любая некоммерческая организация (кроме учреждения) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам несет его собственник. Обоснована и научно, и законодательно поддерживается точка зрения, что доходы, получаемые учреждением от предпринимательской деятельности, поступают в собственность учреждения, поскольку только собственник может самостоятельно распоряжаться имуществом.

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами — обращается в доход государства.

Что касается некоммерческих партнерств – его имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства.

Вопрос 27. Объединения в сфере предпринимательской деятельности (правовые вопросы). Правовые формы участия объединений в предпринимательской деятельности.

Объединение коммерческих организаций – форма интеграции, участники которой осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность. Классификация объединений предпринимателей может быть проведена по ряду критериев. Так, с точки зрения организационно-правовых форм объединений следует выделять: ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства, холдинги, финансово-промышленные группы, объединения предпринимателей, основанные на договоре простого товарищества.

*Понятия: Ассоциация (союз) — некоммерческая организация, представляющая собой договорное объединение коммерческих организаций, созданное в целях координации их предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов. Финансово-промышленная группа (ФПГ) — форма организационного объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции. Холдинг (холдинговая компания) — совокупность основного (материнского) общества (товарищества) и дочерних хозяйственных обществ, ведущих согласованную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному (материнскому) обществу (товариществу) определять условия ведения предпринимательской деятельности дочерними обществами.

По критерию экономического содержания , основанного на цели создания объединения, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных, коммерческих функций, распределении полномочий между участниками объединения, выделяют: концерны, конгломераты, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и пр.

*Понятия: Концерн — способ организации взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности путем централизации производственных, научно-технических, внешнеэкономических функций, финансовой и инвестиционной деятельности, а также сервисного, коммерческого обслуживания. Концерн представляет собой экономическое единство; централизованное управление — отличительный признак концерна. Конгломерат — совокупность разнопрофильных организаций, которые не имеют каких-либо общих производственных основ, но объединены организационными или финансовыми связями. Консорциум — временное договорное объединение субъектов предпринимательской деятельности, сохраняющих юридическую самостоятельность, создаваемое с целью осуществления крупных проектов.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, на что снять деньги в нко.

Картель — договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью усиления влияния на товарных рынках. Синдикат — предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору, которая может также осуществлять для участников синдиката закупки сырья. Пул — договорная форма предпринимательского объединения, участники которой не утрачивают юридической самостоятельности, создаваемая для консолидации средств и минимизации предпринимательских рисков с целью распределения полученных от совместной деятельности доходов в конце "пульного" периода. Пулы получили распространение в сфере страховых, торговых, биржевых, патентных и прочих услуг.

Цели объединений могут быть реализованы в результате образования определенной правовой формы . Так, например, концерны, как правило, воплощаются в форму холдинга; картели, консорциумы, пулы могут быть созданы в форме простого товарищества. Синдикаты, имеющие в своей структуре специализированную торгово-сбытовую контору, в современных рыночных условиях могут приобретать организационную форму финансово-промышленных групп или холдинговых компаний.

По способу организации объединения (добровольный или принудительный) можно выделить объединения вертикального и горизонтального типов. К объединениям вертикального типа или неравноправным объединениям, основанным на экономической субординации и контроле, относятся собственно холдинговые компании, а также объединения холдингового типа: унитарные предприятия с хозяйственными обществами (товариществами), в которых они имеют контрольную долю участия, некоммерческие организации с созданными ими хозяйственными обществами. К объединениям горизонтального типа или равноправным объединениям, основанным на добровольных отношениях кооперации, относятся договорные формы объединений: ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, простые товарищества. Финансово-промышленные группы, определяемые в законодательстве как совокупность юридических лиц, (1) действующих как основное и дочерние общества либо (2) полностью или частично объединивших свои активы на основе договора о создании ФПГ, в зависимости от формы создания могут быть отнесены в соответствии с критерием добровольности создания к первой или ко второй группе.

Возможна классификация объединений по критерию правосубъектности . С точки зрения традиционного цивилистического подхода, признающего в качестве коллективных субъектов гражданских правоотношений только юридические лица, к числу правосубъектных объединений относятся только ассоциации (союзы); все иные объединения, которые не обладают статусом юридического лица, являются неправосубъектными. Мы придерживаемся существующей в юридической литературе точки зрения о возможности признания за предпринимательскими объединениями, не являющимися юридическими лицами, частичной правосубъектности. Холдинги, ФПГ обладают частичной (неполной) правосубъектностью или отдельными ее элементами, поскольку в определенных случаях они становятся субъектами урегулированных нормами права общественных отношений. Так, в ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках законодатель, игнорируя форму (оболочку) юридического лица, рассматривает ФПГ и другие группы лиц, связанные отношениями зависимости, как единых хозяйствующих субъектов.

Ассоциации (союзы) являются юридическими лицами со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, в том числе: самостоятельной имущественной ответственностью по своим обязательствам имуществом, находящимся в их собственности, способностью выступать в гражданском обороте от своего имени. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами. Ассоциации могут заниматься предпринимательской деятельностью только путем создания хозяйственных обществ и участия в них.

Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ. К таким целям наряду с другими могут относиться защита интересов участников, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и пр. Квалификация некоммерческих партнерств, объединяющих коммерческие организации, в качестве объединений предпринимателей подтверждается Законом о рынке ценных бумаг, обязывающем создавать фондовые биржи в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства (ч.2 ст.11).

О Холдингах и ФПГ см. Вопрос 28.

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 944 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

АНО «Цифровая экономика», АНО «Институт развития интернета» и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере «Кадры и образование». Подписание состоялось 13 февраля в Москве на всероссийском форуме «Наставник».

АНО «Цифровая экономика», ИРИ и АСИ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере образования

Соглашение ставит целью объединение усилий Сторон в формировании и развитии кадрового потенциала цифровой экономики и предусматривает совместные действия по совершенствование системы образования в целях обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами, а также развитие благоприятных условий для освоения новых профессий, необходимых для развития цифровой экономики России.

Согласно подписанному документу, организации будут сотрудничать в сфере разработки и запуска новых образовательных проектов, способствующих развитию цифровой экономики, в продвижении и популяризации перспективных для цифровой экономики профессий и компетенций.

Может ли АНО вести предпринимательскую деятельность и иметь прибыль

Соглашение также предусматривает совместное участие в разработке документов, направленных на координацию и взаимодействие с органами власти и заинтересованными организациями, связанными с направлением «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

«Цифровую трансформацию экономики способны провести лидеры изменений, хорошо разбирающиеся как в современных технологиях работы с данными, так и в перспективных бизнес-моделях их применения. Чрезвычайно важно объединить усилия для вовлечения максимально возможного числа первоклассных экспертов и профессиональных площадок, федеральных и региональных органов власти»

Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»

«Подписание соглашения – важный шаг, который позволит консолидировать ресурсы трех организаций на пути к единой цели – значительному увеличению высококвалифицированных кадров не только в сфере технологий, но и в сфере управления, где наблюдается явный дефицит профессионалов, способных действовать в условиях цифровой трансформации»

Директор АНО «Институт развития интернета»

«Цифровая экономика – это в том числе стартапы, которые могут найти кадры только на открытом рынке. Но система образования таких специалистов массово не готовит, а из-за демографического спада мы ожидаем серьезный дефицит людей, обладающих алгоритмическим мышлением, разбирающихся в программировании, в работе с данными, понимающих, как работают цифровые платформы. Поэтому наши общие усилия направлены на развитие цифровой грамотности, в том числе, у взрослого населения, на создание ускоренных программ обучения, новых форм общего, среднего, профессионального и высшего образования, чтобы обеспечить рынок труда цифровой экономики востребованными специалистами»

Директор направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

АНО «Цифровая экономика» создана в целях предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики в Российской Федерации, в том числе путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, а также координации взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти.

АНО «Институт развития интернета» – организация, созданная для развития отрасли современных технологий в России (интернет, софт и медиа), повышения конкурентоспособности российских компаний и корпораций за счет применения интернет-технологий, развития экосистемы интернет-предпринимательства и бизнеса в России.

АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создана распоряжением Правительства Российской Федерации. Инициатива создания Агентства принадлежит Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Деятельность Агентства направлена на реализацию важных для развития экономики страны инициатив по таким направлениям, как улучшение инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, кадровое обеспечение промышленного роста, Национальная технологическая инициатива (НТИ) и Цифровая экономика. Агентство также поддерживает коммерческие, социальные и образовательные проекты в части преодоления административных и нормативно-правовых барьеров, проведения всесторонней экспертизы и привлечения финансирования (через финансовые институты и институты развития).

Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью?

Для того чтобы понять ответ на этот вопрос, попробуем разобраться в том, чем отличаются коммерческие предприятия от некоммерческих организаций.

Некоммерческая организация создается для решения вопросов группы лиц, объединенных общими целями и интересами. Как правило, эти структуры решают социальные задачи, занимаются благотворительностью, способствуют развитию образования, здравоохранения, культуры. Некоторые виды некоммерческих структур, например, благотворительные фонды, направляют взносы, полученные на добровольной основе от физических лиц и организаций, на оказание помощи нуждающимся гражданам, на строительство школ, больниц, детских садов и т.д.

Прибыль, полученная в результате деятельности некоммерческого предприятия, не распределяется между участниками, а направляется на решение тех задач, ради которых была создана организация. Это основное отличие от коммерческих компаний, создаваемых именно ради получения прибыли, которая после уплаты всех налогов остается в распоряжении участников общества.

Взаимодействие некоммерческих и коммерческих организаций

Иногда коммерческим организациям выгодно объединяться с некоммерческими предприятиями, если у них есть общие задачи или их взаимодействие помогает обеим сторонам. Такие организации называются ассоциациями (союзами). При этом обе стороны сохраняют за собой права юридических лиц. Предпринимательская деятельность представляет важность для большинства некоммерческих фирм, поскольку для решения любой социальной проблемы необходимы финансовые средства. Законом не запрещено участвовать не прибыльным компаниям в предпринимательстве. Это помогает эффективно решать поставленные задачи.

Некоммерческая организация как учредитель коммерческого предприятия

Некоммерческая организация может быть учредителем коммерческого предприятия. Это предусмотрено законом. Например, АНО (автономная некоммерческая организация), занимающаяся образовательной деятельностью, имеет право стать единственным учредителем ООО, которое будет заниматься торговой, производственной, посреднической и другими видами деятельности. При этом предприятия уплачивают налоги и ведут бухгалтерский учет отдельно, как две разные организации. Аналогично могут действовать другие некоммерческие фирмы.

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 15 не на религиозные организации, Государственную компанию «Автодор».

Действие п.п. 1, 1.1 — 1.3 ст. 15 не на бюджетные и казенные учреждения.

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

1. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

1.2. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

1.2-1. Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

(п. 1.2-1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 505-ФЗ)

1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:

1) Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

2) субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.

Задайте вопрос дежурному юристу,

3 введен Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.



Случайные статьи

Вверх